Работы учащихся, выполненные к уроку-зачёту «Комплексный анализ текста. Как пишется «по-прежнему» или «по прежнему»? Комплексный анализ текста «Степь»

ГДЗ по русскому языку для 9 класса к «Учебник. Русский язык. 9 класс, Бархударов С.Г., 2000».

Название: ГДЗ по русскому языку. 9 класс. К учебнику по русскому языку за 9 класс.

Домашняя работа по русскому языку за 9 класс к учебнику "Русский язык. 9 класс."
Учебно-практическое пособие.

Примеры.

1) За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А. Н. Т.) 2) Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. 3) Асфальт уже высох, и только на цветах газонов блестели чистые крупные капли. (С. Ант.) 4) Сверху жарко палило солнце, и до раскаленной кабинки невозможно было дотронуться. (С. Ант.) 5) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. (Ч.)
Вдали - правописание наречий с приставками, образованных от существительных с предлогами.
По-прежнему - правописание наречий с приставкой «по» и суффиксами «ому», «ему», «и».
I. Брезжил (что делал?) - глагол.
II. Н. ф. - брезжить.
Пост.: несов. в., неперех., 2 спр.
Непост.: изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., м. р.
III. В предложении - сказуемое.
I. Человечка (какого?) размахивающего - прич., особая форма глагола.
II. Н. ф. - размахивающий.
Пост.: действ., полн. ф., наст, вр., несов. вид. Непост.: в форме род. п., ед. ч., м. р.
III. В предложении- определение.

В жизни человека большую роль играют разносторонние знания, потому что ни один предмет нельзя знать отлично, не разбираясь во всех остальных. Ни один географ не позволит себе, например, неграмотно написать название какой-нибудь страны, реки, географический термин.

Знания необходимы человеку. Без них никогда не получить интересную профессию, без них нельзя жить достойно.

Содержание
1. Международное значение русского языка 3
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения 5
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3. Основные виды сложных предложений 7
Союзные сложные предложения
Сложносочиненные предложения
4. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 8
Сложноподчиненные предложения
5. Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нём 15
Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению
6. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 17
7. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 22
8. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 29
Придаточные предложения образа действия и степени 29
Придаточные предложения места 35
Придаточные предложения времени 36
Придаточные предложения условные 41
Придаточные предложения причины 41
Придаточные предложения цели 43
Придаточные предложения сравнительные 44
Придаточные предложения уступительные 47
Придаточные предложения следствия 50
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
9. Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 55
Бессоюзные сложные предложения
10. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 63
11. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 64
12. Тире в бессоюзном сложном предложении 68
Сложные предложения с различными видами связи
13. Сложные предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи и пунктуация в них 72
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
14. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление 78
15. Русский литературный язык и его стили 80
ПОВТОРЕНИЕ
Фонетика. Графика. Орфография 81
Лексика. Фразеология. Орфография 90
Состав слова и словообразование. Орфография 97
Морфология. Орфография 101
Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение 101
Глагол 113
Наречие 120
Предлог. Союз. Частица 122
Синтаксис. Пунктуация
Употребление знаков препинания
Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 133
Запятая 134
Точка с запятой 137
Двоеточие 138
Тире 138
Скобки 139
Кавычки 140

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.


Дата публикации: 12.06.2014 07:46 UTC

  • ГДЗ по русскому языку для 9 класса 2013 к «Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Бархударов, Крючков, Максимов, Чешко, 2003, 2011»
  • ГДЗ по русскому языку для 9 класса к «Учебник. Русский язык. 9 класс, Бархударов С.Г., 2008»
  • ГДЗ по русскому языку для 9 класса к «Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Бархударов, Крючков, Максимов, Чешко, 2003»
  • Готовые домашние задания по русскому языку - 9 класс - Бархударов С.Г.

Следующие учебники и книги:

  • ГДЗ по русскому языку для 9 класса 2011 к «Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, Рыбченкова, Александрова, Львова, Роговик, 2010»

Образуйте однокоренные наречия от данных слов, обозначая изучаемую орфограмму (см. образцы). Используйте предложенные приставки и суффиксы.

Запишите однокоренные наречия к данным словам, обозначая условия употребления дефиса. Какой частью речи являются слова первый, седьмой и др.?

Составьте предложения со словами во-первых, во-вторых и т. д. Пусть они начинаются так: «Сегодня я, во-первых, ...»

Обратите внимание: слово во-первых , как и каждое из этих слов, выделяется запятыми (оно не является членом предложения). Что обозначают эти слова? В каких случаях они употребляются?

Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в- (во-) , если в слове есть суффиксы -ому (-ему), -ых (-их), -и .

274. Замените выделенные выражения наречиями и запишите по образцам, обозначая изучаемую орфограмму. Составьте два сложных предложения, включив в состав простых причастные обороты.

  1. Прыгает как заяц - прыгает по-заячьи ; ходит как медведь ; моросит, как осенью ; поступает как товарищ .
  2. Сделал, как вы просили , - сделал по-вашему ; вышло, как ты думал ; получилось, как я предполагал .

Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями. Объясните данные ниже примеры.

275. Какой частью речи являются выделенные слова? Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и запятые. Сопоставьте выделенные слова. Можно ли их назвать омонимами?

1. Солнце светило (по)зимнему (не)ярко. (По)зимнему небу плыли снеговые обл..ка. 2. Когда лыжники вышли на место прежней ст..янк.., там всё было (по)старому . Лыжники шли (по)старому следу пролож..ному многими группами. 3. Солнце с..дилось но туристы (по)прежнему шли (не)останавливаясь. (По)прежнему пути идти было легче. 4. Шли дожди (по)этому река разлилась. (По)этому мостику мес..ные жители давно уже (не)ходят. 5. Охотники устали и (по)тому с удовольствием заноч..вали у лесника. Мы шли (по)тому берегу реки по которому проход..т дорога.

Что обозначают неопределённые местоимения?

Вспомните, как пишутся неопределённые местоимения с приставкой кое- и с суффиксами -то, -либо, -нибудь . Приведите примеры этих местоимений.

Рассмотрите схему и сформулируйте общее правило «Дефис в неопределённых местоимениях и наречиях».

276. Запишите образованные вами наречия, пользуясь материалом для наблюдения. Какие из этих наречий можно заменить словами однажды, изредка, небрежно? Какие из этих наречий указывают на что-то неизвестное, на неопределённый признак, место, время?

277. Проанализируйте предложения. Выпишите словосочетания с наречиями, которые пишутся через дефис, обозначьте орфограмму.

1. Вдали (по)прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. 2. Бричка ехала прямо, а мельница почему(то) стала уходить влево. 3. Вода падала на землю и, прозрачная, весёлая, сверкая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда(то) влево. 4. Где(то) не близко плакал чибис и изредка раздавался писк трёх бекасов. 5. Дениска перегнал Егорушку и, (по)видимому, остался этим очень доволен. 6. (Кое)где на равнине высились небольшие курганы и летали вчерашние грачи.

(А. Чехов)

278. Спишите, раскрывая скобки и обозначая условия выбора дефисных написаний. Какие наречия вы написали без дефиса?

Поступил не (по)товарищески, поднять (по)выше, (мало)помалу приближаемся, (светло)серое небо, (когда)нибудь приедет, (иссиня)чёрное облако, отрезать (по)меныпе, греет (по)весеннему, случилось (давным)давно, наточить (остро)преостро, ступать (по)медвежьи, сделаем (по)вашему, одеться (по)зимнему, говорил (по)английски, идти куда(то), птиц (видимо)невидимо, выполнить точь(в)точь, бок(о)бок.

давным-давно
волей-неволей
видимо-невидимо
мало-помалу
точь-в-точь
бок о бок

279. Слитно, раздельно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора правильных написаний. Над какими видами орфограмм вы работали?

(Ни)кто, (железно)дорожный, (северо)восток, (к)нам, куда(то), (сто)тысячный, кого(либо), (кое)где, (о)себе, ни(с)кем, (пяти)миллионный, (выпукло)вогнутый, (юго)восток, (по)нашему, (мало)помалу, не(к)кому, (дальне)восточный, (северо)западный, (со)мной, (по)просту, кое(к)кому, (по)зимнему, (кого)либо, откуда(то).

280. Систематизируйте материал и составьте таблицу «Дефис между частями слова». Над какими видами орфограмм вы будете работать? Заполните таблицу примерами, обозначая в них условия употребления дефиса.

Приложение № 2

Работы учащихся, выполненные к уроку-зачёту «Повторение пройденного за курс девятилетней школы»

Комплексный анализ текстов, выполненный учащимися.

План работы с текстом.

    1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

      Докажите, сто это текст.

      Как связаны предложения в этом тексте? Какие средства связи здесь использованы?

      Определите тему, основную мысль текста.

      Озаглавьте текст.

      Составьте план текста.

      Каким типом речи является данный текст (повествование, описание, рассуждение)?

      Определите стиль текста, докажите своё мнение.

      Каково лексическое значение подчёркнутого слова?

      Есть ли в тексте многозначное слово, заимствованное слово (поработайте со словарями)?

      Подберите синонимы, антонимы к какому-либо слову.

      Какие орфограммы встретились в этом тексте? (Сгруппируйте слова по видам орфограмм).

      Сделайте фонетический разбор любого слова.

      2-3 слова разберите по составу.

      Произведите морфологический разбор любого слова.

      Найдите сложное предложение. Произведите его синтаксический и пунктуационный разбор.

Работа № 1

Комплексный анализ текста «Степь».

Степь

Перед глазами ехавших расстилалась широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов…

Над поблекшей травой носятся грачи, все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной. Летит коршун над самой землёй. А вдали машет крыльями мельница…Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник, вырастет на мгновенье серая каменная баба и высохшая ветла, перебежит дорогу суслик…И опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи…

Но вот навстречу едет воз со снопами. А вот на холме показывается одинокий тополь. За тополем ярко-желтым ковром от верхушки холма до самой дороги тянутся полосы пшеницы.

Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется равнина, холмы, небо; опять носится над землей коршун. Вдали по – прежнему машет крыльями мельница.

…Вся местность не походила на вчерашнюю. Далеко впереди белели колокольни и избы какой-то деревни. В промежутках между изб и за церковью синела река, а за нею туманилась даль. Вместо дороги по степи тянулось что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское.

А.П.Чехов

2-8 Перед нами текст. В нем дана группа предложений, связанных по смыслу и с помощью лексико-грамматических средств. Писатель рисует картину степи, показывая предметы и их местонахождение. (Перед глазами…расстилалась…равнина; над поблекшей травой носятся грачи; летит коршун над самой землей; вдали машет крыльями мельница; мелькнет в бурьяне…булыжник и т.п.).

Почти все предложения содержат сведения о том, где что-то находится, и сообщение о том, что находится. В большинстве своём предложения связаны параллельно, имеются лишь отдельные случаи цепной связи (…тополь ← за тополем…;

…избы ← …между изб.)

Степь показана через восприятие мальчика, который едет поступать в гимназию. Текст условно можно разделить на две части. Заголовок текста «Степь» совпадает с темой. Первая микротема «Однообразие степного пейзажа», вторая – «Степь, вовсе не похожая на вчерашнюю». Главная мысль – показать смену настроения героя, навеянного картинами степи.

В I-ой части (она включает 3 абзаца) передаётся однообразие мира, увиденного мальчиком, во II-ой – изменения, произошедшие в пейзаже. В основу композиции отрывка положен приём антитезы. Стиль текста – художественный.

В I-ой картине степь рисуется различными языковыми средствами: лексическими и синтаксическими. Но главную роль здесь играет лексика. Повтор слов, называющих то неизменное, постоянное, что видит герой (холмы, равнина, коршун, грачи, мельница), сочетается с повтором целых конструкций, с использованием слов, подчёркивающих однообразную картину (опять, по-прежнему, тянется, машет, однородные члены, бессоюзные сложные предложения).

Все другие предметы здесь случайны, они лишь изредка появляются перед глазами ехавших и быстро исчезают (Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник…). Поэтому для характеристики тополя автор использует эпитет одинокий, вводит указательное слово вот, привлекающее наше внимание к новым деталям, наряду с глаголами несовершенного вида настоящего времени (носятся, делают, бегут, едят, показывается) употребляет глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида со значением мгновенного действия (промелькнула).

Во второй картине текста показана местность, не походившая на вчерашнюю. Герой увидел новые предметы, более разнообразные и яркие. Вместо основного цвета поблекшей травы появляются краски, создающие чувство радости: белели, синели. Это ощущение усиливается и характеристикой дороги. Описывая дорогу, писатель использует эпитеты: что-то широкое, размашистое и богатырское.

Таким образом, автором созданы две противоположные картины степи с помощью различных изобразительных средств языка: эпитетов (широкая, бесконечная равнина, поблекшей травой, серая каменная баба, высохшая ветла, одинокий тополь, ярко-жёлтым ковром); метафор (носятся грачи, машет крыльями мельница, вырастет… каменная баба).

Синтаксис представлен простыми предложениями, которые осложнены однородными членами, причастным оборотом; бессоюзными сложными предложениями и сложносочиненным предложением.

Эмоциональность, образность – вот отличительные черты данного стиля.

9. Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник …*

Слово бурьян однозначное. В толковом словаре С.И.Ожёгова указывается его лексическое значение: общее название высоких сорных трав. Сад зарос бурьяном.

Слово бурьян имеет синоним – трава, который тоже употребляется в тексте.

Слово бурьян является общеупотребительным, стилистически нейтральным (никаких помет, связанных с особенностями употребления, в словаре нет)

10.А вдали машет крыльями мельница …*

Существительное мельница является многозначным. В толковом словаре С.И.Ожегова указываются его значения:

    предприятие, здание с приспособлениями для размола зерна. Водяная, паровая, ветряная мельница. Воевать с ветряными мельницами (перен.: против воображаемого противника). На чью-то мельницу воду лить (перен.: действовать в чью-нибудь пользу);

    ручная машинка для размола зерен. Кофейная мельница;

    аппарат для тонкого помола каких-нибудь материалов (спец.). Барабанная мельница.

В данном контексте слово употреблено в первом значении. Слово мельница является нейтральным, то есть может употребляться во всех стилях речи.

11. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница.

Лексическое значение слова вдали можно объяснить с помощью подбора синонимов : вдалеке, далеко.

Слово вдали является общеупотребительным, стилистически нейтральным.

Вдали – вблизи (антонимы) .

На большом расстоянии, далеко. На малом расстоянии, близко.

Вблизи ли производилась работа – он был вдали от неё…

Н..Гоголь «Мертвые души»

(М.Р.Львов «Школьный словарь

антонимов русского языка»)

Употребление синонимов вдали, далеко в тексте помогают автору избежать повторения слова, выразить мысль более точно.

12.Орфограммы.

1) Проверяемая безударная гласная в корне: беско нечная, ле тит, вда ли, высо хшая, бе лели.

2) Чередующиеся гласные в корнях слов: рассти лалась, выра стет, ра внина.

3) Буква – и – после шипящих: ши рокая, перебежи т, размаши стое.

4) Буква з-с на конце приставок: рас стилалась, бес конечная, раз машистое.

5) Дефисное написание слов: по- прежнему, какой- то, ярко- жёлтым (слож.прил.обозн.цвет).

6) Удвоенная -н- : каменная ← камень, перехваченная ← перехватить.

7) Гласные е-и в окончании глаголов I и II спряжения:

Мàшет – махать (I спр.); вырастет – растёт (I спр.); едет – ехать (I спр.);

носится – носиться (II спр.)

13. Серая – се-ра-я [ с` эрайа]

с [ с`] – согл., глух., пар. [с-з], мягкий, парный [с`- с]

е – [ э ] – гласн., ударный

р – [ р ] – согл., сонор.,непарный; твердый, пар.[ р-р ]

а – [ а ] – гласн.,безудар.

я- [ й`] – согл.,сонорн.непар., мягкий непар

[ а ] – гласн.,безуд.

____________________________________________

5 букв 6 звуков

14. Каменная 2 , по-прежнему 2

Каменная; каменная ← камень (суффиксальный способ)

По-прежнему; по-прежнему ← прежний (приставочно-суффиксальный способ).

15. Перехваченная 3 – причастие

Равнина (какая?) перехваченная; Н.Ф. – перехваченный

Пост.пр.:сов.в., страд.,прош.вр.; непост.пр.:полн.ф., ед.ч.,ж.р., в им.пад.

Равнина (какая?) перехваченная цепью холмов.

пр. сущ. гл. пр. сущ. сущ. гл. пр. сущ. прил. прил.

16. Для разнообразия мелькнет в бурьяне булыжник , вырастет на мгновенье серая каменная

сущ. пр. прич. сущ. гл. сущ. сущ.

баба и высохшая ветла , перебежит дорогу сусли к. (Пов.,невоскл.,3 гр.осн.-сложное, бессоюз)

[ 1) ==== ─── ], [ 2) ==== ─── и ───] , [ 3) ==== ─── ] .

МОУСОШ № 2 г.Кстово

Удалова Татьяна

Работа № 2

Комплексный анализ текста «Поговорим о бабушках».

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают, а то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержатся трудно. Внутри как будто пружина сжимается 3 и хочет распрямиться, вытолкнуть 2 возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, а ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость - довольно тяжкое и печальное 2 время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – заботы, радости, тревоги интересная жизнь, надежды. И только ты – её единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит 4 . Это его возрастная 2 особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

И.Медведева

2-8 В данном тексте автор призывает читателя задуматься над отношением к пожилым людям. Задача автора – воздействовать на читателя, убедить его. Этот текст публицистического стиля. Характерны для данного стиля риторические вопросы (Ну что делать…), обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты…), побудительные и восклицательные предложения, однородные члены (ее единственная забота, её …радость…и т.д.), инверсия, усиливающая эмоциональность высказывания (И стыдно бывает…И только ты…Вот у стариков…), параллельная связь предложений, в которых присутствует только новая информация, а известная опускается (надоедает…Во всё вмешивается…Надо прощать. Терпеть…), использование союзов, частиц с усилительным значением (И стыдно…; она-то …; ты-то …; И только ты…; а потом…).

Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует средства эмоционального воздействия, то есть эпитеты (маленький, беспомощный; сильнее её, здоровее, шустрей; тяжкое и печальное время); сравнения (как будто пружина сжимается; меньше, чем тебе); градацию (и только ты – её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда); разговорные слова (шустрей, поучать).

Текст имеет вводную и основную части, и концовку. В основной части можно выделить две микротемы.

В 1-ом абзаце – зачин – Ох уж эта бабушка! Это предложение со значением оценки, выраженным не столько словами, сколько интонацией. В нем характеризуется бабушка, но не конкретная, чья-то, а многих, т.е. типичная. При этом автор выступает не от своего имени, а от лица внуков, выражая их мысли и чувства. Интересным в отрывке являются два момента: во-первых, во всех предложениях опущено указание на лицо, которое характеризуется; во-вторых, признаки «предмета» даются через его действия, потому и употреблены глаголы,. Настоящее время подчеркивает, что эти признаки постоянны. Использование довольно длинного ряда одинаково построенных параллельно связанных предложений с опущенными средствами связи (она, бабушка) – выразительный прием публицистического стиля.

Два последних предложения абзаца относятся к другому типу речи. Слова стыдно, трудно сдержаться говорят о том, что здесь передается внутреннее состояние человека. Указание на лицо, испытывающее это состояние, отсутствует, чем усиливается значение обобщенности (имеется в виду: каждому, любому стыдно, трудно…). Эмоциональность повышает использование инверсии – обратного порядка слов, усиленного частицей и.

Следующая часть текста – это ответ автора на вопрос: что же делать? Ответ построен как цепь рассуждений с одним тезисом: Надо прощать…Терпеть…Опекать, беречь. К этому тезису автор использует несколько рядов доводов. Сначала аргументируется каждая часть тезиса: прощать, потому что…; терпеть, потому что… (при этом связка потому что опущена). Затем автор приводит два доказательства ко всему тезису, первый из них строит как доказательство от противного: 1) Нет, не за то, что…; Просто потому, что…; 2) А потом у каждого…; Вот и у стариков… Каждый из этих аргументов развернут. При первом из них есть уточнение высказанной мысли, объяснение того, почему старость – печальное время жизни. При втором есть дополнительный аргумент (Ты же не будешь обижаться…) и вывод: Не обижайся и на стариков…

План текста.

1) Давай поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках.

2) Ох уж эта бабушка!

3) Что же делать с бабушкой?

4) Не обижайся и на стариков

9 Опекать, беречь.

Глагол опекать является многозначным. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов дает следующие толкования этого слова: 1) осуществлять опеку над кем-нибудь. Опекать сирот;

2) заботиться, иметь попечение о ком-нибудь. Опекать младших; 3) в некоторых спортивных играх: неотступно следя за одним из игроков соперника, подавлять его активность (разг.). Опекать нападающего.

В нашем предложении слово опекать употреблено во втором его значении. В этом же предложении употреблен синоним беречь. Возможные синонимы: заботиться, беспокоиться.

10 А то придет к школе и сидит с плащом и с зонтиком *…

Зонтик (голл.яз.):

    1. приспособление для защиты от дождя, солнца, натягивающийся округлый кусок ткани, с помощью спиц соединенный с длиной ручкой. Складной зонтик. Как рыбке зонтик нужен кто-нибудь (нужно что-нибудь) (совершенно не нужен, не нужно; разг., шутл.);

      соцветие, у которого все цветки расположены в одной плоскости (спец).

В нашем предложении слово зонтик употреблено в его первом значении, является заимствованным, многозначным, общеупотребительным.

Во втором его значении может употребляться в качестве научного термина (семейство зонтичных), т.е. в толковом словаре имеется помета (спец.).

Слово зонтик может иметь эмоциональную окрашенность (Как рыбке зонтик…), в этом случае эмоционально-экспрессивная окрашенность слова обозначается в словаре следующим образом: разг.(разговорное), шутл. (шутливое).

11. Пусть она считает тебя маленьким * и беспомощным…

Прилагательное маленький является многозначным. В этом предложении маленький употреблено в одном из своих значений: маленький, то есть малолетний. В данном случае лексическое значение слова объясняется путем подбора синонима.

Слово маленький употребляется и в других значениях: 1) небольшой о размерам, по количеству. Маленький домик. Синонимы: крошечный, крохотный ничтожный. Маленькая неприятность.

Слово маленький может иметь эмоциональную окрашенность (разг.). Например: по маленькой (выпить) (разг.) – немного. Моё дело маленькое (разг.) – это меня не касается, я не отвечаю за это.

В нашем случае к слову маленький можно подобрать антоним взрослый.

Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие – на сердце. (Пословица).

Когда я был ребёнком, я старался быть похожим на большого…Сколько раз это желание – не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, останавливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить.

Л.Н.Толстой «Детство»

(см. «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова).

Роль синонимов и антонимов в тексте.

В тексте много синонимов: собственные – родные (бабушки), маленький – беспомощный, тяжкое – печальное (время), вмешивается – делает замечания; заботы – тревоги; сильнее – здоровее – шустрей.

Синонимы, используемые в тексте, разнообразят речь, помогают избежать не -

Не случайны в тексте и антонимы: старики – младенцы; маленький – старый.

Данные антонимы – слова эмоциональной окраски. Они помогают автору противопоставить мудрость пожилых людей максимализму, отсутствию терпимости молодых, то есть автор использует приём антитезы.

№ 12. Орфограммы.

    1. Проверяемая безударная гласная в корне слова: поговорим – говор, сдержаться – держит, опекать – опека.

      Чередующиеся гласные о-а в корнях раст-ращ-рос: возраста, возрастная.

      Буквы с-з в приставках: сдержаться, сжиматься, беспомощным, вспоминать, возрасту.

      Гласные е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения:

надоедает – надоедать (I спр.), заставляет – заставлять (I спр.)

    1. ь после шипящих в глаголах: беречь (неопр.ф.гл.), знаешь – 2 л.ед.ч.,

будешь – 2л.ед.ч.

    1. – не – с глаголами: не хочется, не будешь, не обижайся.

      Одна и две –н - в суффиксах прилагательных: единственная ← единство, жизненная ← жизнь, постоянная ← постоянство.

      Дефисное написание слов: она-то, все-таки, ты-то.

13. Свое* - сво-е [ свай`о ]

с- [ с ] – сог., глух.парн. [ с-з ], тверд.пар. [ с-с ]

в- [ в ] – сог.,звон.парн. [ в-ы ], твер.пар.[ в-в ]

о- [ а – глас.,безуд.

е [ й`] – согл.,сонор.непар., мяг.непар.

[ о ] – глас., ударный

_______________________________________

Вытолкнуть; вытолкнуть ← толкнуть (приставочный способ);

Возрастная; возрастная ← возраст (суффиксальный способ);

Печальное; печальное ← печаль (суффиксальный способ).

15. Сжимается 3 – глагол

    Пружина (что делает?) сжимается. Н.Ф. – сжиматься

    Пост.пр.: нес.в, возврат, I спр., непереход; непост.пр.: изъяв.н.,наствр.,ед.ч.,3л.

    Пружина (что делает?) сжимается.

16. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит.

(Повест, невоскл., сложное -2-г.о., союзное, сложноподчиненное, состоит из главного [Ты же не будешь обижаться на грудного младенца] и придаточного условия (…если он кричит), придаточное прикрепляется к главному при помощи подчинительного союза если и отвечает на вопрос: при каком условии?

При каком условии

, (если…)

Выполнила ученица 10 «Б» класса

МОУ СОШ № 2

Кедяркина Оксана

Работа № 3

Комплексный анализ текста «Круговорот воды в природе»

Ученые выяснили, что на земном 3 шаре существует круговорот воды. Что же это за явление?

Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды. Испарившуюся влагу подхватывают воздушные течения. Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы*, они сгущаются 4 . Так из мельчайших капелек образуются облака.

Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие. Отдельные струйки соединяются и превращаются в ручьи 1 . Те в свою очередь дают начало рекам. После короткого или долгого пути они достигают океана или моря.

Часть выпавших осадков по трещинам и порам проникают в глубь земной коры. Эти воды тоже устремляются к океану.

Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный 2 покров и ледники 2 . Весной и летом талые воды стекают в русла рек и уносятся в океан.

Значит, рано или поздно 2 вода, испарившаяся из Мирового океана, разными путями снова попадает а него. Так замыкается круговорот воды в природе.

(По А.Муранову)

№ 2-8 В тексте раскрывается сущность явления, называемого круговорот воды в природе. Автор не просто сообщает сведения, а с их помощью с научных позиций объясняет явление, характеризуя его. Текст адресован всем, желающим понять суть процесса. Этот отрывок из научной книги относится к научному стилю речи. Именно задачей автора – объяснить явление – определяются особенности текста, как точность, обобщенность, неэмоциональность. Эти особенности проявляются благодаря отбору содержания и языковых средств. Речь идет об установленных наукой постоянно повторяющихся фактах. При этом используются слова с отвлеченным значением, термины (суша, солнечные лучи, влага, осадки и др.), глаголы, которые обозначают обобщающие действия (попадают, превращаются, достигают и т.п.), глагольные формы настоящего времени со значением постоянного действия.

Текст является разновидностью научного рассуждения, в котором устанавливаются логические связи между различными фактами действительности: даются объяснения, формируются причины и следствия, приводятся доказательства, делаются выводы и обобщения.

Явление, рассмотренное в тексте, представляет собой процесс. Чтобы объяснить, в чем он состоит, автор выделяет основные его компоненты и показывает существенную между ними связь. Таким образом, главная задача пишущего – вскрыть выявленные ученым взаимосвязи между такими фактами в жизни природы: наличие рек, морей, океанов – образование облаков – выпадение осадков – попадание воды в реки, моря, океаны. Эти взаимосвязи нельзя наблюдать, их можно только логически обосновать. Вот почему текст следует считать рассуждением.

Однако это рассуждение своеобразно: не доказательство с тезисом, аргументом и выводом, а объяснение. Рассмотрим, как оно построено.

В первых трех предложениях констатируется три факта: испаряется вода, пары подхватываются воздушными потоками, в холодных слоях атмосферы они сгущаются. Взаимосвязь этих фактов, во-первых, вытекает из смысла сказанного, а во-вторых, передается путем цепной (1-е и 2-е предложения) и параллельной (-е и 3-е) связи предложений. Ещё более прочно эти факты увязываются воедино благодаря последнему предложению части: Так…образуются облака. Важную роль в передаче значения обобщения играет наречие «так», оно и подчеркивает, что всё предыдущее было объяснением того, как образуются облака.

В трех следующих абзацах речь идет о продолжении процесса. Внимание фиксируется на одной и той же мысли: вода, вернувшаяся на землю в виде выпавших из облаков осадков, снова попадает в реки, моря и океаны. Предложение, выражающее эту мысль, есть в каждой из частей, оно везде последнее. То, что такой повтор мысли не случаен, подчеркнуто использованием частицы тоже (Эти воды тоже устремляются….) .

Три рассмотренных абзаца имеют единое обобщение. Его назначение – показать, что все части текста служат ответом на один вопрос: куда девается вода, выпавшая на землю в виде осадков? Иначе говоря, фраза, обобщающий смысл который подчёркнут словом значит, свидетельствует: в предыдущих частях текста объяснялось, как вода, попавшая на землю в виде дождя и снега, возвращается в Мировой океан. Итоговым предложением (Так замыкается… ) ещё раз уточняется, что рассмотренный процесс – это и есть то явление, которое называется круговорот воды в природе.

Таким образом, данное понятие раскрывается путем объяснения того, как происходит соответствующий процесс.

План текста.

    Что представляет собой круговорот воды в природе?

    1. Как образуются облака?

2. Как вода возвращается в Мировой океан?

III. Так замыкается круговорот воды в природе.

Атмосфера (греч.Atmos -пар + сфера), - ы,ж.

    Газообразная оболочка, окружающая Землю, другие планеты, Солнце и звезды. Атмосфера Земли.

    Перен. Окружающие условия, обстановка. Атмосфера доверия.

    Единица давления.

В предложении (Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются) слово атмосфера употребляется в первом его значении, является заимствованным (греч.) и многозначным. Может употребляться в переносном значении. Например: товарищеская атмосфера, в атмосфере дружбы. В переносном значении это слово употребляется в текстах художественного или публицистического стиля.

№ 11. Под влиянием солнечных лучей с поверхности нашей планеты испаряется огромное количество воды.

Огромный, - ая,-ое, мен,-мна. Очень большой. Огромная толпа. Огромное впечатление.

Слово огромное является однозначным, общеупотребительным, стилистически нейтральным.

Синонимы к слову огромное – великое, громадное, колоссальное, гигантское, исполинское.

Антонимами к этому слову являются слова: небольшое, маленькое, незначительное, невеликое, ничтожное.

№ 12. Орфограммы, которые встретились нам в этом тексте, можно разделить на следующие группы:

    ь в глаголах на-ться и тся (испаряется – 3 л.ед.ч.; сгущаются – 3 л.мн.ч.;

устремляются – 3 л.мн.ч.);

    гласные в падежных окончаниях прилагательных в форме м.р., род.п. (короткого, долгого)

    непроверяемые гласные в корне слова (облака, планета, океан);

    проверяемые безударные гласные в корне слова (холодное, вода, выяснили, земной);

    Гласные в окончаниях глаголов I и II спряжения (существует – I спр., стекает - I спр., смыкается - I спр., образует - I спр., уносятся - II спр.);

    Орфограмма – пробел (под влиянием, из капелек, в русла, в него).

Пункторграммы.

    1. Запятая в сложноподчиненном предложении (Ученые выяснили, что на земном шаре существует круговорот воды – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Когда пары попадают в верхние слои атмосферы, они сгущаются - сложноподчиненное с придаточным времени).

      Обособление согласованных определений, выраженных причастным оборотом.

Влага, пролитая дождями на сушу, стекает с высоких мест в более низкие.

Снег, выпавший в холодное время года на равнинах и в горах, образует снежный покров и ледники.

Ручьи – ручь-и [ руч`й‘и ]

р – [ р` ] – согл., зв.непар., тв,.пар. [ р-р`]

у – [ у ] – глас.,безуд.

ч – [ ч`] – согл.,глух.непар.,мяг.непар.

и – [ й`] – согл., зв.непар., мяг.непар.

[ и ] – глас., ударный

_____________________________________

Снежный; снежный ← снег (суффиксальный способ);

Поздно; поздно ← поздний (суффиксальный способ);

Ледники; ледники ← лед (суффиксальный способ);

(На) земном 3 (шаре) – прил.

    На шаре (каком?) земном; н.ф. – земной.

    Пост.-относит., непост.-ед.ч.,м.р.,пред.п.

    На шаре (каком?) земном.

Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы, они сгущаются.

(Повес.,невоскл., 2 г.о. – сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из главного (они сгущаются)) и придаточного (Когда пары попадают в верхние холодные слои атмосферы), которое стоит перед главным, отвечает на вопрос когда?, прикрепляется к нему при помощи подчинительного союза когда и является придаточным времени.

(Когда…), .

Прид.времени главное

Выполнила ученица 10 «В» класса

МОУ СОШ № 2 г. Кстово

§ 30.1

Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

1) соединительные (и, да («и»), ни..ни ): Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шёлка (М.Г.); Получив известие о болезни Наташи, графиня, ещё не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и всё семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом (Л.Т.); Оглянитесь вокруг, и увидите столько нового и интересного - сложносочиненное предложение (глагольные формы разных наклонений не выступают в роли однородных членов простого предложения); Наташа говорила шёпотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.);

2) противительные (а, но, да («но»), однако, же, зато, а то, не то, а не то) : Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди возбуждали его любопытство (Ч.); У Ивана Ильича от усталости гудело всё тело, но сидеть на мягком и прихлёбывать из кружки было так приятно (А.Т.); Надо бы, наконец, возбудить дело о разводе, да другие дела мешают взяться (Фед.); Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу (Ч.); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.); Брак не в его принципах, зато чувство равенства будет в нём польщено (Т.); Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет бес покоиться о твоём отъезде (Пис.);Отвечай же мне, а не то буду беспокоиться (П.);

3) разделительные (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то): Только иногда, вглядываясь пристально в неё, он вздрогнет страстно, или она взглянет на него мимоходом и улыбнётся (Гонч.); Уймись, или худо будет (П.); Он должен уехать, или я погибла! (Т.); Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Л.); То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.); То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука (Сурк.); …В скользящей стеклянной зыби плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях, - нахлебался воды (А.Т.);

Примечания:

1. В сложносочиненном предложении ли…или рассматривается как повторяющийся союз (в отличие от простого предложения с однородными членами, в котором ли…или не образуют повтеряющегося союза, вследствие чего запятая передили в последнем случае не ставится; см. § 13, п. 12): Во сне ль всё это снится мне, или гляжу я в самом деле, на что при этой же луне с тобой живые мы глядели; (Тютч.); Серьёзно ли в ней гнездилось это намерение, или она только шутки шутила (С.-Щ.); Жалобный ли тон Авдотьи подействовал на Буянова, или сведения о количестве поросят произвели на него впечатление, но через минуту он дал свет (Ник.).

2. Запятая ставится перед союзом или в названиях литературных произведений, состоящих из двух наименований (второе название тоже пишется с прописной буквы): «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» (Шекспир); «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (Н.В. Гоголь); «Воевода, или Сон на Волге» (А. Н. Островский); «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Н. Толстой).

4) присоединительные (да, да и, и притом, тоже, также): Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил (Фед.); Вода была тепла, но не испорчена, и притом её было много (Гарш.); Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей (Ч.); Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня (Т.);

5) пояснительные (а именно, то есть): Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума, а именно… для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев (С.-Щ.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (Акс.).

§ 30.2

Запятая перед союзами и, да («и»), или, либо не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим для них элементом.

1) Общим может быть второстепенный член предложения: Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (П.); У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Г.);Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.); У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс.); Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (Т.); В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л.Т.); Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем (Ч.); В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.); Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.);У Гаврилы смешно надулись щёки, оттопырилисъ губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М.Г.); У него осунулось лицо и отяжелели веки (М.Г.); В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт (М.Г.); От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.); По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца.. освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки (Фед.); В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.); В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Ш.).

Правило действует и в тех случаях, когда общим является обособленный второстепенный член предложения, сравнительный оборот и т. д.: Согласно общепризнанным нормам международного права, открытое море свободно для всех наций и все государства обязаны воздерживаться от всяких актов, способных причинить ущерб его использованию другими государствами (газ.); Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз.

Примечания:

1. При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом и ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

2. Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом и простых предложения, поэтому запятая перед и ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.); Он подавил вздох и не спеша стал сворачивать папироску, но почему-то дрогнули руки, и он рассыпал на колени табак (Ш.); Гроза прошла, и тучи рассеялись, но духота ещё сохранялась.

2) Общей может быть придаточная часть сложноподчиненного предложения: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.); Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.);Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (Ч.); Но Леля спала так спокойно и в её ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.); Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой… (Перв.); Пока я умывался, печь была затоплена и на сковородке кипело масло.

Но: Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём (Ч.) - придаточное предложение относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает различный вид глаголов-сказуемых этих предложений (ср.: Когда Каштанка проснулась… с улицы доносился шум… - Когда Каштанка проснулась… с улицы донёсся шум - во втором случае придаточную часть следовало бы отнести и ко второй части сложносочиненного предложения); Как только сапёры перетащили машину на другую сторону и поставили на шоссе, Зубенко дал газ, и грузовик преспокойно поехал дальше (Медв.) - последнее предложение указывает на общее следствие.

3) Общим может быть поясняемое двумя частями сложносочиненного предложения третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью: Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива (М.Г.); Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо и в глазах ощущалась тупая боль (Купр.); Одно было ясно: ссора оказалась окончательной и назад он не вернётся; Это похоже на то, что мы наблюдаем в кожных покровах: при каждом нашем движении одежда стирает мёртвые клетки поверхностного слоя и их заменяют нижележащие клетки.

Но: Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (П.) - последняя часть не входит в разъяснение.

4) Общим может быть вводное слово, словосочетание или предложение: По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла - источник сообщения один и тот же для всего высказывания; Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее; Короче говоря, экзамены кончились и начались каникулы; К счастью, пожар был замечен вовремя и налицо оказались нужные средства для его тушения - отсутствие запятой показывает, что отношение говорящего к высказыванию, выражаемое посредством вводного слова, распространяется на обе его части.

Но: Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское… славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом (Т.) - вводное слово отнесено только к первому предложению; …Вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! (Ч.) - каждая часть сложносочиненного предложения имеет свое вводное слово.

§ 30.3

Запятая перед соединительными и разделительными союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав входят:

1) вопросительные предложения: Это кто такие и что им надобно? (П.) - объединяет вопросительная интонация; Который теперь нас и сколько времени оста лось до отхода поезда?; Когда состоится конференция и какова повестка дня?; Вы придёте ко мне или мне прийти к вам?;

2) побудительные предложения: Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурм.) - объединяет побудительная интонация; Пусть кончится холод и наступит тепло! - объединяет побудительная частица; Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках! - объединяет побудительная частица;

3) восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки! - объединяет восклицательная интонация; Как часто мы собирались вместе и какие вели интересные беседы!; Сколько скрытого смысла в этих словах и какой отклик вызывают они у слушателей!;

4) неопределенно-личные предложения (если мыслится один и тот же производитель действия): Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли (Л.); Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л.Т.); Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать до вечера (М.Г.);

5) безличные предложения, имеющие синонимичные слова: Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения.

Но при отсутствии синонимичных слов запятая между двумя безличными предложениями перед союзом и ставится: Нету чудес, и мечтать о них нечего (М.); Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море (Кат.);

6) номинативные (назывные) предложения: Мороз и солнце… (П.); Хриплый стон и скрежет ярый (П.); Смрад и копоть (Н.); Хохот и шум (Пом.); Зловещий блеск и пестрота дерев… (Тютч.); Ночь, лес и снег (Бл.).

Но (при повторении союза): Деревья, и солнце, и тени, и мёртвый, могильный покой (Н.); Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля (Сурк.).

§ 31. Точка с запятой в сложносочиненном предложении

§ 31.1

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа - с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже - перед союзом а. Перед союзами и, да («и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой.

Например: Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Г.); Нельзя сказать, чтобы это нежное расположение к подлости было почувствовано дамами; однако же во многих гостиных стали говорить, что, конечно, Чичиков не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине (Г.); …Я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям… находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол; а если вы не знаете, что у вас делается, то мы спросим у других (Г.); Учился он порядочно, хотя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.); Вот вы сказали, что своих лошадей не держите; однако ж, если вы женитесь, неужто ж и супругу на извозчиках ездить заставите? (С.-Щ.); Пьянство не особенно было развито между ними; зато преобладающими чертами являлись: праздность, шутовство и какое-то непреоборимое влечение к исполнению всякого рода зазорных «заказов» (С.-Щ.); Всё это я выдумал, потому что решительно не помнил, что мне снилось в эту ночь; но когда Карл Иваныч, тронутый моим рассказом, стал утешать и успокаивать меня, мне казалось, что я точно видел этот страшный сон, и слёзы полились уже от другой причины (Л.Т.); Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Дост.); Он держал её за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всём только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость (Ч.); Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Ч.); На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду (Ч.).

§ 31.2

Постановка точки с запятой в некоторых случаях факультативна. Ср.: …Поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе, но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было узнать - не от него же самого (Т.). - Кликушу он уже знал, её привели не издалека, из деревни всего вёрст за десять от монастыря, да и прежде её водили к нему (Дост.) - во втором случае сближаются два неопределенно-личных предложения.

§ 32. Тире в сложносочиненном предложении

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними перед союзом вместо запятой ставится тире: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода вас примет радостно у входа (П.); Тут раздался лёгкий свист - и Дубровский умолк (П.); Я спешу туда ж - а там уже весь город (П.); Все вскочили, схватились за ружья - и пошла потеха (Л.); Но вот опять хлынули играющие лучи - и весело и величаво поднимается могучее светило (Т.); Вавила бросил что-то в костёр, притоптал - и тотчас же стало очень темно (Ч.).

Часто ставится тире, если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются номинативными (назывными) предложениями: Ещё напор - и враг бежит (П.); Ещё одна минута объяснения - и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.); Вот крик - и снова всё вокруг затихло (Л.); Ещё несколько слов, несколько ласк от матери - и крепкий сон овладел мною (Акс.); Ещё единый миг - и я паду к её ногам (А.К.Т.); Пятнадцать лет такой работы - и машина человеческого организма вся разбита (Г.-М.); Мгновение - и всё опять тонуло во мраке (Кор.); …Неверное движение руки - и машина дробит вам кости (М.Г.); Треск разрываемой рубахи - и Гаврила лежал на песке (М.Г.); Один прыжок - и лев уже на спине буйвола (Купр.); Ещё год, два - и старость… (Эр.); Один шаг, один весёлый шаг - и открывается вольная жизнь, прозрачная, как воздух, бесконечность! (Фед.); Улыбка маленькой дочки, солнечные блики на морозных окнах, удачно подрумяненные хлебы - и вот она уже светится, поёт своим тоненьким трепещущим голоском, замешивая пойло коровам (Ник.); Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня (Перв.); Полчаса на отдых - и опять за работу!; Ещё дня два-три - и все разъедутся по своим домам.

Иногда предложение распадается на две части, между которыми ставится тире: В горах, если столкнуть с высоты камень, он сорвёт в своём полёте другой, третий, они повлекут за собою десятки, которые обвалят сотни, - и вот целая лавина каменьев, глыб и комьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением, и гул раскатывается по горам, и пыль, как дым, застилает склоны, и перекатами бродит по ущельям грозное эхо (Фед.); Потом стакан остудят, отшлифуют, на цвет, на звон проверят - и тогда вы зачерпнёте воду ключевую, и будет он прозрачен, как вода (Щип.).

Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Сфотографировать - и в газету; Стоит только протянуть руку - и дело в шляпе; Хотите свежих овощей - пожалуйста; хотите фруктов - и здесь отказа не будет.

Тихое утро. Перед глазами расстилалась широкая, бес­конечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в воз­вышенность, которая тянется до самого горизонта и исче­зает в лиловой дали. Едешь и никак не разберешь, где она начинается и кончается. Солнце уже выглянуло и приня­лось за свою тяжелую работу. Сначала полоса света, под­кравшись сзади, встречу другим ярко- желтым полосам, и вдруг вся выжженная степь решила сбросить с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала серебряной росой. Природа, обмытая росой и обласканная солнцем, ожила, чтобы вновь зацвести. Но прошло какое-то время, и степь с некошеной травой приняла свой унылый июльский вид. Бесконечная равнина с туманной далью представлялась оцепеневшей от тоски. Как душно и уныло! Летит коршун над самой зем­лей, плавно размахивая крыльями, и вдруг останавлива­ется в воздухе, словно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью. Вда­ли по-прежнему машет крыльями ветряная мельница. Пах­нет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ и свеж. Егорушка, взглянув на дорогу, вооб­разил штук шесть скачущих колесниц, заложенных в шес­терки диких, бешеных лошадей. По правой стороне доро­ги на всем ее протяжении стояли телеграфные столбы. Ста­новясь все меньше и меньше, они около деревни исчеза­ли за зеленью, а потом опять показывались в сиреневой дали в виде маленьких палочек, похожих на карандаши, воткнутые в землю. Расположились в стороне от деревни на берегу реки. Под возами было душно и скучно.
(176 слов)
Статьи по теме: