Лексические упражнения направленные на активизацию словаря. «Придумай слово» (картотека на обогащение словарного запаса). Для чего нужен кукольный театр

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра «Почта», «Укрась елку» «Волшебное дерево», «Тематическое лото», «Домино»

Игра «Посылка»

Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков.

Игра «Аналогии»

Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова)

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» - и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я собрал в огороде…»

Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.

Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.

Игра «Назови другим словом»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.

Краткое описание

Цель - обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления

Описание

Дидактические игры для обогащения словарного запаса с элементами моделирования.

Составитель: Стоилова И.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», г. Губкин

Игра «Копилка слов»
Цель : обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Игра «Зашифруем слова»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.
Содержание : Педагог просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.
Игра «Волшебники»
Цель : обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.
Содержaние : Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.
Игра «Теремок»
Цель : обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации
Содержание : Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх).
Игра «Цветик - семицветик»
Цель : обогащение глагольного словаря
Содержание : Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)
Цель : обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления
Содержание : Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.
Игра «Поезд»
Цель : закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.
Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.
Игра «Путешествие»
Цель : закрепление навыков словообразования приставочных глаголов
Содержание : Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.
Игра «Семья слов»
Цель : закрепление навыков образования родственных слов.
Содержание : На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое(маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.
Игра «Дерево родственных слов»
Цель : закрепление навыков словообразования родственных слов
Содержание : На доску вывешивается дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.
Игра «Магазин»
Цель : дифференциация существительных единственного и множественного числа
Содержание : На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены» дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.
Игра «Убираем урожай»
Цель : закрепление формы винительного падежа существительных
Содержание : Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Цель : согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными
Содержание : На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д.
Игра «Что делал? Что делала?»
Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Содержание : На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.
Игра «Карусель»
Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.
Содержание : Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.
Лото «Предлоги».
Цель : закрепление умения употреблять предлоги в речи.
Содержание : Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.
Игра «Какой по цвету?»
Цель : согласование прилагательных с существительными.
Содержание : На доску выставляются одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематичным изображением предмета. Дети подбирают картинку к своей карточке и составляют предложения: У меня красная шапка. У меня синее пальто .
Игра «Опиши животное».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам. Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.
Содержание : Воспитатель рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6– « наушники» - как подает голос). Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.
Игра « Закончи предложения и назови слова-неприятели». Слон большой, а комар…
Камень тяжёлый, а пушинка…
Золушка добрая, а мачеха…
Зимой погода холодная, а летом…
Дерево высокое, а куст…
Дедушка старый, а внук…
Суп горячий, а компот…
Молоко жидкое, а сметана…
Я больна, но скоро буду…
Продавец продаёт, а покупатель…
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает медленно… и т.д.
Игра «Отгадай, что это за животные?»
Сторожит, грызёт, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается - …
Мычит, жуёт, ходит - …
Летает, жужжит, жалит - … и т.д.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Зима».

Снег… Снежинки… Иней…
Погода… День… Мороз…
Воздух… Деревья… Сугроб…
Игра «Что делает? Что делают?»
Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Зима».
Солнце (какое?)… Ветер… Небо…
Снег… Снежинки… Иней…
Погода… День… Мороз…
Воздух… Деревья… Сугроб…
Похожую игру можно проводить по всем временам года.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9000 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Дидактические игры для обогащения словарного запаса с элементами моделирования.doc

Дидактические игры для обогащения словарного запаса с элементами моделирования.

Составитель: Стоилова И.В.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 39

«Золотая рыбка», г. Губкин

Игра «Копилка слов»

Цель : обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание : Педагог просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель : обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержaние : Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель : обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание : Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх).

Игра «Цветик - семицветик»

Цель : обогащение глагольного словаря

Содержание : Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель : обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание : Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Игра «Поезд»

Цель : закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

Игра «Путешествие»

Цель : закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Содержание : Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

Игра «Семья слов»

Цель : закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание : На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое(маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.

Игра «Дерево родственных слов»

Цель : закрепление навыков словообразования родственных слов

Содержание : На доску вывешивается дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Игра «Магазин»

Цель : дифференциация существительных единственного и множественного числа

Содержание : На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены» дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Убираем урожай»

Цель : закрепление формы винительного падежа существительных

Содержание : Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель : согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Содержание : На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д.

Игра «Что делал? Что делала?»

Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Содержание : На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Игра «Карусель»

Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание : Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

Лото «Предлоги».

Цель : закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Содержание : Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Игра «Какой по цвету?»

Цель : согласование прилагательных с существительными.

Содержание : На доску выставляются одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематичным изображением предмета. Дети подбирают картинку к своей карточке и составляют предложения: У меня красная шапка. У меня синее пальто .

Игра «Опиши животное».

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам. Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.

Содержание : Воспитатель рассказывает детям, как пользоваться схемами для описания животного (1 картинка «зеркало» - внешний вид; 2 – «человек» - какую пользу приносит человеку; 3 – «кастрюля» - что любит; 4 – «домик» - где живет; 5 – «коляска» - как называются детеныши; 6 – « наушники» - как подает голос).Затем дети самостоятельно составляют описательный рассказ, пользуясь опорной схемой.

Игра « Закончи предложения и назови слова-неприятели».

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

Зимой погода холодная, а летом…

Дерево высокое, а куст…

Дедушка старый, а внук…

Суп горячий, а компот…

Молоко жидкое, а сметана...

Я больна, но скоро буду…

Продавец продаёт, а покупатель…

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает медленно… и т.д.

Игра «Отгадай, что это за животные?»

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Мычит, жуёт, ходит - ..

Летает, жужжит, жалит - … и т.д.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Зима».

Снег… Снежинки… Иней…

Погода… День… Мороз…

Воздух… Деревья… Сугроб…

Игра «Что делает? Что делают?»

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Зима».

Солнце (какое?)… Ветер… Небо…

Снег… Снежинки… Иней…

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 203» г. Перми

Шишмакова М. А.


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь - это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления,действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.


Дидактическая игра

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Авторская игра - игра, созданная автором либо группой авторов. Для авторской игры характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской игры предшествует ее экспертиза и апробация.


Дидактические игры

«Новогодняя елка»

«Назови картинку»

«Веселая рыбалка»

«Волшебный сундучок»

«Кукольный театр на прищепках»


Игра «Новогодняя елка»

Цели:

Формировать навык употребления имен существительных в винительном и творительном падежах.

Развивать мелкую моторику.

Пособие- елка(металлическая коробка в форме елки), картинки-игрушки для елки, которые крепятся при помощи магнитов.

(Это конфета. Украсим елку конфетой. Повесим на елку конфету.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет украшена вся елка.

Важно четко произносить падежные окончания.


Игра «Назови картинку»

Закреплять у детей понятия «живой» - «неживой», умение задавать вопросы кто? и что? дать детям понятие «слово, обозначающее живой или неживой предмет».

Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Красивое ведерко с щипчиками для льда.

Описание игры:

Вариант 1. Педагог кладет картинки в ведерко и просит детей по очереди доставать предметные картинки щипчиками. Задание: 1) называть картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) называть картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?).

Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.


Игра «Веселая рыбалка».

Цель : выучить названия дней недели и порядок следования.

Оборудование: ведерко, удочки, рыбки с цифрами.

Ход игры:

Ребенку предлагается вытащить одну рыбку. Рыбки находятся под номерами. Если ребенок достает рыбку под номером 3, ему предлагается назвать день недели стоящий по счёту третьим. И так с каждой рыбкой. После того, как ребенок назвал все дни недели, ему предлагается выложить их и назвать в определённой последовательности, при этом проговаривая текст:

В понедельник рыбка красная, рыбка красная – прекрасная.

А во вторник- голубая - вот красивая какая.

В среду – желтая к обеду, угостим мы им соседа.

В четверг рыбачить нам не лень, потому что рыбный день.

В пятницу уху сварили и друзей всех угостили.

А в субботу на крючок налим попался толстячок.

В воскресенье -сонный сом, несем сомика мы в дом.

Всю неделю рыб ловили, дни недели разучили.


«Игра «Волшебный сундучок»

Игра на согласование местоимений с существительными в роде и обогащение речи словами, обозначающими признаки предметов.

Вариант 1.

Цель игры: правильно назвать предметы и ответить на вопрос «Чей? Чья? Чье?»

Ребенок достает картинку из сундучка и отвечает: мой огурец, моя кукла, мое яблоко.

За верный ответ ребенок получает фишку.


Вариант 2.

Цель игры: использовать в речи подходящее слово: он, она, оно.

Обогащать речь словами, обозначающими признаки предметов.

Это мой шарик . Он воздушный, красный.

Это моя груша . Она сочная, желтая.

Это мое мыло. Оно душистое.

Выигрывает тот, кто больше подберет прилагательных


Цель : формировать навык употребления предлогов в речи. Развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованными приставочным способом.

Пособие : домик с дверцей, сказочные герои или персонажи мультфильмов.

Дети рассказывают, какие действия выполняет герой: подошел к домику, вошел в домик, вышел из домика, зашел за домик.


Кукольный театр на прищепках.

Для чего нужен кукольный театр?

Игры с кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению словарного запаса.


  • Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступает средством познания реальности.
  • Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
  • Предлагаемые наглядно-игровые средства способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи и пополнению словарного запаса.

Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками. Дети этого возраста очень любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и другими. Взяв на себя роль доктора, малыш лечит своих «пациентов» - кукол, употребляет слова – названия принадлежностей игрушечного набора, названия действий, которые он производит во время «лечения». При этом он копирует взрослых, подражает их интонациям. Желанная игрушка – телефон, с помощью которой можно развивать диалог. Разговаривать по телефону можно на разные темы, и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией, чтобы развить у малыша умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.

Обогащение словарного запаса с помощью настольных игр

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Изготовить их можно и самим. Для расширения словарного запаса применяются различные лото, одно из самых любимых – «Зоологическое лото». Каждая большая карта посвящена какой-либо одной группе животных, например: домашние животные, животные леса, зоопарк, животные Севера. В центре большой карты находится сюжетная картинка, изображающая зверей в природе, а по краям даны предметные картинки. Такие же картинки, но на отдельных карточках, нужны для демонстрации, они находятся у ведущего.

Примерный материал для «Зоологического лото»:

Домашние животные: конь, корова, свинья, овца, собака, кошка, курица, петух, гусь, утка, индюк;

Дикие животные: волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж, синица, дятел, скворец, сорока, воробей, кукушка;

Зоопарк: слон, лев, тигр, жираф, антилопа, зебра, кенгуру, бегемот, носорог, попугай, страус, обезьяна;

Животные Севера: морж, тюлень, чайка, песец, полярная сова, белый медведь, морской котик, кит, дельфин, северный олень, горностай, белая куропатка.

Данное лото используется для проведения различных игр.

Игра «Кто как передвигается»

Цель: уточнение глагольного словаря по данной теме.

Первый вариант

Ход игры: У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие (прыгает, бегает, ползает, летает), а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.

Второй вариант

Ход игры: У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка , должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.

Цель: уточнение глагольного и предметного словаря по теме.

Первый вариант

Ход игры: У детей большие карты. Ведущий называет словодействие, а дети называют нужное животное. Для справок: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медведь ревет, белка цокает, еж фыркает, синица свистит, дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.

Второй вариант

Ход игры: У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.

Игра «Домашние и дикие»

Цель: различение групп домашних и диких животных.

Ход игры: Для игры берутся предметные картинки из группы «Домашние животные» и из группы «Дикие животные». Играют двое: ребенок и взрослый. Они договариваются, кто «главнее»: дикие или домашние животные. По условию игры «главный» забирает «подчиненного». Затем раздают все картинки поровну и одновременно выкладывают на игровой кон по одной любой картинке. Лавная картинка «Забирает» второстепенную. Если выпали две картинки из одной условной группы (две лавные или две второстепенные), выкладывают еще по одной, и так до тех пор, пока какая-нибудь не победит.

Игра «Угадай по описанию»

Цель: развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных.

Ход игры: У детей по несколько предметных картинок из «Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у кого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку. Выигрывает тот, кто раньше закрыл все свои картинки фишками.

Примерные картинки для игры: медведь, волк, еж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.

Для справок: (загадки-описания):

Лохматый, косолапый, бурый;

Голодный, серый, злой;

Колючий, маленький, серый;

Маленькая, быстрая, рыженькая;

Трусливый, прыткий, белый;

Хитрая, ловкая, рыжая;

Крупная, рогатая, добрая;

Пушистая, ласковая, серая;

Сторожевая, сильная, верная;

Белый, крикливый, домашний;

Огромный, добрый, толстый;

Полосатый, хищный, злой;

Опасный, мощный, гривастый;

Смешная, озорная, быстрая.

Усвоение слов – названий частей предметов

Усвоение слов – названий частей предметов происходит в процессе совместного со взрослым рассматривания предмета и выделения его характерных признаков, частей, из которых состоит этот предмет. Такое аналитическое восприятие предмета очень важно, так как ребенок учится обращать внимание на существенные части целого. Основные признаки являются опознавательными знаками данного предмета, его самыми яркими деталями (хобот у слона, панцирь у , длинная шея у жирафа). Нужно привлекать внимание детей и к более мелким опознавательным признакам, учить всматриваться, проводить сравнение двух похожих предметов. Например, отличительными признаками ромашки будут белые лепестки и желтый кружок в центре; розы – шипы на стебле, розовый или красный бутон.

Для усвоения названий частей, из которых состоят сложные предметы, можно изготовить разрезные картинки. Разрезать картинки нужно так, чтобы каждая часть была на отдельном фрагменте.

Дети собирают разрезную картинку, называя каждую деталь.

Для этой же цели используется лото «Целое и части».

На больших картах – изображения целых предметов, а на маленьких даны детали данных предметов.

Ход игры: У детей большие карты. Ведущий поднимает маленькую картинку и спрашивает, как называется данный предмет и к какой большой картинке он подходит. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие картинки не будут подобраны к большим.

Победителем станет тот, кто выполнит это первым.

Пополнение словарного запаса с помощью загадок

В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки); с загадками – описаниями качеств предмета, а также с загадками, содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета. Пока недоступны детям загадки с текстами, содержащими метафорическое толкование предмета, его образную характеристику, например: «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутинку, я тяну». Это следует учитывать при отборе загадок для занятий с ребенком 3-4 лет.

Примеры загадок, составленных по функциональным признакам предмета:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

(Собака )

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел )

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево )

В дупле живет

Да орешки грызет.

(Белка )

Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

(Гриб )

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк )

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

(Мыши )

Загадки, содержащие родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета

Это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди. (Дуб)

Это посуда, из которой пьют чай. (Чашка)

Это игрушка, с помощью которой можно построить башню. (Кубики)

Развитие словообразования

Четвертый год жизни – это время усвоения основных словообразовательных моделей языка. Процесс этот длительный и охватывает весь дошкольный возраст. Легче всего усваиваются суффиксы уменьшительно-ласкательные и увеличительные. Таких суффиксов много в текстах потешек и детских стихах, особенно в переводах английских песен Маршака, Чуковского. Например:

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке.

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться, что мыли этих феечек

В активной речи уменьшительные суффиксы применяются при образовании слов, обозначающих маленькие предметы. Чтобы обратить внимание детей на возможность применения данных конструкций, полезно рассматривание парных картинок, на которых один и тот же предмет будет изображен разным по размеру. Большой предмет назовем без использования уменьшительного суффикса. После неоднократного просмотра картинок предложите ребенку сыграть в игру «Подбери пару», в ходе которой нужно будет объединить картинки, обозначающие большой и маленький предмет, в одну пару и назвать их соответственно, с использованием прилагательных: «У меня большой синий мяч», «А у меня маленький синенький мячик», Примерные картинки для набора «Парные предметы»: большой синий мяч, маленький синий мяч, большое зеленое дерево, маленькое зеленое дерево, большой корабль, маленький игрушечный кораблик, многоэтажный дом, маленький домик.

Усвоение суффиксов, образующих названия детенышей животных

Дети трех лет усваивают суффиксы, с помощью которых образовываются слова – названия детенышей животных. Лучше всего для этого использовать игры с игрушками – образами животных. Пусть, например, взрослый будет кошкой-мамой, а ребенок – котенком. В игре слова – названия детенышей животных будут употреблять и взрослый, и ребенок, это необходимо по ходу действия игры. Затем можно поиграть в лошадь и жеребенка, в корову и теленка, - используя те игрушки, что есть дома. Для закрепления данной темы можно применить картинки. Есть специальные книги-альбомы с изображениями животных и их детенышей, можно использовать иллюстрации к сказкам или другим книгам. Особо надо обратить внимание на слова, обозначающие детенышей животных, которые имеют другой корень, чем слова – названия взрослых животных: лошадь – жеребенок, корова – теленок, собака – щенок, курица – цыпленок, овца – ягненок, свинья – поросенок.

Усвоение увеличительных суффиксов

Суффиксы, обозначающие увеличение, есть в сказке «Заяц-хваста». Читая или рассказывая эту сказку малышу, подчеркните интонационно данные суффиксы, дайте почувствовать ребенку, что лапищи, зубищи, хвостище действительно очень большие.

Развитие грамматического строя речи

Игры на закрепление согласования прилагательных с существительными в роде

Игра-лото «Круглый, квадратный, овальный»

Ход игры. У детей карточки с нарисованными картинками: по четыре картинки на каждой карточке. Ведущий называет прилагательное, например, овальный . Дети, у которых есть картинка, изображающая овальный предмет, называют ее вместе с прилагательным (овальный лимон ) и закрывают картинку фишкой. Ведущему нужно отчетливо выговаривать окончания прилагательных.

Используются следующие прилагательные : круглый, круглая, круглое; квадратный, квадратная, квадратное; овальный, овальное.

Игра-лото «Длинный, короткий, широкий, узкий»

Цель: закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, обогащение словарного запаса.

Ход игры. У детей карточки с нарисованными картинками: по четыре картинки на каждой карточке. Ведущий называет прилагательное, например длинный. Дети, у которых есть картинка, изображающая длинный предмет, называют ее вместе с прилагательным (длинный карандаш) и закрывают картинку фишкой. Ведущему нужно отчетливо выговаривать окончания прилагательных.

Используются следующие прилагательные: длинный, длинная, длинное; короткий, короткая, короткое; широкий, широкая, широкое; узкий, узкая, узкое.

Игра «Что перепутал художник»

Для игры нужно подготовить сюжетную картинку, на которой предметы раскрашены неправильно. Задача ребенка – заметить все ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинку.

Описание неправильно раскрашенной картинки: красная лягушка, синее солнце, фиолетовая трава, зеленая речка, голубые листья на деревьях, розовый заяц под оранжевой елкой.

Игра «Раскрась одним цветом»

Цель: закрепление связи между конкретным предметом и характерным для него цветом, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Для игры нужны карточки с не закрашенными картинками, по четыре на каждой карточке, причем на одной карточке помещены картинки одного цвета, например: зеленые трава, огурец, кузнечик. Детям раздают по одной карточке и просят определить, каким цветом нужно раскрашивать все картинки. Можно использовать цветные фишки для наложения на картинки, а можно после определения цвета дать ребенку возможность раскрасить картинки.

Игры и упражнения для закрепления в речи пространственных предлогов и наречии

Понимание пространственных предлогов и наречий достигается при выполнении различных поручений: «Убери книги в шкаф, подними куклу с пола и положи ее на кресло , достань мяч из-под стола» и т.д. В активную речь слова с пространственным значением вводятся с помощью различных вопросов: «Куда ты спрятал машинку? Где стоит твоя обувь? Куда убрал книжки?» Кроме того, применяются игры, в которых играющими задаются вопросы, требующие понимания или применения данных слов.

Игра «Угадай, кого загадали»

Цель: обучение ориентированию в пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.

Ход игры. Вокруг ребенка расположены крупные игрушки. Взрослый объявляет, что он загадал одну игрушку, и дает описание ее места положения относительно ребенка: «Игрушка находятся слева от тебя». Ребенок должен назвать загаданную игрушку. Затем загадывают следующую игрушку.

Когда ребенок будет свободно понимать значения наречий и предлогов, можно предложить ему загадывать игрушку и давать ее описание, а отгадывать будет взрослый.

Развитие связанной речи

К четырем годам ребенок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребенка произносить отдельные слова и предложения

Хорошо известную сказку дети с удовольствием разыгрывают, не утомляются повторять еще и еще раз. Взрослому нужно проявить внимание и терпение, включиться в игру, не отказываться. Такие игры – мощный стимул к развитию речи и вообще психического здоровья ребенка. Драматизации подлежат любые сказки, но инициатива чаще идет от ребенка. Не стоит ее сдерживать и навязывать другие, с вашей точки зрения более развивающие сюжеты. От вас зависит, что вы ему читаете. Если высокохудожественные тексты, то не все ли равно, с какой любимой сказкой будет вырастать ваш малыш? Кто-то в детстве обожал быть колобком, кому-то нравилось быть медведем и нести короб, кто-то мер вместе с волком и ловил рыбу из проруби . Замечено, что дети выбирают из множества сказок какую-то одну и все время в нее играют. Значит, их характеру ближе те герои, в которых они перевоплощаются.

Если ваш малыш не проявляет инициативы, начните сами. Предложите ему выбрать героя и сами убедительно играйте, показывая образец поведения и речевого сопровождения.

Какие сказки доступны в четырехлетнем возрасте для драматизации ? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», а также «Три поросенка» Михалкова, «Заяц-хваста», «Теремок», «Лиса и заяц», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок», «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со скакалочкой».

Родителям нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить ребенка со сказкой (когда он еще ее не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом еще недоступны четырехлетнему ребенку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст.

Что касается сказок зарубежных, как народных, так и авторских, то здесь лучше придерживаться такого же правила, но предпочтение стоит отдавать своим сказкам, как более понятным. Впрочем, сказки о животных других стран так же понятны малышу, как и русские народные.

Подготовка к пересказу

Обучить пересказу можно с опорой на картинки, которые взрослый рисует по мере рассказывания сказки. Затем ребенок смотрит на эти картинки и вспоминает сказку. Данный метод – метод пиктограмм – тренирует память ребенка и его воображение (ребенок вместе со взрослым может рисовать такие быстрые картинки). Для подобных зарисовок лучше брать тексты с наличием динамичного сюжета, который легко изображается.

«Чайник-начальник»

Вот наша кухня (рисуют стол и плиту). На плите чайник (картинка чайника) – всей посуды начальник. В нем вода кипит (рисуют пар из носика). Будем чай пить (рисуют чайную чашку). Затем просят ребенка повторить сказку по опорным картинкам

«Еж и кот»

Ежик к нам во двор зашел (рисуют еже). Еж арбузную корку нашел (рисуют арбузную корку). Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался (рисуют кота). Кот на ежа – прыг, да лапку наколол (лапа с занозой). Запищал, захромал и домой убежал (рисунок дома).

Закрепление правильного звукопроизношения

К четырем годам в норме дети должны овладеть правильным произношением всех звуков.

Общее правило должно сопровождать процесс усвоения нормального звукопроизношения: речь окружающих должна быть образцово чистой в плане звукопроизношения, ребенок должен воспринимать как можно меньше «Дефектной» речевой нагрузки.

Закрепление появляющихся в речи звуков проводится путем произнесения слов, содержащих нужный звук, предложений с этими словами , чистоговорок, скороговорок. Чтобы разнообразить занятия по закреплению в речи того или иного звука, можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант такой игры «Что прячется под скатертью?» дети должны на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Игра эта очень нравится детям, в нее не скучно играть, так как вместо простого называния слов идет процесс угадывания, появляется интерес. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков надо пользоваться умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера, других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение. Не перебивайте ребенка, когда он будет декламировать стихи, но после детского рассказывания наизусть обязательно повторите текст, чтобы образцовое произнесение заканчивало процесс восприятия текста.

Примерные тексты для игры «Доскажи словечко»

У маленькой Мери

Большая потеря:

Пропал ее правый (башмак ).

Ш

Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

Не стриги меня пока,

Дам я шерсти три (мешка )

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой (рассказ ).

Игры и упражнения для развития силы и высоты голоса

На четвертом году жизни дети должны научиться произвольно менять силу голоса (говорить по заданию тихо, громко, шепотом), высоту голоса (говорить тоненьким голоском, «Толстым» голосом), уметь передавать голосом чувства (радость, печаль, жалость, недовольство), правильно передавать вопросительную интонацию. Упражняться лучше всего на материале русских народных сказок. Дети в этом возрасте любят играть в сказки. Такие ролевые игры полезны, так как развивают воображение, речь, воспитывают умение играть вместе. А если еще поощрить желание ребенка изобразить голосом какого-нибудь сказочного героя, то одновременно разовьется и голос малыша. Есть сказки, где герою-волку обязательно нужно менять высоту голоса: «Волк и козлята», «Красная шапочка», «Три поросенка». В сказках «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» герои разговаривают своими голосами, которые желательно передавать при пересказе или игре. Нужно каждому ребенку дать возможность сыграть разные роли в одной и той же сказке, чтобы он потренировался в и громкости.

Научить детей говорить то тихо, то громко можно в играх «Испорченный телефон» (когда какое-нибудь слово передается шепотом друг другу на ухо), «Эхо» (когда ребенка просят повторить слова то громко, то тихо: как будто он ближнее или дальнее эхо).

Вопросительная интонация закрепляется в свободном общении детей, в играх-драматизациях, например, при разыгрывании сказок «Теремок», «Три медведя»,

Интересна игра «Медведь на пчельнике». Играют трое. Первый играющий спрашивает, второй отвечает, а третий повторяет ответ с вопросительной интонацией.

1. Кто пришел на пчельник?

2. Пришел медведь.

3. Пришел медведь?

1. И что же он стал делать?

2. И стал реветь

3. И стал реветь?

1. О чем же он ревет?

2. Просит меду.

3. Просит меду?

1. Много ли надо?

2. Целую колоду.

3. Целую колоду?

1. А пчел не боится?

2. Пчел не боится.

3. Пчел не боится?

1. Почему он такой храбрый?

2. Хочет подружится.

3. Хочет подружится?

Игры и упражнения для различения звуков в произношении

При появлении шипящих звуков особое внимание надо уделить различению свистящих и шипящих. Для предупреждения появления смешений, чтобы новый звук не вытеснял старый со своего «Законного» места, проводятся игры на различение пар смешиваемых звуков. Чаще всего это ролевые игры, в которых дети превращаются в комариков, мушек, жуков, то есть произносят звукоподражания – изолированные звуки. «Ты сейчас комар, а ты – жук. А потом поменяетесь», И ребенок получает возможность произносить и звук «з-з-з», и звук «ж-ж-ж».

Для этой же цели хорошо подходит ролевая игра «Магазин». Она удобна тем, что может использоваться для различения любой пары звуков. Если надо научить различать звуки С-Ш, в магазин «Одежда» надо «Привезти» свитер, шапку, штанишки, сапоги, шарф и другие товары, содержащие в названии эти звуки. Для дифференциации З-Ж «откроется» цветочный магазин, где будет продаваться жасмин, роза, незабудки, гвоздика, и т.д. В магазине «Посуда» «Продаются» кастрюля, сковорода, хлебница, стакан, салатница, самовар, сахарница, конфетница (различение С-Ц). по возможности «Товар» может быть представлен натуральными предметами; можно применять картинки.

Закрепляется правильное произношение звуков также в процессе игр – драматизаций различных сказок, в свободных играх, в общении между собой.

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов .

Игра «Наоборот»

Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий - низкий) и бросить мяч взрослому.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).


Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель - развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон...

Луна видна ночью, а солнце...

Огонь горячий, а лед...

Река широкая, а ручей...

Камень тяжелый, а пух...

Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант - дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель - упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное - платье, яблоко, знамя, ..

Статьи по теме: