Кто был против лечения по методу бадмаева. Противопоказания. Основы врачебной науки ТибетаВведение

Бадмаев Петр Александрович (1851 - 1919) - бурят; врач тибетской медицины.

Приехал в Петербург в 1871 г., поступил в Петербургский университет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. В 1875 г. служил в азиатском департаменте МИДа и одновременно с этого времени начал заниматься врачебной практикой. Играл заметную роль в политике, подал Александру III «Записку о задачах русской политики на Азиатском Востоке». Создал торговый дом «П.А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893 - 1897 гг. в Забайкалье.

В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков. В 1911 и 1916 гг. вместе с П.Г. Курловым и Г.А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии.

Поддерживал епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора в их борьбе с Распутиным, затем перешел на сторону последнего, особенно сблизился с ним в 1916 г. В 1914 г. возведен в дворянское достоинство. В августе 1917 г. был выслан Временным правительством за границу, затем вернулся в Петроград, где и умер.

Книги (3)

Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть

Жамсаран (Петр Александрович) Бадмаев был единственным в России врачом и теоретиком тибетской медицины; его деятельность развернулась в Петербурге при Александре III, ставшем крестным отцом молодого бурята, получила всеобщую известность при последнем царе Николае II и закончилась при советской власти в 1920 году - после арестов, тюрем и смерти.

Автор первой части книги - внук Бадмаева писатель Борис Гусев, - располагая документами и семейным архивом, рассказывает о жизни и работе деда. Во второй части сам Петр Александрович раскрывает секреты тибетской медицины.

Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши

"Жуд-Ши" — основной канонический источник тибетской медицины и главное ее руководство. Удивительная книга "Жуд-Ши" пришла к нам из тысячелетней давности и оказалась современной.

Во многом это объясняется тем, как она изложена на русский язык известным знатоком тибетской медицины П.А. Бадмаевым. Книга эта о том, как жить, чтобы быть здоровым и сохранить свежесть тела и ясность ума до глубокой старости.

И хотя на титульном листе оригинала П.А. Бадмаев поставил себя как переводчика, на самом деле он автор книги, поскольку две книги "Жуд-Ши" даны в его интерпретации, а остальной материал написан им лично. В книгу включен также полемический трактат П.А. Бадмаева "Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета".

Рассчитана на широкий круг читателей, а также всех интересующихся историей науки и культуры Востока, врачей и фармацевтов.

Представители этой семьи стали первыми в Петербурге врачами тибетской медицины. В их практике присутствовало много непонятного и загадочного, но результаты она давала превосходные.
Самым известным представителем этой семьи стал Петр Александрович Бадмаев (1851–1920) , но начало династии положил его старший брат.

Сультим (Александр Александрович) Бадмаев происходил из семьи забайкальских скотоводов. В конце 50-х годов XIX века он перебрался в город на Неве и открыл первую аптеку экзотических лекарственных трав . Его младший брат Жамсаран, который называл себя потомком Чингисхана, окончил иркутскую гимназию. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Его крестным отцом был будущий император Александр III.

В 1871 году Петр Бадмаев поступил на восточный факультет петербургского Университета и одновременно стал учиться в Медико-хирургической академии. Окончив оба учебных заведения, этот «сын бурятских степей» стал одним из самых высокообразованных людей своего времени. С 1875 года Петр Бадмаев служит в азиатском департаменте Министерства иностранных дел . Он совершает служебные поездки в Китай, Монголию, Тибет , выполняет различные ответственные поручения, связанные с усилением влияния России в этом регионе.

Это его стараниями был устроен неофициальный визит Далай-ламы в Петербург и его встреча с российским императором. А состоялась эта высокая встреча после того, как Бадмаев подал на высочайшее имя «Записку о задачах русской политики на азиатском востоке». Автор предсказывал, как будут развиваться события в этом регионе в ближайшее десятилетие. Предложения же Бадмаева состояли в мирном присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Внутренняя логика идеи такова: не возьмет Россия, возьмут англичане… Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю.

Выйдя в отставку, он целиком посвятил себя врачебной практике.На рубеже веков Петр Бадмаев известен в столице не только как один из самых успешных практикующих врачей , но и весьма влиятельное лицо , так как среди его пациентов было много представителей высшего света и даже императорской семьи.

С легкой руки Валентина Пикуля в советские времена за Бадмаевым закрепилась репутация политического интригана из ближайшего окружения Распутина. Затем этот негативный имидж перекочевал в фильм Элема Климова «Агония», основой сценария которого стал роман Пикуля «Нечистая сила» . Многие исследователи отмечали, что исторические романы Пикуля (хоть и основаны на архивных документах) грешат многими неточностями и ошибками.

Наверное, реальный Бадмаев мало походил на созданный в романе персонаж. У Пикуля он представлен шарлатаном от медицины, в лечебнице которого на Поклонной горе в промежутках между процедурами решаются судьбы Российской империи. Думается, что здесь допущено определенное «художественное преувеличение». Но то, что Распутин был одним из постоянных пациентов Бадмаева и что именно в его владениях «святой черт» частенько встречался с министрами, царедворцами и банкирами, - неоспоримые факты. Насколько сам Бадмаев был причастен к политическим интригам, мы судить не можем. Документов об этом не сохранилось.

Зато сохранились и сейчас уже опубликованы архивные документы, адресованные Бадмаевым высшим чиновникам империи. Он не уставал убеждать их в необходимости усиления российского влияния на Востоке . Известны и экономические проекты Бадмаева, которые он предлагал как основу этого влияния. Им было организовано Забайкальское горнопромышленное товарищество . Много внимания уделял Бадмаев железнодорожному строительству , настаивая на создании ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и далее. В Петербурге он основал частную гимназию для детей из Бурятии. Проекты Бадмаева затрагивали не только Сибирь и Дальний Восток. За считанные дни до падения монархии он подает Николаю II докладную записку о необходимости развития Мурманского порта и продолжении строительства железной дороги. Эти планы были реализованы уже в советское время. Их жизненная необходимость для страны подтвердилась в ходе Великой Отечественной войны, когда именно через Мурманск шли в Россию военные грузы из-за океана.

Сам же Петр Александрович Бадмаев ненадолго пережил империю. По решению Временного правительства он был выслан в Финляндию , но вскоре снова возвращается в Петроград. При советской власти Бадмаев пытался вернуться к медицинской деятельности , но безуспешно. Несколько раз его арестовывала ЧК, но серьезных обвинений предъявлено так и не было. Он умер в своей постели в 1920 году.

С началом перестройки однозначно отрицательная оценка личности Бадмаева начинает постепенно меняться. Достоянием гласности становятся неизвестные ранее документы и свидетельства. Понятно, что наибольший интерес к бадмаевскому наследию проявляли и до сих пор проявляют в Бурятии .

В 2006 году в Улан-Удэ торжественно отмечали 155-летие со дня рождения Петра Александровича Бадмаева. В Национальной библиотеке республики, где ведется большая работа по изучению бадмаевского наследия, собрались его многочисленные потомки и последователи. Многие из них продолжают заниматься тибетской медициной. Наиболее известен внучатый племянник Петра Бадмаева доктор Владимир Бадмаев. Он представляет четвертое поколение этой медицинской династии и продолжает попытки найти оптимальное сочетание принципов традиционной западной медицины с практикой тибетского врачевания.

На встрече был показан фильм о жизни и деятельности Петра Бадмаева, снятый его внучкой Зинаидой Дагбаевой. Также среди родственников была правнучка Петра Бадмаева Ольга Вишневская, которая живет в Санкт-Петербурге. В Бурятии проживают много потомков Петра Бадмаева. По их инициативе создан фонд его имени.

Материал взят с сайта http://www.utrospb.ru/

Предисловие

Тибетское схематическое изображение двух деревьев; первое символизирует собой состояние здорового человека (по-тибетски «намбар ма-журба»), а второе – человека, у которого произошло расстройство питания (по-тибетски «намбар журба»).


Индия, Тибет, Кукунор, северо-западная часть Китая, Монголия, юго-восточная часть Туркестана, бурятские и калмыцкие степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этих стран, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества вследствие многочисленных условий, препятствовавших их общему развитию и послуживших причиной их отсталости от других культурных народов.

Отсталость эта, конечно, зависит от руководителей народов, населяющих перечисленные страны. Руководителями буддийско-ламаистского Востока являются ламы (духовные лица – монахи). Многие из лам принимают на себя роль врачей, так как врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в своих монастырях или у отдельных лиц, считающихся знатоками этой науки. Лам, изучающих врачебную науку в полном ее составе, весьма немного на всем ламаистском Востоке. Зато чрезвычайно много лам, не знакомых с основами врачебной науки, а врачующих по установленной рецептуре и по «тарни».

«Тарни» – это целый обширный отдел буддийско-ламаистской литературы, заключающий в себе учение о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидении, о заклинаниях с известными формулами и т. п. Многочисленные врачующие ламы не знакомы серьезно также и с этим учением, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достижения своих целей. Обрядовая сторона «тарни» нередко чрезвычайно груба и легко может показаться фокусничеством и грубой формой обмана.

В соответствии с духом буддийско-ламаистского учения ламы-гелунги, т. е. ламы, давшие обет целомудрия – в самом широком смысле этого слова, – не имеют права изучать врачебную науку, так как они дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не только мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

На буддийско-ламаистском Востоке народ считает своих лучших лам преемниками Будды и ставит их выше лам-врачей, так как первые свято охраняют дух буддийско-ламаистского учения; потому-то и в кругу лам-гелунгов весьма немногие посвящают себя изучению врачебной науки. Остальные же ламы, как сказано выше, относятся к ней лишь поверхностно.

Что же касается тех лам, услугами которых пользуется народная масса, то они занимаются врачеванием только по установленной рецептуре и по «тарни». Эти ламы не знакомы ни с буддизмом, ни с врачебной наукой, ни с «тарни» и по своему развитию близко подходят к народной массе, знают ее нужды и потребности и умеют эксплуатировать ее невежество. Лица, интересующиеся буддийско-ламаистским Востоком и желающие изучать этот мир, всегда наталкиваются на лам последней категории, которые, конечно, не станут признаваться в своем невежестве. С ламой же первой категории встретиться практически невозможно, во-первых, из-за их малочисленности, во-вторых, из-за их скромности и, в-третьих, из-за обременительности их занятий.

Первый выпуск книги «Чжуд-ши» убедил меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшиеся ее услугами. Многие из интеллигенции, имевшие соприкосновение с тибетской медициной, и несколько врачей прочитали эту книгу, усвоили ее смысл и обращались ко мне с различными вопросами. Поэтому я и решил в печатаемом здесь введении к новому переработанному переводу «Чжуд-ши» ознакомить всех, кто желает отнестись более сознательно к врачебной науке Тибета, с основными ее воззрениями и с различными ее отраслями. Эти сведения изложены в «Чжуд-ши» в сжатой форме и могут пригодиться как врачу в его практической деятельности, так и лицам, привыкшим осмысленно относиться к своему здоровью и своим недугам.

Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руководством своего брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти моего брата я продолжал это изучение под руководством первых врачей в бурятских степях и пополнял свои знания сведениями, сообщавшимися мне лучшими знатоками этой науки. Последние почти ежегодно, в продолжение более чем двадцати лет, приезжали в Петербург и каждый раз жили у меня не менее полугода, давая мне свои указания и советы.

Занятия в С.-Петербургском университете на факультете восточных языков и, главным образом, в Медико-хирургической академии дали мне возможность достигнуть некоторых результатов при переводе сочинения «Чжуд-ши», которое послужило материалом для настоящего труда. При этом нельзя не упомянуть, что весьма трудно установить терминологию, которая соответствовала бы смыслу подлинника и была бы понятна лицам, привыкшим к европейским медицинским терминам.

Нужно знать, что тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается различных вопросов жизни отдельного человека, семьи, общества и государства. Многие сочинения недоступны из-за своей редкости и невозможности попасть в отдаленный Западный Тибет не только частным лицам, но даже и богатым монголо-бурятским буддийским монастырям. Но, благодаря знакомствам на Востоке, мне удается получать редкостные книги, лекарства и другие предметы, необходимые для полного изучения тибетской медицины, хотя мне их приходилось ждать десятки лет. Подлинные сочинения по медицине, анатомии, физиологии, эмбриологии, зоологии, ботанике и минералогии, хирургические инструменты и различные лекарства, а также и рисунки могут быть приобретены только при помощи людей знающих, которые не часто встречаются в Тибете и сопредельных с ним областях.

Обстоятельства эти являются помехой для ознакомления европейских читателей с результатами трудов целых поколений врачей, работавших в глубине Азии в течение многих веков на поприще врачебной науки с целью облегчить физические и умственные недуги человечества.

Выработанная двадцать столетий тому назад система скромных тружеников врачебной науки может быть названа и в настоящее время terra incognita для европейского мира. Поэтому позволительно надеяться, что изложение системы «Чжуд-ши» будет встречено с весьма понятным интересом. Тем более что лица, уже ознакомившиеся с этим сочинением, хотя и отдаленные друг от друга временем и расстоянием, единогласно утверждают, что «Чжуд-ши» считается главным руководством по тибетской врачебной науке. Это, как подробно разъяснено ниже, утверждали: Реман в 1811 году, Чома Де-Кёрез в 1820 году, архиепископ Нил в I860 году, Уайз в 1867 году и А.А. Бадмаев тоже в шестидесятых годах XX столетия – и все внимание этих лиц останавливалось именно на «Чжуд-ши», несмотря на то, что одни из упомянутых ученых изучали тибетскую врачебную науку в бурятских степях Забайкалья, другие – в Индии и в Кашмире.

Необходимо добавить, что обширнейшая область медицины – ее история – нуждается в пополнении, так как система, изложенная в «Чжуд-ши», до сих пор была еще неизвестна в Европе, а Высочайшее повеление о переводе «Чжуд-ши» на русский язык и об издании этого сочинения за счет резервных сумм военного министерства состоялось 1 июня 1860 г.

П. Бадмаев


Тибетское схематическое изображение двух деревьев: первое символизирует собой пищевые вещества (по-тибетски «сай»), а второе – образ жизни (по-тибетски «жод»).

Основы врачебной науки Тибета
Введение

Система врачебной науки Тибета изложена в руководстве по практической медицине и хирургии «Чжуд-ши». Эта наука выработала более тысячи лет назад определенные взгляды на здоровый и больной организм человека, на способы распознавания недугов (осмотр, ощупывание и правильные расспросы), на пищу и питье, на образ жизни, на способы лечения и лекарства, на обстановку, на различные приспособления, необходимые для здорового и больного человека, и на оперативные способы лечения со специально приспособленными для этого инструментами. Эти определенные взгляды явились следствием всестороннего изучения жизни человека – с момента зачатия до последнего мгновения его земного существования.

Изучая жизнь человека и сравнивая ее с жизнью органического мира, врачебная наука Тибета пришла к выводу, что жизнью должно называть целесообразную самостоятельную деятельность в органическом мире вообще и в организме человека в частности, направленную на самосохранение и вызванную проявлением особой силы.

Эта целесообразная самостоятельная деятельность в организмах, направленная на их самосохранение, в период всего существования нуждается в непрерывном приходе и расходе. Первый по своему значению в органическом мире должен считаться причиной жизни, а второй – ее следствием. Приход и расход вызывают следующие явления в живой единице: восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, выделение и отделение, деятельность шести чувств и умственную и физическую деятельность. Эти явления могут существовать только при известных условиях и материалах, как-то: при теплоте-свете, пространстве, воздухе, воде и твердых веществах из почвы.

Все эти условия и материалы необходимы для поддержания жизненности живой единицы, в которой одним из важных жизненных процессов является теплопроизводство. Своего собственного теплопроизводства, очевидно, недостаточно для жизненности организма, ибо организм, поставленный вне влияний земной и солнечной теплоты, погибает от замерзания так погибает и от влияния чрезмерно высокой температуры. Как без особого рода движения нет теплоты-света, так и движение невозможно без определенного пространства, которое во врачебной науке Тибета принято называть жизненным пространством, ибо вне пространства жизнь невозможна; она невозможна и без воздуха, который одновременно играет роль как в теплопроизводстве, так и в задержке производства теплоты выше пределов жизненной нормы под влиянием воды и твердых веществ из почвы. Следовательно, организм, лишенный света, пространства, воздуха, воды, твердых веществ из почвы, равно как и теплоты, погибает; точно так же организм погибает и от накопления в нем этих веществ выше определенных пределов.

Очевидно, проявление жизни возможно только при особом сочетании и воздействии друг на друга теплоты-света, пространства, воздуха, воды и твердых веществ из почвы.

А при каких обстоятельствах, пропорциях, условиях и содействиях возникает жизнь – это составляет ту тайну, которую стараются постичь пытливые умы мыслителей и медиков всего мира.

Представители врачебной науки Тибета склонны думать, что эти пять необходимостей органического мира могли дать жизнь при особого рода своих сочетаниях, но в организме они в отдельности являются оживленными и имеющими определенное количество и предельный возраст жизненности. Такое понятие они вынесли из того обстоятельства, что непрерывный приход и расход безусловно связан с проявлением жизни. В приходе воздух, вода и твердые вещества из почвы только пополняют расход при этом подчиняясь вполне жизненным процессам организма: например, воздух, воспринятый отверстиями носа и рта, начинает в них изменяться физически и жизненно, как бы перерабатывается – переваривается в путях вдыхания, всасывается и, уподобленный, усваивается тем оживленным воздухом, который составляет часть организма, и таким образом пополняет расход оживленного воздуха в организме, произведенный последним.

Такую же роль в приходе и расходе живой единицы играют вода, твердые вещества из почвы, теплота-свет и пространство.

По понятиям врачебной науки Тибета эти пять необходимостей организма, составляя структуру органического вещества, в то же время сами являются живыми участниками в целесообразной самостоятельной деятельности организма: одни из них подвергаются особым изменениям для того, чтобы служить материалом для поддержания жизненности живых участников организма, другие являются необходимыми ее условиями.

Европейские ученые, располагая усовершенствованными пособиями и методами изучения органического мира, пришли к такому выводу: самый простейший организм, доступный изучению, – это слизеподобное вещество с темным пятном внутри и пятнышком внутри пятна – протоплазма с ядром и ядрышком, т. е. простейшая клеточка.

Это простейшее вещество, изученное представителями европейской науки, яснее всего подтверждает мысли представителей врачебной науки Тибета о том, что в нем для самосохранения должны обнаружиться жизненные процессы, упомянутые выше относительно теплоты-света, пространства, воздуха, воды и твердых веществ из почвы.

О теплоте-свете, о пространстве, о воздухе, о воде и о твердых веществах из почвы говорится в «Чжуд-ши» следующее: теплота и свет служат источниками, поддерживающими прирожденную энергию жизненной живой теплоты в организме, необходимой для его роста, и, кроме того, благодаря свету части организма приобретают свойственную им окраску; под влиянием света развивается, главным образом, зрительный аппарат со всеми свойственными ему жизненными функциями.

Уже давно известно, что глаза животных, обитающих в темноте, атрофируются, и что орган зрения человека и животных совершенствуется только после их рождения на свет.

Расщепление и деление частиц тканей и органов, образование полостей, щелей, отверстий и каналов в организме, развитие слухового и голосового органов со всеми свойственными им жизненными функциями возможно только при существовании пространства.

Воздух служит источником дыхания; под его непосредственным влиянием развивается кожа со всеми свойственными ей жизненными функциями и, в особенности, чувства осязания и ощущения.

Вода служит источником всех жидкостей в организме, особенно богата ею кровяная ткань; при участии воды развивается, главным образом, орган вкуса со всеми свойственными ему жизненными функциями.

По Фостеру, для получения вкусового ощущения необходимо, чтобы вкусовое вещество имелось в растворенном виде.

Зародыш получает свою основу из почвы (из земли), так как костная ткань и мышцы чрезвычайно богаты веществами, содержащимися в почве.

По сведениям европейских ученых, в организме встречаются вещества, входящие в составь почвы, как то: фосфор, хлор, сера, фтор, калий, натрий, кальций, магний, кремний, марганец, железо; в костях имеется фосфорнокислая известь, в мышцах – калийные соли. По «Чжуд-ши», под влиянием веществ, содержащихся в почве, развивается, главным образом, обонятельный орган со всеми свойственными ему жизненными функциями, так как почва преимущественно богата различного рода пахучими веществами (т. е. развитие и функционирование органа обоняния возможны только благодаря присутствию пахучих веществ, без которых и быть не может обонятельных ощущений).

Пахучие частички, говорит Фостер, взвешенные во вдыхаемом воздухе, проходя через нижние носовые полости, распространяются в верхние носовые камеры и, падая на обонятельный эпителий, вызывают импульсы, которые, восходя к головному мозгу, обусловливают образование обонятельных ощущений.

Воспроизведение нового индивидуума, говорится в «Чжуд-ши», возможно тогда, когда жизненные функции сфер обоего пола, от которых зависит продолжение рода, достигли полного развития. Только при этом условии возможно появление и дальнейшее развитие зародыша в предназначенном ему природой вместилище.

«Чжуд-ши» учит, что sperma должна быть белой, тяжелой, приятной на вкус и выделяться в обильном количестве; menstrua здорового индивида похожа на кровь кролика и должна легко отмываться простой водой, не оставляя после себя пятен. Оплодотворение возможно только тогда, когда здоровая sperma отца удерживается в полости uteri при удовлетворении естественного чувства, после которого организм ощущает приятное спокойствие. Sperma отца передает наследственно зародышу костную и нервную системы, головной и спинной мозг; кровь матери – всю остальную часть организма, главным образом мускулатуру, кровь, сердце, легкие, печень, селезенку, почки, пищеварительный канал, мочеполовую систему и прочее.

По мере развития зародыша совершенствуются все шесть чувств.

Цо-жед-шонну (Гиппократ тибетской медицины) и его последователи не были знакомы с семенными нитями-живчиками (spermatozoa) и с яйцами (ovula). Spermatozoa стали известны в Европе в конце XVII столетия благодаря Левенгуку, a ovula открыл Бэр только в начале прошлого столетия. Зато тибетские врачи тщательно изучили семенную жидкость и menstrua, от состояния которых, несомненно, зависит жизнеспособность семенных нитей и ovula.

Хотя тибетским врачам не были известны spermatozoa, однако они знали, что оплодотворение может произойти только в том случае, если здоровое семя удерживается в полости uteri в определенном только периоде.

По исследованиям европейских ученых, оплодотворение возможно при проникновении живого семенного тельца в живое яйцо.

Последователи Цо-жед-шонну описывают, какая часть организма передается зародышу наследственно от отца и какая – от матери. Хотя нам неизвестно, имеются ли в европейской литературе указания на это, но надо полагать, что в структуре развивающегося зародыша должны принимать участие материя отца (через spermatozoa) и материя матери (через ovula).

Если обратить внимание на органы и ткани, которые, по описанию тибетских врачей, передаются наследственно от отца, то можно заметить, что они соответствуют тканям и органам, развивающимся из наружного, т. е. нервно-рогового, и из части среднего зародышевых листков, а органы и ткани, передаваемые наследственно матерью, соответствуют тканям и органам, развивающимся из внутреннего, т. е. кишечно-железистого, и из части среднего листков.

Появление естественного чувства у человека и у животных, по «Чжуд-ши», совпадает с началом их полного физического развития. У женщин этот период начинается с появлением menstrua. Кровь, выделяемая в этот период, по «Чжуд-ши», бывает темного цвета и совершенно жидкой; она просачивается в полость матки из ветвей заложенных в ней двух больших кровеносных сосудов (arteriae uterinae и spermaticae internae). Тибетские врачи полагают, что выделение menstrua находится в зависимости от нормального состояния восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, так как нервно-мышечная система uteri и вообще вся нервно-мышечная система функционируют только при правильном восприятии, уподоблении, всасывании, усвоении, удалении-очищении-расходовании воздуха. Menstrua показывается из uteri в продолжение трех дней, и это происходит раз в лунный месяц. Появление menstrua, по «Чжуд-ши», выражает собой здоровое состояние организма и начинается около 12 лет и оканчивается около 50. В период menstrua субъекты слабеют, имеют утомленный вид, теряют свежесть лица; груди, поясница, шея и бока полнеют, а веки отекают. По окончании menstrua появляются сладострастные позывы и желание ad coitum. Рыльце матки остается ослабленным в течение 12 дней.

От плодотворного coitus"a, имевшего место в первые три дня или на 11 день после начала менструации, нельзя ожидать потомства мужского пола; от coitus"a в 4, б, 8,10 и 12 дни следует, наоборот, ожидать потомство исключительно мужского пола, и при coitus"e в 5, 7 и 9 дни – исключительно женского пола. Как цветок бадма, говорится в «Чжуд-ши», закрывается с заходом солнца, так и orificium uteri сокращается спустя 12 дней после начала менструации, и семя уже не попадает в полость матки, а потому и само оплодотворение становится невозможным, если исключить всякие случайности. От плодотворного coitus"a, сопровождавшегося обильным извержением семени, следует ожидать потомство мужского пола, а при обильной менструальной крови – женского; одинаковое количество spermae и menstruae способствует безразличному развитию половой сферы плода ни женского, ни мужского пола, т. е. гермафродита. Если же при оплодотворении произойдет разделение материи, из которой создается зародыш, то следует ожидать близнецов. От плодотворного coitus"a между уродами следует ожидать таких же уродов.

По «Чжуд-ши», при расстройстве питания, зависящего от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, sperma и menstrua приобретают темный цвет и вяжущие свойства, при этом в них появляются сгустки. При расстройстве питания, зависящего от расстройства жизненных процессов желчи, они принимают желтоватый цвет и приобретают дурной запах и кислотные свойства; при расстройстве питания, зависящего от расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, они становятся бледными, клейкими и сладкими на вкус, при этом энергия жизненно-живой теплоты ослабляется; при расстройствах питания крови они разлагаются; при совместном расстройстве, зависящем от расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи, они становятся тягучими и выделяются в форме нитей; при совместном расстройстве питания, зависящего от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи, sperma и menstrua отсутствуют; при расстройстве питания, зависящем от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, sperma и menstrua приобретают запах, свойственный экскрементам. При всех этих расстройствах питания оплодотворение произойти не может.

По мнению европейских ученых, с наступлением menstrua связан целый ряд общих симптомов, которые частью являются последствиями раздражения сосудов, частью – рефлекторными сопутствующими явлениями. К этим последним принадлежат так часто наблюдаемые в этот период временное припухание и повышение чувствительности грудей, а также обычно усиленное половое влечение.

Приблизительно в возрасте 15 лет формы тела у девушек принимают более округлые очертания, начинают припухать груди и на лонном возвышении появляются волосы. В это время обычно наступает зрелость полового аппарата, начинает проявляться половое влечение и появляются месячные выделения.

По исследованиям европейских ученых, менструальная кровь вытекает из обнаженных мелких кровеносных сосудов матки вследствие глубокого перерождения ее слизистой оболочки.

Менструации повторяются ежемесячно, в среднем на 26-й, 28-й день (чаще всего), иногда – на 27-й, 30-й. Продолжительность кровотечения равняется в большинстве случаев 4–5 дням, но и в этом отношении много отклонений.

Каждый раз, когда появляются месячные, они продолжаются от 1-го до 8-ми, чаще же от 3-х до 5-ти дней. Промежуток от одних месячных до других обычно 25–28 дней.

По европейским данным, у большинства женщин в жарком климате месячные начинаются в 11–14 лет, в умеренном – в 13–16 лет, а в холодном – в 15–18.

Месячные наступают в период между 13–17 годами жизни и оканчиваются в 40–50 лет.

Половая зрелость выражается появлением menstrua, которые наступают в период зрелости (между 13–15 годами), продолжаются, по Л. Майеру и Тильту, 30–32 года, т. е. до 43–47 лет.

11-й и 18-й годы жизни составляют, по-видимому, крайние пределы для раннего появления месячных, зависящего от влияния климата в различных частях света. Обычно в возрасте 45 лет месячные прекращаются.

Европейский ученый говорит: мы выбрали показания, на которые можно было вполне положиться, у женщин, способных с точностью определить как день наступления менструации, так и день coitus"a. Вычисляя промежуток времени между этими двумя моментами, Шредер заметил, что в 26-ти случаях, когда родились мальчики, плодотворный coitus имел место, в среднем, через 8,10 дней после наступления месячных, и в 29-ти случаях, когда родились девочки, он имел место через б, 7, 9 дней.

Исследования европейских ученых еще не разъяснили нам тайны рождения детей того или другого пола. Ученые-европейцы говорят, что пол плода, весьма вероятно, зависит более от матери, чем от отца, и что он определяется в момент зачатия.

По «Чжуд-ши», зародыш развивается в полости матки, питаясь при помощи кровеносных проводников пуповины, связанной с детским местом. Детское место соединено с сосудами матки и яичников, благодаря чему совершается беспрерывный рост плода при том условии, что мать получает достаточное количество питательных материалов.

Европейские врачи говорят: питание плода происходит посредством эндосмоса обмена веществ, который совершается в последе сближением крови плода с кровью матери.

По «Чжуд-ши», в продолжение 38 недель, или 9 лунных месяцев, зародыш изменяется и развивается.

Следовательно, по исследованиям тибетских врачей, продолжительность беременности равняется 38 неделям, 9 лунным месяцам, т. е. 266–277 дням.

По исследованиям европейских ученых, средняя продолжительность беременности колеблется между 265 и 280 днями, и большая часть родов падает на 39-ю и на 40-ю недели.

Беременность продолжается от 250 до 260 дней.

Тибетские врачи относительно развития зародыша держались теории generationis. По их понятиям, в зародыше, воспроизведенном при участии почвы, воды, воздуха, теплоты, света и пространства, вследствие соединения материй отца и матери происходит брожение. Это брожение способствует постепенному развитию частиц тканей и органов зародыша.

Между тем в Европе до Вольфа предполагали, что зародышевый зачаток предначертан, что человеческий зародыш заключает в себе громадное количество поколений зародышей, вложенных друг в друга в теле прародителей с сотворения мира. Поэтому прежде существовало мнение, что человеческие зародыши суть уже готовые организмы, но в малом виде, которые должны расти и постепенно усложняться. Между учеными долгое время шел спор относительно значения семенных телец и женского яйца. Школа сперматиков, или анималькулистов, принимала семенные нити за зародыши, а школа овистов утверждала, что зародыши в малом виде находятся в яйце и что семя, входящее в яйцо при оплодотворении, составляет только питательный материал для зародыша. До половины XVIII столетия эти две школы theoriae evolutionis вели бесплодный спор. Только Гаспар Фридрих Вольф (академик, род. в 1733 г. в Берлине, умер в 1794 г. в Петербурге) восстал против теории evolutionis в двух своих, главных работах: Theoria generationis (1759) и De formatione intestinorum (1768–1769), и доказал фактически, наблюдениями, что зародыш постепенно возникает и формируется в яйце.

Таким образом, то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия.

* * *

Анатомия столь важная отрасль врачебной науки Тибета, что без знания ее невозможно было появление стройной системы этой науки. Отдельной литературы по анатомии не существует, и анатомические сведения разбросаны по разным отделам врачебной науки. Здесь мы знакомим читателя с анатомическими сведениями, заключающимися только в сочинении «Чжуд-ши» и в объяснениях к нему.

Анатомические сведения изложены в следующем порядке: 1) область головы (caput), 2) область шеи (collum), 3) область туловища (truncus), 4) верхние конечности (extremitates superiores) и 5) нижние конечности (extremitates inferiores)

Все эти области связаны между собой: 1) костной системой, 2) системой мышц, 3) системой нервов и кровеносной системой, 4) системой плотных и полость имеющих органов, 5) однотипностью жизненных процессов, происходящих во всех этих областях.

Костная система (ossa).

Кости черепа (ossa cranii): 1) лобная кость (os frontis), 2) глазные кости (ossa orbitae), 3) носовые кости (ossa nasalia), 4) нёбные и скуловые кости (ossa palatina s. zigomatica), 5) верхняя и нижняя челюсти с 32 зубами и столькими же ложами для зубов (ossa maxilaria, mandibularia), 6) две теменные кости (ossa parietalia s. bregmatis), 7) две височные кости (ossa temporum), 8) затылочная кость (os occipitis) и 9) кость основания черепа, к которой относятся два позвонка: атлант и эпистрофей.

Таких 9 костных областей головы, 5 шейных позвонков и 1 подъязычная кость, 50 костей верхней конечности, 8 костей ладони принимаются за одну кость, 12 грудных позвонков для 24 ребер, грудная кость, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3 хвостовых позвонка, 50 костей нижней конечности, кость запястья считается за одну кость, 2 тазовые кости.

Одни врачи считают, что в организме человека 360, другие – 365 костей. Автор книги «Мей-бо шаллун» только одних костей черепа насчитывает 100.

360 костей человеческого организма исчисляются в следующем порядке: 4 кости свода черепа, 2 кости нижней и верхней челюсти, 32 зуба и 32 ложа к ним, 20 костей, начиная с височной кости и включая подъязычную кость, 4 глазничные кости, 50 костей верхней конечности, считая 8 костей ладони за одну, 2 лопатки и 2 ключицы, 8 костей в области затылочной кости, 32 позвонка, 64 поперечных отростка, 32 остистых отростка, 26 ребер, считая хрящевое удлинение поперечных отростков 1-го поясничного позвонка за ребро, и 50 костей нижней конечности – итого 360.

Последователи «Чжуд-ши» описывают семь различных форм черепа: 1) свод черепа (fornix cranii) продолговато-овальный, 2) свод черепа такой же, но с особенной выпуклостью сзади, ниже макушки, 3) свод черепа ровный и плоский, 4) свод черепа четырехугольной формы, 5) свод черепа шарообразный, 6) свод черепа сплюснутый сзади и спереди и 7) свод сверху плоский, а спереди, сзади и с боков – сплюснутый.

Первая форма черепа содержит мозг, имеющий такую же плотность как мышцы, т. е. мозг содержит столько же жидкости, сколько мышцы, мозг второй формы содержит столько жидкости, сколько масло, третьей – сколько соты, четвертой – сколько творог, пятой – сколько простокваша, шестой – сколько молоко и седьмой – имеет массу жидкости.

Первая форма черепа указывает на изменение восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Вторая – на изменение жизненных процессов желчи. Третья – на изменение жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Четвертая – на изменение совместных жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и желчи. Пятая – на изменение совместных жизненных процессов желчи, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Шестая – на изменение совместных жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Наконец, седьмая – на изменение всех трех жизненных процессов в организме.

. Зуркхарба Лодой Чжалбо – автор трактата XVI в. «Мейбо шал-лун» («Наставления предков»), в котором дан комментарий двух томов «Чжуд-ши» и первых двух глав четвертого тома.

Петр Бадмаев
У него было два имени. Никто не знал его возраста: сам он в 1920 году утверждал, что ему 110 лет, дочь - что 112. Его крестил Александр III. Говорили, что он имеет абсолютную власть над самим Распутиным. Что вылечил его от импотенции. Что консультирует царскую семью и, пользуясь своим положением, продвигает собственные креатуры на высшие государственные посты. Его и любили, и боялись - причем и монархисты, и революционеры в одинаковой степени. Точно известна только его фамилия - Бадмаев. Он - самый таинственный русский врач XX века.
Потомок Чингисхана
Датой своего рождения Бадмаев во всех документах называл… 1810 год (умер он в 1920-м).
Дочь его, появившаяся на свет в 1907 году, уверяла, что на момент ее рождения отцу было сто лет! Требуя выпустить его из тюрьмы, куда он в 1920 году попадал неоднократно (впрочем, к счастью, всегда ненадолго), Бадмаев писал: «Я, старик 109 лет, известный всей России»… Насчет известности он не преувеличивал - может, и в вопросе о возрасте был точен? Правда, строгий словарь Брокгауза и Эфрона без всякой романтики называет год его рождения: 1849. Никаких документов, подтверждающих эту дату, тем не менее нет. А по внешнему виду Бадмаеву легко можно было дать и 50, и 100. Мужской силы он не утратил до последних дней… Его отец, Засогол Батма, был скотоводом и кочевал по Агинской степи. Жамсаран (это имя дали ему при рождении) был самым младшим из семи сыновей, детство и раннюю юность провел возле отцовских стад. Старший ребенок в семье, Цультим (Сультим), шестилетним мальчиком был отобран ламами для обучения тибетской медицине в дацане. Отбор был очень строгий: исследовали слух, зрение, обоняние, осязание, определяли душевные качества ребенка. Обучение продолжалось двадцать лет. Цультим стал врачом Степной думы -- выборного органа бурят. Старый Засогол честолюбиво решил отправить одного из сыновей в классическую русскую гимназию в Иркутск. Встал вопрос - которого? Именно Цультим посоветовал послать младшего брата, Жамсарана. В 1854 году в Забайкалье разразилось моровое поветрие - тиф. Генерал-губернатором Восточной Сибири был граф Муравьев-Амурский, он приказал для борьбы с эпидемией найти самого сведущего в медицинской науке Тибета местного врача. Бурятский совет старейшин назвал Цультима. Семейное предание говорит, что тот потребовал роту солдат: «Лекарства - моя, солдата - ваша. Кордон держать». Эпидемию остановили. Согласно семейной легенде, на вопрос о награде Цультим ответил так: скрестил руки на груди и прикоснулся пальцами к плечам, намекая на офицерские погоны. Он хотел быть русским военным врачом. Губернатор написал в столицу о необычном целителе. В 1857 году Цультим был уже в Петербурге, лекарским помощником в Николаевском военном госпитале, а в 1860 году открыл аптеку тибетских лекарственных средств и вызвал к себе Жамсарана, который с золотой медалью окончил гимназию. В 60-е годы он жил у брата и перенимал у него врачебную науку Тибета. Бывал в православном храме Св. Пантелеймона Целителя. В эти годы, уже зрелым человеком, он принял важнейшее решение - креститься.
Сам он писал: «Я был буддистом-ламаитом, глубоко верующим и убежденным, знал шаманизм и шаманов, веру моих предков. Я оставил буддизм, не презирая и не унижая их взгляды, но только потому, что в мой разум, в мои чувства проникло учение Христа Спасителя с такой ясностью, что это учение Христа Спасителя озарило все мое существо». Так у него появилось второе, русское имя - Петр. Но с буддизмом Бадмаев не порывал: когда в Петербурге был заложен дацан, буддийский храм, сын скотовода принял участие в финансировании строительства. Настоятель храма Св. Пантелеймона Целителя сам привез Бадмаева в Аничков дворец, где и произошла его встреча с крестным отцом - наследником престола, будущим Александром III. Государь-наследник спросил Жамсарана: до какого колена у бурят принято изучать свою родословную? - Принято до девятого, но я учил до одиннадцатого, потому что в одиннадцатом колене род наш происходит от Чингисхана, - был ответ.
Так потомок Рюрика окрестил потомка Чингисхана. Имя Бадмаев выбрал в честь своего кумира - Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица. Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника после второго покушения на него (тогда Иоанн получил несколько ударов ножом).
Китай должен быть русским!
В 1871 году Петр Александрович поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно - в Медико-хирургическую академию. Оба учебных заведения он окончил с отличием, но его врачебный диплом остался в академии. Дело в том, что выпускник должен был давать клятву, что лечить будет лишь известными европейской науке средствами, - Бадмаев же мечтал посвятить себя врачебной науке Тибета, все секреты которой были собраны в старинном трактате «Жуд-Ши». По выходе из университета он попал в Азиатский департамент министерства иностранных дел и вскоре отправился в длительную экспедицию по Монголии, Китаю и Тибету. Как дипломат он прощупывал там политическую ситуацию: Россия боролась за влияние на Востоке. Как ученый Бадмаев вплотную занялся делом своей жизни -- переводом тибетского медицинского трактата.
После нескольких экспедиций Бадмаев-дипломат написал и подал государю памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». Именно он первым внятно высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем БАМа и худо-бедно достроенной к началу восьмидесятых. План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет).
Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Крестный отец Бадмаева, к тому моменту уже двенадцать лет как император, наложил на письмо резолюцию: «Все это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». (Советские источники переврали резолюцию - вместо «необычайно» написали «несбыточно». Отчего же несбыточно? Проживи Александр подольше, может, и Китай был бы наш)…
За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника. Правда, прожект о присоединении Китая Бадмаев использовал не только для блага Отечества, но и для собственного обогащения. Известно, что он вместе с Витте был инициатором закрепления России на Дальнем Востоке. В 1916 году он и его «агент влияния» генерал Курлов основали акционерное общество по строительству железной дороги из Казахстана в Монголию. В письме Распутину целитель просил содействовать получению субсидии на этот проект, обещая за посредничество 50 тысяч рублей. Тогда же Бадмаев обратился к царю с предложением организовать снабжение «всей России» мясом и молоком из Монголии. Он пытался получить под это дело субсидии у царя, но был отодвинут Витте, который писал: «Доктор Бадмаев когда ездил в Монголию и Пекин, то вел себя там так неудобно и двусмысленно, что я прекратил с ним всякие отношения, усмотрев в нем умного, но плутоватого афериста». После этого Бадмаев отказался от своих грандиозных планов и ограничился железнодорожными аферами и разработкой золотых рудников в Забайкалье. Впрочем, и эти предприятия принесли ему, по некоторым данным, до 10 млн рублей.
Ключ к «Жуд-Ши»
Тибетские связи Бадмаева были разветвлены и таинственны. Долгое время считалось, что первым русским подданным, посетившим закрытый тибетский город Лхасу, был бадмаевский стипендиат и ученик Цыбиков. Между тем формально первыми русскими в Лхасе были буряты-паломники, тоже русские подданные, а первым русским ученым, побывавшим там, - именно Петр Александрович. Но с кем и о чем он там говорил - тайна по сию пору. Как бы то ни было, именно ему удалось то, что многим казалось в принципе невыполнимым: он перевел-таки на русский язык трактат «Жуд-Ши». Поэма была зашифрована, прямой перевод ничего не давал, требовалось найти опытных лам-целителей, которые знали ключ к шифру. Петру Александровичу это удалось.
В 1898 году появилось первое на русском языке издание древнего руководства в переводе Бадмаева с его обширным предисловием. В 1991 году по постановлению Президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева «Основы врачебной науки Тибета «Жуд-Ши». Правда, издана лишь теоретическая часть трактата - о судьбе практической мы расскажем чуть позже… В России к концу XIX века врачебная наука Тибета завоевала огромную популярность. На прием к Бадмаеву - исключительно демократичному врачу - записывались и рабочие, и министры.
В энциклопедии Брокгауза о Бадмаеве говорилось: «Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных». По отзывам пациентов, половbне больных от бадмаевского лечения становилось лучше, половине - хуже. Наследника Бадмаев не лечил, но пользовал членов царской семьи, министров, а позже - большевистских комиссаров. Гонораров он не брал, но получил в подарок от царицы икону Казанской Божией Матери в окладе с бриллиантами. Кстати, и в революционные годы он не скрывал своей близости ко двору и даже бравировал этим.
В память его дочери врезалась сцена: старик, раскинув руки, стоит перед вооруженными матросами и кричит: «Стреляйте, сволочи!» Матросня не решилась выстрелить. Все знавшие его поражались: откуда в буряте - представителе традиционно смирного и кроткого народа - такая неукротимая энергия и временами ярость?
Обид Бадмаев не прощал, на критику реагировал немедленно: в 1904 году он выиграл иск против доктора Кренделя, который обвинил его в преждевременной смерти одного из пациентов. При Советской власти мстительный Крендель донес на Бадмаева, и того забрали в ЧК. Впрочем, забирали его пять или шесть раз, и об этом ниже.
И даст он тебе такой травки…
Но, пожалуй, самой скандальной в биографии Бадмаева стала все-таки распутинская тема. Если с царской семьей он был в ровных и прекрасных отношениях, с Распутиным все далеко не так однозначно. Советские историографы, романисты и даже режиссер Элем Климов, вообще-то не склонный доверять сплетням, сделали из Бадмаева какого-то распутинского двойника, шарлатана-оккультиста, придворного интригана… Больно уж колоритен оказался типаж. Потомкам Петра Александровича долго еще пришлось восстанавливать его доброе имя.
Александр Блок в работе «Последние дни императорской власти» обвиняет Бадмаева в том, что он дружил с Распутиным и протолкнул Протопопова на пост министра внутренних дел. Увы, Блока ввели в заблуждение. Протопопов был бадмаевским пациентом, и опытный врач попросту не стал бы рекомендовать на такой пост тяжелобольного человека. Именно по этому поводу (Протопопов был возмущен отказом Бадмаева оказать протекцию) между ними произошло такое резкое столкновение, что Петр Александрович выгнал Протопопова из своего дома.
Правда, вскоре извинился за непозволительную для врача горячность и передал, что в качестве больного Протопопов может по-прежнему бывать у него. В знакомстве же знаменитого врача с Распутиным считала себя виноватой молодая вторая жена Бадмаева - Елизавета Федоровна. Ей было интересно поглядеть на человека, о котором шла молва по всей России, и Распутин несколько раз появился в доме. Но между знаменитым целителем и столь же знаменитым «старцем» дружбы не получилось - напротив, возникло противостояние. Это подтверждает сохранившаяся записка Бадмаева
Николаю II.
«При представлении сведений о Распутине»: «Он играет судьбами епископов, над которыми благодать Божья. К тому же он способствует назначению на министерские посты людей, ему угодных. Для блага России и для охранения святая святых православные люди должны принять серьезные, глубоко продуманные меры для того, чтобы уничтожить с корнем зло, разъедающее сердце России». Святая святых -- это, конечно, императорская семья: бурят Бадмаев, как все истинные сыны Востока, был убежденным монархистом и сторонником жесткого правления. И после революции неоднократно предсказывал, что большевики кончат тем же. Здесь он опять не ошибся… Что до пресловутой «травки» («И даст он тебе такой травки, что ой как бабы тебе захочется!» - говорит Распутин в романе Валентина Пикуля «Нечистая сила») -- все опять-таки обстояло не совсем так. Распутин не страдал импотенцией, Бадмаев не лечил «старца» от нее: просто одна из трав, которые Бадмаев прописал Распутину от головной боли (следствие частых запоев), оказала внезапный побочный эффект - вызвала усиление определенных желаний…
Голова, кстати, тоже прошла. Видимо, кровь отлила.
Мы бы и Толстого к ногтю!
Временное правительство после допроса выслало Бадмаева за границу, но уехал он недалеко, в Финляндию. Большевики в ноябре 1917-го разрешили ему вернуться - согласно легенде, он лечил революционных матросов от сифилиса.
Он продолжал принимать больных, несколько раз был арестован за «контрреволюционную агитацию» (язвительный старик так и не научился держать язык за зубами). Японский посол предложил ему уехать в Японию, но Бадмаев отказался. Были конфискованы его особняк в Петрограде, земли на Дону и в Забайкалье, но ему оставили приемную на Литейном и деревянный дом на Ярославском проспекте. После очередного ареста он писал председателю ПетроЧК Медведю, что он «по профессии интернационал» и лечил лиц всех сословий и партий, на основании чего и просил его освободить.
Аргумент не подействовал: двужильный старик был отправлен в Чесменский концлагерь на окраине Петрограда, где пробыл полгода. Там он заболел тифом (жена дежурила у тифозного барака, ее не впускали), но выкарабкался - поистине не было предела выносливости этого человека! Впрочем, опыт борьбы с тифом был у него с бурятских времен…
Наконец его выпустили: слава ценителя Бадмаева брала свое, лечиться нужно было и чекистам…
- Приходите, приму, - сухо сказал Бадмаев коменданту, выходя на волю. - Можно без очереди.
- Мы не белая кость, можем и в очереди постоять, - гордо ответил комендант.
- Ой, не верится! Власть стоять не любит, люди в ней так меняются, что себя не узнают…
- Ну вот вы опять! - взорвался комендант. - Что мне вас, снова сажать?
- Это не я сказал, а Толстой, - поджал губы Бадмаев.
- Был бы жив Толстой - мы бы и его к ногтю, - пробурчал большевик…
30 июля 1920 года Бадмаев умер у себя дома, на руках у жены.
За три дня до смерти он отказался от всякого лечения. Умирая, взял слово с жены, что даже в день его смерти она не пропустит прием больных и будет продолжать его врачебное дело. Дочери незадолго до смерти отца видели в церкви, стоявшей близ деревянного дома на Ярославском, таинственный свет среди ночи…
Племянник Бадмаева, Николай, возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде, лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочую элиту. Он был арестован и в 1939 году расстрелян.
Вдова Бадмаева, Елизавета Федоровна, провела 20 лет в лагерях, но выжила и сохранила архив, который находится сейчас у ее внуков. Внуки-то и добиваются реабилитации бадмаевской памяти - и весьма преуспели: изданы книги о нем, переиздан перевод «Жуд-Ши», заходит речь о том, чтобы назвать именем целителя одну из улиц Улан-Удэ…
В том же таинственном архиве лежит и неизданная, третья часть «Жуд-Ши» - практические рекомендации по изготовлению драгоценных лекарств. Эту тайну Бадмаев завещал жене, а она сохранила ее для грядущих поколений. Впрочем, для непосвященного это не более чем бесполезный бумажный хлам. Но человек, посвятивший расшифровке рукописи и изучению врачебных тайн Тибета всю жизнь, легко поймет бадмаевские записи. Но пока эскулапы разводят руками - никто не понимает, с помощью чего добивался он своих сенсационных результатов (всегда задокументированных). Впрочем, книга его еще ждет своего часа…

Компания Neways знаменует 1998 год новой серией уникальных оздоровительных продуктов. Новинки уникальны по нескольким причинам. Их родиной является Россия, точнее Бурятия, откуда в середине прошлого века в Санкт-Петербург прибыл Петр Бадмаев - знаток тибетской медицины. Он перевел на русский язык основополагающий медицинский трактат "Жуд Ши", создал первую в Европе клинику Тибетской медицины, стал лекарем при царском дворе Александра III и Николая II. Медицинское наследие Петра бадмаева стало достижением его потомков. Один из них - доктор Владимир Бадмаев, передал некоторые из рецептов старого Мастера фирме Neways. Так древние тибетские прописи, материализованные в продуктах Neways, вернулись в Россию. Диапозон действия новых продуктов очень широк. Их можно применять с оздоровительной целью, а также для решения многих проблем, связанных с той или иной патологией.

МАСКЛИОН

Мужская формула. Говорят, что "простата (предстательная железа), – второе сердце мужчины". Заболевания простаты – наиболее частая проблема у мужчин старше 50 лет. С возрастом гормональная активность у мужчин снижается, в частности, падает уровень тестостерона. Эти изменения вызывают перестройку предстательной железы, ее доброкачественное увеличение (аденома). Другое частое заболевание пожилого возраста – снижение половой активности вследствие недостатка тестостерона. Растительная формула Масклион повышает уровень циркулирующего в организме тестостерона. В то же время она нормализует образование некоторых стероидных гормонов, создавая гормональный баланс в организме.

Показания к применению.

  • 1.Психологические проблемы мужчин пожилого возраста (раздражительность, депрессия, снижение жизненного тонуса).
  • 2.Импотенция.
  • З.Аденома простаты.
  • 4.Хронический простатит.
  • 5.Профилактика заболеваний простаты у лиц старше 40 лет.
  • 6.Воспаление мочевого пузыря.
  • 7.Необходимость увеличить мышечную массу.

Противопоказания. Рак простаты.


НИКОРОЛ

Курение – "домоклов меч", висящий над современным человечеством. Сотни тысяч людей ежегодно умирают от рака легких, от сердечно – сосудистых заболеваний, вызванных никотином. Поэтому каждое новое средство против курения представляет огромный интерес. NEWAYS предлагает травную формулу Никорол в виде леденцов. Смысл данной формулы в том, чтобы сделать вкус табака индифферентным или неприятным. При этом подавляется тяга к курению. Важно подчеркнуть, что успех зависит также от психологического настроя курильщика, от его желания бросить курить. Употребление Никорола не влияет на вкусовые ощущения от приема пищи. Добавка в формулу трав – антиоксидантов позволяет очистить организм от шлаков, образующихся вследствие курения, что крайне необходимо курильщику – хронику.

Показания к применению.

  • 1.Пристрастие к курению во всех его формах и проявлениях.
  • 2.Хронический бронхит курильщиков.

ФИТОМАКС

Правильное питание поддерживает баланс сил в организме, что определяет состояние здоровья. Доктор П. Бадмаев писал: "Если мы думаем о том, как сохранить хорошее здоровье, то должны придерживаться правильного питания, а не заниматься только очисткой организма". Чтобы хорошо усваивать питательные вещества и тем самым поддерживать здоровье, крайне важна нормальная работа органов пищеварения. Травная формула Фитомакс улучшает работу пищеварительного тракта. Она состоит из 3 групп трав и минералов. Ингредиенты первой группы улучшают продвижение пищи по кишечнику. Ингредиенты второй группы усиливают действие первой. Третья группа обеспечивает нормальное переваривание и всасывание питательных веществ. Фитомакс содержит " травы горького, острого и вяжущего вкуса, что стимулирует основные; функции организма. Относительно ослабленные вкусы – соленый, кислый и сладкий – также представлены в формуле.

Показания к применению.

  • 1.Оздоровление организма.
  • 2.Признаки нарушенного пищеварения: запоры, повышенное газообразование, чувство переполнения желудка, изжога, тошнота, отрыжка.
  • 3.Избыточный вес (в сочетании с другими методами лечения ожирения).
  • 4.Очистка кишечника от шлаков (в сочетании с другими средствами).
  • 5.Аллергия.

МЕГАПРИН

Данная формула, известная около 1300 лет, использовалась д – м П.Бадмаевым как противовоспалительное и противоболевое средство. Исследование химического состава формулы показало, что кора белой ивы содержит салицилаты, очень близкие по действию к аспирину. Другие компоненты подавляют аллергию, нейтрализуют вредные окисные соединения, успокаивают нервную систему. Известно, что салицилаты препятствуют образованию в сосудах сгустков крови. Поэтому их используют для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. В отличие от аспирина, который раздражает желудок, натуральные салицилаты лишены этого свойства. Кроме того, формула содержит травы, стимулирующие выработку желудком защитной слизи.

Показания к применению.

  • 1.Воспалительные заболевания суставов и мягких тканей
  • 2.Воспалительные заболевания нервной системы (радикулиты и др.)
  • 3.Головные боли различного происхождения
  • 4.Профилактика тромбообразования при болезнях сердца и сосудов
  • 5.Очистка организма от кислотных радикалов (после облучения и химических воздействий)

ОРИТОЛ (глазная формула)

Среди новых продуктов компании NEWAYS особое место занимает травная формула Оритол. Она предназначена для борьбы с болезнями глаз, поражающими лиц пожилого и старческого возраста, – катарактой и макулярной дегенерацией, т.е. разрушением центральной части сетчатки глаза. В числе биологически активных веществ, содержащихся в Оритоле, крайне важны лютеин и зеаксантин. От них зависит состояние роговицы, хрусталика и сетчатки глаза. Кроме того, формула содержит витамины А, С, Е, антиоксиданты и флавоноиды, которые укрепляют мышцы и связки глаза, повышают остроту зрения.

Показания к применению.

  • 1.Катаракта – начальная и зрелая стадия.
  • 2. Макулярная дегенерация.
  • 3.Профилактика глазных болезней в старческом возрасте.

Дозы. Принимать по 2 табл. 2 раза в день в течение 2 – 3 месяцев. Противопоказания. Не рекомендуется детям.


ГАРМОНИЯ

Женская формула. Уникальная пищевая добавка, содержащая несколько целебных трав. Она богата магнием, кальцием, марганцем и калием в органической, легко усвояемой форме. Формула обладает " противовоспалительным действием, восстанавливает защитные силы организма, омолаживает женщину. Под ее воздействием нормализуется соотношение между гормонами. Формула снимает психологическую нестабильность, свойственную предменструальному синдрому и климаксу.

Показания к применению.

  • 1.Предменструальный синдром.
  • 2.Психологические проблемы. Раздражительность, тревога, беспокойство, низкая самооценка, снижение полового влечения.
  • 3.Болезни женской половой сферы: хронические воспалительные процессы половых органов, в частности, хламидиоз; доброкачественные новообразования женских половых органов, эндометриоз.
  • 4.Бесплодие, вызванное воспалительными заболеваниями.
  • 5.Профилактика преждевременного старения женщины.

ЮВИТОЛ

Травная формула Ювитол создана на основе тибетской медицины. Она стала известна в России благодаря д – ру Петру Бадмаеву. Рецептуру составляют 23 травы. Каждая из них представлена в очень малой дозе, но в совокупности формула обладает мощным оздоравливающим и лечебным действием. Ювитол прошел проверку в ведущих медицинских центрах США и Западной Европы, где была подтверждена его эффективность. Ювитол нормализует свертываемость крови, снижает уровень холестерина и других жиров, активизирует иммунную систему, оказывает антиоксидантное действие. Все это позволило отнести Ювитол к разряду адаптогенов, или биопротекторов.

Показания к применению.

  • 1.Нарушение периферического кровообращения: эндартереит, болезнь Рейно.
  • 2.Трофические язвы (в сочетании с другими методами лечения) и др.
  • 3.Ишемическая болезнь сердца.
  • 4.Снижение памяти, последствия нарушений мозгового кровообращения.
  • 5.Ослабление защитных сил организма.
  • 6.Оздоровление лиц пожилого возраста.
  • 7.Необходимость улучшить физические показатели у спортсменов.

КАРДИОЛ

КАРДИОЛ (коэнзим Q10). В конце 70 – х годов нашего столетия сна-, чала в Японии, а затем в США появился новый продукт – коэнзим Q10. С того времени его употребляют миллионы людей во всем мире. Коэнзим Q10 – природное вещество, не обладает никакими побочными действиями. Он зарегистрирован в США и других странах как, пищевая добавка. В организме коэнзим Q10 участвует в образовании главного поставщика энергии для клеток – АТФ (аденозинтрифосфата). Употребление коэнзима Q10 восполняет дефицит энергии и это оказывает выраженный оздоровительный эффект. Кардиол улучшает "работу сердечной мышцы, стимулирует иммунную систему.

Показания к применению.

  • 1.Сердечно – сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, сердечная недостаточность, гипертония, гипотония, выхаживание больных после операций на сердце.
  • 2.Болезни десен: парадонтоз, перидонтит
  • 3.Болезни или состояния, со сниженным иммунитетом.
  • 4.Хронические заболевания печени: хронический гепатит, цирроз.
  • 5.Оздоровление лиц старческого возраста.

Побочные действия. Изредка возможна скоропреходящая тошнота, что не является основанием для отмены продукта.


АРТРИН

Артрин – древняя тибетская пропись, которой широко пользовался д – р П.Бадмаев для лечения артритов (воспаления суставов). Формула не только снимает признаки воспаления, но также позволяет приостановить болезненный процесс. Входящие в Артрин травы повышают защитные силы в воспаленных тканях, улучшают их кровоснабжение, предупреждают разрушение суставных поверхностей. Травы содержат природные салицилаты, босвелиевые кислоты (противовоспалительное действие), азулены и галлотанины (обезболивающее действие). Уникальным компонентом является спорогенная молочная палочка – микроорганизм, живущий в кишечнике. При тяжелых артритах, других воспалительных процессах возникает дисбактериоз, который усугубляет течение болезни. Молочная палочка позволяет восстановить нормальный баланс микробов в кишечнике и тем самым благотворно влиять на состояние больного.

Показания к применению:

  • 1.Хроническое воспаление суставов, включая ревматоидныи артрит.
  • 2.Подагра
  • 3. Дисбактериоз кишечника

Противопоказания. С осторожностью принимать при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, беременности, в детском возрасте – до 12 лет)


ФЕМИКС

В разные времена и в разных цивилизациях женщины использовали травы для того, чтобы сохранить молодость, женственность и привлекательность. Современная наука подтвердила целебные свойства этих трав и показала, что содержащиеся в них питательные вещества и витамины позволяют преодолеть стрессы, тревогу, напряжения и усталость. Женская формула Фемикс содержит экстракт проросшего овса – мощный источник энергии и жизненной силы. Магний смягчает признаки предменструального синдрома, оказывает успокаивающее действие. Под влиянием витаминов В5 и ВЗ снимаются раздражительность, подавленное настроение и тревога. Листья крапивы – прекрасный тоник гормональной и репродуктивной системы. Компоненты формулы дают женщине ощущение полноты жизни, уверенности в себе и укрепляют связь с окружающими ее людьми.

Показания к применению.

  • 1.Универсальная женская оздоровительная формула
  • 2.Функциональные расстройства нервной системы.

Противопоказания. Не принимать подросткам.


КОРОНАКС

Стрессы, недостаток питательных веществ, накапливающая с годами усталость зачастую лишают мужчину самых сладостных жизненных ощущений. Пищевая добавка Коронакс содержит вещества, крайне необходимые для того, чтобы быть молодым, энергичным и мужественным. Компоненты формулы усиливают либидо, повышают физическую силу. Витамин В5 играет важную роль в синтезе гормонов, в частности, тестостерона. Цинк относят к "мужским" минералам. Он поддерживает высокий уровень половых гормонов и обеспечивает выработку спермы. Проросший овес – мощный стимулятор всех энергетических процессов в организме, а растущая на берегах Амазонки Муира пуама снимает стрессы и повышает потенцию.

Показания к применению.

  • 1. Ослабление половой функции у мужчин
  • 2. Функциональные нервные расстройства у мужчин

Противопоказания. Рак предстательной железы (простаты). Не рекомендуется в молодом возрасте (до 25 лет).


ЭКСТРАМИН

В течение многих веков зверобой с успехом применялся для лечения ран. Англичане называли его "бальзамом воинов". Во Франции, Италии и Германии зверобой именуют травой святого; Иоанна, которая охраняет дом от злых духов. В наши дни интерес к этому древнему средству необыкновенно возрос. Исследования, проводимые в США, Европе, показали, что зверобой действительно изгоняет "злых духов", если под ними подразумевать различные тяжелые, заболевания, в частности, депрессивные состояния. Говорят, что зверобой помогает от тысячи болезней.

Показания к применению.

  • 1.Легкая или умеренная депрессия, другие нервно – психические расстройства, синдром хронической усталости.
  • 2.Вирусные и микробные инфекции: грипп, простой или опоясывающий лишай и др. Доказано положительное действие зверобоя на гнойные процессы.
  • 3.Раны и ожоги. Помогает при резаных, рваных и нагноившихся ранах; при образовании гнойных затеков, очищает рану от микробов и вирусов.
  • 4.Используется при ожогах 1, 2, 3 степени; даже при обширных ожогах процесс выздоровления сокращается в 2 – 3 раза.
  • 5.Заболевания сосудов. Усиливает кровоток в сосудах сердца, что способствует насыщению сердечной мышцы кислородом. Это крайне важно при ишемической болезни сердца.
  • 6.Повышает выработку гормона мелатонина в ночные часы, поэтому экстрамин можно рекомендовать для улучшения сна и профилактики склероза.

Противопоказания. С осторожностью применять при беременности, т.к. в редких случаях повышает тонус матки. Учитывая способность зверобоя обострять чувствительность к свету, следует избегать во время приема экстрамина лечение ультрафиолетовыми лучами или длительного пребывания на солнце. Не рекомендуется принимать препараты зверобоя одновременно с антидепрессантами.


АНАТОМИКС

Среди новой серии продуктов Анатомикс занимает особое место. Основой его является физиологически активная сера. Она играет, чрезвычайно важную роль в обмене веществ. С ее участием формируются антитела, гормоны и многие белки, незаменимые аминокислоты. Сера представлена в виде метилсульфонилметана (МСМ) – безопасной пищевой добавки. В природе МСМ содержится во фруктах, овощах, некоторых злаках. При их промышленной обработке МСМ разрушается. Если в пищевом рационе нет достаточного количества сырых продуктов, то потребность организма в сере не удовлетворяется. Таким образом, Анатомикс служит диетическим источником серы. При дефиците МСМ извращается реакция организма на стресс, нарушаются функции внутренних органов, человек больше подвержен аллергии, инфекциям, болезням суставов и кожи.

Показания к применению.

Статьи по теме: