В современном мире большие и даже. Глобальные проблемы современного мира. Сериал “Черное зеркало” больше не сериал

Глобальные проблемы современности рассматриваются с двух разных сторон: безопасности человека и планеты. Именно поэтому все чаще возникают трудности в гармоничном существовании людей на Земле без вреда внешнему миру. Чтобы реалистично оценить критичность и необходимость срочных изменений в жизни, предлагаем прочесть статью, которая описывает проблемы современности и возможные варианты их решения.

Основные глобальные проблемы современности

Все чаще новостные выпуски шокируют людей ужасной статистикой о насилии, авариях, выбросах в атмосферу, истощении земных ресурсов и приближении глобальной катастрофы. Когда в развитых странах занимаются роботами с искусственным интеллектом, некоторые национальности исчезают с лица Земли из-за отсутствия медицинской помощи и чистой воды.

Люди настолько погубили окружающую среду, что для восстановления баланса нужно принять ряд сложный решений, которые будут иметь массовый характер. Один человек не может изменить весь мир, но представьте если 7 млрд людей одновременно захотят помочь друг другу.

Для таких случаев существует множество организаций, в которых рассматриваются глобальные проблемы человечества и то, как вы можете внести вклад в их решение.

Рассмотрим основные проблемы:

  • Продовольственная безопасность.

Число голодных людей в мире за последние несколько лет значительно увеличилось. Каждый девятый человек в мире обычно голодает и, как следствие, страдает от дефицита питательных веществ. На первый взгляд может показаться, что проблема в нехватке выработанной еды, но это мнение ошибочно. Людям просто не хватает денег, чтобы покупать здоровую пищу.

  • Проблема здравоохранения.

Помимо недоедания есть много других проблем, влияющих на здоровье человека в глобальном масштабе. В прошлом основное внимание ученых и организаций здравоохранения было сфокусировано на инфекционных заболеваниях: гепатите, холере, малярии, туберкулезе и ВИЧ. Расширение доступа к чистой воде и улучшение образования в области санитарии привели к снижению распространения передаваемых болезней во всем мире. Однако это не означает, что усилия по улучшению санитарии должны быть прекращены.

В настоящее время мировое медицинское сообщество занимается изучением неинфекционных заболеваний, таких как рак, диабет, хронические респираторные и сердечно-сосудистые заболевания.

В настоящее время от инфекционных болезней умирает 70% людей, а страны с низким уровнем дохода страдают наиболее серьезно. Ярко выражена эта проблема в Таиланде, Южной Африке, Мексике и Индии.

  • Необходимость гендерного равенства.

Следующая проблема возникла в связи с историческими условиями, которые выстроили перед женщинами социальные барьеры для экономической и личной свободы. Несмотря на то, что много усилий было приложено для облегчения этой проблемы, искоренить ее полностью не удалось.

Во многих патриархальных странах женщины лишены прав с раннего возраста. Их не пускают в школу, не выделяют финансы на высшее образование и считают, что женщина должна сидеть дома. Как результат, женщины по-прежнему зарабатывают меньше мужчин. Такое неравенство приводит к пустой трате потенциала и препятствует культурному и техническому прогрессу. Незащищенные женщины все чаще становятся жертвами насилия и агрессии.

  • Потребности Африки.

Ряд тревожных статистических данных ООН указывает на острую потребность в гуманитарной поддержке Африки. В этом регионе наблюдается самая высокая в мире детская смертность и число людей, живущих с ВИЧ. Здесь самые высокие показатели задержки роста среди детей, наибольшее количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий и самые низкие показатели по грамотности населения. Показатель рождаемости в Африке увеличивается, но все больше людей страдают от этих проблем каждый день.

  • Глобальные экологические проблемы.

Есть три главных экологических вопроса, перечисленных ООН. К ним относятся угрозы обитания организмов на суше и под водой, изменение климата и истощение ресурсов. Согласно статистике ООН, леса истощаются со скоростью 13 млн гектаров каждый год.

Большая часть планеты покрыта водой. Океаны поглощают углекислый газ и производят около 30% кислорода. Несмотря на свою важность, океан находится под угрозой. Чрезмерный вылов рыбы вызывает угрозу исчезновения многих видов.

  • Глобальные проблемы мира, требующие политических решений.

К ним относятся безопасное использование ядерных технологий, соблюдение международного права и мира, содействие деколонизации стран и обеспечение эффективного функционирования демократий. Основная угроза для жизни человека - сам человек. Мир постоянно вздрагивает от результатов террористических актов, войн, испытаний нового оружия и миграций. В погоне за новыми землями политики и агрессоры губят тысячи человеческих жизней и истощают ресурсы природы.

Глобальные проблемы требуют глобальных действий. Когда дело доходит до решения основных социальных проблем с использованием инноваций, новых бизнес-моделей или мировых соглашений, то многие эксперты сходятся на мысли, что успех решения несет исключительно политический характер, а не технический.

Пути решения глобальных проблем мира

ООН подготовила отчет под названием Millennium Development Goals, который является важным напоминанием о том, что изменения возможны, когда мы действуем. Вот 10 основных моментов из отчета:

  • С 1990 по 2015 год более 1 млрд человек вышли из крайней нищеты. Процент нищих в развивающихся странах снизился с 47% до прогнозируемых 14%.
  • Число детей младшего школьного возраста, которые не посещали школу, с 2000 года сократилось почти вдвое: со 100 млн в 2000 году до 57 млн.
  • С 1990 года детская смертность сократилась более чем вдвое. В 1990 году умерло 12,7 млн детей в возрасте до 5 лет. В 2018 этом году это число сократилось до 6 млн.
  • Смертность матерей снизилась на 45% с 1990 года.
  • С 2000 по 2013 годы число новых случаев ВИЧ-инфекции сократилось на 40%.
  • С 2000 по 2015 годы было предотвращено более 6,2 млн случаев смерти от малярии, в основном среди детей в возрасте до 5 лет.
  • С 1990 года 2,6 млрд человек получили доступ к улучшенному источнику питьевой воды.
  • Количество голодающих в развивающихся регионах сократилось почти вдвое с 23,3% в 1990–1992 годах до 12,9% в 2016-м.
  • Приведем возможные решения актуальных проблем человечества.

Проблему мира и войн можно решить такими способами:

  • контролем за изготовлением оружия;
  • запретом на использование ядерного оружия и его альтернатив;
  • тщательным контролем за торговлей оружием и контрабандой;
  • жесткими санкциями для стран-агрессоров.

Придерживаясь этих элементарных условий, можно в разы уменьшить количество жертв и последствий ведения военных действий.

Чтобы избежать экологической катастрофы необходимы:

  • усиленная охрана исчезающих организмов;
  • оптимальное использование ресурсов от локального до глобального уровня;
  • меры защиты окружающей среды от воздействий работы фабрик, заводов и других предприятий;
  • запрет проведения опытов над животными;
  • создание новых заповедников.

Демографическую проблему поможет решить ряд действий, направленных на гендерное равенство, защиту женщин от насилия и свободный доступ к общему образованию в любой точке мира.

Избежать нехватки топливно-сырьевых ресурсов можно с помощью внедрения альтернативных источников получения энергии и тепла. Одним из главных препятствий этому является высокая стоимость оборудования для переработки энергии.

Проблему голода стоит попытаться решить таким путем:

  • расширение земель для выращивания и ведения хозяйства, а не для бетонной застройки;
  • создание новых озер и пастбищ;
  • автоматизация малого фермерского бизнеса и финансирование предприятий, занимающихся выращиванием натуральных продуктов питания.

Воды Мирового океана также нуждаются в срочном спасении. Для этого необходимо:

  • определение четких зон для ловли рыбы, добычи нефти;
  • замена портовой техники, которая делает выбросы в воды океана;
  • строгий контроль за уровнем чистоты воды и интенсивные действия для ее очищения;
  • запрет на выброс ядерных отходов и химического оружия.

Также не стоит забывать о правилах сохранения чистоты за границами планеты при исследовании космического пространства.

Одной из главных проблем является разница в развитии многих стран. Технологии, автоматизация, уровень образования и медицины настолько сильно отличается, что еще больше уменьшает возможность мирного существования народов. Единственным решением этой проблемы является помощь отстающим странам и их поддержка на международном уровне.

Проблемы человечества с каждым днем увеличиваются в своем количестве. Это происходит по ряду причин, в центе которых стоит человек. Войны, выброс мусора, промышленные предприятия, создание новых видов химического и ядерного оружия, вырубка лесов и загрязнение вод - масштабы разрушений, которые приносит планете человек, становятся ужасающими. Чтобы избежать катастрофы и спасти ресурсы для жизни потомков, должен быть задействован каждый житель Земли.

На современном этапе развития цивилизации как никогда остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества по пути экономического прогресса. Несмотря на то, что является лишь частью общечеловеческой деятельности, от ее развития в XXI в. в большей мере зависят проблемы безопасности и сохранения мира, природная среда и , а также моральные, религиозные и философские ценности.

Значение глобальных проблем особенно возросло во второй половине ХХ в. Именно они существенно воздействуют на структуру национального и . Исторически мировое хозяйство как единое целое сложилось к началу ХХ в. в результате втягивания в мирохозяйственные связи большей части стран мира. К этому времени был закончен территориальный раздел мира , в мировом хозяйстве сформировалось два полюса . На одном полюсе находились промышленно развитые страны , а на другом — их колонии — аграрно-сырьевые придатки . Последние были втянуты в задолго до становления там национальных рынков. Вовлечение этих стран в мировые хозяйственные отношения фактически произошло не в связи с потребностями их собственного развития, а явилось продуктом экспансии индустриально развитых стран. Сформировавшееся таким образом мировое хозяйство, даже после обретения независимости бывшими колониями, на долгие годы сохранило отношения центра и периферии. Вот откуда берут начало нынешние глобальные проблемы и противоречия.

Как правило, для решения глобальных проблем требуются огромные материальные и финансовые средства. Основными критериями отнесения той или иной проблемы к категории глобальных признано считать ее масштабность и необходимость совместных усилий для ее устранения.

Глобальные проблемы — несоответствия между наиболее значимыми планетарными потребностями и возможностью их удовлетворения совместными усилиями человечества в определенный период времени.

Примеры глобальных проблем мира

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

Нарождаются и другие глобальные проблемы.

Классификация глобальных проблем

Исключительные трудности и большие затраты для решения глобальных проблем требуют их обоснованной классификации.

По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы, согласно принятой международными организациями классификации, делятся на три группы. Первую группу составляют проблемы, определяемые основными социально-экономическими и политическими задачами человечества. К ним относятся сохранение мира, прекращение гонки вооружений и разоружение, немилитаризация космоса, создание благоприятных условий для мирового социального прогресса, преодоление отставания в развитии стран с низкими доходами на душу населения.

Вторая группа охватывает комплекс проблем, раскрывающихся в триаде «человек — общество — техника». Эти проблемы должны учитывать эффективность использования НТП в интересах гармоничного социального развития и ликвидацию негативного влияния техники на человека, рост народонаселения, утверждение прав человека в государстве, его освобождение из-под чрезмерно усилившегося контроля государственных институтов, особенно над личной свободой как важнейшей составляющей прав человека.

Третья группа представлена проблемами, связанными с социально-экономическими процессами и окружающей средой, т. е. проблемы отношений по линии общество — природа. Сюда входят решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем, преодоление кризиса окружающей среды, охватывающего все новые и новые районы и способного разрушить жизнь человека.

Конец ХХ и начало XXI вв. привели к перерастанию ряда локальных, специфических вопросов развития стран и регионов в разряд глобальных. Однако следует признать, что решающую роль в этом процессе сыграла интернационализация.

Растет количество глобальных проблем, в отдельных публикациях последних лет называется более двадцати проблем современности, однако большинство авторов выделяют четыре основные глобальные проблемы: экологическую, сохранение мира и разоружение, демографическую, топливно-сырьевую.

Меняются масштабы, место и роль отдельных глобальных проблем. Экологическая проблема в настоящее время вышла на первое место, хотя еще недавно ее место занимала борьба за сохранение мира и разоружения. Происходят изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их составляющие и появляются новые. Так, в проблеме борьбы за мир и разоружение основной упор стал делаться на сокращение средств массового поражения, нераспространение массового оружия, разработку и осуществление мер по конверсии военного производства; в топливно-сырьевой проблеме появилась реальная возможность исчерпываемости ряда невозобновляемых природных ресурсов, а в демографической — возникли новые задачи, связанные со значительным расширением международной миграции населения, трудовых ресурсов и т. п.

Очевидно, что глобальные проблемы тесно взаимосвязаны . Например, острота продовольственной проблемы усугубляется опережающим ростом народонаселения по сравнению с ростом сельскохозяйственного производства во многих развивающихся странах. Для решения продовольственной проблемы необходимо использовать ресурсный потенциал промышленно развитых стран или международных организаций, разрабатывающих и осуществляющих специальные программы помощи. Рассмотрение воздействия глобальных проблем на формирование мирового хозяйства требует их детального анализа и оценки с позиций как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Особенности мирового развития второй половины
ХХ в. состоят в том, что стала постоянным фактором, влияющим на все сферы хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность распространилась на такие территории и в такие сферы, которые ранее не были доступны человеку (Мировой океан, полярные зоны, космос и т. д.).

Ускоренное развитие производительных сил, планомерный характер и глобальные масштабы технического прогресса, если не будут поддержаны совершенным механизмом управления, могут привести к необратимым отрицательным последствиям. В частности, еще больше возрастет неравномерность в экономическом развитии между странами, увеличится разрыв между уровнями материальной и духовной культуры человечества, произойдет нарушение равновесия биосферы, ухудшение экологии может привести к невозможности жизни на Земле.

Для выхода из этой кризисной ситуации в области продовольствия необходима разработка совместной международной стратегии по вопросам производства, перераспределения и потребления продовольствия. Даже при нынешних методах обработки земли, согласно расчетам английских экспертов, можно обеспечить продовольствием свыше 10 млрд. человек. Все это говорит о крайне непроизводительном использовании обрабатываемых земель.

Решение проблемы развивающихся стран требует преодоления их экономической и научно-технической отсталости, а это связано с эволюцией экономического пространства, которое приведет к радикальным социально-экономическим преобразованиям, ликвидации отсталых форм землепользования и подъему сельского хозяйства на основе внедрения научных методов его ведения.

В этой ситуации Россия и страны должны уделять внимание прежде всего сохранению и наращиванию потенциала плодородных сельскохозяйственных земель, повышению производительности сельскохозяйственного производства, а также систем хранения и распределения продукции.

Проблема военных расходов

После окончания Второй мировой войны мировым сообществом делаются гигантские усилия по сохранению мира и разоружению. Однако человечество до сих пор тратит на вооружение огромные средства. Военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие, увеличивают , способствуют росту инфляции, отвлекают людские и от решения насущных социальных проблем, увеличивают внешнюю задолженность, оказывают негативное воздействие на международные отношения и их стабильность.

Негативное воздействие военных расходов на экономическое развитие страны может носить длительный характер. Чрезмерные военные расходы прошлых лет тяжелым бременем ложатся на страны с низким уровнем развития экономического пространства, к которым на современном этапе мировой экономики относятся многие развивающиеся страны.

Вместе с тем возникли и расширяются зоны региональных и локальных конфликтов, провоцирующих внешнее вмешательство, все в большей степени с применением военной силы. Участники таких противостояний уже обладают или в ближайшем будущем могут стать обладателями оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия. Это заставляет многие страны поддерживать высокий уровень военных расходов в своих бюджетах.

В то же время сокращение военного потенциала, особенно в крупнейших государствах, например, России, сталкивается с многими сложными вопросами, ведь военно-промышленный комплекс представляет тысячи предприятий и миллионы людей, занятых на них. Кроме того, мировая торговля оружием пока является одним из самых прибыльных видов бизнеса, который ежегодно приносит нашей стране доходов на 3-4 млрд. долл.

В условиях экономической нестабильности, ограниченности и отсутствия нужных средств сокращение вооруженных сил и разоружение в России порождает дополнительные экономические и социальные проблемы. Разоружение и сокращение военного производства в ряде случаев не приводит к высвобождению средств, а требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, обеспечение безопасности и сохранение мира на планете возможно при тесном сотрудничестве между странами, разумном использовании имеющихся ресурсов, направленных на устранение всеобщей военной угрозы и ядерной войны.

Развитие производительных сил мирового хозяйства требует не только постоянного притока материальных и топливно-энергетических ресурсов, но и использования значительных денежных и финансовых средств.

Превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов и знаний приводит к более высокой стадии интернационализации (глобализация). Единый мировой рынок создает объем экономического пространства и играет исключительно важную роль в обслуживании структурной перестройки национальных экономик. Вместе с тем он может содействовать углублению диспропорций в мировом хозяйстве.

Глобальные цели человечества

Приоритетные глобальные цели человечества следующие:

  • в политической сфере — уменьшение вероятности и в перспективе полное исключение военных конфликтов, предотвращение насилия в международных отношениях;
  • в экономической и экологической сферах — развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, переход на нетрадиционные источники энергии, развитие и повсеместное использование природоохранных технологий;
  • в социальной сфере — повышение уровня жизни, глобальные усилия по сохранению здоровья людей, создание мировой системы продовольственного обеспечения;
  • в культурно-духовной сфере — перестройка массового нравственного сознании в соответствии с сегодняшними реалиями.

Принятие мер в направлении реализации этих целей составляет стратегию выживания человечества.

Нарождающиеся глобальные проблемы

По мере развития мировой экономики возникают и будут возникать новые глобальные проблемы.

В современных условиях новой, уже сформировавшейся глобальной проблемой выступает освоение космического пространства . Выход человека в космос явился важным импульсом развития как фундаментальной науки, так и прикладных исследований. Современные системы связи, прогнозирование мног их природных катаклизмов, дистанционная разведка полезных ископаемых — это лишь малая часть того, что стало реальностью благодаря космическим полетам. Вместе с тем масштабы финансовых затрат, необходимых для дальнейшего освоения космическою пространства, сегодня уже превышают возможности не только отдельных государств, но и групп стран. Исключительно дорогостоящими компонентами исследований являются создание и запуск космических аппаратов, содержание космических станций. Так, стоимость изготовления и запуска грузового космического аппарата «Прогресс» составляет 22 млн долл., пилотируемого космического аппарата «Союз» — 26 млн долл., космического аппарата «Протон» — 80 млн долл., а космического челнока «Шаттл» — 500 млн долл. Годовая эксплуатация международной космической станции (МКС) обходится примерно в 6 млрд долл.

Колоссальные капиталовложения требуются для реализации проектов, связанных с разведкой и перспективным освоением других планет Солнечной системы. Как следствие, интересы освоения космического пространства объективно предполагают широкое межгосударственное взаимодействие в этой сфере, развитие масштабного международного кооперирования в подготовке и проведении космических исследований.

К числу зарождающихся глобальных проблем в настоящее время относят изучение строения Земли и управление погодой и климатом . Как и освоение космического пространства, решение этих двух проблем возможно лишь на основе широкого международного сотрудничества. Причем управление погодой и климатом требует, в числе прочего, глобального согласования поведенческих норм хозяйствующих субъектов с целью повсеместной минимизации вредного воздействия экономической деятельности на окружающую среду.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему в современном мире, где есть все для удовлетворения потребностей, и даже больше, люди продолжают чувствовать себя несчастными? Этот вопрос теперь рассматривают на государственном уровне, и некоторые страны, например ОАЭ и Бутан, назначили министров счастья . В Европе и России всерьез задумываются повторить этот опыт. Технологии развиваются слишком быстро, жизнь наращивает темп, и мы просто не успеваем ко всему приспособиться. Но выход есть всегда.

Мы в сайт тоже решили разобраться, что же нам мешает быть счастливыми и как с этим быть.

1. Обилие выбора

Современная цивилизация наградила нас многими благами и свободой выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие сулит большее удовлетворение, однако парадоксальным образом изобилие ограничивает свободу нашего выбора.

Социолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора» пишет, что ежедневное принятие решений становится все более сложным делом из-за наличия огромного количества альтернатив. Необходимость постоянно выбирать может лишать энергии, отнимая время и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они будут приняты. В конечном итоге все это может привести к раздражению, стрессу и даже к тяжелой депрессии.

Что делать?

  • Поймите, что по большей части выбор - это иллюзия. Когда вы ломаете голову в магазине над тем, какую бы из 10 шоколадок выбрать, 8 из них, скорее всего, будут сделаны на одном и том же заводе.
  • Следуйте привычкам. Вместо того чтобы пробовать десятки зубных паст, остановитесь на одной, которая подходит именно вам по цене, качеству и своим свойствам.
  • Не подвергайте сомнению принятые решения. Попросите близких поддерживать вас, чтобы укрепить уверенность в себе.

2. Информационная перегрузка

Интернет открыл нам доступ практически к любой информации, но проблема в том, что большая ее часть бесполезна. Основатель интернета Тим Бернерс-Ли в своем открытом письме рассказал, что во Всемирной сети ложь распространяется быстрее правды, потому что ресурсы зарабатывают на кликах, а значит, заинтересованы в том, чтобы на глаза пользователям попадались как можно более провокационные и шокирующие (следовательно, выдуманные или приукрашенные) материалы. Кроме этого, информационный мусор перегружает наш мозг, что приводит к утомлению и неврологическим расстройствам.

Что делать?

  • Не подписывайтесь на похожие между собой сайты. Информация на них может дублироваться, в результате вы будете тратить время на просмотр повторов или похожих материалов.
  • Не оставляйте нигде свои контактные данные: так вы оградите себя от лишнего спама. Если же вам все равно звонят, то попросите удалить вас из базы, ссылаясь на закон о неразглашении персональных данных.

3. Гаджеты

Нет смысла объяснять, насколько гаджеты упростили нашу жизнь. Но также и прибавили нам проблем - от банального ухудшения зрения до серьезной зависимости. Кроме того, ученые из Техасского университета в Остине считают, что ежедневное использование смартфона ухудшает умственные способности и угнетает психику. Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без телефона и компьютера. Вместо того чтобы использовать их по назначению, мы прячемся в гаджетах, в мире интернета и виртуальной реальности. Мы подменяем естественное искусственным и потому чувствуем себя несчастными.

Что делать?

  • Постарайтесь реже использовать гаджеты. Писатель Дэниел Сиберг посвятил этой мысли целую книгу под названием «Цифровая диета» , где поделился упражнениями и правилами, которые помогают перестать использовать гаджеты по инерции. Например, он советует объявить спальню местом, свободным от телефона, и пользоваться обычным будильником.
  • Отключите звуковые сообщения: так вы будете реже отвлекаться и уменьшите соблазн взять телефон в руки.
  • Соблюдайте порядок в электронной почте, сообщениях, на страничках в соцсетях.

4. Быстрый темп жизни

Скорость жизни с каждым годом только возрастает. Для того чтобы быстро реагировать, мы должны постоянно находиться в тонусе, быть эффективными. Но, с другой стороны, слишком сильно разогнавшись, можно вылететь в кювет через нервный срыв, подхватить болезнь, заработать профвыгорание. Сегодня время - самая ценная валюта. Поэтому мы сокращаем слова, встречаемся только по делу, а многозадачность воспринимаем как трудовую норму.

Что делать?

  • Запланируйте 10–15 минут в день на то, чтобы медитировать или просто созерцать. Можно смотреть на рыбок в аквариуме или на то, как горит свеча. Это поможет замедлиться и освежить голову.
  • Старайтесь по возможности заменить многозадачность поэтапным планированием. Ученые из Стэнфордского университета считают такой вариант организации дня наиболее эффективным.

5. Общество потребления

Концепция потребления за последнее время резко изменилась: вещи мы больше не чиним, а меняем. Социолог Эрих Фромм был уверен, что многие современные люди не живут в полном смысле этого слова - они пытаются расширить свой мир через приобретение вещей, и жизнь их сводится к гонке за обладанием. Даже когда человек получает образование, он хочет иметь диплом, а не знания и опыт. У него нет понимания того, как он сам существует в этом мире и в чем смысл его жизненного пути.

Мода меняется каждый сезон, новые, более совершенные вещи выпускаются ежедневно, обновления и дополнения к ним - ежечасно. В погоне за вещами человек теряет себя и способность адекватно анализировать свои потребности.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Раньше слово «творческий» было синонимом «неорганизованный». Сегодня мы хотим видеть человека креативным и свободно мыслящим, восхищаемся, когда к задаче находят нестандартный подход.

Выделяют два метода решения задач:

  • Аналитический - вы подбираете решения, а затем определяете, какое из них верное.
  • Интуитивный (метод прозрений) - решение приходит к вам в голову в готовом виде.

Трудно выйти за рамки, пытаясь решить проблему аналитически, но вот способ прозрений подходит для этого как нельзя лучше.

Учёные проверили Insight solutions are correct more often than analytic solutions оба способа и обнаружили, что метод прозрений даёт больше правильных ответов, чем анализ. Сканирование мозга показало The Origins of Insight in Resting-State Brain Activity : у людей, решающих проблемы таким образом, активируется передняя поясная извилина. Эта область отслеживает конфликты между областями мозга и позволяет выявить противоборствующие стратегии. С её помощью человек может увидеть неочевидные способы решения задачи и направить на них внимание.

Кроме того, во время прозрений у людей отметили более рассеянное внимание. Оно позволяет увидеть целое, не зацикливаясь на конкретном.

Рассеянное внимание характерно для человека в расслабленном состоянии и приподнятом настроении. Вы не полностью сконцентрированы на задаче, но и не витаете в облаках. Возможно, поэтому большинство прозрений приходят к людям в , например в ванной. Если вас посетило такое прозрение, вместе с ним придёт уверенность в том, что решение верное. И, судя по научным данным, ему следует доверять.

Вне зависимости от того, какой метод решения задач вы используете, вы делаете это лучше, чем ваши не столь далёкие предки.

Мы умнее людей, живших 100 лет назад

Начиная с 1930 года результаты тестов на IQ увеличиваются The Flynn Effect: A Meta-analysis на три пункта каждое десятилетие. Эта тенденция называется эффектом Флинна - по имени обнаружившего её профессора Джеймса Флинна (James Flynn).

У этой закономерности есть сразу несколько причин:

  • Выросло качество жизни. Улучшилось питание беременных и младенцев, уменьшилось количество детей в семье. Сейчас люди вкладываются в развитие и образование своих чад вплоть до окончания ими университета.
  • Улучшилось образование.
  • Изменились особенности труда. Умственный труд, как правило, ценится и оплачивается выше физического.
  • Изменилось культурное окружение. В современном мире люди получают гораздо больше стимулов для развития мозга: книги, интернет, разнообразное общение, не ограниченное местом проживания.
  • Люди привыкли к вопросам из IQ-тестов. Мы с детства умеем решать подобные задачи и использовать абстрактное мышление, поэтому делаем это лучше.

Нам повезло гораздо больше, чем нашим дедушкам и бабушкам, но вот наши дети не обязательно будут умнее. Уже сейчас в развитых европейских странах обнаружился антиэффект The negative Flynn Effect: A systematic literature review Флинна: после 2000-х рост интеллекта прекратился и даже начал снижаться.

Учёные предполагают, что воздействие среды на достигло своего пика: лучше просто некуда. Люди и так хорошо питаются, заводят одного-двоих детей и обучаются до 16–23 лет. Они не могут иметь меньше детей или учиться дольше, поэтому неудивительно, что интеллект перестал расти.

Мы стали лучше решать задачки на бумаге, но влияет ли это на реальную жизнь? Ведь человек - не машина, и ошибки зачастую происходят от неправильной оценки информации и особенностей нашего восприятия.

Нам недостаёт критического мышления

Людям свойственно ошибаться и видеть только одну сторону проблемы. Один из примеров такого мышления - эвристика доступности, когда человек оценивает частоту и возможность события по лёгкости, с которой примеры приходят на ум.

Пользуясь таким методом, мы полагаемся на свою память и не берём в расчёт реальную статистику. Например, человек боится умереть от атаки террористов или торнадо, но даже не задумывается о сердечном приступе или . Просто потому, что по телевизору чаще показывают громкие случаи.

К числу таких ошибок можно отнести и эффект якоря Judgment under Uncertainty: Heuristics and Biases , когда на решение людей влияют произвольные данные, полученные из окружающей среды. Этот эффект хорошо демонстрирует эксперимент психолога Даниэля Канемана (Daniel Kahneman). Испытуемых просили вращать колесо фортуны, на котором произвольно выпадала цифра 10 или 65. После этого участники должны были оценить процент африканских стран в составе ООН. Люди, видевшие на колесе 10, всегда называли меньшую цифру, чем те, кому попалось 65, хотя они знали, что это совершенно не связано между собой.

Подобные преследуют нас повсюду. Научиться замечать их очень важно, особенно в современном мире, где потоки фэйковых новостей и мифов льются со всех сторон.

Чтобы не стать жертвой иллюзий, научитесь подвергать сомнению всю информацию, выбирать надёжные источники и время от времени оценивать свои убеждения, даже если они кажутся вам единственно верными.

Также для развития критического мышления полезно общаться с широким кругом людей. Обычно мы тянемся к тем, кто разделяет наши взгляды. Но чтобы развить привычку мыслить критически, нам нужны знакомые, которые с нами не соглашаются. Они подкинут немало тем для размышления и, возможно, заставят нас пересмотреть свои убеждения.

Статьи по теме: