47 школа воздушных стрелков радистов г кутаиси. История бывшей канской школы воздушных стрелков-радистов. От редакции: судьба экипажа

Здравствуйте!
Иногда возникает вопрос у ищущих, какая школа или училище летчиков, механников находилось, в таком то городе. Может кому пригодится.
Используемые термины и сокращения:
ШМАС - школа младших авиационных специалистов.
ОШМАС - отдельная, окружная или объединенная ШМАС.
ВАШМ - военная авиационная школа механиков.
ВШАМ - военная школа авиационных механиков.
ВАШАМ - военно-авиационная школа авиамехаников.
ШМСС - школа механиков спецслужб или школа младших специалистов связи.
ВШМС - военная школа механиков спецслужб или военная школа младших специалистов.
ВАШМСС - военно-авиационная школа механиков спецслужб.
ВАШ ВСР - военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов.
ВАШ СБ - военная авиационная школа стрелков-бомбардиров.
ШМАСС - школа младших авиационных специалистов связи.
ВАШС - военно-авиационная школа связи.

Абакан (Республика Хакасия) 52–я ОШМАС, 1944
Актюбинск (Казахстан) ШМАС, 1956. В 1941 база Киевского авиационного института была эвакуирована в г. Актюбинск Казахской ССР, где была сформирована 46-ая учебно-техническая эскадрилья ГВФ, готовившая младших авиационных специалистов. В 1960 на базе Актюбинской школы авиамехаников была организовано Актюбинское авиационно-техническое училище ГВФ.
Алсуфьево (Брянская область) ШМАС 5-й тяжёлой авиационной бомбардировочной бригады, 1938
Арзамас (Горьковской, ныне Нижегородской области) ШМАС, 1943
Ардатов (Мордовской АССР) ШМАС, 1942
Армавир (Северо-Кавказский ВО), ШМАС, 1937
Астрахань ВАШМ, Астраханская военная авиационная школа механиков в 1941 года была эвакуирована в Усть-Каменогорск, 1945
Баку (п. Бина, Азербайджан) ОШМАС, 1939
Балашов (Саратовской области), ШМАС, в/ч 21369
Барановский (разъезд пригород Уссурийска?, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939
Белая Церковь (Киевская область,Украина) 22-я дивизионная ШМАС, 1935. С ноября 1939 годы школа стала именоваться «Белоцерковской окружной школой младших авиационных специалистов». В 1941 голу передислоцирована в Уральск (ныне Орал, западный Казахстан). С февраля 1942 - ВАШ СР (Канск).
Белгород ШМАС (ПВО) ОБАТО. Передислоцирована в ? году в Керчь, после развала СССР в 199? году переведена в Подольск
Бобруйск (Беларусь) ОШМАС, 1939
Борисов (Минской области, Беларусь) ШМАС
Борисоглебск (Воронежская область) ШМАС, 1941-1952?
Брянск ОШМАС, 1939
Быково (Московской области) ШМАС, 1944
Ванино (п. Октябрьский Хабаровского края) в/ч 03140, ШМАС расформирована в 1991 году
Васильков (Украина) Васильковская ВАШМ, в 1941 была эвакуирована и с июля 1941-го по октябрь 44-го - школа находилась в Миассе.
Винница (Украина) 50-я ШМАС в/ч 33770
Витебск (Беларусь) ОШМАС, 1939, 15-я дивизионная ШМАС, 1941
Владивосток (о.Русский), в/ч 95125, Школа связи КТОФ, 1944 - расформирована в?
Владивосток (6 км), в/ч 34278, 123-я ВШМС(а) КТОФ, расформирована в 1997 году
Владимир ШМАС, 1944-1945
Воздвиженка (Уссурийский район Приморского края) ОШМАС КТОФ, 1935
Возжаевка (Белогорский район Амурская область) ОШМАС, 1939
Вольск (Саратовской области) - Военная школа летчиков и авиатехников (1928) сформирована в Ленинграде при военно-технической школе ВВС РККА, с 1931 - 2-ая военная школа авиационных техников (2-я ВШАТ), с 1938 - Вольское военное авиационно-техническое училище (ВВАТУ), с 1941 переименована в 1-ю Вольскую военную авиационную школу авиамехаников, и в 1951 году переименована в 1-е Вольское ВАТУ.
Волчанск (Харьковской области, Украина) Волчанская военная школа авиационных механиков ВВС РККА (1940) в 1941 году была передислоцирована в г. Сталинабад (ТаджССР), ныне Душанбе
Воронеж ШМАС, 1935, ВАШ ВСР
Выборг ШМАС, в/ч 95109. ВШМС(а) ДКБФ преобразована в 148-й Учебный отряд ВМФ в 199? году
Вышний Волочек (Тверская, ранее Калининская, область) 5-я ВАШМ была организована в 1943 г. в Нижнеудинске.
Гайсин (Винницкая область, Украина) ШМАС, в/ч 33770, спецы ОБАТО
Гамбори (иногда пишут Гомбори, Грузия) 49-я ШМАС, 1943
Гатчина (Красногвардейск) ШМАС при военной школе лётчиков. Школа готовила аэрофотографов. 1937
Геленджик (Краснодарского края) ШМАС, 1941-1944
Глухов (Сумская область, Украина) ШМАС ВВС, в/ч 06737, 1989
Гомель (Беларусь) ОШМАС, 1939, 13-я дивизионная ШМАС, 1941
Гомель (Беларусь) Гомельское военное аэрофотограмметрическое училище летом 1941 года переезжает в город Давлеканово, находящийся в Башкирии. 2 августа 1941 года оно было переименовано в Давлекановскую военную авиационную аэрофотограмметрическую школу , затем снова в Гомельскую, а 15 мая 1942 года была расформирована. На базе Гомельской военной авиационной аэрофотограмметрической школы и Таганрогской авиашколы было сформировано Военное авиационное училище разведчиков (ВАУР), которое просуществовало до победы. В мае 1945 года училище возвращается на запад в город Кировоград Киевского военного округа, а в апреле 1946 года переезжает в город Красноярск.
Горелово (Ленинградская область), ОШМАС, 1939
Грозный Грозненская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941
Даугавпилс (бывший Двинск, Латвия) ШМАС, 1941, ПВО
Днепродзержинск (Украина) - ШМАС, в/ч 78436
Едрово (Валдайский район Новгородской области) ОШМАС, 1939
Ейск (Краснодарский край) ШМАС, 1942 ?
Житомир (Украина) ОШМАС, 1939
Запорожье (станция Мокрое, Украина) ШМАС ВСР, 1939. Впоследствии готовила спецов для ОБАТО
Зеленая Поляна (Дальний Восток), ШМАС, 1939
Иваново ШМАС, 1944
Ижевск ШМАС, 1943
Иркутск - 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (ВШАТ) 1931-1938, Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 1939-1941, с 1941 года - Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ), с 1949 по 1975 снова ИВАТУ, и с 1975 г. - Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (ИВВАИУ)
Ишим (Тюменская область), 2-я Ленинградская ВАШАМ им. Краснознаменного Ленинского Комсомола, 1941. В 1944 году школа вновь переименована во 2-ое ЛВАТУ и затем было выведено в Ригу.
Кабулети (Грузия) ШМАС, 1942
Казань (Татарстан) ШМАС ПВО, в/ч 03205
Камышин (Волгоградская область) 71-я ШМАС, в/ч 23590 готовила специалистов по обслуживанию авиационной и аэродромной техники и оборудованию, метеонаблюдателей.
Канск (Красноярский край), 118-я ШМАС, ВАШ СБ, 1940, 22-я Краснознамённая военная авиационная школа воздушных стрелков-радистов (22-я ВАШ ВСР), в/ч 30185 расформирована в 1997 году
Каунас (Литва) 8-я ШМАС, 1940. Есть сведения, что в 1941 году школа передислоцировалась в г. Вольск Саратовской области.
Кемерово 66-я окружная ШМАС и 16-я дивизионная школа младших авиаспециалистов, эвакуированная из Смоленска 1941
Киев (Украина) ОШМАС, 1939. Киевскую школу младших авиаспециалистов в начале ВОВ эвакуировали в город Красноярск.
Киров 75-я ШМАС (в/ч 48239) преобразована в? году в Кировское ВАТУ
Кировабад ВАШ ВСР, 1938
Кировоград (Кировоградской области, Украина), ОШМАС, 1939
Козельск (Смоленской области) 18-я дивизионная ШМАС и 19-я окружная школа воздушных стрелков-радистов, 1941
Конотоп (Сумской области, Украина) ОШМАС, 1939
Кострома ШМАС
Котовск (Одесской области, Украина) В июне 1946 года на базе расформированной 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса была сформирована 8-я школа младших авиационных специалистов. Основу школы составляли офицеры-выпускники Вольской военной школы авиационных механиков ВВС.
Красногвардейск (Крым, Украина) ОШМАС, 1939
Краснодар ВАШ СБ, 1940
Красноярск 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов, ОШМАС, 1939, в/ч 74394 расформирована в? году
Кременчуг Кременчугская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1940. В начале 1941 школу (училище) перевели сначала в Харьков, затем в Актюбинск, а потом в Чирчик Узбекской ССР
Кречевицы (ныне Новгородской области), ШМАС, 1934, C 1939 года ОШМАС.
Куйбышев 160-я ШМАС, 1938. 67-я школа авиационных стрелков-радистов, ВАШ ВСР, 1943. Школа позже была переведена в г. Сарапул (Удмуртия)
Курган (Курганской области), Лугинская ВАШМ, бывшая Слободская ВАШМ эвакуирована в 1941 из г.Слободской Кировской области
Курск ШМАС, 1942
Кусары (Азербайджан) 51-я ВАШМ, в/ч 54815
Кутаиси (Грузия, ЗакВО) 47-я школа воздушных стрелков-радистов (ШВСР), 1941
Лебедин (Сумской области, Украина) ШМАС, 1939
Лебяжье (Ломоносов, Ленинградская область) 61-я ВАШМ, в/ч 26260 в 1980 преобразована в ЛВАТУ?
Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Васильевский остров) 105-я ШМАС ВВС КБФ, 1936. С 1939 года - Объединенная ШМАС ВВС КБФ
Ленинград 24 мая 1919 года в Киеве открылась Школа авиационных техников-механиков. Затем из Киева Школа была эвакуирована в Москву, а в 1921 году - в Петроград. В мае 1938 года Школа была переименована в 1-е Ленинградское авиационно-техническое училище, а в ноябре 1939 года - в Ленинградские Авиационно-Технические Курсы Усовершенствования ВВС КА, а в 1946 году - в 1-е Ленинградское высшее военное авиационное инженерное училище. В августе 1941 года курсы (1-ое ЛВВАТУ) эвакуируются из Ленинграда в Троицк.
Ленинград 2 -ое Ленинградское Военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола в 1941 году было эвакуировано в Ишим и переименовано во 2-ю Ленинградскую ВАШАМ, а в 1944 году снова во 2-ое ЛВАТУ и затем переведено в Ригу. 1919-1945
Лиепая (Либава, Латвия) 529-й УО Морской авиации ДКБФ
Ломоносов (в прошлом Ораниенбаум) 2-я ШМАС (ВСР) ДКБФ, 1940. В 1941 эвакуирована в Рузаевку Мордовской республики
Луганск (Ворошиловград, Украина) ВШАМ, 1941
Магнитогорск ШМАС, 1944
Медвежки (Ленинградской области), ШМАС?
Мелитополь (Запорожская область, Украина) ВАШ СБ, 1940
Могилев (Беларусь) 223-я ШМАС в/ч 23422 в 1991 частично передислоцирована в Россию, частично - в Щучин (Республика Белорусь)
Могилев-Подольский (Винницкая область, Украина) 21-я ВАШМ, ШМАС в/ч 47695 или в/ч 94036 14-ой ВА?
Монино (Московская область) ШМАС, 1930-1940
Москва 29 апреля 1919 года приказом Реввоенсовета на базе фотографического авиационного отряда Московского окружного съемочно–фотографического отделения и школы фотолаборантов аэрофотографического парка была создана Аэросъемочно-фотограмметрическая школа КВФ. Сначала школа располагалась в небольшом подмосковном поселке Тушино (ныне один из районов Москвы), где находился аэродром. С 1923 года школа готовит специалистов по радио: радиотехников, радиотелеграфистов и параллельно - военных аэрофотограмметристов, фотолаборантов и аэронавигаторов. С 1931 года стала Военной авиационной школой специальных служб Военно-Воздушных Сил РККА (ВАШ спецслужб ВВС РККА). С 1938 года Высшая Аэрофотограмметрическая школа Красного Воздушного Флота стала называться Московским военным авиационно-техническим училищем.
Москва (Никулино, Солнцево) 1-я Московская военная авиационная школа механиков, в/ч 03139. Для авиации войск ПВО она была основным подразделением, обучающим механиков в ранге учебного центра, так как там была ещё школа прапорщиков.
Москва Московское Краснознаменное военно-авиационное техническое училище. В декабре 1940 г. училище было преобразовано в 1-ю Московскую Краснознаменную военно-авиационную школу связи. Курсанты этого набора были выпущены в мае 1941 г. радиомеханиками с воинским званием "сержант технической службы". В мае 1942 года школа была эвакуирована в г.Сызрань. В 1944 году школа была переименована в Московское краснознаменное ордена Ленина военно-авиационное училище связи. В 1954–1957 годах - Первое Московское ордена Ленина Краснознаменное военно-авиационное техническое училище связи им. Дзержинского.
Морозовск (Ростовской области) ШМАС
Нежин (Черниговская область, Украина) ШМАС готовила ВСР, после 1945
Нижнеудинск (Иркутская область) 5-я ШМАС, в/ч 74326. 5-я ШМАС была организована в 1943 г. в Нижнеудинске. В марте 1967 г. школу начали перебазировать в Вышний Волочек.
Николаев (Украина) ШМАС ЧФ, в/ч 90446
Новгород ШМАС, 1940
Новоград-Волынский (Житомирской области, Украина) 64-я ВАШМ, в/ч 87358
Новоселицы (Новгородская область) ШМАС, в/ч 22558
Новосибирск (Толмачево) ШМАС, 1941-1943
Новочеркасск ШМАС, 1937
Овруч (Житомирская область, Украина) ОШМАС, 1939
Олсуфьево (ст. Олсуфьево, Орловская область) Олсуфьевская военная авиашкола стрелков-бомбардиров, ВАШ СБ, 1940
Омск ОШМАС, 1939. Есть данные о 52-й ШМАС при Омской военной авиационной школе лётчиков.
Оренбург 2-е Чкаловское ВАУ переименовывается во 2-ю Чкаловскую ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941. 35-я ШМАС, 1941. В/Ч 15542(б).
Орск (Чкаловской, ныне Оренбургской обл) Южно-Уральский ВО, 11-я ШМАС, 1943
Орша (Витебская обл) ОШМАС, 1939. 12-я и 17-я дивизионные ШМАС, 1941
Остров (Псковской области) Школа мотористов при 10-й авиационной бригаде 1926, 32-я ШМАС, 1944.
Паплака (Лиепайский район, Латвия) ШМАС в/ч 59251 расформирована в 1991 году.
Павлоград (Днепропетровская область, Украина) Павлоградская ВАШ стрелков-бомбардиров, 1941
Пенза (1944). В 1946 68-я ШМАС была преобразована в военную школу авиационных механиков (ВШАМ), а в апреле 1947 переведена в Ульяновск, потом в Полесск (1950), потом в Калининград (1957) и в 1966 преобразована в Калининградское ВАТУ!
Переславль-Залесский (Ярославская область) Окружная школа младших авиаспециалистов Московского военного округа (ОШМАС), 1939. 32-я дивизионная ШМАС, 1941.
Пермь (Молотовская, ныне Пермская область) Военно-Морское авиационно-техническое училище им. Молотова в 1941 году было переименовано в Молотовскую ВАШМ, 1934-1945. В 1945 году ВАШМ расформировали, а на базе школы авиамехаников, передислоцированной из Троицка, создано Пермское военное авиационно-техническое училище имени Ленинского комсомола.
Петергоф ШМАС ДКБФ, 1939 ?
Подольск (Московская область) ШМАС, ?
Поляна? (возможно это уже упомянутая Зеленая Поляна?), ОШМАС ЗАБВО, 1939
Прохладное (Надеждинский район Приморского края) АТБ КТОФ, в/ч 95157
Пушкин (бывшее Царское Село) ОШМАС, 1940, в/ч 21906 расформирована в 1992 году
Резекне (Латвия) ШМАС, 1944-1970
Ржев ШМАС, 1935
Рузаевка (Рузаевского района Мордовии, 25 км от Саранска), ШМАС ВСР, 1941
Рыльск (Курской области) ШМАС, 1937-1960. На основе расформированной ШМАС в 1960 г. было основано Рыльское авиационное училище специальных служб Гражданского Воздушного флота (РАУСС ГВФ).
Рязань ШМАС, 1941
Савватиево (Соловецкие острова, Архангельская область) ШМАС Северного Флота, 1941-1958
Самарканд (Узбекистан) ШМАС, в/ч 21816
Свободный (Амурская область) ШМАС, 1942-1973
Севастополь (Украина) ШМАС ЧФ, 1929
Селищи (Ленинградской области), Селищенская ВАШАМ, 1940, в 1941году эвакуирована в Петропавловск (Казахстан) и в 1944 была выведена в?
Семипалатинск 229-я ВАШМ, в/ч 21921, 1942. Есть сведения о передислокации школы в Энгельс, затем в Вайнёде (1988), позже в Энгельс (1992), впоследствии в Камышин. В школе готовили специалистов наземных служб для ДА, по некоторым специальностям - для ВВС и по разнарядке генштаба.
Серпухов (Московской области) Серпуховская военная авиационная школа механиков берет свое начало от Московского технического училища Гражданского воздушного флота, находившегося в 1940 году в Тушино (Московской области, ныне район Москвы), которое в феврале 1941 было преобразовано в ВАШМ и потом передислоцирована в Серпухов. В 1942 году школу эвакуировали из Серпухова в Кзыл-Орду (Казахстан), а в 1949 расформировали.
Серпухов (Московской области) Серпуховская объединенная ВАШ пилотов и авиамехаников в 194(?) году эвакуировали под Фергану (Узбекистан), 1957.
Сеща (Дубровский район Брянская область) ШМАС в/ч 2625 (п/я 2590») при 9-й тяжёлой бомбардировочной авиационной бригаде, 1935, Сещинская ОШМАС, 1939
Симферополь ШМАС ЧФ, 1939?
Славгород ШМАС, 1941
Смоленск ОШМАС, 1930. 14-я и 16-я дивизионные ШМАС, 1941
Смоляниново ШМАС, 1943
Сокаль (Львовской области, Украина) ШМАС
Солянка (Красноярской ж/д) 16-я окружная ШМАС, 1942?
Спасск (Спасский район Пензенской области) 58-я ОШМАС?, 1939
Спасск-Дальний ОШМАС, 1939, 15-я ВАШМ, 1959, в/ч 62546
Старая Русса (Новгородской области), ОШМАС, 1938
Сухуми (Новый Афон, Абхазия) - ШМАС ЧФ, 1943-1954
Сысоевка (Яковлевский район, Приморский край) ОШМАС ЗАБВО, 1939
Таллин (Эстония) ШМАС ДКБФ, метео для морской авиации
Таганрог (ст. Марцево) Таганрогская военно-авиационная школа, 1940. В 1941 эвакуирована в Омск.
Тамбов (ст. Пушкари) ШМАС, 1941, 1982
Тарту (Эстония) 10-я ШМАС, 1941
Ташкент (Узбекистан) ОШМАС, 1939. ВАШ СБ (г.Чирчик), 1941, ШМАС, в/ч 22002, 1973
Троицк (Челябинской области) 1-е Ленинградское высшее авиационно-техническое училище в 1941 году было эвакуировано Троицк, а в 1943 году часть его переобразовано в Троицкую военную авиационную школу авиамехаников, В сентябре 1945 года школа была переведена в Пермь. Решением командования ВВС её передислоцировали на базу расформированной Молотовской военной школы авиамехаников, а на оставшейся базе в 1947 году создано Троицкое АТУ ГФР.
Тушино (Московской области, ныне район Москвы) В 1940 году в г. Тушино была создана 2-я Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. В октябре 41-ого школу эвакуировали в Оренбургскую область, а по возвращении в 1943 ее обустроили в Серпухове. В декабре 1948 года школа реорганизуется в Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС (СВАТУСС), которое готовило техников-механиков для подразделений ВВС, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет.
Усть-Абакан (Республика Хакасия) ШМАС, 1945
Уфа 20-я ШМАС в 1984 году преобразовано в Уфимское ВВАУЛ
Фрунзе (ныне Бишкек, Киргизия) ШМАС, 1942-1972
Хабаровск ШМАС, 1939
Харьков (Украина) Харьковское училище летчиков и летчиков-наблюдателей (ХВАУ г.Харьков-Рогань) в 1941 переименовали в авиационную школу стрелков-бомбардиров (ХВАШСБ) и эвакуировали в Красноярск
Херсон (Украина) 3-я ШМАС, 1941
Хороль (Приморский Край), Хорольская ОШМАС, 1939
Чарджоу (Туркменистан) 27-я ШМАС в/ч 13729
Чебоксары ШМАС, ?
Челябинск ВАШМ (ВАШ СБ), 1938. 15 апреля 1944 года школа была переименована в Челябинское ВАТУ ДА. ВАШМ (в/ч 78424) при училище в октябре 1956 года переброшена в город Веспрем (Венгрия, ЮГВ), а в декабре того же года выведена в Одессу.
Чердаклы (под Ульяновском) 65-я Окружная ШМАС, 1942
Черняховск (Калининградской области) 33-я ШМАС, в/ч 32940
Чернышевка (Анучинский район, Приморский край) ОШМАС, 1939
Чита ОШМАС, 1938
Чугуев (Харьковской области, Украина), ШМАС при Чугуевском летном училище, 1940
Шадринск (Курганской области) ВШАМ, 1943
Энгельск ? ШМАС ПРИВО, 1939
Янов (Киевской области) Яновская военная школа авиационных механиков (1940). 6 июля 1941 года перебазирована в г.Котельнич Кировской области. В октябре 1944 года Яновская школа была перебазирована к городу Киев.
Ярославль Ярославская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров сформирована в 1940 году, ЯВАШСБ. В мае 1941 года школу перевели на станцию Чердаклы Ульяновской области.
С форума, там же и полный подробный список:

БУРМИСТРОВ Владимир Иванович

Воздушный стрелок-радист

Гвардии сержант

В 1941 году окончил среднюю школу.

Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Записавшись добровольцем, отправлен на Дальний Восток, где зачислен в 9-ю Дальневосточную кавалерийскую бригаду, находившуюся на Советско-Маньчжурской границе в близи озера Ханка.

В Действующей Красной Армии с 1943 года, его кавалерийский полк перебрасывают из под Уссурийска на Орловско-Курское направление. Принимая участие в боях на Курской дуге, 27 августа 1943 года получает тяжелое ранение во время минометного обстрела. Более полугода находится на лечении в Казанском военном госпитале.

Летом 1944 года, после выздоровления, направлен на обучение в Школу воздушных стрелков-радистов в городе Уральске.

В конце 1944 года зачислен 101 АП в состав 3АЭ, боевую работу выполнял в должности воздушного стрелка-радиста, летал в экипаже командира корабля лейтенанта Тхора. Совершил 15 успешных боевых вылетов (13 ночных и 2 дневных), из них 1 ночной вылет по военно-политическому центру фашистской Германии городу Берлину, 2 дневных вылета по уничтожению оборонительных укреплений в городе Кенигсберге, а также бомбардировочные вылеты по железнодорожным узлам, портовым сооружениям и судам в портах, скоплениям живой силы и техники, переднему краю обороны противника на территории Восточной Пруссии, в том числе, в районах городов Пиллау, Данциг, Либава, Ленч, Свинемюнде, Мюнхенберг.

Службу в Вооруженных Силах закончил через полтора года после передислокации 101 АП из города Вышкува (Польша) на аэродром Смоленск Северный, в день Советской Армии 23 февраля 1948 года.

После демобилизации вернулся домой в Воронежскую область, окончил Хреновский лесной техникум (сейчас Лесной колледж им.Г.Ф.Морозова) по специальности лесовод и по распределению был направлен в Кемеровскую область. 32 года проработал в лесном хозяйстве Кузбасса, за это время посадил более трех тысяч гектар лесных культур, в том числе 240 ценной породы сибирского кедра. Но самой значимой посадкой для Владимира Ивановича все - таки была и остается кедровая аллея героев в Звездном городке, посаженная в 1977 году.

Его вклад в сохранение лесного богатства Родины отмечен многочисленными наградами: медалью «За доблестный труд», двумя медалями участника ВДНХ, знаками министерства лесного хозяйства РСФСР «За сбережение и приумножение лесных богатств РСФСР», «10 лет службы в государственной лесной охране СССР» (бронзовый знак), », «20 лет службы в государственной лесной охране СССР» (серебряный знак), », «30 лет службы в государственной лесной охране СССР» (золотой знак). В 1982 году было присвоено звание «Заслуженный лесовод РСФСР». Его имя внесено в книгу «Летопись Кузбасса», а также его именем назван участок леса в Краснинском лесничестве, долгие годы которым он руководил.

«……

Владимир Иванович Бурмистров, житель Беловского района, в 18 лет ушел на фронт добровольцем. В составе кавалерийского полка участвовал в боях на Курской дуге, был тяжело ранен. После госпиталя попал в полк авиации дальнего действия под командованием прославленной Валентины Степановны Гризодубовой. Так бывший кавалерист стал стрелком-радистом 101-го авиационного полка. Участвовал в боевых действиях под Пилау, Кенигсбергом, Берлином. После окончания войны поступил в лесной техникум. По распределению оказался в Кузбассе, отработал около 40 лет в лесном хозяйстве региона. С 1967 года до самой пенсии работал лесничим Краснинского ле-сничества Промышленновского лес-хоза, создал лесной питомник - один из лучших в Кемеровской области. Владимир Иванович вырастил 600 гектаров лесных культур, 200 из них - кедровые насаждения. За трудовые заслуги удостоен звания Заслуженный лесовод России. Его супруга Галина Еремеевна отработала около 40 лет в лесном хозяйстве, 13 сентября отметила 75-летие. Бурмистровы прожили в любви и согласии более 50 лет. Юбилярам вручены поздравительные открытки от президента России В.В.Путина и губернатора А.Г.Тулеева и целевые денежные выплаты из областного бюджета. ……»


Стрелки-радисты на одной из ставших традиционными встреч гвардейцев однополчан 101 АП ДД

проходивших 25 мая (день образования авиаполка) на ВДНХ в г.Москве,

Владимира Ивановича легко узнать, его выдает высокий рост. А так же с этой страницы сайта на фотографии в верхнем ряду 1-й с права

Никогосов Николай Григорьевич и 3-й - Алексеев Владимир Михайлович.

Активно помогал в создании школьного музея Боевой Славы 101 АП распологавшегося в школе №491 города Москвы, сейчас школа №333 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой. 9 мая 2010 года был среди приглашенных фронтовиков от Кемеровской области на Параде в честь 65-я Победы в Великой Отечественной войне на Красной Площади в Москве.
Скончался 11 декабря 2017 года.

За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За боевые Заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «Медаль Жукова» и другими государственными наградами.

тПЦДЕОЙЕ ЬЛЙРБЦБ

15 БЧЗХУФБ 1940 ЗПДБ ВПМШЫБС ЗТХРРБ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ МЕОЙОЗТБДУЛЙИ БЬТПЛМХВПЧ РТЙВЩМБ УРЕГЙБМШОЩН РПЕЪДПН ЙЪ мЕОЙОЗТБДБ ОБ УФБОГЙА рПТИПЧ рУЛПЧУЛПК ПВМБУФЙ, ЧВМЙЪЙ ЛПФПТПК ТБУРПМБЗБМУС МЕФОЙК МБЗЕТШ чПЕООПК БЧЙБГЙПООПК ЫЛПМЩ РЙМПФПЧ. ч ФПФ ЦЕ ДЕОШ ОБН ЧЩДБМЙ ЛХТУБОФУЛХА ЖПТНХ Й ЪБЮЙФБМЙ РТЙЛБЪ П ЪБЮЙУМЕОЙЙ Ч БЧЙБЫЛПМХ.

ч ПЛФСВТЕ МЙЮОЩК УПУФБЧ ЫЛПМЩ РЕТЕЫЕМ ОБ ЪЙНОЙЕ ЛЧБТФЙТЩ Ч УФБТЩЕ бТБЛЮЕЕЧУЛЙЕ ЛБЪБТНЩ Ч УЕМЕ уЕМЙЭЕ юХДПЧУЛПЗП ТБКПОБ мЕОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. б Ч СОЧБТЕ 1941 ЗПДБ РП РТЙЛБЪХ ЛПНБОДПЧБОЙС ЛХТУБОФЩ РПЗТХЪЙМЙ ЧУЕ ЙНХЭЕУФЧП ЫЛПМЩ Ч ЦЕМЕЪОПДПТПЦОЩЕ ЬЫЕМПОЩ Й ОБРТБЧЙМЙУШ ОБ АЗП-ЧПУФПЛ, ОБ оЙЦОАА чПМЗХ.

фБЛБС РЕТЕДЙУМПЛБГЙС НПЗМБ ЙНЕФШ ДЧЕ РТЙЮЙОЩ. чП-РЕТЧЩИ, ОБ ъБРБДЕ ХЦЕ ВХЫЕЧБМП РМБНС ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ. жБЫЙУФУЛБС зЕТНБОЙС ХУЙМЕООП ЗПФПЧЙМБУШ Л ОБРБДЕОЙА ОБ ОБЫХ тПДЙОХ, УЛТЩФОП УПУТЕДПФПЮЙЧБС УЧПЙ ЧПКУЛБ ЧДПМШ ОБЫЙИ ЗТБОЙГ. пУПВЩЕ РПЗТБОЙЮОЩЕ ЧПЕООЩЕ ПЛТХЗБ ХУЙМЙЧБМЙУШ ПФДЕМШОЩНЙ ЮБУФСНЙ Й УПЕДЙОЕОЙСНЙ. ч ФБЛПК ФТЕЧПЦОПК Й ОБРТСЦЕООПК ПВУФБОПЧЛЕ ЧПЕООЩЕ ХЮЕВОЩЕ ЪБЧЕДЕОЙС ГЕМЕУППВТБЪОП ВЩМП РЕТЕЧЕУФЙ Ч ЗМХВШ УФТБОЩ. чП-ЧФПТЩИ, НПЗ ВЩФШ ХЮФЕО ЖБЛФПТ ЛТБКОЕ ОЕХУФПКЮЙЧПК РПЗПДЩ Ч мЕОЙОЗТБДУЛПК ПВМБУФЙ. ч УЧСЪЙ У ОЕВМБЗПРТЙСФОЩНЙ НЕФЕПХУМПЧЙСНЙ РПМЕФЩ У ЛХТУБОФБНЙ Ч ЛПОГЕ 1940 ЗПДБ РТПЧПДЙМЙУШ ОЕТЕЗХМСТОП Й ЮБУФП РТЕЛТБЭБМЙУШ ЙЪ-ЪБ ТЕЪЛПЗП ХИХДЫЕОЙС ЧЙДЙНПУФЙ Й ПУБДЛПЧ. ч УФЕРОЩИ ЦЕ ТБКПОБИ оЙЦОЕК чПМЗЙ РПЗПДБ ЪЙНПК Й МЕФПН, ЛБЛ РТБЧЙМП, ВЕЪПВМБЮОБС ЙМЙ НБМППВМБЮОБС. л ФПНХ ЦЕ ТБЧОЙООБС НЕУФОПУФШ РПЪЧПМСМБ ЙНЕФШ ОЕПВИПДЙНПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ПУОПЧОЩИ Й ЪБРБУОЩИ БЬТПДТПНПЧ, Б ФБЛЦЕ РПУБДПЮОЩИ РМПЭБДПЛ.

рПУЕМПЛ, Ч ЛПФПТПН НЩ ПУФБОПЧЙМЙУШ, ФБЛЦЕ ПЛБЪБМУС ЧТЕНЕООЩН НЕУФПН РТЕВЩЧБОЙС ЫЛПМЩ. рПУМЕ ЧЕТПМПНОПЗП ОБРБДЕОЙС ОБ ОБЫХ УФТБОХ ЖБЫЙУФУЛПК зЕТНБОЙЙ ОБЮБМБУШ ЬЧБЛХБГЙС РТПНЩЫМЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК, ХЮТЕЦДЕОЙК Й ЧПЕООЩИ ХЮЕВОЩИ ЪБЧЕДЕОЙК Ч ЧПУФПЮОЩЕ ТБКПОЩ УФТБОЩ. оБ ОБЫЙ БЬТПДТПНЩ РТЙМЕФЕМЙ ЬУЛБДТЙМШЙ ЙУФТЕВЙФЕМЕК лБЮЙОУЛПК ЧПЕООПК БЧЙБГЙПООПК ЫЛПМЩ РЙМПФПЧ, Б ОБЫХ ЫЛПМХ РЕТЕВБЪЙТПЧБМЙ ЕЭЕ ДБМШЫЕ ОБ ЧПУФПЛ - ОБ УФБОГЙА юЕВЕОШЛЙ пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ Й ДБМЙ ЕК ОБЪЧБОЙЕ 3-С юЛБМПЧЕЛБС ЧПЕООБС БЧЙБГЙПООБС ЫЛПМБ РЙМПФПЧ (ючбыр).

ьФХ ЫЛПМХ С Й ПЛПОЮЙМ Ч ЙАМЕ 1942 ЗПДБ. чУЕН ЕЕ ЧЩРХУЛОЙЛБН ВЩМП РТЙУЧПЕОП ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УЕТЦБОФ.

вПМШЫХА ЗТХРРХ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ 3-К ючбыр ОБРТБЧЙМЙ Ч 27-А ЪБРБУОХА БЧЙБГЙПООХА ВТЙЗБДХ (ъбв) ДМС ПВХЮЕОЙС ДОЕЧОЩН Й ОПЮОЩН РПМЕФБН ОБ ФСЦЕМЩИ ДБМШОЙИ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛБИ Ч УПУФБЧЕ ЫФБФОЩИ ЬЛЙРБЦЕК.

ч 43-Н ЪБРБУОПН БЧЙБРПМЛХ ЬФПК ВТЙЗБДЩ ЙЪ РТЙВЩЧЫЙИ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ МЕФЮЙЛПЧ, ЫФХТНБОПЧ, ЧПЪДХЫОЩИ УФТЕМЛПЧ-ТБДЙУФПЧ Й ЧПЪДХЫОЩИ УФТЕМЛПЧ ВЩМЙ УЖПТНЙТПЧБОЩ ВПЕЧЩЕ ЬЛЙРБЦЙ.

ч ЬЛЙРБЦ, ЛХДБ НЕОС ОБЪОБЮЙМЙ ЛПНБОДЙТПН, ЧПЫМЙ: ЫФХТНБО УЕТЦБОФ чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ, ЧПЪДХЫОЩК УФТЕМПЛ-ТБДЙУФ УФБТЫЙОБ УЧЕТИУТПЮОПК УМХЦВЩ чБУЙМЙК уПТПЛПДХНПЧ Й ЧПЪДХЫОЩК УФТЕМПЛ УФБТЫЙК УЕТЦБОФ бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО. еУМЙ РТПУМЕДЙФШ УПУФБЧ ЬЛЙРБЦБ РП ЪЧБОЙСН, ЧУРПНОЙЧ, ЮФП ЛПНБОДЙТПН ЕЗП ВЩМ УЕТЦБОФ, ФП РПМХЮБЕФУС ДПЧПМШОП УФТБООБС ЛБТФЙОБ. оП ФБЛПЧ ВЩМ РТЙЛБЪ оБТЛПНБФБ ПВПТПОЩ - ЙЪ БЧЙБЫЛПМ РЙМПФПЧ Й ЫФХТНБОПЧ ЧЩРХУЛБФШ Ч ЪЧБОЙЙ УЕТЦБОФ, ИПФС РТЙ РПУФХРМЕОЙЙ Ч ЫЛПМХ ОБН ЗПЧПТЙМЙ, ЮФП ЧЩРХУЛБФШ ВХДХФ МЕКФЕОБОФБНЙ.

уБНЩН УФБТЫЙН Ч ЬЛЙРБЦЕ РП ЧПЪТБУФХ Й ЪЧБОЙА ВЩМ чБУЙМЙК уПТПЛПДХНПЧ. пО ТПДЙМУС Ч 1918 ЗПДХ Ч пМЕОЙОУЛПН ТБКПОЕ лБМЙОЙОУЛПК ПВМБУФЙ. дП ЧПКОЩ ПФУМХЦЙМ УТПЮОХА УМХЦВХ, МЕФБМ ОБ УБНПМЕФБИ УФТЕМЛПН-ТБДЙУФПН. ъБФЕН ПУФБМУС ОБ УЧЕТИУТПЮОХА. уПЧЕТЫЙЧ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ФТЕОЙТПЧПЮОЩИ РТЩЦЛПЧ У РБТБЫАФПН, чБУЙМЙК РПМХЮЙМ ЪЧБОЙЕ «рБТБЫАФЙУФ-ЙОУФТХЛФПТ».

ч 43-К ЪБРБУОПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ УФБТЫЙОБ уПТПЛПДХНПЧ РТЙВЩМ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ЧПЪДХЫОПЗП УФТЕМЛБ-ТБДЙУФБ. ьФП ВЩМ РТЕЛТБУОПК ДХЫЙ ЮЕМПЧЕЛ. чОЙНБФЕМШОЩК, ЮХФЛЙК ЛП ЧУЕН Й ПЮЕОШ УЛТПНОЩК. лБЛ ТБДЙУФ ВПМШЫПК НБУФЕТ УЧПЕЗП ДЕМБ.

чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ Й бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО. пДЙОБЛПЧЩЕ РП ЧПЪТБУФХ, ОП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ. чПМПДС ЬОЕТЗЙЮОЩК, ЙОПЗДБ ТЕЪЛЙК Й ЧУРЩМШЮЙЧЩК. уБЫБ ЦЕ, ОБПВПТПФ, УРПЛПКОЩК, ДБЦЕ ОЕНОПЗП ЖМЕЗНБФЙЮОЩК. лБЪБМПУШ, ОЙЮФП ОЕ НПЦЕФ ЧЩЧЕУФЙ ЕЗП ЙЪ ТБЧОПЧЕУЙС.

чМБДЙНЙТ лХМБЛПЧ ТПДЙМУС 8 ЖЕЧТБМС 1922 ЗПДБ Ч УЕМЕ оПЧБС дБОЙМПЧЛБ бЛЙНПЧУЛПЗП ТБКПОБ ъБРПТПЦУЛПК ПВМБУФЙ Ч УЕНШЕ ЛТЕУФШСОЙОБ. пЛПОЮЙМ 9 ЛМБУУПЧ УТЕДОЕК ЫЛПМЩ Й РПУФХРЙМ Ч РЕДБЗПЗЙЮЕУЛЙК ФЕИОЙЛХН Ч ЗПТПДЕ ъБРПТПЦШЕ.

ч ПЛФСВТЕ 1940 ЗПДБ ВЩМ РТЙЪЧБО Ч БТНЙА. ч ФЕЮЕОЙЕ ФТЕИ НЕУСГЕЧ УМХЦЙМ ТСДПЧЩН ВПКГПН ЗТБОБФПНЕФЮЙЛПН Ч НПФПНЕИБОЙЪЙТПЧБООПН РПМЛХ Ч вЕМПУФПЛЕ. ч СОЧБТЕ 1941 ЗПДБ РПУМЕ РТПИПЦДЕОЙС НЕДЙГЙОУЛПК ЛПНЙУУЙЙ ЛБЛ ЙНЕАЭЙК УТЕДОЕЕ УРЕГЙБМШОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Ч фБЫЛЕОФУЛХА БЧЙБГЙПООХА ЫЛПМХ УФТЕМЛПЧ-ВПНВБТДЙТПЧ. пЛПОЮЙМ ЕЕ МЕФПН 1942 ЗПДБ, РПМХЮЙМ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УЕТЦБОФ Й УТБЪХ ЦЕ ВЩМ ОБРТБЧМЕО ДМС ДБМШОЕКЫЕЗП ПВХЮЕОЙС Ч рЕТЧХА ЧЩУЫХА ЫЛПМХ ЫФХТНБОПЧ Й МЕФЮЙЛПЧ БЧЙБГЙЙ ДБМШОЕЗП ДЕКУФЧЙС. рТПЫЕМ ЛХТУ ПВХЮЕОЙС УБНПМЕФПЧПЦДЕОЙА Й ВПНВПНЕФБОЙА. рПУМЕ ЬФПЗП РТЙВЩМ Ч ЪБРБУОПК БЧЙБРПМЛ. чПМПДС ВЩМ НПМПДЩН, ОП ПЮЕОШ УРПУПВОЩН ЫФХТНБОПН.

бМЕЛУБОДТ лБТЕМЙО РТЕЦДЕ УМХЦЙМ РПНПЭОЙЛПН ЛПНБОДЙТБ ЧЪЧПДБ Ч ВБФБМШПОЕ ПИТБОЩ. уМХЦВБ УРПЛПКОБС Й ОЕПВТЕНЕОЙФЕМШОБС. оП уБЫБ ИПФЕМ УФБФШ ЧПЪДХЫОЩН ВПКГПН. лПНБОДПЧБОЙЕ ХДПЧМЕФЧПТЙМП ЕЗП РТПУШВХ Й ОБРТБЧЙМП Ч МЕФОХА ЮБУФШ. чРЕТЧЩЕ Ч ЧПЪДХИ ПО РПДОСМУС Ч УПУФБЧЕ ОБЫЕЗП ЬЛЙРБЦБ Й ДПЧПМШОП ВЩУФТП ПУЧПЙМУС У ЧПЪДХЫОПК ПВУФБОПЧЛПК, УП УЧПЙНЙ ОПЧЩНЙ ПВСЪБООПУФСНЙ. чП ЧУЕИ ВПЕЧЩИ ЧЩМЕФБИ ПО СЧМСМУС ОБДЕЦОЩН ЪБЭЙФОЙЛПН ЬЛЙРБЦБ.

уБНЩН НПМПДЩН Ч ЬЛЙРБЦЕ ВЩМ ЛПНБОДЙТ ЛПТБВМС. оП, ЮЕУФОП ЗПЧПТС, С ОЙ ТБЪХ ЬФПЗП ФБЛ Й ОЕ РПЮХЧУФЧПЧБМ. нЩ УТБЪХ ЦЕ ОБЫМЙ ПВЭЙК СЪЩЛ, ВЩУФТП УТБВПФБМЙУШ, ЧУЕЗДБ Й ЧЕЪДЕ УФБТБМЙУШ ДЕТЦБФШУС ЧНЕУФЕ. рПМХЮЙМУС ИПТПЫЙК, УРБСООЩК, РП-ОБУФПСЭЕНХ ДТХЦОЩК ЛПНУПНПМШУЛЙК ВПЕЧПК ЬЛЙРБЦ.

йЪХЮЙЧ ЧУЕ ОЕПВИПДЙНЩЕ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ ДЙУГЙРМЙОЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЛПОЕЮОП, ЛПОУФТХЛГЙА Й РТБЧЙМБ ЬЛУРМХБФБГЙЙ УБНПМЕФБ, ЕЗП ПВПТХДПЧБОЙС Й ДЧЙЗБФЕМЕК, НЩ РТЙУФХРЙМЙ Л РПМЕФБН (ФЕРЕТШ ХЦЕ Ч УПУФБЧЕ ЫФБФОПЗП ЬЛЙРБЦБ) ОБ РЕТЕИПДОПН УБНПМЕФЕ дв-ъб (ДБМШОЙК ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛ, ЙМЙ РТПУФП «БООХЫЛБ», ЛБЛ ЕЗП МАВПЧОП ОБЪЩЧБМЙ МЕФЮЙЛЙ). рЕТЕИПДОЩН ПО ВЩМ РПФПНХ, ЮФП РПУМЕ ОЕЗП ОБН РТЕДУФПСМП ПУЧПЙФШ ВПЕЧПК УБНПМЕФ, ОБ ЛПФПТПН ЬЛЙРБЦ ВХДЕФ ЧПЕЧБФШ. нПЦОП ВЩМП, ТБЪХНЕЕФУС, ПВХЮБФШ ОБУ УТБЪХ ОБ ВПЕЧЩИ УБНПМЕФБИ. оП ЙИ, Л УПЦБМЕОЙА, ФПЗДБ ЕЭЕ ОЕ ИЧБФБМП.

«бООХЫЛЙ» ДБЧОП ХЦЕ ЧЩТБВПФБМЙ УЧПК ТЕУХТУ. ьФП ВЩМП ЪБНЕФОП ДБЦЕ РП ЙИ ЧОЕЫОЕНХ ЧЙДХ. ъБЛМЕРЛЙ, ЛПФПТЩЕ ЛТЕРСФ ДАТБМЕЧХА МЕОФХ, ЪБЛТЩЧБАЭХА УФЩЛ ГЕОФТПРМБОБ У ЛТЩМПН, РПЮФЙ ЧУЕ УТЕЪБМЙУШ. лТЩМП ЙЪ-ЪБ ЬФПЗП ЙНЕМП ВПМШЫХА БНРМЙФХДХ ЛПМЕВБОЙК РТЙ ТХМЕОЙЙ РП ЗТХОФХ. уПЪДБЧБМПУШ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП ПОП РМПИП ЪБЛТЕРМЕОП Й ЧПФ-ЧПФ ПФЧБМЙФУС. лБВЙОБ ЫФХТНБОБ РПЮФЙ РПМОПУФША ВЩМБ ЪБДЕМБОБ ЖБОЕТПК, Й НЕЦДХ ПФДЕМШОЩНЙ ЕЕ МЙУФБНЙ Й ТБНЛПК ЧЙДОЕМЙУШ ВПМШЫЙЕ ЭЕМЙ. рПЬФПНХ Ч РПМЕФЕ ЛБЛ ЫФХТНБОБ, ФБЛ Й УЙДСЭЕЗП ЪБ ОЙН МЕФЮЙЛБ РТПДХЧБМП ЧУЕЗДБ ДПЧПМШОП ПУОПЧБФЕМШОП. оЙЛБЛПК РЕТЕЗПТПДЛЙ НЕЦДХ ОБЫЙНЙ ЛБВЙОБНЙ ОЕ ВЩМП. ъЙНПК, ЮФПВЩ ОЕ ПВНПТПЪЙФШ МЙГП, РТЙИПДЙМПУШ МЕФБФШ Ч НЕИПЧЩИ НБУЛБИ.

оП, ОЕУНПФТС ОЙ ОБ ЮФП, НЩ ЧЕТЙМЙ Ч ОБДЕЦОПУФШ ОБЫЕК ФЕИОЙЛЙ Й РТПДПМЦБМЙ ВЕЪ УТЩЧПЧ Й МЕФОЩИ РТПЙУЫЕУФЧЙК ЧЩРПМОСФШ РТПЗТБННХ РПМЕФПЧ.

чОБЮБМЕ НЩ ПФТБВБФЩЧБМЙ ЬМЕНЕОФЩ ЧЙЪХБМШОПЗП РПМЕФБ РП ЛТХЗХ: ЧЪМЕФ, ОБВПТ ЧЩУПФЩ, ТБЪЧПТПФЩ, ЗПТЙЪПОФБМШОЩК РПМЕФ, ЪБИПД ОБ РПУБДЛХ, РПУБДЛБ. ъБФЕН ФТЕОЙТПЧБМЙУШ Ч ЧЩРПМОЕОЙЙ ТБЪЧПТПФПЧ ОБ ЪБДБООЩК ЛХТУ, УРЙТБМЕК Й ЧЙТБЦЕК. рПУМЕ ЬФПЗП РТЙУФХРЙМЙ Л ПВХЮЕОЙА РПМЕФБН РП РТЙВПТБН Ч ЪБЛТЩФПК ЛБВЙОЕ. ьФП ВЩМ ДПЧПМШОП УМПЦОЩК, ОП ОЕПВИПДЙНЩК ЧЙД РПДЗПФПЧЛЙ. вЕЪ ПУЧПЕОЙС РПМЕФПЧ РП РТЙВПТБН П РПМЕФБИ ОПЮША Й ДОЕН - Ч УМПЦОЩИ НЕФЕПХУМПЧЙСИ - ОЕЮЕЗП ВЩМП Й НЕЮФБФШ.

рПУМЕ ХУРЕЫОПЗП ПЛПОЮБОЙС РТПЗТБННЩ ПВХЮЕОЙС ОБ УБНПМЕФЕ дв-ъб НОЕ Й ЫФХТНБОХ чПМПДЕ лХМБЛПЧХ ВЩМП РТЙУЧПЕОП ПЮЕТЕДОПЕ ЧПЙОУЛПЕ ЪЧБОЙЕ УФБТЫЙК УЕТЦБОФ. оБЫ ЬЛЙРБЦ Ч РПМОПН УПУФБЧЕ РЕТЕЧЕМЙ Ч 7-К ЪБРБУОПК БЧЙБГЙПООЩК РПМЛ 27-К ЪБРБУОПК БЧЙБВТЙЗБДЩ. ъДЕУШ НЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ПУЧПЙФШ ВПЕЧПК УБНПМЕФ дв-ъж, ОБ ЛПФПТПН Ч ДБМШОЕКЫЕН РТЕДУФПСМП ЗТПНЙФШ ЧТБЗБ.

вПНВБТДЙТПЧЭЙЛ дв-ъж (ЮЕТЕЪ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС ЕЗП УФБМЙ ОБЪЩЧБФШ йМ-4 Ч ЮЕУФШ ЗЕОЕТБМШОПЗП ЛПОУФТХЛФПТБ у. йМШАЫЙОБ) СЧМСМУС ХМХЮЫЕООПК НПДЙЖЙЛБГЙЕК УБНПМЕФБ дв-ъб Й НБМП ЮЕН ПФМЙЮБМУС ПФ ОЕЗП ЛБЛ РП ПВПТХДПЧБОЙА, ФБЛ Й РП ФЕИОЙЛЕ РЙМПФЙТПЧБОЙС. рПЬФПНХ ПЮЕТЕДОПЕ РЕТЕХЮЙЧБОЙЕ РТПЫМП ДПЧПМШОП ВЩУФТП Й ВЕЪ ПУПВЩИ ФТХДОПУФЕК.

рТЙ ФПК РПДЗПФПЧЛЕ, ЛПФПТХА ОБН ДБМЙ РПМЕФЩ РП РТЙВПТБН Ч ЪБЛТЩФПК ЛБВЙОЕ ДОЕН, РПМЕФЩ ОПЮША ВПМШЫПК УМПЦОПУФЙ ОЕ РТЕДУФБЧМСМЙ. рПУМЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ЧЩЧПЪОЩИ Й ЛПОФТПМШОЩИ РПМЕФПЧ У ЙОУФТХЛФПТПН ЧУЕ ЬЛЙРБЦЙ ОБЮБМЙ МЕФБФШ ОПЮША УБНПУФПСФЕМШОП. лБЛ ЧУЕЗДБ, ЧОБЮБМЕ ПФТБВБФЩЧБМЙ ЬМЕНЕОФЩ РПМЕФБ РП ЛТХЗХ, ЪБФЕН Ч ЪПОХ Й ОБ НБТЫТХФ. оБ ЪБЛМАЮЙФЕМШОПН ЬФБРЕ ПВХЮЕОЙС РТЕДХУНБФТЙЧБМЙУШ ДМЙФЕМШОЩЕ - РП 6-8 ЮБУПЧ - НБТЫТХФОЩЕ РПМЕФЩ ОПЮША У ВПНВПНЕФБОЙЕН ОБ ДЧХИ РПМЙЗПОБИ.

оБЫ ЬЛЙРБЦ ХУРЕЫОП ЧЩРПМОЙМ ЧУА РТПЗТБННХ РПДЗПФПЧЛЙ Ч УБНЩК ЛПТПФЛЙК УТПЛ. оБДП ВЩМП ФПТПРЙФШУС. ыМБ ЧПКОБ, Й ЧУЕ НЩ УРЕЫЙМЙ УЛПТЕЕ РПРБУФШ ОБ ЖТПОФ.

Бомбардировщик Дб-3Ф и его экипаж. Именно на таком летели герои репортажа в начале войны.

Рано утром командир бомбардировщика дальнего действия капитан Рудевич получил приказание приготовить машину к полету, но без обычного груза бомб.

Тотчас же вокруг самолета началась напряженная работа. Маленький, коренастый стрелок радист Балалыкин деловито проверял оружие. Несмотря на свою молодость, он участвовал уже во второй войне,- впервые свои пулемёты старшина Балалыкин испробовал на финских самолётах.

Почему же не подвешивают бомбы?- удивленно спросил он.

На это почему-то нет приказания,-ответил Рудевич.

Пришел штурман капитан Дарелло. Оп занялся изучением погоды. Все обещало благоприятные условия для полета: облачность была хорошая, можно сколько угодно летать над вражеской территорией.

Я - подполковник Иванов. В мое распоряжение поступает ваш экипаж, -сказал он и, отведя людей в сторонку, изложил им задачу: самолёт должен летать над полем сражения как можно дольше, чтобы сверху получить общее представление о действиях на фронте наших войск и

о положении в тылу врага.

«Значит, в разведку», - разочарованно подумал Балалыкин и, как бы угадывая его мысли, подполковник предупредил:

При встречах с противником в воздухе боя не принимать. Все сделать для того, чтобы как можно больше видеть, что делается на земле.

Когда подполковник подробно проинструктировал экипаж, людям стало ясно, что полёт их - более ответственный, чем обычный боевой. И лица у всех стали строже, суровей, когда подполковник отверг предложение лететь с одним стрелком радистом. Вызвали младшего сержанта Башука.

Подполковник скептически оглядел молодого стрелка радиста - было видно, что Башук летит на выполнение боевого задания впервые.

Второй стрелок нам нужен для того, чтобы охранять машину с хвоста. Имейте в виду, что наш самолет одиночный, мы летим без сопровождения истребителей.

Выполним задачу, товарищ подполковник, - вдруг сказал Башук, и вышло это у него так искренне, горячо, что подполковник подумал: «Нет, паренек с огоньком».

В 7 часов утра самолет капитана Рудевича поднялся с аэродрома. Подполковник Иванов сидел в штурманской кабине, рядом с капитаном Дарелло. Он видел штурмана впервые, но уже за тот короткий срок, пока Дарелло наносил на карту маршрут, Иванов проникся невольным доверием к этому неказистому на вид человеку. Он делал все обстоятельно, вдумчиво, с глубоким знанием дела.

Работа же штурману предстояла большая: самолёт должен был хорошо маскироваться, лететь зачастую в облаках - слепым полётом, скрываясь от преследования вражеских истребителей, снова снижаться, чтобы разведывать поле боя.

Уже в первый час полета самолет попал под обстрел фашистской крупнокалиберной зенитки. Под самолётом поплыли чёрные дымки разрывов. Батарея, положив низкую очередь, стала бить выше, но Рудевич быстро поднялся еще выше и ушел из зоны обстрела. Штурман вёл самолет бережно, искусно ускользая от вражеских выстрелов.

Но вот появилась шестёрка «Мессершмиттов », по звену - справа и слева. Они начали преследовать наш самолёт. Капитан Рудевич, твердо выполняя приказ «не вступать в бой», нырнул в облака, и «Мессершмитты» остались с носом.

Советский разведчик уже несколько часов был в воздухе над фронтом. Грандиозная картина сражения открылась сверху. Подполковник Иванов видел огромные глубокие воронки, - следы наших авиабомб, перевернутые, исковерканные танки врага, трупы фашистов, густо покрывавшие поле, пылавшие леса и мосты у разбитых переправ противника. Чувство восхищения прекрасной работой наших лётчиков, громивших врага, испытывал подполковник, усердно записывая наблюдения.

На четвёртом часу полёта машина попала в грозовую тучу. Кругом непроглядные облака, дождь - ливень. Усилия капитана Рудевича заставить самолет набрать высоту не увенчались успехом - самолёт прижимало к земле, под ним уже мелькали вершины деревьев. Нужно садиться... Но внизу - враг. Садиться нельзя...

Приложите все усилия, чтобы набрать высоту, - приказал подполковник капитану Дарелло.

Началась напряженная борьба за каждый метр высоты. Моторы слабели, самолет не слушался рулей, но капитан Рудевич обладал

крепкой волей, и машина, сопротивляясь, медленно пошла вверх. Кое-как набрав высоту в 200 метров, слепым полётом пришли на свой аэродром, пролетев над фронтом и тылом врага около тысячи километров в течение четырёх часов.

На другой день погода «испортилась»: облака исчезли, небо было чистое. В одиночку лететь было опасно, поэтому самолет капитана Рудевича поднялся в воздух в сопровождении истребителей. Пролетая над позициями врага, истребители увидели на земле два звена «Мессершмнттов». Наши ястребки камнем ринулись вниз и с бреющего полета зажгли два вражеских истребителя. Остальные стали подниматься. Завязался воздушный бой.

Подполковник Иванов увидел двух фашистских истребителей, которые шли в атаку на наш самолёт с двух сторон. Это были маленькие, белые, с обрубленными крыльями машины, напоминающие белую моль. Летевший слева с близкой дистанции обстрелял наш самолёт из пушки. Осколки впились в ногу подполковника Иванова, но он не почувствовал боли, - все внимание его было поглощено картиной воздушного боя.

Наш тяжёлый бомбардировщик мужественно отбивался от наседавших на него вражеских истребителей. Силы были неравные, все преимущества на стороне врага. Наши сопровождающие ястребки были отвлечены в сторону другими фашистскими самолётами.

Бомбардировщик вступил в единоборство.

Стрелок-радист Балалыкин издалека следил за белой фашистской молью, летевшей в атаку на самолёт слева. И когда враг выпустил очередь из своей пушки, Балалыкин с той же дистанции в упор расстрелял врага. «Белая моль» вспыхнула и горящим факелом стала падать на землю. Всё это произошло так быстро, что вражеский лётчик не успел выпрыгнуть с парашютом.

Стрелок-радист Башук следил за врагом. Он заметил вражеский истребитель, заходивший с хвоста. Вот когда пригодился Башук, этот необстрелянный парень! Фашист подлетел на близкое расстояние, раздался сильный треск пушечной стрельбы, но в тот же миг Башук поймал его на мушку, и вторая «белая моль» окуталась пламенем.

Остальные враги, летевшие в атаку на наш самолёт, видя печальную участь двух своих лётчиков, отвернули в сторону, не приняв боя.

Кровь лила из пробитой ноги подполковника Иванова. Он кое-как забинтовал ногу полотенцем, которое случайно оказалось в полевой сумке, но кровь продолжала сочиться.

Я сейчас вас получше устрою, - заботливо сказал штурман Дарелло.

Он подтянул раненую ногу подполковника к потолку, чтобы уменьшить потерю крови. Так и летел подполковник Иванов, задрав одну ногу к потолку штурманской кабины. Было не очень удобно, но подполковник, забыв ранение, растроганно думал о штурмане капитане Дарелло.

На своем аэродроме приземлились с сильно поврежденным шасси. Сели благополучно. Из самолёта выскочил старшина Балалыкин. Осколками у него были изранены лицо, левый бок и бедро. Но ничего не чувствуя, он крикнул в радостном возбуждении:

Вот это всыпали! Вот так бы всегда бить эту сволочь!

Лицо Башука тоже было в крови, но и он счастливо улыбался, помогая товарищам вынести из машины раненого подполковника.

И от меня не ушёл! Видели, как я его угостил?! Видели?!

Да, видели, дорогой товарищ Башук! Вся страна видела ваш подвиг. Теперь в вашем экипаже нет не обстрелянных - только герои!

От редакции: судьба экипажа

Июль-август 1941 года. Лётчики 2-го авиаполка дальней разведки Главного командования Красной Армии (будущий 47-й Гв. АПДР). Возможно, что здесь изображён кто-то из наших героев.

Командир

Гвардии майор Анатолий Сергеевич Рудевич, командир эскадрильи 2-го авиаполка дальней разведки, а затем лётчик 8-го гвардейского авиаполка дальнего действия, погиб в авиакатастрофе 24 марта 1943 года.

Штурман

Майор Родион Иванович Дарело прошёл всю войну. В 1941 году летал бомбить Берлин в экипаже знаменитого лётчика Михаила Васильевича Водопьянова. До 1943 года - штурман эскадрильи 746-го авиаполка дальнего действия, затем - начальник штаба 105-го вспомогательного авиаполка. Вышел в отставку в звании подполковника.

Родион Иванович Дарело награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и многочисленными медалями.

Родион Иванович Дарело

Стрелки-радисты

Воздушный стрелок-радист 47-го гвардейского авиаполка дальних разведчиков Главного командования Красной Армии гвардии старшина Марк Моисеевич Мошук погиб в воздушном бою 14 марта 1943 года. После боевого вылета на фоторазведку обороны немцев под Старой Руссой разведчик Ту-2 был атакован шестью истребителями Fw-190 и был сбит.

За мужество и профессионализм, проявленные в боевых вылетах, Марк Моисеевич Мошук награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

В 2015 году место падения этого Ту-2 было обнаружено поисковиками новгородской экспедиции «Долина» (). В результате поисковых работ были найдены останки трёх членов экипажа. Они были переданы командованию 47-го авиполка и были похоронены в месте его постоянной дислокации - городе Починок Смоленской области.

1942 год. Лётный состав группы капитана Столярова. Именно в его экипаже воевал М. М. Машук и скорее всего он есть на фотографии. А возможно и Егор Балалыкин.

Гвардии лейтенант Егор Семёнович Балалыкин прошёл путь от простого стрелка до начальника связи авиаэскадрильи 47-го гвардейского Борисовского Краснознаменного ордена Суворова отдельного разведывательного авиаполка Главного командования. Во время боевых вылетов сбил 2 немецких самолёта. Командованием отмечался как высококлассный специалист своего дела.

За отвагу и мужество Егор Семёнович Балалыкин награждён двумя орденами Красного Знамени (один - за Финскую войну), орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Москвы».

Разведчик Пе-2Р 2-го АПДР ГК РККА (будущий 47-й Гвардейский АПДР). Лето-осень 1942-го года.

Разведчик МиГ-25РБ 47-го ГРАП. Наши дни.

Использованы материалы сайтов podvignaroda.ru, obd-memorial.ru, ptah57.livejournal.com и журнала «Авиация и космонавтика» (2008 год, №11).

ПРИКАЗ О ПОДГОТОВКЕ ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ В 1940 ГОДУ

1. С 1.4.40 увеличить школы: Батайскую, Балашовскую, Чугуевскую, Таганрогскую, каждую на одну учебную эскадрилью.

2. К 1.5.40 г. сформировать 10 военно-авиационных школ пилотов в районах:

Архангельск - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Кировабад - на 2 эскадрильи бомбардировщиков, Слоним - на 1 эскадрилью бомбардировщиков, Стрый - на 1 эскадрилью истребителей, Львов - на 1 эскадрилью истребителей, Тбилиси - на 1 эскадрилью истребителей, Серпухов - на 1 эскадрилью истребителей.

3. Как временное мероприятие на базе 15 корпусных отрядов и разведывательных эскадрилий к 15.4.40 г. сформировать школы военных пилотов, по одной учебной эскадрилье в каждой, в следующих гарнизонах:

БОВО: Борисов, Уречье, Пуховичи,

КОВО: Коростень, Гостомель, Остер, Овруч, Купеч, Бердичев,

ХВО: Волчанок,

СКВО: Нахичевань,

ПриВО: Багай-Баранский, Тоцкое,

МВО: Сасово,

УрВО: Свердловск.

4. В ЗабВО, 1 ОКА и 20КА создать к 1.3.40 г. по одной школе, на одну учебную эскадрилью в каждой.

5. Увеличить с 1.5.40 г. количество переменного состава в окружных школах младших авиаспециалистов на 4000 человек для подготовки воздушных стрелков-радистов и воздушных стрелков.

6. При Балашовской, Омской, Ворошиловградской, Энгельсской, Олсуфьевской школах ВВС с 1.5.40 г. организовать подготовку стрелков-радистов по 250 человек в каждой школе.

7. В 1940 году подготовить при резервных авиаполках ВВС 5250 стрелков-радистов.

8. При всех летных школах ВВС создать запасные роты из окончивших аэроклубы ОАХ с общим числом на 3600 человек.

9. Летную работу во всех новых школах начать не позднее 1.5.40 г.

10. Перевести все школы ВВС на ускоренную подготовку со следующими сроками обучения:

Школы летчиков - 12 месяцев. Школы летнабов и авиатехников - 12 месяцев. Школы авиамехаников - 8 месяцев. Школа стрелков-радистов - 5 месяцев.

11. Перевести на двухгодичный срок обучения: а) Сталинградское военное авиационное училище с подготовкой летчиков бомбардировочной авиации; б) Борисоглебскую военную авиационную школу с подготовкой летчиков-истребителей.

12. Начальнику Главного управления, начальнику ВВС, начальнику ГУ АС, начальнику технического снабжения, начальнику снабжения Красной Армии и начальнику финансового отдела при НКО соответственно обеспечить формируемые летные школы личным составом, материальной частью, денежными средствами и всеми видами довольствия.

13. Военным советам БОВО, КОВО, ХВО, СКВО, ПриВО, МВО, СибВО, ЗакВО, УрВО, ЗабВО, 1 и 2 ОКА обеспечить развертывание новых школ и учебных эскадрилий и своевременное выполнение установленного плана подготовки летно-технического состава ВВС в существующих и во вновь формируемых школах.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза К. Ворошилов


Ф. 4, оп. 11, д. 86, л. 198 - 199. Подлинник.

Статьи по теме: