Экологическое воспитание самых маленьких. Классный час на тему"детям- об экологии" Невидимая сторона США

Человек с древних времён покоряет природу и использует её в своих целях. В последние два столетия наблюдался бурный рост промышленности и населения. Увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду породило экологические проблемы, которые стали серьёзной угрозой не только для будущего всего человечества, но и для нашей планеты в целом. В наше время мы всё чаще задумываемся: а что каждый из нас может сделать для приостановления процесса загрязнения и стремительного изменения окружающей среды? В этой статье Марина Артюх, руководитель направления коммуникаций корпорации «Сибирское здоровье» / SiberianWellness и куратор курса «Экология» проекта SiberianChallenge , расскажет, с какими именно экологическими проблемами мы сталкиваемся сейчас и с чем позже придётся столкнуться нашим детям.

1. Проблема загрязнённого воздуха

В воздухе содержится большое количество загрязняющих веществ, в том числе твёрдые компоненты: диоксид серы, азота, оксиды азота и углерода. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и автотранспорт. Их влияние на состояние воздуха особенно заметно в городах.

В 2018 году был опубликован государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году ». Согласно ему, с 2007 по 2014 год воздух стал чище, так как объём выбросов сократился с 35 миллионов тонн до 31 миллионов тонн в год, но в 2015 и 2016 годах изменений в количестве выбросов не происходило. При этом около 45 % выбросов вредных веществ в атмосферу происходит из-за автомобильного транспорта. Самыми загрязнёнными российскими городами названы Екатеринбург, Благовещенск и Дзержинск, а наиболее чистый воздух в Салехарде, Оренбурге, Белгороде и Мурманске.

2. Дефицит водных ресурсов

Вода является жизненно необходимым ресурсом для всего живого на Земле. Рост населения увеличивает потребность в её потреблении. Россию с её запасами пресной воды проблема коснётся значительно позже остальных стран мира, однако в течение последних 10 лет наблюдается снижение количества пресной воды в стране с 4884 кубических километров в 2007 году до 4441 кубического километра в 2016.

Также наблюдается загрязнённость пресных вод: одна из самых великих российских рек Волга названа «грязной» . Её воды содержат большое количество органических веществ и минералов: медь, железо, сульфаты и фенол. Эти вещества поступают вместе с промышленными отходами, которые не очищают совсем или очищают, но недостаточно хорошо. Частично проблема грязных вод связана с урбанизацией населения: через биологические очистные сооружения тоже стекаются отходы. Система очистки воды на станциях аэрации нареканий не вызывает, но большое количество труб, по которым вода поступает непосредственно в дома и квартиры, уже давно исчерпали свой ресурс. Соответственно, эти проржавевшие трубы загрязняют поступающую в дома воду железом и другими веществами.

Важно отметить, что загрязнение рек – одна из причин сокращения водных ресурсов. Вместе с неконтролируемым выловом и браконьерством в скором времени это может привести к серьёзному обнищанию фауны наших рек и озёр.

3. Проблема истощения биологических ресурсов

Проблема охватывает деградацию растительности и лесов, сокращение разнообразия видов живых существ, дигрессию пастбищ и другие негативные тенденции. Основная причина возникновения проблемы – антропогенная деятельность человека. Загрязнение окружающей среды, браконьерство и несанкционированная вырубка лесов приводят к уничтожению или изменению привычных ареалов существования живых видов. В наше время мы наблюдаем, как некоторые виды животных, растений, насекомых и рыб оказались на гране вымирания.

Одновременно с этим нашей стране характерно нерациональное использование лесных ресурсов: потребление превышает восстановление. Отдельным негативным фактором, влияющим на снижение лесных угодий, являются лесные пожары и незаконная вырубка леса. Так, в 2016 году лесными пожарами было уничтожено 2663,5 тысячи гектаров лесов , что по размерам сопоставимо с величиной таких государств, как Руанда или Македония.

Половину территории нашей страны занимает древесная растительность. Леса России составляют около четверти мировых лесов. Многообразие климатических зон позволяет проживать на территории нашей страны множеству видов живых существ. Если тенденция в деградации растительности и лесов, сокращении разнообразия видов живых существ не изменится, то до будущих поколений не доживёт множество видов животных, рыб и растений, настоящих лесов станет меньше и количество кислорода в воздухе снизится.

4. Истощение земельных ресурсов

Наши дети столкнутся с резкой нехваткой различных полезных ископаемых. А ведь для того, чтобы сократить их потребление, требуется всего лишь учиться перерабатывать отходы и развивать их повторное использование. Такой разумный подход сократит размеры разрастающихся свалок, загрязняющих почву.

И тут мы сталкиваемся с ещё одной проблемой: ежедневно городской человек «производит» около 1 килограмма бытовых отходов . Большую часть мусора составляет пластик, который не разлагается. За год люди складируют более 85 миллиардов тонн отходов . Это не только сокращает качественные земельные угодья, но и загрязняет планету ядохимикатами, бытовым и промышленным мусором, твёрдыми и жидкими отходами. Простая сортировка мусора и его повторное использование позволяют экономить на добыче новых полезных ископаемых и не допускать засорение почвы. Для предприятий использование вторсырья – это возможность снижать расходы на разработку карьеров. Производство товаров из вторсырья позволяет сократить затраты для предприятия до 80 % . Сплошные плюсы!

5. Почвенно-геоморфологические проблемы

Использование лесных ресурсов и активное ведение сельского хозяйства приводит к тому, что почва засоряется и в ней появляются эрозии. На 2014 год, по данным Министерства сельского хозяйства России, было деградировано свыше 8 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. Более 2 миллионов гектаров из них относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Но и здесь можно спасти ситуацию, если эрозии образуются из-за землепользования: нужно создавать лесополосы, которые защитят от ветра и от изменения типа и густоты растительности, вводить определённые технологии посадок.

Вторая сторона проблемы кроется в агрессивном использовании почвы под сельскохозяйственные угодья. Это приводит к снижению гумуса в почве – в некоторых южных регионах этот показатель по сравнению с 1990 годом составил почти 50 %. Для восполнения ресурсов почвы необходимо внесение туда органических удобрений. Если этого не делать, то в скором времени мы рискуем столкнуться со снижением плодородия земель и, как следствие, с нехваткой пищи.

6. Изменение озонового слоя и глобальное потепление

Озоновый слой – это наша защита от ультрафиолетового излучения. Его разрушение приводит к тому, что повышается степень риска развития различных заболеваний, в том числе рака кожи. Вместе с этим постепенно увеличивается температура поверхностного атмосферного слоя. За последний век она выросла на 0,3–0,8 градуса . Потепление приводит к сокращению снежного покрова на севере и, как следствие, к подъёму уровня вод мирового океана. Если рассматривать статистику только по России, то за последние 10 лет в стране скорость среднегодовой температуры составляет почти 0,5 градуса. С глобальным потеплением всё неоднозначно. То время, на протяжении которого существует человечество, является ничтожно малым для планеты. За всю историю её существования уже были и ледниковые периоды, и потепления. Возможно, просто наступает один из них.

Вместе с тем каждый из нас может замедлить разрушение озонового слоя. Для этого нужно сократить потребление балончиков с дезодорантами, освежителями, чаще ходить пешком, передвигаться на велосипеде, пользоваться общественным транспортом.

7. Болезни как последствие загрязнения окружающей среды

Вместе с ростом технологического процесса возрастает скорость загрязнения атмосферы. Дело в том, что каждый день люди вдыхают более 19 тысяч литров воздуха, в котором, кроме кислорода, находятся различные газы и частицы. Это угарный газ, окиси азота, сажа, цинк. Согласно проведённым исследованиям Международного энергетического агентства , Россия занимает пятое место по смертности по причине плохой экологии – ежегодно умирает около 140 тысяч человек. Эта цифра равна населению целого города в Московской области.

Выпадающие кислотные дожди загрязняют почву и водоёмы серной и азотной кислотами. В них содержатся в большом количестве алюминий и кобальт, которые губят лесную растительность и снижают урожайность. Токсичные соединения попадают в воду, которую мы пьём, и губительно воздействуют на здоровье.

Как улучшить экологическую ситуацию?

Все вышеперечисленные проблемы уже ощутимы для нашего поколения. Через 20–30 лет они станут только острее и насущнее, поэтому важно понимать, как с ними бороться, чтобы оградить от них своих детей. Во многих странах уже используют альтернативные виды топлива и транспортные средства, чтобы снизить выброс вредных веществ. В Европе вполне привычно видеть людей, передвигающихся на электрокарах и велосипедах. Ещё один путь решения проблем – разделять мусор на тот, который поддаётся переработке, и тот, что не подходит в качестве вторсырья.

Нужно просто помнить, что решение экологических проблем зависит от каждого человека в отдельности. Важно не просто знать, что негативные последствия существуют, но и бороться с ними: участвовать в экологических акциях, воспитывать в детях уже с ранних лет любовь к живому, приучать к грамотному поведению во время прогулок на природе и в городской черте, записываться в ряды экологических организаций, чтобы общими усилиями улучшать экологическую обстановку.

В дошкольном образовательном учреждении более уместно не обучать ребенка, а экологически просвещать его, готовя к систематическому обучению в школе. Жизненный опыт в этом возрасте основан на собственных впечатлениях и довольно узком пространстве квартиры, детского сада, двора, ближайшей улицы.

Наряду с объясняющими увиденное экологическими сведениями, объяснениями связей событий, главное значение на этом этапе экологического образования приобретает этическая компонента. Ребенок хорошо подготовлен к правильному восприятию себя среди прочих организмов, он ощущает их равенство себе. Взрослые стараются переубедить его в этом и искажают имеющиеся зачатки биосферного мироощущения маленького человека. Именно поэтому основной задачей в детском саду и в семье в это время является закрепление правильного мироощущения ребенка. Нельзя прививать ему агрессивное отношение к организмам, хотя бы и выборочное, тем более неуместно воспитывать брезгливое отношение к братьям нашим меньшим. Все они - и растения в том числе, требуют к себе уважительного отношения человека. Это и будет основой экологического воспитания при дошкольном обучении.

Человек живет в деревенском доме или в городской квартире. Дети, кроме того, часто дополнительно проживают в детском саду или школе-интернате. Где бы ни жил ребенок, его жилище или различные его части окажутся привлекательными для многих организмов. И они обязательно поселятся там либо навсегда, либо будут жить здесь в определенные сезоны. Даже более простое жилище, например, гнездо птицы, тоже является пристанищем для большого числа видов организмов. Они населяют подстилку и дно гнезда, частично живут прямо на его обитателях. Они связаны между собой различными отношениями, и каждый выполняет определенную «работу» в этом живом комплексе видов. Его-то и называют экологи гнездовым биоценозом.

Жилое помещение человека пространственно организовано гораздо сложнее гнезда, в нем может быть выделено множество мест со своеобразными условиями существования. Где-то более влажно, где-то более темно или тепло и так далее. В этом случае экологи говорят о микроклимате.

Есть климат комнаты, то есть совокупность ее климатических характеристик (температура, влажность, давление, освещенность и пр.), а есть климат какой-то части, например, за батареей парового отопления. Там практически все элементы этого локального климата будут отличаться от климата квартиры или любого другого жилья. Кому-то более подойдет именно этот локальный климат и естественно, что такие жильцы будут сосредотачиваться именно в этом месте. Как между обитателя жилых помещений, так и между ними и ее хозяином (он тоже один из обитателей) складываются определенные отношения. Какие-то сожители будут докучливы, опасны или станут выигрывать конкурентные отношение (например, быстрее есть какие-то продукты) у человека. Таких он будет называть «вредными». Другие же будут помогать ему справиться с конкурентами, или поддерживать чистоту жилья, или спасать от заболеваний, а могут просто оказаться чем-то приятными для человека. Этих он станет называть «полезными».

Правда кроме полезных и вредных в квартире, детском саду или интернате проживают еще и масса, по его мнению, безразличных для него организмов. Более же всего живет там организмов, о которых он ничего не знает, и о присутствии их в своем жилище даже не догадывается. Все это не значит, что они для него безразличны. Все организмы в этом сообществе связаны друг с другом тесными взаимоотношениями и взаимно регулируют как численность, так и деятельность друг друга. При грамотности хозяина, он сможет корректировать состав и свойства биоценоза своего жилья, поддерживая в нем условия оптимальные для собственного проживания. Задача этой главы не столько дать воспитателю рецепты управления биоценозом собственной квартиры, сколько показать общую картину функционирования такого сообщества, многообразие его компонентов и связей. Ребенок должен понимать, что он даже у себя дома является частью большой функционирующей живой системы, что он, как и все остальные части, зависим от этой системы.

Такое понимание себя как части мира, даст возможность воспитать биоцентрическое мировоззрение. Это спасет будущего человека от произвольных и разрушительных действий по изменению среды своего обитания, научит с уважением относиться ко всем организмам, его окружающим, понимать их функции и использовать их в своей деятельности. У воспитанного таким образом человека появится новая роль на планете. Он перестанет быть хозяином и распорядителем всего сущего, а станет одним из сосуществующих в биосфере организмов. В силу того, что он наделен интеллектом, он должен совместно с другими организмами стараться оптимальным образом поддерживать гармонию, красоту и разнообразие своего живого мира. От этого прямо зависит высокое качество его собственной жизни. Ведь совершенно невозможно во взаимосвязанной системе благополучное существование одного из видов на фоне ухудшения жизни других и общего разрушения системы.

Для обучения экологии в детском саду, кроме программы такого обучения изданы пособия для воспитателя (Ердаков, Ксенц, 2006). Чтобы учитель имел иллюстрации для своих занятий экологией, ему в помощь изданы небольшие рассказики для маленьких детей о растениях и животных, живущих в квартире и вблизи ее. То есть о тех, с кем дети общаются с самого раннего возраста, но потом под влиянием окружающих начинают относиться кл многим из них пренебрежительно. Чтобы запечатлелось позитивное отношение к таким организмам и созданы эти рассказики для детей (Ердаков, Ксенц, 2006; 2007). Полезным для такого воспитания будет и учебник для первого класса А.А. Вахрушева с соавторами (1996). Там, как раз для начальных групп детского сада, даются основные различения - живого от неживого, растений от животных и пр.

Таким образом, на ранних стадиях воспитания появляется представление о простых правилах (экологических аксиомах) сосуществования человека с окружающими его организмами. Выясняется зависимость его от среды его обитания, закладываются навыки использования простых экологических правил в своей жизни, а также навыки тактичного отношения к окружающим его организмом. Ребенок постигает основы экологической этики, которые впоследствии помогут ему сойти с пути разрушения экологических систем, участником которых он является.


Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"

Что вы знаете об экологии? Подозреваем, что перед вашим внутренним взором уже поплыли дымящие трубы заводов, тлеющие торфяники, радужные нефтяные пятна, дырявый озоновый слой и стремительно исчезающие амурские тигры. Плохая у нас экология, это верно. Тогда следующий вопрос: что вы сделали для решения экологических проблем? Не пугайтесь, мы не призываем вас к радикальным мерам, а просто предлагаем обратить внимание ребенка на мир вокруг.

Лесной кодекс: едем на природу

Для начала вспомним определение понятия «экология»: это наука о взаимоотношениях живых существ друг с другом и окружающей средой. Наша задача — научить ребенка строить правильные отношения с природой. Как будем учить? Исключительно личным примером! Малыш смотрит на вас во все глаза, он хочет быть как мама/папа, и это значит, что родители просто обязаны стать образчиками экологически правильного поведения. Началась весна, и скоро мы все устремимся в поля, леса и огороды — отдыхать на лоне природы. Делать это нужно так, чтобы после вашего возвращения домой природе не было мучительно больно. Прописная истина? Терпите — мы вам сообщим еще много таких и будем настаивать на строгом соблюдении каждого правила. Вы родитель — с вас и спрос!

Не надо мусорить!

Пакет в свернутом виде не занимает вообще никакого места и весит очень мало — не поленитесь захватить его с собой на пикник. В конце веселья вы побросаете туда банки-склянки и довезете (донесете) все это добро до ближайшего мусорного контейнера. Ребенка запросто можно привлечь к уничтожению «следов» семейного пребывания на свежем воздухе, причем очень важно объяснить крохе, для чего именно это делается: полянка ведь была чистой, когда вы приехали, и она должна такой остаться. Как сохранить экологию

В целости и сохранности

Для того чтобы развести костер, можно привезти с собой мешок углей или натаскать сухих веток (совместный труд сплачивает семью!). Ломать или спиливать деревья нельзя, так же, кстати, как вбивать в стволы гвозди или вырезать на них ножичком свои инициалы. Объяснить смысл таких запретов очень легко: человеку ведь больно, когда он поранится? У него идет кровь? Вот и деревцу больно, из его «раны» течет сок или смола.

На природу выезжают, чтобы насладиться тишиной, пением птиц и шелестом листвы. Вот и наслаждайтесь, а музыку послушаете дома. Это наше ухо ко многому привычно, а пернатые и звери от внезапной какофонии испытывают настоящий шок. Как ни крути, а вы с малышом приехали в гости — значит, нужно уважать принятые у «хозяев» порядки.

Сам себе пожарный.

Перед отъездом обязательно затушите костер (лучше, конечно, его залить), ведь если этого не сделать — пожар уничтожит траву, кусты и деревья, а с ними и дома лесных обитателей. Отдельное обращение к родителям-курильщикам: тщательно затушенные окурки складываем в мешок с мусором и отправляем на помойку.

Экологичная жизнь в городе

Экологичная жизнь в городе

Правила экологического поведения в городе, в сущности, мало чем отличаются от уже перечисленных нами. Но, безусловно, и здесь есть свои нюансы. Фантики, пакетики, палочки от эскимо, трамвайные билетики и прочую ненужную мелочь, которая страшно жжет руки, бросаем в урну. Экологически подкованные люди «в булочную на такси не ездят» и вообще стараются не использовать личный автотранспорт без крайней необходимости: загазованность вокруг и без того страшная.

Убирать нужно не только за собой, но и за теми, кого вы приручили. Всякий раз, собираясь выгуливать Шарика, берите с собой совочек и мешочек (или хотя бы кулек из газетки), чтобы аккуратно собрать продукты собачьей жизнедеятельности — и выкинуть в ближайшую урну. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках (воскресниках) и прочих мероприятиях по благоустройству прилегающей к вашему дому территории. Вряд ли малыш совершит что-то масштабное, но даже если его вклад ограничится несколькими собранными жестянками, это уже большое дело!

Ходите за покупками с собственным «многоразовым» мешком, а еще лучше — с холщовой экосумкой. Вообще-то это мировой тренд, так что присоединяйтесь! Ребенку, кстати, вполне можно купить/сшить собственную авоську с изображением какого-нибудь мультяшного героя.

Возьмите себе за правило: никаких исключений, надо — значит, надо! Можно триста раз сказать ребенку, что конфетный фантик полагается бросать в мусорку, и всего один раз швырнуть его мимо — и весь эффект от воспитательного процесса сведен на нет!

Экология в вашем доме

Экономьте ресурсы — например, воду. Допускаем, что необходимость сократить потребление электроэнергии малышу объяснить довольно трудно, особенно если кроха категорически отказывается засыпать без ночника. Но закрывать кран во время чистки зубов ребенок научится легко: ведь иначе вся вода из реки может вытечь, и тогда рыбам будет негде жить, а людям — нечего пить (в общих чертах это совершенно правдивая версия). Привлекайте ребенка к заботе о комнатных растениях. Главное тут — с самого начала объяснить малышу, что цветок — не игрушка, если выдернуть его из горшка — он мгновенно погибнет. Если перестать поливать — тоже.

Эксперимент

Чтобы визуализировать представления ребенка о вершках и корешках, посадите вместе, например, луковицу. Сперва засуньте ее в банку с водой и наблюдайте, как отрастают корни (непременно объясните, в чем заключается их функция!). Потом пересадите свою чиполлинку в горшок — и следите за ростом «перышек». Этот простенький естественнонаучный эксперимент бесценен с точки зрения воспитания бережного отношения к природе: осознав, для чего растению нужны корни, малыш не станет выдергивать цветы из земли. Доверьте карапузу часть забот о питомцах. Мы прекрасно понимаем, что щеночек, купленный «для ребенка», на самом-то деле оказывается родительской заботой. И это объяснимо: в силу возраста и пока еще ограниченных возможностей кроха не может обеспечить полноценный уход за живым существом. Но регулярно делать для Тузика или Мурки хоть что-нибудь (наливать свежую воду в миску, например) он может — и должен.

Важно

Что бы ни делал ребенок, какой бы малостью в итоге ни оказалась его «экологическая» работа — не уставайте говорить детке, что он совершает добрые и очень нужные поступки. А еще — что он ваш самый любимый и большой помощник. Эти слова, в конечном итоге, и оказываются наиболее сильной мотивацией.

Современный мир решает множество серьезных вопросов, касающихся экосистем, земельных ресурсов, опустынивания, загрязнения воздушной среды, сохранения горных районов, лесных ресурсов, дефицита пресноводных ресурсов, охраны и безопасности прибрежных и морских зон, влияние экологии на здоровье человека, сохранение биоразнообразия планеты, полярные районы, .

Всемирная организация ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по защите окружающей среды. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.

Словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии предпринимают активные действия во благо если не улучшения, то хотя бы сохранения природы, испорченной самим человеком.

А между тем, чтобы сделать мир лучше - нужно начать с себя. И со своей семьи. И самых младших ее членов не должна обходить стороной экотема.

Как насчет того, чтобы начиная с раннего возраста (1-3 года), обучать любить и бережно относиться к природе собственное чадо, ведь в этом возрасте детям интересен весь окружающий мир. Они внимательно слушают и запоминают переданную родителями информацию. Важно в этом «нежном возрасте» не упустить момент и дать начало развитию здорового взгляда на жизнь, практически «впитать с молоком матери» «натуральную идеологию» и мышление креатора, а не разрушителя. Ныне взрослые тщательно просвещаются по эко-теме. Однако взрослому поколению порой трудно перестроиться и втянуться в новую философию жизни, эко-философию. И пассивное загрязнение собственного Большого Дома (Земли) продолжается. А все привычки, как известно, из детства. Мы же не вправе допустить такие же ошибки в воспитании собственных детей и привить им привычки «потребителя и разрушителя»? Верно!

Итак, что же такое эковоспитание для самых маленьких?

Прежде всего, это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в Детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры с экотематикой, походы в контактный зоопарк, где малышам разрешено покормить и подержать в руках птенцов, кроликов, морских свинок, а также небольшие экскурсии в лесопарковой зоне города, посещение экзотических выставок. Все это развивает навык доброжелательного общения с природой. Дома также важно научить ребенка выбрасывать бумажки, подгузники и прочий мусор в ведро, убирать за собой тарелки и ложки после еды. Все это развивает навыки бережного отношения к природе и чистоплотности в доме, ведь и в нем мы тоже создаем экологию.

Стоит отметить, что уже на общеобразовательном уровне разрабатывается экологическая тема.

А именно: внедрен проект экологического воспитания детей раннего возраста. Вот несколько моментов, которые используют в удивительных садах: Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы) - новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными, однако сходна его функциональная роль.

В данном случае для ребенка «класс» - обозначение особого помещения, отличающегося от групповой комнаты. Целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

А нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Быть может, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. В некоторых детских садах отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

«Многие дошкольные учреждения создают экологические тропинки (настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослых и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку). В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок: на территории дошкольного учреждения и в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Для экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.»

Всё-таки наивно было надеяться на допуск российской сборной паралимпийцев, но до последнего ждала, что МПК не отстранит наших спортсменов. Однако Запад давно для себя всё решил, и в результате Паралимпиада проходит без участия России. Эта новость вызвала всеобщий гнев, многие люди не смогли так просто смириться со столь бесчеловечным решением. Неравнодуш...

Яркая осень на Дальнем Востоке

Осень - это прекрасное время года, когда природа готовится ко сну. Всё вокруг преображается, кроны деревьев больше не украшает изумрудная зелень, на смену ей появляются жёлтые и красные листья, создавая сказочный вид. Жители больших городов, к сожалению, лишены настоящей красоты этой великолепной поры. Если вы хотите насладиться каждым осенним днём, советую отправитьс...

Осень - время перемен: в ЕС задумались о будущем

С приходом первых осенних дней, люди частенько задумываются о переменах в своей жизни. Это касается не только спонтанного решения сделать ремонт, или прикупить тёплых осенних вещей, но и даже важных решений, таких как смена своей деятельности. Ярким примером тому может послужить ЕС, в котором вновь слышны призывы пересмотреть нынешний курс политики. По-моему, уже давн...

Оправдания своего существования

Незаметно для всех нас подходит к концу самый долгожданный и любимый многими сезон. Да, лето, к сожалению, пролетело слишком быстро, и все уже составляют список того, что они успели сделать за последние три месяца, и это касается не только людей, но и разных организаций, даже Североатлантический альянс пытается создать видимость активной деятельности. И если все успел...

Самые опасные Олимпийские игры

Мне всегда казалось, что при организации мероприятий международного уровня, больше всего внимания уделяется безопасности. Уверена, многие со мной согласятся, особенно в нынешнее время. Однако в РИО так не думают, поэтому нынешние Олимпийские игры можно назвать одними из самых опасных за последние года. Ни для кого не секрет, что Бразилия - это не самая б...

Да будет свет

Каждый день, приходя домой, мы сами того не замечая тянемся рукой к выключателю, чтобы включить свет в прихожей. Это движение делается на таком автоматизме, что многие даже теряются, когда приходят в гости к родственникам или друзьям. Электричество стало частью нашей жизни, поэтому многие даже представить себе не могут, какого это жить без него. И чтобы во всех уголка...

Космические новости России: скоро звездопад

Вот и начался август, и многие расстроены тем, что большая часть лета уже прошла, остался всего месяц до начала дождливого и пасмурного сезона, и на улицах постепенно холодает. Но видимо многие забывают о том, какие сюрпризы готовит нам природа именно в этот короткий промежуток между окончанием жары и началом осени. Если вы не смотрите новости России, то даже не догад...

Очередной боевик на улицах США

В последнее время взяла за правило смотреть сводку новостей, чтобы бы знать обо всех событиях в мире. И знаете, у меня всё чаще складывается такое ощущение, словно все мы живём во время съёмок какого-то очередного голливудского боевика, так как один взрыв сменяется другим, а стрельба даже не прекращается даже в США, который является родиной таких фильмов. ...

Что означают события в Мюнхене?

Многие со мной согласятся, что эта неделя выдалась самой насыщенной на события за весь месяц. Весь мир потрясла череда трагических новостей из разных уголков мира, но больше всего смертей произошло именно на территории ЕС. К сожалению, и сегодняшняя ночь не прошла спокойно, на этот раз, стрельба развернулась в Мюнхене. По словам очевидцев, возник конфлик...

Сможет ли Россия сегодня полететь в Египет?

Помнится, три года назад многие мои знакомые, размышляя над тем, где провести свой летний отпуск, чаще всего, выбирали между Турцией и Египтом. Но буквально год назад ситуация резко изменилась, после трагедии, в результате которой погибли Петербуржцы. В тот день вся страна смотрела новости России, и многие переживали за своих родных, которые могли находиться на борту...

Великая тайна Индии

С чем у вас ассоциируется Индия? Лично у меня в голове сразу всплывают образы огромных слонов, на которых разъезжают великие вельможи, которые целыми днями заключают разные партнерские отношения с другими высокопоставленными людьми. А также эта страна ассоциируется с красивыми женщинами в удивительно ярких одеяниях с разукрашенными хной руками, а на их запястьях болта...

Будут ли в США учиться на своих ошибках?

Делать ошибки - это то, что свойственно всем людям. Самые умные делают выводы и не допускают их повторения, а глупые постоянно наступают на одни и те же грабли. Кстати, это правило касается и государств. Но почему-то об этом забывают. В результате мы можем наблюдать, как США повторяют свою прошлую оплошность, из-за которой гибнут тысячи людей. А ведь не...

Неужели Турция всё осознала?

Как там говорится, пока петух жареный не клюнет, да? Видимо, для сплочения всего мира против угрозы мирового масштаба необходимо, чтобы в каждой из стран произошла трагедия. Только после этого все начинают вести активные действия и идти на компромиссы и сотрудничество. Почему же иначе нельзя? Не понимаю. В любом случае, только после теракта в аэропорту Стамбула, Турци...

Теракт в Стамбуле: причина взрыва

Ужасная новость прогремела этой ночью, объявив о новом страшном теракте с большим количеством погибших. Сегодня же Турция находится в центре внимания. Все только и делают, что обсуждают трагедию, которая произошла в аэропорту Стамбула. Но, как бы цинично это не звучало, этого следовало ожидать. Ведь не секрет, что турецкие власти оказывали своеобразную п...

Аптечка в отпуск: что берёте вы?

Официально можно заявит о том, что начался сезон отпусков, все массово выезжают на природу, жарят шашлыки, купаются в реках и озёрах, лето в полном разгаре. И вся Россия сегодня наслаждается тёплым сезоном. Но, к сожалению, вместе с такими яркими впечатлениями нередко мы получаем ещё и расстройство желудка, а кто-то умудряется получить даже солнечный удар. Естественно...

Невидимая сторона США

Только вчера села за просмотр очень доброго фильма о семейных ценностях, да ещё и с Сандрой Баллок в главной роли, как сегодня утром наткнулась на кошмарные новости США, который напрочь испортили все представления об американских семьях. Понятное дело, что не все такие, и один случай - это не показатель, но как мать могла убить своих детей? Женщина заст...

Статьи по теме: