Занятие в подготовительной группе: животные холодных стран. Арктика и Антарктика. Полярные животные Лексическая тема животные холодных стран старшая группа

Задание 1 . Родителям рекомендуется:

Показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы, рыси, снежного барса, полярной совы, морского котика, лемминга;

Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

Спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;

Вместе с ребенком посетить зоопарк.

Задание 2. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.) Затем можно поменяться ролями.

Задание 5. Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

Где ты живешь? - В лесу.

А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого.

А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу.

Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге.

А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

Задание 6. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом «а»).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый... .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого... .

И т. д.

Задание 7. «У меня есть..., а у тебя нет…?»

У меня есть пингвин, а у тебя нет…(пингвина).

У меня есть морж, а у тебя нет….

У меня есть тюлень, а у тебя нет….

У меня есть песец, а у тебя нет…

Задание 8. «Сосчитай до пяти»:

Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре…, пять северных оленей;

Одна полярная сова, две полярные совы, три…., четыре…, пять полярных сов;

Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, три…, четыре…, пять клыкастых моржей;

Один ловкий песец, два ловких песца, три…, четыре …, пять ловких песцов;

Один белый медведь, два белых медведя, три…, четыре…, пять белых медведей.

Задание 9. «Назови ласково»:

Сова - …(совушка) тюлень - …

Пингвин - …. льдина - ….

Морж - … нерпа - …

Задание 10. «Кто лишний и почему?»

Тюлень, морж, жираф , белый медведь.

Морж, тюлень¸ песец, пингвин .

Задание 11. Раздели слова на слоги: (устно)

Мед – ведь морж жи – вот – ны – е

Тю – лень пе – сец лем – мин – ги



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы УСВОИТ Ь:

    название «животные севера»;

    детёнышей животных севера;

    из каких частей состоит тело животных севера;

    чем питаются животные севера, где живут.

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: север, льдины, северный олень (олененок), морж (моржонок), тюлень (бельки), пингвин (пингвиненок), белый медведь (медвежонок), стадо, рога, копыта, ласты, клыки, ягель, лишайники, моллюски; Арктика, Антарктида, полярная сова, альбатрос, песец, морской котик.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ледяной, северный, мощный (клыки), огромный, пятнистый, лохматый, косолапый; арктический, ветвистый (рога), ластоногие, длинноногий, толстолапый, короткошерстый, быстроногий, толстокожий.

ГЛАГОЛЫ : сбрасывать (рога), плавать, нырять, защищаться.






Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

УПОТРЕБЛЯТЬ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Белый медведь – белые медведи
Морж – моржи
Олень – олени
Тюлень - тюлени
Пингвин – пингвины и т.д.


ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Голова медведя – медвежья голова
Ласты тюленя – тюленьи ласты
Крылья пингвина – пингвиньи крылья
Клюв совы – совий клюв и т.д.


НАЗЫВАТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ:
У медведицы – медвежонок
У пингвина – пингвинёнок
У тюленя – тюленёнок или белек
У оленя – оленёнок
У полярной совы – совёнок и т.д.


СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩУСТВИТЕЛЬНЫМИ:
1 олень, 2 оленя, 3 оленя, 4 оленя, 5 оленей
1 пингвин, 2 пингвина, 3 пингвина, 4 пингвина, 5 пингвинов и т.д.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    рассмотрите картинки с животными севера, пусть ребёнок найдёт животных севера, по возможности назовёт их.

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ:

Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду
Спрячет деток он в берлогу
(белый медведь)

В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и кита
(моржи)

Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями – цап!
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза,
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый (полярная сова)

Сегодня я снова покажу вам, мои читатели, сколько информации активизируется в голове преподавателя тематических недель в детском клубе на все случаи: интересы детей разного возраста, педагогические цели, родительские требования. В этом посте собраны ссылки, идеи, фото с проведённых занятий на тему "Арктика и Антарктика для детей. Полярные животные".

фото презентация с загадками

Демонстрационный материал:

Пальчиковые гимнастики
Белый мишка на рыбалку (Ударять кулак о кулак)
Не спеша идёт, вразвалку. (Хлопать в ладоши)
Чует старый рыболов, (Соединить ладони вместе)
Что богатый ждёт улов. (Сжимать кулаки)

Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)
Да тут их целая семья:
У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики)
У тюленя- тюлененок,
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя- олененок.
Грамматические упражнения:
1. Цели. Согласование притяжательных прилагательных с су­ществительными; образование и употребление притяжатель­ных прилагательных.

1) Ответить на вопросы словосочетаниями.
Что? — оленьи рога- собачьи

Нет чего? — ... (оленьих рогов) -... (собачьих упряжек)

Радуешься чему? — ... (оленьим рогам) — ... (собачьим)

Видишь что? — ... (оленьи рога)— ... (собачьи упряжки)

Доволен чем? — ... (оленьими рогами)— ... (собачьими упряжками)

Говоришь о чем? — ... (об оленьих рогах) — ... (о собачьих упряжках)

Составить предложения со словосочетаниями-ответами.

2) Ответить на вопросы: чей? чья?

Шерсть собаки — чья шерсть? — ... (собачья шерсть)

След оленя — чей след? — ... (олений след)

Нос тюленя — чей нос? — ... (тюлений нос)

Голова волка — чья голова? — ... (волчья голова)

Уши собаки — чьи уши? — ... (собачьи уши)

Копыта оленя — чьи копыта? — ... (оленьи копыта)

Глаза тюленя — чьи глаза? — ... (тюленьи глаза)

2. Цели. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных; образование прилагательных от наречий.

1) Изменить слова по образцу.

Сильно — сильнее

Сильный - сильнейший

Холодно — ... (холоднее)

Холодный... (холоднейший)

Морозно — ... (морознее)

Красивый... (красивейший)
Бело — ... (белее)

Белый — ., . (белейший)

Тепло — ... (теплее)Красиво — ... (красивее)

Теплый —... (теплейший)Быстрый -... (быстрейший)

2) Закончить предложения, отвечая на вопросы.

Зимой на Севере очень холодно, дни стоят (какие?)... (холодные).

На Севере морозно, погода всегда (какая?)... (морозная).

Полярной ночью на Севере темно; и ночи, и дни на Севере (какие?)...(темные).

Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки (какие?)... (быстрые).

Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) ... (хитрая).

Охотник поймал оленя ловко, охотник (какой?)... (ловкий).

Дидактическая игра «Назови правильно»
У моржа толстая кожа (морж какой? толстокожий)
У тюленя ноги – ласты (тюлень какой? ластоногий)
У медведя черный нос (медведь какой? черноносый)
У песца длинный хвост (песец какой? длиннохвостый)
У песца острая мордочка (песец какой? остромордый)
У полярного волка острые зубы (волк какой? острозубый)
конспект занятия

занятие в средней группе
лексическая тема
Наблюдения и эксперименты:
Эксперимент "Почему полярным животным не холодно в ледяной воде?"
Как так получается, что медведи выходят сухими из воды в буквальном смысле слова. Они не мерзнут, шерсть их не превращается в камень, а ведь на Северном Полюсе очень-очень холодно, в зимнее время почти всегда в районе -40 градусов. Вода при такой температуре замерзает за считанные минуты, так почему же медведи не мерзнут?
Все дело в том, что их шерсть пропитана тонким слоем жира, который выделяет кожа, поэтому после купания им достаточно отряхнуться, чтобы снова стать сухими. Они не мерзнут, потому что просто не мокнут:-) Чтобы детки смогли убедиться, что такое действительно возможно я предложила им опыт с водой и жирным детским кремом. Одну руку они оставили какой есть, а другую намазали кремом, дальше опустили в воду и увидели, что с руки в креме капли просто скатились, и она сразу высохла, в то время, как вторая продолжала быть совершенно мокрой, даже после встряхивания.
Вариант опыта: Взять два небольших зип пакета - один наполнить растительным маслом, внутрь вставить второй и в него сунуть руку. Пакеты погрузить в воду. Холод не чувствуется! Так и животные холодных морей, благодаря своей прослойке жира, не замерзают в холодной воде!


Тема: «Животные жарких стран»

1. Вспомни и назови животных жарких стран. (Не менее 5 - 6). Раздели слова на слоги: НОСОРОГ, ЖИРАФ, ТИГР, ЛЕВ, ЗЕБРА, ГЕПАРД, БЕГЕМОТ.

2. Сосчитай до 5 и обратно, правильно согласовывая слова: пятнистый жираф, полосатая зебра, зубастый крокодил.

3. Продолжи предложения:

Самое длинношеее животное ……
. Самое длинноносое животное ……
. Самое быстрое животное ……..

4. Сравни!

Слон высокий, а жираф еще …..
. Бегемот тяжелый, а слон ………
. Заяц прыгает далеко, а кенгуру ……..

5. Логическое мышление:

Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. - Кто быстрее всех, а кто медленнее?
. Львица ждет льва. Кто задержался?
. Газель бежала за антилопой, а за газелью -львица. - Кто впереди, а кто последний?

Тема: «Животный мир морей и океанов»

1. Перечисли каких морских животных и рыб ты знаешь. (не менее 4 - 5). Раздели слова на слоги: АКУЛА, ДЕЛЬФИН, КИТ, КРАБ, СКАТ, МЕДУЗА. В каждом слове назови первый звук и дай ему характеристику.

2. «Один - много»:

Дельфин - дельфины - много дельфинов
. Кит -
. Акула -
. Рыба -
. Краб -
. Медуза -

3. Вспомни и расскажи, чем морские животные и рыбы отличаются от наземных животных. (У рыб есть плавники, жабры, чешуя)

4. Выполнить штриховку в тетради № 1 стр.

5. Пообобрать по 2 определения:
Дельфин -
Акула - ……………………..
Кит - ………………………..



Тема: «Животный мир Севера»

1. Вспомни и назови каких животных, живущих на Севере ты знаешь. (не менее 4). Раздели слова на слоги: морж, олень, куропатка, медведь, сова, песец.

2. Кто у кого?
. У оленя - олененок - оленята
. У моржа - ………… - ……….
. У медведя - ………… - ………….
. У совы - ……………. - …………..

3. Придумай слова - определения: (по 3 к каждому слову)

Медведь (какой?) - белый, неуклюжий, косолапый.
Песец (какой?) - ……………………………………..
Олень (какой?) - ………………………………………
Сова (какая?) - ……………………………………….

4. Скажи правильно:
. 1 песец - 2 …….. - 5 …………….
. 1 морж - 2 …….. - 5 …………….
. 1 медведь - 2 …….. - 5 …………….
. 1 сова - 2 …….. - 5 …………….



Статьи по теме: