Сколько весит самый тяжелый танк российский. Сколько весит танк. В компьютерных играх

К истории названия Урал

Около 600 млн лет назад Урал предстает тектонически спокойной страной. Преобладала суша. Мелководные теплые моря занимали небольшие участки. Обитателями этих морей были губки, археоцеаты, другие, ныне вымершие, организмы, остатки которых сохранились в толщах осадочных пород.

В палеозойскую эру активные тектонические движения охватывают восточные площади Палеоурала. Протяженные долины (рифты), сопровождаемые глубокими разломами, попеременно образуются в разных частях этой территории, как бы раздвигая, расширяя ее. Возобновляется вулканическая деятельность. Вулканические пояса охватывают обширные пространства. Большинство вулканов было морскими, поэтому продукты вулканической деятельности (лавы, туфы, бомбы) часто перемешивались с осадками, накапливавшимися в тех же бассейнах. Обширный уральский палеоокеан простирался к востоку не менее, чем на 1500 км.

Около 400 млн лет назад в этом палеоокеане образуются вулканические острова, почти такие же, как сегодняшние Курильские и Японские. Остатки такой "островной дуги" сегодня можно наблюдать в районе Магнитогорска.

Топонимия Урала давно привлекла внимание ученых. Еще в ХVIII в. В. Н. Татищев и П. С. Паллас пытались проникнуть в тайны происхождения названий нашего края, иногда с успехом, иногда наивно и беспомощно.



Топонимическое районирование Урала в основном совпадает с его традиционным членением на Северный, Средний и Южный. На западном склоне Северного Урала господствует топонимия коми, на восточном преобладают мансийские географические названия В процессе этой работы были установлены существенные отличия между коми и мансийской топонимией.

Коми приняли христианство в XIV в., их топонимия прошла через многолетний религиозно-культурный и языковой фильтр, утратив в основном языческие черты и древнюю образность.

Напротив, манси стали христианами сравнительно недавно (XVIII в.), в глубине души оставаясь язычниками. Отсюда удивительная яркость и образность мансийских топонимов, которые содержат ценные сведения о мансийской религии, мифологии и истории.

Так, в топонимии самых разных народов мира горы получают названия со значением "Старый человек". Признак старости, древности, вечности гор по сравнению с человеком - семантическая универсалия, которая представлена и в мансийской топонимии, но у манси она имеет два способа реализации.

В первом случае семантическая модель "Старый человек" претерпевает значительную метаморфозу. Уральский хребет делится на своего рода округа. В каждом таком округе возвышается свой Нёр-Ойка, т.е. "Старик Урал" или "Хозяин Урала", который должен стеречь Уральский хребет и помогать манси. Разумеется, ему надо приносить жертвы. При этом один из этих каменных богов - в вершине Северной Сосьвы - был главным, ему подчинялись остальные.

В другом варианте древность гор подчеркивается сравнением с событиями времен всемирного потопа. При этом выясняется, что горы старее, поскольку высокие вершины, по поверьям, оставались сухими, и там спасались люди и животные. На горе Холат-Сяхыл ("Гора мертвецов") во время потопа искали убежище девять манси, но они умерли от голода, откуда и название.

В настоящее время манси - оленеводы, которые пасут свои стада на горных пастбищах. Понятно, что каждая гора, перевал, скала получили у них свое особое обозначение. Но что поразительно: главный хозяйственный персонаж - олень - почти не упоминается в топонимии, зато неоднократно отмечены названия типа Лув-Нёр "Конь-Камень" и другие подобные оронимы. Эти наименования связаны с характерным для манси культом коня, который отражает их былой коневодческий быт, а в прошлом находил также выражение в жертвоприношении белой или пегой лошади, подробно описанном в дореволюционных источниках по этнографии.

Отсюда вывод, что манси, как и их ближайшие сородичи венгры, когда-то жили южнее и занимались коневодством, но затем под давлением более мощных кочевых племен отошли на север и в конце концов стали оленеводами. Другой небезынтересный момент: многие названия рек Северного Урала (Вишера, Лозьва и др.), а иногда и гор не имеют мансийских этимологий. Они явно принадлежат какому-то более древнему населению, может быть, родичам современных ненцев, живущих в полярных тундрах. Это также свидетельствует о том, что манси не являются аборигенами, а пришли на Северный Урал из других мест.

На Южном Урале видим совсем другую картину. Здесь господствует тюркская (башкирская и татарская) топонимия, которая образует верхний слой названий

Проблему создают довольно многочисленные дотюркские названия, подступы к "расшифровке" которых серьезно затрудняются их переработкой в тюркской среде. А между тем интерпретация дотюркских названий может иметь радикальные последствия для реконструкции лингвоэтнической карты Южного Урала в древности. В свое время идет активная разработка и обсуждение двух труднейших вопросов, связанных с происхождением субстратной топонимии Южного Урала, а именно с поиском древневенгерских и иранских топонимических реликтов в этих местах. Был предложен ряд этимологий субстратных топонимов, но в целом проблема оказалась очень сложной и "прорывных" исследований в этой области пока нет. Однако фактов довольно много, и надо надеяться, что рано или поздно ключ к ним будет подобран.

Весомее результаты изучения топонимии Среднего Урала, для которой характерен верхний русскоязычный слой и довольно многочисленный, но очень пестрый и неравномерно распределенный по территории дорусский субстрат.

Средний Урал, где горы очень низкие, а перевалы иногда, например, близ Екатеринбурга, вообще незаметны, не представлял собой какого-либо препятствия для кочевников. Он был в древности и в Средние века настоящим проходным двором. По этой причине в некоторых местах, особенно в средней части Зауралья между Турой и Исетью, уцелели буквально "обломки" былых топонимических систем. Топонимия здесь исключительно трудна для исследования. Чем севернее, тем она однороднее и прозрачнее, поскольку обрусение здесь произошло недавно.

1. Получены доказательства того, что в северной части Среднего Урала манси пришдли на смену древнему хантыйскому населению. Название самого большого озера нашей области - Индра - в Тавдинским районе и таких рек, как Ляля и Оус убедительно объясняются из хантыйского языка. Более того, есть основание думать, что древнее обско-угорское население, возможно, типа хантов, некогда (до тюрков) обитало и далее к югу - между Турой и Пышмой. Во всяком случае, такие названия, как Нейва, Пышма, Тагил и некоторые другие лучше всего объясняются тоже из хантыйского языка.

2. Выявлен мощный клин коми названий, идущий от Уральского хребта на восток. Его основание - условная линия, которая соединяет истоки Южной Сосьвы и Нейвы, а острие направлено к месту слияния Ницы с Турой. Эти названия (Косьва, Лобва, Сосьва, Ясьва и т.п.) распространены в основном на той же территории, что и русские топонимы, образованные от названия народа зыряне, как русские раньше именовали коми (Зырянка, Зырянский и т.п.).

Первоначально считалось, что как те, так и другие, начиная со времен Ермака, распространялись коми-зырянскими проводниками русских войнов, но, вероятнее, этот примечательный клин образовался в результате переселения различных групп коми вместе с русскими в период освоения Урала.

Вместе в тем оказалось, что некоторые названия, образованные от этнонима зырянин (от финского syrjainen - "крайний"), могут быть связаны не с коми, а с другим народом, жившим по реке Устья в бассейне Северной Двины - загадочной зырью, имя которой было перенесено в XVI - XVII вв. на северных коми (пермяков или пермян русских летописей). Кем были эти двинские зыряне, окончательно пока не установлено, возможно, родичами волжских мерян или какой-то ветвью Чуди Заволочской. Так или иначе, но со временем они были захвачены русским переселенческим движением, оказались в Зауралье и обрусели.

Поэтому и в наши дни на Русском Севере реку называют Устья, жителей ныне русских деревень на берегах - зырь, глухой заболоченный лес - лагмас, а в Пышминском районе Свердловской области деревня именуется Устьянка, другая - Зыряны, есть и урочище Лагмас, хотя никто уже не знает, что обозначает это слово.

Отсюда следует, что переселенческий поток XVII - XVIII вв. захватил не только русских, но и некоторые финно-угорские народы, которые находились на том или ином этапе обрусения. Это позволяет понять, каким образом среди чисто русских названий населенных пунктов вроде Ивановка или Липовка появились наименования типа Карелы или Черемисское.

3. В настоящее время можно довольно точно обозначить ареал тюркской субстратной топонимии на территории Среднего Урала, прежде всего татарской, северная граница распространения которой идет примерно от Шамар к Нижнему Тагилу, затем к Кушве, Верхотурью и далее по Туре, т.е. она кое-где пересекается с южной границей прежнего мансийского ареала. Тюркских названий много и в окрестностях Екатеринбурга (Шарташ, Билимбай и т.п.). Но далеко не все из них являются собственно татарскими. На востоке Свердловской области безусловно преобладает западносибирско-татарская топонимия с ее характерным цоканьем (старинное название села Чубаровского в Ирбитском районе было Цубартура при казанско-татарском Чубартура - "Пестрый город").

На юге области и в окрестностях Екатеринбурга заметное место принадлежит башкирским названиям, которые, однако, нелегко отличать от татарских. Наконец, в Предуралье обнаружены следы пребывания волжских болгар - энергичных предпринимателей и торговцев своего времени, государство которых было уничтожено монголами в XIII в. Волжские болгары - особая ветвь тюрков, их родичами считаются современные чуваши. Показательно, в частности, гнездо речных названий в бассейне Бисерти к западу от Дружинино - Барышан, Киргишан, Чикишан, в повторяющейся части которых опознается чувашское caнa - "рукав", волжско-болгарское шан - "рукав", "проток", "приток".

А. К. Матвеев
ТОПОНИМИЯ УРАЛА КАК ПАМЯТНИК ЯЗЫКА И ИСТОРИИ
(Известия Уральского государственного университета.
- Екатеринбург, 2001. - № 19.)

В башкирской мифологии самый могучий богатырь — Урал-батыр. Однажды в жестокой схватке с драконом-аждахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить ее сам, чтобы обрести вечную жизнь. Но Урал-батыр разбрызгал эту воду вокруг, даровав бессмертие природе. А когда он умер, люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские горы.

У батыра, продолжает древнее сказание, было много прекрасных сыновей и дочерей. Старшая дочь уродилась в отца — мужественная, сильная, волевая. Урал-батыр назвал ее Иделью и, когда пришла пора, выдал замуж за чужеземного батыра Валдая.

Иделью тюркоязычные народы называли в старину Волгу. Позвольте, спросит читатель, какое отношение имеет Волга к Уралу? Где она течет сегодня, где ее начало и конец — знает любой школьник. Но не каждый поверит, что когда-то исток Волги действительно находился на склонах Урала, лишь в Жигулевских воротах древнее русло великой реки примерно совпадало с нынешним. Версия об уральском происхождении Волги подтверждается современными геологическими исследованиями.

Младшую, самую любимую дочь Агидель Урал-батыр оставил при себе. Доверчивая и простая, баловница и шалунья — светлоглазая Агидель была его радостью и утешением. Она так и осталась жить в отцовском доме, за длинной стеной хребта Урал-тау. Живая вода из родника бессмертия перемешалась с ее водой, и река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлоглазой и юной, как и тысячелетия назад. А ее верховья — воздвигнутые природой великолепные королевские чертоги — привлекают туристов со всех концов страны. «Урал-батыр» (башк. Урал батыр) — башкирский народный эпос.

Река Белая названа так не случайно — вода в ней очень светлая, что особенно заметно при впадении в Каму. Здесь она не сразу смешивается с более темной, желтовато-бурой водой Камы. На расстоянии нескольких сот метров две реки текут разными по цвету потоками в одном русле.

Раньше, на старинных картах, Волгу рисовали не как сейчас, а по руслу Камы и далее по Белой. Возможно- тогдашние географические заблуждения, а возможно тому и были какие-то причины.

.

(кликабельно)

***
Урал был присоединен к Московской Руси окончательно в 16 веке, (но осваивался и ранее), южно-уральская Башкирия - еще позже.

Тюрки называют горы тау, а манси — нёр. У пришедших на Урал русских была тенденция назвать горную страну по-своему, они называли Урал - Камнем. “Ехать в Сибирь” у русских до 18 века звучало как “ходить за Камень”. Состязание двух топонимов (Камень и Урал) закончилось победой последнего.

.


Откуда пришли арии заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии, Малой Азии и Средиземноморья.

Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия , упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.


Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими .

До настоящего времени не предпринималось попытки воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям, разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих исследователей.

Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли арии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня, имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и алмазу.

Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.
Есть основания полагать, что распространение культуры микролитов происходило с Урала.
Попробуем наложить схему их распространения на современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские народы в настоящее время.

Если предположить, что расселение ариев происходило с Урала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и далее в Иран и Индию.

Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте. В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории современной Индии и Ирана.
Исследуя геологические, палеонтологические и астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники, один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851—1920 гг.) сделал вывод, что обитатели прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина в Ведах».

В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев — множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата, как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.

В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта . Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп арийских (индоиранских) племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и ремесла.
Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.

Возле Синташты расположен «Большой курган» — предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то это был грандиозный Храм.
Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают 4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том, что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.

По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).
Покинув свой народ, который не понял его, он отправился в странствия и с почтением принимался в других землях.

Зороастр создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.

Связь между античными культурами народов Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои, пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики, найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.
Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии (часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости Микенах — идентичны.

Путь племен из уральских степей, через Южную Украину до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном импульсе распространения, достигшем Урала.

Н.К.Рерих. «Зороастр»
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на территории Южного Урала.
В древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря».
Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен… То с востока прибой гремит, то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».
Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем… по берегу океана».
Он говорит здесь о Северном океане.
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.

Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)

Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.
Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.
А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В «Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:

Представление о Земле Геродота (V в. до н.э.)

«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди, на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».

Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.
Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир людей боги направили великие потоки.
К северу от Меру также простирается обширный океан, часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)

В зороастрийской литературе встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).
Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил — быстроконного Солнца, Луны и звезд.

И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой Хараити.
Отсюда берут начало великие земные реки.
Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем эти горные массивы находятся на севере.

Интересно сопоставление сведений о чудесной стране, содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.
«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».
«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот «счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом, была свободна от холодных и знойных ветров.

Во всех источниках это — благая страна небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.
При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи. Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями: «Сперва гора восстала, … Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).

Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами.
Возможно, здесь содержится указание на первые государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.

Если понимать эти священные горы древних не только в материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также первое Великое Духовное Учение нашей пятой или арийской расы и (или) место его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования, ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.
Множество сходных деталей и сюжетов в античной, древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции. Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как Уральский.

Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных греческих авторов:
Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы», Угимн III книги).

Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи. Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и многообразных контактах финно-угорских и арийских племен


Казахстан Казахстан Период образования Девон (410-360 млн лет назад) - Триас (251-199 млн лет назад) Площадь 781,1 тыс. км² Длина 2000 км Ширина 40-150 км Высочайшая вершина Народная Высшая точка 1895 м

Начиная с первой летописи - «Повести временных лет », относящейся к XI веку нашей эры, - русские называли Уральские горы Поясовым , Сибирским , или Большим Камнем , или же Земным Поясом .

Современная топонимика рассматривает две основные версии происхождения топонима «Урал» . Создатель мансийской версии происхождения названия Э. К. Гофман сравнивал название Урал с мансийским «ур» (гора). В XX веке эту теорию развили венгерские учёные - манс. ур ала (вершина горы), но, при кажущейся убедительности этой версии, сами манси называют Уральские горы Нёр (Камень) и никогда не применяли сочетание «ур ала» ни к Уралу в целом, ни к отдельным его вершинам . Вторая версия рассматривает заимствование топонима из башкирского языка или казахского языка . Действительно, из всех автохтонных народов Урала это название издревле существует только у таких тюркских народов как башкир и казахов , и поддерживается на уровне языка, легенд и традиций этого народа (эпос Урал-батыр). Другие коренные народы Урала (ханты , манси , коми , ненцы) имеют иные традиционные названия Уральских гор: коми Из , манс. Нёр , хант. Кев , нен. Нгарка Пэ .

Галерея

Геологическое строение

Уральские горы образовались в позднем палеозое в эпоху интенсивного горообразования (герцинская складчатость). Формирование горной системы Урала началось в позднем девоне (около 350 млн лет назад) и закончилось в триасе (около 200 млн лет назад).

Является составной частью Урало-Монгольского складчатого геосинклинального пояса. В пределах Урала на поверхность выходят деформированные и часто метаморфизованные горные породы преимущественно палеозойского возраста. Толщи осадочных и вулканических пород обычно сильно смяты, нарушены разрывами, но в целом образуют меридиональные полосы, обусловливающие линейность и зональность структур Урала. С запада на восток выделяются:

  • Предуральский краевой прогиб со сравнительно пологим залеганием осадочных толщ в западном борту и более сложным в восточном;
  • зона западного склона Урала с развитием интенсивно смятых и нарушенных надвигами осадочных толщ нижнего и среднего палеозоя;
  • Центральноуральское поднятие, где среди осадочных толщ палеозоя и верхнего докембрия местами выходят более древние кристаллические породы края Восточно-Европейской платформы;
  • система прогибов-синклинориев восточного склона (наиболее крупные - Магнитогорский и Тагильский), выполненных главным образом среднепалеозойскими вулканическими толщами и морскими, нередко глубоководными осадками, а также прорывающими их глубинными изверженными породами (габброидами, гранитоидами, реже щелочными интрузиями) - т. н. зеленокаменный пояс Урала;
  • Урало-Тобольский антиклинорий с выходами более древних метаморфических пород и широким развитием гранитоидов;
  • Восточно-Уральский синклинорий, во многом аналогичный Тагильско-Магнитогорскому.

В основании первых трёх зон по геофизическим данным уверенно прослеживается древний, раннедокембрийский, фундамент, сложенный преимущественно метаморфическими и магматическими породами и образованный в результате нескольких эпох складчатости. Самые древние, предположительно архейские, породы выходят на поверхность в Тараташском выступе на западном склоне Южного Урала. Доордовикские породы в фундаменте синклинориев восточного склона Урала неизвестны. Предполагается, что фундаментом палеозойских вулканогенных толщ синклинориев служат мощные пластины гипербазитов и габброидов, местами выходящих на поверхность в массивах Платиноносного пояса и других родственных ему поясов; эти пластины, возможно, представляют собой отторженцы древнего океанического ложа Уральской геосинклинали. На востоке, в Урало-Тобольском анти-клинории, выходы докембрийских пород довольно проблематичны.

Палеозойские отложения западного склона Урала представлены известняками, доломитами, песчаниками, образовавшимися в условиях преимущественно мелководных морей. Восточнее прерывистой полосой прослеживаются более глубоководные осадки континентального склона. Ещё восточнее, в пределах восточного склона Урала, разрез палеозоя (ордовик, силур) начинается изменёнными вулканитами базальтового состава и яшмами, сопоставимыми с породами дна современных океанов. Местами выше по разрезу залегают мощные, также изменённые спилит -натро-липаритовые толщи с месторождениями медноколчеданных руд. Более молодые отложения девона и отчасти силура представлены преимущественно андезито-базальтовыми, андезито-дацитовыми вулканитами и граувакками, отвечающими в развитии восточного склона Урала стадии, когда океаническая земная кора сменилась корой переходного типа. Каменноугольные отложения (известняки, грау-вакки, кислые и щелочные вулканиты), связаны с наиболее поздней, континентальной стадией развития восточного склона Урала. На этой же стадии внедрилась и основная масса палеозойских, существенно калиевых, гранитов Урала, образовавших пегматитовые жилы с редкими ценными минералами. В позднекаменноугольно-пермское время осадконакопление на восточном склоне Урала почти прекратилось и здесь сформировалось складчатое горное сооружение; на западном склоне в это время образовался Предуральский краевой прогиб, заполненный мощной (до 4-5 км) толщей обломочных пород, сносившихся с Урала, - молассой . Триасовые отложения сохранились в ряде впадин-грабенов, возникновению которых на севере и востоке Урала предшествовал базальтовый (трапповый) магматизм. Более молодые толщи мезозойских и кайнозойских отложений платформенного характера полого перекрывают складчатые структуры по периферии Урала.

Предполагается, что палеозойская структура Урала заложилась в позднем кембрии - ордовике в результате раскалывания позднедокембрийского континента и раздвижения его обломков, вследствие чего образовалась геосинклинальная впадина с корой и осадками океанического типа в её внутренней части. Впоследствии раздвижение сменилось сжатием и океаническая впадина начала постепенно закрываться и «зарастать» вновь формирующейся континентальной корой; соответственно менялся характер магматизма и осадконакопления. Современная структура Урала носит следы сильнейшего сжатия, сопровождавшегося сильным поперечным сокращением геосинклинальной впадины и образованием пологих чешуйчатых надвигов - шарьяжей .

Полезные ископаемые

Географические аспекты

По восточному подножью Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией .

Географически Уральские горы делятся на пять частей:

  • Центральный или Средний Урал ,

На севере продолжением Уральского хребта можно считать горную систему Пай-Хой , на юге - Мугоджары .

Вершины

Высочайшие вершины:

  • Пай-Хой - гора Мореиз (Вэсэй-Пэ) (423 м).
  • Полярный Урал - гора Пайер (1472 м над уровнем моря).
  • Приполярный Урал - гора Народная (1895 м), гора Манарага (1662 м).
  • Северный Урал - гора Тэлпозиз (1617 м).
  • Средний Урал - гора Конжаковский Камень (1539 м).
  • Южный Урал - гора Ямантау (1640 м).
  • Мугоджары - гора Боктыбай (567 м).

Озёра

Много озёр , известно озеро Таватуй (около 50 км к северу от Екатеринбурга), а также так называемые Челябинские озёра - несколько сотен крупных и мелких озёр, расположенных на севере Челябинской и частью на юго-востоке Свердловской областей. Некоторые из них (Увильды , Иртяш) имеют протяжённость более 10 км. К челябинским также относятся озёра Тургояк , Большие Касли и другие.

Реки

См. также

Напишите отзыв о статье "Уральские горы"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Малахов А. А. Как произошли Уральские горы / Обложка художника А. Ряудина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Свердловск: Свердловское областное государственное издательство, 1951. - 60 с. - 15 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • Урал (географич.) - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Уральские горы

«Ваше сиятельство, из вотчинного департамента пришли, от директора за приказаниями… Из консистории, из сената, из университета, из воспитательного дома, викарный прислал… спрашивает… О пожарной команде как прикажете? Из острога смотритель… из желтого дома смотритель…» – всю ночь, не переставая, докладывали графу.
На все эта вопросы граф давал короткие и сердитые ответы, показывавшие, что приказания его теперь не нужны, что все старательно подготовленное им дело теперь испорчено кем то и что этот кто то будет нести всю ответственность за все то, что произойдет теперь.
– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.
Растопчин чувствовал это, и это то раздражало его. Полицеймейстер, которого остановила толпа, вместе с адъютантом, который пришел доложить, что лошади готовы, вошли к графу. Оба были бледны, и полицеймейстер, передав об исполнении своего поручения, сообщил, что на дворе графа стояла огромная толпа народа, желавшая его видеть.
Растопчин, ни слова не отвечая, встал и быстрыми шагами направился в свою роскошную светлую гостиную, подошел к двери балкона, взялся за ручку, оставил ее и перешел к окну, из которого виднее была вся толпа. Высокий малый стоял в передних рядах и с строгим лицом, размахивая рукой, говорил что то. Окровавленный кузнец с мрачным видом стоял подле него. Сквозь закрытые окна слышен был гул голосов.
– Готов экипаж? – сказал Растопчин, отходя от окна.
– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.
Несколько секунд, пока молодой человек устанавливался на ступеньке, продолжалось молчание. Только в задних рядах сдавливающихся к одному месту людей слышались кряхтенье, стоны, толчки и топот переставляемых ног.
Растопчин, ожидая того, чтобы он остановился на указанном месте, хмурясь потирал рукою лицо.
– Ребята! – сказал Растопчин металлически звонким голосом, – этот человек, Верещагин – тот самый мерзавец, от которого погибла Москва.
Молодой человек в лисьем тулупчике стоял в покорной позе, сложив кисти рук вместе перед животом и немного согнувшись. Исхудалое, с безнадежным выражением, изуродованное бритою головой молодое лицо его было опущено вниз. При первых словах графа он медленно поднял голову и поглядел снизу на графа, как бы желая что то сказать ему или хоть встретить его взгляд. Но Растопчин не смотрел на него. На длинной тонкой шее молодого человека, как веревка, напружилась и посинела жила за ухом, и вдруг покраснело лицо.
Все глаза были устремлены на него. Он посмотрел на толпу, и, как бы обнадеженный тем выражением, которое он прочел на лицах людей, он печально и робко улыбнулся и, опять опустив голову, поправился ногами на ступеньке.
– Он изменил своему царю и отечеству, он передался Бонапарту, он один из всех русских осрамил имя русского, и от него погибает Москва, – говорил Растопчин ровным, резким голосом; но вдруг быстро взглянул вниз на Верещагина, продолжавшего стоять в той же покорной позе. Как будто взгляд этот взорвал его, он, подняв руку, закричал почти, обращаясь к народу: – Своим судом расправляйтесь с ним! отдаю его вам!
Народ молчал и только все теснее и теснее нажимал друг на друга. Держать друг друга, дышать в этой зараженной духоте, не иметь силы пошевелиться и ждать чего то неизвестного, непонятного и страшного становилось невыносимо. Люди, стоявшие в передних рядах, видевшие и слышавшие все то, что происходило перед ними, все с испуганно широко раскрытыми глазами и разинутыми ртами, напрягая все свои силы, удерживали на своих спинах напор задних.
– Бей его!.. Пускай погибнет изменник и не срамит имя русского! – закричал Растопчин. – Руби! Я приказываю! – Услыхав не слова, но гневные звуки голоса Растопчина, толпа застонала и надвинулась, но опять остановилась.
– Граф!.. – проговорил среди опять наступившей минутной тишины робкий и вместе театральный голос Верещагина. – Граф, один бог над нами… – сказал Верещагин, подняв голову, и опять налилась кровью толстая жила на его тонкой шее, и краска быстро выступила и сбежала с его лица. Он не договорил того, что хотел сказать.
– Руби его! Я приказываю!.. – прокричал Растопчин, вдруг побледнев так же, как Верещагин.
– Сабли вон! – крикнул офицер драгунам, сам вынимая саблю.
Другая еще сильнейшая волна взмыла по народу, и, добежав до передних рядов, волна эта сдвинула переднии, шатая, поднесла к самым ступеням крыльца. Высокий малый, с окаменелым выражением лица и с остановившейся поднятой рукой, стоял рядом с Верещагиным.
– Руби! – прошептал почти офицер драгунам, и один из солдат вдруг с исказившимся злобой лицом ударил Верещагина тупым палашом по голове.
«А!» – коротко и удивленно вскрикнул Верещагин, испуганно оглядываясь и как будто не понимая, зачем это было с ним сделано. Такой же стон удивления и ужаса пробежал по толпе.
«О господи!» – послышалось чье то печальное восклицание.
Но вслед за восклицанием удивления, вырвавшимся У Верещагина, он жалобно вскрикнул от боли, и этот крик погубил его. Та натянутая до высшей степени преграда человеческого чувства, которая держала еще толпу, прорвалось мгновенно. Преступление было начато, необходимо было довершить его. Жалобный стон упрека был заглушен грозным и гневным ревом толпы. Как последний седьмой вал, разбивающий корабли, взмыла из задних рядов эта последняя неудержимая волна, донеслась до передних, сбила их и поглотила все. Ударивший драгун хотел повторить свой удар. Верещагин с криком ужаса, заслонясь руками, бросился к народу. Высокий малый, на которого он наткнулся, вцепился руками в тонкую шею Верещагина и с диким криком, с ним вместе, упал под ноги навалившегося ревущего народа.
Одни били и рвали Верещагина, другие высокого малого. И крики задавленных людей и тех, которые старались спасти высокого малого, только возбуждали ярость толпы. Долго драгуны не могли освободить окровавленного, до полусмерти избитого фабричного. И долго, несмотря на всю горячечную поспешность, с которою толпа старалась довершить раз начатое дело, те люди, которые били, душили и рвали Верещагина, не могли убить его; но толпа давила их со всех сторон, с ними в середине, как одна масса, колыхалась из стороны в сторону и не давала им возможности ни добить, ни бросить его.
«Топором то бей, что ли?.. задавили… Изменщик, Христа продал!.. жив… живущ… по делам вору мука. Запором то!.. Али жив?»
Только когда уже перестала бороться жертва и вскрики ее заменились равномерным протяжным хрипеньем, толпа стала торопливо перемещаться около лежащего, окровавленного трупа. Каждый подходил, взглядывал на то, что было сделано, и с ужасом, упреком и удивлением теснился назад.
«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.

Уральские горы - уникальный для нашей страны природный объект. Наверное, не стоит задумываться, чтобы ответить на вопрос почему. Уральские горы - единственная горная цепь, которая пересекает Россию с севера на юг, является границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями (макрорегионами) нашей страны - Европейской и Азиатской.

Географическое положение Уральских гор

Уральские горы протянулись с севера на юг, преимущественно вдоль 60-го меридиана. На севере они изгибаются в направлении на северо-восток, к полуострову Ямал, на юге - поворачивают к юго-западу. Одной из их особенностей является то, что горная территория расширяется по мере продвижения с севера на юг (это хорошо видно на карте справа). На самом юге, в районе Оренбургской области , Уральские горы соединяются с расположенными рядом возвышениями, такими как Общий Сырт.

Как бы то ни казалось странным, точную геологическую границу Уральских гор (следовательно, и точную географическую границу между Европой и Азией) до сих пор не могут точно определить.

Уральские горы условно делят на пять областей: Полярный Урал , Приполярный Урал , Северный Урал , Средний Урал и Южный Урал .

В той или иной степени часть Уральских гор захватывают следующие регионы (с севера на юг): Архангельская область, республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Пермский край, Свердловская область, Челябинская область, республика Башкортостан, Оренбургская область, а также часть Казахстана.

Происхождение Уральских гор

Уральские горы имеют длинную и сложную историю. Она начинается ещё в протерозойскую эру - настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. Примерно 3,5 миллиарда лет назад на месте будущих гор произошёл разрыв земной коры, который вскоре достиг глубины более десяти километров. В течение почти двух миллиардов лет этот разлом расширялся, так что примерно 430 миллионов лет назад образовался целый океан, шириной до тысячи километров. Однако вскоре после этого началось сближение литосферных плит; океан сравнительно быстро исчез, а на его месте образовались горы. Произошло это около 300 миллионов лет назад - это соответствует эпохе так называемой герцинской складчатости.

Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал - примерно на 300-400 метров.

В настоящее время Уральские горы стабилизировались - крупных движений земной коры здесь не наблюдается. Тем не менее, они и по сей день напоминают людям о своей активной истории: время от времени здесь случаются землетрясения , причём весьма крупные (самое сильное имело амплитуду 7 баллов и было зарегистрировано не так уж и давно - в 1914 году).

Особенности строения и рельефа Урала

С геологической точки зрения , Уральские горы очень сложно устроены. Они образованы породами самых разных типов и возрастов. Во многом особенности внутреннего строения Урала связаны с его историей, например до сих пор сохраняются следы глубинных разломов и даже участки океанической коры.

Уральские горы средние и низкие по высоте, наивысшая точка - гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. В профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 400-500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.

Вид Главного Уральского хребта на территории Пермского края. Автор фотографии - Юлия Вандышева

Можно сказать, что Уральским горам «не повезло» в отношении высоты: они образовались в один период с Алтаем, но впоследствии испытывали куда менее сильные поднятия. Результат - наивысшая точка Алтая, гора Белуха, достигает четырёх с половиной километров, а Уральские горы более чем в два раза ниже. Впрочем, такое «возвышенное» положение Алтая обернулось опасностью землетрясений - Урал в этом отношении куда более безопасен для жизни.

Типичная растительность пояса горных тундр в Уральских горах. Снимок сделан на склоне горы Гумбольдта (Главный Уральский хребет, Северный Урал) на высоте 1310 метров. Автор фотографии - Наталья Шмаенкова

Долгая, непрерывная борьба вулканических сил против сил ветра и вод (в географии первые называют эндогенными, а вторые - экзогенными) создала на Урале огромное количество уникальных природных достопримечательностей : скал, пещер и многих других.

Урал также известен благодаря огромным запасам полезных ископаемых всех типов. Это, в первую очередь, железных, медных, никелевых, марганцовых и многих других видов руд, строительных материалов. Качканарское месторождение железа - одно из крупнейших в стране. Хотя содержание металла в руде невелико, она содержит редкие, но очень ценные металлы - марганец, ванадий.

На севере, в Печорском каменноугольном бассейне, добывают каменный уголь . Есть в нашем крае и благородные металлы - золото, серебро, платина. Несомненно, широко известны уральские драгоценные и полудрагоценные камни: изумруды, добывавшиеся близ Екатеринбурга, алмазы, самоцветы Мурзинской полосы, и, конечно же, уральский малахит.

К сожалению, многие ценные старые месторождения уже выработаны. «Магнитные горы», содержащие большие запасы железной руды, превращены в карьеры, а запасы малахита сохранились разве что в музеях да в виде отдельных включений на месте старых разработок - найти сейчас даже трёхсоткилограммовый монолит вряд ли возможно. Тем не менее, эти полезные ископаемые во многом обеспечили экономическое могущество и славу Урала на века.

Текст © Павел Сёмин, 2011
сайт

Фильм об Уральских горах:



Статьи по теме: