Кто такой виталий калоев и его трагедия. Кто такой Виталий Калоев, по мотивам истории которого сняли фильм «Последствия. По поводу нового фильма вы с ним общались

Реклама

Виталий Калоев, казалось бы, обычный человек, советский архитектор и строитель. Но событие, произошедшее 1 июля 2002 года, в корне поменяло жизнь мужчины, полностью лишив ее смысла.

В авиакатастрофе Виталий Константинович потерял жену и двух детей. Убитый горем отец и любящий муж решил наказать виновного в произошедшей трагедии диспетчераПетера Нильсена. Эта история приобрела мировой масштаб: о поступке Виталия говорят не только в России, но и в других странах.

Бывший архитектор из Владикавказа, потерявший всю семью в авиакатастрофе и позднее осужденный за убийство диспетчера швейцарской авиакомпании, женился во второй раз.

Виталий Калоев, сегодня, новая семья: о личном

По воспоминаниям Юрия, брата Виталия, со свадьбой младший Калоев не торопился. Константин Камболатович мечтал о женитьбе сына и даже вырастил четырех быков в качестве подарка на праздник, но Виталий сначала хотел встать на ноги, а потом заводить семью, чтобы обеспечить жену и детей.

С будущей невестой Светланой Гагиевской Калоев познакомился в банке, где та работала директором.

В 1991 году, зимой, влюбленные поженились, в семье Калоевых было масштабное торжество: наконец-то Виталий женился, да еще и невеста понравилась родственникам. У пары родились двое детей: сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998-м.

Семья Калоевых жила дружно, у мужчины сохранились домашние съемки со счастливыми временами, когда все улыбались.

Виталий Калоев, сегодня, новая семья: когда, что произошло?

Первая жена Калоева и двое их общих детей погибли в 2002 году в авиакатастрофе. Два самолета столкнулись над Боденским озером на границе Швейцарии, Германии и Австрии.

Самолет летел в Барселону, почти все пассажиры на борту – дети, которые получили бесплатные путевки в Испанию от государства за хорошую учебу и победы на олимпиадах. Поэтому компания решила распродать оставшиеся восемь мест: на борту самолета был 71 человек.

Авиалайнер пролетал над Германией ближе к ночи, управлением воздушными рейсами занималась частная швейцарская компания Skyguide. В момент трагедии в диспетчерской работали 2 человека, один из которых отлучился на перерыв. 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.

В диспетчерской была отключена часть оборудования, а также не работала телефонная связь. Петер Нильсен поздно заметил, что «Боинг», который летел в Брюссель, находится на одном эшелоне с самолетом Ту-154 «Башкирских авиалиний». Петер попытался исправить ситуацию и давал команды рейсу 2937 снижаться. В то же время электронная автоматическая система TCAS дала такую же команду на снижение «Боингу».

Пилоты рейса 611 пытались сообщить Нильсену, что они выполнили команду TCAS, однако авиадиспетчер давал инструкцию другому экипажу и прослушал сообщение команды «Боинга».

Самолеты столкнулись под прямым углом над Боденским озером, неподалеку от городка Иберлинген в Германии 1 июля 2002 года в 21:35. Погибли все люди, находящиеся на борту обоих экипажей.

В 2004 году Виталий Калоев убил диспетчера авиакомпании «Скайгайд» Питера Нильсена, которого он считал виновным в авиакатастрофе.

Сам Калоев фактически признал свою вину. Суд приговорил россиянина к 8 годам заключения, но в ноябре 2007 года Калоева освободили досрочно.

Виталий Калоев, сегодня, новая семья: после трагедии

После того как произошло столкновение двух самолетов, начались судебные процессы между авиакомпаниями.

«Башкирские авиалинии» подали иск на Федеративную Республику Германия за то, что они пользуются услугами иностранных коммерческих организаций, и на Skyguide за халатность сотрудников и неисправность оборудования.

Во время расследования Петер Нильсен не был уволен и по-прежнему продолжал выполнять свои рабочие обязанности.

Winterthur, страховщик швейцарской авиафирмы, выплатили родственникам погибших компенсацию в размере $150 тысяч.

После случившегося Виталий Калоев утратил смысл жизни, заключавшийся в семье. Практически каждый день убитый горем отец проводил на кладбище. Работа потеряла для него значение.

Единственное, в чем Виталий видел для себя цель – это обычные человеческие извинения и признание своей вины Петером Нильсеном, который, по мнению мужчины, виноват в произошедшей трагедии. Диспетчер отделался только штрафом и продолжал работать в Skyguide, живя нормальной жизнью с женой и маленькими детьми.

Летом 2003 года Виталий приехал в компанию «Скайгайд» в поисках справедливости. Мужчина надеялся дождаться извинений за сломанную жизнь. По воспоминаниям директора швейцарской организации Аллена Росьера, Виталий вел себя возбужденно, постоянно спрашивая у диспетчеров, виноват ли в случившемся Нильсен. Также он добивался встречи с Петером, который работал в тот день, но получил отказ.

24 февраля 2004 года Нильсен скончался от 12 ножевых ранений на пороге собственного дома в присутствии своих родных. Калоев не признавался в содеянном, но и не отрицал своей вины, потому что из-за помутнения рассудка не помнит, что произошло в тот день.

Швейцарский суд приговорил Калоева к 8 годам лишения свободы, доказав, что тот убил диспетчера. Когда Виталий Константинович отбывал срок, на его имя в тюрьму прибывали письма со всего мира от неизвестных людей, которые выражали соболезнования заключенному. Посланий было так много, что их считали на вес. За 2 года накопилось порядка 20 кг писем, которые архитектор забрал после освобождения.

Осенью 2008 года Виталий был выпущен досрочно за примерное поведение. В России этого человека встречали как настоящего героя. Калоев признается: ему было приятно, что его поддерживали сотни людей, но сам он себя героем не считает и не хочет, чтобы его жалели.

В российском кино не смогли пройти мимо истории Виталия Калоева. Сарик Андреасян стал режиссером драмы «Непрощенный», в которой главного героя представил на экране Дмитрий Нагиев. Премьера состоялась 27 сентября 2018 года. Сам исполнитель главной роли считает эту работу лучшей в своей творческой карьере.

Виталий Калоев, сегодня, новая семья: новая семья

После освобождения Виталий сумел наладить личную жизнь.

Мужчина обрел новую любовь и в 2012 году женился во второй раз. Его супругой стала Ирина Дзарасова, инженер ОАО «Севкавказэнерго». На свадьбе присутствовали только близкие молодоженов.

Сейчас Калоев и его супруга живут в том доме, который Виталий построил для первой семьи. Это большое здание со множеством комнат, лепниной выполнено в национальной стилистике. Архитектор возводил особняк с надеждой, что здесь будут жить его дети и внуки.

О том, что он снова женился, Калоев не скрывал, но и широко об этом не распространялся.

Виталий Калоев сообщил, что его новую супругу зовут Ирина и что свадьба прошла по осетинскому обряду.

«Если осетинская свадьба была, то все. А загс - это бумажка какая-то. Идешь, ставишь штамп и все. У нас на свадьбе же все родственники собираются. Все уже знают. Это для нас загс… На колени не вставал. Сказал, что хочу создать семью. Ты хочешь или нет? По-простому».

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Пятнадцать лет прошло с того момента, когда произошла трагедия в небе над Германией. Авиакатастрофа 2002 над Боденским озером унесла жизни 71 одного человека, большая часть которых были детьми.

Авиакатастрофа

Авиакатастрофа произошла в 2002 году в ночь с первого на второе июля в районе Боденского озера в небе над Германией. Столкновение двух самолетов унесло жизни 19 взрослых и 52 детей. Практически все пострадавшие - это пассажиры российского авиалайнера Ту-154м, на котором дети летели на отдых в Испанию. Самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии», он выполнял чартерный рейс из Москвы в Испанию (Барселона).

Второй борт, участвовавший в столкновении, Boeing-757 международной компании по авиаперевозкам HDL, следовал из Италии (Бергамо) в Бельгию (Брюссель). На борту Ту-154М находились 57 пассажиров, из которых лишь пятеро - взрослые, а 52 человека - дети, а также 12 членов экипажа.

Пассажиры самолета

Среди погибших в авиакатастрофе 2002 над Боденским озером оказалось много детей. Связано это с тем, что они летели на отдых в Испанию. Талантливых учеников премировали поездкой за высокие достижения в учебе. Комитет по делам ЮНЕСКО предоставил путевки для башкирских детей.

Случайные события

Уже после столкновения над Боденским озером было выяснено, что событию предшествовала целая череда роковых случайностей, на которые можно было бы и не обратить внимания, не случись беды. Башкирские дети вообще не должны были лететь той ночью. По случайности сопровождавшие взрослые привезли их не в тот аэропорт. Вместо Домодедово, откуда вылетал их самолет в Барселону, они оказались в Шереметьево. Естественно, свой рейс они пропустили.

Многие школьники, которые отправлялись на отдых, были детьми высокопоставленных чиновников. Так, например, на борту находилась пятнадцатилетняя дочь главы администрации при президенте Башкирии Лейсан Гимаева.

Если бы в группе находились дети из обычных семей, то наверняка они бы просто отправились домой, опоздав на самолет. Школьники, конечно, были бы разочарованы, но зато остались бы живы.

Однако события развивались совсем по другому сценарию. Влиятельные родители приняли решение послать в Москву самолет «Башкирских авиалиний», который чартерным рейсом смог бы переправить детей в Испанию. Главой экипажа авиалайнера был Александр Гросс, который ранее уже летал в Барселону и прекрасно знал маршрут.

После посадки школьников на самолет выяснилось, что в наличии имеется еще несколько свободных мест. Молниеносно было принято решение реализовать эти семь билетов. Так постепенно количество будущих жертв увеличивалось.

Четыре билета приобрело семейство Шисловских из Беларуси, которые опоздали на свой рейс, а потому были вынужден лететь другим. Еще три билета достались жительнице Северной Осетии Светлане Калоевой с двумя детьми, которая летела к мужу Виталию, работавшему по контракту в Испании. После столкновения над Боденским озером имена случайных пассажиров были выяснены не сразу.

Как все было...

В роковую ночь перед авиакатастрофой над Боденским озером оба столкнувшихся впоследствии лайнера находились в небе над самой Германией, но по каким-то причинам руководство их движением было передано швейцарской фирме «Скайнайд», находящейся в Цюрихе. В данном центре полетов, как правило, по ночам работало лишь три человека: ассистент и два диспетчера. Однако именно в эту страшную ночь дежурил только один человек. Это был Питер Нильсен, который вынужден был сразу отслеживать два терминала.

Когда диспетчер заметил неладное, лайнеры уже находились на одной линии на расстоянии 36 000 футов, а это означало, что до столкновения оставались лишь секунды. По каким причинам дежурный так поздно обнаружил проблему, неизвестно, но авиакатастрофа над Боденским озером уже была практически неизбежна. Однако и в этой ситуации можно было попытаться что-то сделать, чтобы спасти ситуацию. Но, к сожалению, Питер Нельсон сделал все совершенно неверно. То ли он оказался не готов к подобным экстренным ситуациям, то ли просто растерялся… Но его ошибочные команды привели к гибели множества людей.

Ошибочные команды диспетчера

Когда Питер Нельсон понял, что курсы лайнеров пересекаются, и они неумолимо сближаются друг с другом, он попытался исправить ситуацию. А потому дал команду российскому самолету пойти на снижение. Стоит отметить, что в этот момент экипаж уже и сам заметил приближение другого борта с левой стороны. Пилоты были готовы выполнить маневр для того, чтобы благополучно разойтись.

Однако после команды наземного диспетчера на борту российского самолета сработала автоматическая система TCAS, которая предупреждает об опасности сближения. Так вот, она проинформировала о необходимости набора высоты.

В это же самое время и на "Боинге" сработала идентичная система, предложившая пилотам набрать высоту. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, если бы на обоих самолетах выполнили эти команды. Второй пилот российского лайнера сразу заметил несоответствие команд диспетчера и TCAS, о чем тут же сообщил остальным членам команды. Но получил ответ, что будут выполнены наземные команды. Тем более что указание снижаться было получено повторно.

Чья ошибка стала причиной трагедии?

Сложно винить пилотов в авиакатастрофе над Боденским озером, ведь они следовали командам с земли, как и предписывает инструкция. Позднее следствие установит причину катастрофы - несвоевременная команда диспетчера Питера Нильсена. Он предоставил ошибочную информацию русским пилотам о том, что справа от них находится борт. Расшифровка черных ящиков показала, что команда была просто введена в заблуждение. Пилоты, полагаясь на диспетчера, посчитали, что справа от них находится еще один самолет, который не обнаружила система TCAS, ведь не секрет, что наземные установки дают более точные данные, а бортовые приборы в силу каких-то причин могут выходить из строя.

Учитывая, что на принятие важных решений у пилотов имеются всего доли секунды, и замешательство в таких ситуациях равносильно гибели, команда выполнила указания наземного дежурного. Остается загадкой, почему ни один из пилотов не сообщил Питеру Нильсену о том, что его команда противоречит сообщениям автоматической системы безопасности. Возможно, на это просто не хватило времени.

Столкновение самолетов

После команды диспетчера авиакатастрофы над Боденским озером было не избежать. Оба лайнера шли на снижение. Российский борт при этом выполнял команду Питера Нильсена, а "Боинг" работал по инструкции системы TCAS. Обе команды сообщили о своих действиях наземному диспетчеру, однако Питер Нильсен не услышал одну из команд, поскольку они обе одновременно выходили на связь на разных частотах. А будь в это время в диспетчерской несколько дежурных, как это и должно быть, информация была бы услышана вовремя.

В последние секунды перед авиакатастрофой над Боденским озером пилоты двух самолетов, как могли, пытались уйти от столкновения, отклонив штурвалы. Однако их попытки были тщетными. Столкновение лайнеров произошло практически под прямым углом. Грузовой самолет HDL врезался в российский, из-за чего Ту-154М раскололся пополам на десятикилометровой высоте. Обломки лайнера при падении развалились на четыре части, разлетевшись в окрестностях городка Иберлинген. А остатки "Боинга" были обнаружены в семи километрах от российского лайнера.

Расследование авиакатастрофы

Трагедия над Боденским озером стала причиной долгих расследований. Поскольку катастрофа произошла над Германией, то расследованием занималось немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссией были даны лишь спустя два года.

В отчете были представлены следующие причины, по которым произошла авиакатастрофа над Боденским озером с участием Ту-154 и "Боинга":

  1. Авиадиспетчер не сумел вовремя правильно обеспечить эшелонирование лайнеров.
  2. Инструкция относительно снижения была дана слишком поздно.

Впоследствии с летчиков были сняты все обвинения.

В ходе расследования был выяснен еще ряд обстоятельств. Как оказалось, аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение о сближении лайнеров центра управления полетами были отключены по непонятным причинам. Также не работали и резервные телефонные линии. Более ответственный диспетчер из города Карлсруэ в Германии заметил сближение самолетов и многократно пытался дозвониться на пункт, где дежурил Нильсен, но все попытки были безуспешны.

Сразу после катастрофы Питера Нилсена отстранили от работы до выяснения причин и обстоятельств трагедии. Что касается компании «Скайгайд», то в ее отношении следственные органы организовали уголовное расследование.

Итоги катастрофы

Сразу после авиакатастрофы фирма «Скайгайд» обвинила в произошедших событиях пилотов российского лайнера. По их словам, экипаж неверно выполнял команды, поскольку не понимал указания диспетчера на английском языке. Только в 2004 году Федеральное ведомство Германии опубликовало официальное заключение итогов расследования. Согласно заключению, в столкновении виновен диспетчер из компании «Скайгайд». Только после публикации итогов расследования фирма признала свою вину. Только через два года директор компании удосужился принести извинения семьям тех, кто погиб в ту страшную ночь. А 19 мая 2004 года Йозеф Дайсс (президент Швеции) отправил Владимиру Путину официальный документ с извинениями за произошедшее.

И лишь в декабре 2006 года Ален Россье ушел в отставку с должности директора компании «Скайгайд».

А в сентябре 2007 года суд швейцарского городка Бюлах вынес обвинительный приговор четырем сотрудникам «Скайгайда», виновным в халатном отношении к своим обязанностям, приведшем к трагедии. В общей сложности перед судом предстало восемь человек, работавших в швейцарской компании. Обвиняемые отказались признавать свою вину, переложив всю ответственность на уже умершего на тот момент Питера Нильсена. И все же четверо менеджеров были признаны судом виновными в непредумышленном убийстве.

Всем им были определены разные наказания. Троим работникам дали лишь условные сроки заключения, а одному - только штраф.

Последствия катастрофы 2002 года

После падения самолетов череда неприятностей не закончилась. Убитые горем родственники не выдерживали свалившихся на них испытаний, часть семей после трагедии распалась. Очень много жизней унесла трагедия. Список погибших в катастрофе над Боденским озером изначально состоял из фамилий 52 детей и 19 взрослых. Однако 24 февраля 2004 года списки дополнила еще одна фамилия - Нильсена.

Тот самый диспетчер, по вине которого произошла раковая ошибка, был убит Калоевым Виталием, дети и жена которого случайно стали пассажирами злополучного рейса. Суд рассматривал дело в течение года. И в октябре 2005 года признал вину Калоева, приговорив его к восьми годам тюремного заключения. Однако, учитывая тяжелое психическое состояние мужчины, а также все обстоятельства дела, срок впоследствии был уменьшен до пяти лет. Через три года Калоева освободили за примерное поведение, после чего он вернулся в Северную Осетию.

Мемориал памяти погибшим

На месте трагедии в 2004 году был установлен мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером - разорванная нить жемчуга символизирует разлетевшиеся обломки самолета. Идеей для создания такого памятника послужило жемчужное ожерелье девочки Дианы (дочери того самого Калоева), найденное на месте трагедии.

Практически все жертвы катастрофы были похоронены на Южном кладбище в Уфе. Их могилы расположили в соответствии с тем, как люди сидели в самолете.

Немое напоминание

Еще один мемориал напоминает о той трагедии. В Цюрихе в 2006 году, рядом со зданием фирмы «Скайгайд», был установлен памятник из камня и стекла в виде спирали, по которой расположены 72 свечи, символизирующих 71 жертву катастрофы и одного диспетчера.

Фильм о катастрофе

Жуткая трагедия и дальнейшие ее последствия, а также поступок Виталия Калоева легли в основу фильма «Последствия», снятого в США. Конечно, многое в нем было изменено и действие перенесено в Америку, но именно авиакатастрофа 2002 года послужила основанием для съемок. Главного героя фильма сыграл Арнольд Шварценеггер. Его зовут Роман Мельник, он давно живет и работает в США. И вот к нему наконец-то летят беременная жена и дочь. Именно поэтому на могиле будет установлен памятник троим… Как и в реальной истории, Мельник сам находит бусы своей дочери и ее тело. А также сходит с ума в поисках виновных в трагедии. Компания, чей диспетчер стал причиной катастрофы, предлагает ему отступные, но он не понимает, почему виновник аварии до сих пор на свободе. Мельник отправляется к диспетчеру домой с ножом и все происходит по тому же сценарию, что и в реальной жизни. Лишь некоторые детали изменены режиссером, который сумел на экране передать неимоверные переживания главного героя.

Самолёт «Башкирских авиалиний» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинством пассажиров Ту-154 были дети, которые направлялись в Испанию на отдых. Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО предоставил им путёвки в качестве поощрения за высокие достижения в учёбе. Грузовой Boeing 757-200PF совершал рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель (Бельгия) с промежуточной посадкой в Бергамо (Италия). В результате столкновения погиб 71 человек: члены экипажей обоих самолётов и все пассажиры Ту-154.

Роковые секунды

Российский самолёт вылетел из Москвы в 18:48, грузовой лайнер из Бергамо — в 21:06.

На момент катастрофы оба воздушных судна находились над территорией Германии, но движением лайнеров в небе управляли диспетчеры частной швейцарской компании Skyguide. В ночь трагедии в Цюрихе дежурили два авиадиспетчера. За несколько минут до столкновения самолётов один из операторов ушёл на перерыв. Поэтому работать одновременно за двумя пультами пришлось 34-летнему диспетчеру Питеру Нильсену.

Как выяснилось в ходе следствия, часть оборудования диспетчерской — основная аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение персонала об опасном сближении лайнеров — была отключена. Это и стало причиной трагедии: Нильсен слишком поздно подал российским пилотам сигнал о снижении.

  • Швейцарские диспетчеры воздушного движения контролируют полеты в аэропорту Цюриха 2 июля 2002 года
  • Reuters

Два самолёта двигались перпендикулярно друг другу на одном эшелоне FL360. До их столкновения оставалось меньше минуты, когда диспетчер заметил опасное сближение. Он передал команду российскому судну на снижение, и пилоты тотчас же приступили к выполнению его указания. Но в этот момент в кабинах обоих самолётов сработала автоматическая система предупреждения об опасном сближении (TCAS). Автоматика дала команду пассажирскому лайнеру немедленно набирать высоту, а грузовому — снижаться. Однако российские пилоты продолжили выполнять указания диспетчера.

Но грузовой борт тоже снижался, следуя командам TCAS. Пилоты сообщили об этом Нильсену, однако он этого не услышал.

В последние секунды перед трагедией экипажи заметили друг друга и попытались избежать катастрофы, но было уже слишком поздно. В 21:35 рейсы 2937 и 611 столкнулись практически под прямым углом на высоте 10 634 метра.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского Ту-154. От удара самолёт развалился в воздухе на четыре части. Грузовой лайнер потерял управление и упал на землю в 7 км от российского Ту-154.

Суд отца и мужа

К июлю 2002 года российский архитектор Виталий Калоев уже два года работал в Испании. Он закончил объект под Барселоной, сдал его заказчику и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Его жена с детьми к тому моменту была уже в Москве, но возникла проблема с покупкой билетов. И тут ей предложили «горящие» — на тот самый рейс «Башкирских авиалиний».

Узнав о случившемся, Виталий Калоев сразу же вылетел из Барселоны в Цюрих, а затем в Юберлинген, где произошла катастрофа.

Ответственность за случившееся тогда не взял на себя никто — никто не попросил прощения у безутешных родителей. Суды тянулись годами и не приводили ни к какому результату. Диспетчер, допустивший столкновение двух самолётов, тоже отказывался признать свою вину.

  • Виталий Калоев подходит к могиле своей семьи

Через полтора года после трагедии Виталий Калоев решил встретиться с Питером Нильсеном. Он узнал его адрес и приехал к нему домой. Калоев не говорил по-немецки, поэтому когда Нильсен открыл дверь, он протянул ему фотографии с телами его детей, и произнес по-испански только одно слово: «Посмотри». Но вместо извинений Нильсен ударил его по руке, выбив фотографии. Что было дальше Виталий Калоев, по его словам, не помнит — слёзы брызнули из глаз, сознание отключилось. Позднее следователи насчитали на теле Нильсена 12 ножевых ранений.

Швейцарский суд признал Виталия Калоева виновным в убийстве и приговорил его к восьми годам лишения свободы, но через два года мужчину отпустили за примерное поведение, и он вернулся в Осетию.

Эта история получила широкий резонанс. Обсуждая случившееся, общество разделилось на два лагеря: тех, кто понимает, почему семьянин, человек, ранее никогда не нарушавший закон, мог совершить подобное, и тех, кто осуждает поступок Калоева.

Ксения Каспари — автор книги «Столкновение. Откровенная история Виталия Калоева» — в беседе с RT рассказала, что она провела достаточное количество времени с Виталием Калоевым и увидела в нём человека «очень интеллигентного, доброго, адекватного и образованного».

Каспари отметила, что Калоев, в отличие от других родственников погибших, своими глазами видел место трагедии и тела своих родных. В силу этого ему психологически было тяжелее, чем остальным.

  • Ксения Каспари – автор книги о Калоеве
  • Издательство "Эксмо"

«Родственники погибших детей прилетели, возложили венки, сдали ДНК-тесты, улетели и получили запечатанные цинковые гробы. А Калоев, пусть и не участвовал непосредственно в поисках, но на второй день ему показали фотографии уже найденных тел, и на одном из первых снимков он увидел свою дочь. Её нашли в числе первых, она упала на дерево и выглядела практически неповреждённой. Он её опознал», — рассказала Каспари RT.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», — говорит Ксения Каспари.

В 2017 году на экраны вышел американский фильм «Последствия», в основу сюжета которого легла реальная история осетинского архитектора. Роль Виталия Калоева сыграл Арнольд Шварценеггер.

В разговоре с RT Ксения Каспари упомянула о том, что катастрофе над Боденским озером предшествовал целый ряд случайных обстоятельств.

Лучшие школьники Уфы летели на каникулы в Испанию через столицу. Но сначала у них возникли проблемы с визами, потом детей по ошибке отвезли в аэропорт Шереметьево, хотя вылет был из Домодедова. Самолёт улетел без них. Тогда группе школьников выделили новый рейс, но когда лайнер уже выкатился на взлётно-посадочную полосу, выяснилось, что на борт не загрузили еду. Пришлось вернуться в аэропорт и потратить ещё некоторое время на загрузку контейнеров с питанием.

В то же время жена и дети Калоева, у которых также были билеты на роковой рейс, опоздали на посадку, но их всё равно зарегистрировали.

«Как будто какая-то неведомая рука вела к трагедии. Чтобы развести самолёты не хватило нескольких секунд — минуты, которые ушли на все эти детали, оказались судьбоносными», — отметила Каспари.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

  • Reuters

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году. Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал.

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

«В авиации нет случаев, когда можно однозначно ответить на вопрос: «Кто виноват?» Трагедии всегда предшествует многообразие причин — целая череда событий и людей», — говорит Постников.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед., Самвел Мужикян. Премьера в России назначена на 27 сентября 2018 года.

Трейлер фильма «Непрощенный»

Память

  • 2009 – «Полет в ночи – Несчастье под Юберлингеном» (совместный немецко-швейцарский фильм)
  • 2017 – «Последствия» (режиссер Эллиотт Лестер, продюсер Даррен Аронофски)
  • 2018 – «Непрощенный» (режиссер )
  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф


Статьи по теме: