Изъятие церковной собственности в пользу государства. Церковная реформа Петра I. Святейший Синод. Секуляризация церковных земель. Причины и подготовка реформы

Последний важный аспект внутренней политики, который необходимо затронуть, касается церкви в период дворцовых переворотов.

В истории церкви рассматриваемых десятилетий протекало два внешне не схожих, но органически связанных между собой процессов, завершившихся превращением церкви в безропотную служанку государства. Один из них затронул материальные условия жизни духовенства, поставивший его в зависимость от светской власти. Так была проведена, хотя и не окончательно, секуляризация владений черного и белого духовенства. Другой процесс протекал в духовной сфере и сопровождался бесплодными попытками части духовенства восстановить порядки, существовавшие до проведения церковной реформы Петра I, нацеленной на возрождение патриаршества.

Частичную секуляризацию церковных владений Петр осуществил еще в 1701 году, но два десятилетия спустя вернул вотчины в полное распоряжение духовенства. Однако секуляризационный процесс приобрёл столь явные черты необратимости, что уже при Екатерине I было решено реформировать Синод, разделив его на два департамента, по 6 персон в каждом. Первый, состоявший из духовных иерархов, должен был ведать чисто церковными делами. Второму, укомплектованному светскими чиновниками, поручалось управлять вотчинами черного и белого духовенства. Мера эта мотивировалась стремлением облегчить заботы духовенства, которому поручалось попечение лишь о духовных делах. Позже, второй департамент получил наименование “Коллегии экономии” и в 1738 году был передан из синода в ведомство Сената. До завершения секуляризации оставался один шаг, и Анна Иоанновна готова была его сделать. Однако, как часто бывает в истории, вмешался случай. Инициатор реформы, Платон Иванович Мусин-Пушкин, оказался причастен к делу Волынского, о котором говорилось, и попал в немилость. А сама императрица, наложившая на него резолюцию “учинить по сему представлению” через полгода вообще умерла. Синоду после смерти Анны Иоанновны, удалось добиться ликвидации Коллегии экономии и создания после нее Канцелярии синодального экономического правления, полностью ему подчинявшейся.

Казалось бы, судьба церковных вотчин в правление набожной Елизаветы Петровны должна была находиться в полной безопасности, но даже она не могла противиться властному веянию времени, и в 1757 году передала управление вотчинами из рук монастырских служек в руки штаб и обер-офицеров, которым было велено составить опись монастырского имущества, а также обстоятельный перечень крестьянских повинностей. Однако секуляризация не была проведена. Синод и монастырские власти всячески саботировали деятельность офицеров, а сама Елизавета Петровна не проявила настойчивости, заявив согласно молве, что “как хотят после моей смерти, а я не подпишу”. И все же деятельность офицеров оказала влияние на секуляризацию земель. Духовенство убедилось, что взятие у него земель неизбежно, и поэтому принялось хищнически эксплуатировать крестьян. Крестьяне же ответили неповиновением монастырской администрации отказом выполнять повинности.

Упорное сопротивление крестьян многих монастырей еще больше ускорило секуляризацию церковных земель. Указ о полной секуляризации церковных земель был подписан Петром III 21 марта 1762 года. Сделал он это с необычайной легкостью. Во-первых, потому, что секуляризация долго вызревала и плоду осталось, как говорится, только упасть. Во-вторых, Петра не одолевали, подобно Елизавете Петровне, сомнения и он не был обременен ни глубокой верой, ни чувством уважение к православному духовенству, а даже наоборот. Указ этот, однако, не был претворен в жизнь. Через три месяца после его обнародования Екатерина Алексеевна свергла с престола своего супруга.

Напряженные отношения между светской и духовной властью в этот период сопровождались раздором в среде самого духовенства, в большинстве своем враждебно относившегося к церковной реформе Петра Великого и его сподвижнику, претворявшему ее в жизнь – Феофану Прокоповичу. Если при жизни Петра никто из церковных иерархов не осмеливался открыто нападать на Феофана, то после смерти императора он уже не чувствовал себя в безопасности. Волна доносов следовала одна за другой, и Прокоповичу довелось изощренно от этой волны обороняться.

Так, первым состряпал донос псковский иеромонах Савватий, действовавший по указке новгородского архиерея Феодосия, второго вице-президента Синода. Феофану Прокоповичу, обвиняемому в хищении драгоценностей с икон, удалось не только оправдаться, но и выдвинуть встречное обвинение против невоздержанного на язык Феодосия, придав им политическую окраску. В итоге, Феодосий оказался в ссылке и лишился новгородского архиерейства, а Феофан его приобрел. Этот прием оказался успешным, и Феофан в дальнейшем наносил удары своим противникам, возводя их поступки в ранг политических преступлений, сотрудничая при этом с тайной канцелярией. Так, в 1726 году последовал новый донос, который обвинял Феофана в недоброжелательном отношении к императрице Екатерине и во враждебности к православию вообще. Прокоповичу и на этот раз удалось оправдаться, а доносителя за неправый донос посадили за решетку.

Однако самые тяжелые времена для Феофана наступили после смерти Екатерины I, когда отрок-император Петр II оказался под влиянием Долгоруких, ненавидевших первого вице-президента. Если бы Петр II не умер так неожиданно и скоропостижно, то Феофану было бы не миновать падения и заточения в каком-нибудь глухом монастыре. Но он удержался. А после воцарения Анны Иоанновны укрепил свое положение настолько, что стал полновластным хозяином Синода. Ему без труда удалось изгнать из него таких противников, как Георгий Дашков, претендовавшего на патриаршее место, Игнатий Смола, Лопатинский и другие. Анна Иоанновна благоволила к Прокоповичу за оказанную им услугу во время бурных февральско-мартовских событий 1730 года. Ему также покровительствовали Бирон и Остерман.

В итоге, Прокопович стал проводить такую же политику преследования противников в духовном ведомстве, какую осуществляли Бирон и Остерман в светском. Так, они учинили над поверженными Голицыным и Долгоруким, не представлявшими для них никакой опасности, жестокую расправу. Таким же чувством мести руководствовался и Феофан Прокопович, зорко следивший за условиями жизни своих противников в монастырском заточении, требуя ужесточения содержания, хотя они не представляли угрозы ни для него, ни для церковной реформы в целом. Таким образом, Прокопович вошел в историю в двух ипостасях. Первая, как соратник Петра, образованнейшая личность, теоретик и практик преобразований. А с другой, как человек жестокий и мстительный, действовавший наперекор христианской морали и чувству милосердия.

Со второй половины XVII века общая тенденция развития государственного строя в России заключалась в переходе от самодержавия с боярской думой, от сословно-представительной монархии к абсолютизму, при котором верховная власть в государстве над всеми сферами общества принадлежит монарху. В этих условиях встал вопрос о подчинении государству церкви , как идеологической силы, и секуляризации церковных земель в пользу государства. После смерти патриарха Иоакима Петр I высказывался за Маркела, но впоследствии пошел на поводу у Натальи Кирилловны Нарышкиной, позволив стать патриархом ее ставленнику Адриану (1690 – 1700). После его смерти Петр не дал выбирать патриарха, введя вместо этого должность местоблюстителя патриаршего стола . Эту должность с 1700 по 1721 годы занимал Стефан Яворский.

Идеологическому обоснованию реформ Петра I и, в частности, церковной реформы, значительно способствовал Феофан Прокопович – проповедник, богослов, философ, ректор Киево-Могилянской академии, который впоследствии стал придворным историографом («История императора Петра Великого»). Прокопович был автором проповеди «Правда воли монаршей», в которой доказывается необходимость для России неограниченного самодержавия, а также церковных преобразований .

В 1721 году был издан Духовный регламент – закон в форме манифеста, определявший правовое положение РПЦ. Этот документ, обосновавший необходимость отказа от патриаршества и введения синодальной модели управления церковью , закрепил основные положения церковной реформы Петра и основы Церкви вплоть до революции. Изначально это был общий проект для духовной коллегии, подготовленный Прокоповичем и самим Петром.

Духовная коллегия – государственный орган управления церковью, впоследствии преобразованный в Святейший Правительствующий Синод . СПС – высший орган церковного-государственного управления – соборное, обладающее в РПЦ всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, через которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая. СПС заменил собой патриарха, а также соборы всех епископов поместной церкви. СПС принадлежало право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о придании мирян анафеме; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода.

Структура СПС : в ведение Синода были переданы патриаршие приказы, которые, впрочем, были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования. В структуру СПС до 1917 входили синодальная канцелярия, московские синодальная контора и типографская контора. Изначально Синод состоял из 11 членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4-х асессоров. Также в его состав входили настоятели монастырей и лицо белого духовенства. Главой СПС был обер-прокурор (сначала – Стефан Яворский, после его смерти – Феофан Прокопович), но фактически церковью управлял монарх.

Обер-прокурор – светское лицо, представитель императора, который контролирует все процессы. Секуляризация церковных земель . В условиях формирования абсолютизма государству необходимо было забрать церковные земли в личную собственность. Произойдет это в ½ 1760-х гг. 1762 – Петр III подписывает указ о секуляризации церковных земель, но его не успевают реализовать. 1764 – указ Екатерины II о секуляризации церковных земель по причине массовых волнений монастырских крестьян

Изъято 8,5 миллионов десятин земли

Монастырские крестьяне (около 1 млн лиц мужского пола) перешли под власть государства и стали экономическими крестьянами в ведении коллегии экономии.

Введение системы штатов и оплаты священнослужителям из казны (получение денег согласно иерархии: лавры – монастыри первого класса – монастыри второго класса – монастыри третьего класса).

Подобная иерархия затронула и епархии. Таким образом, церковь стала еще более зависимой от государства, а также гораздо более бедной. Протесты против реформ были обречены на провал, т.к. не было независимого патриарха, который мог бы сказать от лица церкви.

Причины секуляризации

Определение 1

Секуляризацией называют изъятие государством церковной собственности.

В России секуляризация была болезненным вопросом на протяжении всего $XVIII$ в. Однако Екатерина II, действовавшая с оглядкой на запад, все же провела ее. В европейской политике Просвещенного абсолютизма секуляризация была обязательным моментом и проводилась жестко.

Замечание 1

Помимо желания идти в ногу со временем для проведения секуляризации в Российской империи были и более объективные причины, а именно желание наполнить казну, ведь церковь обладала слишком большим количеством земли, освобожденной от налога.

Ну и кроме того, разнообразные излишества, не раз становившиеся причиной социальных всплесков, не соответствовали религиозному принципу нестяжательства.

Еще Елизавета Петровна началась подготовкой этой болезненной для многих реформы в $1757$ г. После ее смерти, Пётр III повелел процесс разработки реформы ускорить и издал указ о передаче недвижимых церковных имуществ в ведомство Сената и о прекращении дотирования монастырей, которые не в силах себя обеспечивать.

Ход реформы

Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась использовать духовенство в своих целях. Но монастырских крестьян, страдавших от обилия несправедливых повинностей, было не остановить, начались волнения. Кроме того, дворянство, главная опора императрицы, также не скрывало положительного отношения к секуляризации, т.к. понимало важность наполнения казны.

В результате, в конце $1762$ г. вновь была создана комиссия по рассмотрению этой проблемы.

Замечание 2

Отметим при этом, что духовенство уже не имело политической силы, как ранее, например, еще в $XVII$ в. Никто из иерархов, несмотря на горечь и возмущение от проекта реформы, не выступил против нее. Только архиепископ Ростова Арсений Мацеевич сравнил в этой связи Екатерину II с Иудой.

$26$ февраля $1764$ года императрицей Екатериной II был издан указ о церковных владениях. Он предусматривал следующее:

  • Передача всех имений Священного Синода, монастырей и приходов государственной Коллегии экономии.
  • Отстранение церковных учреждений от управления имениями, монастырями и приходами.
  • Поручение крестьян, проживавших в церковных имениях, в ведение Коллегии экономии. Такие крестьяне стали именоваться «экономическими» и с $1764$ года обязаны были платить по $1,5$ руб. подушного оклада в государственную казну.
  • Выделение определенной суммы Коллегией экономии для содержания церковных учреждений. Монастыри и епархии разделялись на три класса по уровню данного содержания.

Так, в ходе секуляризационной реформы были упразднены $418$ монастырей, $226$ монастырей стали получать от государства деньги на содержание, еще $310$ монастырей должны были существовать на добровольные пожертвования. Такие монастыри назывались заштатные (монастыри за штатом).

После выхода следующего распоряжения $31$ марта $1764$ года, заштатные монастыри также были разделены на три класса: $20$ монастырей – первого класса, $56$ монастырей – второго и $85$ – третьего, и существовали за счет добровольных приношений или небольшой земли, обрабатываемой монахами лично. Остальные $149$ монастырей упразднились.

Последствия реформы

Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.

Причины реформы

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии . В 1786 году аналогичная ситуация установилась в Киевской , Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году - в Курской , Екатеринославской , Харьковской и Воронежской губерниях .

Список монастырей на 1764 год

Штатные I класса

  • Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  • Александровский Успенский монастырь (женский)
  • Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  • Московский Вознесенский монастырь (женский)
  • Московский Новодевичий монастырь (женский)
  • Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  • Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные II класса

Штатные III класса

  • Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  • Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  • Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  • Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  • Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)

Заштатные

Упраздненные

  • Арефинская Входоиерусалимская пустынь
  • Бежецкий Введенский монастырь
  • Возмищенский монастырь
  • Вязниковский Введенский монастырь
  • Дуниловский Успенский монастырь
  • Козельский Вознесенский монастырь
  • Кохминский Казанский монастырь
  • Крестогорская Тихонова пустынь
  • Лихвинский Афанасьевский монастырь
  • Лихотнин Успенский монастырь
  • Мамонтова пустынь
  • Маровская Крестовоздвиженская пустынь
  • Мещовский Афанасьевский Петропавловский монастырь
  • Мосальский Успенский монастырь
  • Муромский девичий монастырь
  • Нуромский Преображенский монастырь
  • Обнорский Воскресенский монастырь
  • Пешношский Никольский монастырь
  • Посолотинский монастырь
  • Рдейский монастырь
  • Соломенская пустынь
  • Сырьинская Успенская пустынь
  • Угличский Воскресенский монастырь
  • Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
  • Усть-Сарапульский Спасский монастырь
  • Христофорова Богородицкая пустынь
  • Черноезерский монастырь
  • Шуйский Троицкий монастырь

Последствия реформы

Секуляризационная реформа 1764 года положила начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви. Данное разделение на штаты и классы определило финансовое положение монастырей. Появилось два абсолютно разных типа не только монастырей, но и монахов, что нивелировало значение монастырских Уставов.

Отрицательные

Определённое реформой финансовое содержание шатных монастырей было зачастую слишком мало, его не хватало на содержание и питание монастырской братии. Строения монастырей постепенно разрушались, а настоятели не решались сообщать об этом Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Чтобы избежать финансовых проблем, монастыри сокращали число монашествующих, предусмотренное им штатом, из-за чего стали безлюдеть и беднеть.

Положительные

В сложившихся условиях, без бремени забот о монастырской собственности, у монашествующих появился стимул для переустройства жизни на аскетических основах.

См. также

Примечания

Литература

  • Смолич, И. К., Русское монашество, 988-1917, "Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701-1764). 3. Секуляризация 1764 г.
  • § 5. Положение крестьянства, дворянства, купечества
  • Глава 3. Реформы органов управления и суда § 1. Губернская реформа
  • § 2. Сенат и коллегии
  • § 3. Реформа местного управления
  • § 4. Финансы и бюджет
  • Глава 4. Рождение петровской армии и флота § 1. Формирование новой армии
  • § 2. Создание флота
  • § 3. Волнения и восстания низов
  • § 4. Оппозиция в верхах. Трагедия царя и трагедия наследника
  • Глава 5. Война и дипломатия после Полтавы. Ништадтский мир § 1. Итоги Полтавы и присоединение Прибалтики и Карелии
  • § 2. Война с Турцией
  • § 3. К господству на море
  • § 4. Завершение Северной войны
  • § 5. Каспийский поход
  • Глава 6. Ломка старых традиций и зарождение новой культуры § 1. Политические идеи. Инициативы. Проекты
  • § 2. Просвещение и наука
  • § 3. Литература. Театр
  • § 4. Трансформация придворного быта
  • § 5. Живопись и архитектура
  • § 6. « Всяк человек смертен »
  • Раздел II. Россия при преемниках Петра I и в правление Екатерины II Глава 7. Дворцовые перевороты § 1. Борьба придворных партий за власть
  • § 2. Кондиции 1730 г. И бироновщина
  • § 3. Дворцовые перевороты середины века
  • Глава 8. Государственные преобразования и финансовая политика § 1. Органы государственного управления
  • § 2. Финансовый кризис 20-30- х годов XVIII в.
  • § 3. Областная контрреформа
  • § 4. Эволюция финансовой политики
  • Глава 9. Социально-экономическое развитие России и социальные взрывы во второй четверти XVIII века § 1. Земледелец и его труд
  • § 2. Помещик и крестьянин
  • § 3. Крестьянские промыслы в XVIII в.
  • § 4. Развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции
  • § 5. Развитие промышленности в XVIII в. Формирование капиталистического уклада
  • § 6. Социальные взрывы и национальные движения после Петра I
  • § 7. Национальное движение в Башкирии
  • Глава 10. Россия и европейские державы после Петра I
  • § 1. Война за «польское наследство»
  • § 2. Восточный вопрос и русско - турецкая война 1735-1739 гг.
  • § 3. Русско - шведская война 1741-1743 гг.
  • § 4. Россия и война за « австрийское наследство » (1743-1748 гг.)
  • § 5. Семилетняя война (1757-1763 гг.)
  • Глава 11. Россия в эпоху Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» § 1. Императрица и трон
  • § 2. Российское дворянство и проблемы социально - экономического развития страны
  • § 3. Политические иллюзии и реальная политика Екатерины II. « Просвещенный абсолютизм »
  • § 4. Секуляризация церковных земель
  • § 5. Уложенная комиссия 1767 г.
  • § 6. Конкурс Вольного Экономического общества
  • § 7. Полемика сатирических журналов
  • Глава 12. Крестьянская война 1773-1775 гг. § 1. Предвестники восстания
  • § 2. Е. И. Пугачев и его скитания по России
  • § 3. Начало восстания и осада Оренбурга
  • § 4. Второй этап восстания
  • § 5. Третий этап восстания
  • § 6. Идеология восставших. Причины крушения замыслов е. Пугачева
  • Глава 13. Преобразования государственной машины и социальная политика § 1. Губернская реформа
  • § 2. Реформа центральных учреждений
  • § 3. Жалованная грамота дворянству 1785 г.
  • § 4. Жалованная грамота городам 1785 г.
  • § 5. Управление окраинами империи
  • Глава 14. Формирование различных тенденций в общественно-политической мысли России § I. Критика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. М.М. Щербатовым
  • § 2. Борьба двух тенденций в критике крепостничества. Формирование просветительства в России
  • § 3. Революционные общественно - политические взгляды а. Н. Радищева
  • Глава 15. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века § 1. Проект «Северной системы» н.И. Панина и диссидентский вопрос в Польше
  • § 2. Русско - турецкая война 1768-1774 гг. И первый раздел Польши
  • § 3. Война на два фронта
  • § 4. Окончание русско - турецкой войны 1787-1791 гг.
  • § 5. Россия и французская революция 1789 г. Второй и третий разделы Польши
  • § 6. Контрреформы Павла
  • Глава 16. Культура России в XVIII веке § 1. Просвещение
  • § 2. М. В. Ломоносов и русская наука
  • § 3. Литература и журналистика
  • § 4. Искусство
  • Раздел III. Россия в XIX веке Глава 17. Закат крепостной эпохи § 1. Россия в начале XIX в.
  • § 2. Начало царствования Александра I
  • § 3. « Гроза двенадцатого года...»
  • § 4. Заграничный поход русской армии и Венский конгресс
  • § 5. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны
  • § 6. Первые организации будущих декабристов
  • § 7. Северное и Южное общества декабристов
  • § 8. 1825 Год. Декабрь и декабристы
  • Глава 18. Николай I и его Империя § 1. Начало периода реакции
  • § 2. Реформы Николая I
  • § 3. Начало кризиса николаевской Империи
  • § 4. Общественное движение после декабристов
  • § 5. « Люди сороковых годов »
  • § 6. Крымская война
  • Глава 19. Эпоха Освобождения § 1. Накануне отмены крепостного права
  • § 2. Отмена крепостного права в России
  • § 3. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г.
  • § 4. Либеральные реформы 60-70- х годов
  • § 5. Промышленность и транспорт в пореформенной России
  • § 6. Русская деревня после отмены крепостного права
  • Глава 20. Драма после Освобождения § 1. Общественное движение в 1861-1866 гг.
  • § 2. Возникновение народничества
  • § 3. Внешняя политика России в 60-70- х годах
  • § 4. Русско - турецкая война 1877-1878 гг.
  • § 5. Подъем общественного движения после русско - турецкой войны
  • § 6. « Диктатура сердца » м. Т. Лорис - Меликова и конец реформ
  • Глава 21. На пороге XX века § 1. Русская деревня в конце XIX в.
  • § 2. Александр III и его контрреформы
  • § 3. Рабочее движение и распространение марксизма в России
  • Глава 22. Империя двуглавого орла на пороге XX века § 5. Место России в « концерте мировых держав »
  • § 2. Социальный и экономический облик России 90- х годов XIX в. Общероссийская перепись 1897 г. Имущие и неимущие
  • § 3. Сергей Юльевич Витте: человек и политик.
  • § 4. Золотой рубль
  • § 5. Место России в « концерте мировых держав »
  • § 4. Секуляризация церковных земель

    Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (так называемая секуляризация). Европейские буржуазные революции решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их. Приобщались к этому и «просвещенные монархи», преследуя иезуитов, закрывая различные монашеские ордена, проводя секуляризацию церковных имуществ. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема прира-Щения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Идея секуляризации церковных владений постоянно маячила в России чуть ли не с начала XVI столетия. Наиболее серьезные попытки к ее реализации предпринимал Петр I. Однако реальным актом секуляризация стала лишь в эпоху «просвещенного абсолютизма».

    Подготовка секуляризации была начата в конце 50-х годов XVIII в., а при Петре III был издан и указ о передаче в ведомство Коллегии экономии монастырских и церковных владений. После переворота 28 июня 1762 г. Екатерина II поначалу приостановила реализацию этого указа. Заигрывая с духовенством, она открыла вновь домашние церкви, запечатанные при Петре III, способствовала возрождению влияния духовенства в вопросах цензуры и т.д. Однако отмена секуляризации вызвала огромную вспышку волнений монастырских крестьян. К тому же оплот монархии, дворянство весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований.

    Все это, вместе взятое, повлияло на принятие Екатериной II нового решения: в конце 1762 г. меры, останавливающие секуляризацию, были объявлены временными. Одновременно была создана комиссия для изучения вопроса.

    К этому моменту новая императрица убедилась в слабом влиянии духовенства как политической силы. И действительно, хотя распоряжения Екатерины II вызвали в среде духовенства, особенно высших иерархов, сильный ропот и даже негодование, открыто выступить никто не решился. Исключением явился ростовский архиепископ Арсений Мацеевич, назвавший секуляризацию «игом мучительским, которое лютее ига турецкого», действия же императрицы сравнил с поступками Иуды Искариотского.

    § 5. Уложенная комиссия 1767 г.

    Весьма существенным звеном в екатерининской политике «просвещенного асболютизма» стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов, Соборного Уложения 1649 года.

    Актуальность и важность сего дела были всем очевидны, так как над проектами нового Уложения в течение ряда лет трудились еще елизаветинские сановники. Но то была работа безвестная, в тиши кабинетов. Екатерина II же придала этому мероприятию всероссийский размах и с невероятной пышностью и шумихой поставила его в центр внутриполитической жизни России. Внешние формы, в которые она облекла разработку нового Уложения, напоминали что-то вроде созыва древних земских соборов. Центром работы должна была стать особая Уложенная комиссия, члены или депутаты которой выбирались от всей страны. Звание депутата давало небывалые привилегии. Депутаты были под «собственным охранением» императрицы, они освобождались пожизненно от смертной казни, пытки и телесного наказания, «в какое бы прегрешение не впали». Их личная безопасность обеспечивалась двойной карой покушавшемуся. Все это должно было придать работе Комиссии значение «великого дела».

    Представительство в Уложенную комиссию внешне выглядело почти всесословным: тут были и дворяне, и горожане, и даже крестьяне, да и Екатерина II уверяла, что выборы организованы так, «дабы лучше нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Однако это лишь первое впечатление. В Комиссии господствовало дворянство. Вместе с прочими дворянскими депутатами (от украинских полков и от государственных ведомств) дворянство в целом было представлено 228 депутатами (40% мест в Комиссии). Города избирали по одному депутату от каждого города. Всего от них было избрано 208 человек (из них 12 дворян). Таким образом, от дворянства и городов было избрано 424 депутата, хотя они представляли едва 4% от населения страны. Основное же население России было крестьянским (93%).

    Помещичьи крестьяне (53% всего крестьянского населения) не имели права участвовать в работе Комиссии. Зато с большой шумихой было заявлено об участии в работе Комиссии представителей нерусских народов Поволжья, При-уралья и Сибири. Число депутатов от этих народов достигало 50. При максимальном внешнем эффекте участие депутатов от «инородцев» практически сводилось к нулю: ведь почти никто из них не знал русского языка.

    Самой большой группой крестьянства, посылавшей своих депутатов, были черносошные крестьяне и однодворцы. Однодворцы имели 43 депутата, а черносошные с приписными крестьянами - 23. Но вместе взятые, они имели лишь около 12% всех депутатских мест.

    Не участвовало в работе Комиссии ни дворцовое крестьянство, ни бывшие монастырские (теперь «экономические») крестьяне, ни крестьянство Прибалтики, Дона, Украины. 45 Депутатских мест имело лишь казачество.

    Таким образом, в Комиссии подавляющее большинство составили представители господствующего класса дворян и горожане. Это определило и весь характер ее работы.

    Процедура выборов депутатов предусматривала составление письменных наказов от их избирателей. В итоге в Комиссию было подано около 1,5 тыс. наказов от дворян, горожан (точнее, от купечества), от черносошных, ясачных, приписных крестьян, однодворцев, от пахотных солдат и т.д. Этот огромный материал практического применения в работе «Комиссии об Уложении» не нашел, хотя он в известной мере отражал требования и устремления многих сословий тогдашнего общества. Особенно важны наказы различных групп государственных крестьян - это живые свидетельства горестей и чаяний огромных масс сельских тружеников. Наказы крестьян полны жалоб на произвол и бесправие, гнет тяжелых налогов и повинностей, острое малоземелье, захваты земель дворянами, жесткие ограничения крестьянской торговли и др.

    У помещиков тоже были свои «жалобы»: на побеги крестьян из вотчин, разбой и воровство, на недостатки в системе подушной подати. Дворяне требовали расширения своих привилегий в области торговли и промышленности, открытия банков, дворянского самоуправления, выборного дворянского суда, усиления и укрепления власти над крестьянами, сохранения жестоких пыток и наказаний и т.д. Городские же наказы отражали главным образом сословные требования купечества: предоставления им исключительных монопольных прав на торговлю и промышленность за счет ограничения в этой области прав дворянства и крестьян. Купечество требовало освобождения от многочисленных служб и повинностей, от телесных наказаний, рекрутчины и т.д. Наказы купцов пестрят требованиями разрешить им покупку крепостных.

    Торжественное открытие Комиссии состоялось в Москве 30 июля 1767 г. В Успенском соборе была совершена церемония богослужения и приведения депутатов к присяге. На другой день в Грановитой палате был избран маршал (председатель) Комиссии. Им стал костромской депутат генерал-аншеф А.И. Бибиков, известный и в прошлом и в будущем жестокими подавлениями крестьянских волнений. Затем депутатам был прочтен екатерининский «Наказ комиссии».

    По прочтении «Наказа» в торжественной обстановке лести и лицемерия (правда, протоколы свидетельствуют, что у многих лились слезы) депутаты преподнесли императрице титул «Великой и Премудрой Матери Отечества». Скромная государыня приняла лишь титул «Матери Отечества», что было, однако, вполне достаточно для безупречной легитимности императрицы, оказавшейся на троне в результате дворцового переворота. Представительнейшее собрание «всего Отечества» сделало власть императрицы Екатерины II отныне гораздо более прочной.

    Большое собрание провело с 31 июля 1767 г. по 12 января 1769 г. 203 заседания. Оно обсудило целый ряд законодательных проблем (законы о дворянстве с особым выделением проблем остзейского дворянства, законы о купечестве и городском населении, о судоустройстве). Обсуждены были вопросы о положении государственных крестьян и положении всего крестьянства. Помимо Большого собрания в Комиссии работало 15 частных комиссий (государственного права, юстиции, о соотношении воинских и гражданских законов, о городах, о размножении народа, земледелии и домостроительстве, о поселении, рукоделии, искусствах и ремеслах и др.). Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., последний протокол № 204 был составлен 8 июля 1770 г. Частные комиссии работали до конца 1771 г. До 1776 г. кое-где еще проходили довыборы депутатов. С 1775 до 1796 г. Комиссия существовала как чисто бюрократическая инстанция.

    Несмотря на пышно,е торжественное открытие Уложенной комиссии и огромное внимание к ней различных слоев общества, она не была ни парламентарным, ни каким-либо иным законодательным собранием. Политическая функция Комиссии состояла в приобщении прежде всего дворянства к проблемам государственного управления. По отношению же к обществу в целом основная цель работы Комиссии состояла, по всей вероятности, в «приуготовлении» «умов людских» для введения «лучших законов». Само по себе устройство такого грандиозного общественного собрания имело весьма существенное значение для укрепления и авторитета и власти самодержицы, создавало ей весьма благоприятный имидж в просвещенной Европе. Наконец, далеко не последнюю роль работа Комиссии и особенно ее Большого собрания сыграла для глубокого знакомства Екатерины II и ее правительства с «состоянием умов», с расстановкой классовых сил в стране.

    Особенно важно отметить, что время от времени в стенах Комиссии раздавались весьма резкие суждения по крестьянскому вопросу. Казак А. Алейников выступил с яркой речью против крепостного права. Белгородский однодворец А.Д. Маслов, раскрыв перед депутатами картину жестокого угнетения и «безмерного отягощения» крепостных крестьян их господами, попытался дать реальную программу освобождения крестьян. Разумеется, уникальный по своему радикализму проект не нашел никакой поддержки. С интересным проектом выступил дворянин от Козловского уезда Г.С. Коробьин. Он предложил дать крестьянам право собственности на часть земли с правом ее продажи и наследования. Выступления отдельных депутатов против крепостного права сочетались с предложениями мер по ограничению эксплуатации крестьян. Лишь максимум два дня в неделю предлагал установить крестьянскую работу на барщине дворянин Я.Н. Козловский.

    Подобные выступления весьма насторожили руководителей Комиссии. А число их тем временем росло. В 1768 г. состоялось 58 антндворянских выступлений. Права дворян и их привилегии подвергались нападкам и критике. Лавирования с повесткой дня заседаний не могли продолжаться бесконечно. В конце концов создалась такая ситуация, что прений стали просто бояться. В последние три месяца работы выступило всего 16 ораторов, а время их речей заняло не более 2-х часов. На что же ушло остальное? Очень просто. Маршал А.И. Бибиков распорядился прочитать депутатам на заседаниях все законы об имущественных правах с 1740 по 1766 г. Им читали и Соборное Уложение 1649 г., им читали и инструкцию о генеральном межевании, им трижды читали «Наказ» Екатерины II, и, наконец, тексты 578 указов. Бибиков неоднократно предлагал Екатерине прекратить работу Комиссии. И подходящий случай подвернулся - в связи с началом русско-турецкой войны Комиссия была временно распущена.

    Таким образом, общение царизма с просветительскими идеями имело, помимо позитивной модернизации в духе «просвещенного абсолютизма», весьма щекотливый побочный итог - в России публично был поставлен вопрос о ликвидации или реформировании системы крепостного права, а идеи французских просветителей стали находить отклик и в более широких кругах русского общества.

    Статьи по теме: