Отчет: Водный поход по Северному Забайкалью со сплавом по рекам Ципикан, Ципа, Витим. Лоция: Река Ципа Техническое описание прохождения группой маршрута

Прохождение водноготуристского спортивного маршрута III категории сложности в Республике Бурятия по рекам Кыджимит и Витим группой из города Новокузнецка, МОУ «Детский дом-школа №95», в период с 07 августа по 26 августа 2011 года.

Общая идея похода

Целью похода являлись повышение спортивно-туристского мастерства занимающихся ребят в туристской секции МОУ «Детский дом - школа №95» г. Новокузнецка и посещение нового географического района.

Идея посетить новый для нас географический район существовала давно. На протяжении последних пяти лет воспитанниками туристской секции было совершено 12 водных походов 1 – 3 к/с., по рекам Кемеровской области и Республики Хакасия. В течение года рассматривались различные варианты водных маршрутов 3 к/с. Главными критериями при выборе маршрута были автономность маршрута, его спортивная составляющая, малая посещаемость района и желательно наличие хорошей рыбалки. По совету новокузнецкого водника Петрова Алексея остановились на связке рек Кыджимит и Витим в Республике Бурятия.

Информации по данному маршруту оказалось крайне мало, ни лоций, ни описания реки Кыджимит, ни тем более отчетов о походах по данной реке, только несколько фотографий в интернете. В нашем распоряженииимелся картографический материал М 1:200000 и описание реки со слов Петрова Алексея. Тем и интересней был для нас этот маршрут.

Что касается подготовки команды к походу, состав группы на 94% состоит из воспитанников и выпускников МОУ «Детский дом - школа №95» г. Новокузнецка. Все ребята занимаются в туристско-спортивном объединении детского дома. В рамках воспитательно-образовательной программы этого объединения они изучали: краеведение, топографию и ориентирование, основы гигиены, первую доврачебную помощь. В течение учебного года ребята регулярно выступали на районных, городских и областных соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивному ориентированию, где становились победителями и призерами. Так что команда, к моменту старта в Республику Бурятия, была подготовлена хорошо к прохождению этого маршрута.

Состав группы


п/п

Фото участника

ФИО, год рождения,
место учебы, работы

Максимальный тур.опыт

Трегуб Тимур Нурланович

водный,

р. Б. Абакан

Кизикаев Андрей Павлович , 1992 г.р. студент Прокопьевского аграрного колледжа, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный

р. М. Абакан

Муратов Алексей Викторович , 1992г.р., студент ФГОУ СПО Строительный техникум, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Чугунов Роман Павлович

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Никитин Иван Сергеевич ,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Хлебников Антон Станиславович , 1992 г.р. студент КузГПА, ЕГФ, выпускник МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Супонин Андрей Павлович , 1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Некрасов Никита Евгеньевич , 1997 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Мыжевских Константин Сергеевич ,1994 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Цветиков Богдан Павлович ,1995 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Любинский Николай Сергеевич , 1996 г.р. учащийся МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный,
2 к/с., участие, Западный Саян,
р. Б. Абакан

Нетяга Павел Викторович , 1978 г.р. ООО «Прайд», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Ляпин Станислав Евгеньевич , 1986 г.р. МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

пеше-водный
3 к/с., участие Западный Саян,
р. М. Абакан

Неугодников Ярослав Викторович , 1978 г.р. МОУ «Детский дом-школа №95», г. Новокузнецк

водный, 5 к/с., руководство, Восточный Саян, р. Кизир

Нитка маршрута

г. Новокузнецк – г. Улан-Удэ (ж/д) - п. Кыджимит (авто) – р. Кыджимит (сплав)
– р. Витим (сплав) - п. Романовка – г. Чита (авто) – г. Новокузнецк (ж/д)

Общие справочные сведения о маршруте

Обзорные карты района


Физическая карта Республики Бурятия


Обзорная карта района похода

Условные обозначения

Начало активной части маршрута

Окончание активной части маршрута

Активная часть маршрута (сплав)


Определяющие препятствия маршрута

Вид препят-ствия, название

Длина
препятствия

Характеристика препятствия

Путь
прохождения
(для локальных препятствий)

Топляки, расчески, на
р. Кыджимит

Все расчески просматриваются с воды.

Необходим постоянный маневр, подходы на малой скорости по малому радиусу.

Шивера №1
нар. Кыджимит,
точ.GPS №2

Большое количество камней в русле, сливы до 0,5 м.,
средняя скорость течения.

Шивера №2
на р. Кыджимит,
точ.GPS №4

Большое количество камней в русле, сливы до 0,7 м.,
средняя скорость течения.

Необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней возможна «посадка» на камни. Прохождение без разведки.

Порог № 1
на р. Кыджимит,
точ.GPS №8

Состоит из двух ступеней:
первая – бочка у большого островного скального выхода под правым берегом, слева от бочки косой вал
h 1,7 - 2 м. переходящий в основную струю, высокая скорость движения 19,2 км/час;
вторая – 300 метров шивера, сливы до 0,7 – 1 м., высокая скорость движения 18,1 км/час.При выходе с порога навал на скальный прижим на правом берегу.

Прохождение порога без груза. Осуществление страховки двумя спасательными концами «Морковка» на левом берегу. Движение ближе к левому берегу по краю бочки на косой вал. Чалка на левом берегу. Привязывание груза, прохождение шиверы по центру. Уход от прижима, чалка на левом берегу.

Шивера №3
нар. Кыджимит,
точ.GPS №10

Большое количество обливных камней в русле, валы и сливы 1 – 1,5 м
высокая скорость течения.

Прохождение с разведкой с берега. Движение по центру реки.Чалка на левом берегу.

Шивера №4
нар. Кыджимит,
точ.GPS №11

Большое количество обливных камней в русле, сливы до
0,5 м.,
высокая скорость течения.

Прохождение с разведкой с берега. Движение по
центру реки.
Чалка на левом берегу.

Шивера №5
на р. Витим,
точ.GPS №14

Валы до 0,5 м.,
средняя скорость течения.

Прохождение без разведки. Движение поцентру реки.

Шивера №6
на р. Витим,
точ.GPS№18

Валы до 0,5 м.,
средняя скорость течения.

Прохождение без разведки. Движение по центру реки.

Байсайский порог
на р. Витим,
точ.GPS №20

По центру реки слив около 1,5 м., с средней бочкой за ним. Под правым скальным берегом валы до 1,5 м.

Прохождение порога без груза. Осуществление страховки двумя спасательными концами «Морковка» на левом берегу. Движение по центру. Чалка на левом берегу.

Перекаты Борона №1,№ 2
нар. Витим,
точ.GPS №25

Валы и сливы 0,5 – 0,7 м.

Прохождение по центру без разведки и страховки.

Так как данный водный маршрут: связка рек Кыджимит и Витим не входит в «Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов» и не является эталонным, то определение категории трудности водных препятствий,категории сложности водного маршрута осуществлялась согласно таблиц «Оценка трудности водных препятствий» и «Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности»приведенных в «Регламенте соревнований по группе дисциплин «маршруты» 2008г.

Количество локальных водных препятствий,
имеющих категорию трудности водного маршрута:
п.Кыджимит – р.Кыджимит (сплав) –р.Витим (сплав) – п.Романовка

Минимальное количество локальных водных препятствий,
имеющих категорию трудности

Общегеографическая характеристика района похода

Поход проходил в Республике Бурятия по Витимскому плоскогорью.

Витимское плоскогорье расположенов бассейне верхнего течения р. Витим, между Южно-Муйским, Яблоновым и Икатским хребтами (Бурятия). Максимальная высота 1753 м, средние высоты 1100–1400 м. Плоскогорье сложено древними кристаллическими породами – гранитами, сланцами, гнейсами, мраморами. Имеются месторождения золота, слюды, полиметаллических руд. Основу рельефа составляет система низких хребтов и массивов, чередующихся с широкими межгорными понижениями. Местами развит карст (пещера Долганская Яма). Вулканические извержения в четвертичный период сформировали ряд плато и невысоких конусов. Равнинный, пологоволнистый, увалистый и холмистый рельеф с отдельными вулканическими постройками (вулканы Обручева, Мушкетова, Лопатина и др.) и участками базальтовых плато. Многочисленны заболоченные котловины с озёрами, в том числе солёными: наиболее крупные объединяются в Баунтовскую, Еравнинскую и Арахлейскую группы озер. Имеются минеральные источники (курорт Баунт и др.).

Климат резко-континентальный с малоснежной, длительной и морозной зимой, коротким, но тёплым летом. Небольшой снежный покров образуется преимущественно за счёт осадков, приносимыми сюда западными циклонами. Количество осадков в год в среднем составляет от 270-310 мм в год. Самая низкая температура января доходит до -35° -40°, а высокие летние температуры в июле поднимаются до +25° -35°С (ночью температура падает до 5° -8° С). Осень здесь типично Забайкальская, с сухой, ясной и прохладной погодой. Средняя температура колеблется от 5° до 7°С. Весна холодная, ветреная, поздняя и непродолжительная. Средняя температура, например, мая составляет 4° С.

Вся территория находится в зоне тайги. Здесь повсюду господствует лиственница. Горные вершины часто безлесны, с горно-тундровой растительностью, загромождены каменными развалами. В местах, где глубже оттаивает мерзлота, где несколько теплее климат, к лиственнице примешивается сосна, берёза, осина и ольха. Лиственничная тайга, благодаря осветлённости, характеризуется хорошим развитием нижнего кустарникового яруса. Так, здесь повсеместно встречается багульник – краса сибирского леса, шиповник, можжевельник, кислица, ягоды голубики, брусника. Поблизости рек растут ива, черёмуха и боярышник.

Животный мир тайги Витимского плоскогорья. Из крупных зверей здесь обитают медведи, лоси, изюбри, маралы, косули, волки, в большом количестве распространен кабан, лисицы-огневки. Встречаются изредка хищники: рысь, хорёк. Богатством леса являются белки, представляющие особое промысловое значение и соперничающие с ними кормах – бурундуки. Из лесных птиц широко распространены рябчик, глухарь, тетерев, дятел, сова. В урожайные сосновыми шишками годы появляются клесты. Наиболее многочисленны – коршун, кукушка.

Экологическая обстановка в районе удовлетворительная, её можно оценить как зону с природными условиями в первозданном виде и не подверженную техногенными загрязнениям.

Варианты подъезда и отъезда, расположение заповедника, дислокация КСС

Чтобы начать маршрут необходимо доехать до г.Улан-Удэ. В нашем случае это можно было, сделав сев на поезд № 207 ст.Новокузнецк – ст.Владивосток, до ст.Улан-Удэ. Время отправления из г.Новокузнецк 11.20 (время московское, далее (мск). Из г. Улан-Удэ до нежилого геологического поселка Кыджимит можно добраться только по старой гравийной дороге автотранспортом, с повышенной проходимостью, который необходимо заранее заказывать, это наверно самая сложная часть организации заброски группы на маршрут.

За два месяца до выхода в поход еще, будучи в г.Новокузнецке велись переговоры через интернет и телефон с потенциальными водителями до п.Кыджимит. В конце концов вышли на жителя г.Улан-Удэ Соколова Сергея Оттовича, который организовал нашу заброску до п.Кыджимит.

Также важным моментом является автомобильная выброска с маршрута из п.Романовка. По имеющийся у нас информации через п.Романовка ежедневно проходит рейсовый автобус по маршруту п.Богдарино – г.Улан-Удэ. Но вследствие большого числа участников похода (14 человек) рассчитывать попасть с рюкзаками и веслами в этот автобус мы не могли.

В ходе поиска автотранспорта, также еще в г.Новокузнецке вышли на ООО «Читинский Автовокзал» Ассоциации «Читаавтотранс» ул. Костюшко-Григоровича, дом № 7, где был заказан автобус на 23.08.11г. через гарантийное письмо от нашего образовательного учреждения.

Таким образом, определилась дата 26.08.11г. и город Чита в котором мы должны были сесть на поезд № 207 ст. Владивосток – ст. Новокузнецк. Все билеты на ж/д поезда в оба направления покупались за 30 дней во избежание отсутствия билетов, так как лето время отпусков, и существует дефицит билетов на ж/д транспорт.

Маршрут не проходит через какую либо территорию заповедника, заказника и национального парка, соответственно согласовывать маршрут с вышеперечисленными инстанциями не надо.

На учет в КСС наша группа встала в Бурятской Республиканской ПСС, 09.08.11г. по приезду в г.Улан-Удэ. ПСС расположена в г.Улан-Удэ, ул. Геологическая – 7.


Меры, предусмотренные по обеспечению безопасности в походе

1. Прохождение теоретических и практических занятий в предпоходный период в рамках воспитательно-образовательной программы туристско-спортивного объединения МОУ «Детский дом-школа №95».

2. Получение медицинского допуска участниками в поход.

3. На 13 участников похода из числа воспитанников, выпускников и сотрудников МОУ «Детский дом-школа № 95» была оформлена страховка от несчастного случая, на медицинскую транспортировку и медицинское обслуживание.

4. Выпуск группы на маршрут МКК Федерации Спортивного Туризма Кемеровской области (код 154-13-5545003(3А)00). На маршрут группа выпускалась 06.07.11г., на этот момент пять участников имели максимальный туристский опыт 1 к/с, то есть составляли одну треть группы с правом участия в походе 3 к/с. Однако все эти участники в период с 11.07. по 21.07.11г., совершили водный поход 2 к/с по Большому Абакану в Западных Саянах в составе группы МОУ «Детский дом-школа № 95» под руководством Гребенщикова В.В. Группа выпускалась на маршрут в МКК Дворца детского творчества им. Н.К.Крупской г. Новокузнецка (код 142-01-220200200). И на момент прохождения похода по рекам Кыджимит и Витим вся группа имела соответствующий сложности маршрута опыт.

5. Постановка на учет в Бурятской Республиканской ПСС г. Улан-Удэ.

6. Наличие в группе GPS навигатора и двух портативных раций, с радиусом действия до пяти километров, для организации внутренней связи в группе.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В связи с полным отсутствием каких либо населенных пунктов и реальной удаленности от транспортных артерий (ж/д, автодорог) при аварийной ситуации в гидросетир. Кыджимит выход только один - движение вперед по р. Кыджимитдо р. Витим, где на устье реки Заза находится действующая метеостанция Усть-Заза (точ.GPS №16), которая имеет радиосвязь и связанна лодочным сообщением с п. Романовка.

Изменения сроков, маршрута, состава заявленной группы иих причины

Изменение сроков захода на маршрут и выхода с маршрута не произошло, так как заранее были приобретены билеты на ж/д транспорт в оба конца. И движение группы на маршруте строго придерживалось запланированного графика движения. Хотя фактически завершить активную часть маршрута можно было на 2–3 дня раньше. Изменения маршрута также не произошло.

Произошли изменения в составе группы. По различным обстоятельствам в поход не смогли выйти два участника заявленные в маршрутной книжке: Букин П. и Мельков Т.

График движения

День пути

Дата

Участок пути,
№ точ. GPS,
высота (h) над уровнем моря

Протяжен-
ность
в км.

Чистое ходовое время,
средняя
скорость
движения

Определяющее
препятствие
на маршруте,
№ точ. GPS

Метеоусловия

г. Новокузнецк –
г. Улан-Удэ (ж/д)

09.-
10.08.

г. Улан-Удэ –
п. Кыджимит (не жилой) (авто), р. Кыджимит,
уст. р. Ара – Хысеха,
точ.GPS №1

7час.,
56,5 км/ч.

Три брода.

Пасмурно

р. Кыджимит,
уст. р. Ара – Хысеха, дневка, сборка судов,
точ.GPS №1,
h 1153м.надур. моря

Переменная облачность,
с прояснениями,
+ 12°С – утро,
+ 25°С – полдень,
+ 21°С – вечер

р. Кыджимит,
уст. р. Ара – Хысеха –
р. Кыджимит (далее сплав)
точ.GPS №3,
h 1140 м.надур. моря

3ч. 10 мин.,
5,8 км/час.

Топляки,
расчески,
шивера № 1 -
точ.GPS №2.

Переменная облачность,
с прояснениями,
+ 10°С – утро,
+ 21°С – полдень,
+ 18°С – вечер

р. Кыджимит –
уст. р. Шовокикан,
точ.GPS №5,
h 1072 м.надур. моря

4 ч. 30 мин.

Топляки,
расчески,
шивера № 2 -
точ.GPS №4.

Переменная облачность,
с прояснениями,
+ 18°С – утро,
+ 24°С – полдень,
+ 15°С – вечер

уст. р. Шовокикан –
р. Кыджимит,
точ.GPS №6,
h 1065 м.надур. моря

3 ч. 05 мин.,
6,7 км/час.

Топляки,
расчески.

10°С – утро, ясно,
+ 23°С – полдень, пасмурно,
+ 20°С – вечер, пасмурно

р. Кыджимит –
уст. р. Муясын,
точ.GPS №7,
h 1035 м.надур. моря

4 ч. 12 мин.,
6,7 км/час.

Топляки,
расчески.

13°С – утро, пасмурно,
+ 18°С – полдень, пасмурно, дождь,
+ 21°С – вечер, облачность

уст. р. Муясын –
р. Витим,
точ.GPS №13,
h993м.надур. моря

3ч. 40 мин.,
7,8 км/час.

Порог № 1-
точ.GPS №8;
шивера №3-
точ.GPS№10;
шивера №4-
точ.GPS №11

18°С – утро, облачность,
+ 23°С – полдень, пасмурно, дождь,
+ 22°С – вечер, облачность

р. Витим
точ.GPS №15,
h961 м.надур. моря

4 ч. 15 мин.,
8,1 км/час.

шивера №5-
точ.GPS №14

17°С – утро, облачность
+ 21°С – полдень, облачность,
+ 18°С – вечер, гроза, дождь

р. Витим –
уст. р. Байса
точ.GPS №19,
h949 м.надур. моря

4 ч. 42 мин.,
8,4 км/час.

шивера №6-
точ.GPS №18,
Байсайский порог-
точ.GPS №20

14°С – утро, ясно,
+ 20°С – полдень, облачность
+ 25°С – вечер, ясно

уст. р. Байса – р. Витим –
точ.GPS №22,
h919 м.надур. моря

2 ч. 27 мин.,
8,2 км/час.

Перекаты

20°С – утро, ясно,
+ 29°С – полдень, ясно
+ 23°С – вечер, ясно

р. Витим –
точ.GPS №22,
h919 м.надур. моря
(дневка, волейбол, баня)

19°С – утро, ясно,
+ 31°С – полдень, ясно
+ 24°С – вечер, ясно

р. Витим –
точ.GPS №23,
h915 м.надур. моря

3 ч. 05 мин.

Перекаты

18°С – утро, ясно,
+ 37°С – полдень, ясно
+ 21°С – вечер, ясно

р. Витим –
точ.GPS №24,
h902 м.надур. моря

3 ч. 30 мин.,
7,2 км/час.

Перекаты

18°С – утро, ясно,
+ 37°С – полдень, ясно
+ 21°С – вечер, ясно

р. Витим –
п. Романовка,
точ.GPS №26,
h891 м.надур. моря

4 ч. 05 мин.

Перекаты Борона №1,
№ 2 -
точ.GPS №25

19°С – утро, облачность,
+ 23°С – полдень, облачность,
+ 20°С – вечер, облачность, дождь

п. Романовка –
г. Чита (авто)

3 ч. 35 мин.

19°С – утро, ясно,
+ 31°С – полдень, ясно,
+ 29°С – вечер, ясно

24.-
26.08.11.

г. Чита – г. Новокузнецк (ж/д)

Итого активным способом движения:

307 км –
сплав.

43 часа
51 мин.

Техническое описание прохождения группой маршрута

Подъезд на маршрут :

Продолжительность:
ж/д транспорт – 46 часов – 2200 км.
автотранспорт – 7 часов – 350 км.

Итого : 53 часа, 2550 км.

07.08.11г. – 09.08.11г. воскресенье - вторник 1, 2, 3 дни пути.
г. Новокузнецк – г. Улан-Удэ (ж/д)
Расстояние – 2200 км., в пути 46 часов.

Сели в поезд № 207 ст. Новокузнецк – ст. Владивосток, время отправления 11.20 (мск), до станции Улан-Удэ. Не смотря на то, что билеты покупали за 30 дней до поездки, достались в основном одни боковые места, в нашем распоряжении было только одно купе и то по закону жанра у самого «популярного объекта» в вагоне.

09.08.11г. – 10.08.11г. вторник – среда, 3 и 4 дни пути.
г.Улан-Удэ – п. Кыджимит (авто заброска)
Расстояние – 350 км., в пути 10 часов, чистое ходовое время 7 часов.

Прибыли в г. Улан-Удэ 09.08.11г. в 09.07 (мск), (фото №1), разница во времени 5 часов, таким образом приехали в 14.07 по местному времени, на ж/д вокзале нас встречает Соколов С.О., с которым была предварительная договоренность о автозаброске до п. Кыджимит.


Фото № 1. Ж/Д вокзал г. Улан-Удэ

Пока водители решали организационные вопросы, встали на учет в Бурятской Республиканской ПСС, которая расположена в г. Улан-Удэ, ул. Геологическая – 7. В 20.00 по местному времени выехали на трех машинах, ехали всю ночь, дорога оказалась вполне хорошей за исключением последних 40 – 50 км., где пришлось преодолевать три довольно серьезных брода.

По словам Алика, нашего водителя, мы проезжаем красивейшие места, но к большому сожалению их мы не видим так как ночь абсолютно темная. Ближе к 6 часам утра подъехали к нежилому геологическому поселку Кыджимит. Ребята подвезли нас прямо к реке Кыджимит у уст. р.Ара-Хысеха. (точ.GPS№1, далее см. «Таблица географических координат точек маршрута по GPS навигатору»). Все от дороги устали смертельно, ставим лагерь, горячий завтрак и спать.

Отсюда начинается активная часть нашего маршрута

Продолжительность активной части – 11 дней , 2 дневки.

  1. Протяженность – 307 км.
  2. Чистое ходовое время – 43 часов 51 мин.
  3. Средняя скорость движения – 6, 9 км/час.

10.08.11г. среда, 4 день пути.
п. Кыджимит - уст. р.Ара-Хысеха. (точ. GPS №1) –
- р. Кыджимит (дневка, сборка судов) - точ. GPS №3
Расстояние – 0 км., чистое ходовое время 0 часов.

После завтрака легли спать, отсыпаться после трудной ночной авто заброски. Но спать легли не все, особо не терпеливые в количестве трех человек, собрали спиннинги и разбежались по реке в надежде поймать первых ленков, а если повезет, то и таймешат.


Фото № 2. Сборка судов

Тайменя сегодня в раздаче не было, а с ленком дело обстояло немного лучше, поймали 4-х, каждый примерно по 1 кг. Решили приготовить на обед уху.

После обеда собираем катамараны – 8, и -6. Строительный лес в избытке.

После ужина, пробовали еще рыбачить, но безрезультатно.

11.08.11г. четверг, 5 день пути.
п. Кыджимит - уст. р.Ара-Хысеха (точ. GPS №1) –
- р. Кыджимит (далее сплав) - (точ. GPS №3)
Расстояние – 17 км., чистое ходовое время 3часа, 10 мин.
Ср. скорость движения 5,8 км/час, h 1140м. над. ур. моря.

После завтрака собрали лагерь. Перенесли суда на берег реки. В этой части реки течение слабое, много мелких проток (см. фото №3).


Фото №3. р.Кыджимит у п.Кыджимит

После инструктажа по ТБ на воде начинаем сплав.


Фото №4. Перед началом сплава

По ходу сплава в русле реки часто встречаются топляки, расчески и не большие завалы (фото №5), есть опасность порвать баллоны, поэтому плывем предельно внимательно.


Фото №5. Обнос завала

Через 14 км., от места старта начинается первое техническое препятствие похода – шивера № 1 (точ. GPS№ 2), (фото №6).


Фото №6. Начало шиверы №1


Фото №7. Прохождение шиверы №1

Река входит в небольшой каньон, в русле реки большое скопление подводных и надводных камней, скорость течения увеличивается.

Существует опасность «посадки» на камни и порыв баллонов, поэтому необходим постоянный маневр среди надводных и обливных камней.

Протяженность шиверы 900 метров. После каньона река становится равнинной, скорость течения уменьшается. Часто останавливаемся, пробуем рыбачить. Ловится в небольших количествах ленок весом до одного килограмма. Через 2 км., от шиверы №1 встаем на ночевку (точ. GPS№ 3).

12.08.11г. пятница, 6 день пути.
р. Кыджимит(точ. GPS №3) – уст.р. Шовокикан (точ. GPS №5)
Расстояние – 36 км., чистое ходовое время 4часа, 30 мин.
Ср. скорость движения 6,9 км/час, h 1070м. над. ур. моря.

Весь рабочий день шли на веслах, так как скорость течения реки не велика (фото №8), река сильно меандрирует, по прежнему опасными являются топляки, расчески и завалы.


Фото №8. Равнинные участки р. Кыджимит

Через 21 км., от места ночевки начинается второе техническое препятствие похода – шивера № 2 (точ. GPS№ 4). В случае как и с первой шиверой река входит в полуканьон. Саму шиверу можно поделить на три участка – ступени. Общей протяженностью 1,7 км. (фото №9, 10).


Фото №9. Прохождение шиверы №2


Фото №10. Прохождение шиверы №2

Увеличивается уклон и скорость течения реки, но уровень воды не велик, поэтому часто садимся на камни (фото №11).


Фото №11. Посадка судна в шивере №2

Прохождение шиверы № 2 и накрутка километража за счет меандр реки и весла к вечеру утомили участников. К устью р. Шовокикан подошли к 20.15. Светового времени осталось не много, поэтому быстро ставим лагерь на правом берегу р. Кыджимит (точ. GPS №5), в 150 метрах от устья р. Шовокикан. Особо расторопные даже успевают сбегать на устье поблеснить в последних лучах Солнца, как результат пять килограммовых ленков.

13.08.11г. суббота, 7 день пути.
уст.р. Шовокикан (точ. GPS №5) –р. Кыджимит (точ. GPS №6)
Расстояние – 27,6 км., чистое ходовое время 3часа, 05 мин.
h 1065м. над. ур. моря.

Весь день шли на веслах, река равнинная, течение слабое, много меандр, изредка встречались топляки и расчески, других технически сложных препятствий не было. Но нас это не расстраивало, так как нас окружали очень красивые пейзажи, практически на каждом песчаном берегу многочисленные следы типичных представителей местной фауны: волка, марала, в большом количестве следы кабанов и косуль, последняя даже нам показала себя во всей красе (фото №12), видели пару кабанов переплывающих реку, но к сожалению снять на фото не успели.


Фото №12. Косуля

Вообще этот день можно назвать Днем посвящения в рыбаки, ловили ленков практически все участники, в том числе и те, кто впервые взял в руки спиннинг (фото №13).


Фото №13. Первый ленок Антона

Если говорить искренно, то много рыбы отпускали, так как ловили только на костровое питание, в этот день поставили задачу наловить рыбу на «жареху», а точнее по одной рыбине на человека итого около 20 штук, задачу выполнили еще до обеда, так что во второй половине дня рыбачили чисто из спортивного интереса - кто крупнее и кто, в конце концов поймает тайменя?! По этому показателю победитель пока не определился. На ночевку встали в 19.15, что бы без спешки поставить лагерь и приготовить вкусный ужин (фото №14).


Фото №14. «Ммм…..без комментариев»

14.08.11г. воскресение, 8 день пути.
р. Кыджимит (точ. GPS №6) – уст. р. Муясын (точ. GPS №7).
Расстояние – 28,2 км., чистое ходовое время 4 часа, 12 мин.
Ср. скорость движения 6,7км/час, h 1035м. над. ур. моря.

Принципиально этот день ни чем не отличается от предыдущего. Река также равнинная, течение слабое, много меандр, изредка топляки, расчески, отсутствие технически сложных препятствий. За исключением изменений в погоде, весь день пасмурно, временами дождь. Продолжаем наслаждаться природой и рыбалкой.

Наконец-то определился победитель в номинации «таймешатник» им стал Нетяга Павел, поймав тайменя на 2,5 кг. После недолгих препирательств с руководителем он все-таки сдался и на прощание, поцеловав рыбину в уста её «сахарные» отпустил в родную стихию. Сей факт на фото не запечатлен, но снят на видео. А поскольку, это был первый таймень в рыболовной практике Павла, данная видеозапись стала предметом серьезного торга между видеооператором и героем сюжета. Цена «кинохроники борьбы с рыбой» росла в геометрической прогрессии, пока Павел не стал шантажировать тем, что он единственный играет на гитаре и, что мы все можем оказаться до конца похода в «музыкальном вакууме». Аргумент был весьма весомым и видеооператор сдался. Результатом этих торгов стала гарантия ежедневных музыкальных концертов Павла у костра. И есть у него сегодня лирическое настроение или нет, ни кого не интересовало, у нас же эксклюзивная видеозапись!

На ночевку встали на уст. р. Муясын, поднялись на 1–1,5 км. выше по течению реки с целью рыбалки, как оказалось весьма не зря. Поймали с десяток ленков больше килограмма каждый. Всю ночь шел дождь, уровень воды по сравнению с вечерним поднялся примерно на 20 – 25 см. Вода стала заметно мутнее.

15.08.11г. понедельник, 9 день пути.
уст. р. Муясын (точ. GPS №7) – уст. р. Кыджимит – р. Витим (точ. GPS №13)
Расстояние – 30 км., чистое ходовое время 3 часа, 40 мин.
Ср. скорость движения 7.8 км/час, h 993 м. над. ур. моря.

В спортивном плане этот участок маршрута самый интересный. В 2,5 км., от уст.р.Муясын находится самое сложное техническое препятствие похода - Порог №1 (точ. GPS №8).

Перед порогом явно выраженный подпор воды с малым течением, шум от порога распространяется на достаточное расстояние, так что вероятность «влетания» в него с ходу практически исключена. Удобная чалка на левом берегу. Делаем детальную разведу препятствия с берега.



Составил: Неугодников Я.В.

Порог претендует, с учетом поднявшейся воды на 4 к.т. Состоит из двух ступеней:

  1. Бочка у большого островного скального выхода под правым берегом, слева от бочки косой вал h 1,7 - 2 м. переходящий в основную струю.
  2. 300 метров шивера, валы и сливы до 0,7 – 1 м. При выходе с порога навал на скальный прижим на правом берегу (см. схему прохождения порога).

Поскольку 70 % участников группы имели опыт прохождения порогов 3 к.т., а остальная часть группы имела опыт участия в водном походе 2 к/с., было принято решение идти всеми участниками. Что не идет в разрез с требованиями к участникам спортивных походов и не является нарушением правил по обеспечению безопасности в походе.

Прохождение порога осуществлялось без груза (фото №15, 16, 17, 18, 19, 20).


Фото №15. Катамаран - 8


Фото №16. Катамаран - 8


Фото №17. Точки страховки


Фото №18. Катамаран - 6


Фото №19. Катамаран - 6


Фото №20. Катамаран - 6

Страховка двумя спасательными концами «Морковка» с левого берега (фото № 17). Движение ближе к левому берегу по краю бочки на косой вал. Сразу за второй ступенью чалка на левом берегу. Привязывание груза, прохождение шиверы по центру (фото № 21, 22, 23, 24).


Фото №21. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №22. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №23. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №24. Прохождение второй ступени Порога №1


Фото №25. Скалистые берега р. Кыджимита


Фото №26. Скалистые берега р. Кыджимита


Фото №27. Скалистые берега р. Кыджимита

В 7 км., ниже Порога №1 следующее препядствие – Шивера № 3 (точ. GPS№ 10). Зачаливаемся перед ней на левом берегу, производим разведку. Прохождение по центру реки (фото № 28, 29,30,31).


Фото №28. Катамаран – 8, шивера № 3


Фото №29. Катамаран – 8, шивера № 3


Фото №30. Катамаран – 8, шивера № 3


Фото №31. Катамаран – 6, шивера № 3

Большое количество обливных камней, валы и сливы 1 – 1,5 м. Высокая скорость течения. Через 2 км. следующая шивера № 4 (точ. GPS№ 11), (фото № 33, 34).


Фото № 33. Прохождение шиверы № 4


Фото № 34. Прохождение шиверы № 4

Большое количество обливных камней, валы и сливы до 1м. Высокая скорость течения. Прохождение по центру реки.

В целом после Порога № 1 р.Кыджимит мощный и быстрый. Основными препятствиями являются, крутые перекаты, навал воды на подмывающие берега и несложные шиверы (фото № 35).


Фото № 35. Прижим на р.Кыджимит

Так продолжается до его впадения в р.Витим (точ. GPS№12), (фото № 36, 37) после сплав резко изменяет свой характер. Спокойное течение на длинных витимских плесах, иногда достигающих нескольких километров, чередуется с короткими, но быстрыми перекатами.


Фото № 36. Устье р.Кыджимит


Фото № 37. Долина р.Кыджимит, р.Витим

На ночевку встали в на левом берегу р.Витим (точ. GPS№ 13) в 8-ми км., ниже устья р.Кыджимит.

16.08.11г. вторник, 10 день пути.
р. Витим (точ. GPS №13) – р. Витим (точ. GPS №15)
Расстояние – 34,1 км., чистое ходовое время 4 часа, 15 мин.
Ср. скорость движения 8,1 км/час, h 961 м. над. ур. моря.

Первые 20 км. р.Витим меандрирует, низкая скорость течения, идем все время на веслах, до левого притока р.Алянга, отсюда р.Витим пересекает хребет Байсыхан, через 1,5 км. после входа в хребет начинается шивера № 5 (точ. GPS № 14), (фото № 38).


Фото №38. Прохождение шиверы № 5

Под левым берегом прижим.Спокойное течение на плесах, чередуется с быстрыми перекатами.

Пересекли хр. Байсыхан, достаточно быстро, планировали подвинуться дальше, но все планы спутала надвигающаяся гроза. В целях безопасности как можно быстрей встали на более или менее подходящем берегу, им оказался достаточно крупный остров (точ. GPS№ 15). Хотели переждать грозу и двинуться дальше, но обнаружили порез баллона катамарана – 6 (фото №39).


Фото № 39. Порез баллона катамарана – 6

Трудно сказать при каких обстоятельствах произошел данный порез, либо на воде при прохождении шиверы № 5, либо при чалке, скорее всего при чалке. Так или иначе, вопрос быть или не быть здесь ночевке отпал сам собой (фото № 40).


Фото №40. Бивак на острове (точ. GPS№ 15)

Баллон зашили и приклеили заплатку. Вечером, уже традиционный концерт по заявкам в исполнении Паши Н., под «шестиструнную».

17.08.11г. среда, 11 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 15) – уст. р. Байса (точ. GPS № 19)
Расстояние – 39,4 км., чистое ходовое время 4 часа, 42 мин.
Ср. скорость движения 8,4км/час, h 949 м. над. ур. моря.

В 6-ти км., ниже по течению находится действующая метеостанция Усть-Заза (точ. GPS № 16), (фото №41).


Фото № 41. Метеостанция Усть-Заза

На этом участке р. Витим равнинный с протяженными плесами. Идем все время на веслах. На одном из поворотов реки увидели пару плывущих косуль (фото №42, 43).


Фото № 42. «Преодоление водного препятствия»


Фото № 43. Косули на берегу

Недоходя 1 км., до правого притока р. Хыбыкта, находится небольшая шивера № 6 (точ. GPS № 18), (фото № 44).


Фото № 44. Прохождение шиверы № 6

Прохождение походным порядком, по центру реки, средняя скорость течения, валы и сливы до 0,5 м.

Через 3 км., следующее техническое препятствие похода – Байсайский порог (точ. GPS № 20). Перед порогом также явно выраженный подпор воды с малым течением, шум от порога распространяется на достаточное расстояние. Удобная чалка на левом берегу. Обнос груза, разведка (см. схему прохождения порога). Прохождение порога по центру реки, слив около 1,5м., со средней бочкой за ним. Под правым скальным берегом валы до 1,5 м., (фото №45, 47,48).


Фото № 45. Прохождение ключевой бочки порога, катамаран – 8


Составил: Неугодников Я.В.


Фото № 47. Катамаран – 6


Фото № 48. Страховка с левого берега

За левым притоком р. Байса, на правом берегу встаем на ночевку (точ. GPS № 19).

18.08.11г. четверг, 12 день пути.
уст. р. Байса (точ. GPS № 19) – р. Витим (точ. GPS № 22).
Расстояние – 20 км., чистое ходовое время 2 часа, 27 мин.
Ср. скорость движения 8,2км/час, h 919 м. над. ур. моря.

Данный участок реки спортивного интереса не представляет, красивые живописные берега (фото № 49, 50).


Фото № 49. Берега р. Витим


Фото №50. Берега р. Витим

Спокойное течение, длинные плесы, чередуются перекатами (фото № 51).


Фото №51. Прохождение переката

Мы плывем не спеша, купаемся, рыбачим. Торопиться нам не куда, так как у нас куплены ж\д билеты на 23.08.11г., что называется «убиваем» время.

Выбираем хорошее место для дневки, критериями отбора места является наличие дров, хороший омут у берега для организации походной бани и ровной песчаной площадки для волейбольного поля. Наконец рассмотрения многих вариантов найдено подходящее место на левом берегу (точ. GPS 22). Встаем на ночевку.

19.08.11г. пятница, 13 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 22) (дневка).
Расстояние – 0 км., чистое ходовое время 0 часа, 0 мин.
Ср. скорость движения 0 км/час, h 919 м. над. ур. моря.

Сегодня у нашего «песняра» Нетяги Павла - день рождения. В связи с этим устраиваем себе все «тридцать три удовольствия». Волейбол, походный торт (как положено со свечками), плов, компот и баня (фото № 52, 53).


Фото №52. «О спорт, ты мир!»


Фото № 53. Виновник торжества

20.08.11г.суббота, 14 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 22) - р. Витим (точ. GPS № 23).
Расстояние – 25км., чистое ходовое время 3 часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 7 км/час, h 915 м. над. ур. моря.

Данный участок реки так же живописен, как и все предыдущие и так же в спортивном плане не интересен. Продолжаем наслаждаться жизнью, рыбалка, купания и т.п. Встали на ночевку на правом берегу реки (точ. GPS № 23). Читаем книги, играем в волейбол, загораем.

21.08.11г. воскресение, 15 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 23) - р. Витим (точ. GPS № 24).
Расстояние – 25,3 км., чистое ходовое время 3 часа, 30 мин.
Ср. скорость движения 7,2 км/час, h 902 м. над. ур. моря.

Прошли по километражу не много, встали на ночевку пораньше (точ. GPS № 24). Поскольку светового времени предостаточно устроили тренировку по спасению «утопающего» с использованием спасательных концов «морковка» (фото № 54).


Фото № 54. Тренировка

22.08.11г. понедельник, 16 день пути.
р. Витим (точ. GPS № 24) – п. Романовка (точ. GPS № 26).
Расстояние – 24,4 км., чистое ходовое время 4 часа, 05 мин.
Ср. скорость движения 6,5 км/час, h 891 м. над. ур. моря.

На данном участке маршрута последнее техническое препятствие Перекаты Борона №1 и №2 (точ. GPS№ 25). Перед прохождением провели разведку по левому берегу. Прохождение по центру реки (фото № 55, 56, 57, 58).


Фото № 55. Вход в перекат Борона


Фото № 56. Прохождение переката Борона


Фото № 57. Прохождение переката Борона


Фото № 58. Прохождение переката Борона

В 8-ми километрах ниже данного переката конечная точка активной части маршрута п. Романовка (точ. GPS№ 26), (фото № 59).


Фото № 59. п. Романовка

Остановились на ночевку на левом берегу реки перед началом прижимов. Как оказалось позже сделали это крайне вовремя, так как после прижимов начинается само село, и разбить лагерь после них означает встать в центре населенного пункта. Вечером сходили в поселок, купили разнообразных вкусняшек.

Попытались связаться с г.Читой по поводу автотранспорта. Не получилось, так как у нас SIM карты МТС и Билайн, а в п.Романовка Мегафон. Пришлось попросить сделать один звонок с местного мобильного телефона, который нам любезно предоставила продавщица одного из местных магазинов, за что мы ей премного благодарны.

Сама Романовка произвела на нас очень хорошее впечатление, село большое, чистое, люди вежливые и приветливые.

23.08.11г. вторник, 17 день пути.
п. Романовка – г. Чита (авто)
Расстояние – 180 км., чистое ходовое время 3 часа, 35 мин.

Переночевали без проблем, собрали лагерь, совершили первый и последний в этом походе километровый пеший переход до моста через р. Витим. Суда к обеду должен был подъехать наш автобус из г. Читы. Пока ждали автотранспорт просушили снаряжение. Автобус ПАЗ пришел во время, погрузились тронулись в путь, через 3,5 часа были на ж/д вокзале г. Чита. Наш поезд № 207 ст. Владивосток – ст. Новокузнецк, время отправления в 20.18 (мск.).

23.08.11г. - 26.08.11г. вторник - пятница 17, 18, 19, 20 дни пути.
г. Чита – г. Новокузнецк (ж/д).
Расстояние – 2900 км., чистое ходовое время 57 часов.

26.08.11г. в 04.59 (мск.) прибыли в г. Новокузнецк.

Итого различными способами движения:

сплав – 43 часа 51 минута - 307 км.
ж/д транспорт – 103 часа – 5 100 км.
автотранспорт – 7 часов – 350 км.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Кроме естественных препятствий, которые описаны в разделах «Определяющие препятствия маршрута» и в разделе «Техническое описание прохождение группой маршрута» особо нужно уделить внимание следующим моментам:

  1. Вследствие абсолютной автономности района первой половины похода, сплав по р. Кыджимит, а именно отсутствие населенных пунктов и реальной удаленности от транспортных артерий (ж/д, автодорог). Участникам группы необходимо неукоснительно соблюдать правила техники безопасности как на воде так и на биваках, во избежание каких либо травм, потому что квалифицированную медицинскую помощь в случае чрезвычайной ситуации можно получить только в ближайшем населенном пункте п. Романовка.
  2. Потенциально опасным является большое количество диких зверей в районе похода, таких как бурый медведь, лось, волк и кабан. Поэтому также следует соблюдать правила поведения в тайге.
  3. Соблюдение правил противопожарной безопасности, тайга в это время сухая, высокие средние температуры воздуха (20° - 30°С), малое количество осадков, необходимо все костровища проливать большим количеством воды во избежание возникновения лесных пожаров.
  4. Места для биваков необходимо выбирать на высоких берегах реки и островов, при наличии дождей уровень воды на реках Кыджимит и Витим поднимается очень быстро, и при не правильном выборе места существует опасность затопления лагеря со всеми вытекающими от сюда последствиями.
  5. При прохождении порогов, шивер и при чалках быть предельно внимательными и аккуратными во избежание пореза и порыва баллонов катамарана об острые камни (фото № 39).

Итогами нашего похода является :

    Прохождение нашей группой спортивного водного маршрута III категории сложности в новом для нас географическом районе.

    Повышение спортивного мастерства участников группы, приобретение ими значимого туристского опыта.

    Описание малоизвестного маршрута: п.Кыджимит - р.Кыджимит (сплав) – р.Витим (сплав) – п.Романовка, в том числе характеристики определяющих ЛП, определение их географических координат и нанесение их на карту, составление схем прохождения Байсайского порога и Порога №1.

Для групп планирующих поход по данному маршруту мы бы рекомендовали:


Учитывая вышесказанное можно сделать вывод :

что водный маршрут п.Кыджимит- р.Кыджимит (сплав) – р.Витим (сплав) – п.Романовка, имеет среднюю, выше эталонной III категорию сложности по набору ЛП и по протяженности, и чтобы пройти водный поход для получения туристского опыта этого уровня, не обязательно ехать из Западной Сибири в Забайкалье. В нашем регионе достаточно рек такой сложности, таких как р.Песчаная на Алтае, р.Бель-Су в Кузнецком Алатау, р.Малый Абакан в Западном Саяне и др. Эти реки ближе и как следствие значительно дешевле в финансовом плане и короче по продолжительности похода. Но если вы помимо повышения спортивного мастерства преследуете цель открытия для себя нового географического района, такого как Забайкалье с его красивыми, ни с чем несравнимыми ландшафтами, в сочетании с прекрасной рыбалкой, то этот маршрут, безусловно, достоин внимания.

Приложения

Список снаряжения


п/п

Наименование

Количество, шт.

Групповое снаряжение

Катамаран -6
производитель Эриксон К.Х.

Катамаран –8
производитель Эриксон К.Х.

Спасательный конец не тонущий «морковка»,
фирма производитель «Тритон»

Веревка основная диаметр 10 мил.
(использовалась как чальные концы на судах)

2 шт. по 25 мет.

Запасное весло

GPS навигатор

Рация портативная

1 комплект

Ремнабор

1 комплект

Костровые принадлежности

1 комплект

Тент «Колокольчик»,
производитель Эриксон К.Х.

Баня походная,
производитель Эриксон К.Х.

Палатка 3-х местная

Палатка 2-х местная

Гитара шестиструнная

Личное снаряжение (специальное)

Спасательный жилет

Гермомешок

Аптечка (список медикаментов)


п/п

Наименование

Количество, шт.

Кетарол в таблетках

Баралгин

Пенталгин

Волейдол

Нитроглицерин

Супрастин

Стрептоцид

Мазь «Спасатель»

Солкосерил

Но – шпа в таблетках

Лоперамид

Марганцовка

Лейкопластырь

Капли ушные

Градусник

Палочки ватные

1 уп.Места биваков, технических препятствий на маршруте, с нумерацией точек по GPS навигатору (см. таблицу географических координат)


Таблица географических координат точек маршрута по GPS навигатору


п/п

Участок маршрута
(этап похода)

№ точки
GPS на карте

Географические координаты

Бивак №1 п. Кыджимит (не жил.), р. Кыджимит, уст. р. Ара - Хысеха. (дневка, сборка судов)

N 53016.535/
E 1100 59.612/

Шивера №1 на р. Кыджимит

N 53020.229/
E 1100 58.002/

N 53021.267/
E 1100 59.075/

Шивера №2 на р. Кыджимит

N 53028.374/
E 1100 03.127/

Бивак №3 (уст. р. Шовокикан)

N 53030.409/
E 1110 08.339/

N 53031.690/
E 1110 18.521/

Бивак №5 (уст. р. Муясын)

N 53023.513/
E 1110 29.866/

Порог № 1 на р. Кыджимит

N 53031.272/
E 1110 31.548/

Изба на левом берегу р. Кыджимит

N 53028.812/
E 1110 36.419/

Шивера №3 на р. Кыджимит

N 53028.909/
E 1110 38.125/

Шивера №4 на р. Кыджимит

N 53028.568/
E 1110 39.013/

Уст. р. Кыджимит р. Витим

N 53028.090/
E 1110 42.118/

Бивак №6 на р. Витим

N 53016.535/
E 1100 59.612/

Шивера №5 на р. Витим на р. Витим

точ.GPS №14

N 53018.287/
E 1110 37.906/

Бивак №7 на р. Витим

точ.GPS №15

N 53013.045/
E 1110 39.828/

Метеостанция Усть - Заза

точ.GPS №16

N 53012.051/
E 1110 42.596/

Изба на правом берегу р. Витим

точ.GPS №17

N 53012.708/
E 1110 50.576/

Шивера №6 на р. Витим

точ.GPS №18

N 53013.423/
E 1110 54.846/

Байсайский порог на р. Витим

N 53014.440/
E 1110 57.659/

Бивак №8 на р. Витим

точ.GPS №19

N 53016.073/
E 1110 57.796/

Бивак №9,10 на р. Витим (дневка)

точ.GPS №22

N 53016.488/
E 1120 10.983/

Бивак №11 на р. Витим

точ.GPS №23

N 53023.352/
E 1120 18.142/

Бивак №12 на р. Витим

точ.GPS №24

N 53018.105/
E 1120 30.721/

Перекаты Борона №1,№ 2 на р. Витим

точ.GPS №25

N 53014.072/
E 1120 41.379/

Село Романовка

точ.GPS №26

N 53013.220/
E 1120 45.342/

Сплав по реке Витим (Угрюм – река )

14 дней (водный маршрут) на катамаранах. 3 категория сложности. Протяжённость 750км

Маршрут № 1

Включает участок реки от с. Романовка, до поселка Витим. (БАМ)

Маршрут проходит по малонаселённому таёжному району. На всём протяжении маршрута, часто встречаются пороги и шиверы (в среднем на 3 км. порог или шивера)

1 день. Автобусное путешествие из Читы, в пос. Романовку (150 км.). Размещение в палатках.

2 день. Знакомство с окрестностями. Выход на реку на катамаранах в 14 часов. Ночёвка в 20 км от Романовки, у боковой речки Апхарок. Желающие могут порыбачить на спиннинг (ленок, хариус, окунь…)

3 день. В течении дня прохождение нескольких порогов. В конце дня стоянка около речки Конда.

4 день. Прохождение участка реки до «Церкви». Так называется скала, которая стоит посередине русла реки Витим. Стоянка на ночь у «Церкви». Рядом стоянка древнего человека. В устье реки Юмурчен, можно порыбачить спиннингом.

5 день. В конце дня, группа становится на ночёвку в селе Красный Яр.

6 день. Весь день не одного населённого пункта. Ночёвка у зимовья Пнёва.

7 день. Прохождение участка реки до боковой речки Берея.

8 день . После обеда, стоянка в устье реки Каренга. Полуднёвка. Желающие могут сходить в посёлок (3 км.) и послушать трагическую историю про девушку Галину.

9 день. Прохождение участка реки до речки Делингдэ

10 день. Весь день таёжные красоты. Ночёвка на метеостанции Калакан.(туристическая походная баня с купанием в Витиме).

11 день. После прохождения реки Цыпа, течение усиливается. Сразу за Цыпой стоянка на ночь.

12 день. К концу дня остановка у подножия Шаман-горы.

13 день. Подъём на Шаман-гору. С горы, хорошо просматриваются таёжные просторы и извилистый Витим. После обеда, продолжение маршрута по Витиму. В конце дня, пос. Витим (БАМ).

14 день. Отъезд на электричке на станцию Таксимо.

На маршрут р.Витим допускаются дети с 14 лет только со взрослыми близкими родственниками, несущими за них полную ответственность.

Ежедневные палаточные лагеря разбиваются силами туристов. На маршруте туристы ночуют в палатках – четырёхместных. Доплата за одноместное размещение 3000 рублей за весь тур. Питание на маршруте трёхразовое горячее. В приготовлении пищи принимают участие все туристы в порядке очереди (возможно освобождение от приготовления пищи за отдельную плату). Сбор дров входит в обязанности туристов... Возможен вариант освобождения от гребли на весь маршрут.

Сборка и разборка катамаранов, перенос снаряжения от поезда до реки и обратно, входит в обязанности туристов до прибытия на конечную станцию (домой). Возможно освобождение от сборки и разборки катамаранов, переноса вещей за отдельную плату (3000 руб . с человека).

Стоимость тура на одного человека (эконом): 35000 руб. + дорога и питание.

В стоимость тура входит: прокат средств сплава — катамараны, группового и личного снаряжения (палатки, спальные мешки, коврики пенаполеуритановые, тент, гермомешки, спасжилеты, кухонный инвентарь, костровое оборудование, аптечка, рем. набор), услуги инструктора


29,07
С утра дождь льет, вставать не охота, поспим еще чуточку… Спустя эту самую чуточку меня разбудил Дима. Надо же как быстро он сготовил поесть! Молодец - хвалю! Небо серое после дождя, но вроде бы расходится потихоньку. Вода упала на 10 сантиметров, я вечером поставил метку, чтобы узнать как изменится уровень.
В лоции сказано, что в устье Бамбуйки есть поселок - надо туда обязательно зайти, если есть связь - позвонить домой, прояснить ситуацию с мчс, и зарядить аккумулятор к фотику, а то придется до конца похода снимать на телефон…

До устья Бамбуйки дошли за час. Вода в притоке чистая, прозрачная - особенно по сравнению с водой Витима, которая из-за паводка приняла коричневый оттенок. Течение у Бамбуйки сильное, не выгребем вверх по течению, так что придется идти пешком по тропе, которая начинается прямо от устья.

Взяв с собой все необходимое, я и Димон отправились по тропе, а Костян остался у катамарана жечь костер, готовить чай.
«Да не зарастет народная тропа!» От тропы осталось одно название, много ответвлений, которые упираются в бурелом… Приходится ломится через кусты. В некоторых местах валяются матрасы, одежда… Не самое приятное место из тех где мне доводилось бывать...
Прошатавшись по этому лесу полчаса, решили возвращаться назад. Мы с удовольствием зашагали к берегу, потому что комары лютые...
Я таких не встречал никогда… Эти Бамбуйские комары - сущее воплощение зла! Скорей, бегом к кату, и гребем подальше от этих ужасных созданий….
Не знаю, есть ли там этот поселок, но уж точно могу сказать, что тропой никто явно не пользуется…


Бамбуйская котловина закончилась, когда мы вплотную подошли к Южно-Муйскому хребту. К горе Шаман! Как только зашли в каньон - задул ветер…
Точно такой же, какой дул в горах до Бамбуйской котловины… Помимо ветра тут появились многочисленные деревья и кусты, плывущие по реке (вчера, при входе в котловину, они пропали). Сзади нас движется громадная грозовая туча, видно, как там сверкает и льет дождь. Неужели намочит?
Обошлось, туча ушла в сторону.


Началась серия перекатов и шивер. В нашу воду все идется очень просто - весело прыгаешь на 1.5 метровых валах и радуешься!
Единственная проблема здесь - это слалом между опасных для катамарана деревьев.





Причалили к берегу возле Тулдуньской шиверы, посмотреть тропу на гору Шаман - мы сейчас прямо у ее подножия. Тропа есть, но теряется в березовой роще… Эх, как же мы хотели подняться наверх! Но вся эта ситуация с мчс… надо идти до моста…
Тулдуньская шивера порадовала огромными валами 2-2.5 метра! Как на аттракционе - вскарабкиваешься в «гору», а потом весело скатываешься с нее!

В шивере №17, возле островка увидели первую и единственную за весь наш поход «бочку»! Небольшая бочечка -ничего примечательного, кроме того, что она единственная. (На вокзале мы потом встретим двух туристов, которые прошли здесь через день после нас, когда вода спала. Так вот, они поведали очень интересную историю об «Огромной бочаре в половину Витима!»)

Участок, на котором Витим пересекают Южно-Муйский хребет, на мой взгляд самый красивый на всем протяжении от Романовки до БАМа!



На выходе реки из хребта поднялся густой туман… Ничего толком не видно, зато слышно! Отлично слышно!
Гудок поезда, а затем и стук колес - дошли! Очень неожиданно показался мост. Горы расступились, рассеялся туман и вот он, как на ладони - мост через Витим - конец нашего пути…


Антистапель провели на левом берегу возле моста, тут же будем ночевать - сегодня на поезд уже опоздали. Разбираем снарягу, сушим все мокрое, готовим ужин. Комары тут, наверное еще злее чем на Бамбуйке - весь вечер ходим в сетках-накомарниках, спрятав руки в рукава.
Когда разобрались со снаряжением, я пошел фотографировать окрестности, а именно - знаменитый автомобильный мост для любителей острых ощущений, БАМ...


В поселке, который находится недалеко от нашего лагеря, познакомился с местными промысловиками-нефритчиками. От них узнал про мчс - искали не нас, искали Читинцев.
После долгих посиделок у нефритчиков пошел в лагерь, чтобы пораньше лечь спать - завтра подъем в 6 утра. Поедем домой!!!


Сезон: Сентябрь.

Желание попасть в верхнее течение Витима давно бередило наши сердца, но мечты и реальные возможности – вещи, как правило, не очень совместимые. И поэтому нынешний «золотой сезон» мы решили провести традиционно – спуститься на моторках к устью Конды и порыбачить одновременно на Витиме и на Конде, где, кстати, кроме ленков и тайменей в прошлые года на устье и в месте, которое мы прозвали «Партсобрание», весьма неплохо ловилась щука размером от 4 до 10 кг.

И вот, в ночь когда мы уже сидели на чемоданах, у меня дома раздался телефонный звонок. Звонили из Романовки и сообщали, что завтра утром из села Романовка до села Усть-Джилинда, что по реке примерно в двухстах пятидесяти километрах выше Романовки, отправляется трактор с телегой, который готов немного подзаработать на убитых по рыбалке прид*рках типа нас. Ну что ж, «ночь утра мудренее» - решили мы и на следующий день к обеду уже перегружали свой скарб из «санитарки» в «трактор с телегой». Мы – это Бэн, Хип и я – проверенная временем и уверенная в своих силах команда, ищущая хоть немного приключений на свои нижние части спины.

Трактором оказался обычный Т-40 на «гузках», как выражается местное население. «Гузки» - это уменьшительное от гусениц – самодельного навесного приспособления на задних колесах, напоминающего обычные гусеницы с вездехода.

«Телега», признаться, нас несколько ошарашила – это был обычный прицеп от Уазика, в котором нам втроем вместе с тремя лодками, водкой и другим неотъемлемым снаряжением предстояло трястись по бездорожью девяносто километров.

Девяносто километров – это всего-то полтора дня (или четырнадцать часов чистого хода), если не «откапываться» и не охотиться, т.е. на следующий день к вечеру, грязные и помятые, но с глухарями и тетеревами вместо тушенки, мы наконец-то (на берегу Витима!!!) приступили к процессу, который мы называем «увязываться-укладываться». Первый этап путешествия подошел к концу и, на скорую хлебнув Доширака, мы оттолкнулись с косы и стали с нетерпением ждать, когда затихнет рев трактора, который за прошедшие полтора суток стал для нас неотделимым от шума тайги.

Я бы разделил весь маршрут на пять различных участков:

  • Первый – от устья реки Джилинда до устья реки Алянга;
  • Второй – Зазинские щеки (до выхода из урочища Щеки, которое заканчивается так называемым Сиговым плесом;
  • Третий – Зазинская долина – от Сигового плеса до устья реки Джергалан;
  • Четвертый – от Джергалана до Байсанских порогов;
  • Пятый – от урочища Скалы Байса до Романовки.
Начнем по порядку.


Участок первый: Витим в этих местах протекает по достаточно обширной долине, поэтому перекаты, как правило, мелкие и широкие, конечно когда река в русле. Дно, как и положено на Витиме, почти везде твердое и состоит из мелкого и среднего гладкого галечника, так что на резинках идти – отдых, если не считать, конечно, плесов, которых на этом участке пожалуй 80 процентов. Одним словом – есть где лопатки размять, а вот с адреналином скудно. В первый день прошли буквально километров пять, т.к. «толчок от косы» произошел одновременно с тем, как солнце скрылось за сопками. Спиннинги успели только чуть-чуть замочить, но, несмотря на сумерки, уже не безрезультатно: в устье Джилинды была поклевка некрупного ленка, которая, несмотря на сход, после трактора с телегой воспринялась как первая в жизни! Второй день должен был показать, правильно ли мы определили начало сезона охоты на лососей. Наутро обстоятельства ловли прояснились: уровень реки был ниже среднего и прозрачность воды была выше всяких похвал. Первая половина дня прошла без особых событий, а вот ближе к вечеру ленок весьма разыгрался, причем основная масса поклевок приходилась на плесы – видимо температура воды была уже достаточно низкой. За день было выловлено около шестидесяти особей и единственный минус был в том, что все это были «беляки», средний вес которых составлял примерно 600 гр. К позднему вечеру дотянули до устья реки Киджимит, где и остановились на две ночевки в надежде поймать там настоящих, черных ленков.

Киджимит – это достаточно быстрый и мощный (по верхне-витимским масштабам) правосторонний приток Витима – несмотря на низкий уровень воды, мы нашли только один проходной для забродных сапог перекат, хотя на протяжении шести исследованных нами километров их, наверное, около пятнадцати. Наши надежды попасть на осенний спад рыбы с нерестовой реки не оправдались, но тем не менее Киджимит нас весьма порадовал: за день было выловлено около тридцати ленков и тайменей средним весом от кило до кило двести. Самый крупный ленок на Киджимите был пойман Хипом и весил 1800 гр, хотя и он, и я видели в плесе несколько экземпляров килограмм по шесть, но наши снасти оказались для них не интересными: видимо ночью объелись мышей. Кстати говоря, именно здесь я (наконец-то!) дебютировал в таких приманках, как Rapala Jointed и Night Walker, причем на последнего ловил в сумерках и подробно пронаблюдал весь процесс поклевки – хоть и экземпляры килограммовые, а кайф незабываемый! В общем речка эта красивая, перспективная и интересная как для спиннинга, так и для нахлыста – летом надо будет обязательно сюда наведаться.

До устья реки Алянга шли еще два дня. Видимо наступило «бабье лето», т.к. в обеденные часы в лодке можно было даже загорать. Рыба клевала подстать погоде, т.е. ловилось не много, но стабильно, причем калибр трофеев уже ничуть не уступал Киджимитовскому.

К ночи погода испортилась, а вместе с ней и рыбалка. Подул пронизывающий ветер и по воде потянуло листву, поэтому весь следующий день плотно махали веслами (благо, что по ветру) и к вечеру были уже километрах в пятнадцати ниже по течению от метеостанции Усть-Заза.

Третий участок: Начиная с Сигового плеса сжимающие русло скалы раздвигаются и Витим выходит в долину реки Заза. Здесь он по характеру напоминает первый участок маршрута, разве что чуть-чуть полноводнее. Черных ленков сменяют белячки по 700 – 900 гр. и по сравнению с Зазинскими Щеками нам кажется, что рыбы здесь нет вообще, но вечером видно, что это совсем не так: у каждого в лодке прибавилось веса килограмм по семь-восемь, хотя мелких (до семисот граммов) ленков, так же как и тайменей, отпускали. С точки зрения спортивного интереса этот участок не очень привлекателен – перекаты здесь короткие и достаточно вялые, а расстояния между ними местами доходят до трех километров.

Четвертый участок: От устья реки Джергалан Витим опять зажимают скалистые увалы и шум перекатов не успевает стихать, да и по характеру они здесь такие же, как в Щеках: сплошь и рядом плитняк да обломки скал, так что гляди, что называется, в оба. Тайменя здесь больше, чем нам встречалось выше, и хотя выдающихся экземпляров нам поймать не довелось, трехкилограммовые красавцы заставили подпрягаться не только снасти, но и нервы, тем более что ловить приходилось с дрейфующей по струе лодки, а большинство поклевок случалось как раз перед тем, как входить в перекат. Именно по этой причине вываживание приходилось форсировать, что и привело в нескольких случаях к потере приманки. Но большую опасность для приманки являло собой скалистое дно Витима – при зацепе на сильной струе над перекатом выгрести против течения и отцепиться не было практически ни одного шанса: таким способом на протяжении сплава в Витиме нами похоронен не один Blue Fox и Mepps, а также с десяток «чертей» и воблеров.

В конце четвертого участка нас с глухим рокотом поджидали легендарные (на местном, конечно, уровне) Байсанские пороги. Их три и расположены они на расстоянии примерно в 300-400 метров друг от друга. В связи с такой близостью в большую воду они не разделяются между собой, сливаясь в один бурлящий поток протяженностью 1,5 километра. В этом случае лучше проходить их по малому радиусу и не лезть в вал, хотя если вдруг и снесет немного к центру, то ничего страшного – главное не оказаться на внешнем радиусе, а то придется прыгать с высоты 4-5 метров, причем не на воду, а на каменную гряду, напоминающую собой зубы гигантской рептилии. В этом случае купание неизбежно и чревато потерей снаряжения, а то и летальным исходом. В малую и среднюю воду верхний порог можно пройти либо по центру, либо по правому краю, причем в обоих случаях придется полавировать, чтобы не сесть на камни, благо скорость течения здесь небольшая. Второй порог представляет из себя наибольшую опасность на протяжении, пожалуй, всего маршрута. Здесь нужно обязательно прошвырнуться по берегу и хорошенько осмотреться, т.к. относительно безопасный проход только один и чтобы в него угадать, нужно правильно выполнить вход, т.к. вследствие большой скорости течения маневрировать позже будет почти невозможно. Третий порог больше похож на перекат и не представляет для прохождения никаких сложностей (по крайней мере в малую воду).

Пятый участок: Далее Витим становится относительно спокойным, хотя не таким «болотистым», как на первом и третьем участках: достаточно выраженные перекаты с отличными косами и приямками расположены друг за другом по 2 – 3 шт., затем, как правило, следует плес протяженностью 1-2 (реже три) километра. Рыбалка здесь более вялая, чем на предыдущих участках, что может быть обусловлено большим прессингом со стороны Романовских рыбаков, которые на моторках поднимаются вплоть до урочища Скалы Байса, хотя может и наша команда не достаточно активно облавливала этот участок – все уже насытили свои рыбацкие аппетиты да и пора было поторапливаться домой, поэтому больше налегали на весла, чем на катушки. Ниже долины реки Бутуй начинает попадаться некрупная щука – вследствие обмеления и потепления Витима в последние годы она прочно заняла свою нишу и ее ареал значительно расширился. Недалеко от Романовки есть еще один «достойный» перекат, которого нет на карте и который местные называют «Борона». Опасности для резиновых лодок он не представляет, хотя, когда летишь вниз по двухметровым волнам, нервная система не может остаться безучастной.

Оценки итогов поездки оказались не очень высоки, т.к. основной целью в душе каждого из нас был поимка трофейного экземпляра тайменя или, на худой случай, ленка, что не случилось прежде всего по причине нехватки времени: ловить приходилось «между делом» с лодки и поэтому перспективные места не были обработаны должным образом, а нахрапом поймать крупный экземпляр удается очень редко, почти никогда. Но тем не менее, удовлетворение от путешествия было получено: каждым из нас было выловлено не менее 110 ленков (если не считать тайменей и выпущенных «маломерок»), хотя самое главное – это все-таки общение с тайгой: немного мест сохранилось в нашем цивилизованном мире, где вы найдете такой воздух и такие пейзажи.

Статьи по теме: