Какой страной правил соломон. Краткое жизнеописание соломона,царя израильского народа. Тысяча и одна ночь

Появление Соломона

Легендарный правитель объединенного Израильского царства родился от царя Давида и его любимой жены Вирсавии (Бат-Шевы). Будущего царя нарекли именем Шломо (Соломон), которое в переводе с иврита означает «миротворец» («шалом» — «мир», «не война», и «шалем» — «совершенный», «цельный»).

Пору правления Соломона с 965 по 928 до н.э. называют эпохой расцвета монархии и еврейского могущества. За время своего 40-летнего царствования Соломон прославился как самый мудрый и бесстрастный правитель во всем мире, о его таланте к предвидению и чуткости сложено множество легенд и сказок. Именно Соломон построил главную святыню иудаизма - Иерусалимский Храм на горе Цион, который при жизни планировал возвести еще его отец Давид.

Соломон и Давид также известны как праведные, верные Богу цари, которые своей преданностью и врожденной мудростью заслужили быть любимцами Всевышнего. Когда Соломону было чуть меньше года, приближенный царя, пророк Натан, дал ему имя Едидья («любимец Бога» - Шмуэль I 12, 25). После этого некоторые убеждены, что «Соломон» было всего лишь прозвищем.

Между тем, Соломон был младшим сыном Давида. Двое братьев, Амнон и Авшалом, погибли, не достигнув зрелости, и самым старшим стал 4-й сын - Адония, а потому формальности требовали, чтобы именно он стал преемником на израильский трон. Давид же обещал Вирсавии, что сделает Соломона своим преемником, который будет продолжать его династию и править всем государством. Огорченный несправедливостью отца, Адония нашел поддержку в лице военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, которые также считали, что Адония имеет большее право на трон, нежели Соломон. В то же время сторонники Соломона аргументировали, что Адония не был первородным сыном Давида, а потому царь имел власть рассудить сыновей по собственному волеизлиянию.

Не дожидаясь смерти Давида, братья вступили в борьбу. Адония, желая привлечь народ по-королевски пышным пиршеством, окружил себя многочисленной свитой из всадников, завёл колесницы и пятьдесят скороходов. В назначенный день и час он собрал своих приближенных и устроил за городом яркое торжество в честь провозглашения себя новым царем израильского государства. Мать Соломона узнала об этом и, с помощью пророка Натана, ей удалось убедить Давида не медлить и в тот же день назначить Соломона преемником. Вместе со священником Цадоком, пророком Натаном, Бнаягу и большим отрядом царских телохранителей, все поехали к источнику Гихон, где священник помазал Соломона на царство. После свершения обряда раздались звуки рожка, народ закричал: "Да здравствует царь!". Все, кто присутствовал на церемонии или хотя бы знал о ней, восприняли волю умирающего Давида как волю Всевышнего, а потому поспешили сопроводить нового царя Соломона во дворец с музыкой и ликующими криками.

Узнав о помазании на царство своего брата, Адония испугался мести Соломона и укрылся в святилище, «ухватившись за рога жертвенника». Соломон пришел к нему и пообещал, что не тронет, если тот отныне будет вести себя достойно.

После смерти Давида Соломон не стал откладывать с тем, чтобы оправдать и укрепить свой авторитет - каждое действие царя вызывало только восхищение его умом и прозорливостью. Тем временем, Адония пытался добиться своего: он попросил мать-царицу благословения на брак с Авишаг - наложницей Соломона. В народном сознании такой жест мог стать разумным основанием для провозглашения его царем, поскольку Адония был не только братом и приближенным Соломона, но также обладал его женщиной. Безо всякой страсти и ревности, а, как он сам полагал, сдерживая обещание казнить брата в случае плохого поведения, Соломон приказал повесить Адонию. После этой казни Соломон решил раз и навсегда избавиться от оставшихся «доброжелателей» - приверженца Адонии Йоава и давнего врага Давидовой династии Шими, родственника Шауляя. Йоава сразу попытался укрыться в святилище, но Бнаягу быстро нашел и убил его.

Новый состав правительства царя Соломона состоял из трех первосвященников, командующего войсками, министра налогообложения, начальника царской администрации и начальника 12-ти наместников, а также нескольких придворных летописцев. Как уже говорилось, Соломон не был подвержен слепой жажде мести, и в истории практически нет документов, подтверждающих применение царем смертной казни. По отношению к Йоаву и Шими Соломон лишь исполнил завещание Давида. Бнаягу Соломон сделал новым командующим войсками, после чего, почувствовав себя уже полностью уверенно, принялся к решению стратегических задач.

Внешняя политика

Объединённое Израильское царство (Израиль и Иудея) занимало довольно большую территорию, будучи значительным и влиятельным государством Азии. Стратегию развития государства Соломон решил начать с установления и укрепления дружеских отношений с соседями. Так, могущественный Египет мог обещать обеспечение Южной границы Израиля. Женившись на дочери египетского фараона, Соломон не только покончил полутысячелетнюю вражду евреев и египтян, но также получил от фараона в приданное ранее завоеванный им ханаанейский Гезер.
Далее Соломон взялся за возобновление отношений с давним другом Давида финикийским царём Хирамом - северным соседом Израильского царства. Поговаривали, что именно в целях сближения с соседними народами и укрепления своей власти, Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, принадлежавших к знатным родам этих народов.

Цари разных стран приносили Соломону в дар золото, серебро, одеяния, оружие и скотину. Богатство Соломона было столь велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (Млахим I 2,10, 27). Но больше всего царь любил лошадей, он даже ввел конницу и колесницы в еврейскую армию - первым в истории государства.

Несмотря на улучшение внешней политики, население Израильского царства оставалось недовольным многоженством Соломона, главным образом потому, что женщины вводили в царский дом языческие культуры своих государств, а царь, дескать, был терпим к этому. Например, когда Соломон построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха, среди пророков и людей, верных Богу Израиля, стали ходить слухи, будто царь стареет, позволяя в своем государстве идолопоклонничество. Говорили также, что роскошь и праздный образ жизни развратили сердце Соломона, и он пошел на поводу у своих наложниц. Вдвойне осуждают царя за отдаление от израильского Бога потому, что, согласно Торе, Всевышний целых два раза удостаивал Соломона божественного откровения. Первый раз, еще до строительства Храма, в ночь перед обрядом жертвоприношения в Гивоне, Бог явился к Соломону во сне и предложил просить у него чего душе заблагорассудится. Соломон мог бы воспользоваться случаем и попросить хотя бы долголетия или победы над врагами, не говоря уже о богатстве, но попросил лишь мудрости и умения управлять своим народом. Щедрый Бог пообещал ему и мудрость, и богатство и славу, а если тот будет исполнять заповеди, то и долголетие. По окончании строительства Храма Бог снова посетил Соломона, сказав, что внял его молитве на освещение Храма, и что будет охранять династию Давида только в том случае, если все сыновья останутся верными Ему. В противном случае Храм будет отвергнут, а народ изгнан из страны.

Когда же Соломон, задурманенный своими многочисленными женами, отдалился от Всевышнего и «ступил на путь идолопоклонства», Бог отнял у царского сына власть над Израилем, оставив ему лишь власть над Иудеей.

Справедливый и мудрый царь

Многие до сих пор считают Соломона олицетворением мудрости, что даже есть поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). При разрешении любых вопросов царь не нуждался в допросе свидетелей, так как при одном взгляде на конфликтующие стороны понимал, кто прав, а кто нет. Мудрость его также проявлялась в том, что Соломон, желая распространить Тору по стране, строил синагоги и школы. Однако и надменностью царь не отличался: когда необходимо было определить високосный год, он приглашал к себе 7 учёных старцев, «в присутствии которых хранил молчание» (Шмот Рабба, 15, 20).

Известные легенды о Соломоне также служат показателем его прозорливости и ума. Как-то раз к царю на суд явились две женщины, которые не могли поделить между собой младенца - обе говорили, что это ее ребенок. Соломон, не долго думая, приказал разрубить младенца пополам, чтобы каждой женщине досталось по части. Первая сказала: «Рубите, и пусть он не достанется никому», на что вторая воскликнула «Отдайте лучше ей, но только не убивайте его!». Соломон решил суд в пользу второй женщины, отдав ребенка ей, т.к. именно она была его матерью.

Столь же известная легенда о кольце Соломона трактуется по-разному. Однажды царь обратился к придворному мудрецу за помощью. Соломон жаловался, что его жизнь неспокойна, кипящие вокруг страсти отвлекают от политики, ему недостает хладнокровия, а мудрость не всегда помогает справиться с гневом и досадой. Придворный мудрец подарил царю кольцо, на котором была выгравирована фраза «Это пройдет», и сказал, чтобы когда в следующий раз тот почувствует неудержимый приток эмоций, взглянул на кольцо, и ему станет легче. Царь обрадовался философскому подарку, но вскоре настал день, когда прочтя надпись «Все пройдет», он не смог успокоиться. Правитель снял кольцо с пальца и уже хотел зашвырнуть его подальше, но тут на обратной стороне кольца увидел еще одну надпись «И это тоже пройдет».

Во втором варианте легенды рассказывается, будто однажды Соломон, сидя в своем дворце, увидел на улице человека, одетого с ног до головы в золото. Царь подозвал его к себе и спросил, чем он занимается и как может позволять себе такую шикарную одежду. Человек гордо ответил, что он ювелир, и на своем промысле зарабатывает достаточно хорошо. Царь усмехнулся и дал ювелиру задание: чтобы через три дня тот выковал для него золотое кольцо, которое будет приносить радость грустным людям, а радостным - грусть. И если тот не выполнит задания, его казнят. Через три дня молодой ювелир, трясясь от страха, вошел во дворец Соломона и встретил царского сына Рахавама. Ювелир подумал «Сын мудреца — половина мудреца», и осмелился попросить у Рахавама совета. Рахавам лишь ухмыльнулся, взял гвоздь и с трех сторон кольца нацарапал три еврейские буквы: «гимел», «заин» и «йуд».

Повертев кольцо, Соломон сразу понял значение букв, аббревиатура גם זו יעבור трактуется как «И это тоже пройдёт». Царь представил, что сейчас он сидит в своем дворце, окруженным всеми благами, каких только можно пожелать, а завтра все может измениться. От этой мысли Соломону стало грустно. Когда же Ашмодай закинул его на край света, и Соломону пришлось три года скитаться, глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и это понимание давало ему силы.

Величие и блеск царствования Соломона

Легенды гласят, что в течение всего царствования сына Давида Шломо диск луны на небе не уменьшался, так что добро всегда превосходило над злом. Соломон был настолько умен, могуществен и велик, что сумел подчинить себе всех животных, птиц, ангелов и демонов. Драгоценные камни во дворец Соломона доставляли ему демоны, ангелы охраняли их. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Бога Израильского, Соломон узнавал у ангелов многие тайны о мире. Соломон также знал язык зверей и животных: они все подчинялись его власти. Павлины и разные экзотические птицы свободно гуляли по дворцу.

Особого внимания заслуживает трон царя Соломона. Во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) сказано, что 12 золотых львов и столько же золотых орлов восседали друг напротив друга на ступенях трона царя израильского. На верхушке трона - золотое изображение голубя с голубятником в когтях как символ превосходства Израиля над язычниками. Там же располагался золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена святых: Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура. Двадцать четыре виноградных лозы, прикрепленные над троном, создавали тень над головой Соломона. Как сказано в Таргуме, когда царь поднимался на трон, львы при помощи механического приспособления протягивали лапы, чтобы Соломон мог на них опереться. Кроме того, сам трон перемещался по желанию царя. Когда Соломон, восходя на трон, достигал последней ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.

Соломону во всех делах помогали ангелы, демоны, звери, птицы, и сам Всевышний. Он никогда не был один, и всегда мог положиться не только на свою мудрость, но и на потусторонние силы. Так, например, ангелы помогали царю при строительстве Храма - легенды рассказывают, как чудесным образом тяжелые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место.

По большинству источников Соломон царствовал около 37 лет и умер в возрасте 52 года, наблюдая за строительством нового алтаря. Приближенные царя сразу не стали хоронить его в надежде, что правитель просто впал в летаргический сон. Когда же черви начали точить царский посох, Соломон наконец был признан мертвым и похоронен со всеми почестями.

Еще при жизни Бог израильский разгневался на Соломона за причастность к языческим культурам и отождествление идолопоклонничества с Всевышним, пообещав его народу много бед и лишений. После смерти царя часть покоренных народов организовали бурное восстание, вследствие которого единое Израильское государство распалось на 2 части - Израильское и Иудейское царства.

Соломон . Означенное слово означает мирный . Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. (). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом (). О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше .

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (, ). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах (). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюдато пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого. Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих ().

Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в III кн. Царств (III-XI), и в II кн. Пар. (IX), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) – мудрости Соломона, II) – его богатства, III) – его царствования и личного его характера.

I. Мудрость Соломона . Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии, что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах поистине были изумительны. И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). Его познания были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя, и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (). Кроме сих громадных ученых знаний и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава о его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона (). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей (). И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала ().

II. Богатство Соломона . Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности – земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также с Индией. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой – в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. Падут пред ним жители пустынь, восклицает псалмопевец , и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары (). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником при умножении богатства служила слава о его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения – именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большой свитой евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами.

Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. ). Он построил также великолепный дворец для себя – дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (), и вне стен града Иудина – дворец для дочери фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

III. Царствование Соломона . И жили Иуда и Израиль , замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12 областей, не соответствовавших, впрочем, 12 коленам Израилевым, и над каждой из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большей частью язычниц из окрестных народов – моавитян, аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода идумейского. Во время покорения идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет, здесь благосклонно принят был фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей и, повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранял повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов . Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли, конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (). Книга Екклезиаста , писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости , но при всем высоком поучительном ее содержании она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждой душой верующей. В Притчах , или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самым животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искуство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода – все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно Иисусом Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона ().

Настоящее имя царя Соломона (Шломо) - Йедидия (Возлюбленный Богом). Прозвище Соломон - Мирный - он получил за то, что, в отличие от своего отца, царя Давида, практически не воевал.

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме.

У царя Давида было много жен. Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3). Впрочем, многожёнство сыграло с Соломоном злую шутку. Супруги Соломона были идолопоклонницами, и, потакая им, царь построил для них многочисленные языческие святилища, которые и сам регулярно посещал. За это ему было предсказано, что после смерти его царство распадётся.

Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.

Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.).

Самой выгодной его женитьбой стал брак с дочерью фараона, правителя могущественного Египта. Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Традиционно считается, что Соломон был автором трёх библейских книг . В молодости он написал любовную поэму - «Песнь Песней» (Шир а-Ширим), в зрелости - нравоучительный сборник «Притчи» (Мишлей), а в старости - грустную книгу «Экклезиаст» (Коэлет), начинающуюся словами: «Суета сует - всё суета».

В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

В решающий момент в борьбе за власть Соломона поддержали первосвященник Садок, пророк Нафан, а главное - командир столичной гвардии Ванея. По разным хронология м, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Царство Израиля при Соломоне

Соломон был самым мудрым и самым богатым царем своего времени . В Библии описано как Бог явился ему во сне, в момент когда Соломон начал только царствовать, и сказал: "проси чего хочешь." Соломон попросил себе мудрости для управления народом, и Господь сказал: "за то, что ты не попросил себе богатства и славы, а попросил себе мудрости и разума, то дается тебе мудрость и богатства, которого не было ни у одного царя".

Дарованная свыше «премудрость, художница всего» , позволила Соломону «познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней»

Сын Соломона Ровоам не унаследовал отцовской мудрости. Он не нашёл общего языка с подданными. В результате 10 из 12 колен отделились от Иерусалима и создали отдельное Израильское царство.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона - это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища.

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии.

В царстве Соломона имелось столько богатств , что серебро обесценилось и стало равноценно простому камню. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): "И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах".

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности.

Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны.

Соломон написал три тысячи притч, из них только 513 вошло в книгу Притчей Соломоновых. (Третья Царств 4:32), Темы и основное содержание Книги Притч.

В книге Притч есть целый ряд важных тем, которые можно поделить на три части:

Отношение человека к Богу;
Отношение человека к самому себе;
Его отношение к окружающим.

Самое главное, что сделал царь Соломон за свою жизнь – это построил Иерусалимский храм.

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Грандиозные строительства и быстрое экономическое развитие требовали рабочей силы "и обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек." Соломон разделил страну на 12 налоговых округов, обязав их содержать царский двор и армию.

Колено Иуды, из которого происходили Соломон и Давид, было освобождено от налогов, что вызывало недовольство у представителей остальных израилевых колен. Расточительность и тяга Соломона к роскоши, привели к тому, что он не смог расплатиться с царем Хирамом, с которым заключил договор при строительстве Храма, и вынужден был отдать ему несколько своих городов в счет долга.

У священников тоже были причины для недовольства. У царя Соломона было множество жен разных рас и религий, они привезли с собой и свои божества.

Соломон построил для них капища, где они могли поклоняться своим богам, а в конце жизни и сам стал участвовать в языческих культах.

После смерти царя Соломона его царство распалось на два слабых государства, Израильское и Иудейское , ведущих постоянные междоусобные войны.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох.

Подборка фактов: сайт

Притчи Соломона


Царь Соломон (Шломо, в исламе – Сулейман) (1011 – 928 гг. до н. э.) – один из главных персонажей авраамических «священных писаний».

Соломон в «священном писании» именуется великим и мудрым правителем, носителем всевозможных добродетелей (реальных и мнимых).

Заслугами царя Соломона считаются, помимо прочего, возведение главного (и единственного) еврейского Храма, находящегося в Иерусалиме, и сочинение нескольких книг библейского канона:

  • «Песнь песней»;
  • «Книга притчей Соломоновых»;
  • Некоторые псалмы «Псалтыря»;
  • «Книга Экклезиаста».

Автором последней упомянутой книги Соломон уж точно быть не мог: «Экклезиаст» («Беседа отчаявшегося со своим Ба») – классическая древнеегипетская поэма, основанная на египетской религии и философии и перекликающаяся с другой египетской поэмой – «Песней арфиста».

Авторство остальных перечисленных произведений библейского канона также остаётся под вопросом. Для еврейских книжников позднего времени царь Соломон – олицетворение идеального правителя, а его эпоха – своеобразный «золотой век» древнееврейского государства.

Поэтому неудивительно, что его фигуре уделено столь пристальное внимание.

Имя царя

Имя Шломо происходит от еврейского слова «шалом» - «мир (отсутствие войны)», а также от слова «шалем» - «цельный, совершенный», видимо, это слова родственные. Соломон упоминается в «Библии» и под другими именами, например – Иедидиа («возлюбленный Богом, друг Бога»); так его прозвал его отец – царь Давид, когда бог его простил за изнасилование Вирсавии и убийство её мужа.

Как он пришёл к власти

Шломо, по-видимому, был законным наследником еврейского престола, поскольку он являлся соправителем отца в последние годы его жизни. Когда Давид стал совсем старым, власть попытался узурпировать другой его сын – Адония. Он вошёл в сговор с главным жрецом Авиафаром и военачальником Иоавом, объявил народу о своём воцарении и устроил пышный праздник по этому поводу.

Однако Вирсавия, мать Соломона, и священник Натан донесли об этом Давиду. Адония решил убежать и скрылся в скинии (походном храме). Соломон, к тому времени уже фактически ставший наследником престола, согласился помиловать брата, если он сдастся и покается. Тот так и поступил. Остальных же заговорщиков Соломон казнил, сформировав затем новое правительство.

Сообщается, что Соломон якобы договорился с Богом; тот дал ему великую мудрость и терпение, как того и просил новый царь, а Соломон поклялся воспитывать народ в верности Богу.

Отношения с другими государствами

Как и подтверждает значение его имени, Соломон был миролюбивым правителем и не желал вести каких-либо войн. Тем не менее он создал объединённое государство Израиля и Иудеи, которое занимало значительную территорию. Основой богатства казны при Соломоне был торговый путь из Египта в Дамаск, проходивший по его территории; также Соломон торговал лошадьми и колесницами, выполнял посреднические сделки.

Только вряд ли на этом можно было заработать столь баснословные богатства, какие приписывают легендарному царю. Археологами было установлено, что во времена Соломона в Израильском царстве было много медных рудников и плавильных печей, по-видимому, это и был главный источник пополнения бюджета.

Соломон дружил с правителями соседних стран, в том числе с египетским фараоном, таким образом, многовековая вражда евреев и египтян закончилась. Для укрепления дружбы Соломон взял в качестве своей первой жены дочь фараона. В дружеских отношениях он находился также с финикийским царём Хирамом - он находился у него в долгу, в счёт погашения которого уступил Хираму некоторые селения на территории его страны.

Израильский царь не решился даже расправиться с Разоном – взбунтовавшимся арамейцем, который изгнал из Дамаска еврейских представителей и объявил себя правителем.

Отношение к своей стране

Соломон был прекрасным администратором, дипломатом, строителем и предпринимателем. Получив от отца не особенно богатое государство, живущее патриархальным племенным укладом и мало кому интересное, он сделал его настоящей древней сверхдержавой, с которой вынуждены были считаться соседние страны – даже такие могущественные, как Египет.

Само Израильское царство стало богатым и процветающим, и в первую очередь это касается Иерусалима – Соломон сделал его роскошным мегаполисом, к тому же – единственным центром иудейской религии. Между тем идеализировать царя Соломона совсем не нужно. Это был довольно властный правитель, который видел в подданных лишь своих рабов.

Роскошь при его дворе доходила до безумия, и одним из символов этой роскоши стал чудовищных размеров гарем Соломона. Царь вёл свою страну к процветанию железной рукой, часто не заботясь о простых подданных либо проявляя в их отношении насилие. Соломон и царица Савская Знаменитой стала история о том, что к Соломону однажды приехала царица Сабейского государства, располагавшегося на Аравийском полуострове. В «Библии» их отношения описаны туманно и загадочно, однако, судя по всему, царь Соломон находился с ней в любовной связи.

За те сорок лет, которые Соломон правил народом Израиля, он прославился как мудрый и справедливый монарх. При нем была построена главная святыня иудаизма – Иерусалимский Храм на горе Цион, который не смог построить отец Соломона – царь Давид.

А был ли Соломон?

Упоминание о Соломоне в Библии подтверждает факт его существования как реального человека, правившего страной. Некоторые летописцы также описывали его как реальную историческую фигуру.

Встреча Соломона с Богом

Народные предания говорят о мудрости и богатстве Царя царей. Существует легенда, гласящая о том, что однажды во сне к Соломону явился Бог и спросил его, чего же он хочет в жизни. В ответ царь попросил у Всевышнего мудрости, чтобы справедливо править своим народом. Бог ответил, что даст ему мудрость и долголетие, если правитель будет жить по законам Божьим.

Мудрость царя Соломона

Как видно, Бог сдержал свое обещание и подарил царю мудрость. Так, при решении споров между людьми Соломону достаточно было одного взгляда, чтобы понять, кто прав, а кто виноват. Будучи мудрым , царь не был надменным. Если требовалось решить какую-то задачу, которая была ему не по силам, Соломон обращался за помощью к ученым старцам. Не вмешиваясь, царь ждал до тех пор, пока они не выносили свое решение.

Политика государства под управлением Соломона

Царство Соломона занимало довольно обширную территорию, объединившую Израиль и Иудею. Будучи искусным дипломатом, мудрый царь наладил добрососедские отношения с соседними государствами. Женившись на дочери фараона, он покончил вражду с Египтом и получил от нового родственника ранее завоеванные им территории. Из знатных родов Финикии Соломон взял в свой гарем много наложниц, чем сблизился с финикийским царем Хирамом, северным соседом Израиля.

В Израильском государстве процветала торговля с Южной Аравией, Эфиопией и Восточной Африкой. У себя на родине царь Соломон способствовал активному распространению закона Божьего, занимался строительством школ и синагог.

Кольцо мудрости

Легенда о Соломона звучит по-разному. Однажды, пребывая в печали, царь обратился за помощью к мудрецу. «Вокруг много всего того, что отвлекает и не дает сосредоточиться на более важных делах» - таковы были его слова. На что мудрец достал кольцо и протянул его царю. На наружной части подарка была выгравирована надпись: «Все пройдет». Соломон успокоился и снова стал править государством.

Спустя какое-то время мудрый царь опять затосковал, надпись его уже не успокаивала. Тогда он снял кольцо, решив от него избавиться, и в этот момент разглядел на его внутренней части вторую фразу - «И это тоже пройдет». Успокоившись, Соломон снова надел кольцо и больше с ним не расставался.

Магия и царь Соломон

Легенда гласит, что царь носил магический , позволяющий управлять стихиями природы, а также на равных общаться с ангелами и демонами. Известен также трактат «Ключи Соломона», содержащий сведения по демонологии и тайным наукам. В легенде говорится о том, что сам подарил эту книгу царю, и тот хранил ее под своим троном.

По преданиям, книга «Ключи Соломона» являлась средством, позволяющим открывать дверь, ведущую к таинствам мудрости мира. Самый старый ее экземпляр сейчас хранится в британском музее. В книге, написанной каббалистическими символами, раскрывается искусство вызывания демонов.

Но израильский царь общался не только с темными силами. Легенды рассказывают, что при строительстве храма Соломон попросил , и они помогали поднимать огромные камни безо всякого усилия. Царь также свободно, с помощью своего магического перстня, общался с птицами и зверями.

После смерти Соломона Израиль разделился на два царства: Израиль на севере и Иудейское царство на юге. Людям же остались многочисленные легенды о жизни мудрейшего из царей и знаменитая «Песнь песней» Соломона, включенная в ветхозаветный канон и нашедшая свое отражение в мировой художественной литературе, изобразительном искусстве и музыке.

Статьи по теме: