Комплектование воинских частей постоянной готовности. Общие положения. Понятие боевой готовности

Полная информация по теме "разрешено ли носить бороду военнослужащим" - все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Из статьи 335 устава внутренней службы:

"Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения. Ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам)."

По уставу ношение бороды разрешено только офицерам и прапорщикам.

А те (в свою очередь) ориентируются как на общее направление моды, так и на свое удобство.

Например во второй половине 19-го века борода была в моде, поэтому и офицеры/генералы/адмиралы обрастали бородищами, баками, подусниками.

В 20-21-м веках – не сильно модно. Поэтому и они так же, как и обычные люди.

2. Не у всех получается содержать в надлежащем виде.

Еще п.3 можно добавить: Жена не разрешает:)).

п.5 – собака обслюнявливает

2. Не у всех получается содержать в надлежащем виде.

1) "кому она (борода) идет

2) и те, у кого получается содержать ее в надлежащем виде

За растительностью лица мужа ухаживала я,хотя он и сам аккуратный,но нам обоим этот ритуал нравился. Развелись-ни бороды,ни усов,некому ухаживать и не для кого выращивать.

Хотя муж мой (вояка, но не подводник, обручалку тоже не носит, впрочем как и я))))

Что касается бороды-усов: смутно помню, что фото в документах именно с усами/бородой должно быть (если они есть в реале, ест-но). Я одно время в в/ч работала, в конце 90х, у нас один мичман-бородач был.

В в/ч у нас был всего один бородатый – старшина роты, старший прапорщик. Но это вообще отдельная история, потому что кроме бороды он еще и единственный носил форму ВМФ.

А в РУВД было уже двое – обоим в свое время пресловутый Пониделко лично велел устранить. Один устранил, второй в конце концов уволился.

Местный командир дивизиона ПВО пытался побрить бородача, но наш собственный начальник велел не поддаваться:))

  • Еще одна причина – воспитательная. В армии нет места индивидуальности.
  • И, наконец, последнее обоснование запрета – историческое . Как только была сформирована в России регулярная армия, тут же появилось ограничение на лишнюю растительность.
  • Как же обойти запрет?

    • Ответ однозначен –

    Больших размеров вам друзья!

    Клуб бородатых военных

    Заключение

    Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

    Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

    Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях – мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!

    Интернет-журнал от мужчин для мужчин.

    Обсуждаем все актуальные вопросы: женщины и их соблазнение, спорт, образ жизни, мужское здоровье и многое-многое другое.

    Можно ли военнослужащим носить усы, бороду?

    Хи, сразу вспоминается фраза прапорщика Шматко из сериала солдаты: Усы – это грязь, блохи, мыши.. И крысы!)) Я точно не знаю, но думаю, что в армии нельзя иметь усы рядовым военнослужащим. Высшим чинам, думаю, можно.

    Спрашивала этот вопрос у отца, так как он военнослужащий на пенсии. Так вот, бороду в армии носить не разрешается, даже нельзя лгкую щетину отращивать.

    А вот усы носить можно.

    Когда я служил в армии, правда это было давным давно, то это категорически не разрешалось. Единственное, кто не подпадал под это правило, у кого на фотографии на военном билете уже были усы. Как Вы понимаете таковых было очень не много. Думаю, что со времн Союза в этом вопросе вряд ли что либо изменилось.

    Можно ли военнослужащему носить бороду

    своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;

    Прическа военнослужащего, усы, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения.

    Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются, должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения. Ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам).

    Можно ли военнослужащим носить усы, бороду?

    Когда я служил в армии, правда это было давным давно, то это категорически не разрешалось. Единственное, кто не подпадал под это правило, у кого на фотографии на военном билете уже были усы. Как Вы понимаете таковых было очень не много. Думаю, что со времён Союза в этом вопросе вряд ли что либо изменилось.

    Усы в Армии носить не запрещается никому, будь то рядовой, прапорщик или офицер, но они должны выглядеть опрятно. А вот с бородой будут проблемы. Даже небольшая щетина на подбородке запрещена и могут наказать за это. У нас некоторые военнослужащие по два раза на день бреются, так как щетина появляется быстро. Утром побрился, а после обеда уже щетина – иди бриться.

    Недавно один приятель жаловался, что утром побрился, а в обед не успел и получил замечание от приехавшего начальника. Хоть он и говорил что только утром побрился, ему не поверили.

    Сколько лет служил, но ни разу не видел у нас военных с бородой.

    Я не читала Устава и не знаю на основании чего могут запретить ношение бороды в армии, но усы точно можно носить. С давних времен усы считались отличительным знаком военных и в любой исторической книге можно прочитать, как браво они подкручивали усы перед очередным подвигом. По поводу бороды, говорят, их ношение оставлено на усмотрение командира и вроде как в морфлоте капитанам и офицерам можно носить бороды, опять же отдавая дань традиции. А недавно я слышала, что оказывается по проведенным где-то кем-то исследованиям бородатые мужчины являются более боеспособными и мужественными, а потому в спецназе многих стран ношение бороды просто обязательно, особенно при проведении боевых операций.

    Разрешено ношение бороды, если лицо обезображено в результате полученного ранения и борода помогает эти следы скрыть.

    Командование части может разрешить усы в качестве поощрения, но как только военный выйдет за КПП части, его возьмет за жопу первый же комендантский патруль. - 8 месяцев назад

    все зависит от вашего звания и должности. простым рядовым солдатикам конечно нельзя! а вот офицерам разрешается. речь идет только про усы, бороду никому нельзя иметь. у меня друг в МЧС работает, так тот тоже захотел отпустить усы и отпустил. Только он офицер и говорит даже ему запрещали и не разрешали. но он все равно сделал что хотел, объясняя это тем, что нет ни одного нормативного документа, который запрещал бы это.

    из истории: раньше все пожарные обязаны были иметь усы. все дело в том что когда они шли в дым, то закусывали усы и дышали через них. на сколько это помогало-не знаю, но раз так делали значит был толк

    Спрашивала этот вопрос у отца, так как он военнослужащий на пенсии. Так вот, бороду в армии носить не разрешается, даже нельзя лёгкую щетину отращивать.

    А вот усы носить можно.

    Борода разрешена только в том случае, если на лице есть уродующий внешность изъян, которого человек стесняется. Например, большой шрам.

    Да, а помню, что некоторые из военных ходили с усами, но вот с бородкой видела только одного человека. говорили, что это из-за шрама. А получить шрам у военнослужащего в десятки раз выше, чем у человека мирной гражданской профессии.

    Военнослужащим с большим опытом и званием носить усы и бороду конечно же можно

    Это люди опытные, которые все повидали. И усы с бородой им очень даже идут

    Тем, у кого ни звания, ни опыта нет конечно тоже можно носить растительность на лице

    Но за ней нужно ухаживать, а на это нужно время, которого у них катастрофически нету

    А потому многие брею бороды и усы, что бы не тратить лишнее время на их уход

    Усы и бороду носить можно, но они должны отвечать двум главным требованиям:

    Во – первых быть аккуратными и опрятными.

    Во – вторых они не должны мешать ношению индивидуальных средств защиты.

    Ну и конечно тот неловкие переходный момент когда трехдневная щетина плавно переходит в усы и бороду нужно как то переждать,зачастую это можно сделать только в отпуске или на больничном. В остальное время военнослужащему не дадут не бриться так долго, некоторые бреются и по 2 раза в день.

    Офицерскому составу и прапорщикам можно. Рядовым нельзя. Хотя это четко и не прописано в какизх=то рергламентирующих документах, но так уж повелось. Рядовому просто напросто не разрешат отпустить усы илибороду. рядовые должны выглядеть одинаково.

    В Армии усы и борода не требуется, во первых за ними нужен очень тщательный уход, а для этого надо время и естественно в Армии его на это нет времени, поэтому практически все чисто выбриты и без усов и бороды, а единицам разрешено носить усы.

    А почему нет? Если они не нарушают своим видом общих правил военнослужащих? Вспомните маршала Буденного. У него не просто усы, а у-у-сищи?

    Если уж женщины начали носить бороды, как вот это ошибка природы,

    тогда уж воякам сам Бог велел.

    Хи, сразу вспоминается фраза прапорщика Шматко из сериала солдаты: "Усы – это грязь, блохи, мыши.. И крысы!")) Я точно не знаю, но думаю, что в армии нельзя иметь усы рядовым военнослужащим. Высшим чинам, думаю, можно.

    В армию - с тактической бородой! Можно ли носить военнослужащим?

    Борода во все времена была символов мужественности. Несколько веков она даже ассоциировалась с силой и воинами. Вспомните, древних славян и викингов. Однако, в современности все обстоит совершенно иначе.

    В США и в некоторых странах ее ношение разрешено, в других нет.

    Придуман даже специальный термин: «тактическая борода». Что это значит?

    Что говорит о растительности на лице Воинский Устав РФ? Можно ли носить бороду военнослужащим? Бытует мнение, что этот закон запрещает. Так ли это? Давайте разбираться.

    В каких армиях разрешено военнослужащим носить бороду?

    Прежде чем говорить о России, расскажем об армиях мирах. Прежде всего, о США. Там на законодательном уровне разрешено ношение бород военнослужащими и головных уборов, символизирующих религиозную принадлежность.

    Однако, не все западные страны настолько либеральны. Большинство из них – строго запрещают щетину, и если она есть, то только в виде исключения из правил.

    Раньше к растительности на лице в Израиле и в других государствах с официальными религиями: ислам и иудаизм относились спокойно. Но с недавних пор даже там требуется получение разрешения командования, причем не у одного офицера, а у целого ряда.

    Можно ли носить бороду в армии в РФ?

    Давайте обратимся к уже упомянутому выше Уставу. Итак, он гласит согласно 344 статье 8 главе, что правила личной гигиены подразумевают помимо умывания, гигиенического приема душа, мытья рук и чистки зубов, обязательное бритье лица и стрижку ногтей. Усы, однако разрешены, но только в аккуратном виде, и они также должны отвечать определенным требованиям.

    Есть ли исключения в законе? В этой же статье в старой редакции чуть ниже по тексту разрешалось ношение бород мичманам, прапорщикам и офицерам. Сейчас такого исключения нет.

    Почему на лице запрещена растительность?

    1. Дело здесь не в личной прихоти генеров ВС РФ, а в банальных правилах безопасности и личной гигиены. Представьте себе, что в бою солдат вступает в рукопашную схватку. Имея длинную бороду, он сразу же подвергается опасности. Ведь схватиться за нее врагу, и убить защитника не составит труда. По тем же причинам запрещают длинные волосы.
    Ношение противогаза, кислородной маски (для летчиков) и растительность на лице также конфликтуют друг с другом. Почему? Средство индивидуальной защиты просто не будет прилегать плотно, и солдат моментально подвергнется воздействию газов.

    Вот почему в армии нельзя носить бороду.

    Как же обойти запрет?

    Как мы уже увидели – ношение бороды по Уставу запрещено. Однако, что делать, если солдат – мусульманин, или у него раздражение на бритье?

    • Ответ однозначен – договариваться с командованием . При этом, чем выше звание, тем больше шансов на разрешение. Повысить вероятность положительного исхода помогут медицинские справки. Кроме того, если нижняя часть лица обезображена шрамом, военному также, возможно, разрешат носить бороду.
    • В старой редакции Устава была оговорка, что бороду могут иметь прапорщики, мичманы и офицеры . И хотя сейчас такого исключения нет на бумаге, но в действительности, так и происходит. Рядовых всех заставляют сбривать растительность, а вот тем, кто постарше званием, дают некоторые поблажки.
    • Еще одна причина обойти запрет – нахождение в войсках, дислоцирующихся на севере страны . Непонятно почему, (возможно, из-за того, что растительность помогает бороться с обморожением) но там гораздо менее строже относятся к растительности на лице, даже у рядовых.

    Что такое тактическая борода и есть ли она в армии РФ?

    В мусульманских странах быть безбородым мужчиной – это позор. И именно в таких государствах родилось понятие «тактическая борода». Возникло оно, как результат афганских и иракских военных компаний, проводимых западными вооруженными силами.

    Солдатам США разрешалось носить в Афганистане и подобных странах бороду с целью сливаться с местными жителями, а также из гигиенических соображений: волосы защищают от пыли, песка, обветривания и обморожения.

    Также, как утверждают некоторые издания, в те годы проводилось исследование, цель которого была установить, насколько борода помогает в ведении боевых действий. Ученые выяснили, что благодаря ей у солдата вырабатывается больше «мужского» гормона тестостерона. Как следствие, такой военный становится более сильным, стреляет точнее, и в целом повышается его боевая эффективность.

    3 ЛУЧШИХ СПОСОБА УВЕЛИЧИТЬ ПЕНИС!

    1. Самый эффективный и проверенный - крем Titan gel. О нем много пишут блогеры, наш обзор можно прочитать здесь.
    2. Можно воспользоваться разными упражнениями для увеличения члена.
    3. Ну и, конечно, хирургический путь - наиболее опасный.

    Больших размеров вам друзья!

    В таком эксперименте принимало участие 100 военных (брались служащие в спецназе и в регулярных войсках). Половина мужчин – бородатых, половина нет. У тех, у кого была растительность, обладали лучшими показателями выживаемости, чем их сослуживцы. После такого вывели даже тезис, что «борода помогает выжить». Насколько реален факт такого эксперимента – сейчас судить невозможно, но некоторая логика здесь все-таки прослеживается.

    Насколько целесообразно ее использование в частях непонятно.

    Клуб бородатых военных

    Такой клуб был создан в 2011 году ветеранами спецназа США. Он дарует некоторые привилегии тем мужчинам, кто служит в войсках и имеет бороду. Аббревиатура TBOC позволяет найти в Интернете их сайт.

    Клуб регулярно проводит массовые мероприятия для тех, кто состоит в нем, организует материальную поддержку и встречи единомышленников по всему миру. Кроме того, им выдаются специальные значки, которые прикрепляются к форме и позволяют найти единомышленников.

    TBOC также высылаются специальные тактические пояса со специальным полем для имени владельца и сертификатом с гарантией качества.

    Заключение

    Да, борода во все времена была символом мужественности и силы. В ряде стран она запрещена, в других государствах она разрешена. Россия, увы, не относится к их числу. Изменится ли ситуация – покажет лишь время.

    Подытожим, что мы узнали о том, можно ли военным носить бороду в армии РФ:

    1. ношение бороды в армии запрещено Воинским Уставом РФ главы 8 статьей 344, тогда как в США она разрешена.
    2. По медицинским соображениям, а также офицерам, могут с особого благоволения командования, разрешить не бриться.
    3. Существует термин: «тактическая борода». Это означает, что она помогает в боевых условиях справляться с пылью, песком, солнцем и излишней жарой. «Временная тактическая борода» – тканевая повязка на лицо, имитирующая растительность, и в армии она не применяется.

    Любой врач вам предложит целый ряд способов лечения простатита, от тривиальных и малоэффективных, до радикальных

    • вы можете регулярно проходить курс терапии таблетками и ректальным массажем, возвращаясь через каждые полгода;
    • можете довериться народным средствам и верить в чудо;
    • пойти на операцию и забыть о сексуальной жизни…
    • Уровень боевой подготовки личного состава;
    • Уровень морально-психологической подготовки военнослужащих;
    • Подготовленность командиров и штабов к предстоящим боевым действиям;
    • Техническое состояние штатной боевой техники и вооружения и его соответствие современным требованиям;
    • Уровень укомплектованности формирований личным составом;
    • Наличие материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

    Мероприятия для поддержания боевой готовности

    Ниже приводится список внутренних мероприятий в Вооружённых силах для поддержания боевой готовности :

    • Постоянная боевая подготовка по всем её видам обучения:
      • Строевая подготовка;
      • Тактическая подготовка;
      • Физическая подготовка;
      • Огневая подготовка;
      • Инженерная подготовка;
      • Химическая подготовка;
      • И другие виды подготовки;
      • Занятия по боевому слаживанию .
    • Проведение командно-штабных учений (оперативная подготовка);
    • Проведение военных учений;
    • Морально-психологическая воспитательная работа с личным составом;
    • Социально-правовая работа с личным составом и профилактика правонарушений в воинской среде;
    • Работа над мотивацией личного состава (финансовые поощрения и перспективы карьерного роста);
    • Техническое обслуживание боевой техники и вооружений;
    • Постоянный контроль органов контрразведки;
    • Периодическое проведение строевых смотров воинских частей;
    • Периодическая проверка боевой готовности соединений и воинских частей;
    • Поддержание необходимого уровня материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

    Внешние условия влияющие на боевую готовность

    Боевая готовность Вооружённых сил независимо от принадлежности к государству, зависит от следующих внешних факторов:

    • Достаточное финансирование военного бюджета ;
    • Положительный образ Вооружённых сил в общественном сознании , с целью привлечения кандидатов на воинскую службу;
    • Систематическое перевооружение войск современными типами вооружения и снаряжения;
    • Экономические возможности государства вести длительные полномасштабные боевые действия;
    • Возможности и состояние транспортной системы государства

    Степени боевой готовности

    В вооружённых силах различных государств устанавливается собственный перечень степеней боевой готовности . Им соответствуют различные режимы функционирования подразделений и воинских частей - из которых они могут приступить к выполнению боевой задачи в определённые сроки, установленные в документальном порядке и закреплённые в служебных инструкциях каждому военнослужащему по занимаемой им должности. При каждой последующей степени боевой готовности , время необходимое к готовности вести боевые действия - сокращается. Высшая степень боевой готовности означает, что конкретное формирование готово немедленно приступить к ведению боевых действий .
    К примеру, в ВС СССР существовало 4 степени боевой готовности :

    1. Постоянная - представляла собой обычное повседневное функционирование воинских частей и соединений в мирное время, занятых боевой подготовкой и организацией непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы .
    2. Повышенная - характеризуется следующими мероприятиями: полный сбор личного состава, доукомплектация личного состава, проверка состояния техники и вооружений, занятия по боевому слаживанию, подготовка к передислокации, подготовка материальных резервов и транспорта.
    3. Военная опасность - мероприятия, проводимые после объявления боевой тревоги : выезд формирований в район сосредоточения, получение провизии и средств связи, боеприпасов и средств защиты, организация сторожевого охранения .
    4. Полная - выдвижение войск на позиции, получение боевых задач, развёртывание огневых средств, организация комендантской службы и боевого охранения .

    Наименования установленных степеней боевой готовности всегда указывались прописными буквами и не склонялись.

    Практический смысл введения степеней боевой готовности имеет две причины:

    1. Очерёдность мер по поэтапному развёртыванию войск, необходимое на развёртывание войск, мобилизацию военнообязанных, подготовку материальных резервов необходимых для ведения боевых действий, расконсервацию боевой техники и вооружения находящегося на складах и т. д..
    2. В том что Вооружённые силы любого государства не в состоянии при любом изменении внешней или внутренней политической обстановки, держать в постоянном напряжении как личный состав, так и мобилизовать на это финансовые и материальные средства.

    Специфика степеней боевой готовности для некоторых родов войск

    В современную эпоху, ввиду наличия у многих государств ОМП и средств доставки боеголовок дающие возможность внезапного масштабного применения способного в считанные минуты нанести непоправимый урон боевой единице, сухопутные части, авиация и флот должны быть постоянно готовы начать боевые действия. Для того, чтобы обеспечить это, в современных вооружённых силах практически всех государств мира предусматривается поддержание войск в степени постоянной боевой готовности , которая, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянной укомплектованности войск личным составом, вооружением, боеприпасами и прочих средств необходимых для скорейшего вступления в военные действия и выполнения боевых задач .
    Но для обеспечения полной безопасности государства, для некоторых родов войск существуют особые степени боевой готовности, в которых периоды поэтапного развёртывания и сроки готовности к ведению боевых действий предельно сжаты, и для них фактически не предусмотрена градация по степеням боевой готовности - поскольку они постоянно находятся в полной боевой готовности :

    • Оперативный дежурный
    • Дежурный по гарнизону
    • Дежурный по части
    • Начальник караула
    • Начальник патруля
    • Дежурный помощник военного коменданта
    • Дежурный по контрольно-пропускному пункту
    • Дежурный по роте /батарее

    Понятие об элитных войсках

    С целью описать какие-либо войска как находящиеся в более высокой степени боеготовности по сравнению с остальными вооружёнными силами, в современной публицистике используется устойчивое словосочетание «элитные войска ».
    К элитным войскам принято относить:

    К примеру:
    • 45-й отдельный гвардейский полк специального назначения и т. п.;
    • Военные формирования охраны глав государств в некоторых государствах:
      • Республиканская гвардия Ирака и т. п.;
    • Формирования палубной авиации ;
    • Формирования

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

    заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

    1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

    При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

    В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

    Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

    Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

    В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

    По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

    2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

    Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

    Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

    Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

    2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

    Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

    2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

    Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

    Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

    Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

    3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

    В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

    3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

    С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

    Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

    3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

    В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

    Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

    Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

    3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

    Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

    В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

    Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

    Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

    4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

    Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

    Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

    1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

    2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

    Обзор документа

    Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

    Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

    Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

    Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

    Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

    В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

    Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

    Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

    Вопрос:

    Здравствуйте. Я служу в 15-й отдельной мотострелковой бригаде войсковой части 90600 (поселок Рощинский Самарской области). Бригада сто процентов на контрактной основе, согласно 221 статье внутреннего устава и статье 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (дословно) пункт 3.1. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется!

    Вопрос - а положена ли мне денежная компенсация за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (полевой выход 3 месяца)? И второй вопрос - если мне не положена денежная компенсация, то не является ли это нарушением моего Конституционного права согласно 2,3 (дискриминация), 5 пункта статьи № 37 Конституции Российской Федерации, Так как, например, контрактник на точно такой же должности в обычной бригаде получает (!) данную денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Ваш ответ я жду с нетерпением.

    С уважением, сержант к/с Тойганбаев Марат Закиржанович

    Ответ Начальника управления надзора Главной военной прокуратуры, генерал-майора юстиции Александра Никитина:

    Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. С 5 февраля 2013 года Вы проходите военную службу по контракту в войсковой части 90600 в должности командира 1 отделения медицинского взвода. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется.

    В связи с изложенным оснований для предоставления Вам дополнительных дней отдыха, а, следовательно, для выплаты денежной компенсации за эти дни, не имеется.
    В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила ее выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073.
    В частности, данная ежемесячная надбавка предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, и иным указанным категориям военнослужащих. Указанная надбавка выплачивается военнослужащим войсковой части 90600, в том числе и Вам.

    Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных, в том числе, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

    Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2743-О "По жалобе гражданина Маркова И.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

    Статьи по теме: