Потребность в знаниях. Эссе на тему «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел» Б.Ф.Ломов (ЕГЭ обществознание). Формирование потребностей человека
Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.
К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей
Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей
Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.
Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.
Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.
Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.
Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.
Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.
Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.
В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.
Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.
Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.
На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.
Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.
Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.
«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.
Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.
Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.
Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.
Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.
В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.
Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.
Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.
Когда растение поворачивается к свету и лепестки цветка сворачиваются на ночь, то это не называют следствием их знаний. Таковы же в основе своей все безусловные рефлексы животных, вплоть до самых сложных. На их фундаменте строится сложнейшая система условных рефлексов, а далее -динамические стереотипы - относительно устойчивые, строящиеся и перестраивающиеся взаимосвязи условных рефлексов. Связи, формирующиеся в динамических стереотипах и между ними, уже можно называть знаниями. В тканях человеческого мозга они воспроизводят - «отражают» явления и процессы окружающего мира.
И.П. Павлов писал: «Движение растений к свету и отыскивание истины путем математического анализа не есть ли, в сущности, явления одного и того же ряда?» (204, стр. 150). На одной из «сред» он говорил: «Нужно считать, что образование временных связей, т.е. этих «ассоциаций», как они всегда назывались, это и есть понимание, это и есть знание, это и есть приобретение новых знаний. Когда образуется связь, т.е. то, что называется «ассоциацией», это и есть несомненное знание дела, знание определенных отношений внешнего мира, а когда вы в следующий раз пользуетесь ими, то это называется «пониманием», т.е. пользование знаниями, приобретенными связями, - есть понимание» (207, т.2, стр.579).
Животные отличают съедобное от несъедобного, полезное от бесполезного, опасного врага от существа безвредного. Собаки, лошади узнают хозяина. То, чему животное обучается, можно назвать его знанием. Подобные знания приобретаются и человеком в раннем младенчестве, но потом они знаниями уже не называются. Но ведь есть взрослые люди, которые не знают того, что знают малые дети и даже животные. О перемене погоды животные узнают раньше людей. Как известно, гуси спасли Рим, узнав об опасности прежде людей. Современный ребенок знает то, чего не знали мудрецы древности; взрослый горожанин знает природу хуже деревенского ребенка. Во всех подобных знаниях обобщен практический опыт.
Г. Бонди в книге «Относительность и здравый смысл» пишет: «Здравый смысл - это то чудовищное количество опыта, которое мы приобретаем в наши юные годы и из которого мы извлекаем великое множество сведений о мире, в котором живем, и об окружающих нас предметах. Хотя, возможно, в нем содержится кое-что от инстинкта, но в основном здравый смысл - это концентрат опыта» (35, стр.64).
Знания, как первоначально и информация вообще, - обязательное условие, а потом и способ удовлетворения потребностей, начиная с простейших биологических. Необходимость в знаниях возрастает вместе с усложнением способа: собирание плодов требует меньше знаний, чем охота и рыбная ловля; охота - меньше, чем земледелие; чем хуже для земледелия природные условия, чем труднее дело, тем больше нужно знаний. Объективная природа цели определяет их необходимый объем. Историк Египта М.З. Гонейм рассказывает: «Через огромный промежуток времени первобытные египтяне научились управлять своей рекой или во всяком случае предугадывает ее поведение. <...> Наблюдения необходимо было записывать, и это, вероятно, послужило одной из основных причин изобретения письменности. Ежегодные разливы уничтожали большое количество межевых знаков. Чтобы затем восстанавливать границы полей, понадобилась точная система измерений, а это в свою очередь вызвало развитие геометрии, которая впоследствии пригодилась при сооружении зданий» (73, стр. 12) ;
Эмпирические знания первоначально не идут дальше конкретной практики: охотник может не иметь понятия о зоологии, земледелец - не подозревать о существовании агрономии. Но эмпирические знания человека могут обобщать связи между явлениями, отстоящими одно от другого на значительных пространственных и временных расстояниях. Расстояния эти могут быть самыми разными, и пока знания остаются прикладными, практическое их назначение предопределяет расстояние от причины до следствия. Масштаб обобщений в таких знаниях в большинстве случаев бывает меньше осуществимого -доступного человеческому мозгу.
Мозг человека, обслуживающий удовлетворение потребностей, потребности эти трансформирует, развивает и усложняет именно потому, что располагает резервами, не используемыми в обычных условиях, - возможностями строить обобщения и понятия, далеко отходящие от непосредственно воспринимаемого и ощущаемого и практически в данный момент необходимого.
Обобщение, отвлекаясь от ощутимого факта, может совершенно порвать связь с ним; так возникают понятия и связи между ними, сконструированные мозгом и отражающие не столько реальную действительность, сколько некоторую модель, отвлеченную от действительности, сконструированную понятиями и продиктованную потребностью. В модели этой реальное может быть вытеснено или искажено до неузнаваемости экстраполяциями - желаемым или вытекающим из желаний, воображаемым.
Подобного рода мечты, фантазии, теоретические выкладки и построения дедукции могут мешать, отвлекая от реальных способов, ходу удовлетворения конкретных потребностей. Эмпирические знания предостерегают от такой роскоши; в этом, вероятно, назначение здравого смысла - рассудка, формальной логики - в обычной повседневной практике.
Но обстоятельства складываются иногда так, что эмпирических знаний оказывается катастрофически недостаточно. Таковы стихийные бедствия, превратности войн, нашествий, превратности необыкновенных человеческих характеров и поступков - преступлений и подвигов. Подобного рода обстоятельства возникают без видимой причины; они нарушают норму удовлетворения потребностей, обостряют эти потребности и требуют знаний, которых нет среди прикладных, эмпирических.
Чтобы рассмотреть, что такое потребность в познании, необходимо разобраться, что есть познание. Познание - это одна из философских категорий, которая неразрывно связана с такой категорией, как знание, и определяется следующим образом:
Познание - духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний и процессов и др., их систематизацию и хранение. Кроме того, познание можно охарактеризовать, как обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания - к знанию, от неполного и неточного знания - к более полному и более точному.
Знание - отражение объективной реальности в нашем сознании, связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В своем сознании человек отражает объективные, закономерные связи реального мира.
Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах. Это - обыденно-практическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание.
В конечном счете все науки возникли из практических потребностей людей: математика - из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия - из потребностей мореплавания; медицина - из потребностей борьбы с болезнями и т.д.
Потребности в познании и самопознании играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека. Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. Познание позволяет раскрыть тайны природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии.
Приведем один пример. В джунглях Южной Америки водится крошечная лягушка длиной всего 1-3 см и массой 1 г, но у нее - самый сильный из известных до настоящего времени яд животного происхождения: она может убить своим ядом 50 ягуаров. У проживающих там индейцев одного племени нет огнестрельного оружия, и они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Данный пример показывает, что практическая потребность заставила индейцев познавать свойства яда этой лягушки. Практические потребности влечении некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лекарство.
Теория познания, или гносеология, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фундаментальных разделов.
Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек исследует человека, т.е. самого себя. Результаты познания не только остаются в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью материальных носителей информации - рисунков, объектов материальной культуры, книг, а сегодня с помощью телевидения, компакт-дисков и др.
В отличие от сознания, которое является единством ощущений, знаний, желаний, переживаний, результатом отраже-
ния материального мира и сопряжено с материей, познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с практикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. В теории познания исходные понятия - деятельность, практика, познание.
Познание осуществляется в двух основных формах - в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это - скачок от познания фактов к познанию законов.
Опираясь на предыдущие знания, человек получает возможность предвидения, создания планов развития различных отраслей экономики, науки, просвещения и т.д. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, научной, художественной и другой фантазии. Абстрактное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. По словам Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что он, прежде чем строить что-либо, создает план своей постройки в голове.
Под практикой понимают всю производственную и общественную деятельность людей в определенных исторических условиях - материальную производственную деятельность людей в сферах промышленности и сельского хозяйства, политическую деятельность, научный эксперимент и т.д. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей, и в то же время конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей. В своей практической деятельности человек сталкивается с различными свойствами предметов и явлений, часто ему непонятными. Поэтому он должен изучать природу, чтобы добывать
11.3. Потребность в познании и самопознании
себе материальные блага. В настоящее время практика поставила перед человечеством такие глобальные проблемы, как сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение Космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
о познает окружающий мир непосредственно, т.е. сам открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества;
о познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (учится, читает книги, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной и духовной культуры).
История развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития науки и техники.
Потребность в познании осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества, она пронизывает всю жизнедеятельность человека, так как человека от рождения до самой смерти интересует все, что было и будет дальше.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется в следующих основных направлениях:
о посредством научных знаний, когда целью познания является истина. Ведущая черта, особенность та кого познания - объективность знаний. Чем более научным является знание, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений, позиций, предпочтений человека. Такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать адекватные, правильные решения, прогнозировать свои действия и поступки;
о посредством искусства, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни, человека. Цель такого познания-в познании правды жизни. Во всех видах и жанрах искусства представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральное место в литературе, поэзии, музыке, живописи и других видах искусства занимают образ человека, его интересы, переживания, мысли, поступки. Йс-
Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании
кусство выступает одним из источников познания психики людей;
О посредством религии, так как значительная (может, даже большая) часть населения планеты (наша страна в этом отношении не является исключением) живете религиозным мироощущением и миропониманием. Поэтому современный специалист должен знать научную и религиозную картины мира;
О посредством собственного социального, этнического, профессионального и другого опыта и знаний.
Потребность в познании - неотъемлемая часть развития общества и человека. Если все члены общества будут высокограмотным и образованными, то будет меньше конфликтов разного рода (экономических, юридических, социальных и др.), однако, чтобы этого достичь, необходима заинтересованность в этом каждого человека. Кроме того, человек получает знания не только в мирных целях, но и для ведения конфликтов и войн. Поэтому потребность в познании, как и всякая другая потребность, должна соизмеряться с моральными принципами. Потребность в познании дала человечеству много открытий и изобретений во многих отраслях науки. Однако, к сожалению, не все открытия пошли на пользу человечеству.
Потребность в познании можно классифицировать следующим образом: потребность в социальном познании, научном познании и во вненаучном познании.
Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm:
1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели - одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.
2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот - все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.
4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.
В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе.
Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность - и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.
5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.
6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.
Эстетические потребности
Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:
1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.
2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.
Удовлетворение потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%». Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
В выбранном мною высказывании автор выделяет проблему зависимости поведения и характера действий людей от их потребностей. Каждый человек находится под властью своих безграничных потребностей. Удовлетворяя одни потребности, у него появляются другие, и так по кругу.
Автор высказывания, советский психолог Б.Ф.Ломов, полагает, что "Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел". С этим высказыванием невозможно не согласиться, ведь потребности каждого человека - индивидуальны и если один человек ограничивается удовлетворением биологических потребностей, то другой будет действовать абсолютно по иному, удовлетворяя огромный спектр своих потребностей. Следовательно, если одному будет достаточно чувствовать себя защищенным, быть сытым и не чувствовать жажду, то другой человек хочет общаться, развиваться, ходить в театры - и тоже будет счастлив.
Перейдем к теоретическим обоснованиям. Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма. Потребности бывают биологическими, социальными, духовными. По А.Маслоу потребности делятся на первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные). Именно мотивы деятельности человека связаны с удовлетворение его потребностей.
Помимо теоретических обоснований можно привести ряд конкретных примеров. Хорошим примером может послужить Илья Ильич Обломов - главный герой романа И.А.Гончарова "Обломов". Обломов - домосед, все, чо ему нужно - это вкусно поесть и поспать.
Больше он особо ничем не интересуется и не увлекается. Только его верный друг Штольц и Ольга Ильинская время от времени пытаются "растрясти" Обломова и сводить на светское мероприятие, например, на светский ужин в каком-нибудь доме. Сам Илья Ильич ничего не хотел, кроме вышеназванного, и поэтому почти все его действия ограничивались удовлетворением первичных потребностей. Вторым ярким примером может стать М.В.Ломоносов. Он - пример сильного стремления и огромного желания, тяги к знаниям. Именно его упорство и стремление помогли ему поставить цель и правильно расставить приоритеты перед собой. Цель заставляла его действовать, а значит все его действия были направлены на удовлетворение потребности в знаниях.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что каждый человек действует исходя из своих потребностей и желаний. И именно то, к чему человек стремится и чего желает - и определяет его в жизни.
Обновлено: 2018-02-20
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
- «Потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел». (Б.Ф. Ломов)