Бредовая ревность диагноз психологический. Патологическая ревность: причины, признаки, лечение. Патологическая ревность – причины

Не секрет, что при расстройстве рецептивной речи у ребенка возникают такие проблемы, как несоответствие понимания речи нужному уровню, то есть, недостаточное для его умственного развития. Нередко наблюдается проблема словесно-звукового произношения, в том числе и фонетико-фонематического анализа. Данное расстройство обозначается термином афазия, врожденная слуховая невосприимчивость, имеющая отношение к развитию. Расстройство рецептивной речи выражается в сниженной способности к слуховому восприятию речи, притом, что сохранен физический слух. Если расстройство наблюдается в легких случаях, то имеется замедленное понимание наиболее сложных предложений. При тяжелой форме у ребенка может отсутствовать понимание обращенной к нему речи полностью.

Также, параллельно этим явлениям имеют место расстройства общего развития, нарушения физического и неврологического плана, которыми обусловлены различные речевые дефекты. В школьном возрасте частота данного расстройства определяется показателем от трех и до десяти процентов, причем, девочки страдают расстройством рецептивной речи в два разе реже, чем мальчики. Как правило, расстройство бывает обнаружено примерно в четырехлетнем возрасте. К ранним признакам относится неспособность воспринимать знакомые названия, также неспособность производить идентификацию одновременно нескольких объектов к полуторагодовалому возрасту, непонимание простых инструкций в двухлетнем возрасте.

К поздним нарушениям относится неспособность восприятия грамматических структур, таких как вопросы, отрицания, сравнения. Также, ребенок может не понимать паралингвистические составляющие речи, например, тональность голоса, специфические жесты, и прочее. В то же время, нарушено восприятие ребенком просодических речевых характеристик. Тем не менее, для таких больных типично уместное использование жестов, адекватное отношение к родителям, нормальные ролевые игры. При расстройстве рецептивной речи могут быть эмоциональные реакции, гиперактивность, тревожное состояние, неприспособленность в социальном плане. Дети с этим сложнейшим расстройством самоизолируются от сверстников, иногда наблюдается энурез, нарушенная координация.

Причина заболевания

В настоящее время ученые имеют множество различных предположений, касающихся возникновения расстройства рецептивной речи, но конкретные причины все-таки не названы. Предполагается, что этиологическую роль могли играть корреляции с церебральными органическими факторами, но данному фактору нет убедительного подтверждения. Хотя отмечено, что больные часто страдают множественными признаками корковой недостаточности. Также интересен факт, что при обследовании родственников больных обнаружено, что у них повышенный судорожный синдром и специфические расстройства чтения выражены в большей степени, чем у других людей.

Не исключаются избирательные нарушения разграничения звуков, так как в основном пациенты обнаруживают наивысшую чувствительность к неречевым звукам.

Также, среди предположений о причинах данного расстройства имеет место теория о поражениях головного мозга, называется задержка нейронального развития, также принимается во внимание генетическая предрасположенность. Стоит подчеркнуть, что ни одна из версий не имеет стопроцентного подтверждения, хотя вероятность довольно велика. Некоторые исследователи утверждают, что всему виной могут оказаться нейропсихологические механизмы, когда пациент не способен дифференцировать невербальные компоненты речи, так как у него имеется дисфункция правого мозгового полушария.

Но отмечено, что почти все дети, имеющие неправильное развитие рецептивной речи, в лучшей степени реагируют, когда слышат звуки среды, чем звук речи других людей.

Большинство специалистов все-таки склонны утверждать, что причина заболевания не определена, хотя при всем при этом, у многих больных обнаруживается немало признаков корковой недостаточности. Особое внимание обращается на то, что у пациентов является пораженной височная доля полушария, являющегося доминантным. В любом случае, прежде чем выявлять причины предполагаемого расстройства рецептивной речи, необходимо исключить такие варианты, как , плюс общие расстройства развития, не исключается и приобретенная афазия.

Лечение

Как утверждают специалисты, ведение детей с подобной патологией всегда различно и в каждом случае имеются свои особенности. Многие врачи уверены, что такие пациенты нуждаются в изоляции, и проведении последующего обучения речевым навыкам. Основным фактором при использовании данной методики является абсолютное отсутствие посторонних раздражителей. Одним из первых методов лечения расстройства рецептивной речи также считают психотерапию, которая способна купировать эмоциональные и поведенческие проблемы, являющиеся сопутствующими.

В том числе, используется и так называемая семейная терапия, которая подразумевает выстраивание правильных взаимоотношений с пациентом. Иногда специалисты настаивают на таком методе терапии, как поведенческий тренинг, способствующий развитию речевых и экспрессивных навыков. В данном случае, споры возникают лишь о том, какой вид тренинга более эффективен, — индивидуальный, или когда работа производится одновременно с группой детей.

Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

Диагностические указания:

Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифицировать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).

Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако, они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Следует отметить:

Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

Включаются:

Дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

Невосприятие слов;

Словесная глухота;

Сенсорная агнозия;

Сенсорная алалия;

Врожденная слуховая невосприимчивость;

Афазия Вернике, связанная с развитием.

Исключаются:

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3х);

Аутизм (F84.0х, F84.1х);

Элективный мутизм (F94.0);

Умственная отсталость (F70 - F79);

Задержка речи вследствие глухоты (H90 - H91);

Дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

Органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

Органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82х со вторым кодом R47.0);

Дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Другие новости по теме:

  • "F06" Другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью
  • "F80.З" Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера)
  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F1х.82х Другие непсихотические расстройства и расстройства поведения
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  • Другие уточненные психические расстройства в связи с повреждением и дисфункцией мозга или физическим заболеванием.

  • К ним относятся расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Расстройства развития речи часто сопровождаются смежными проблемами, такими как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие нарушения. Наиболее частый вид расстройств языковой сферы - расстройство развития речи, которое подразделяется на расстройство экспрессивной речи и расстройство рецептивной речи, а также расстройство речевой артикуляции.

    Расстройство экспрессивной речи

    Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно более низком уровне, не соответствующем его возрасту, хотя понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда. Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство экспрессивной речи начинает проявляться в возрасте примерно 1,5 года, когда ребенок не произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых слов, как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет. Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как «т», «р», «с», «з», «в» и др. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо заменяются другими.

    Специфическое расстройство экспрессивной речи необходимо дифференцировать с нарушениями речи при психических заболеваниях, раннем аутизме, при которых может отмечаться отчетливый период нормального речевого развития и пользования речью, а также умственной отсталости, тугоухости.

    Расстройство экспрессивной речи может сопровождаться колебаниями настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и нарушениями поведения, сосанием пальца, ночным недержанием мочи. Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у таких детей могут развиться комплекс неполно¬ценности и депрессия. Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения насмешек.

    Легкие расстройства экспрессивной речи в 50% случаев проходят самостоятельно, в других их удается преодолеть с помощью логопедических приемов и методов и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения остаются и у взрослых.

    Расстройство рецептивной речи

    Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции.

    Встречается у 3-10% детей школьного возраста, у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о расстройстве рецептивно-экспрессивной речи.

    У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующи! нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные (например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких) и т.д.

    Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях, но при своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях прогноз благоприятный.

    Расстройство речевой артикуляции

    Расстройство речевой артикуляции, связанное с развитием, проявляется в том, что употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка нормален. Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием, дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью. В большинстве случаев интеллект бывает не нарушен. Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их ровесников. Особенно трудно им даются такие звуки, как «в», «л», «р». «ч», «ш», «ф», «ц», «б», «т», все или некоторые из них, иногда может нарушаться произношение только одного звука.

    Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При этом ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков, ребенок может добавлять между согласными гласные, например «палыка» вместо «палка», «вязал» вместо «взял». При замещении трудные звуки заменяются на неправильные, например «лобота» вместо «работа», «холосый» вместо «хороший».

    Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных звуков и слогов, например «боно» вместо «больно», «гаовка» вместо «головка», «какотик» вместо «колокольчик». Пропуски чаще всего свойственны детям младшего возраста.

    Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10%, у детей старше 8 лет - 5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет выздоровление происходит без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе это расстройство обычно не исчезает и требуется квалифицированное лечение.

    Терапия

    Хотя специфические расстройства речи и языка относятся к компетенции врачей-логопедов, психиатрам и врачам общей практики нередко приходится встречаться с их последствиями, особенно в подростковом возрасте, когда из-за сохранения нелеченного дефекта речи возникают различные невротические расстройства, нарушения поведения и социальная дезадаптация. У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной деятельности. Поэтому расстройства речи необходимо лечить с малых лет, когда лечение более успешно, чем у взрослых.

    Ранние признаки расстройства - неспособность реагировать на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик. Тяжёлые формы расстройства обращают на себя внимание уже к двум годам, когда ребёнок неспособен следовать простым инструкциям. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребёнок слышит, но не понимает обращенную к нему речь. Внешне они напоминают глухих детей, но в отличие от них адекватно реагируют на невербальные слуховые раздражители. Они обнаруживают способность к социальному взаимодействию. могут вступать в ролевые игры, в ограниченном объёме использовать язык жестов. Обычно подобный уровень расстройства рецептивной речи определяют как сенсорную алалию. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием. Результат этого - задержка психического и интеллектуального развития. В чистом виде сенсорную алалию встречают достаточно редко.

    При данном виде расстройства довольно часто отмечают билатеральные отклонения на ЭЭГ. При данном варианте наиболее часто отмечают сопутствующие эмоциональные и поведенческие расстройства (повышенный уровень тревожности, социальные фобии, гиперактивность и невнимательность).

    Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции.

    Однако нарушение способности к пониманию языка не связано с умственной отсталостью, так как при психологическом обследовании таких детей с помощью письменных тестов на коэффициент интеллектуальности у них не обнаруживается нарушения интеллекта. Но обследование способности понимания устной речи выявляет значительные отклонения от нормы, не соответствующее хорошим данным исследования интеллекта.

    Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

    Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут не выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам.

    Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм.

    В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного речевого выражения, говорят о расстройстве рецептивно-экспрессивной речи.

    Во внешних проявлениях расстройство рецептивной речи у детей до 2 лет напоминают расстройство экспрессивной речи - ребенок не может самостоятельно произносить слова или повторять слова, произнесенные другими людьми.

    Но в отличие от расстройства речевого выражения, где ребенок может указать на предмет, не называя его словами, при расстройстве рецептивной речи ребенок не понимает команд и не в состоянии показать на обычные предметы домашнего обихода, когда его об этом просят.

    Такой ребенок не произносит слов, но у него нет нарушений слуха, и он реагирует на другие звуки (звонок, гудок, погремушку), но не на речь. В целом такие дети лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.

    Говорить такие дети начинают поздно. В своей речи они допускают много ошибок, пропускают, искажают многие звуки. В целом усвоение языка у них более замедленное, чем у нормальных детей.

    В тяжелых случаях дети не способны понимать простые слова и предложения. В легких случаях дети испытывают затруднения в понимании только сложных слов, терминов или сложных предложений.

    У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются и другие нарушения. Они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные. Например, на просьбу описать, что нарисовано на картинке, такой ребенок испытывает затруднения. Он не может распознавать основные свойства предметов. Например, он не может отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких и так далее.

    У большинства таких детей обнаруживаются изменения на электроэнцефалограмме. Наблюдается частичный дефект слышания правильных тонов и неспособность определить источник звука, хотя в целом слух у них нормальный.

    Расстройство рецептивной речи обычно сопровождается нарушением артикуляции.

    Следствием всех этих нарушений является плохая успеваемость в школе, а также затруднения в общении и повседневной жизни, требующей понимания чужой речи.

    Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях. Но при своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях прогноз благоприятный.



    Статьи по теме: