Православный иконостас. Иконы в доме. как выбрать и куда поставить. Создание иконостаса — практика

В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри .

Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.

Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь» ). Здесь обычно располагается свечной ящик , где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.


Пройдя дальше, мы окажемся в с редней части храма , ее еще называют «корабль» . Эта часть означает землю, все земное пространство. Здесь мы стоим на богослужении, молимся перед иконами, здесь же в специально отведенном месте проводится исповедь.

В средней части храма, по центру на аналое (столик со скошенной крышкой) находится икона дня , это может быть образ святого, день памяти которого отмечается в этот день, или икона праздника. Зайдя в храм, прихожане обычно первым делом идут приложиться к этой иконе, поставить около нее свечку.


Между средней частью храма и его главной частью - алтарем - находится иконостас . Иконы на нем как бы связывают наш мир с миром небесным.

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон» . В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма не отделялся, лишь иногда там устанавливали низкую решетку, чтобы воспрепятствовать толпе. Впоследствии, на решетке стали закреплять особо чтимые иконы, обращенные ликами к молящимся. Это свидетельствовало о том, что в нашей молитве участвуют и святые. Впоследствии количество икон в иконостасе стало умножаться. На Руси появляются иконостасы в 5 и более рядов икон вверх. Традиционный русский иконостас имеет 4 или 5 рядов.

Первый ряд – иконы, называемые «местные», это главные иконы иконостаса: образы Спасителя и Божией Матери , они всегда располагаются по бокам от центрального входа в алтарь (царских врат). Здесь же располагается икона, изображающая святого (или событие), в честь которого освящен храм, а также иконы особо почитаемых святых.

Второй ряд иконостаса: Деисусный чин, то есть святые, предстоящие Христу в благоговейной молитве.

Третий ряд : (обычно) праздничный, это самые главные праздники Православной Церкви.

Четвертый ряд : библейские пророки со свитками, в которых написаны их пророчества.

Пятый ряд : ветхозаветные праотцы, среди которых, Адам и Ева , Ной, Авраам, Моисей и другие.

Завершается иконостас обычно иконой Распятия или Крестом Спасителя .


Традиционный русский иконостас поражает мощью и духовным содержанием. Он говорит о том, что мы в своих путях духовной жизни не одиноки. У нас сонм помощников, которые молятся вместе с нами, помогают нам достичь спасения.

Но храм может иметь иконостас и с меньшим количеством рядов. Собственно, обязательными являются лишь иконы Спасителя и Божией Матери (из первого ряда), а остальные иконы устанавливаются по возможности.

Иконостас располагается на некотором возвышении, на солее , центр которой перед Царскими вратами образует полукруглый выступ, который называется амвон . Это место знаменует собой гору, с которой проповедовал Сам Господь Иисус Христос. И сегодня с амвона священнослужители обращаются к народу с проповедью, здесь произносят ектении и читают Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие .


Теперь надо сказать о главной части храма - об алтаре . Слово «алтарь» переводится с латинского как «высокий жертвенник» . Алтарь расположен в восточной стороне храма, поскольку Спаситель в Священном Писании называется Солнцем правды (Мал. IV, 2) и Востоком (Зах. III, 8), в церковных песнопениях Его называют «Восток востоков» (светилен праздника Рождества Христова).

В летописных описаниях говорится, что при строительстве храма сначала намечалось место алтаря, и проводилась продольная ось храма, ориентированная на первый луч восходящего солнца. Таким образом, алтарь должен быть ориентирован на восход солнца, чтобы люди, стоя напротив иконостаса, были обращены лицом к востоку. Так строят храмы и сегодня.

Главный вход в алтарь по центру называется Царскими вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. Слева и справа от Царских врат есть так называемые диаконские врата (иначе - северная и южная дверь иконостаса), через них чаще всего проходят диаконы.

В особые моменты богослужения через Царские врата входят и выходят священнослужители. В остальных случаях вход и выход в алтарь происходит только через диаконские врата. Вне богослужения и без полного облачения входить и выходить через Царские врата имеет право только архиерей (епископ и выше).

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса (по-гречески катапетасма ), открываемая в установленные моменты богослужения. Она символизирует отваленный Ангелом от Гроба Господня Камень, тем самым приобщая всех стоящих в храме людей к тому, что происходит в алтаре.

За Царскими Вратами в алтаре, на столе, который называется престол , происходит таинство Евхаристии .

Здесь же, налево от престола, стоит жертвенник - небольшой стол, на котором приготавливаются Дары для таинства Причащения.

За престолом в восточной части алтаря располагается Горнее место («горний» по-славянски значит «возвышенный»). На Горнем месте обычно находится кресло для архиерея.

Вот так устроен храм внутри. Следует еще сказать о том, что роспись и убранство храмов могут быть различными. Обычно в росписях присутствуют сюжеты Ветхого и Нового заветов .


В завершении хочется сказать, что храм - это святыня, и вести себя в храме нужно благочестиво и смиренно. Хорошо бы купить свечи и подать записки ещё до начала службы, чтобы не разговаривать и по возможности не ходить во время богослужения. Будем помнить, что мы находимся здесь как в Божьем Доме.

Устройство православного храма (II). Иконостас


Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Собственно последняя характеристика и дала название «иконостас», обозначающее «стояние образов, или икон» (от греч. eikonostasis: икона — изображение, образ + стасис — место стояния).


Иконостас не был изобретением какого-либо ответственного лица или творческого деятеля, также это не явилось результатом волевого усилия правителя или церковного пастыря. Иконостас стал носителем религиозного опыта множества поколений разных народов, их поисков оптимального устроения культового здания для реализации главной цели религии — восстановления связи с Творцом, прерванной грехопадением первых людей, восстановления богообщения. И потому ни одно определение иконостаса, в том числе и предлагаемое нами, не может включить всей полноты значения и функций иконостаса. Они неотделимы от истории православного храма, ведущей свое начало с ветхозаветных событий, церковной практики (богослужения, таинств церкви), от церковного искусства (смысла и назначения иконы, ее иконографии и других особенностей).


В основу иконостаса легли три идеи , родившиеся в разное время человеческой религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.



Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и другие
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. XV–XVII вв.


Схема рядов:


А. Местный ряд;


Б. Пядничный ряд;


В. Деисусный чин. Около 1405 г.;


Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.;


Д. Пророческий ряд;


Е. Праотеческий ряд


Схема расположения икон : 1. Саваоф; 2. Богоматерь на престоле; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Сретение; 6. Преполовение; 7. Крещение; 8. Преображение; 9. Воскрешение Лазаря; 10. Вход в Иерусалим; 11. Тайная вечеря; 12. Распятие; 13. Положение во гроб; 14. Сошествие во ад; 15. Вознесение; 16. Сошествие Св. Духа; 17. Успение; 18. Василий Великий; 19. Апостол Петр; 20. Архангел Михаил; 21. Богоматерь; 22. Христос Вседержитель;. 23. Иоанн Предтеча;. 24. Архангел Гавриил; 25. Апостол Павел; 26. Иоанн Златоуст; 27. Никола, с клеймами чудес; 28. Богоматерь Тихвинская, с клеймами чудес; 29. Архангел Уриил.


Северная алтарная дверь ; 30. Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со святыми на полях; 31. Рама от иконы «Богоматерь Донская» с изображением праведных жен; 32. пас на престоле; 33. Благовещение Богоматери, с клеймами Акафиста. Храмовая икона ; 34. Иоанн Предтеча, Апостол Петр и Алексей Человек Божий; 35. Архангел Рафаил.


Южная алтарная дверь ; 36. Спас с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, с клеймами притч; 37. «Четырехчастная» икона. 38–39. Праотеческий ряд икон; 40–41. Пророческий ряд икон; 42–43. Ряд таблеток-миней; 44. Никола Можайский; 45. Спас поясной; 46. Воскрешение Лазаря.




Первая , древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного мира и доступном лишь посвященным. Такие помещения существовали в сакральных строениях еще в дохристианский период во всех культурах, у разных народов.


Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения, преобразовав ее в свете совершившегося искупления человечества Спасителем мира и открытия Царства Небесного. Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии . Самая сакральная часть скинии — Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника , которому позволялось входить туда только один раз в году . Здесь хранился Ковчег Завета . Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.



Четырехрядный иконостас Преображенской церкви Кижского погоста. Реконструкция


В православном храме Святому Святых соответствует алтарь . До пришествия Христа и искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное сооружение входит эта идея — открытости Царства Небесного, которое начинается уже здесь, на земле, внутри нас.


Одна из важнейших религиозно-философских мыслей теперь доступна каждому в образе: Божие Царство есть, но оно было в Ветхом Завете закрыто, представляя величайшую тайну Бога — тайну божественного слова и жертвенной любви, творящих и сохраняющих мир. Об этом говорили лишь пророки.


Согласно Священному Писанию, во время искупления, после слов Спасителя, испускающего дух: «Свершилось», солнце померкло, произошло землетрясение и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое. Царство небесное открылось, через жертвенную любовь Спасителя вошло в мир. И человек через веру во Христа открывает Святое Святых — свое сердце — прежде всего для себя и для мира. В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека — с миром. Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: «приблизилось Царствие Небесное».



Трехрядный иконостас





Двухрядный иконостас


Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.


Задача для христианского мира не простая. Тайна Божественного Творчества и спасения открылась и вместе с тем остается тайной. Она открывается для верующих во Христа в их религиозном опыте, постепенно, через таинства церкви, осознание грехов, покаяние, проверку своей любви к Богу и людям, и это открытие беспредельно и неравномерно для людей, познание Бога бесконечно и зависит от самого человека и промысла Божиего. И может ли таинство евхаристии — тайна жертвы Бога, постоянно за мир приносимая, – совершаться на глазах у всех людей, среди которых могут быть и неверующие, и только начинающие свой путь во Христе? Но главное — где та мера, которую можно применить к людям, пришедшим в храм? Кто может присутствовать, с благоговейным трепетом принося молитву, а кто может помешать, отвлечь священника от важнейшего из всех дел человеческих — молитв, совершения таинства церковного?


Конечно, такая мера есть только у живого Бога. И устанавливать такую меру по человеческому соизволению — это значит возвращаться вспять, от благодати — к закону, да еще установленному людьми, мешать освобождению своего сердца для Божиего руководства.



В древнейших византийских храмах алтарь не отделялся.


Отрывок из текста, написанного в IV в., позволяет почувствовать, как в те времена христиане переживали, воспринимали евхаристию: «Страх и трепет охватывает священника в этот ужасный для него и для мирян час. В своем необычайном качестве и в своей должности вселяя ужас даже серафимам, стоит сын из праха земного как искупитель, охваченный великим страхом. Грозный Царь, мистически принесенный в жертву и погребенный, и — испуганные зрители, трепещущие от страха перед Господом». Алтарь означал Божественный престол, вызывающий священное содрогание, а евхаристия проходила как «вселяющее страх таинство».


И с течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.



Интерьер храма монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь)


Так включается третья идея иконостаса — иконы как окна в духовный мир . Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.


В таком именно виде, должно быть, иконостас перешел из Византии на Русь и так существовал до XV в., когда иконопись достигает особого расцвета и церкви начинают заполняться множеством икон, повторяющих почти всю настенную живопись храма. Иконы на алтарной преграде ставятся уже в несколько рядов, плотно друг к другу, а сама преграда выдвигается вперед, закрывая восточные столбы, жертвенник и диаконник, или ризницу, хранилище священных сосудов, богослужебных облачений, книг, вина, просфор и других предметов, необходимых для богослужения и совершения треб.


В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас . Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением. Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери. Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и вина — Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы, проходит через эти врата. На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.


Другие врата, северные и южные , несут на себе изображения архангелов или святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими , потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз, а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя, он проходит через Царские врата.


В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.



Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).


Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя , а слева — Божией Матери с младенцем . Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус .


Над местным рядом располагается деисусный (деисисный) (от греч. d’eеsis — моление) ряд, символизирующий моление всей Небесной Церкви ко Христу. Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя . Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых , поэтому этот ярус иногда называют апостольским .


Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.


Следующий, четвертый чин — пророческий. В нем помещаются иконы ветхозаветных праведников — пророков , через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.


Пятый ярус иконостаса — праотеческий — содержит изображения праотцев — ветхозаветных патриархов и икону Святой Троицы в центре.


Непосредственно над Царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря».


В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа) — символ искупления человечества и победы божественной любви над смертью.


Иконостас Исаакиевского собора
XIX в. Санкт-Петербург


В Древней Руси этот тип иконостаса был самым распространенным, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда , с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Под иконами нижнего ряда, почти над самым полом, в древние времена помещались даже изображения языческих философов и сивилл, так как они, хотя и не знали истинного Бога, стремились к его познанию.



Иконостас , как и весь алтарь, находится на возвышенном месте , которое выдается в среднюю часть храма и называется солея .


Установленные правила и сформировавшиеся традиции в устроении православных храмов строго соблюдаются, однако в определенных рамках допускаются и различия (не принципиальные), обусловленные особенностями конкретного храма, поэтому каждый православный храм по-своему уникален как внешне, так и внутренне.


Православный храм может иметь дополнительные алтари , образующие приделы храма , соответственно каждый алтарь имеет свой иконостас .




Латинские храмы тоже бывают богато украшенными.
На снимке знаменитый золотой алтарь кафедрального собора в Севилье, в Испании.

Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ». Священные изображения Господа, Матери Божьей, ангелов, святых мы называем иконами. Существует очень много разных икон, подробнее о них вы можете почитать в статье . А в этой статье мы расскажем о том, какие иконы можно увидеть в храме.

Иконостас

Сейчас мы поговорим о церковном иконостасе. Стоит заметить, что он является обязательным и самым важным элементом каждого храма. Иконостас полностью состоит из икон, расположенных строго ярусами, некоторые из них обязательные, другие — нет. Число ярусов в каждом храме свое, но не должно быть меньше трех.

Обязательные и не обязательные иконы

Итак, расскажем о рядах иконостаса и обязательных изображениях ликов Господа и святых. В 15—19 вв. сформировался порядок высокого иконостаса. Сейчас мы поговорим о нем подробней.

Русский иконостас имеет 5 рядов: местный, деисусный, праздничный, праотеческий.

Также у русского иконостаса есть 3 двери: центральные, царские — на них изображен сам Господь, на северных и южных изображены архангелы Гавриил и Михаил.

Расскажем подробней о рядах иконостаса.

  1. В местном ряду обязательно должна быть икона Спасителя справа от царских ворот, а образ Божьей Матери с младенцем — слева. Над Царскими вратами должна быть икона Тайной Вечере. В этом ряду могут так же присутствовать именные иконы и иконы, посвященные текущему празднику.
  2. Деисусный чин - самый важный. По середине находится икона или Спас на престоле. На ней изображены святые, молящиеся Христу и сам Христос. Образ Иоанна Предтечи находится справа, потом архангел Гавриил и апостол Павел, а слева — икона Божией Матери, за ней архангел Михаил и апостол Петр. Большие иконостасы дополняются различными изображениями святых, либо 12 апостолов.
  3. Праздничный ряд состоит из икон двунадесятых праздников и образов Пасхальной и Страстной недель. Обязательные иконы — Распятия и Воскрешения Христа. В некоторых, но не во всех храмах, этот ряд включает иконы страстей Христовых, Уверение Фомы, Рождество Богоматери и Введение во Храм, сошествие Духа Святого, Богоявление.
  4. Пророческий ряд. Здесь всегда изображены Цари Давид и Соломон, пророк Илья. В центре ряда икона Богоматери Знамения. Также могут быть изображены различные святые, их количество зависит от размера иконостаса храма.
  5. Праотеческий ряд - это своеобразная галерея праотцов. Этот ряд содержит иконы предков Христа — от Адама, Евы и Авеля до самого Моисея. В центре ряда расположена икона Отечество или Троица Ветхозаветная, на выбор храма.

Иконостас обязательно завершается крестом или иконой Распятие. Иногда по сторонам от креста можно увидеть иконы, на которых изображена Богоматерь и Иоанн Богослов.

Уникальные иконы

В каждом храме имеется своя храмовая икона, т.е. на ней изображен тот святой, в честь которого назван храм, например, икона Казанской Богоматери находится в Казанском Соборе. А икона Божией Матери “Милостивая” является достоянием Зачатьевского монастыря.

Каждый православный должен знать, к какой иконе нужно обращаться при той или иной просьбе. Узнать эту информацию можно, обратившись к статье .

Раньше практически в каждом доме был собственный иконостас — место, где располагались иконы и где к святым и к Господу возносились молитвы. Теперь же многие христианские традиции забыты, в результате чего в некоторых семьях не знают, как правильно содержать и располагать иконы в доме.

В домах верующих для икон ранее выделялось самое почетное место, называемое красным или святым углом . Такое место богато украшалось, содержалось в безукоризненной чистоте, оно служило в качестве своеобразного домашнего алтаря, где члены семьи могли помолиться, испросить у Господа благословения. В наши дни подобная практика почти не встречается, и все чаще в домах верующих есть просто одна или несколько отдельных икон, расположенных как и где придется.

Конечно же, подобное отношение к иконам не приветствуется, ведь это святые образа, с которыми обращаться нужно соответственно. Поэтому важно знать хотя бы основные принципы выбора и размещения икон в доме заранее, чтобы не осквернять их.

Согласно догматам православной Церкви, икона является изображением Бога или Его святых. Образы являются напоминанием о действительном существовании духовного мира. Почитая их, православные христиане выражают должное отношение к Тому, Кто на них изображён. К иконам необходимо относиться с благоговением и любовью , как к изображению самого родного и близкого.

Иконы предназначены для молитвы, то есть для общения человека с Богом и святыми. Взирая на иконы, православные христиане должны возноситься умом к Богу, вспоминая вечную жизнь. Иконопочитание не является идолопоклонством, так как служение совершается не иконе, а изображенному на ней Святому.

Какие выбрать иконы для дома?


Строгих предписаний о том, какие иконы должны быть в доме не существует - это всегда личный выбор верующего человека, который он делает исходя из своих предпочтений и духовной привязанности к тем или иным православным святым. Впрочем, одно общее правило все же есть - в православных семьях обязательно должны быть дома иконы Спасителя и Божией Матери.

Икону Спасителя для домашних молитв обычно выбирают с изображением Господа Вседержителя (Пантократора) или же Спаса Нерукотворного. Икона Богородицы в доме, в свою очередь, выбирается преимущественно среди таких иконографических типов, как «Умиление» («Елеуса») и «Путеводительница» («Одигитрия»).

В молодых семьях в качестве двух главных икон в доме часто используется венчальная пара. Это допустимо, но важно проследить, чтобы такая пара была по размеру больше остальных икон в доме и при этом совпадала с ними по стилю написания.

Иконы с изображением святых необязательны, но желательны. Их выбор свободен. Но чаще всего верующие приобретают в дом иконы святых небесных покровителей членов семьи (именные иконы), иконы очень почитаемых в семье святых, иконы праздников. При этом также довольно часто в домах верующих встречаются образа святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца — особенно чтимых и любимых в народе святых.

Как располагать иконы в доме?

В соответствии с православными христианскими традициями, иконы в доме либо вешаются на стены, либо расставляются на специальных полочках. Куда же именно можно вешать иконы?

На самом деле строгого регламента порядка размещения икон в доме нет. Но все же нужно придерживаться ряда важных принципов при выборе места для каждой иконы. Так, никакая икона не может быть больше и расположена выше, чем икона Спасителя, за исключением иконы Святой Троицы. Рядом с образом Христа обычно располагается икона Богородицы, причем взаимное расположение этих икон должно быть таким, чтобы икона Спасителя по отношению к обращенному к ней лицом верующему была справа, а икона Пресвятой Богородицы — слева.

Ниже икон Христа и Пресвятой Богоматери или же сбоку от них можно располагать именные иконы членов семьи, а также другие иконы. При этом обычно соблюдается принцип иерархии: например, иконы святых не размещаются выше главных икон (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы) и выше икон апостолов.

Нужно отметить, что перебор в иконах не приветствуется церковью. Лучше, если у вас будет всего два образа, но таких, чтобы на них хотелось молиться и возносить восхваление Господу. Подобный подход принесет куда больше пользы, чем если вы обвешаете всю стену изображениями праведников.

В православных храмах алтари обращены на восток, и в домашнем иконостасе святые образа располагаются обычно также на восточной стороне. Но если из-за планировки помещений в доме так разместить иконы не получается — ничего страшного, ведь иконы разрешено располагать в любом доступном месте. При этом важно помнить, что перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для совершения молитвы сразу несколькими членами семьи, часть комнаты, где находятся иконы, не должна быть захламлена.

Выбор комнаты для размещения икон в доме может быть практически любым: иконы можно располагать в гостиной, в детской, на кухне, допускается также расположение икон над входом в дом. И уж конечно можно вешать на стены или ставить на полочку иконы в спальне , в том числе и супружеской: супружеская близость в браке не является грехом, поэтому ничего предосудительного в том, что иконы располагаются над супружеской кроватью, нет и быть не может.


Царское Село. Спальня Александры Федоровны и Николая II

В заключение стоит отметить, что иконы в доме всегда должны располагаться отдельно, и неуместно их ставить на полки с книгами, фотографиями членов семьи, игрушками, сувенирами. Не допускается также расположение икон в окружении картин, пусть даже и религиозного характера, а также в окружении фотографий праведников или священников.

Православные храмы. Маленькие и большие. Из камня и дерева. Каждый - со своей архитектурой и образом. А насколько храмы отличаются внутри? И что их объединяет? Рассказываем и показываем все самое главное: как устроен православный храм!

Что должно быть в храме

Если говорить коротко, то в том, как устроен храм, есть только одно обязательное требование. Вернее, это даже не требование, а именно то, ради чего весь храм и воздвигается: Престол в алтаре, на котором совершается Литургия. Если престола нет, то значит - это .

Всё прочее, что мы видим и привыкли видеть в храме - это либо само собой разумеющиеся вещи, либо вещи, которые сложились веками и стали традицией.

Например, иконы в храме - это само собой разумеющееся. Храм не перестанет быть храмом, если в нем нет икон, но странно было бы вложиться в постройку церкви и не разместить в ней иконы. Странно вообще христианину избегать икон, поэтому в любом православном храме иконы будут. И чем их больше, тем лучше: значит будет больше молитвенной памяти о святых перед глазами людей.

То же самое - крест на храме. Литургии служились и в разрушенных храмах, и в пещерах, и просто в условиях, когда христианам нельзя было проповедовать (например, во время мусульманского ига). Но когда запретов нет, то странно не возгласить крестом на крыше постройки, что это храм, здесь Дух Святой, здесь Литургия. Поэтому над всеми православными храмами есть кресты.

К вещам «традиционным» можно отнести то, к чему привыкли конкретно мы - в Русской православной Церкви, - но в других странах то же самое может иметь совсем иные формы или вообще отсутствовать. Например, архитектура храма. Или наличие иконостаса в виде «сплошной стены». Или подсвечники возле икон.

Про архитектуру храмов мы обязательно расскажем отдельно, а в этом тексте: про то, как православный храм устроен внутри.

Алтарь в храме и Престол

Как мы уже сказали, престол - это единственная, на самом деле обязательная часть для храма, поскольку ради Престола и вокруг него храм возводится. Освященный престол сам по себе делает помещение храмом. В месте, где Престол, человек сам по себе должен радоваться и трепетать - в памяти о бескрайней Любви Божией и земном Его пути.

В первые века христианства престолом служили гробницы с мощами и останками святых или мучеников. Сейчас эта традиция сохранилась, но видоизменилась: в алтарях церквей стоят не гробы, но все равно престол должен быть освящен правящим архиереем и иметь ковчежец с частицей мощей какого-либо святого. Только в таком случае на Престоле может совершаться Литургия!

Наличие Престола подразумевает, что есть и алтарь - святая святых любого храма. В алтарь по традиции могут заходить только служители храма, либо - по благословению настоятеля.

Патриаршее богослужение. фото: patriarchia.ru

Иконостас в храме

Иконостас отделяет алтарь от остальной части храма. Это не «правило» и не канон - храм не перестанет быть храмом без иконостаса, но он - естественная и, наверное, единственная возможность оградить Святая Святых от мирской бытовой суеты и поведения недостойного святыни - например туриста в шортах и с фотоаппаратом, ведущего себя по-свойски.

Фактически, это разумная традиция, которая стала «обязательной».

На самом деле, задача иконостаса не столько отделить алтарь, сколько служить людям «окном в небо» и молитвенной помощью. Чтобы прихожане в конце-концов не отвлекались и не придавали излишнее внимание тем действиям в алтаре, которым, в отличие от Таинств, придавать внимание не нужно. Например, священник объясняет молодому алтарнику, в какой момент нужно выйти из алтаря со свечей: это абсолютно «рабочий» момент, который увлечет прихожан совершенно ненужным образом.

Храмы без иконостасов встречаются только в исключительных случаях - если храм только строится или устраивается в «походных» (временных) условиях.

Чаще всего в наших православных храмах он представляет собой «сплошную стену» с иконами - то есть, он скрывает собой алтарь полностью, и увидеть «что же там» можно только в те моменты службы, когда врата открыты. Поэтому в больших храмах или соборах иконостас может быть высотой с многоэтажный дом: это величественно и красиво. Такие иконостасы украшаются несколькими рядами икон, на которых изображены апостолы, Спаситель, Божия Матерь…

Иконостас Троицкого храма Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Фото: blagoslovenie.su

Но в некоторых храмах конструкция проще: иконостас скрывает алтарь не полностью и за ним можно видеть и священнослужителей, и сам Престол. Идея таких иконостасов в том, чтобы с одной стороны ограждать Святая Святых, но с другой - не отделять прихожан он Великого Таинства: чтобы Литургия была не только сокровенной и величественной, но и - Общим действом для всей Общины.

В храме может быть несколько алтарей

Если размеры храма позволяют, то в нем стараются сделать два или три алтаря, но в принципе их может быть сколько угодно (например, в соборе Василия Блаженного на Красной площади - 11 алтарей и Престолов).

Зачем нужно несколько алтарей?

Причин две. Одна - сугубо каноническая. По установлению Церкви, в течение суток на одном престоле (а значит и в одном алтаре) может служиться только одна Литургия. В крупные праздники Литургия в одном храме может служиться и дважды и даже трижды (например, на Пасху). Для таких случаев и проектируется несколько алтарей.

Крестильня, баптистерий

Где-то крестильня размещается отдельно от храма, но где-то является его частью - например, маленькой комнатой у задней стены. В крестильне, как можно понять, совершается таинство крещения и размещается большая купель.

В некоторых храмах в баптистерии во время богослужений сидят мамы с детьми - чтобы те своим плачем не мешали ходу богослужения. Это нормальная практика.

Клирос, что это?

Клирос в храме - это место для хора. Чаще всего он располагается сбоку в передней части - возле иконостаса сбоку. В некоторых храмах - у задней стены напротив иконостаса (например, на балконе сверху).

Все клиросы объединяет, пожалуй, одно: поющих стараются сделать незаметными для прихожан - чтобы ни те, ни другие не отвлекались. Например, если клирос в храме расположен перед иконостасом, он отделяется перегородкой. А если хор поет на балконе у «задней стены», то его и так не видно.

Хор во время патриаршего богослужения. Фото: patriarchia.ru

Свечной ящик в храме, а это что такое?

Располагается или у входа, или в заднем углу. Там не только можно взять свечи или подать записочку, но и получить совет о работе храма, времени богослужений и т.д.

В некоторых храмах свечные ящики перестают работать в самые сокровенные моменты служб: например, во время шестопсалмия на вечернем богослужении, или на Литургии во время Евхаристического канона.

А вот, что еще можно увидеть в храме, или какие особенности могут иметь те или иные церкви:

  • В любом храме есть Поклонный крест - крупное изображение распятия.
  • Алтарь чаще всего находится на небольшом возвышении по отношению ко всему остальному храму.
  • Перед большинством икон стоят подсвечники. Можно поставить свечку и помолиться тому или иному святому. Это особенность русской православной традиции. Например, в храмах Болгарии подсвечники не «привязаны» к той или иной иконе, а просто стоят у стены.
  • Аналой. Высокий столик для ико н - например, для тех, что выносятся в центр храма по случаю того или иного праздника и памяти того или иного святого.
  • Исповедь тоже происходит за аналоем , но - за раскладным.
  • Большая люстра в храме называется паникадило.
  • Скамейки. Русская православная традиция относится к богослужениям со всей аскетической строгостью, поэтому предполагается, что скамеек в церкви должно быть мало - и только для самых немощных. В некоторых храмах мест для сидений вообще практически нет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во



Статьи по теме: