Величественное майское дерево. Майское дерево — символ любви и плодородия. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла

Mai Arbre vert et enrubanné qu"on plante le premier jour du moi de mai, devant la porte d"une personne qu"on veut honorer. 1905 Arbre vert et enrubanné qu"on plante le premier jour du moi de mai, devant la porte d"une personne qu"on veut honorer.

May Ce meuble rentre dans la catégorie des arbres, et se blasonne comme eux.

мировая ось , вокруг которой вращается вселенная;

плодородие;

столб имеет фаллическую символику, а диск (Добавлен англичанами???) на верхушке, - женскую;

обновление жизни, сексуальное соединение, воскресение и весна.

Весення эмблема плодородия и возвращения солнца, восходящая к древним ритуалам, посвященным земледелию и воскрешению, а также к образу Древа Мира. Дерево без листьев (символа изменения) становится неизменяемой осью, или центром. Её семь ленточек (Соотносятся с полосками из шерсти на сосне, посвященной Аттису) - это цвета радуги, а их разматывание от центра - символ создания мира от центральной оси

Кроме того, олицетворяет число 10: единицу символизирует столб, а ноль - диск и хороводом, исполняемый вокруг майского дерева.

Античность

Символом Аттиса (убитого супруга Матери-Земли, Кибелы) в посвященных ему весенних ритуалах была священная сосна с обрубленными ветвями, украшенная шерстяными лентами. Её носили на праздничных шествиях или возили в колеснице к храму Кибелы и ставили там для совершения обрядов: вокруг неё танцевали и устраивали представления в честь воскрешения Аттиса.

Позднее этот обычай был воспринят (с другими весенними обрядами) в римских Хилариях.

Кельтика

Обычай имел распространение и в кельтском мире в празднованиях Дня Майской Королевы и Зеленого Человека.

Христианство

В Англии фаллический символизм Майского дерева и распутное поведение людей вокруг него во время Майского дня оскорбляли пуритан.

Северная Америка

Изнурительные танцы устраивались равнинными индейцами Северной Америки. вокруг шеста как символа связи между землей и верхними сверхъестественными силами. Эти танцы заклинали солнце, иногда при этом из тела воинов вырывали куски плоти, принося таким образом жертву дневному светилу.

В сущности, европейский, и особенно у славянских народов, обычай танцевать вокруг обвешанного лентами и всевозможными украшениями «майского дерева» - отзвук древних верований. Иногда это едва зазеленевшая береза; иногда просто высокий шест с венками, но смысл от этого не меняется. До XVII века майское дерево, поставленное первого мая перед дверью, покрытое листвой и украшенное лентами, являлось вестником для тех, кому хотели оказать честь: его ставили под окнами молоденьких девушек деревенские парни. Сирень выражала восхищение их красотой, остролист же попрекал за плохой характер, бузина - за нерадивость.

хххе́

Основные значения:

С давних времён дерево почиталось как символ полноты жизненных сил, как мост между мирами - подземным и небесным, как место пребывания лесных божеств, и обряды, связанные с поклонением деревьям, были широко распространены у всех народов мира. У некоторых они сохранились и доныне. Так, 1 мая (а иногда чуть позже - 9 мая, 6 июня) во многих странах Европы (Германия. Франция, Британия, Дания. Швеция и др.) отмечают Праздник майского дерева, который по традиции символизирует наступление лета. Восходит он к дохристианскому культу деревьев. В старину считалось, что этот праздник обеспечивает благоволение древесных духов и к общине, и к отдельным людям.

К 1 мая на площадях, перекрёстках, во дворах устанавливают майское дерево (чаще берёзу, ель. вяз, итальянский тополь, а в Каталонии, например, просто высокий гладкий шест). Очищенное от коры (чтобы под ней не прятались злые духи), только с зелёной макушкой, его украшают цветами и лентами. В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми. Причём отдельные деревца (помимо предназначенных для всей общины) сельчане ставили перед домами наиболее уважаемых сограждан, а парни - под окнами любимых девушек, что обычно предшествовало сватовству. В старину вокруг майского дерева водили хороводы и пели особенные майские песни. Потом избирали «майскую королеву» из числа самых пригожих и благонравных девушек. На голову королеве надевали венок из цветов и зелени, пели в её честь песни. Она возглавляла весёлое шествие с зелёными ветками, а на деревенском праздничном обеде, который собирали в складчину, занимала почётное место. Трапезничать полагалось где-нибудь в роще или на цветущем лугу, а домой возвращаться в шляпах, убранных зелёными ветками. При этом сельчане возвещали всем встречным, что несут новое лето.

В Германии существовал такой обычай: 1 мая перед домом девушек, нелюбимых за что-то, втыкали в землю не деревце, а пучок хвороста либо ветки разных кустарников или деревьев. Причём девице сварливой полагался терновник, легкомысленной - вишня, ленивой — черёмуха, сплетнице - тополь.

В далёком прошлом майский праздник в Германии ознаменовывался ещё и тем, что в этот день гасили огонь во всех очагах и лампах и зажигали новый - непременно с помощью трения и с соблюдением определённых обрядов.
Под влиянием выходцев из Германии Праздник первого мая появился и з России. С середины XVII столетия, когда в Москве возникла Иноземная Немецкая) слобода, её жители 1 мая выходили гулять и пировать в Сокольническую рощу. Позже такие пикники нередко посещали Пётр I и его приближённые. Через какое-то время 1 мая в Сокольники начали съезжаться многие москвичи. И хотя они не ставили майские деревья, но с удовольствием валялись на травке, слушали Соловьёв, пили чай из самоваров и пели песни (1 мая г о старому стилю приходится на нынешнее 13-е число, когда уже достаточно тепло и распускаются листья). Вплоть до второй половины XIX в. первомайские гулянья в Сокольниках были только московской традицией. Вслед за Первопрестольной этот праздник стали отмечать и в других городах России.
С конца XIX в. под предлогом первомайских гуляний участники революционного движения проводили в рощах и лесах массовые митинги - маёвки, а затем и демонстрации. После того как в 1886 г. расстреляли первомайское шествие чикагских рабочих, Праздник первого мая окончательно обрёл политическую окраску и превратился в День международной солидарности трудящихся всех стран. Любопытно, однако, что в социалистической части Германии перед 1-м Мая улицы и дома продолжали украшать не только портретами вождей, флагами и транспарантами, но и зелёными ветками, а на площадях, как встарь, ставили майские деревья, убранные венками и лентами.

Каждый год в конце мая в Выборге проходит фестиваль фольк/этно музыки и средневековой культуры «Майское Дерево». Он посвящен приходу весны, символом которой и является украшенное майское дерево . Весь день и всю ночь в настоящем средневековом замке звучит музыка, идут танцы, конкурсы, турниры лучников, представление костюмов, показательные выступления танцевальных школ, представления по историческому фехтованию, мастер-классы по танцам, фаер-шоу, проходит средневековая «Ярмарка мастеров». Даже обычные посетители этого праздника стараются соответствовать эпохе — заранее готовят средневековые костюмы. Фото- и видеоотчет с этого мероприятия смотрите ниже.

Мероприятие интересное, насыщенное, потому фотографий получилось много, и фото костюмов и портреты посетителей фестиваля пришлось вынести в отдельную запись: Майское дерево 2014: лица и костюмы .

Празднование прихода весны есть в традициях всех северных народов. Во всех них, так или иначе, участвует «Майское Дерево». Символизирует Дерево мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Вокруг этого дерева наши предки каждый год проводили обряды, краткий смысл которых — обновление жизни, воскресение природы и приход весны.

Фестиваль проходит в самом настоящем средневековом замке — Выборгский замок , который был основан еще в XIII веке. Это единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.

В замке есть две основных площадки: нижний двор, который находится сразу после входа, и на котором расположена сцена, где и проходили основные выступления, и верхний двор, отданный под всякие развлечения.

Сцена расположена на нижнем дворе:

Но можно подняться на второй ярус

Поближе к Башне Святого Олава

И наблюдать за всем происходящим свысока

Но как тогда принимать участие в общем веселье? Например, водить хороводы

Играть в змейку

Или ручеёк

И вообще, отрываться по полной:

Вон какой слэм перед сценой устроили под Оркестр Тролля

При этом выбили из брусчатки столько пыли, что перед следующим выступлением пришлось поливать её водой.

Те, кто устал танцевать или слушать музыку стоя, сидели прямо на старинной брусчатке:

На верхнем дворе можно было поупражняться в стрельбе из лука или принять участие в нескольких мастер-классах

На нижнем дворе была развернута торговля всякими цацками. От металлических украшений и фенечек до ваз и тряпичных фигурок.

Везде продавалась медовуха. На всей территории фестиваля были запрещены крепкие спиртные напитки и продажа чего-либо веселящего, кроме медовухи, которой было аж 3 сорта: светлая, тёмная и красная, из гречишного мёда. Чёрная, на мой взгляд, тяжеловата. Да и красная слишком медово-ядрёная, хотя вкус насыщенный.

Кстати, слева перед бочками стою я в костюме монаха и с фотоаппаратом.

Полицейские, следящие за порядком на мероприятии, тоже были не прочь отведать бодрящего напитка.

Вообще, мне кажется, что командировать полицейских на такие мероприятия должны за какие-то особые заслуги, за которые мало дать обычную грамоту или даже орден 😉 Это же не работа, а одно удовольствие, причем не просто бесплатно (а входной билет стоил 700 р), а за зарплату! На фото очень колоритный нищий, про которого еще будет сказано во второй части , то ли погадал одному из полицейских, то ли одарил счастьем.

Кроме полицейских, за порядком на фестивале следили внутренние силы безопасности. Например, в лице имперского офицера. Император покровительствует «Майскому дереву»! Да пребудет с ним сила!

Правда и тут не обошлось без происков мятежников. Юный шотландский джедай совершает покушение на имперского офицера при исполнении. Ай-я-яй, и куда смотрят силы имперской безопасности?

Но мы забыли о музыкантах, все-таки «Майское дерево» — это, в первую очередь, музыкальный фестиваль

На празднике выступили лучшие музыкальные группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, исполняющие средневековую музыку, шотландский, ирландский, бретонский, русский, ингерманландский, балканский фолк в исконных и собственных аранжировках. Просто перечислю названия со ссылками на ВК, где можно оценить музыку каждой из групп:

Выступление Shedda

Безумно понравился кавер на Prodigy — Omen, здесь небольшой фрагмент на видео:

Собственно, я сейчас пишу эти строки а в наушниках играет именно он. Вот более полная версия для тех, кому тоже понравилось:

Ещё выступающие:

Отава Ё в своём узнаваемом прикиде с ушанками и в майках.

Оркестр тролля. Фрагмент песни «Мой ирландский сон»

С наступлением темноты включили освещение сцены

А на верхней площадке устроили красивое фаер-шоу

Причем ребята постарались на славу, огненное сопровождение было у нескольких групп, в течение длительного времени.

Ближе к концу выступали Icewind Tales (после долгого саундчека)

Как видите, жанры были представлены очень разные — от средневековой музыки в дневной программе, фолка и пивного панка до пауэр металла у Icewind Tales

Разумеется, мероприятие такого уровня не могло обойтись без внимания телевизионщиков.

Вот они берут интервью у организаторов фестиваля:

Над местом проведения фестиваля летал квадрокоптер с камерой

Причем с управляемой камерой и беспроводным каналом. Вот его команда из двух человек: один отвечает за полёт, второй — за камеру. Интересно было бы посмотреть видео, снятое с высоты на фестивале.

«Майское дерево» — яркое и замечательно событие, воспоминания о котором останутся в памяти еще надолго.

В качестве P.S.

Хотелось еще рассказать о многом, повествование получилось скомканным и не таким, как хотелось, но фотографии вылеживаются итак уже около месяца, их слишком много, да и особого вдохновения нет, уже ночь, пора заканчивать. Расскажу только о небольшом фрагменте — как мы добирались из Питера до Выборга и обратно. Как путные люди, мы снимали недорогую квартиру на северной окраине города, недалеко от вокзала и метро. Утром в субботу мы купили билеты на электричку и вышли на полупустую платформу вокзала. Там была только небольшая группа детей, собравшихся на экскурсию, несколько дачников и две пары велосипедистов. Утренняя электричка пришла вовремя, но, когда открылись двери, оттуда давлением вынесло несколько спин, и всё. Никогда не думал, что в столичном городе электричка может быть забита так, что туда в прямом смысле слова будет невозможно запихаться. Какие там велосипеды! Наивные двухколёсные наездники! Даже самый худой человек не смог бы протиснуться в эту спрессованную людскую массу. А ведь билеты, причем недешевые, уже куплены, и мы прошли через турникет. Потом подсчитали, что взять напрокат машину всей компанией и добраться на ней до Выборга вышло бы дешевле. В итоге дождались следующей электрички, идущей до Зеленогорска (а это даже не полпути), в которую с трудом запихались. В Зеленогорске пересели на другой поезд, и наконец-то добрались до Выборга.

Обратно тоже добирались с приключениями. В 3 часа ночи единственное заведение, которое работало в Выборге — это вокзал. До отправления первой электрички билетные кассы не работали, только билетные автоматы, которые почему-то не принимали крупные купюры. Но к тому времени все ноги были оттоптаны до самой жо, в общем, не шевелились вообще, да и стоило опереться на твердую поверхность, как мгновенно засыпали, чуть не упустив первую электричку. Но оно того стоило! Впечатлений от фестиваля хватит на несколько лет вперёд!

БРЭФ

Майский праздник

Празднование в честь возрождающейся природы, коренящееся в древнеязыческих воззрениях, у западноевропейских, преимущественно германских народов приурочено к началу мая. Почти повсеместно 1 мая проносится по селению разукрашенное майское дерево, которое затем водворяется в центре селения; вокруг дерева происходят танцы. Обыкновенно М. праздник начинается еще накануне, в Вальпургиеву ночь (см.). С торжественными обрядами зажигаются майские костры, через которые с песнями перескакивают попарно юноши и девушки, собирающиеся вступить в брак; затем вокруг костров происходят танцы. По народному поверью, майские огни оберегают от злых духов. В эти же дни избранные юноша и девушка, назыв. майским королем и королевой (граф и графиня), с торжеством вводятся в селение, чем символически изображается наступление весны. Ср. Pabst, "Die Volksfeste der Maigrafen" (Ревель, 1864); Manhardt, "Wald- und Feldkulte" (Б., 1875). Русский народ не приурочивает встречи весны к началу мая (ср. Весна, Семик). Гулянье 1 мая в Москве, в Сокольницкой роще, есть явление позднейшее; в простонародье оно известно под именем "немецких станов", чем подтверждается предание о том, что когда-то здесь были поселены заезжие немцы, которые установили и гулянье. В XVIII ст. М. праздники справлялись в наших духовных и светских училищах, куда они через Киевскую академию проникли из Литвы и Польши; там школьные М. праздники назыв. Maiowki, reckreacie majowe. В Киеве в "рекреационный день", т. е. 1 мая, школьники выходили на гору Скавыку, при урочище Глубочица; ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали "комедии", которые сочинялись учителями поэзии, и произносили "диалоги", которые составлялись учителями философии и риторики. В Петербурге, до 50-х годов, было в большой моде гулянье 1 мая в Екатерингофе. М. праздник как "всемирный праздник рабочих", справляемый ежегодно 1 мая, возник вследствие постановления международного конгресса рабочих (марксистов), собравшегося в Париже в июле 1889 г., как манифестация в пользу установления восьмичасового рабочего дня. Уже подготовления к первому М. празднику в 1890 г. вызвали разлад среди рабочих (в Германии социал-демократы рейхстага признали празднование 1 мая для своих единомышленников необязательным); с другой стороны агитация, в видах прекращения работ на 1 мая, побудила работодателей в различных странах, особенно в Германии, сплотиться теснее. В 1890 г. первое мая прошло сравнительно спокойно, работы нигде почти не были приостановлены, и только в немногих местах произошли более серьезные столкновения между рабочими и полицейскими властями. В 1891 г. в большинстве западноевропейских государств М. праздник был руководителями рабочих отложен на воскресенье, следующее за 1 мая; тем не менее в этом году он послужил поводом к крупной стачке горнорабочих в Бельгии, к яркой анархистской демонстрации в Риме и к кровавому столкновению между горнорабочими и войсками в Фурми (во Франции). В следующие годы "всемирный праздник рабочих" ограничивался или вечерними празднествами, или процессиями и митингами (в некоторых местах весьма многолюдными) в воскресенье, следующее за первым мая. Более серьезные столкновения с полицией имели место в Вене в 1896 г.

Собравшись все вместе, жители деревни пошли в лес за Майским деревом. Выбрали подходящее, срубили и потащили с прибаутками и песнями на луг посередине деревни. Мужчины укрепили его, счистили нижние ветки, оставив только верхушку, и предоставили украшать его девушкам. В ход пошли ленты, цветы, и вскоре Майское дерево расцвело во всей своей красе. Пляски под ним начнутся к вечеру, а перед этим выберут Королеву Мая.


Народ шел сплошным потоком, из колонны смешавшись уже в веселую толпу, подхватывая песни, размахивая березовыми ветвями, старательно украшенными цветами и бантами с развевающимися концами. Нежные листочки только что распустившейся березы придавали празднику запах и цвет весны, красные банты и ленты рождали у народа радость, энтузиазм и веселье.

Почти четыреста лет и тысячи километров разделяют эти два праздника. Одинакова лишь его дата: 1 мая. Первый проходил в Англии и описан в 1583 году пуританским писателем Филиппом Стабсом в книге «Анатомия злоупотреблений» как пример языческого и богопротивного действа. Второй праздник – мое детское воспоминание Первомайской демонстрации. Тоже своего рода «анатомия злоупотреблений»? Но факт тот, что у меня, как и у многих других, Первомай ассоциируется именно с зелеными ветками распустившейся березы, украшенными цветами и кумачовыми лентами. Впереди колонны - флаги и транспаранты, а позади мы все с ветками березы, цветами, шарами.

...а еще – воспоминание из раннего детства: хоровод детишек в детском саду, старательн о поющий:

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати...

Значит, некому наломать ветвей распустившейся березы, чтобы отметить Майский праздник. Эта песня – «Во поле береза стояла» - фольклорный памятник древнему обряду.


Древний обряд – магический обряд. Магические числа, магические праздники... Некоторые почти забыты, некоторые становятся всенародными, пышно справляются и почти потеряли свое магическое значение, как Самхейн, который в Америке превратился в шутовской Хэллоуин. Вообще-то колонисты привезли в Америку европейские традиции, а вместе с ними и некоторые обряды старой веры. Но там это не прижилось кроме карнавала Хэллоуина. В Европе старые традиции умирают медленно, а порой сохраняются в мелочах, когда уже никто и не помнит, откуда что пошло, что это значило раньше. У нас ведь тоже такое происходит. Взять, например, песню про березу, которая жива до сих пор. А наша страсть зажигать летом после заката костры? И всегда найдутся смельчаки, рискнувшие через него перепрыгнуть.



Те, кто попытается разыскать древние корни магических обрядов, обязательно выяснят, что 5-6 тысяч лет назад верования и обряды древних славян через степи Причерноморья попали на благодатную почву средиземноморского побережья Ближнего Востока, острова Эллады, захватили народы Южной Европы, стали основой кельтского мифотворчества, продвигаясь уже с юга на север и охватывая всю Европу, замыкая круг. Это похоже на общий котел, в котором сплавились представления древних народов об окружающем мире. Поэтому древние верования и обряды в разных странах так похожи. (Ниже - "Майское дерево на ярмарке" Франсиско Гойи)



Отмечались издревле как праздники дни равноденствия: весеннего (21 марта), летнего (22июня – летнее солнцестояние, знаменитый Иванов день), осеннего (21 сентября) и зимнего (22 декабря). Это подтверждает точность и высокое искусство древних астрономических наблюдений. Но были еще четыре дня в году, которые чтили даже больше. Это дни, когда энергия циклических процессов Земли, меняющих направление в дни равноденствия, набирают мощь, как Луна из тонкого серпика приобретает к середине лунного месяца вид полной, круглой, яркой небесной лампады. Эти дни были в старину днями магии, днями Силы и имели каждый свое имя. 2 февраля чтили Имболг, в ночь с 30 апреля на 1 мая наступал Белтейн или Праздник Костров, 31 июля праздновали Ламмас, или Праздник урожая, а 31 октября приходил черед Самхейну, тому самому Дню Всех Святых.

В те времена, когда закладывалась эта традиция, важнейшим было всеми способами – трудом и заклинаниями – получить от природы еще один шанс на выживание, возможность пережить еще одну зиму. А основой благосостояния была щедрость природы, дающей пищу. Главными праздниками были весенний праздник Костров Белтейн и праздник Урожая Ламмас. Весной просили милости у природы и в конце лета получали воздаяние. Насколько древним был Белтейн ясно из того, что символом его было дерево, то есть сама Природа, наделяющая пищей. Поклонение сельскохозяйственным символам (снопу, зерну) пришло позже. Белтейн отмечался как приход весны, пробуждение и расцвет природы, дающей хлеб насущный. Трудно описать это лучше, чем описал Островский в «Снегурочке». Это тот праздник, что отмечали по всей территории Европы, и который считается почему-то истинно кельтским, как будто не было у нас в Древней Руси обычаев зажигать в ночь на 1 мая костры как символ Солнца, побеждающего зимнюю тьму. Обычай прыгать через костер тоже нам знаком. Это не просто удаль. Это очищение от зимней скверны и возможность получить энергию возрожденной Природы. Ее чтили в образе Майского дерева, пережившего зиму и распустившего первые нежные листочки.

Майское дерево в Оксфордшире. Англия

Майское дерево и праздник вокруг него подробно описаны. От упомянутого Филиппа Стабса до Дж. Дж. Фрэзера, который в своей знаменитой «Золотой ветви» провел анализ обычая отмечать Белтейн в разных странах во времена от древности до 19 века. В каждой стране считают, что Майское дерево – это их изобретение, но факт тот, что от Франции до Швеции, от России до Шотландии и Ирландии весенние праздники с деревьями, березовыми ветками, первыми цветами, плясками и прыжками через костер сохраняют свою притягательную силу, хотя их магическое значение утрачено. В чем же заключалась магия?

Вспомните кадры весеннего языческого праздненства из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Все там пронизано магической тайной: звуки леса, тихий шепот и женский смех, журчание воды и шелест листвы. Столкновение первобытной, языческой жизни, слившейся с природой и любовью, – и религиозного аскетизма; столкновение, приводящее в смятение, настолько несовместимы они друг с другом. Пуританин Стабс в шок не приходит, он полон религиозного негодования: «В майский праздник...все молодые люди, девушки, пожилые люди и их жены отправляются ночью в леса, рощи,.. где всю ночь проводят в приятных забавах. А утром они возвращаются, принося с собой для украшения своих сборищ березу и ветки деревьев. Тут нечему удивляться, потому что с ними пребывает и присматривает за их развлечениями и забавами великий правитель – это князь ада Сатана... Я слышал от людей весьма почтенных и заслуживающих доверия, что едва ли одна треть из ушедших...в лес девушек возвращалась домой столь же целомудренной.»

Так что же происходило в майскую ночь, таинство или блуд? Ну, если честно, то в 18-19 веках случался и блуд. Но истина в том, что происходит таинство. Каждый человек, пришедший в лес в ночь на 1 мая – это уже не простой человек, а символ природы, пробудившейся после зимнего сна, наполняющейся жизненными соками, готовой к цветению и плодоношению. Об этом и просили участники Белтейна: о возрождении и богатом урожае, что приносит с собой Любовь. Она рождается в магическом огне костра, в ритуальной пляске вокруг Майского дерева, в выборе Королевы Мая – самой красивой девушки, которую называют в некоторых местах Майской Розой. Королеву Мая торжественно выдавали замуж за Зеленого Человека или Лесного Человека, мужчину, с головы до ног обвязанного зелеными ветками. Инсценировка свадьбы была кульминацией игры и должна была дать толчок плодоносной природе. Вот в этом и заключалась магия. А главное – все участники сознавали свою значимость в возрождении души природы: они участвовали в таинстве, и оно приносило реальные плоды. Это как в поговорке: петух не пропоет – утро не наступит. Так и древние люди были уверены, что если не встретить как положено весну, то и урожая осеннего не дождешься!


А теперь о самом важном. Во времена, когда зарождался праздник Белтейн, культ Природы-кормилицы и поклонение Майскому дереву, единственным календарем был лунный. И Луна была главной в природе и жизни человека. Ведь так просто было выяснить, какой день месяца наступает: стоило посмотреть в ночное небо на луну, и сразу видно, в какое она находится фазе. Подозреваю, что несколько тысячелетий назад дни вообще не связывали с числами, поэтому Белтейн отмечали не с 30 апреля на 1 мая, а каждый год в полнолуние, которое приходится с разбросом с конца апреля до почти середины мая. Постепенно сформировалось привычное нам летоисчисление и все встало на свои места – по датам, но вошло в противоречие с лунным календарем, так что Белтейн не всегда празднуется в полнолуние. Но в те годы, когда нужные даты совпадают с полнолунием, праздник приобретает особо магическую силу. Если заглянуть в лунный календарь, то обнаружится, что в 2001 году, первом году тысячелетия, полнолуние наступило 7 мая, в 2002 году – 26 апреля, а в 2003 году Белтейн вообще пришелся на первый лень лунного месяца, и луны почти не было видно всю ночь. В 2004 году полнолуние было 3 мая, в 2005 году – 22 апреля, в 2006 году – аж 11 мая. И наконец, в 2007 году Белтейн приходится впервые в этом тысячелетии на полнолуние: 1 мая начинаются пятнадцатые лунные сутки. Самая магическая ночь, самый праздничный день.

Мой вам совет, если будете в этот день на природе – зажгите костер. А хватит смелости – прыгайте через него. Небось не растаете, как Снегурочка, а силы от огня, может, и наберетесь, огонь спалит все печали и болезни. И обязательно срежьте в лесу хоть одну березовую ветку, украсьте ее в память о тысячах поколений предков, которые так делали из года в год. Ну а уж спеть «Во поле береза стояла» - это на ваше усмотрение, это если музыкальный слух есть!




Статьи по теме: