Ребенок с дцп посещать обычный детский сад. Развитие особого ребенка (диагноз ДЦП) в общеобразовательном детском саду средствами музыкально-художественной деятельности. Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов

Сады для инвалидов - это такое дошкольные заведения, где оказывают специальную помощь. Случается такое, что некоторые детки требуют особого внимания. Это может быть связано с серьёзными проблемами со здоровьем. Каждый ребенок должен полноценно развиваться. Поэтому посещение дошкольного учреждения – это необходимость.

Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов?

Существуют отдельные виды заведений. Их еще называют детскими садами компенсирующего вида. Другими словами – это то место, где могут помочь развиваться детям–инвалидам. Посещая такой детсад, они будут приспосабливаться к жизни, получать необходимые умения, знания и навыки.

Но прежде, нужно разобраться с тем, кто может посещать детский сад для детей инвалидов:

  • малыши, которые часто болеют;
  • ортопедические сады предназначены для деток, имеющие деформация грудной клетки;
  • дети с нарушением зрения и слуха;
  • малыши с задержкой развития речи или другие серьезные речевые нарушения;
  • ребята с задержкой психического развития. К этой категории можно отнести малышей с разными степенями олигофрении, с синдромом Дауна, аутизма;
  • дети с ДЦП. Если остальных малышей еще могут принять в обычный сад, то эту категорию инвалидов – не примут.

Особенности детских садиков для инвалидов

В стране действует много специализированных дошкольных заведений.

Общее количество их в России составляет более 3969 детсадов. В самой только Москве действует 177 таких учреждений. Работают они по специальным государственным или авторским программам, имеющие лицензию.

Решив отправить свое чадо туда, нужно узнать о нем все. Каждый сад для инвалидов имеет свои особенности. Мы назовем ключевые:

  1. в таких местах дети получают знания в соответствии с их умственными и физическими способностями. Главная задача работающего персонала – не только учить, но и наделить малышей умениями, навыками по самообслуживанию;
  2. весь воспитательный, развивающий и образовательный процесс проходит по специальным программам;
  3. группы детей небольшие. Максимум – 15 человек. Но есть и детсады, где группа состоит из 2–3 человек;
  4. длительность посещения зависит от многих факторов. Есть заведения, где детки находятся всего по 3 часа, а бывают и круглосуточные детские садики;
  5. это места, где работают специально подготовленные педагоги: логопеды, массажисты, психологи, дефектологи, тренеры по лечебной физкультуре, социальные педагоги и музыкальные руководители;
  6. в таких заведениях ведется работа не только с детьми. Психологами оказывается поддержка родителям;
  7. специализированный садобустроен для комфортного пребывания. Как правило, базируются они в здании обычного садика. При этом их специально обустраивают, чтобы детям было комфортно. Например, для инвалидов на колясках оборудуют пандусы, расширяют дверные проемы, коридоры оснащают поручнями. А для деток с проблемами со зрением проектируют специальную укладку паркета в виде контрастных полос;
  8. у таких детских садов хорошее материально-техническое обеспечение. Есть лечебно-физкультурные залы, массажные кабинеты, музыкальные, сенсорные комнаты, групповые комнаты, кабинет психолога, логопеда.

Особенности занятий в специализированных садах

Хорошо обустроенных дошкольных учреждений не так много. Недавно был открыт первый в России детский сад для детей–инвалидов, который полностью отвечал требованиям государственной программы по интеграции детей с ограниченными возможностями. Это было детсад «Звездочка» на юге Москвы. Вскоре планируется открытие еще нескольких аналогичных заведений.

Если Вы хотите отправить своего ребенка в подобное дошкольное учреждение, должны знать, в чем же суть госпрограммы по интеграции детей с ограниченными возможностями. Мы расскажем об особенностях занятий:

  • у каждого будет собственное место – стол и стул. Они практичные и легко передвигаются с места;
  • у каждого воспитанника должен быть такой набор: карандаши, фломастеры и краски, не менее 12 цветов, клей-карандаш, клеенка на стол, ножницы с тупыми концами на лезвиях, бумага (обычная и цветная), пластилин и дощечка для него, баночки для воды и кисти разных размеров;
  • в работе воспитатели используют демонстрационные доски, развивающие игры на пазловой основе, которые раздаются всем воспитанникам. Чаще всего используются пособия авторов Евсеев М.Ю. и Евсеевой Е.Л. – «Мои первые часы», «Мои первые буквы», «Ассоциации» и другие;
  • дети–инвалиды замкнуты, застенчивы, у них занижена самооценка и есть проблемы в социуме. Задача специалистов научить детей уважать друг друга, развить их кругозор, поднять самооценку. Для этого проводятся многочисленные мероприятия, при проведении которых учитываются нарушения и ограничения в состоянии здоровья малышей;
  • посещая специализированные сады, воспитанники обязательно проходят курсы лечебной физкультуры. Это необходимо не только с профилактической целью, но и воспитательной. Такие курсы предполагают проведение физических упражнений, посещение бассейна, кабинета массажа.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП) .

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса : проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении) .

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих. Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств : речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть , вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом , игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут) .

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического) . Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений : формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12. Ручные навыки необходимо развить поэтапно : научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

13. Развивать конструктивные способности в различных видах продуктивной творческой деятельности, при этом педагог работает с ребенком «рука в руке» , постепенно приучая его к самостоятельному выполнению.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов , действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения. Саратов : Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д : Феникс, 2006.

3. Дети с отклонениями в развитии. Методич . пособие. (Автор – составитель Н. Д. Шматко) - М.: «Аквариум ЛТД» , 2001.

Публикации по теме:

Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста» («Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми старшего дошкольного возраста в практической работе учителя- логопеда в дошкольных.

Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации по проекту «Звуки классической музыки вокруг нас» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "ЗВУКИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ВОКРУГ НАС". «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья.

Методическая рекомендация для педагогов

Консультация для родителей «Ребенок с ДЦП дома и в детском саду»

Прислала: Надежда Иванова

Детский церебральный паралич - это нарушение двигательной функции, которое появляется в раннем возрасте, даже до рождения. Симптомы детского церебрального паралича обычно появляются в первый год жизни.

Нарушение в двигательной системе - результат нарушения мозговой деятельности. Нервная система помогает телу двигаться и контролировать движения. Под нарушением мозговой деятельности можно понимать любое нарушение мозговой структуры или функции, любое нарушение мозговой деятельности может остаться на всю жизнь.

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим. Вот почему очень важно, чтобы у ребенка всегда были прямые свои обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время еды пусть сам держит ложку и ест, хотя половина еды мимо и одежда его грязная; во время уборки он может вытирать пыль. Дома есть аквариум? Тогда ребенок может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием собирает игрушки, раскиданные им же. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть ребенок оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого - поощрять ребенка говорить не только одно - двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии ребенок будет стараться самостоятельно надеть свои штанишки, шапочку, варежки или застегнуть "липучки" на ботинках.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней) , и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В нашем городе имеются отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Подобные группы в детских садах специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов. В таких группах детского сада дети с ДЦП учатся общаться, играть друг с другом, самостоятельно решать определенные задачи, находятся вне домашнего очага, также они могут быть в социальной детской среде со здоровыми детьми. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

К нам в редакцию поступило письмо от мамы, которая одна воспитывает двоих детей. Младшая дочка с ДЦП и ее трудно устроить в детский сад. Вот, что пишет Жанна:

— Обращалась уже в два детских сада (ДЦП), результата нет. В одном, рядом с домом, открыли с этого года группу для инвалидов. Моего ребенка не хотят брать, принимают только ходячих, у меня сидит в детском стульчике. А группа на три часа с мамой мне не подходит. Я одна с двумя детьми, младшая особый ребенок. Мне нужен детский сад полного дня для детей с ДЦП. Другой детский сад очень далеко, в катором я была вчера. Заведующая нас берет, но сказала комиссия не пропустит, надо сделать регистрацию в Северном округе, мы живем в Юго-западном округе. Уже нет сил, надо как-то зарабатывать на семью, а я сдвинуться с места не могу, даже когда надо по детским делам, ФСС, поликлиника и т.д.

Самое главное ребенку меня одной мало, ей хочеться общения с сверстниками, как и всем нам.

Понятно, что незаконно мне отказывать, но в детском саду все решает заведующая. Она сказала департамент запретил ей брать с чужих округов и все. Может просто не хотела нас брать, хотя у нее таких детишек много. Ну может и к лучшему, я ребенка замучаю дорогой в пробках, очень далеко. Мы живем Юго-западный округ — Тёплый Стан. Спасибо.

Может хоть следущий Новый год (утренник), моя Викушка будет отмечать в своем коллективе. Ей очень нравиться когда вокруг суета и много детей.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Для начала мы хотим показать вам документ, в котором сказано, что прописка для поступления в детский сад значения не имеет. Вот он —

Вот тут список всех детских садов ЮЗАО, которые принимают детей с ДЦП. Прозвонитесь по списку, возможно, что-то вам подойдет:

  • Детский сад № 2309 компенсирующего вида, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и часто болеющих детей.

Адрес детского сада: Веневская ул, 13. метро — Бульвар Адмирала Ушакова.
Тел.: 716-19-63

  • Детский сад № 4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адрес детского сада: Университетский пр, 6, к.4, метро — Воробьевы Горы.
Тел.: 137-65-61

  • Детский сад № 710 есть ясли, логопедические группы, и группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Адрес детского сада: Перекопская ул, 12, к.2. метро — Каховская.
Тел.: 122-7069

У нас действительно большие проблемы с решением таких ситуаций. Выходы пока есть только следующие:

  • Судится с ближайшим детским садом и в судебном порядке принуждать их брать ребенка в группу. Все минусы этого варианта очевидны…
  • Возить ребенка «за тридевять земель» туда, куда берут.
  • Нанимать няню (тут понятно будут проблемы с деньгами)
  • Искать волонтеров, которые бы сидели с ребенком, но это временное решение.

Это обращение я поставлю в некоторых сообществах родителей у которых особые детки, возможно кто-то откликнется и реально сможет помочь Жанне. Следите за обновлениями на сайте, а так же не теряйте связь с редакцией, как будет появляться новая полезная информация по вашей проблеме мы будим ее вам передавать.

Разделы: Работа с дошкольниками

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Цели Стандарта:

1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования.

2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС ДО и нового Закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи;

Дети с нарушением интеллекта;

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.

Условия.

Обязательное условие развития детей с ОВЗ - взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП:

1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала.

2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.

3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.

4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.

5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка-инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов:

1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ.

2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала.

3. Принцип линейности и концентричности.

4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности.

1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей.

2. Взаимодействие с учителем-логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения.

3. Подготовка к образовательной совместной деятельности:

Подбор наглядного материала;

Подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала;

Подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка.

4. Проведение музыкально-дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала.

5. Анализ проведенных утренников, праздников.

6. Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности.

Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи:

1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребёнок с ДЦП.

Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно-двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении.

ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта.

Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад во II младшую группу осенью 2014 года. Воспитывается в неполной семье. Воспитанием её занимается бабушка, которая очень любит её и старается сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в младшей группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Благодаря проведённой операции, осенью 2015 года она пошла! Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2016 года с помощью воспитателя танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: “А как же я?.... Вы, что, забыли про меня?” <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>.




Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и “Рабочей программе музыкального руководителя”.

В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как работать с такими детьми?

Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь.

Первый компонент основы – движение.

Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы – музыка.

С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП.

Третий компонент основы – речь.

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду снарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи. Впервые на осеннем празднике сыграла одну из главных ролей. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.).

Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, “День здоровья”). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.<Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>.



Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы.

В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнастика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. <Рисунок9>, <Рисунок10>.

В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова (“Фонопедический метод развития голоса” - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.


Работа с педагогами.

Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер-классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.

Работа с родителями (законными представителями).

Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).

Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. <Рисунок11>.

Результат моей работы:

1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция.

4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.

Вывод.

Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее:

НОД провожу в игровой и занимательной форме,

Создаю атмосферу успеха,

Развиваю музыкальность каждого ребёнка,

Обучаю детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,

Воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку,

Развиваю художественно-творческие способности.

Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Список литературы.

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Статьи по теме: