Темы и конспекты по обж. Методическая разработка открытого урока по дисциплине основы безопасности жизнедеятельности "от предмета обж к безопасной жизни". Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Родители - главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.

  • Урок-викторина в 10-м классе "Памяти поколений – дни воинской славы" по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" 2019

    Цели викторины: познакомить учащихся с днями воинской славы (победными днями) России; сформировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.

    Цель урока: познакомить детей с правилами выбора места для разведения костра, способами добывания и сохранения огня. В ходе урока учащиеся знакомятся с несколькими способами добычи огня с помощью подручных средств, с типами различных костров, выполняют практическую работу по добыче огня.

  • 2019

    Цели урока: познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

  • Методическая разработка урока ОБЖ "Эмоциональное благополучие – важный фактор сохранения здоровья. Игры на эмоциональную разгрузку". 3-й класс 2019

    Цель урока: выделить важный фактор сохранения здоровья – эмоциональное благополучие и помочь создавать его с помощью игр.

  • Квест «Ключи от разведки» 2018

    Четвертый год у нас в лицее работает военно-патриотический проект «Ключи от разведки» для лицеистов 8–11-х классов. Прежде всего мы ставим задачи индивидуальной тренировки специфических навыков разведчиков, работу с информацией, использовать различные методы и языки передачи сообщений; умения работать в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния социальным провокаторам и экстремистам.

  • Военно-спортивная игра "Зарница" 2018

    Сценарий военно-спортивной игры «Зарница» может быть использован как одно из основных мероприятий патриотического воспитания подрастающего поколения. Сочетание этапов физического, интеллектуального и военного направления вызывают живой интерес школьников, укрепляя, таким образом, лучшие традиции русского народа.


  • 2018

    Цели урока: расширить знания учащихся о классификации пресмыкающихся; сформировать умения оказания перовой медицинской помощи (ПМП) при укусах ядовитыми пресмыкающимися.

  • Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы 2018

    Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу, служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества, указывает на предназначение воинской части и ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.

  • Музыкальный мини-спектакль «Поющий светофор» 2018

    Представлен сценарий мероприятия, посвященного правилам дорожного движения.

  • Подготовка учащихся к олимпиаде по ОБЖ как одно из направлений формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников 2018

    Реализация поиска и отбора талантливых детей происходит через систему олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, научно-практических конференций и других мероприятий. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматриваются в качестве одного из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации.

  • План ежедневных бесед и игр по ОБЖ с детьми дошкольного возраста 2018

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Для этого взрослым необходимо научить ребенка следовать определенным правилам, которые помогут ему выжить в различных ситуациях и избежать их. Работая по плану ежедневных бесед с детьми по ОБЖ на прогулке, педагоги имеют возможность формировать навыки и способствовать накоплению опыта безопасного поведения у детей.

  • Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия, анализ, предотвращение 2018

    Занятие знакомит учащихся с видами контроля безопасности дорожного движения, органами, контролирующими дорожную безопасность. Анализируются причины возникновения ДТП и факторы, влияющие на безопасность движения автотранспорта. В практической части занятия учащиеся самостоятельно разбирают опасные дорожные ситуации и прописывают алгоритм поведения в таких ситуациях водителя и пассажира.

  • Одно из занятий проекта «Ключи от разведки» 2018

    В военно-патриотическом проекте лицеисты 8–11-х классов знакомимся с профессией разведчика, учатся работать с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.


  • Мир, в котором мы живем сегодня 2017

    Статья посвящена обзору военно-политической обстановки, сложившейся на данный момент. Дается характеристика основных угроз России. Материал может быть использован при изучении тем в рамках программы ОБЖ, связанных с национальными интересами Российской Федерации.

  • 2017

    Цели урока: формирование способности обучающихся к новому способу действия по сохранению и укреплению своего здоровья, освоить новые понятия; сформировать систему новых знаний по ЗОЖ, и профилактике наиболее опасных неинфекционных заболеваний; расширить знания обучающихся за счет включения новых терминов, понятий, описаний.

  • Конспект квест-игры «Поиски средств пожаротушения» 2017

    Цель мероприятия: создания условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

  • В стране дорожных знаков 2017

    Цель занятия: формирование у детей безопасного поведения на дороге и на улице.

  • Использование игровой деятельности на уроках ОБЖ при обучении детей с ДЦП 2017

    ДЦП – это группа нарушений двигательных функций мозга с возможным нарушением интеллектуального развития и речи. Для детей с ДЦП игра приобретает особое значение. Она вызывает у обучающихся желание достигнуть цели и выиграть. Именно это заставляет детей воспринимать окружающее, всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться, подбирать и группировать предметы согласно условиям и правилам игры. Игровое обучение формирует у детей знания и умения и корректирует высшие психические функции.

  • Марафон естественных наук 2017

    Марафон естественных наук проводится уже традиционно на декаде предметов естественнонаучного цикла. Задания Марафона опираются на знания в пределах школьной программы, часто носят занимательный характер. Такая форма работы позволяет повысить интерес к естественным наукам, способствует расширению кругозора, прививает навыки коллективной работы.

  • Занятие по правилам дорожного движения "Юный пешеход" в средней группе детского сада 2017

    Данное занятие по правилам дорожного движения учит детей различать дорожные знаки, развивает устойчивые навыки безопасного поведения на улице и воспитывает в детях чувство ответственности.


  • Контрольно-измерительные материалы ОБЖ 2017

    К наиболее эффективным средствам диагностики относятся задания в тестовой форме. Айрен – это бесплатная программа, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через Интернет или на одиночных компьютерах. Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.

  • 2017

    Цели урока: знакомство с характеристикой очагов поражения при радиационных авариях, с принципами защиты от ионизирующего излучения; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

  • Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях 2017

    Учащиеся знакомятся с техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП: разрыв шины, поломка узлов рулевого привода, подвески, отрыв колеса, отказы тормозной системы. Рассматривают критические ситуации: экстренного объезда препятствий, заноса автомобиля, ослепление водителя дальним светом встречных авто, пожары на автомобиле, затопление и др. К ситуациям даются рекомендации поведения, исходя из дефицита времени на принятие решения.

  • Острова военной и национальной безопасности России 2017

    Статья дает представление о ситуации, сложившейся в результате обсуждения вопросов, связанных с принадлежностью островов Курильской гряды. Раскрывает военно-стратегическое и экономическое значение островов для России, отношение россиян к вопросу территориальной целостности государства.

  • Использование технического прогресса в борьбе с терроризмом 2017

    Статья знакомит со специальными средствами борьбы, используемыми для обезвреживания террористов. Дается краткое описание достигнутого технического прогресса в этой области и перспектив применения современных технологий в борьбе с терроризмом.

  • Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016

    На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.

    Урок создает условия для воспитания позитивного отношения к военной службе, знакомит с требованиями к подготовке солдат. Занятие ориентировано на совершенствование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей, развивает навыки индивидуальной и групповой работы, способность учащихся формулировать и аргументировать своё мнение.

  • 2016

    Данная методическая разработка может использоваться учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". На практическом занятии закрепляются теоретические знания и отрабатываются практические умения и навыки оказания неотложной помощи при травмах. Освоение техники наложения шин при переломах костей верхних и нижних конечностей помогает в экстремальных ситуациях.

  • педагог дополнительного образования Салтхцишвили Майя Кимовна
    Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ № 3
    Краткое описание работы: В формировании здорового образа жизни большое значение имеет борьба с курением. Воспитание ребенка в семье курящих, отрицательный пример родителей способствует раннему приобщению детей к курению и формированию у них устойчивой вредной привычки. Миллионы курящих женщин, девушек наносят огромный ущерб своему здоровью и демографической политике.


    Учебное заведение:
    Краткое описание работы: Современная политическая обстановка в мире к сожалению далека от идеальной. На сегодняшний день в мире существует более 130 горячих точек.Обостряется борьба за природные ресурсы, растет количество террористических актов. Все это накладывает особую ответственность на такие предметы как НВП и ОБЖ в необходимости повышения у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности.

    Мельницкий Владимир Сергеевич
    Учебное заведение: КГКП "Электротехнический колледж"
    Краткое описание работы: Одной из важнейших задач в работе преподавателя, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование в обучении нетрадиционных уроков, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Нетрадиционных форм проведения уроков создано уже много, но на мой взгляд наиболее подходящими для предметов НВП и ОБЖ являются следующие нетрадиционные уроки: видео-урок, урок-суд, урок-соревнование, урок-игра.

    Смоленцев Денис Владимирович
    Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ "Град" города Тюмени
    Краткое описание работы: Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества, проводятся в гимназии №49, среди групп обучающихся МАУ ДО ДЮЦ «Град» города Тюмени по направлению военно-патриотического воспитания. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения, содержание соревнований.

    Козырев Юрий Николаевич
    Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
    Краткое описание работы: На основании письма ГБОУ ИРО Краснодарского края от 26.09.2017 года № 01-20/3109 «Рекомендации по профилактике травматизма», письма УО администрации муниципального образования Каневского района от 02.10.2017 года № 01-33/1209, внесены учебные вопросы по безопасности на ЖД и введены учебные вопросы Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 N 427, по ПДД.

    Дымчиков Баир Борисович
    Учебное заведение: МАОУ "СОШ №63 г.Улан-Удэ"
    Краткое описание работы: Для проведения данной программы требуется подготовительная работа, так как дети работают в командах. В разработке предлагается 6 конкурсов. Дети учатся пользоваться противогазом, максимально информативно и кратко учатся сообщать о пожаре по телефону 01, находить выход из различных экстренных ситуаций, связанных с пожаром и др.

    Министерство образования Саратовской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования

    «Профессиональное училище № 80»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    урока ОБЖ

    Выполнил

    преподаватель – организатор ОБЖ

    ГБОУ СО НПО «ПУ № 80»

    Бычков А.И.

    Ртищево 2013

    Аннотация

    Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

    В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о развитии пожара, его закономерностях.

    Данная методическая разработка может быть полезна при проведении уроков ОБЖ на 1- ом году изучения данной дисциплины.

    1.Введение.

    2.Основная часть.

    2.1. Методическое обоснование темы.

    2.3.План урока.

    2.4. Дидактический материал к уроку.

    2.5. Список литературы (источников) для учащихся.

    2.6. Список литературы для педагогов.

    3.Список использованных источников.

    4. Приложение.

    Методическая разработка урока ОБЖ

    По теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

    Цель методической разработки:

    • раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах»,
    • использование элементов современных педагогических технологий на уроках ОБЖ.

    Введение

    Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

    В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность; распознать опасность; классифицировать опасность; избегать опасности; правильно действовать в опасной ситуации.

    Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом происходит по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2003году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек. Больший показатель по количеству гибели людей в условиях мирного времени имеют лишь дорожно-транспортные происшествия (ДТП – 270 тыс. чел. в год).

    Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

    В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

    Методическое обоснование темы

    Знание ОБЖ - один из важнейших источников формирования культуры безопасного поведения человека. Оно помогает каждому человеку не только предвидеть, но и не допускать те или иные чрезвычайные ситуации и катастрофы.

    Весь курс ОБЖ содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств. В процессе изучения раздела «Безопасность человека в повседневной жизни» создаются условия для развития их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Учащиеся получают прочные знания о безопасном поведении при возникновении пожаров, способах спасения и сохранения своей жизни и жизни окружающих людей.

    Планируя урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, я ставлю перед собой цель создания условий для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала, формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. Для достижения поставленных целей в своей работе использую проектную технологию, игровые технологии, технологии личностно-ориентированного обучения , уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.

    Данный урок является седьмым в разделе «Безопасность человека в повседневной жизни». Урок проводится с учащимися первого курса, предварительно можно провести индивидуальную работу с учащимися по составлению презентаций проектов, а также работу по планированию и разработке проектов.

    Тема программы: Безопасность человека в повседневной жизни.

    Тема урока: «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Вид урока: смешанный.

    Методическая цель: создание условий для формирования знаний, умений и навыков учащихся.

    Цели:

    Обобщить представления учащихся об особенностях поведения людей при возникновении пожаров.

    Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки.

    Продолжить формирование способности рассматривать события и явления с точки зрения безопасности, грамотно и адекватно оценивать сложившуюся обстановку.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:

    Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

    2. Развивающие:

    Проводить поиск нужной информации в источниках разного типа.

    Критически анализировать источник (характеризовать авторство источника, время, цели его создания)

    Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

    Формулировать собственную позицию.

    3. Воспитательные

    Способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим.

    Воспитывать устойчивый интерес к безопасности жизнедеятельности.

    4. Здоровье - сберегающая:

    Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

    Материально-техническое обеспечение урока:

    1. Н.А. Прокопенко, Н.В. Косолапова. ОБЖ для начального и среднего профессионального образования. Москва «Академия», 2010 г.
    2. Презентации учителя и учащихся.
    3. Дидактический материал.

    Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, история.

    Технологическая карта урока:

    Дидактическая структура урока

    Методическая подструктура урока

    Признаки решения дидактических задач

    Методы обучения

    Форма деятельности

    Методические приемы и их содержание

    Средства обучения

    Способы организации деятельности

    1.Обоснование знания темы и целей урока.

    коллективная

    компьютер, проектор, экран

    фронтальная

    Учащиеся готовы к работе

    2.Мотивация учебной деятельности, получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на общении и систематизации имеющихся знаний.

    Создание проблемной ситуации, объяснение и самостоятельная работа.

    В ходе показа видеофильма учащиеся вовлекаются в обсуждение рассматриваемых вопросов

    Просмотр видеофильма, беседа

    фрагмент фильма, презентация

    фронтальный

    готовность учащихся к дискуссии, анализу документа

    3.Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы.

    репродуктивный, частично- поисковый, игровой

    Беседа, дискуссия, игра

    самостоятельная работа с документами, беседа, игра

    использование слайдов презентации, карта, раздаточный материал

    индивидуальная, групповая, фронтальная

    оценивание деятельности учащихся

    4.Оценка действий, знаний и умений.

    Объяснение, опрос

    письменная проверочная работа

    тестирование, самопроверка

    Тест (раздаточный материал)

    индивидуальная

    выявление уровня овладения знаниями и умениями

    5.Осмысление и анализ проделанной работы, рефлексия, обобщение результатов.

    Беседа

    фронтальная работа с учащимися

    Карточки по рефлексии

    фронтальная

    выступления учащихся

    План урока:

    1. Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

    2. Защита проекта «Причины возникновения пожаров».

    3. Защита проекта «Поражающие факторы пожара»

    4. Защита проекта «Эвакуация учащихся из здания школы».

    5. Защита проекта «Куда бежать? Зачем бежать?».

    6. Значение противопожарной службы. История её развития.

    7. Тестирование.

    Материальное обеспечение:

    • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (извлечения из ППБ 01-03),
    • Учебник ОБЖ. под ред. Н.А.Прокопенко, А.В Косолапова, 2010г.
    • Научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009), дидактические материалы ОБЖ,
    • Компьютер,
    • Дисковый носитель.

    Ход урока:

    1) Организационный момент.

    2) Сообщение темы и цели урока.

    3) Работа по теме урока.

    На уроке учащиеся делятся на подгруппы. У каждой подгруппы имеется соответствующее задание. Учащиеся каждой подгруппы должны защитить свой проект, а остальные ученики делают записи в тетрадях.

    Наше занятие начнем с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

    Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда. В учебнике ОБЖ определение пожара следующее: «Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей»

    За 2010 год в Чусовском районе произошел 91 пожар, 9 человек погибло, в том числе 1 ребенок. Получили травмы средней, тяжелой степени 8 человек. Материальный ущерб составил 1720000 рублей.

    • Знакомство с условиями возникновения горения.

    Подумайте, какие составляющие нужны, чтобы возникло горение? (ответы учащихся).

    Действительно, существует так называемый треугольник огня:

    Горючее вещество;

    Окислитель;

    Источник воспламенения.

    В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.

    • Знакомство с причинами пожаров в зданиях.

    Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

    Защита проекта по теме: «Причины возникновения пожара» (выступление учащихся)

    Просмотр видеоролика «Причины возникновения пожаров» .

    • Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

    Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

    Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

    Высокая температура;

    Задымление помещения;

    Распространение огня открытым путем;

    Потери конструкциями несущей способности.

    Защита проекта по теме: «Поражающие факторы пожара» (выступление учащихся)

    Просмотр видеоролика «Поражающие факторы пожара» .

    • Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

    Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.

    Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

    Верно:

    1 этап- обнаружение очага возгорания;

    2 этап – сигнал тревоги;

    3 этап – сообщение в пожарную службу;

    4 этап – эвакуация из здания школы;

    5 этап – построение на месте сбора;

    6 этап – проверка количества учащихся.

    Защита проекта по теме: «Эвакуация учащихся из здания школы» (выступление учащихся)

    Просмотр видеоролика «Эвакуация учащихся из здания школы».

    При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:

    Как надо покидать класс во время эвакуации;

    Как правильно двигаться по коридору;

    Отношение старшеклассников к младшим;

    Сообщение в пожарную службу;

    Дисциплина на месте сбора.

    • Знакомство с понятием «паника», ее предотвращение.

    Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?

    Действительно, это паника. Слово паника произошло от греческого panikon, что означает «безотчетный ужас». Именно, безотчетный, заставляющий человека неудержимо стремиться любыми путями избежать опасной ситуации. Даже в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни нет. И тогда зачастую само паническое движение многих людей становится причиной человеческих жертв.

    Защита проекта по теме: «Куда бежать? Зачем бежать» (выступление учащихся)

    Просмотр видеоролика «Куда бежать? Зачем бежать?».

    • Знакомство с противопожарной службой.

    Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).

    Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

    Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.

    При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.

    При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.

    Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).

    24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

    2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

    4) Закрепление. Тест по пройденной теме (Приложение 1)

    5) Подведение итогов урока, выставление оценок.

    6) Домашнее задание.

    Список литературы (источников) для учащихся.

    1. Алексеенко, В.А. Жизнедеятельность и биосфера [Текст]: учебное пособие / В.А. Алексеенко. – М.: Логос, 2005. – 232 с.
    2. Апраушев А. В. Эколого-педагогический кооператив "Юный натуралист" // Начальная школа. - 1989, N6, С. 73-79.
    3. Безопасность деятельности [Текст]: энциклопедический словарь / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2003. - 504 с.
    4. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник. / под ред. Э.А. Арустамова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002. – 677 с.
    5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера [Текст]: Учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - изд. 2-е, перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 592 с.

    6. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций [Текст]. – М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1988. – 704 с.»

    2. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе./Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.

    3. Особенности военной службы: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 11 кл./ под ред. В.И. Кузнецов. – М.: «АРМПРЕСС», 2001.

    4. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.

    5. Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 кл./ Составитель В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: «ЭНАС», 2003. Автор разработки : Бычков Алексей Игоревич, преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СО НПО «Профессиональное училище № 80» г.Ртищево.

    Список использованных источников.

    1. Безопасность в быту. Пожары. В криминальной среде. Наркомания и суицид. Безопасность здоровья. Экология и здоровье. Безопасность: организация и управление //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№2.-С.83-200.

    2. Бутенко И. Уроки безопасности и уроки без опасности/И. Бутенко //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№9.-С.8- 15. 2 статьи

    3. Быстрова М. День знаний - и день безопасности/М.Быстрова / Гражданская защита.-2006.-№9.-С.55-56.

    4. Васильев М. Не пускайте Красного Петуха в дом/М.Васильев / Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-"12.-С.9-11.

    5. Воробейчиков А. Пожарные во Франции/ А.Воробейчиков, А. Захаров //Гражданская защита.-2005.-№9.-С.35.

    6. Гринин А.С. Пожарная и взрывная безопасность/А.С. Гринин / Гринин А. С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М., 2002.-С.95-121. 68.69я73 Г85

    7. Гуржей В. "Мы первыми приходим на помощь". Как работать с населением/ В. Гуржей //Основы безопасности жизнедеятельности.- 2005.-№9.-С.50-54.

    8. Дешевых Ю. Государственный пожарный надзор в современных условиях/ Ю.Дешевых, В Волков //Гражданская защита.-2006.-№3.-С. 15-17.

    9. Дмитриева Л. Творческий подход приветствуется. Дружины юных пожарных: создание и работа/Л.Дмитриева //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№6.-С.33-54.

    10. Ефимов В. Оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях/В. Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/ -С.45-49.

    11. Ефимов В. Пожарная безопасность образовательных учреждений/В Ефимов //Основы безопасности жизни.-2004.-№7.-С.31-34.

    12. Карпов А. Ангел-хранитель огнетушитель и другие первичные средства пожаротушения/ А.Карпов, М.Комова, Г.Прытков //Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-№11.-С.6-11.

    13. Клепинина Т. Пожарная безопасность/Т. Клепинина //ОБЖ.- 2003.-№8-9.-С.28-35.

    14. Клепинина Т. Безопасность и защита человека в ЧС: пожарная безопасность/ Т. Клепинина, М. Комова, Г.Прытков //Библиотека журнала "Основы безопасности жизнедеятельности".-2006.-№1.-С.36-56

    15. Князев П. Организация и управление процессом обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения: Рабочая программа курсов повышения квалификации работников образования/П.Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-N9.-С.56-58.

    16. Князев П. Пожарная безопасность в вузе/П.Князев //Основы безопасномти жизни.-2004.-№4.-С.49-51.

    17. Князев П. Пожарная безопасность в вузе/П. Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-№5/май/.-С.50-53.

    18. Князев П. Пожарная безопасность в ВУЗЕ: Пожарно-тактическое занятие/П.Князев //Основы безопасности жизни.-2004.-№6.-С.45-48.

    19. Комова М. История катастроф, история подвигов (30 апреля- День пожарной охраны)/М. Комова, Г. Прытков //Основы безопасности жизнедеятельности.-2004.-№4.-С.23-28.

    20. Комова М. Каждый учащийся должен знать, где живет пожар (правила пожарной безопасности для населения)/М.Комова, Г.Прыткова //Основы безопасности жизнедеятельности.-2006.-№11.-С.20-25.


    Урок №1.Здоровый образ жизни молодежи. Технология использования ИКТ.

    Урок №2. Правила личной гигиены и здоровья. Здоровьесберегающие технологии

    Урок №3. Формирование правильного взаимоотношения полов. Правила безопасного поведения девушек в темное время суток. Проектная деятельность учащихся.

    Урок №4 Семья в современном обществе. Законодательство о семье. Кодекс РФ.Комплексное использование цифровых образовательных ресурсов.

    Урок №5 Добровольная подготовка граждан к военной службе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок 1 Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

    Учебные вопросы:

    1. Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

    2. Гражданская оборона, основные понятия и опреде ления, задачи гражданской обороны

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

    Цели: познакомить учащихся с основными понятиями и оп ределениями Гражданской обороны; рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной, ознакомить учащихся с организацией системы преду преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Учебно-наглядный комплекс: стенд наглядной аги тации по истории ЧС и ГО, федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при родного и техногенного характера».

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    П. Проверка домашнего задания.

    III. Изучение новой темы.

    Изучение первого вопроса.

    Учитель перечисляет основные природные явления, опасные для человека:

    Ураганы, смерчи, снежные заносы, обвалы составляют 20 % от общего количества стихийных бедствий природного характера за год;

    Пожары - до 70 %;

    Паводки, наводнения - до 40 %;

    Оползни, извержения вулканов - до 18 %;

    Землетрясения, засухи - до 15 %.

    К опасным явлениям техногенного характера относятся загряз нение почвы тяжелыми металлами, загрязнение атмосферы выбро сами СДЯВ, связанные с ними кислотные дожди. Все эти неблаго приятные факторы требуют оперативных мер по их ликвидации и защите населения.

    1. Определение понятия «ликвидация чрезвычайных си туаций».

    Учащиеся записывают определение в тетради:

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при воз никновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для низ опасных факторов.

    Изучение второго вопроса.

    Учащиеся записывают основные понятия:

    Гражданская оборона - это система мероприятий по подго товке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

    Цели и задачи гражданской обороны - обеспечение нацио нальной безопасности и сохранение обороноспособности страны.

    2. Рассказ об истории создания и организации структуры Гражданской обороны в РФ.

    Учитель. Из краткой истории Гражданской обороны: перво начально система ГО в нашей стране создавалась как система за щиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воз духа. В 1932 году Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны (МПВО). В ее задачи входило предупреждение населения о нападении, оповеще ние, маскировка населенных пунктов, ликвидация последствий на падения, подготовка бомбоубежищ, организация первой медицин ской помощи пострадавшим. Подготовка кадров МПВО проводи лась на специальных курсах.

    В годы Великой Отечественной войны система ПВО сущест венно помогла в защите населения и объектов народного хозяйства от последствий налетов фашистской авиации.

    В 40-50-е годы появилось новое оружие - ядерное - и новые носители - ракеты, что потребовало совершенствование системы защиты.

    В июле 1961 года МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО). Она стала составной частью оборонных мероприя тий от оружия массового поражения (ОМП), а также для спаса тельных работ при различных катастрофах. Подобные организации создаются и в других странах.

    Гражданская оборона в СССР была организована на всей тер ритории страны, и общее руководство осуществлялось Советом Министров СССР. Таким образом, с момента своего появления ГО являлась частью системы общегосударственных оборонных меро приятий.

    Организуется ГО подобно РСЧС по территориально-производственному принципу, планирование всех мероприятий проводится как по линии органов власти, так и через ведомства и учреждения.

    В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи насе лению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.

    Руководство ГО в стране осуществляет Правительство, а на территории объектов народного хозяйства и в субъектах Федера ции - соответствующие руководители.

    Знакомство с деятельностью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (из положений феде рального закона «О защите населения и территорий от ЧС природ ного и техногенного характера».

    «Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Единая государственная система предупреждения и ликвида ции чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Основными задачами Единой государственной системы преду преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

    Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    Осуществление целевых и научно-технических программ, на правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы шение устойчивости функционирования организаций, а также объ ектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    Прогнозирование и оценка социально-экономических послед ствий чрезвычайных ситуаций;

    Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Осуществление государственной экспертизы, надзора и кон троля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    Осуществление мероприятий по социальной защите населе ния, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гума нитарных акций;

    Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участ вующих в ликвидации;

    Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполне ния задач и взаимодействия основных элементов, а также иные во просы функционирования Единой государственной системы пре дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.»

    После принятия в 1994 году федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» главная роль в ликвидации подобных яв лений была возложена на МЧС, откуда и пошло название Единой системы РСЧС.

    В ее задачи входит:

    Проведение единой государственной политики в области пре дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

    Проведение мероприятий по защите населения и территорий;

    Оповещение и информирование населения о ЧС;

    Ликвидация ЧС;

    Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

    Выполнение мероприятий ГО и др.

    Федеральный;

    Региональный (ЮФО);

    Территориальный;

    Местный;

    Объектовый.

    На каждом уровне проходит работа РСЧС с применением своих сил и средств, систем связи и оповещения, своими органами управ ления.

    IV. Итог урока.

    Какова основная задача Гражданской обороны страны?

    Какие функции выполняет Гражданская оборона РФ в воен ное время, в мирные дни?

    Какие существуют сигналы оповещения Гражданской оборо ны и каков порядок действия по ним?

    Какова структура Единой государственной системы преду преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций?

    Назовите задачи, решаемые этой системы.

    Каковы задачи и действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в конкретном учреждении (например в вашей школе)?

    Домашнее задание: начертить схему управления Гражданской обороны в стране включая субъекты РФ и объекты народного хо зяйства.

    Предварительный просмотр:

    Урок ОБЖ в 11 классе по теме:

    «Есть такая профессия – Родину защищать»

    Посеешь поступок – пожнешь привычку,

    Посеешь привычку – пожнешь характер,

    Посеешь характер – пожнешь судьбу.

    Народная мудрость.

    Цели урока:

    1.Способствовать формированию жизненной позиции учащихся, поиска своего места в жизни.

    2.Создать на уроке микроклимат, вызывающий интерес учащихся к военной профессии, способствующий осознанию их личной ответственности за защиту Отечества.

    Задачи:

    1.Воспитательные: проведение профессиональной ориентации учащихся, формирование представления о морально-волевых и нравственных качествах российского офицера, патриотическое воспитание.

    2.Обучающие: изучение основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», знакомство с историей становления российского офицерского корпуса, с основными видами военных образовательных учреждений и правилами приема граждан в военные образовательные учреждения.

    3.Развивающие: развитие умения учащихся соотносить свои желания и возможности.

    Планируемые результаты:

    1.Знание требований Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (раздел III, ст.11,17, 18, 19, 20).

    2.Формирование внутренней готовности к выполнению воинского долга.

    Предварительная подготовка к уроку.

    1.Дать индивидуальные задания учащимся:

    Подготовить сообщение об истории становления российского офицерского корпуса;

    Сделать выборку основных положений Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», касающихся подготовки офицерских кадров;

    Провести анкетирование среди учащихся 10-11 классов, цель которого – выяснить, как формируются чувства патриотизма и отношение к военной службе у молодежи призывного возраста.

    2.Пригласить на урок офицера.

    Вопросы урока:

    1.История становления российского офицерского корпуса.

    2.Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

    3.Система военного образования в России.

    4.Правила приема в ВВУЗ-ы.

    5.Обучение в ВВУЗ-е

    Ход урока.

    I Вступительное слово учителя.

    Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу. Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл: человек творит не только материальный мир, но и мир души своей. Ведь действия, совершаемые нами изо дня в день в течение какого-то времени, становятся для нас обычными и естественными, и мы попросту перестаем

    задумываться, хороши они или плохи. А затем уже наш характер, сложившийся в результате поведения, становится тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжение всего плавания. Но ведь каждому воздается по тому, что он делает, что бы мы ни думали по этому поводу и сколько бы ни ссылались на случайности, совпадения и прочие не зависящие от нас обстоятельства. И это так понятно, если по-настоящему задуматься. А вы подходите к тому рубежу, когда нужно задуматься о том, какой поступок совершить, какую выбрать профессию, потому что этот поступок, в конечном счете, сделает вашу судьбу.

    Есть такая профессия – Родину защищать. Выбрать такую профессию дано не каждому. Офицер – профессия для настоящих мужчин. О том, как появилась эта профессия, как возникли и развивались офицерские традиции, нам расскажет Можжухина Женя.

    II Изложение нового материала.

    1.Индивидуальное сообщение:

    «История становления российского офицерского корпуса».

    Почти три столетия насчитывает регулярная армия. Такой же срок становления и развития имеет и профессиональный офицерский корпус государства. Воин, защитник родной земли во все времена пользовался почетом и уважением на Руси. В народе воспевались отвага, мужество, героизм тех, кто не щадил жизни, отстаивая свою землю. С глубокой древности военная служба считалась хотя и опасной, но почетной и нужной.

    Многими десятилетиями в русской армии складывался кодекс нравственности военного человека, включающий в себя такие ценности, как честь и воинский долг.

    При Петре I военная служба для всех начиналась с нижних чинов. Качеству подготовки войск офицерского корпуса Петр уделял особое внимание. Образование русского офицерства связано с появлением регулярной армии. Петр, в отличие от иностранных армий, где патенты на офицерские чины продавались за деньги, считал правильной систему, когда будущий офицер начинал службу рядовым.

    Для дворянского сословия царь Петр ввел обязательную личную и пожизненную службу. По достижении 16-летнего возраста юношей экзаменовали специальные комиссии. Не выдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, выдержавшие брались на государственную службу: две трети – в военную, треть – в гражданскую.

    В конце XVIII столетия русская армия была единственной, не считая революционной французской армии, в которой солдату и унтер-офицеру открывался сводный доступ к офицерским чинам.

    Замечательная традиция русского офицерства состоит в святой преданности Отчизне. Создатель регулярной российской армии Петр I терпеливо и настойчиво призывал своих воинов все помыслы и действия подчинять одному – благополучию России и своим примером увлекал подданных к бескорыстному служению государству.

    К молодым людям, полежавшим служить в армии в качестве офицеров, предъявлялись повышенные требования во всех отношениях. Доходило до того, что такие юноши «принадлежали не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для них святее всех на свете». На протяжении всей истории России передовые офицеры бескорыстно служили Отчизне. Мы вправе гордиться ратной доблестью русских воинов.

    2.Работа с таблицей.

    Профессиональная подготовка русских офицеров, как вы уже слышали, началась при Петре I и продолжается до сегодняшнего дня. Настя Федчишина прокомментирует нам таблицу, которую она приготовила.

    Из истории военно-учебных заведений.

    1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.

    1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,

    1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,

    1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),

    1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,

    1798 г. – Медико-хирургическая академия,

    1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),

    1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),

    1867 г. – Военно-юридическая академия,

    1877 г. – Морская академия

    Группы военно-учебных заведений России (до 1917 г.)

    1. Низшие (для подготовки младшего командного состава)
    2. Средние (кадетские корпуса, подготовительные школы)
    3. Средние специальные (готовили командные и инженерно-тех. кадры для армии)
    4. Высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров

    Группы военно-учебных заведений Советской России (с 1917 г.)

    1. Курсы и полковые школы (для младшего ком. состава)
    2. Командные курсы (для подготовки командиров взводов)
    3. Курсы усовершенствования командного звена
    4. школы подготовки специалистов среднего звена
    5. Военные академии (для подготовки старшего командного состава)

    В 1924 – 1925

    А) Военные академии.

    В) Военно-морские училища.

    В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

    Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства Российской Федерации.

    Типы образовательных учреждений МО РФ

    1. Академия. 2.Университеты. 3.Институты. 4.Филиалы ВВУЗ.

    3.Рассказ об офицере.

    Итак, вы убедились: на Руси всегда с должным вниманием относились к обучению офицеров, к воспитанию настоящих мужчин.

    Мужчина… О чем говорит это слово? Мужчина – это смелость, воля, мужество, великодушие, благородство.

    (Звучит музыка. Рассказ об офицере)

    Сегодня этот человек - наш гость – Калинкин Василий Борисович.

    Василий Борисович, я думаю, ребятам было бы интересно услышать о том, как вы стали офицером, что повлияло на выбор вашей профессии, какое учебное заведение вы заканчивали.

    5.Рассказ офицера.

    6.Работа с памятками.

    Правовой основой для подготовки граждан к военной службе и для обучения в военных заведениях является Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе». Мы с вами изучили ст.11 и 17 об обязательной и добровольной подготовке к военной службе. Более подробно пункты ст. 17 раскрываются в ст. 18, 19, 20 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Памятки с извлечениями из этих статей я вам раздам для самостоятельного изучения. (Ученик раздает памятки). Обратите внимание на п.2 ст.18, где говорится о том, что граждане, получившие спортивный разряд или спортивное звание пользуются преимущественным правом при зачислении в ВВУЗы. В ст. 19 названы учебные заведения для военной подготовки несовершеннолетних. Это Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и военно-музыкальные училища. Подробнее с организацией деятельности этих учебных заведений вы можете ознакомиться в Положении о суворовских, нахимовских училищах и кадетских корпусах в Сборнике нормативных правовых документов и материалов. (Показ книги).

    7.Рассказ офицера о правилах приема в ВВУЗы.

    О правилах приема в ВВУЗы. Нам расскажет Василий Борисович. Обратите внимание на таблицу, которую подготовила Кузнецова Катя, такая же табличка есть и в ваших памятках.

    Правила приема в высшие военные учебные заведения РФ.

    Закон «О военной обязанности и военной службе».

    1. Граждане РФ от 16 до 22 лет.
    2. Военнослужащие до 24 лет.
    3. Имеющие среднее (полное) образование.

    3.Предоставляется ежегодный отпуск–30 суток и зимний каникулярный отпуск–14дней.

    8 Беседа.

    Как видите, обычный набор документов, который необходим для поступления в любой вуз. Однако почему-то немногие подают документы в военные уч. Заведения. Как вы думаете, почему?

    (Ответ: наверное, все дело в индивидуальных психологических качествах. Чтобы стать военным, нужно отвечать определенным требованиям).

    Совершенно верно. А вот каким требованиям должен отвечать будущий офицер, мы попросим рассказать специалиста.

    - Рассказ офицера об индивидуально-психологических качествах офицера.

    И конечно, каждый офицер должен быть патриотом. Как вы понимаете слово «патриот» и «патриотизм»?

    (Ответ: Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ. Причем любовь к своему Отечеству должна быть действенной, не на словах. Любить Родину – это значит служить ей, причем не рассчитывая на вознаграждение, а если нужно, то патриот жертвует своей жизнью, защищая свою Родину).

    Вы совершенно верно определили понятие «патриот» и «патриотизм». А теперь давайте послушаем, что думают по этому поводу учащиеся нашей школы. Юля Петровская провела анкетирование среди уч-ся 10-11 классов нашей школы.

    9.Сообщение о результатах анкетирования.

    Спасибо, Юля, ты проделала большую работу. Результаты анкетирования показали, что равнодушных к вопросу формирования патриотических чувств нет, что вы осознаете снижение уровня патриотического воспитания, и это тревожит вас, а нас, учителей, наводит на определенные размышления по поводу повышения уровня патриотического воспитания, но также видна и ваша готовность к сотрудничеству с представителями Вооруженных Сил и МВД.

    А теперь, ребята, какие вопросы вы хотели бы задать офицеру?

    10.Вопросы: 1.Из каких нравственных и жизненных ценностей формируются патриотические убеждения?

    2.Как вы думаете, можно ли сказать, что патриотизм – это понятие прошлых лет?

    Ответы офицера.

    Василий Борисович подарил нам книгу (показ книги) «100 вопросов и ответов», в которой изложены изменения в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», а также ответы на многие вопросы о службе по призыву и по контракту.

    III Подведение итогов урока

    1. Думаю, вы достаточно получили информации о том, как стать офицером – защитником Родины. Давайте подведем итоги: что мы сегодня узнали на уроке?

    Прфессия офицера почетна.

    Офицером может стать не каждый, а только обладающий определенными качествами.

    Узнали о военных учебных заведениях и правилах приема в них.

    Этот урок заставил задуматься о патриотизме, о том, как мы вписываемся в это понятие.

    Мы познакомились с интересным человеком и хотим поблагодарить его и пригласить почаще приезжать к нам.)

    2.Закрепление материала – работа с карточками.

    3. Я также хочу подвести итог вашей работы. Оценки уч-ся.

    IV Домашнее задание: п. 3.5, стр. 203. Выучить памятки.

    В 1924 – 1925 годах проведена военная реформа, в результате которой сложилась новая система военно-учебных заведений:

    А) Военные академии.

    Б) Военные школы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил.

    В) Военно-морские училища.

    В середине 50-60 г.г. XX века появляется новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Средние военные училища преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

    Система военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства

    Российской Федерации.

    Типы образовательных учреждений

    МО РФ

    1. Академия. 2.Университеты.

    3. Институты. 4.Филиалы ВВУЗ.

    Обучение в ВВУЗах, присвоение офицерского звания.

    1.При зачислении в ВВУЗ присваивается воинское звание – курсант.

    2.По окончании I курса (18 лет) заключается контракт (на время учебы и на 5 лет военной службы после окончания).

    3.Предоставляется ежегодный отпуск – 30 суток и зимний каникулярный отпуск – 14 дней.

    4.Продолжительность обучения от 3 до 6 лет (бесплатно).

    5.Распорядок обучения как в ВУЗах гражданского образца.

    6.Отчисленные из ВУЗов направляются для прохождения военной службы по призыву.

    Успешно окончившие высшее военное заведение получают среднее или высшее военно-специальное образование и одну из престижных гражданских профессий с получением воинского звания и диплома гражданского образца.

    Из истории военных учебных заведений.

    1698 г. – открыты Артиллерийская и Пехотная школы в Москве.

    1698 г. – открыта Мореходная школа в Азове,

    1701 г. – Артиллерийская и Инженерная школы, Школа математических и навигацких наук,

    1732 г. – Сухопутный шляхетский кадетский корпус (Петербург),

    1743 г. – Морской шляхетский кадетский корпус,

    1798 г. – Медико-хирургическая академия,

    1819 г. – Главное инженерное училище, (ныне Военно-инженерная академия),

    1820 г. – Михайловское артиллерийское училище, (ныне Военная академия РВСН),

    1867 г. – Военно-юридическая академия,

    1877 г. – Морская академия

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по ОБЖв 11-м классе по теме "Основные понятия о воинской обязанности"

    Статья отнесена к разделу: Преподавание ОБЖ

    Цели урока:

    1. Подвести итоги усвоения знаний по предыдущей теме.
    2. Познакомить учащихся с основными понятиями о воинской обязанности.

    Оборудование:

    1. компьютер, проектор, экран;
    2. лицензионный диск с конспектами уроков по ОБЖ для 11 кл. (серия «Кирилл и Мефодий»);
    3. карточки для проверки домашнего задания, для игры «Обратись по воинскому званию».

    План урока:

    1. Организационный момент приветствие, сообщение целей урока.
    2. Работа устно:
    1. Самостоятельная работа.
    1. Изучение новой темы.
    2. Подведение итогов урока.
    3. Задание на дом.

    Ход урока

    1. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными понятиями о воинской обязанности: познакомимся с нормативными документами, которые определяют обязанности граждан перед обществом, оговорим составляющие и основные направления воинской обязанности, история создания воинского учета и порядок постановки на воинский учет.

    2. Однако, перед изучением нового материала повторим и проверим как вы усвоили воинские звания вооруженных сил РФ.

    1. Каждому ученику раздаются карточки с изображением воинских званий на погонах (на каждой карточке 10 шт). В течение 4-5 мин. учащиеся должны подписать соответствующее воинское звание.
    2. Игра «Обратись по воинскому званию». Каждому учащемуся выдается карточка с изображением воинского звания на погоне. Сидящие рядом учащиеся должны определить звания по старшинству и обратиться соответствующим образом к более старшему по званию.

    3. Открыли тетради, запишем дату и тему урока.

    1) Изучение данного раздела курса ОБЖ осуществляется с целью формирования у вас внутренней готовности к особому виду государственной службы – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ). Усвоение данного раздела будет способствовать более быстрой адаптации вас, будущих воинов, к условиям армейской (а может, флотской) среды. Кроме того, должен обеспечить вас достаточными правовыми знаниями в области воинской службы, о своих правах и обязанностях как воина Вооруженных сил и об ответственности за нарушения воинских законов и уставов.

    В процессе изучения раздела мы с вами познакомимся с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами ВС РФ, предназначением видов и родов войск, уясним роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности. Надеюсь, что изучение данной темы позволит вам проникнуться чувством уважения к ВС РФ.

    Многие из вас могут задать вопрос: «А зачем мне это нужно?». Обращаю ваше внимание на то, что данная обязанность прописана в ст. 49 Конституции РФ, определена законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в статье 11.

    В самом широком смысле слово «деятельность» означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

    Какие основные виды деятельности человека вам известны?

    (Основные виды деятельности: труд, учение, игра.)

    На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. При этом важно подчеркнуть, что издревле мужчине на роду написано быть не только кормильцем семьи, труженником, созидателем, но и воином. Он в случае необходимости должен уметь постоять за себя и за свою семью, и за свою честь и достоинство, и за свою родину.

    Как вы думаете, целесообразно ли рассмотрение вопроса о назначении и составе ВС РФ на всех уровнях на современном этапе?

    (Ответы учащихся.)

    Действительно, несмотря на смягчение международной обстановки, война как способ разрешения спорных вопросов остается распространенным явлением. Актуальность этой темы обостряется террористическими действиями агрессивных мировых сил.

    Приведите примеры, конкретные факты, события в мире.

    (США, Грузия, НАТО, ПРО и т.д.)

    Для чего же созданы ВС РФ?

    (Для защиты населения от возможного вооруженного нападения, обеспечения суверенитета страны и неприкосноввенности ее границ.)

    Какие же основные задачи стоят перед ВС в различных условиях внутренней и международной обстановки? Отдельные формирования ВС могут привлекаться для ликвидациивооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам страны и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей войск и сил, привлекаемых для локаплизации и пресечения таких конфликтов, является скорейшая нормализация обстановки и разъединение противоборствующих сторон, а также защита стратегически важных объектов.

    Военная служба, как и любая денятельность, потенциально опасна. Прохождение военной службы сопряжено с воздействием на военнослужащих опасных и вредных факторов, обусловленных спецификой рода войск, физико-географическими условиями дислокации части, особенностями воинского коллектива. К сожалению, существуют еще негативные явления в воинских коллективах (землячество, «дедовщина»). Каковы причины их проявления? Армия – часть общества. И естественно, социально-бытовые процессы в ней протекающие, связаны с теми, что происходят в стране: она также страдает теми же пороками, которые имеются в обществе. В связи с этим особо важным является уже со школьной скамьи готовить себя к военной службе как одному из наиболее опасных видов деятельности. При этом готовить себя надо прежде всего морально, психически и физически.

    Роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности неоспорима. Ведь военная служба – это не только выполнение каждым воином своего конституционного долга. Служба в армии и на флотееще и школа воспитани, становления личности. Каждый за время службы приобретает много полезного в профессиональном и личном плане, закаляется духовно и физически. Ещё А.В.Суворов говорил, что армия должна быть школой нации.

    Военная служба в первую очередь способствует формированию воина-гражданина, воина-патриота, преданного и умелого вооруженного защитника Отечества. На это направлен весь уклад воинской жизни. Понимание воином собственной роли и ответственности при защите Родины проявляется в его активном и добросовестном ратном труде, в готовности и способности преодолевать любые трудности и тяготы военной службы. Военная служба – эффективное средство нравственного воспитания.

    Как, по вашему, проявляются нравственные отношения в условиях военной службы?

    (Нравственность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в его отношении к Родине, воинскому долгу, товарищам по службе, далее к самому себе.)

    Военная служба способствует воспитанию у воинов войскового товарищества. Ещё Н.В.Гоголь полтора века назад словами Тараса Бульбы сказал: «Нет уз святее товарищества». В армии и на флоте молодой человек учится владеть современной боевой техникой и оружием. Это требует жорошей эмоциональной подготовки, специальных знаний. Зачастую во время службы солдат (матрос) овладевает профессией, которая помогает ему трудоустроиться в гражданской жизни, занять в ней достойное место.

    Немало воинов после службы поступают в высшие учебные заведения, профиль которых был предопределен военной специальностью. Причем уволенные в запас военнослужащие до сих пор пользовались преимущественным правом при поступлении в ВУЗы, а рекомендация командира давала право внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах. В настоящее время изменения условий поступления в ВУЗы и ССУЗы в связи с введением ЕГЭ возможно и изменение льгот для уволенных в запас.

    Армия формирует у молодого человека качества, которые определяют всю его последующую жизнь. Известный писатеь Валентин Пикуль юнгой начал службу на флоте в годы ВОв. Будучи уже зрелым человеком, он с благодарностью и теплотой вспоминал, что флот ему дал профессию, а главное – воспитал как солдата, гражданина и человека. По мнению писателя, это было самое счастливое время в его жизни. Он остался благодарен службе за истинно мужские качества, которые она сформировала в нем.

    (Примеры из современной жизни.)

    2) Запишем в тетради основные составляющие воинской обязанности:

    1. Воинский учет.
    2. Обязательная подготовка к военной службе.
    3. Призыв на военную службу.
    4. Прохождение военной службы.
    5. Пребывание в запасе.
    6. Призыв на военные сборы и их прохождение.

    Основополагающим документом для военнообязанных является Федеральный закон «Об обороне», принятый 31 мая 1996 года. Документ, содержащий формы, порядок исполнения и другие особенности военной службы, - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года.

    3) А сейчас мне хотелось бы остановится на истории создания воинского учета. История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования ВС личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению. Система комплектования складывалась постепенно:

    1. В 1705 г Указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г по 5-7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру I к 1725 г иметь 220-тысячную регулярную армию.
    2. В 1874 году в результате проведения военных реформ,автором которых был военный министр вооруженных сил России Д.А.Милютин, произошло дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск. Была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы, которая распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году. Общий срок службы устанавливался в – 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет – на пребывание в запасе. Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877-1878) всего за четыре недели провести мобилизацию русской армии.
    3. В 1897-1917 гг комплектование русской армии осуществлялось в соответствии с Уставом о воинской повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно: молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

    Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск – в 17 лет, из них: 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе. Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, - в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

    Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

    4. Вопрос классу:

    1. Каковы основные понятия о воинской обязанности?
    2. Какой личный вывод вы сделали о нужности изучения данной темы?

    5. Домашнее задание.

    Письменно ответить на вопрос: «Что включает в себя воинская обязанность?»


    МКОУ «Цветочненская СШ»

    Белогорского района республики Крым

    Всероссийский открытый урок

    «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Подготовила классный руководитель 8- А класса

    Инжиева Н. М.

    Всероссийский открытый урок «Основы безопасности жизнедеятельности»
    Участники – обучающиеся школы

    Тема: «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях»
    Цель: практическая отработка навыков безопасного поведения обучающихся в условиях пожара; террористической угрозы, наводнения, землетрясения.
    Оборудование: .презентация, компьютер.

    I. Организационный момент. Ведущий:

    Здравствуйте, уважаемые наши гости и ребята! Сегодня мы собрались для очень важного разговора. Окружающий мир, природа и развивающиеся технологии - реалии современного общества - все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует - МЧС России, действующая при чрезвычайных ситуаций различного характера. МЧС- это не только пожарные подразделения, но и спасатели, владеющие знаниями в медицине, стоящие на защите здоровья и жизни.
    II. Основная часть урока. Выступление докладчика № 1 Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.
    Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан.
    Но огонь может быть врагом . Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.
    Есть древнее предание о том, как княгиня Ольга в 946 году при помощи огня жестоко расправилась с людьми, которые поднялись на борьбу против великокняжеской власти. Ольга потребовала от горожан уплаты долга голубями и воробьями. Когда птицы были собраны, дружина Ольги привязала к их лапам куски промасленной и подожженной пакли. Птицы полетели в свои гнезда, и через несколько минут город был объят пламенем. Народ бросился спасать свои дома и имущество, дружина Ольги ворвалась в Искоростень и разрушила город
    Выступление докладчика № 2

    Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности Граждане обязаны:

      соблюдать требования пожарной безопасности;

      иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

      при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

      до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

      оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

      выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

    Выступление №3.

    Правила пожарной безопасности в школе. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ПОЖАРА В ШКОЛЕ ?

    При обнаружении пожара в школе следует придерживать последовательности принимаемых мер. Первое, закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы .
    О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.
    По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы. Главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас;
    - если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону;
    - если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;
    - на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди

    Выступление №4

    Правила оказания помощи при термических ожогах кожи таков:
    Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.
    Успокоить пострадавшего и окружающих.
    Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.
    Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.
    На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку

    При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.
    При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.
    При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

    I II . Подведение итогов

    Безопасность жизнедеятельности как наука

    На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них - актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

    В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности - формирования соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука безопасность жизнедеятельности.

    Статьи по теме: