Каким образом подразделяют воинские коллективы. Воинский коллектив, его черты и функции. Исходные предпосылки для формирования коллектива

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности.
Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.
Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей различных величин, характера и длительности своего существования.
Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив является совокупная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки.
В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживание процессов управления и организации, сближение точек зрения и характеров.
Происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования.
От простой совокупности людей, еще не способной к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.
Процессы развития неорганизованных совокупностей людей в воинские коллективы - типичные ситуации в воинской деятельности мирного и военного времени. Комплектование и формирование подразделений, создание сводных отрядов непосредственно в ходе боя - все это задачи, решаемые посредством преобразования неорганизованной, порой разрозненной массы в дееспособные боевые коллективы.
В условиях современной войны степень дезорганизации подразделений может быть повышена в связи с тем, что часть военнослужащих после применения противником оружия массового поражения будет находиться в состоянии временного нервно-психического потрясения.
А это состояние имеет и такие формы, когда развивается замкнутость, ослабевает чувство долга и заботы о своих товарищах. Следовательно, офицеры должны иметь определенный опыт в создании коллективов, их слаживании и боевом сколачивании, а также в восстановлении в необходимых случаях их структуры и боеспособности.
Итак, воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества.
Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха.
Но сама по себе эта структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба.
Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.
Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые прочно соединяют воинов в единое целое. Чем разнообразнее они, тем прочнее коллектив.
Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня.
В этой связи коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает основание судить об уровне его зрелости.
1. Коллективом является такая совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности.
2. Одним из основных признаков коллектива является единство решаемых задач, целей и процесса деятельности; коллектив предполагает коллективную(совокупную) деятельность, которая реализуется коллективным мастерством, навыками делового взаимодействия и предполагает систему руководства и дисциплины.
3. Важным признаком коллектива является система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения воинов и служат тем звеном, которое связывает их в единый социальный организм.
Коллектив характеризуется также здоровым социально-психологическим климатом, дисциплиной и политико-моральным состоянием. Исходные предпосылки для формирования коллектива: люди, обладающие необходимыми данными для совместной жизни и деятельности; общие интересы, задачи, предполагающие общую
деятельность.
При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение - основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии.
Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена.
Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами. В каждом подразделении имеются объективные предпосылки для создания прочного боевого коллектива: коллективное оружие и коллективный характер деятельности, предполагающие необходимость общих четких действий при выполнении учебных и боевых задач; общие условия службы, боевой и политической подготовки и воинского быта.
На этой объективной основе и под влиянием целеустремленной работы командиров развертывается процесс идейного и организационного сплочения воинов, то есть процесс создания и становления коллектива. В Вооруженных Силах России существует большое разно- образие низовых(первичных) коллективов. В их структуре и психологии много общего.
Особенности, сходство и различие между воинскими коллективами обусловливаются рядом причин.
В качестве основной причины выступает разновидность(форма, вид, тип) деятельности, тех задач, для выполнения которых данный коллектив предназначен, то есть его военно-профессиональные особенности. Поскольку коллективная организация и содержание воинской деятельности заметно
отличаются от вида Вооружённых Сил (рода войск, специальных войск), то относящиеся к ним коллективы(мотострелковых, танковых, артиллерийских, авиационных, военно-морских и др. подр.) правомерно рассматриваются как имеющие весьма значительные социально-психологические особенности. Важным критерием дифференциации воинских коллективов является разделение военнослужащих на ряд служебных категорий: офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат. Поскольку у этих категорий есть общие, специфические интересы и проблемы, поскольку они объединяются и образуют своеобразные коллективы: офицерские, сержантские, коллективы прапорщиков, отдельных военных специалистов (наводчиков, механиков-водителей и т. д.)
В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава(однородность-разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Прежде всего это тип внутриколлективного общения.
В одних коллективах деловое общение, взаимодействие образуют основу коллективной деятельности(прежде всего там, где имеются коллективное оружие, боевая техника, обслуживаемая группами воинов, тесно взаимодействующими друг с другом).
В других коллективах общение возможно в основном в промежутках между выполнением задач, во время отдыха, а также на учебных занятиях, так как члены коллектива заняты индивидуальной деятельностью. В большинстве подразделений формы индивидуальной и коллективной деятельности переплетаются, соответственно и общение носит разнообразный характер.

Различаются коллективы и по своим качественным характеристикам: по уровню идейно-патриотической и нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного и боевого мастерства(слаженности), по состоянию дисциплины, морально-психологическому климату, достижениям и результатам деятельности.
Для всех рассмотренных разновидностей воинских коллективов характерно то, что каждый из них вырастает на определённой штатно-организационной структуре(подразделение).
Исходя из этого правомерно назвать данную категорию основным воинским коллективом. Кроме того существуют спортивные, художественные коллективы, кружки и другие объединения "по интересам".
Наконец, образуются в сущности стихийные дружеские микрогруппы как в рамках одного подразделения, так и из числа военнослужащих разных подразделений..

Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Коллектив умножает силы каждого, а общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразие возбуждения жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.

Объективно каждый человек является членом какого-то коллектива. Коллектив постоянно воздействует на каждого входящего в него человека. В свою очередь, каждый член коллектива оказывает влияние на своих товарищей, коллектив в целом. Это взаимное влияние проявляется в психологии коллектива.

Воинский коллектив - это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно идейную, психологическую среду, в которой живет личный состав, формируются духовный обмен и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. И для того чтобы он сохранял свои качества, важно, чтобы вновь вливающиеся люди обладали чувством коллективизма, идейностью и нравственностью. Тогда их прибытие в воинский коллектив не будет снижать его сплоченности.

Воинский коллектив отличается от других видов коллектива целями, стоящими перед ним задачами вооруженной защиты отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначение.

Особенности воинского коллектива связаны с тем, что решение стоящих передним задач достигается использованием оружия, боевой техники и вооруженным насилием по отношению к врагу. В соответствии с этим подлинным воинским коллективом является тот, все члены которого выработали у себя не только мужество, настойчивость, выносливость, но также глубокие навыки и умения мастерски использовать технику и оружие.

Воинский коллектив организуется и развивается на основе специфических норм и правил поведения и взаимоотношения между его членами. Эти нормы и правила вытекают не только из требований текущей службы, но и из потребностей боевой деятельности. Они выражены в общевоинских уставах.

В воинском коллективе у всех его членов вырабатывается определенное отношение к части, ее знамени, товарищам по оружию, воинам других родов войск, дружественных армий, врагам. Эти отношения составляют нормы воинской этики, без них коллектив не может приобрести военного облика. Если у воинов подразделения не выработалось чувство долга, верности присяги и традициям, ненависти к врагам, то коллектив не будет готов к выполнению боевых задач.

В условиях вооруженных сил принцип подчинения личности коллективу преломляется своеобразно. Все воины подразделения безоговорочно должны подчиняться командиру как представителю государства. Иное понимание этого принципа нарушает специфику воинского коллектива и тем самым лишает его боевых качеств.

Именно в коллективе, более чем в других формах объединения, зарождаются мощные нравственные силы, повышающие его дееспособность.

В военной психологии под воинским коллективом понимается организованные объединения военнослужащих на основе общности идейных и моральных позиций, совместной службы и боевой деятельности под руководством командира - единоначальника, характеризующиеся высокой сплоченностью, дисциплиной, боеготовностью и боеспособностью.

В Вооруженных Силах РФ большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В их структуре психологически много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности.

Различают воинские коллективы по типу внутри коллективного общения:

  • 1) в одних коллективах деловое общение и взаимодействие составляют основу коллективной деятельности;
  • 2) других общение происходит в основном на учебных занятиях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты главным образом индивидуальной деятельностью.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-должностной структурой, обычно называются основными воинскими коллективами (подразделение). Помимо них, существуют объединения по интересам и стихийно складывающиеся микрогруппы, существование которых не предусмотрено ни штатной организацией, ни общественными органами.

Самый близкий с личностью коллектив называется контактным. Такой коллектив может составлять экипаж, расчет. Еще более узкой является парная группа, например, парный дозор.

Разнообразие воинского коллектива не мешает, а наоборот, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

Воинский коллектив - это реальный, живой социальный организм, что необходимо учитывать, осуществляя воспитательную работу, направленную на его сплочение.

Работа по сплочению коллектива, с учетом психологических закономерностей, проводится в следующих направлениях:

  • влияние руководителя должно быть содержательным, неидео- логизированным, отличаться служебной ориентацией, уставной требовательностью;
  • руководитель должен оказывать постоянное влияние на всех подчиненных, что требует осуществления индивидуального подхода и правильной расстановки людей;
  • работа по сплочению коллектива должна включать меры по предупреждению зарождения в нем отрицательных групп, полного лидерства, появления нездоровых настроений, закрепления ошибочных мнений, оценок;
  • руководитель должен учитывать социально психологические явления, которые имеют место в коллективе, нормальное развитие которых предопределяет его жизнеспособность.

Это целенаправленное влияние на общественное сознание, на психологию с целью создания здоровой, сплачивающей, нравственной атмосферы.

Выводы. Ведение воспитательной работы - дело, на первый взгляд, малозаметное, но необходимое. Оно требует от воспитателя хорошей педагогической подготовки, опыта службы, высоких человеческих качеств. От этого во многом зависит совершенствование отношений в воинском коллективе, повышение боевой готовности.

Иерархическая структура личности, по К.К. Платонову, выглядит следующим образом (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры

Что относится к данной подструктуре

Соотношения биологического и социального

Подструктура

направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституционных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

1.2 Понятие, признаки и структура воинского коллектива

Психология воинского коллектива - это раздел военной психологии, изучающий социально-психологические явления, проявляющиеся в процессе совместной жизни и деятельности военнослужащих подразделения.

Коллектив - это объединение людей, связанных единством деятельности, ее целей, средств и организации, общностью взглядов, норм и правил поведения, единой волей и общим руководством.

Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность дисциплинированных военнослужащих, объединенных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества; - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Он представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности.

Особенности воинского коллектива:

Специфичность целей и деятельности;

Деятельность строится на основе уставной организации, а также специфических норм правил поведения;

В бою выполняет свои задачи силой оружия, насилием по отношению к врагу;

Стабильность, относительная длительность и непрерывность пребывания личности в одном коллективе;

Специфическая разнообразность личного состава;

Специфичность оплаты за деятельность.

Такие общности образуются в рамках организованной структуры подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организованная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.

Психология и поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами.

Признаки коллектива:

Организация, наличие органов управления, руководства;

Общественно-значимая цель деятельности;

Длительность совместного пребывания;

Определенный уровень сплоченности и дисциплины;

Общая психология.

Основой для возникновения и проявления всех социально-психологических явлений в коллективе является совместная деятельность и общение военнослужащих. Носителем психологии коллектива выступает весь коллектив или его большая часть, но не отдельная личность.

Объективные условия, в которых находится воинский коллектив, представляет широкие возможности для формирования психологии коллектива.

Социально-психологические явления коллектива являются важным фактором формирования и воспитания личности, проявления ее качеств и черт в процессе общения и выполнения определенной социальной роли.

Психология воинского коллектива, как и любого другого, составляют разнообразные социально-психологические процессы и явления, характеризующие содержание и состояние реального сознания данного коллектива.

В структуре воинского коллектива могут выделяться подструктуры, компоненты по степени устойчивости и подвижности.

Исходя из вопроса, следует вывод что, изучив воинский коллектив и зная его особенности, можно более эффективно использовать подразделение при решении поставленных задач, и на порядок уменьшить количество нарушений воинской дисциплины.

Вывод по главе: изучить психологические характеристики личности воина и воинского коллектива, играющие важную роль в поведении военнослужащего, а также духовный мир своих подчиненных - значит установить особенности направленности, характера, способностей и темперамента каждого из них, уяснить закономерности проявления их в поведении, эффективно построить деятельность подразделения, а также быть в состоянии прогнозировать будущее поведение военнослужащих, в том числе и в условиях боевой обстановки.

Анализ причин дезорганизации уголовно-исполнительной системы с позиций синергетического подхода и теории эгрегоров

Дезорганизация, на наш взгляд, является необходимым этапом развития любой системы, предшествующим состоянию бифуркации. В целом, дезорганизация - это нарушение порядка, то есть той стабильной основы, включающей иерархию, правила, принципы и т.д...

Взаимосвязь девиантного поведения с креативностью

Девиантное поведение (deviatio - отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией...

Диагностика проявлений тревожности у детей

Школьная тревожность - проблема в наше время достаточно распространенная. Возникновению ее способствует в немалой степени и стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная информация об этих опасностях...

Последствия конфликтов в воинском коллективе

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре психологии много общего. В тоже время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинскиеколлективы решают различные задачи...

Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации

Как известно, любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы. Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том...

Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание...

Психологические особенности формирования антитеррористического сознания у студентов ВГИ (филиал) ГОУ ВПО "Волгоградский Государственный Университет"

Терроризм, в широком понимании, вбирает в себя самые разные формы террористической деятельности - от политической, идеологической, религиозной и даже, так называемой...

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива

Если командир знает особенности возглавляемого коллектива, то он легко сумеет найти наиболее эффективные методы управления, он получает возможность с большим успехом реализовать принятые решения в любых условиях обстановки...

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива

Изучение подчиненного личного состава - одна из основных обязанностей всех категорий командиров, офицеров воспитательных структур и необходимая предпосылка индивидуального подхода в воспитательной работе...

Социальная психология в коллективе

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений...

Социально-психологическая характеристика воинского коллектива

Стиль общения командира как основа психологического климата в подразделении

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью...

Условиями успешного развития коллектива выступают: систематическое изучение психологии коллектива; планомерность в работе по сплочению коллектива; авторитет и подготовленность командного состава подразделения к воспитательной работе с личным составом.

Анализ психологии коллектива является необходимым условием укрепления и развития коллектива. Его необходимо систематически проводить на всех этапах развития коллектива. В социально-психологические процессы и явления входят коллективные мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, авторитет, а также психическое заражение, подражание, внушение, идентификация, конформизм, самоутверждение личности.

Рассмотрим более подробно коллективное мнение. Оно играет важную роль в жизни каждого коллектива и воздействует на личность, группу людей, влияет на формирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Коллективное и групповое мнение в воинском коллективе включает интеллекуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые элементы. Это совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение военнослужащих к определенным, затрагивающим их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам.

Не менее важную роль в жизни каждого коллектива играет коллективное настроение. Оно является общим, но подвижным эмоциональным состоянием военнослужащих, влияющим на проявление их качеств и свойств, на эффективность совместной и индивидуальной работы, учебы, службы. Положительные настроения, например, приподнятость, бодрость, уверенность, активизируют общую и индивидуальную деятельность, а отрицательные - наоборот затрудняют. На настроение воинского коллектива влияют многие факторы: цели и результаты деятельности, взаимоотношения, конкретные условия жизни военнослужащих, а также их воспитание и самовоспитание. Настроение зависит от личных качеств военнослужащих, их мировоззрения, характера, темперамента, опыта. Командиру очень важно, зная причины коллективных настроений, уметь управлять ими. Важно учитывать, что причины, влияющие на настроение, могут быть как постоянными, так и переменными. Под постоянными понимаются свойства личности, воинский порядок, а под переменными - ход действий, складывающиеся ситуации и т.д. Поскольку настроение подвержено колебаниям, то офицеры подразделения должны контролировать и не допускать возникновения отрицательных настроений в коллективе. Для этого офицер своевременно принимает меры к сохранению положительного настроя, заботясь об успешной деятельности подчиненных, организует взаимопомощь, подавая пример бодрости, уверенности, жизнерадостности, поощряя личный состав, проявляющий усердие в выполнении поставленных задач.

Для сплочения коллектива в подразделении формируются традиции , под которыми общепринято понимать обычаи, нормы и правила жизни военнослужащих, передающиеся от поколения к поколению, в подразделении от одних военнослужащих к другим. Однако в каждом подразделении есть еще и свои традиции, отличающие его от других. Традиции складываются под влиянием нравственных принципов социальной среды. Для офицеров традиции воинского коллектива имеют практическое значение. Недооценивать их нельзя. Традиции могут носить как положительную, так и отрицательную направленность. Традиции с положительной направленностью необходимо поддерживать и развивать. Для их укрепления и развития необходимо, чтобы военнослужащие глубоко понимали их сущность и значение, уважали традиции как мудрое воплощение опыта других военнослужащих.

При выявлении отрицательно направленных традиций в коллективе их запрещать не рекомендуется, но необходимо пересмотреть и изменить их содержание таким образом, чтобы традиции потеряли свою негативную направленность.

Для того чтобы понять психологию воинского коллектива, командиру необходимо знать взаимоотношения , складывающиеся в нем. Его при этом могут интересовать: направленность и содержание взаимоотношений, формы их проявления, соотношение служебных и личных контактов в малых группах, а также между сержантами и их подчиненными.

На межличностные связи в каждом воинском коллективе влияют многие факторы: социальные, психологические, профессиональные, нравственные и мн. др. Известно, что взаимопонимание между людьми, в том числе и их личные контакты, хотя и зависят от качеств и особенностей каждой личности, но определяются, прежде всего, социальной средой. Таким образом, различные формы связей и взаимоотношений между военнослужащими в подразделении влияют на поведение военнослужащих, т.е. существует причинная зависимость поступков от характера взаимоотношений. Взаимоотношения в воинском коллективе весьма многогранны, динамичны и имеют свои черты и качества на различных уровнях службы. Следует помнить, что они зависят также от места и позиции личности в коллективе. Особенно тесные отношения наблюдаются в малых группах, внутри которых происходит формирование микрогрупп. Микрогруппы возникают на основе потребности во взаимопомощи: при изучении сложной техники, в совместном проведении свободного времени, а иногда на основе отрицательного отношения к службе, к командиру. В последнем случае с такой микрогруппой важно проводить целенаправленную воспитательную работу, показывая коллективу вред ее отрицательной направленности, а лидера при необходимости можно перевести в другое подразделение.

Поэтому каждому офицеру подразделения важно это учитывать, добиваться правильных уставных взаимоотношений в воинском коллективе, строить их на основе уважения, товарищества, дружбы, взаимовыручки, строгой дисциплины и сознательности.

Таким образом, необходимо отметить, что анализ и учет социально-психологических явлений, проявляющихся в коллективе, является необходимым основанием для его эффективного руководства.

Необходимым условием укрепления и сплочения коллектива также является авторитет офицеров. Авторитетный командир быстрее сплачивает коллектив, продуктивнее организует его деятельность и, как правило, добивается более высоких результатов. Как уже было сказано ранее, авторитет руководителя любого ранга является важнейшим социально-психо- логическим и педагогическим явлением, всегда и везде влияет на жизнь и профессиональную деятельность подчиненных. На практике можно выделить три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных аспекта авторитета офицера, которые важно знать, понимать, учитывать в практической деятельности.

Во-первых, это должностной (служебной ) авторитет офицера , который основан па объективной основе как представителя государства и определенной субординации, т.е. доминантного положения как начальника своих подчиненных, штатно-организационной иерархии. В данном случае авторитет командира основывается соответствующими законами, его уставными обязанностями как руководителя воинского коллектива.

Во-вторых, можно выделить профессиональный авторитет командира, который базируется на глубоких знаниях своей профессии (летчика, артиллериста, танкиста, связиста и др.), на высоком уровне мастерства в конкретной области его воинской деятельности, на профессиональной компетентности в области военного дела, в конечном счете, на его профессиональной культуре. Данный аспект офицерского авторитета непосредственно связан с уровнем его профессиональной подготовки, с наличием знаний, навыков, умений и других качественных характеристик, которые ему необходимы для решения конкретных задач в области военно-профессионального труда.

В-третьих, следует выделить моральный авторитет офицера. Иногда его определяют как авторитет личности командира, представленный в проявлении им высокого воинского долга, чести и совести, моральной ответственности за выполнение своих обязанностей, в эффективном руководстве, обучении и воспитании, в собственном профессиональном самосовершенствовании, в личном примере выполнения требований воинских уставов, в соблюдении единства слова и дела, требовании воинской дисциплины и др. Следует заметить и понять, что авторитет офицера, его проявление в армейской жизни, влияние на подчиненных проявляется в такого рода психологических феноменах, как «психологическое подражание» и «психологическое заражение». Важно, чтобы авторитет личности офицера базировался на подражании подчиненных всему лучшему, положительному, что есть у руководителя коллектива.

Становление командира как лидера воинского коллектива представляет сложный и долговременный процесс. Ученые давно пришли к выводу, что успех воздействия на окружающих в первую очередь определяется интеллектом, волей самого руководителя, его чуткостью к людям, яркостью и своеобразием его личности. Личность лидера - это не просто притягательная сила, это и сила действия воплощения общих идей, и именно этим, а ничем другим лидер привлекает к себе людей. Быть вожаком, глубоко понимающим мысли и чувства людей, - важное условие руководства коллективом. Но и когда авторитет офицера создан, нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь мнение, что офицер сначала работает на авторитет, а затем авторитет работает на него, ошибочно. Авторитет не постоянен, если его не поддерживать каждый день и каждый час. И чем выше он, тем выше становятся требования к офицеру.

Важным результатом руководства офицера, его эффективности является сплоченность воинского коллектива. Как показывает передовой опыт и исследования коллективной жизни и деятельности воинских частей и подразделений, важнейшими показателями сплоченности являются:

  • - единство взглядов всех членов воинского коллектива, особенно его руководителей, на основные принципиальные вопросы жизни общества, военного дела и воинской службы, профессиональной деятельности, обучения и воспитания личного состава;
  • - высоконравственные взаимоотношения между членами коллектива, правильные уставные формы обращения друг к другу, взаимное доверие и уважение, доверительное отношение между военнослужащими независимо от должности и воинского звания, отсутствие высокомерия и других видов эгоцентризма, корыстолюбия, зависти, служебных и межличностных конфликтов, унижающих человеческое достоинство;
  • - взаимная и постоянная помощь друг к другу при решении служебных, боевых, учебных задач и личной жизни, внимание к нуждам и запросам каждого военнослужащего и коллектива в целом со стороны руководителя подразделения, части;
  • - высокая личная ответственность каждого за свои дела, стремление всех сделать для коллектива больше и больше (не перекладывая свои обязанности по службе на плечи других);
  • - важнейшим показателем сплоченности того или иного воинского коллектива, как уже отмечалось, является высокий уровень авторитетности офицеров, прапорщиков, сержантов, их личная примерность во всем, что требуется от командиров и начальников.

Разумеется, перечисленные показатели сплоченности коллектива, представлены в обобщенно-идеализированном виде. В реальной жизни их проявление и утверждение зависит от многих других факторов и условий того или иного коллектива. Но на практике они выполняют функцию перспективности работы с коллективом, стимулирование движения и руководителя, и каждого члена коллектива к определенной конечной цели, а главное - создает ту специфическую морально-психологическую атмосферу, при которой лучше служится и живется, что, несомненно, положительно влияет на результаты воинского труда.

Таким образом, необходимо отметить, что личность офицера и воинский коллектив взаимосвязаны. В процессе развития коллектива офицер формирует и направляет воспитательные силы коллектива. И чем требовательнее и заботливее он будет относиться к подчиненным, а также компетентнее и инициативнее он будет действовать, тем выше будет его результат. Чем выше будет развит коллектив, тем активнее и качественнее он будет помогать командиру решать поставленные перед подразделением задачи.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие требования к личности офицера.
  • 2. Назовите профессионально важные военно-педагогические качества офицера.
  • 3. Раскройте сущность понятия «воинский коллектив».
  • 4. Охарактеризуйте стадии развития воинского коллектива.
  • 5. Назовите признаки воинского коллектива.
  • 6. Перечислите факторы, влияющие на межличностные связи в воинском коллективе.
  • 7. Назовите условия укрепления и сплочения воинского коллектива.
  • 8. Сформулируйте важнейшие показатели сплоченности воинского коллектива.
  • 9. Опишите основные пути оптимизации межличностного общения военнослужащих в подразделении.
  • 10. Подготовьте методику изучения коллективного мнения военнослужащих подразделения.

В сложной организации воинских соединений и частей важное место занимает их первичное звено – подразделение (расчеты, боевые части, экипажи и др.). Именно они, по мере своего становления, создают особое образование – коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и профессиональную деятельность военнослужащих. Однако психологические явления являются продуктом коллективного взаимодействия.

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллективом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника. Следовательно, его отличительными признаками выступает то, что это:

    высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные, и другие задачи;

    специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.

Анализ группового объединения военнослужащих показывает, что в диалектике формирования коллектива можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения военнослужащих на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, на сборном пункте или служебном совещании);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения военнослужащих, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и дисциплина. Возникает она, как показывают наблюдения войсковой практики, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по 3-6 военнослужащих, объединенных, например, на основе актуализировавшегося в первое время воинской службы чувства землячества.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организованной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов военно-профессиональной деятельности.

Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличие от большинства зарубежных школ, принято называть коллективом.

Наблюдения за формированием ряда воинских подразделений позволили военным психологам выделить четыре основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального единства - начальная стадия развития воинского коллектива, которая характеризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.

2) На стадии войскового товарищества в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между военнослужащими. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Руководитель, воздействуя на эти показатели, более эффективно управляет коллективом и каждым подчиненным в отдельности.

3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между военнослужащими основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Военнослужащие предъявляют к себе высокие требования, старательно изучают боевую технику и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.

4) На стадии самоуправления коллектив понимает своего руководителя (командира), как говорится, с полуслова и воспринимает его требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контроля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под коллективные устремления личностное сознание военнослужащего и коллективный контроль его сослуживцев.

Рассмотренные стадии развития воинского коллектива являются типичными для коллективов всех видов. Однако темпы развития могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера решаемых коллективом служебных, вахтенных, боевых и других профессиональных задач. Следовательно, общие закономерности развития воинского коллектива должны учитываться офицером-руководителем подразделения и конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельности.

В зависимости от характера и направленности функционирования (проведение сухопутных, воздушных, морских и т.д. операций) каждый из коллективов наделен соответствующими особенностями. Какова же специфика воинского коллектива подразделений и частей Военно-морского флота?

Находя ответ на этот вопрос, необходимо учитывать, что воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки коллектива. Но в то же время он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский.

Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива.

Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права.

В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных моряков, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военно-морских подразделений?

Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту из числа офицеров и мичманов и военнослужащие по призыву);

6. Специфику повседневных задач и целей деятельности, а также периодически широкий диапазон общения и относительную стабильность коллективов кораблей.

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения – боевая часть, экипаж, береговая часть и т.д.).

Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной (специалисты связи, акустики и др.) деятельностью.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами.

Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять группа, башня.

Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается.

Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой (боевая часть кораблей 2 и 3 ранга, экипаж корабля 4 ранга и др.);

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой (боевая часть корабля 1 ранга, экипаж корабля 3 ранга и др.).

Применение изложенных психологических признаков для анализа и оценки качественного состояния воинского коллектива выявить в каждом из них своеобразную структуру.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами.

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов.

Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе).

Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира (начальника).

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, -боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата же существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

К сожалению, в воинских подразделениях находят проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества (прежде всего порожденных так называемым феноменом «дедовщины»). Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что, в целом, снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С.Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом – она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение в последние годы представляют серьезную проблему педагогической деятельности командиров и начальников.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство.

Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер ("душа группы") - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером ("руки группы") хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру ("мозг группы") все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Рассмотренные социально-психологические явления воинских коллективов и их обобщенные характеристики представляют собой лишь теоретическое содержание коллективной психологии. Командирам и начальникам же важно не только их знание, но и умение использовать полученные знания в своей военно-профессиональной деятельности. А для этого необходимо знать порядок изучения основных социально-психологических явлений воинского коллектива.



Статьи по теме: