Почему представленные события вы считаете политическими. Анализ политической ситуации. Технологии новой эпохи

1. Украина.

Крым воссоединен с Россией и это историческая и высшая человеческая справедливость, несмотря на противоречия вокруг процесса и текущего положения в Крыму. Несмотря на то, что таких планов, намерений и целей у России не было, все было сделано в режиме импровизации и это чудо, что такой подарок состоялся, свалился с неба в руки. Несмотря на то, что цена подарка высока и будет расти во всех смыслах. За него нужно платить.

Развитие событий показывает, что Россия совершила тяжелейшие геополитические и геоэкономические ошибки на украинском направлении. Десять лет сводила политику в отношении Украины к вопросам цены за газ, в то время как США и ЕС завоевывали ее общественное массовое сознание, выдвигали ценности и цели Запада. А Россия выдвигала цены на газ. У России нет идеологии, нет стратегии, нет ценностной платформы и чего ради она сломала последовательную 20-летнюю политику растворения в западном мире остается необъяснимым. Политическая непродуманная импровизация как следствие сверхконцентрации власти совершенно несоединима с представлениями о последовательной стратегии в управлении страной.

Властная трансформация на Украине означает совсем не «Запад нагадил, а нам предлагают убирать за ними». Это ошибочное представление говорит о неточной интерпретации положения и событий. Запад не нагадил, а успешно реализует свои стратегии и цели. И он их добивается. А Россия импровизирует, не просчитывая последствий и удивляясь их наступлению. Цели России не достигаются, а ее радикальные непредсказуемые и непоследовательные действия способствуют достижению целей Запада.

Трехмесячное отношение к Киеву как к «жуликам», «самозванцам» и «хунте», а к сбежавшему Януковичу как к легитимному президенту способствовало гражданским столкновениям на Украине, жертвам и эскалации силового варианта подавления пророссийских настроений на Юго-Востоке. Пророссийская часть населения Юго-Востока поднялась на борьбу с Киевом следуя российской риторике, фактически призыву и обещанию в виде готовности ввести войска, сама взяла в руки оружие, а Россия предпочла остаться в стороне, удовлетворившись Крымом, ограниченностью санкций и «успехом» в Китае. Результат: пророссийские люди на Украине «кинуты» не только морально политически, но в прямом смысле кинуты под пули, снаряды и репрессии. Их арестовывают, убивают, преследуют их семьи и лишают будущего. Перспективы и шансов самостоятельно отстоять свои новые республики у них практически нет. Кто-нибудь собирается ответить за их обман?

Прошли три месяца и на высшем уровне обещано уважительно отнестись к выбору украинского народа Порошенко президентом Украины. Т.е. «жулики», «самозванцы» и «хунта», объявившие три месяца назад выборы президента Украины теперь не являются препятствием для отношений с Киевом? А что изменилось, кроме персонального отношения к проблеме? Добавилось легитимности? Но ведь выборы назначали те же «жулики», а результат выборов тем не менее признается?

Парадоксально и печально, но импровизации официальной России реально вызвали рост антироссийских, антирусских настроений даже в русской части населения Украины. Сплотили вокруг украинской идеи население страны. Такого успеха «западенской идеи» на Украине без российской «помощи» не могло быть.

Провал прозападнической собственной 20-летней политики России без предложения иной состоятельной идеологии, ценностной целевой платформы требует расценивать западные санкции, изоляцию и экономический ущерб, наносимый России как неоправданный риск и ущерб.

Шанс на стимулирование обновленческих процессов внутри России ввиду эффекта давления, шантажа со стороны Запада, шанс на уход от оголтелого либерализма, несуверенности, космопополитизма, политической деформации системы в России после Петербургского форума, китайского «успеха» исчезает на глазах. Ведь политическое руководство России вновь уверено в своей непогрешимости, безошибочности и победительности. Целые эшелоны придворных песнопевцев и нелинейных латентных западных психологов-пропагандистов манипуляторов убеждают его в этом, укрепляя на пути тяжких ошибок. Так в такой ситуации подобные и еще более тяжкие ошибки неизбежно будут приумножаться.

Откровенность ситуации, честно говоря, требует задать вопрос об ответственности за столь значительный геополитический ущерб России и провальную внешнюю политику.

2. Китайский «триумф».

Но речь должна идти еще и о масштабном экономическом ущербе России. Исторический газовый договор Россия-Китай подается даже как уже состоявшийся поворот от однополярного к двуполярному миру. Нетрудно понять, что добавка 2% мирового ВВП (российских) к балансу противостояния мировых экономик Америки и Китая мало, что меняет. Китай никогда не будет стратегическим партнером России ввиду его мегаинтереса к ресурсам Сибири и Дальнего Востока и исключительной ориентации на собственное первенство. Все, на что он идет – это роль для России младшего брата. Подносчика сырья и пока еще не полностью исчерпанных и устаревших советских технологий. Тактическая коллаборация с сырьевой Россией это текущий и не очень долговременный прагматический интерес Китая.

Главный мой довод вновь состоит в том, что у России нет идеологии, нет собственной стратегии, нет ценностной базы ни для конфликта с Западом, ни для альянса с Китаем. Есть озабоченность ценой на газ, самодеятельные импровизации и больше ничего. Уж если даже поднятых по призыву России русских на Украине она фактически бросает.

10 лет Россия держала в переговорах с Китаем позицию собственного, хотя бы экономического интереса, не сдаваясь по цене. Китай требовал минимальной, Россия торговалась. Сейчас же, когда она подписала цену на газ в размере меньше себестоимости его производства и транспортировки – это означает сдачу и этой позиции. Что может доказать этот довод в условиях «засекреченной» цены на газ? Во-первых, сама засекреченность. Европейские, украинские цены обсуждаются публично. Во-вторых, факт отмены НДПИ на этот проект. Это фактически субсидирование проекта за счет бюджета. Зачем? Для обеспечения хотя бы безубыточности. Бюджетные деньги могли бы пойти на развитие страны, а идут на сырьевой проект. 4-6 лет не будет даже и самих продаж газа, хотя бы покрывающих российские затраты. А в Петербурге объявлено (почему-то рассекречена разоблачительная цифра), что Россия вложит собственных средств 55 млрд долл. (Китай всего 22 млрд. долл). Мистическое значение! Недавно почти столько же - 50 млрд. долл. было фактически отнято от возможности инвестирования развития страны, высоких технологий, создания и обновления основных фондов страны, создания национально значимых инфраструктур и новых рабочих мест и направлено на оплату гастарбайтеров, иностранные заказы и импорт оборудования и «энтертэймент», международные обязательства профинансировать Олимпийские игры, на двухнедельный праздник спорта. А затем на необходимость нести издержки по содержанию избыточных спортивных мощностей.

Сейчас точно так же от ресурсов развития страны отнимается 55 млрд. долл. на сырьевой проект, который кроме того не обещает стране длительное время доходов, пока будут погашаться затраты. Наоборот, обещает бюджетные расходы.

Зачем это сделано так скоропалительно и так проигрышно? Объяснение исключительно украинское. Политическое. Психологическое. Запад грозит России не покупать газ? Ну, так найдем другого покупателя. Вот и все, если говорить о главных компонентах причин, объяснение. Конечно в позитиве, что политико-психологически руководство страны обретает уверенность, которая в отношениях с Западом нужна в любом случае. Ведь за 15 лет зависимость российской экономики и государственного бюджета доведена до более чем 60% сырьевого дохода в бюджете страны! У СССР была всего 10%. Сброс цен на нефть привел в итоге к коллапсу бюджета, экономики и самого СССР. России нужно избавиться от такого смертельно опасного фактора несуверенности. И что же она делает?

Может быть восстанавливает монетизацию экономики? Ведь искусственный финансовый дефицит из-за соответствующей диверсионной политики Центробанка России 3,5 трилл. долл. Нет, наоборот, Улюкаев (один из идеологов еще с гайдаровских времен) объявляется в Петербурге всему миру как выдающийся экономический ум и руководитель в России (да еще и сносно по английски разговаривает). М.б. восстанавливается неотъемлемая роль государства в инвестировании и управлении развитием? Нет. М.б. прекращается безумная политика Центробанка в рефинансировании банковской системы, установление ставки рефинансирования «от инфляции»? Нет. Наоборот, в Петербурге подтверждено, что инвестиционный кредит так и будет производен от инфляции по схеме «инфляция+1%». Иными словами, при обретении уверенности, что Китай нам поможет против Запада, негодная финансовая экономическая политика внутри России только укрепляется и уже ясно, что будет продолжена. Так это прямая угроза российскому развитию. Вместо избавления от факторов несуверенности через внутреннюю санацию негодной экономической и финансовой модели западную долларовую зависимость заменяют на восточную юаневую.

Укрепляется в результате «китайского успеха» и режим личной сверхконцентрированной власти, вероятность последующих импровизаций и их новых последствий вроде уже наступивших. Необходимо видеть прогноз новых ловушек для России, в которые она вновь попадет, если не будет перемен внутри страны.

Без идеологии, без национальной идентичности и ценностей, не отходя от прежней 20-летней либеральной космополитической линии у России шансы на успешное развитие только снижаются.

Вместе с тем, что-то должно начать меняться. И этот шанс в принципе также растет.

Ответил: Гендиректор Центра, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Степан Сулакшин

Цитата из высказываний высшего политического руководства России

Самое яркое и запоминающееся событие, которое я запомнила и которое вошло в историю это референдум, который прошел в Крыму. Очень сильно обрадовали результаты этого референдума. Я помню этот день, 16 марта 2014 года. Я и все мои родные поспешили на участки, чтобы проголосовать за вхождение Крыма в состав Российской Федерации. На улицах шли улыбающиеся люди, особенно радовались бабушки и дедушки. Для них это был праздник, они шли на избирательные участки с цветами. 18 мая все люди собрались на центральных площадях городов для того, чтоб услышать результаты этого референдума. Все искренне верили, что результаты будут положительные. Она так и получилось. Люди были счастливы. Они говорили, что вернулись на Родину. В тоже время в воздухе был и страх. Страх того, что будет война, так как власти Украины могут не принять результат. Но не смотря на все это, был праздник для людей.

Политические события последнего времени, которые огорчили

  • события на майдане в Киеве 2013-2014 годов;
  • события в Одессе 2014 года;
  • война на Донбассе.

К политическим событиям, которые огорчи, очень сильно, я хотела бы отнести события которые предшествовали Крымской весне, а именно, референдуму в Крыму 2014 года. А именно это ужас, который происходил на майдане в Киеве. Как там издевались над "Беркутом", а там были молодые ребята. Они каждый день молились, чтобы выжить. Также это ужас, который произошел в Одессе. Чтобы описать это, просто нет слов. Это не человеческий поступок, когда сожгли людей живьем в доме профсоюзов. Это ужасно, когда мы слышали или видели это в новостях слезы лились. Их не возможно было сдержать. Еще одно ужасное событие это военные действия на Донбассе. Множество знакомых людей, которые проживали на той территории бежали в Крым. А общаясь со знакомыми, которые там живут, мы переживали за них, молились, чтобы с ними ничего не случилось. Еще одно жуткое событие - это нападения на автобусы с людьми, которые выступали против майдана. В этих автобусах были наши знакомые, соседи. И когда мы слушали от них что там происходило, то просто не могли подобрать слов, чтоб что-то сказать. Радует только то, что это закончилось.

АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Студенты в силу возраста, как правило, уже обладают определенным политическим опытом, достаточно информированы. Они хотят знать не на уровне конспекта лекций, а глубже: понять, что происходит в стране и мире; разобраться в политике государства, гражданами которого они являются; найти ответы на сложные вопросы своего политического бытия, прояснить свою политическую позицию; принять какое-либо (лично для себя) политическое решение. Помочь им в этом наша задача.

На преподавании политологии сказывается и влияние сугубо обыденных, зачастую негативно окрашенных представлений («политика – это зло», «не для средних умов», «демократия – власть народа» и т.п.) и то и дело раздающихся сентенций, вроде: «я вне политики». Эти особенности политической социализации студентов требуют от преподавателя организации не пассивного усвоения готового знания, а активной поисковой учебной деятельности на уровне отработки уже имеющихся у большинства слушателей в результате повседневного опыта навыков политического анализа.

Перед ними ставится задача: при содействии со стороны преподавателя постараться соединить теорию и практику, усвоить навыки политического анализа, без чего не обойтись ни профессиональному политику, ни рядовому избирателю, собирающемуся на выборы.

Эта задача решается сначала лектором при раскрытии такого «политикообразующего» понятия как «социальный интерес». С ним студенты уже сталкиваются на социологии при изучении темы «Социальная стратификация». Да и на основании своих жизненных наблюдений могут выявить сущностные интересы различных социальных групп, вытекающие из их положения в социально-классовой структуре общества. То что политика – это борьба интересов, студенты понимают может быть еще только на интуитивном уровне; приводя примеры из реальной политической практики прошлого и настоящего они в состоянии дополнить рассказ преподавателя. Так делается первый шаг к освоению навыков политического анализа. Важно уже на первой лекции показать, что любое политическое явление затрагивает реальные интересы людей. Быть вне политики – значит, не осознавать свои интересы и не уметь их отстаивать.

Семинарское занятие позволяет в какой-то мере отработать и закрепить этот навык. Для этих целей, как нам представляется, лучше всего подходит метод анализа конкретных политических ситуаций (кейс-стади). Не повторяя характеристики этой технологии обучения, известные по методической литературе, отметим особенности ее применения на семинарском занятии по политологии.

1. Само понятие «политическая ситуация» является одним из основных в политической науке. Политическая ситуация – это некое фиксированное текущее событие, обстановка, явление. Изменение политической ситуации составляет суть политических процессов. Анализ политических ситуаций в развитии, причем достаточно долговременном, их сопоставление, обобщение дает основу для построения политических прогнозов и практических рекомендаций.

Политическую ситуацию составляют порядок (соотношение) расстановки социально-политических сил в обществе с учетом их реального веса, характер их взаимодействия, а также внешние по отношению к политической борьбе факторы – экономические показатели, внешняя политика, даже природные явления и катаклизмы.

2. Для анализа политической ситуации студентам предлагается следующий план (к нему студенты подводятся по ходу чтения лекций).

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки (если речь идет о политических партиях и общественных движениях);

6) понять, кому могут быть выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать политические последствия этого события, то есть, к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом, иначе говоря, выработать собственное политическое решение, которое могло бы лечь в основу реального политического поведения студента, когда он станет одним из участников политического события.

3. Выбор ситуации для анализа студенты осуществляют самостоятельно либо по подсказке преподавателя. При этом не следует предоставлять студентам уже готовый материал (иметь кейсы на все случаи жизни). Почему? Во-первых, политическая жизнь динамична. Гораздо более интересно будет происходить обсуждение текущих событий, затрагивающих повседневные интересы людей, в том числе самих студентов. Во-вторых поиск и сбор максимально возможного объема информации о событии становится хорошей формой самостоятельной работы студентов, позволяет им оперировать различными источниками и средствами такой информации. В-третьих, преподаватель всегда имеет определенный набор кейсов, которые он приводит на лекциях, что облегчает для студента анализ собственных примеров по предложенной схеме. «Задача студента или слушателя – настроиться на работу с информацией в проектном, а не в текущем режиме хроникера,- отмечает Сащенко Н.П.- Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим объемом информации… увидеть тенденцию, уловить направление, почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий (1,485).

4. Иногда студенты выбирают для анализа историческое событие. Это оправданно с разных точек зрения. Во-первых, студенты сами устанавливают межпредметные связи; во-вторых, вспоминают и расширяют свои познания по истории; в-третьих, в их распоряжении всегда достаточный объем информации; в-четвертых, имеются уже устоявшиеся оценки этого события и в науке и в общественном сознании. Однако, таким выбором не стоит злоупотреблять, чтобы не ускользала специфика собственно политологического подхода.

5. Иногда, чтобы задать тон и придать интригу обсуждению, преподаватель позволяет студентам анализировать «придуманное» событие, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы сами студенты (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.). Подобные события, как показывает практика, обсуждаются более оживленно, да и они помогают студентам лучше понять и сформулировать «свой» интерес. Таким образом уже в учебной аудитории происходит процесс политической социализации студента.

6. Для анализа лучше брать не любое событие (отпуск президента страны – тоже политическое событие), а то, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта. Во-первых, так студенты начинают понимать преходящий, социально обусловленный характер права, что любой закон есть результирующая интересов, сталкивающихся в политической борьбе, учатся распознавать эти интересы; во-вторых, для политологов большую практическую и эвристическую ценность имеют те политические ситуации, отношения, которые возникают в результате реализации тех или иных политических решений.

7. Преподаватель может обратить внимание на актуальность политических прогнозов. При этом, учитывая познания студентов по истории, полезно использовать метод исторических аналогий при ответе на п.7 плана анализа политического события. Так, студентов может заинтересовать сообщение преподавателя о том, что кровавые события в Москве в октябре 1993 г. и последовавший за ними роспуск советов можно было бы предположить еще в 1988 г., сопоставив лозунги «перестройки» с лозунгами «демократической контрреволюции» начала 1920-х г.г. После этого студенты самостоятельно находят исторические аналогии для объяснения современных политических событий (обычно связывают Кавказскую войну 19 века и ввод российских войск в Чечню в 1994 г.).

8. Хотя метод кейс-стади не является игровым, элементы игры в нем присутствуют. Преподаватель может при соответствующей подготовке студентов предложить им в процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделировать работу парламентского комитета, а общегрупповую дискуссию мы иногда представляем как парламентские слушания. В таком случае студенты в своих микрогруппах могут взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций.

Если студенты знают методы политических технологий, задание можно расширить, предложив им продумать дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений. Таким образом, наряду с аналитической работой, студенты могут спроектировать собственный кейс и даже его смоделировать на практике в рамках учебной деловой игры.

Все это позволяет воссоздать в условиях учебного занятия атмосферу настоящей политической борьбы со столкновением интересов с той лишь разницей, что если политические решения становятся законом для всех, то в учебной аудитории рождается личный выбор, с которым студент вступит в мир политики.

Освоение элементарных навыков политического анализа помогает студентам занять активную жизненную позицию, без чего немыслимо становление гражданского общества в России.

Литература

1. Политология. М., РАГС. 2004.

Опубликовано: Метод кейс-стади в курсе политологии //Наука – агропромышленному производству и образованию: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию УГАВМ - 16-17 марта 2005: Сб. науч. тр. - г. Троицк: УГАВМ, 2005. С.203-206

Предварительный просмотр:

Методические указания по выполнению

самостоятельной работы «Анализ политической ситуации»

Выберите ту ситуацию, которая затрагивает повседневные интересы людей, в том числе вас самих (например, отмена льготных проездных). Вам необходимо найти и собрать как можно больше информации о событии из различных источников и средств такой информации: газет, журналов, аналитических передач, Интернета и т.п. Возможен анализ «придуманного» события, которого не было, но его наступление возможно и тем более желаемо, например, в нем кровно заинтересованы вы сами (повышение стипендий, введение определенных льгот при поступлении в вуз и т.п.).

Для анализа лучше брать событие, которое связано с принятием закона или иного нормативно-правового акта.

Проанализируйте политическую ситуацию по следующему плану.

1) Выявить все социальные группы, организации, политические силы, чьи интересы прямо или косвенно затрагиваются данным событием;

2) охарактеризовать их социальные интересы, выяснить их политические ориентации, изучить программные установки;

3) определить их политический вес, то есть объем и качество ресурсов политического влияния, находящихся в их распоряжении, по отношению к существующей политической системе;

4) выявить, кто с кем блокируется и ради чего;

5) определить влияние всех внешних факторов;

6) понять, кому выгодны (не выгодны) данная ситуация и ее изменение;

7) спрогнозировать к каким изменениям могут привести дальнейшие действия всех заинтересованных субъектов;

8) определить собственную позицию в данной ситуации, диктуемую осознанным интересом и форму собственного участия в ней.

В процессе обсуждения ситуации в микрогруппе смоделируйте работу парламентского комитета. В таком случае в своих микрогруппах вы можете взять на себя роли членов, лидеров парламентских фракций. Перед занятием необходимо изучить регламенты заседаний комитетов Госдумы РФ и парламентских слушаний, распределить роли, подготовить выступления на общегрупповой дискуссии, которая будет проводиться по модели парламентских слушаний

Продумайте дополнительно мероприятия по сопровождению выработанных в микрогруппе политических решений, их пропаганде, используя для этого различные политические технологии.

Используйте эти методические указания для подготовки политинформации.



Политическая ситуация охватывает особо значимые явления, процессы, события политической жизни страны, региона, мира в определенный отрезок времени.
Структурными компонентами политической ситуации выступают: а)условия и обстоятельства политической жизни (объективная ситуация); б)количественные и качественные характеристики субъектов-участников; в)масштаб действия, временной интервал, социальное пространство, которое она охватывает; г)отражение ситуации в общественном сознании и психологии людей через призму потребностей, интересов, концепций и программ ("понимаемая" ситуация как непосредственная социально-психологическая основа ориентации субъектов); д)уровень решаемых задач, степень их влияния на функционирование политической системы, е)результаты политической деятельности по решению этих проблем.
Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно, проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из вариантов, сценариев поведения, способов решения проблем. Этот выбор может быть сделан на однозначной или компромиссной основе. Однозначный выбор – это безусловный выбор одного варианта, одного сценария из серии противоречивых вариантов. Противоречивость между вариантами может достигать в своем развитии альтернативности, требующей выбирать одну из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей по принципу "или – или". Компромиссный выбор – это действие на основе соединения позитивных моментов ряда близких или даже альтернативных вариантов, позволяющее найти оптимальный выход из ситуации, альтернативное решение которой грозит существованию целого.
Любая ситуация на уровне политической системы выражает противоречие между стабильными и динамическими тенденциями развития. Ее хронологическими рамками выступают политические события, означающие начало и конец данного состояния системы.
Политическая ситуация есть всякое новое состояние политической системы по сравнению с предшествующим, представляющее в то же время этап в ее движении. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный "шаг" политического процесса. Анализ осуществляется на основе системного, структурно – функционального, сравнительного и др. методов.
Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Подробно этот процесс рассмотрен в другом разделе.
Практикум 1.
Сделайте анализ социально-политической ситуации, сложившейся в стране за последние полгода, на основе ее структурных компонентов.
В качестве примера приведем социально-политическую ситуацию в России в августе 1999 г.
Содержание:
Политические события:
· Отставка правительства Сергея Степашина и борьба за формирование нового правительства.
· Скандал вокруг отмывания российских денег в Bank of New York и новые обвинения в коррупции ближайшего окружения Ельцина.
· Активизация основных политических сил накануне выборов в Государственную Думу.
· Избрание нового совета директоров ОАО «Газпром».
· Военные действия в Дагестане и возможности возобновления полномасштабной войны на Северном Кавказе.

Текущая динамика политического положения: · Идейно-политический фон августа и общественное мнение.
· Федеральные органы власти.
· Партии и общественные движения.
· Политическая ситуация на местах и отношения Центр – регионы.
· Уровень социальной напряженности.
· Внешняя политика: темы августа.
Практикум 2.
Выберите политически значимое событие (выборы президента, парламента, вооруженный конфликт, деление страны на семь административных округов и т.д.) и проанализируйте его с использованием следующих структурных компонентов: условия, предшествующие событию; количественные и качественные характеристики; масштаб; последствия. Какие виды анализа Вы использовали? Какой из них, на Ваш взгляд, наиболее эффективен в анализе выбранного Вами события и почему?

  • Вспомните: Основные сферы жизни общества.
  • Надумайте: Как вы понимаете значение слова «политика»? Почему общество не может нормально жить без власти?

Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политическая информация и т. п. Газеты, радио, телевидение рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «аполитический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

Что такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политикам стало более широким по своему значению. В предшествующих темах курса (8 класс) отмечалось, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношений. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и зависимым от него безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, если сила государства используется для сохранения или, напротив, для изменения этих отношений, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства {определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. (Вспомните отношение различных социальных групп российского общества к правительству во время событий 1905 г.) Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

Политическая власть. Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязан этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

Политическая власть распространяется на все общество , ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица (монархи, президенты, главы правительств, наместники и т. д.) или группы, которые властвуют (какие-либо классы, сословия, «знать», организации и т. д.), имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

Кот что писал о силе власти русский философ И. А. Ильин (1883-1954):

«Сила власти есть прежде всего се духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет не значит быть сильным. Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в ей способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе…»

Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношении. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем.

Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясении, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

В своем Послания Федеральному Собранию о ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д. Л. Медведев отмстил: «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждане.

Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики.

Роль политики в жизни общества. Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, станут ли им доступны достижения культуры, увеличится ли степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры но различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В одном из исследований общественного мнения россиян по вопросам политики и власти выяснилось, что 66% разделяют следующую точку зрения: «Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». 53% поддержали такое мнение:

«Президент должен стать полновластным хозяином страны, Только тогда мы прорвемся». 51% опрошенных согласились с утверждением: «В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать». 49% склонны к такой формулировке: «Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа».

А как вы относитесь к таким мнениям?

В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни: общества, последовательности преобразовании. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач. которые бы, по и у: мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целен; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию ля них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; выражают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы,

В процессе этой деятельности возникают всевозможные формы взаимодействия социальных групп, политических партий, государства, отдельных лип, связанные с борьбой а а власть, с выработкой, принятием и реализацией решении государственной власти. В этом взаимодействии проявляется политическая жизнь общества.

Политическая жизнь и средства массовой информации. В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми ее участниками, т. с. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях,

заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Это социальные учреждения, обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации. Само название «средства массовой информации» (СМИ) говорит о том, что передаваемые ими сообщения адресованы неограниченному кругу лиц, социальных групп, организаций. Поскольку значительная часть населения пользуется общественно-политической информацией, распространяемой СМИ, особенно по каналам телевидения, она оказывает влияние на политическую жизнь общества.

Факты. Исследование, проведенное в России в 2004 г., показало, что выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы по телевизору смотрят регулярно (каждый день) 31% опрошенных, иногда (несколько раз в неделю) - 32%, довольно редко (от случая к случаю) - 23%, практически не смотрят - 11%.

Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе. Под их влиянием возникает чувство причастности к происходящим событиям, многие вовлекаются в те или иные формы политической активности. В различных материалах СМИ находят отражение общественные интересы.

Технический прогресс позволил не только быстро информировать о произошедшем, но и делать людей «очевидцами» событий, происходящих далеко от них. Сообщение о событии, дополняемое изображением на телевизионном экране, нередко оставляет у зрителя-слушателя сильное впечатление. Вместе с тем следует помнить, что при передаче информации осуществляется отбор материала: тот, кто передает информацию, решает, о чем сообщать, а о чем умалчивать, что показывать, а что в передачу не включать. Информация может стать неполной, односторонней. Сообщение зачастую сопровождается комментариями, которые отражают позицию их автора. Все это позволяет воздействовать в том или ином направлении на взгляды людей, на их отношение к различным явлениям политической жизни. В свою очередь, взгляды и настроения людей влияют на их политическое поведение. Во второй половине прошлого века влияние СМИ на политическую жизнь настолько возросло, что СМИ стали называть «четвертой властью».

СМИ воздействуют не только на взгляды и поведение больших масс людей, но и на власть. Они способны поднимать серьезные вопросы общественной жизни, обсуждать с позиций тех или иных социальных групп актуальные политические проблемы, в них могут быть высказаны различные суждения о деятельности политиков. Все это может влиять на решения властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

Проверьте себя

  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
  2. Что входит в сферу политики?
  3. В чем сущность любой власти?
  4. В чем главные особенности политической власти?
  5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

В классе и дома

  1. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Объясните почему.
  2. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства. Свой ответ поясните.
  3. Вспомните из курса истории время Петра 1, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
  4. Соберите материалы из газет о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным и почему.
  • «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз навсегда данных правил…»
  • Г. В. Плеханов (1856 -1918), русский политический деятель, философ «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу».
  • Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), римский политический деятель, философ


Статьи по теме: