Опыт развития туризма в ссср. Развитие советской системы туризма во второй половине XX века. ISIC и другие международные удостоверения для молодежи

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

§1.1. Социально-экономические факторы, способствующие развитию туризма.

§ 1.2. Государственно-партийная концепция развития туризма.

§ 1.3. Создание структуры управления туристско-экскурсионным движением.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА.

§ 2.1. Состояние материально-технической базы.

§ 2.2. Процесс подготовки кадров туристской сферы.

§ 2.3. Организационный опыт туристской деятельности среди населения.

Заключение научной работыдиссертация на тему "Система организации туризма в СССР"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Победа советской власти в результате революции 1917 года вызвала принципиальные изменения в содержании деятельности государства. Государство становится инструментом реализации идеологических установок РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, главной из которых являлось воспитание нового человека - «хомо советикус».

Среди многочисленных средств воздействия на общество в духе идеологических установок того времени туризм занимал значительное место, поскольку содействовал формированию таких приоритетных для советской системы качеств как коллективизм, выносливость, целеустремленность и др. Определяющую роль в постановке целей и задач туристско-экскурсионного движения, выборе средств, их реализации играли партийные и государственные органы. Существовавший до 1917 года как частное дело, туризм после прихода к власти большевиков был введен в ранг государственной политики, степень влияния которой с годами становилась все выше и выше.

В первое десятилетие своего существования советское государство с помощью профсоюзов* и комсомола проводило последовательную политику внедрения в общественное сознание туризма как неотъемлемой части советского образа жизни, приобщения к занятиям туризмом всех категорий населения, особенно школьников и молодежи. Партийные органы добивались массового охвата трудящихся и учащейся молодежи всеми доступными формами туризма, широкое распространение получили организация и проведение туристских походов выходного дня, экскурсии, сдача нормативов ГТО по туризму.

В середине 1930-х гг. появились новые организационные формы государственного управления массовым туризмом в центре и в регионах. В результате повысилось внимание к дальнейшему развитию туристско-экскурсионного движения в стране. Нормативно-правовые документы регламентировали создание структуры управления такими видами туризма как самодеятельный, спортивный, экскурсионный, альпинизм.

В послевоенные годы произошло изменение задач туризма, его сущности и назначения. Туризм стал не только средством физического воспитания, но одним из способов влияния на население, показателем благосостояния народа. Выход СССР"из1 международной изоляции, расширение международных связей-повлекло1 за собой- формирование и развитие иностранного туризма, что значительно изменило первоначальное понятие туризма-иг его-места в жизни советского человека.

В этот период значительного" роста достигла материально-техническая» база, обострилась проблема кадровой- подготовки специалистов, которая в 1960-1985-е гг. нашла свое решение на следующем этапе развития: происходило" совершенствование организации и структуры управления» туристско-экскурсионной системы. В"начале 1970-х годов-началась-плановая-подготовка кадров- с высшим образованием для" обеспечения туристско-экскурсионных. объектов. Значимым моментом стало формирование* пяти л направлений туризма: молодежного, иностранного, самодеятельного, военного и детского. Периодически обновляемая! структура управления." в туристской сфере способствовала интенсивному развитию каждого из них.

В годы перестройки происходил интенсивный, рост туристского движения, что вызвало необходимость разработки новых положений, регламентирующих его новые формы и составления- программ его перспективного развития.

Анализ динамики туристско-экскурсионного движения свидетельствует, что его наибольший, размах и массовость приходились на период 1970-80-х годов. Туризм становился" более массовым, народным и превращался в динамично развивающуюся отрасль народного хозяйства. В связи с этим изменялись методы и формы работы туристических организаций.

Определяющую роль в постановке целей и задач туристско-экскурсионного движения, определении средств, их реализации, играли партийные и государственные органы. Правительственные акты заложили основу нормативно-правовой базы, определили основные этапы и направления развития советского туризма. Разработанные документы способствовали планомерному, поэтапному развитию туристского дела.

Нормативные документы обозначили основные задач» туризма, для достижения которых применялись доступные и эффективные методы и формы работы с населением. € целью массового охвата населения- повсеместно организовывались клубы, секции, ячейки на предприятиях, в учреждениях.

По.- мере развития и распространения туристского движения" в. России остро" стала проблема- кадрового обеспечения, решение которой было возложено правительством на комсомольские организации. Областные комитеты. ВЛКСМ" проводили семинары, курсы, сборы по- подготовке инструкторов-общественников. Однако-по мере развития; новых видов-туризма, таких как международный, рекреационный, постоянно- существовал дефицит специалистов туристской отрасли.

Дальнейшее развитие туризма в России обозначило еще и другую проблему - материально-техническое обеспечение сферы. Формирование материально-технической базы туризма началось« в 20-е годы, в результате передачи туристско-экскурсионного дела в ведомство" профсоюзов* когда при-предприятиях, учреждениях создавались базы, отдыха, санатории, пионерские лагеря, осуществлялось комплектование снаряжением-групп туристов.

По, мере совершенствования* задач и возникновения; новых направлений туризма изменялась и структура управления туристско-экскурсионным движением. Так, общественным организациям, таким как ОПТЭ, пришли на смену ТЭУ при ВЦСПС. Такая реорганизация была вызвана прежде всего проблемой формирования" материально-технической базы и системы подготовки кадров. Позднее каждый из видов туризма, таких как спортивный, иностранный, детский, молодежный стали самостоятельными направлениями и имели свои структуры управления, что эффективно сказывалось на результатах деятельности туристских организаций.

В регионах страны, согласно правительственным документам, местные власти осуществляли активную деятельность в проведении туристских мероприятий с учетом географических, природных особенностей. Так, на Урале развивались практически все виды туризма. Особенно популярными среди населения были самодеятельные походы, семейный отдых, экскурсии, походы выходного дня. Строительство таких туристских объектов, как санатории, профилактории, базы* и дома отдыха, способствовало развитию" социального (рекреационного) туризма". С целью массового охвата детей и молодежи Урала были найдены новые эффективные формы организации работы с детьми. Особую популярность получил геологический туризм, который способствовал изучению родного края, поиску полезных ископаемых. Не менее популярными среди уральского населения* стали экспедиции и походы по1 местам боевой славы, памятным местам революций. Благодаря поездам «Юность» и «Дружба» уральцы получили возможность познакомиться с достопримечательностями* других регионов и городов страны. К концу 1980-х гг. наблюдался. интенсивный рост туристско-экскурсионного движения на Урале.

Проведенное исследование позволило выявить ряд особенностей и закономерностей, влияющих на развитие туризма в советской России. Во-первых, государственная политика и ее стратегическое направление способствовали зарождению туризма как эффективного средства-воспитания, организации отдыха населения; а не как экономической отрасли. Вг основе правительственных программ и документов, регламентировавших развитие туризма, лежала идеология государства.

Во-вторых, в стране существовал регулярный контроль за выполнением документов, принимаемых партией, что значительно активизировало деятельность местных органов власти. Так же существовала система отчетности по исполняемости правительственных актов.

В-третьих, государство, внедряя новые формы работы с населением и молодежью, учитывало реально существующие в стране ресурсы, экономические, материально-технические возможности регионов. Поэтапность принятия решений способствовала планомерному и последовательному развитию туризма, превращению его в мощную индустрию в конце 1980-х гг.

Однако, это было отягощено рядом проблем. Прежде всего несоответствие материально-технической базы росту потребностей населения. А также недостаток высококвалифицированных специалистов и низкий уровень предоставляемых сервисных услуг.

Дефицит кадров туристской сферы обусловлен рядом причин субъективного и объективного характера. Объективным является то, что туризм стал для России новой сферой жизнедеятельности человека, в которой " существующие возможности государства были незначительными. Субъективным фактором недостатка квалифицированных специалистов послужило недопонимание правительства серьезности решения этой проблемы. Особенно в^ послевоенное время, когда население стало более образованным, грамотным, наблюдался" рост материально-технической базы туризма и появлялись новые ресурсы, решение проблемы подготовки кадров не получило должного внимания со стороны руководства страны. Открывались учебные заведения в больших городах, а в областях по-прежнему организовывались курсы, семинары и сборы. Высококвалифицированная^ подготовка специалистов туристской сферы была слабая. Явно обозначилось несоответствие между ростом потребностей населения, материально-технической базой и сервисом предоставляемых услуг. Особенно ярко это было выражено с развитием международного туризма. Международный туризм, в свою очередь, в Советском Союзе имел несколько деформированный характер, т.к. служил средством поощрения за успехи в учебе и труде, поездкой награждались люди, прошедшие своеобразный «отбор» в комиссиях по выезду.

Однако туризм в России развивался и оказывал позитивное влияние на формирование советского общества. Прежде всего средствами туРизма реализовывалась познавательная функция: изучение родного края, патриотическое и экологическое воспитание. Рост материально-технической базы способствовал удовлетворению потребностей человека в активном и пассивном отдыхе, реализации рекреационных возможностей каждой области страны. Формирование туристской инфраструктуры предоставило новые рабочие места, заложило основу кадрового обеспечения сферы. Развивающиеся виды туризма, такие как спортивный, спелео, горнолыжный, международный позволили реализовать возможности молодежи. Международный* туризм, в свою очередь, носил идеологический характер, но показал контрасты и различия советского4общества и зарубежья.

Проблемы развития туристской отрасли и сегодня постоянно находятся в поле зрения как федеральных, областных министерств, так и научной общественности. Одной из современных тенденций- развития российского туризма" является перенесение основной области туристского освоения в центральные регионы России, к которым относится Уральская рекреационная зона. Челябинская и Свердловская области - важнейшие промышленные регионы России, обладающие благоприятными туристскими ресурсами.

В-последние годы разрабатываются и принимаются законы, программы; концепции о туристской деятельности в областях, где основное внимание сконцентрировано на развитии въездного туризма, а не внутреннего. Хотя внутренний, в частности экологический, туризм дает возможность ощутить новое качество общения как с окружающим- миром вне привычной урбанизированной среды обитания, так и новое качество человеческого общения, освобожденного ют регламентирующей функции социума. Такой вид туризма во всех его разновидностях: от фермерского (деревенского) до самодеятельного - является альтернативой культурному туризму как по объекту туристского интереса, так и по способу организации.

Советская власть уделяла совё пристальное внимание туристско- экскурсионной деятельности, понимая, что это- одна из возможностей влияния на массы. Уже в 1918 года создавались курсы для учителей, в целях повышения квалификации, используя при этом вид обучения, как экскурсии.

Главным различием «буржуазного» и советского туризма являлось то, что заграничные буржуа стремились не за яркими впечатлениями, а за экзотикой и авантюрой, в условиях богатейшего комфорта совершают путешествия по разным концам света. В то время, как советский туризм, составлял часть культурной работы, и являлся глубоко политическим явлением.

В 1919 году создаются экскурсионные секции для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций были расположены в окрестностях Петрограда, были разработаны специальные маршруты. Для детей, пребывающих на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты. Постепенно началась дифференциация в направлениях работы со школьниками. Кроме Центральной станции 1920го года, возникло ещё 3 опорных центра:в Петергофе, Павловске и Царском селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах, это позволяло ознакомить школьников с лестным ландшафтом и т.д.

В 1920 году создаётся Экскурсионное бюро при Наркомате просвещения РСФСР, где разрабатывают планы предстоящих походов и экскурсий.

С 1921 года начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела, и носили они общероссийский характер. И теперь, экскурсии должны были носить не только общеобразовательный характер, но и идеологический, так что стала разрабатываться историко-революционная тематика, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства.



С середины 20х годов на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 года была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие 300 человек, и целью было ознакомление молодежи со строительством Волховской гидроэлектростанции.

Таким образом, все вышеперечисленные мероприятия привели к созданию Бюро туризма в 1927 году, главной задачей которого являлось развитие массового туризма среди молодежи.

В 1930-е годы стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на 2 фронта: против фашистской германии на западе и Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операции». Туристская подготовка многих держав позволяла успешно бороться с противниками в горах и других местностях, так как была хорошая подготовка. И туризм, « являясь по преимуществу массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, т.е, как раз основной массы будущих защитников советского союза, в самой свободной и интересной форме даёт широчайшие возможности для изучения границ». Конечно, «массовый» туризм в приграничных районах осуществлялся, опираясь на довольно жесткие правила во избежание разведывательной деятельности под видом туризма.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы, пытавшиеся раскрыть перед западным обывателем облик новой Росси. Так же считали, что знакомство с Советской Россией « неизбежно ускорит крах капитализма во всём мире». В самом начале, обязанности по обслуживанию иностранных туристов были возложены на «Совторгфлот», но эта организация больше занималась иностранной валютой, должной организации так и не было.

В 1929 году возрос поток иностранных туристов, и создаётся Всесоюзное акционерное общество «Интурист», которое со временем становится монополистом в области организации иностранного туризма в СССР. «Интурист» создаёт свои представительства как заграницей, так и в ряде российских городов, заключает договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями. Туристам предлагались экскурсии не только по Москве, но и другим крупным городам России. Естественный спад начинается с 1938 года, как следствие мирового кризиса, и ощущался дух предстоящей войны. В иностранном туризме в связи со Второй мировой войной, а потом и Холодной войной, наступает длительный перерыв, и заканчивается только в 50ых годах.

Но выезжали ли совграждане заграницу в довоенный период? Основной формой выезда за рубеж были, конечно же, заграничные командировки. За рубежом побывали такие люди как, Цветаева, Маяковский, Есенин, Горький и т.д.

Организованный, или, как его стали называть, плановый зарубежный туризм, возник в СССР в 1930 году, когда первая группа из 257 передовиков производства из разных городов Союза отправилась в морской круиз с заходом в Гамбург, Неаполь и Стамбул. Туристам читали лекции о международном положении, проводились политинформации, но также давался страноведческий журнал по всем странам и берегам, вдоль которых происходило путешествие.

Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 40ых годов, и в послевоенный период получили широкое распространение такие виды туризма как, плановый, самостоятельный, детский, семейный и спортивный.

С 1957 года начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал 2 судна- «Победу»и «Грузию», на которых осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. В 1960ом году теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. Позже, морской туризм стал развиваться и на Балтике.

В 1964 году создаётся Управление по иностранному туризму и Совет по иностранному туризму, которые должны были координировать работу различных организаций для дальнейшего развития иностранного туризма в нашей стране. В середине 1960х годов создаётся специальная система подготовки кадров для гостиниц и ресторанов, гидов и переводчиков. Основными туристическими центрами были: Ленинград, Сочи, Ялта, Иркутск и др.

С 1964 года «Интурист» стал принимать туристов с целью оздоровительного отдыха в таких местах как Пятигорск, Кисловодск, Сочи, Ессентуки.

Неизменно большой интерес вызывала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы до Владивостока через весь СССР. Быстро завоевал всеобщий интерес и экзотический круиз по Каракумскому каналу. Также многим туристам предлагали поход по прибалтийской тайге.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области. Т северо-западный, включающий в себя Ленинград, Новгород и Псков. Более половины всех маршрутов были проложены в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье.

С 1970х годов наступает этап нормативно-планового развития туризма. Основными задачами являлись: массовое развитие туризма среди трудящихся масс и молодежи, способствующего повышению культурного уровня и укреплению здоровья, высокопроизводительному труду, воспитанию у советских людей любви к социалистической родине и т.д. В то же время планирование в туризме стало приобретать тотальный характер, разрабатывались и утверждались планы на 5, а иногда и 10 лет вперёд. Всё также активно продолжалась пропаганда туризма среди молодёжи, в 70х.годах была разработана программа всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР увеличился спрос на оздоровительные услуги, и в связи с этим появляются новые форма обслуживания, например курсовое лечение в санаториях. По этим путёвкам отдыхающие получали лечебные и оздоровительные услуги в санаториях, с питанием и проживанием в частном секторе.

В 1970-1980г.г. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с морскими и речными круизами, когда совершались путешествия по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, наблюдается разработка самостоятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из самых популярных форм отдыха среди советских граждан.

Также стал развиваться социальный туризм, когда рабочие покупали путёвки через свои профсоюзы всего за 30% от их стоимости, иногда и больше.

Уже с 1960ого года появляется первый организованный автомобильный туризм, но реальное развитие он получает только в 80х годах. В 1985 году существовало 5 всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород-Пярну, от Смоленска до Кара- Бугаза.

СССР приняло участие во всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Филиппинах в 1980 году. Руководство советского союза от лица Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов. Также туризм становился важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносил значительный вклад в поддержание мира во всём мире.

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960х, постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью многих маршрутов того времени.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 80х годах авиатуризм. Причём услугами авиации пользовались не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия.

В 1960-1980 годы туризм уже не носил того принудительного идеологического характера, как это было в довоенные годы. Различными туристическими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги превышал предложение. И многие туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путёвки всем желающим.

Начавшаяся во второй половине 1980х перестройка и последующий распад СССР привели к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

3.2. Туризм в СССР

В начале 20-х годов интерес к туризму стал возрастать. В экскурсии, поездки и путешествия вовлекались тысячи трудящихся. Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий. Были созданы отделы ближних и дальних экскурсий при Наркомпроссе, которые курировала Н.К. Крупская. Организацией туризма и экскурсий стали заниматься различные учреждения.

Основные меры по развитию туризма принимались со стороны государства. Создавались материально-техническая база, велась подготовка профессиональных кадров.

Значительная роль в популяризации туризма принадлежала газете «Комсомольская правда». При редакции газеты был создан штаб, являвшийся одним из инициаторов развития массового туризма.

В 1924-1928 гг. руководителями туристско-экскурсионной работы в стране стали профсоюзы, ВЛКСМ и Наркомпросс.

Объединение усилий профсоюзов и комсомола по вопросам туристской работы позволило ввести льготный тариф железнодорожного проезда по маршрутам, арендовать помещения для туристских лагерей, накапливать снаряжение.

В 1927 г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов, которое в ходе внеочередной конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). И в июле 1928 г. оно приступило к практической туристско-экскурсионной работе. С 1929 г. при ОПТ были организованы детские туристско-экскурсионные станции.

В 1930 г. произошло слияние акционерного общества «Советский турист» с ОПТ и было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

Работа вновь созданного общества была поставлена на государственную основу.

В середине 30-х годов материально-техническая основа туризма настолько окрепла, что его финансовые отчисления в государственный бюджет составили значительные суммы.

В мае 1929 г. создаётся Всесоюзное АО «Интурист». Помимо приёма и обслуживания иностранных делегаций и тургрупп, оно организует выезд собственных туристов за рубеж. В 1930-1931 гг. были впервые осуществлены массовые круизные поездки ударников труда первой пятилетки на борту теплоходов «Абхазия» и «Украина» вокруг Европы. Туристы посетили Германию, Италию и Турцию (Англия и Франция не разрешили остановки).

На рубеже первой и второй пятилеток развития народного хозяйства СССР только ОПТЭ предоставило туруслуги около полутора миллионам человек. В значительной мере этот успех был обеспечен удешевлением обслуживания населения.

В апреле 1936 г. Президиум СССР счёл нецелесообразным дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил ликвидировать ОПТЭ.

Всё имущество ОПТЭ передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление - ТЭУ ВЦСПС, на которое возлагалось руководство турмаршрутами, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий.

К этому времени в стране уже сложилась административно-командная система, которой не нужны были самодеятельные общественные организации, объединявшие тысячи людей. Многие виднейшие организаторы туристского движения стали жертвами репрессий.

В годы ВОВ туристско-экскурсионная деятельность была полностью прекращена. Материально-техническая база туризма подверглась разграблению и разрушению.

Лишь в начале 50-х годов в СССР наметилась активизация турдеятельности. Туристические путешествия стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсиям.

В 60-е годы туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13 тыс. маршрутов. В 80-е годы получили развитие маршруты для родителей с детьми. Были организованы специальные маршруты для автотуристов.

Среди местных туристских маршрутов значительное количество составляли путешествия с активным способом передвижения: пешком, на лыжах, гребных судах.

Активно развивались нетрадиционные виды путешествий. Так на Украине был создан первый в стране спелеомаршрут «По пещерам и рекам Тернопольщины», включавший шестидневный поход с посещением пещер.

В 1985 г. в СССР действовало 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе и в других районах. Развивался велосипедный туризм. Были популярны путешествия по озёрам, рекам и морям.

С начала 60-х и до конца 80-х существовало огромное количество туристских маршрутов с использованием железнодорожного транспорта. С этой целью формировались специальные туристско-экскурсионные поезда. В 1986 г. их насчитывалось 2600.

Программа железнодорожных маршрутов составлялась таким образом, чтобы переезды между экскурсионными центрами осуществлялись в ночное время.

Для решения вопросов международного молодёжного обмена в июне 1958г. было создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник», которое занималось не только приёмом групп зарубежной молодёжи и организацией Советского туризма за рубеж, но и внутрисоюзными путешествиями молодёжи.

В 80-е годы массовый характер приобрели авиационные туры - маршруты.

Распад СССР привёл к развалу единой туристско-экскурсионной системы СССР. Начался процесс создания национальных туристических организаций.

После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень количества туристов в регионе с начала перестройки был зафиксирован в 1992 г. - около 3млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти, и в 1995 г. Россию уже посетило 10,3 млн. иностранных гостей. Больше всего в 1995 г. в Россию прибыло из Финляндии-всего 1276,3 тыс. человек, что составляет 12,4 % всех приездов в страну. Второе место занимала Польша, которая в советский период опережала Финляндию, - 666 тыс. человек, большинство из которых приезжало с целью туризма -532 тыс. человек. В 1989 году поляки оставляли 3,9 % всех прибывших в СССР, всего - 3034,7 тыс. человек, а туристов в их числе было всего 792,5 тыс. человек. К этим статистическим данным надо относится критически, так как СССР не использовал принятые ВТО категории и стандартов.

Гости из несоциалистических стран в конце 80-х годов составляли 1/3 всех приезжающих. В этом не малую роль сыграли бюрократические ограничения, связанные с визовым оформлением. Сначала в СССР, а потом и в России динамика численности граждан, выезжавших за границу, показывает, что в перестроечный период их число начало быстро расти с небольшим перерывом в 1992 г. В 1995 г. оно составило 21,3 млн. человек против 2,8 млн. человек в 1985 г. Если посмотреть тренд выехавших в дальнее зарубежье, то наибольшее количество было накануне распада СССР, то есть в 1989-1991 гг. - с 8 до 10,8 млн. человек, но даже эти показатели были меньше 1% общего мирового туристского потока. После 1992 г. большую долю численности выехавших из России составляли туристы в ближнее зарубежье. Так, в 1995 г. в дальнее зарубежье выехало всего 5,3 млн. человек в среднем, по оценкам экспертов каждый российский турист тратит за время своего путешествия за рубежом более 1,5 долл., что в 2 раза больше среднемирового уровня расходов.

Если в конце 80-х годов лидирующими странами по приёму советских гостей были Польша, ГДР, Болгария, Финляндия, то в середине 90-х годов лидерство захватила Турция, куда в 1995 г. выезжали 764 тыс. человек, из них 538 тыс. с целью туризма. Далее идут Финляндия, Польша, Германия и Китай - соответственно 640,9 , 478,7 , 442,8 и 342,9 тыс. человек.

У Российских туристов популярны такие страны как Италия, Испания, Греция, Кипр, Марокко, Тунис, Египет, которые предлагают нашим туристам и познавательный продукт, и пляжный туризм.

Особенно большие потоки Россиян в Турцию, Грецию, Китай, ОАЭ связаны с так называемым шоп-туризмом, которые в будущей стабилизации рынка потребительских товаров в России естественно претерпит изменения.

Контрольные вопросы

1. Когда предположительно зародился туризм в Российской Империи?
2. Какие туристские организации дореволюционной России вам известны?
3. Назовите самые популярные туристские регионы и маршруты второй половины 19 в.
4. Расскажите о первых кругосветных путешествиях, совершенных россиянами.
5. Какие основные меры по развитию туризма принимались со стороны государства после революции?
6. Когда появилось Всесоюзное АО "Интурист", каковы его основные функции?
7. Охарактеризуйте советский туризм в послевоенный период.
8. Расскажите о нетрадиционных видах туризма, существовавших в СССР в 80-е годы.
9. Как повлиял распад СССР на развитие туризма?
10. Какие страны наиболее популярны у россиян в последнее время?

Начало туризма нельзя датировать не только годом, но и столетием: его истоки восходят в древность, когда только начиналось выделение человека из мира животных, в тяжелейшей борьбе закладывающее основы цивилизации.

Рассмотрев историю туризма в России по публикациям следует обозначить, что международный туризм, как и история России, связан непосредственно с развитием России, несет свое начало с древних лет. Об этом свидетельствует следующая составленная таблица.

Таблица 1

Эпоха развития туризма

Цели и задачи туризма

Результат туризма для России

Древний мир

Познание человеком окружающего мира

Человек делал у себя то, что видел у других, что лучше

Первые века нашей эры

Открытие новых земель. Познание жизни и быта населения

Развитие науки

Познание

Реализация опыта других стран в своей стране

Средневековье

Освоение водных путей

Налаживание торговли России с другими народами и странами. Развитие познания

Освоение новых торговых путей, открытие новых стран

Нахождение партнеров по торговле. Освоение неизведанного

XVI - XVIII вв.

Открытие Нового Света, морского пути в Индию, пути в Монголию, Китай, Азию, Сибирь, Дальний Восток и др. страны

Развитие товарно-денежных отношений, складывание российского рынка. Изменение мировоззрения людей, населения России

Время Петра I

Взаимодействие со странами Европы, познание Камчатки

Развитие науки, развитие отношений России с Западом, географические исследования, расширение связи России со странами

Открытие новых земель, стран, изучение опыта хозяйствования

Установление дипломатических, торговых отношений с Китаем, со странами Южной и Юго-Восточной Азии, с Индией. Процесс активизации хозяйственных связей

XVIII - начало ХХ в.

Развитие экскурсионного дела, организаций по туризму

Изучение окружающей природы, исторических мест. Возникновение первых туристских организаций, прием иностранных гостей. Возникновение кружков по туризму. Становление туристско-организационной работы

Первое десятилетие ХХ века

Познание мира в кругосветных путешествиях

Вклад в развитие России поездок за границу. Распространение технических знаний. Создание туристско-экскурсионного дела, первых экскурсионных комиссий

Развитие туризма в СССР

Выделяется несколько этапов развития туризма в СССР.

Первый этап: 1917 - 1936 годы. Этот этап характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением экскурсионно-туристского движения. Создаются первые учреждения пролетарского туризма. В области международного туризма ставятся задачи: предоставлять друзьям СССР возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, расширять объем поездок советских граждан за рубеж.

С 1920 года экскурсии и некоторые поездки начали проводить ведомства и учреждения. Интерес к туризму стал возрастать. Так в 1921 году было проведено более 400 групповых экскурсий экскурсионной секцией Губполитпросвета. Примерно такое же количество населения обслужил Московский гор. совет. В 1921 году проводится экскурсионная конференция в Петрограде при участии профсоюзов. Она рекомендовала расширить сети туризма и экскурсий. Организацией туризма стали заниматься различные учреждения. Определенные меры по развитию туризма принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и подготовку профессиональных кадров по туризму. В 1923 году было обучено 2,5 тыс. учителей-групповодов туристских групп. К началу 20-х годов складывается география туризма. Если в 1918 -1920 гг. проводились походы и поездки внутри страны, то с 1921 года начались выездки за пределы страны.

К концу 20-х годов в рамках общих задач культурной работы возникла необходимость упорядочения управления туризмом и экскурсиями, создания целевой организации, способной предоставить населению содержательные и дешевые путешествия.

Профсоюзы стали организаторами экскурсионно-туристской работы. Большую работу по туризму проводит ВЛКСМ.

В 1927 году появляется центральное бюро массового туризма, был создан временный справочно-инструктивный центр и организационная комиссия.

Второй этап развития туризма в СССР (1936 -1969 гг.) характеризуется внедрением новых организационных форм управления туризмом. Создаются туристско-организационные управления в центре и на территориях. Руководство самостоятельным туризмом поручалось Всесоюзному совету физической культуры при ЦИК. В середине 30-х годов были ликвидированы почти все массовые добровольные общества по туризму. Складывается в стране административно-командная система, которой не нужны были самодеятельные общества, их заменили чиновниками. Последним шагом стали репрессии 1937 - 1939 гг.

Тем не менее, подчиненный административно-командной системе туризм продолжает развиваться. Значительное развитие получает спортивный туризм. В 1937 - 1940 гг. была проведена комплексная реорганизация структуры туризма, в основу которой было положено жесткое государственно-партийное планирование капиталовложений, кадров и географии реакционной деятельности.

Осуществление планового туризма было возложено на 25 туристско-экскурсионных управлений ВЦСПС, 16 экскурсионных бюро, 165 Домов туриста, 50 турбаз, 12 тургостиниц, 24 станционных лагеря, 19 туристско-альпинистских приютов, сотни временных палаточных стоянок и кемпингов.

В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность была полностью прекращена.

Вместе с восстановлением разрушенного народного хозяйства восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений. Однако процесс это шел очень медленно и противоречиво. Причина - господствовал остаточный принцип финансирования социальной сферы.

В 1962 году создается система советов по туризму, руководство осуществляет Центральный совет по туризму ВЦСПС. Началась активизация туристической деятельности. Во всех союзных республиках были организованы Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали тур маршруты. Всесоюзные и местные маршруты охватывали всю страну. Более 50% всесоюзных плановых тур маршрутов было проложено в пяти регионах Советского Союза: Кавказ, Закавказье, Крым, Черноморское побережье Кавказа.

В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные. Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.

Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма "Спутник".

Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.

Колыбелью международного туризма стала Европа. Россия брала опыт зарубежных стран, и каждая эпоха характеризуется своим развитием в туризме. В принципе деятельность России по туризму мало чем отличается от форм других стран. Рост продвижения потребовал и от России развития: хозяйство, торговля, транспорт, промышленность, рынок. Бурное развитие потребовало путешествий за границу, освоения новых видов передвижения.

Таблица 2

Эпоха развития туризма

Цели и задачи туризма

Результат туризма для России

1917 -1940 гг.

Создание социально-экономических условий

Культурная революция в хозяйстве страны. Интерес к туризму. Появление учреждений по туризму, Бюро туризма. Развитие иностранного туризма, прием и обслуживание("Интурист"гостиница)

1946 - 1960 гг.

Внедрение новых организационных форм по туризму

Плановый туризм. Создание маршрутов, ознакомление с природой и хозяйством страны. Создание молодежного международного туризма с целью приема гостей на отдых, выезд за границу для отдыха

1970 - 1980 гг.

Интенсивное развитие внутреннего и зарубежного туризма

Познание, отдых, лечение людей, организация группового международного туризма

Статьи по теме: