Внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений Внебюджетные средства в бюджетных учреждениях 157

Кроме того, бюджетные учреждения могут иметь средства, поступающие от юридических и физических лиц, в отдельных случаях - из других бюджетов, предназначенных для выполнения определенных поручений (например, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций, на осуществление расчетов с молодыми специалистами, направляемыми к месту работы после окончания учебного заведения, и т.п.).

Организациям, давшим поручение, бюджетное учреждение обязано предоставить отчетность о фактическом использовании соответствующих средств.

Доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Рассмотрим виды внебюджетных доходов, которые могут быть получены бюджетными учреждениями с точки зрения действующего налогового кодекса.

Глава 25 НК РФ различает два вида доходов: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выручка от реализации имущественных прав. При этом Налоговый кодекс содержит определения товаров, работ, услуг (ст. 38 НК РФ).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в

Реализация – это передача права собственности на товары, работы либо оказание услуг, как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Как определяется выручка? Во-первых, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги, имущественные права, как в денежной, так и в натуральной форме. Во-вторых, она признается либо по методу начисления, либо по кассовому методу, который должен быть утвержден в учетной политике организации.

При использовании метода начисления доходы учитываются в том периоде, в котором они имели место независимо от фактического поступления денежных средств. При кассовом методе учета датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу.

К доходам, учитываемым при определении прибыли, относятся также внереализационные доходы, которые определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Перечень внереализационных доходов довольно обширный.

Применительно к бюджетным организациям можно отметить следующие внереализационные доходы:

1. Положительную (отрицательную) курсовую разницу, которая образуется вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.

2. Признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.

3. Доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если они не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, то есть не относятся к доходам от реализации.

4. Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), если такие доходы не относятся к доходам от реализации, то есть если этот вид деятельности не является для учреждения основным.

5. Проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

6. Суммы восстановленных резервов, расходы, на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, установленных НК РФ.

7. Безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Оценка доходов при безвозмездном получении имущества (работ, услуг) осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже установленной остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем независимой оценки.

Сюда же финансовые органы относят и доходы от безвозмездного пользования имуществом. Так, в Письме № 03-03-04/1/359 Минфин указывает, что для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права. При этом у налогоплательщика – ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода. Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя. Следует учитывать, что судебные органы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98 «О практике разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ») не относят к налогооблагаемым доходам безвозмездное пользование имуществом, если оно предоставлено учреждению собственником имущества учреждения. В данном случае суды трактуют безвозмездное пользование имуществом как сбережение средств, а не как получение дохода.

8. Доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.

9. Положительная курсовая разница, возникшая от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.

Положительной курсовой разницей признается курсовая разница, которая возникает при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.

10. Суммовая разница, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

11. Стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев их уничтожения, установленных ст. 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и частью 5 приложения по проверке к указанной конвенции).

12. Доходы от использованного не по целевому назначению имущества, в том числе денежных средств, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

13. Кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами), списанная в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

14. Стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

2. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений - это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли - ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы, тем не менее, формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Положение о казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703.

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собственника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

Подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

Заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Карточку образцов подписей.

Помимо этого бюджетные учреждения обязаны предоставить смету доходов и расходов.

Смета доходов и расходов может утверждаться либо руководителем учреждения – получателя бюджетных средств, либо руководителем учреждения – главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Во втором случае получатель бюджетных средств представляет главному распорядителю на утверждение проект сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

После получения разрешения на ведение приносящей доход деятельности получатель (обособленное подразделение получателя) представляет в ОФК по месту обслуживания для регистрации смету доходов и расходов на бумажном носителе. Кроме самой сметы, в ОФК представляются сведения, содержащиеся в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности, по форме согласно приложению 7 к Проекту Порядка внебюджетной деятельности (далее – сведения о смете) на машинном носителе, а при наличии электронного документооборота между учреждением и ОФК – в электронном виде.

Если смету доходов и расходов утверждает руководитель получателя бюджетных средств, при наличии между получателем и ОФК электронного документооборота сведения о смете могут представляться только в электронном виде. Смета доходов и расходов на бумажном носителе в этом случае не представляется.

Уточненная смета доходов ирасходов (при необходимости) представляется на бумажном носителе, а сведения об измененной смете доходов и расходов при наличии электронного документооборота между получателем и ОФК – в электронном виде.

Проект Порядка внебюджетной деятельности предусматривает возможность представления в ОФК сводной сметы и сводных сведений о смете в случаях, когда получателем составляются раздельные сметы доходов и расходов по видам приносящей доход деятельности.

Сведения о смете (смете с учетом внесенных изменений) должны отвечать следующим требованиям:

1) доходы и расходы должны быть указаны по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ;

2) должны быть указаны коды действующей в текущем финансовом году бюджетной классификации РФ;

3) показатели в части расходов с учетом внесенных изменений не должны быть меньше суммы принятых обязательств за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ;

4) суммы показателей по временным периодам должны соответствовать годовой сумме показателей;

5) источники поступления средств и направления использования должны соответствовать разрешенным источникам и направлениям использования в разрешении, а также положениям устава учреждения.

Если наименования источников поступления средств по коду бюджетной классификации в смете доходов и расходов утверждены в разрезе источников от приносящей доход деятельности, то контроль сумм по коду бюджетной классификации осуществляется по итоговому показателю по данному коду.

Сведения о смете (смете с учетом изменений) отражаются на лицевых счетах клиентов после их проверки. В случае несоответствия представленных сведений о смете (смете с учетом изменений) установленным требованиям ОФК регистрирует такие сведения о смете (смете с учетом изменений) в журнале регистрации неисполненных и направляет получателю не позднее срока, установленного для проверки (5 рабочих дней), протокол проверки с указанием причины возврата.

Операции с внебюджетными средствами отражаются на лицевых счетах получателя бюджетных средств на основании разрешений на ведение приносящей доход деятельности и сведений о смете.

Характеризуя поступления средств на лицевые счета можно отметить следующие ключевые моменты.

Платежные поручения оформляются в порядке, установленном Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства, утвержденным от 13.12.2006 ЦБ РФ № 298-П, Минфином РФ № 173н.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного получателю.

Получатель информирует плательщика о порядке заполнения платежного поручения. В случае если в платежном поручении отсутствует ссылка на источник образования средств или он не соответствует источникам, отраженным в разрешении, ОФК зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования до представления в установленном порядке соответствующего дополнения к разрешению или представления получателем дополнительной информации об источнике образования средств от приносящей доход деятельности, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера получателя (уполномоченных руководителем лицами) на бланке получателя (п. 4.2 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

При использовании суммы поступлений без права расходования в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, на исполнение требований исполнительных документов, должником по которым является получатель, размер остатка средств, учитываемый на лицевом счете без права расходования, не изменяется.

Для оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности получатели представляют в ОФК заявку на кассовый расход или заявку на получение наличных денег (далее – заявка на кассовый расход) по формам, установленным Федеральным казначейством.

ОФК отказывает получателю в приеме заявки на кассовый расход в случае непредставления клиентом сведений о смете на текущий финансовый год и их несоответствия показателям сметы и разрешению по источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности и положениям устава (п. 4.5 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

ОФК проверяет заявки на кассовый расход на правильность оформления, соответствие подписей в заявке имеющимся образцам подписей в карточке образцов подписей, а также на:

Соответствие кодов Классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) текстовому назначению платежа, исходя из установленного порядка применения бюджетной классификации РФ. Исключением являются операции по расчетам между получателями его обособленным подразделением, а также по перечислению остатка средств по приносящей доход деятельности в связи с реорганизацией получателя. При этом коды КОСГУ должны соответствовать действующим в текущем финансовом году кодам бюджетной классификации РФ;

Соответствие кодов бюджетной классификации РФ, указанных в заявке на кассовый расход, кодам бюджетной классификации РФ, указанным в сведениях о смете;

Непревышение сумм расхода над суммой свободного остатка средств от приносящей доход деятельности (за исключением средств, зачисленных без права расходования), отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

Непревышение сумм расхода над показателями, содержащимися в сведениях о смете по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ с учетом произведенных кассовых расходов;

Соответствие указанного в заявке на кассовый расход кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру показателю учтенного обязательства;

Соответствие указанных в заявке на кассовый расход кодов бюджетной классификации РФ показателям учтенного обязательства;

Соответствие предмета принятого на учет обязательства текстовому назначению платежа, указанному в заявке на кассовый расход;

Непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного обязательства;

Соответствие наименования и банковских реквизитов, идентификационного номера (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) контрагента получателя по учтенному обязательству, указанным в заявке на кассовый расход.

Заявка на кассовый расход принимается к исполнению только при соответствии указанным выше требованиям. Если требования не исполнены должным образом, ОФК регистрирует представленную заявку на кассовый расход в журнале регистрации неисполненных документов и возвращает экземпляр заявки на бумажном носителе получателю. Если заявка на кассовый расход представлена только в электронном виде, получателю направляется протокол проверки с указанием причины возврата в журнале регистрации неисполненных документов.

Оплата денежных обязательств, прошедших процедуры санкционирования, осуществляется в пределах остатка средств от приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств (за исключением средств, зачисленных без права расходования) (п. 4.6 Проекта Порядка внебюджетной деятельности).

Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя в процессе исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности текущего года, учитываются на лицевом счете получателя бюджетных средств как восстановление кассовых выплат с отражением по тем кодам бюджетной классификации РФ, по которым была произведена кассовая выплата. Суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств в доходах получателя без включения в разрешение указанного источника образования средств от приносящей доход деятельности.

В поле «Назначение платежа» платежного поручения дебитора обязательно должна содержаться ссылка на номер и дату платежного поручения, на основании которого был осуществлен данный платеж либо указаны иные причины возврата средств. В случае отсутствия указанной информации в платежном поручении дебитора поступившая сумма учитывается на лицевом счете получателя бюджетных средств без права расходования.

Остаток средств от приносящей доход деятельности отчетного финансового года в текущем финансовом году подлежит учету на лицевых счетах получателей бюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете.

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость. Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций. Правило о ведении раздельного учета установлено пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль. Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской деятельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

Налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

Сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые предусмотрены по смете бюджетного учреждения;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступили в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

3. УЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим особенности отражения финансовых результатов деятельности бюджетных учреждений на счетах в соответствии с новой инструкцией по бюджетному учету.

Для отражения по методу начисления результатов финансовой деятельности учреждения на счете 040101000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» сопоставляются суммы начисленных расходов учреждения с суммами начисленных доходов учреждения.

Кредитовый остаток по счету отражает положительный результат от деятельности учреждения, а дебетовый остаток - отрицательный результат.

Операции с доходами оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1) признание доходов отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства»;

2) начисление налогов и иных платежей, подлежащих уплате в бюджет за счет соответствующих доходов, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» (040101120, 040101130, 040101170, 040101180) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (030303730, 030304730, 030305730);

3) начисление сумм возвратов доходов плательщикам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» (040101110, 040101120, 040101140, 040101151, 040101152, 040101153, 040101160, 040101180) и кредиту счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020510660);

4) отражение администраторами перечисленных в другие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм регулирующих доходов органом казначейства отражается по дебету счетов 040101110 «Налоговые доходы», 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту счетов 021002110 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет налоговым доходам», 021002430 «Расчеты с финансовыми органами по поступлениям в бюджет от реализации непроизведенных активов»;

5) списание в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета нереальной к взысканию по дебету счета 040101173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020501660, 020502660, 020503660, 020504660, 020505660, 020506660, 020507660, 020508660, 020509660, 020510660), счета 020700000 «Расчеты по бюджетным кредитам» (02070101000, 020702000);

6) зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг отражается по дебету счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» и кредиту счета 040101130 «Доходы от оказания платных услуг»;

7) списание балансовой стоимости реализованных активов отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы»;

8) списание расходов, связанных с реализацией активов, отражается по дебету счетов 040101172 «Доходы от реализации активов», 040101130 «Доходы от оказания платных услуг» - в части реализации готовой продукции, и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения»;

9) суммы положительной (отрицательной) переоценки отражаются по кредиту (дебету) счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и дебету (кредиту) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства»;

10) заключение счетов текущего финансового года отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения» и кредиту счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Операции с расходами оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1) произведенные расходы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства»;

2) размещение обязательств на сумму превышения номинальной стоимости над ценой размещения долговых обязательств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101710, 030102720);

3) размещение обязательств на сумму превышения цены размещения долговых обязательств над их номинальной стоимостью отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» (030101810, 030102820) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 «Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга» (040101231, 040101232);

4) начисление сумм по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику, отражается по кредиту счетов 030101710 «Увеличение задолженности по внутреннему долгу», 030102720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу» и дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»;

5) заключение счетов текущего финансового года отражается по дебету счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения».

Списание произведенных расходов по выполненным работам, оказанным услугам, изготовленной готовой продукции, переданным в соответствии с заключенными договорами заказчику, отражается по дебету счета 040101130 «Доходы от оказания платных услуг» и кредиту счетов 010507440 «Уменьшение стоимости готовой продукции», 010604440 «Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)».

В рамках данной работы целесообразным является также рассмотрение вопроса отражения в учете финансовых результатов прошлых лет, для чего предназначен счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Операции при заключении счетов текущего финансового года учреждений отражаются:

1) по дебету счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в корреспонденции с кредитом счета 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами», соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты», соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения»;

2) по кредиту счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в корреспонденции с дебетом счета 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами», соответствующих счетов аналитического учета счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты», соответствующих счетов аналитического учета счета 040101100 «Доходы учреждения»;

3) суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация».

Для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода предназначен счет 040104100 «Доходы будущих периодов».

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

1) начисление сумм заказчикам в соответствии с договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг отражается по дебету счета 020503560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг» и кредиту счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;

2) начисление доходов от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия отражается по дебету счета 010506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» и кредиту счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;

3) зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия, отражается по дебету счета 040104130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» и кредиту счета 040101130 «Доходы от оказания платных услуг».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внебюджетные средства – доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета.

Внебюджетные средства формируются:

· путем использования в деятельности бюджетных учреждений принципов рыночного хозяйствования;

· посредством привлечения на нужды бюджетных учреждений средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную, деятельность (выступающих спонсорами).

Предпринимательская деятельность может осуществляться бюджетным учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

В случае осуществления предпринимательской деятельности бюджетные учреждения обязаны предоставить смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов может утверждаться либо руководителем учреждения – получателя бюджетных средств, либо руководителем учреждения – главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Для отражения результата финансовой деятельности учреждений и финансовых органов по деятельности за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды предназначен счет 040000000 «Финансовый результат».

Для учета финансового результата применяются следующие счета:

040100000 «Финансовый результат учреждения»;

040200000 «Результат по кассовым операциям бюджета».

Для отражения в учете финансовых результатов прошлых лет предназначен счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг и не относящихся к доходам текущего отчетного периода предназначен счет 040104100 «Доходы будущих периодов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инструкция по бюджетному учету. Утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н.

2. Баятова И.М. Организация бюджетного учета в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №18.

3. Белоусова М.В. Отчет о финансовых результатах деятельности бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - №24 (192).

4. Борисова С.Г. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: Логос, 2007. – 240с.

5. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: ТК Велби, 2004. – 411с.

6. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях: Учебник / под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 232с.

7. Воробьева Л.П. Методика бюджетного учета доходов и расходов в образовательных и научных учреждениях // Советник в сфере образования. - 2007. - №3.

8. Гусева Е.А. Внебюджетные средства: новшества // Учет в бюджетных учреждениях. – 2008. - №11.

9. Колчина И.Н. Новое в системе бюджетной отчетности финансовых органов субъектов Российской Федерации // Бюджетный учет. – 2008. - №1.

10. Максимова Л. Новый порядок осуществления операций с внебюджетными средствами // Бюджетные организации: бухучет и налогообложение. – 2008. - №7.

11. Маслова Т.С. Теоретические аспекты организации и методики бухучета бюджетных учреждений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - №6.

12. Новый план счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету. Введен с 1 января 2005 года. – 3-е изд. – М.: КНОРУС, 2005. – 320с.

13. Позднякова В.С. Бюджетный учет и финансовая (бюджетная) отчетность: Методическое пособие по программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров бюджетных учреждений. - М.: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Информационное агентство «ИПБР-БИНФА», 2007. - 232с.

14. Соснаускене О.И. Новый план счетов бюджетных организаций комментарий и рекомендации по применению – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2005. – 208с.

15. Фадейкина Н.В. Антипова Т.В. Бюджетный учет и бюджетная отчетность: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 287с.

16. Фадейкина Н.В. Реформирование бюджетного учета: методологические, методические и практические аспекты // Сибирская финансовая школа. - 2008. - №3.

17. Фадейкина Н.В., Котова В.А. Бюджетный учет и отчетность: Практическое пособие по бюджетному учету. – Новосибирск: СИФБД, 2005. – 83с.

18. Павлов З.П. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении // Учет в бюджетных учреждениях. – 2007. - №2.


Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях: Учебник / под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – С. 192.

Фадейкина Н.В. Антипова Т.В. Бюджетный учет и бюджетная отчетность: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. – С. 117.

Максимова Л. Новый порядок осуществления операций с внебюджетными средствами // Бюджетные организации: бухучет и налогообложение. – 2008. - №7.

Павлов З.П. Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении // Учет в бюджетных учреждениях. – 2007. - №2.

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Установлено, три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям. Основными среди них являются специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. БК РФ не применяет термин «специальные средства» , называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников, и более подробно – доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Кроме названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

За исключением общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления. Так, государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений. В ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закреплено право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. В тоже время предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов. Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку БК РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Подобный же порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Выделяют 3 вида внебюджетных средств:

специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),

депозитные (суммы для временного хранения),

суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юр. лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых НПА: ГК; БК;

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"; Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (для образовательного учреждения); Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юр. и физ. лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду. В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию . Такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК). Например, детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в ст. 65 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании ", которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах . Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК; п. 2 ст. 24Закона N 7-ФЗ). При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет . Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг. Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью (НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014)).Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен 0, поэтому налог на прибыль не платиться.Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

42. Понятие кредита как звена финансовой системы, его виды. Банковский кредит: понятие, особенности.

При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юр. и физ. лиц, аккумулированные банками, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить недостаток собственных денежных средств юр. и физ. лиц для различных потребностей, требующих дополнительных, вложений.

Виды кредитов, которые можно классифицировать по различным признакам.

По основным группам заемщиков: кредит хозяйству, населению, государству.

По назначению /направлению/ различают кредит:

потребительский, промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, бюджетный.

В зависимости от сферы функционирования: ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, и кредиты участвующие в организации оборонных фондов.

По срокам пользования кредиты бывают:

до востребования, срочные, которые в свою очередь подразделяются на: краткосрочные /до 1 года/, среднесрочные /от 1 до 3 лет/, долгосрочные / свыше 3 лет/.

По размерам : крупные, средние, мелкие.

По обеспечению: необеспеченные /бланковые/ кредиты и обеспеченные, которые делятся на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По способу выдачи:

банковские ссуды можно разграничить на ссуды компенсационные и платежные.

По методу погашения : банковские ссуды, погашаемые в рассрочку /частями, долями/, и ссуды, погашаемые единовременно / на одну определенную дату/.

Банковским кредитованием признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, лицензированная, направленная на извлечение прибыли предпринимательская деятельность банка, состоящая в размещении привлеченных денежных средств клиентов на условиях возвратности, срочности, платности. Отличительными особенностями банковского кредитования являются:

– осуществление за счет привлеченных денежных средств;

– прямой характер;

– использование специальных норм, представленных нормативными актами ЦБ;

– наличие специального субъекта, участие которого предоставлено лицензией на совершение банковской деятельности. В данном случае банки выступают посредниками в хозяйственном обороте, привлекая временно свободные денежные средства одних лиц и предоставляя их другим на условиях возвратности, срочности, платности;

– предоставление кредита кредитной организацией есть профессиональная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью извлечения прибыли;

– предоставление банковского кредита только в денежной форме;

– консенсуальный характер кредитного договора (обязанность банка предоставить кредит возникает с момента достижения согласия сторон по всем существенным вопросам данного договора);

– правовая форма банковского кредитования – кредитный договор, на основании которого клиенту открывается лицевой счет;

– предоставление банковского кредита как путем разового перечисления денежных средств, так и путем открытия клиенту кредитной линии;

– самостоятельное определение процентной ставки по банковскому кредиту кредитной организацией и клиентом на основе ставки рефинансирования ЦБ;

– осуществление банковского кредитования при наличии определенного обеспечения (залога, поручительства, банковской гарантии).

Основными принципами банковского кредитования являются:

– возвратность – возврат переданных в кредит денежных средств. Сумма кредита может быть возвращена либо путем разового платежа, произведенного по истечении срока кредитного договора, либо путем возврата кредита по частям (если такая возможность предоставлена кредитным договором);

– срочность – кредит предоставляется на определенный в кредитном договоре срок, по истечении которого он подлежит возвращению;

– возмездность – уплата клиентом процентов за пользование предоставленными в кредит денежными средствами;

– допускается в качестве принципа банковского кредитования его целевой характер.

Основными актами бюджетного законодательства, регулирующими бюджетные отношения в 2018 году, являются:

— Бюджетный кодекс (БдК);

— Закон о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

Причем данные документы регулируют не только вопросы бюджетного финансирования. Они также вмещают в себя нормы закона, касающиеся внебюджетных средств бюджетных организаций.

Рассмотрим в данном материале, как используются и куда зачисляются внебюджетные средства бюджетных организаций согласно бюджетному законодательству в 2018 году.

Средства бюджетных организаций от приносящей доходы деятельности

Бюджетные организации вправе заниматься деятельностью, приносящей им доход <*> .

В общем случае в 2018 году средства, получаемые бюджетными организациями от этой деятельности, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей и осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, в т.ч. в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются в соответствии с законодательством <*> .

Как правило, бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках <*> .

На заметку
Свободные денежные средства, полученные от внебюджетной деятельности, бюджетные организации могут разместить в банковские вклады (депозиты). С 1 января 2018 г. в БдК введена норма о том, что порядок такого размещения устанавливается Правительством по согласованию с Нацбанком <*> .

Средства госорганов от приносящей доходы и иной деятельности

По общему правилу, средства, получаемые госорганами помимо бюджетного финансирования, в т.ч. от сдачи в аренду имущества, зачисляются в соответствующие республиканский и местные бюджеты <*> .

Вместе с тем ряд госорганов освобожден от обязанности зачислять получаемые ими средства в бюджет. Они остаются в распоряжении этих организаций и в общем случае используются ими в порядке, определенном Правительством <*> .

Приведем список этих организаций и перечень средств, остающихся в их распоряжении в 2018 году <*> :

Наименование госорганов Вид средств, получаемых госорганами и остающихся в их распоряжении
Департамент по материальным резервам МЧС Средства:

— от выпуска и заимствования матценностей мобилизационного материального резерва (если иное не установлено Президентом);

— от штрафов и пеней за нарушение законодательства по операциям с этими матценностями (в необходимых объемах)

Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации (Деловой и культурный комплекс, в т.ч. хозяйственно-административное объединение) Средства от осуществления приносящей доходы деятельности
Министерство обороны
Комитет госбезопасности
Следственный комитет
Госпогранкомитет
Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (Госпромнадзор)
Все госорганы

На заметку
Безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая госорганам в виде денежных средств, перечисляется соответственно в республиканский, местные бюджеты, зачисляется на счета этих органов, учитывается отдельно и используется на создание и укрепление их материально-технической базы <*> .

Средства, получаемые госорганами (организациями) и подлежащие зачислению на ЕКС

Как отмечалось выше, в общем случае бюджетные организации размещают средства, полученные от внебюджетной деятельности, на расчетных счетах, открытых в банках. Вместе с тем некоторые бюджетные организации (в т.ч. госорганы) обязаны зачислять определенные средства, полученные от внебюджетной деятельности, на единый казначейский счет (ЕКС).

Список организаций, зачисляющих денежные средства от внебюджетной деятельности на ЕКС в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, существенно дополнен и в настоящий момент включает в себя следующие госорганы и госорганизации (далее — госорганы (организации)) <*> :

Наименование госорганов (организаций) Вид средств, получаемых госорганами (организациями), подлежащих зачислению на ЕКС
Минобороны Средства от сдачи вторсырья и драгметаллов
Комитет госбезопасности
Следственный комитет
Госпогранкомитет
Органы внутренних дел (входящие в их систему организации)
Внутренние войска МВД
Органы принудительного взыскания Средства в виде принудительного сбора
Госорганы (организации), в хозведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда или госорганы (организации), заключившие договор безвозмездного пользования жилым помещением республиканского жилищного фонда, или уполномоченные ими лица от предоставления жилых помещений коммерческого использования Плата за пользование этими жилыми помещениями
Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Средства от реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом
Инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госкомитета по стандартизации Все получаемые средства
Госпромнадзор Все получаемые средства (включая плату за услуги, оказываемые при осуществлении административных процедур)
Территориальные органы по ЧС и подразделения по ЧС Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении в соответствии со ст. 22 Закона о республиканском бюджете на 2018 год
ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам» Средства от осуществления приносящей доходы деятельности и остающиеся в их распоряжении
Государственное природоохранное научно-исследовательское учреждение «Полесский государственный радиационно-экологический заповедник»
Государственное научное техническое учреждение «Центр по ядерной и радиационной безопасности»
Госорганы (организации) Средства, остающиеся в их распоряжении в соответствии с НПА, принятыми (изданными) в 2018 году

Вышеперечисленные средства не подлежат перечислению в бюджет. Они используются получившими их госорганами (организациями) в соответствии с законодательством <*> .

Средства в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи

В 2018 году средства, полученные бюджетными организациями (включая госорганы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, остаются в их распоряжении и в общем случае используются в порядке, установленном Правительством <*> .

Средства, зачисляемые в бюджет в счет компенсации расходов бюджета

В 2018 году в счет компенсации расходов республиканского бюджета в доходы республиканского бюджета зачисляются средства согласно приложению 10 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

В счет компенсации расходов местных бюджетов в доходы соответствующих местных бюджетов зачисляются средства по приложению 11 к Закону о республиканском бюджете на 2018 год <*> .

Внебюджетные средства - денежные ресурсы субъекта бюджетной сферы, которые не учитываются в основной смете (бюджете). Термин используется в макро- и микроэкономике.

На макроэкономическом уровне внебюджетные средства это средства государственных внебюджетных фондов. На микроэкономическом — деньги федеральных, региональных, муниципальных учреждений и организаций, получаемые сверх ассигнований бюджета соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — финансово-кредитные организации, наделенные статусом юридического лица и функционирующие в масштабах государства или региона. Способы их финансирования и направления расходования средств определяются законом.

Внебюджетные фонды не зависят от бюджетов территорий, на которых они созданы. Имеют собственные источники доходов, в качестве которых часто выступают обязательные целевые взносы предприятий или граждан.

Фонды внебюджетных средств создаются для достижения следующих целей:

  • обеспечения конституционных прав граждан;
  • защиты интересов отдельных групп населения;
  • развития некоторых секторов экономики;
  • удовлетворения общественных нужд.
В отличие от внебюджетных средств предприятий, целевые фонды — это государственные денежные ресурсы. Однако аккумулируются они на специальных счетах. Средства фонда нельзя изъять для выполнения задач, не предусмотренных законом.

В Российской Федерации создано свыше 30 внебюджетных фондов, которые концентрирует около 60% государственных доходов. Наиболее известные целевые фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • занятости;
  • фонд национального благосостояния.

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Бюджетные организации — некоммерческие учреждения. Они создаются для реализации полномочий государственных (региональных, местных) органов власти. Основная деятельность медицинских, образовательных, культурных учреждений финансируется из средств бюджетов разных уровней.

Денежные ресурсы, полученные из других источников, называют внебюджетными средствами. Их можно классифицировать по нескольким группам:

  1. Доходы от оказания платных услуг. Это заработанные учреждением средства от предпринимательской деятельности, если такая деятельность разрешена законом. Данные доходы облагаются налогом на общих основаниях. После уплаты налогов средства используются для финансирования деятельности бюджетного учреждения.
  2. Незаработанные средства. Сюда относятся целевые, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы по ценным бумагам, добровольные пожертвования, спонсорство. Незаработанные средства остаются в бюджетном учреждении и используются на различные цели.
  3. Депозиты. Деньги, перечисленные бюджетной организации на время. Средства должны быть переданы по назначению или возвращены отправителю (либо в бюджет) по истечении установленного времени. Например, взыскания судебных приставов, стипендии студентов, заработная плата сотрудников.
Хотя средства являются внебюджетными, порядок их получения и распределения регулируется органом власти, которому подконтрольно учреждение. Платные услуги бюджетная организация может оказывать, если приняты правовые акты (законы), разрешающие ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, соответствующие положения включаются в Устав учреждения, а распорядитель бюджетных средств должен издать генеральное разрешение с указанием источников и направлений расходования внебюджетных ресурсов.

Статьи по теме: