Природа и рукотворный мир конспект. Природа и рукотворный мир. Но чтоб её лихая

Окружающий всех нас мир необыкновенен и уникален . Деревья , горы , поля , животные — это всё природа .Она существовала ещё до появления людей , с образования планеты Земля . С появлением человека начал развиваться рукотворный мир . Его объекты — это дело рук человека .

Природа — это всё , что вокруг нас , но не сделано человеком . Все природные объекты мы можем подразделить на две группы : первые относятся к живой природе , а вторые — к неживой .

На картинке представлены объекты живой и неживой природы . Всё , что относится к живой природе , может расти , дышать и умирать (примеры : лиса , дерево , мальчик ). Объекты неживой природы не обладают этими качествами (камень , туча , ветер и т . д .).

Но живая и неживая природа не существуют отдельно , они связаны друг с другом . Не было бы воды и солнца , у нас бы не росли деревья , цветы , овощи и фрукты . Отсутствие растений вызвало бы гибель травоядных животных (коров , коз , верблюдов ). Поэтому , неживая природа помогает жить и существовать живой природе .

В видео представлено ещё больше предметов живой и неживой природы.

Объекты природы, фото

Объектами природы могут быть:

  • Животные: белка на рисунке относится к живой природе.

  • Растения: ромашка — это часть живой природы.

  • Планеты: Земля, также, как и другие планеты — объект неживой природы.

Примеры рукотворного мира

Всё, что создал человек, называют рукотворным миром . Рукотворный мир начал появляться в тот момент, когда древний человек изобрел свое первое орудие труда.

Всё, что делалось человеком, имело конкретную цель:

  • Одежда — человек придумал её очень давно, чтобы не мёрзнуть.
  • Убежище (дом) — защита от диких животных, врагов.
  • Дорога — строились для удобного, безопасного и быстрого перемещения из одного пункта в другой.
  • Газеты и журналы — печатались с целью сообщить людям какую-либо важную информацию.
  • Телефон — для связи с теми, кто далеко.

Объекты рукотворного мира, фото

  • Дом, гараж и другие здания сделаны построены человеком, а не природой.

  • Дорогу делали люди. Кстати, машины, проезжающие по ней также являются объектами рукотворного мира.

  • Игрушки, конструкторы, мячики и другие предметы для развлечений тоже предметы, созданные людьми, а не природой.

Пара природа и рукотворный мир примеры

В природе можно находить объекты, которые похожи на предметы рукотворного мира по каким-либо признакам: по форме, размеру, цвету, назначению и т. д. Каждый способен увидеть сходство по-своему.
Приведём примеры пар природы и рукотворного мира:

  • колокольчик — цветок на поляне (природа) - колокол в церкви (рукотворный мир). Названия схожи, да и внешне есть общие черты.
  • бабочка капустница - бабочка на костюме мальчика. Название предметов совпадают, и внешне они похожи.
  • Солнце на небе - лампочка на потолке. И первый, и второй объект светятся.
  • ежик — животное - гребешок для волос. Этими объектами можно уколоться.
  • Марс (планета) - игрушечный мячик. Предметы имеют форму шара.
  • голубь с крыльями - самолет. И птица, и самолет умеют летать, у них есть крылья.
  • снежинка - салфетка кружевная. Эти предметы состоят из узоров.
  • паутина - сеть для ловли рыбы. В обоих предметах можно запутаться.

Природа и рукотворный мир тест 2 класс

  1. Выберите правильно утверждение:
    а) Природа — это всё, что нас окружает
    б) Природа — это всё, что построил человек
    в) Природа — это то, что нас окружает, но не сделано человеком
  2. Что из написанного сделал человек своими руками?
    а) Солнце
    б) стул
    в) птицу
  3. Что из этого человек не сделал?
    а) автобус
    б) книгу
    в) цветок
  4. Найдите соответствие (стрелочками укажите, к чему относится каждый объект из правого столбика).

5. В каждой строчке найдите лишнее слово и выпишете его (всего получится 3 ответа):
портфель, конфета, гриб, сапог
гора, сосна, река, звезда
петух, град, мальчик Миша, подсолнух

Ответы к тесту: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — природа: медведь, шишка на дереве, воробей; рукотворный мир: платье, поезд, мороженое; 5 — гриб (так как это объект природы, остальное — рукотворный мир), сосна (это объект живой природы, остальное — объекты неживой), град (это объект неживой природы, остальные — живая).

Рисунки пара природа и рукотворный мир

Компьютерная мышка и живой мышонок . У объектов не только одинаковое название, но и можно отметить внешнее сходство. Но одна мышка — предмет, созданный человеком для работы на компьютере, а вторая — создана природой.

Яйцо из шоколада (Киндер) и куриное яйцо. Одно яйцо производилось кондитерами на фабрике, а второе произвела курица, то есть объект живой природы.

Осенний листок с дерева и лист бумаги. Листья на дереве появляются без вмешательства человека, создаются природой. А вот лист бумаги — это предмет, полученный на заводе. Причем изначально бумага была деревом — объектом живого мира, но после переработки стала предметом человеческого труда.

Маленький щенок и игрушка-собака. Оба предмета — животные, но одно — живое и является объектом природы, а другое — неживое и придумано человеком.


Видео урок природа и рукотворный мир

Природа и рукотворный мир таблица, с пояснениями

Выше были рассмотрены пары природы и рукотворного мира по внешним признакам. А сейчас попробуем найти пары по признаку действия. Ведь может плавать может не только рыба (объект природы), но и яхта (предмет, созданный человеком). В таблице представлено по два примера, их может быть много.

Признак

Мир природы

Рукотворный мир

Солнце — не создано человеком, появилось самостоятельно задолго до зарождения человечества;

светлячок — насекомое, которое светит по ночам

фонарик — создал человек, чтобы ориентироваться в темноте;

лампа — изобретение для освещения помещения

град природное явление происходит без участия рук человека;

гром — слышен при столкновении туч

погремушка — человек изобрел для малышей;

будильник — люди изобрели, чтобы не опаздывать в школу или на работу

снег , когда светит солнце (появляется без участия человека);

роса на траве

сережка — украшение создаёт ювелир;

монетка — люди создали деньги, чтобы приобретать нужные товары

лягу шка — создала природа, плавает в пруду и на болоте;

акула — хищное животное, обитающее в морях

кораблик из бумаги — их делают мальчишки для игр в моряков;

лодка — небольшое судно

гепард — это самое быстрое животное;

кошка — домашнее животное

герой компьютерной игры — игру создаёт человек, значит, её герои — это объекты рукотворного мира;

робот — человек создаёт роботов, которые умеют бегать

синица птица с желтым брюхом — объект живой природы;

оторвавшийся листок с дерева — какое-то время он летит

воздушный гелевый шар — создан человеком и используется как украшение для праздников;

самолёт — придуман для быстрого перемещения

Итак, всё окружающее можно разделить на мир природы и рукотворный мир. Главное отличие состоит в том, что природа — это то, что не создавал человек, она появилась сама. А рукотворный мир создавался человеком с определёнными целями. Причем мир природы появился ещё задолго до возникновения людей. И сам человек относится к природе.

1. Подчеркни зелёным карандашом объекты природы, а красным - предметы рукотворного мира.

2. Подумай, как составить пары из этих рисунков. Соедини парные рисунки линиями.
Дополни рисунки, придумав свою пару.

3. Наш друг Попугай любит всё, что светит, гремит, блестит, плавает или летает. Он предлагает тебе заполнить таблицу.

4. Приведите примеры (напишите не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что уже написано в таблице!

1) Объекты природы: море, горы, лес
2) Предметы рукотворного мира: машины, мебель, посуда

5. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт предмет рукотворного мира), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу.

Объекты природы: камни, солнце, небо, радуга, насекомые, люди, растения, животные, рыбы, бактерии, микробы, вода, планеты, горы, железо, бронза, золото, алюминий, огонь, гроза, лава, песок, валун, скала, холм, пещера, астероид, звезда, комета, снежинка, сугроб, лед, ледник, лужа, море, океан, воздух, грибы, птицы, рыбы, звери и т.д.

Дудалова Екатерина
Урок «Природа и рукотворный мир»

План-конспект урока

Учитель : Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро» :

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться :

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Давайте встанем ровненько, настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Так, молодцы! Присаживайтесь.

Учитель : Ребята, сегодня я на урок принесла с собой различные предметы. Ребята, попробуйте разделить эти предметы на две группы : с левой стороны стола расположите одну группу, а с правой стороны стола вторую группу. Итак, кто хочет попробовать?

(Обучающиеся предполагают, как разделить на группы, затем делят и раскладывают на столе две группы)

Объясните, почему вы именно так разделили? (Можно еще как-нибудь разделить)

(Обучающиеся : К первой группе относится природа , а ко второй то, что сделал человек своими руками).

Учитель : Молодцы! Вы правильно разделили предметы!

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке ? Кто сможет сформулировать тему нашего урока ?

(Обучающиеся : Тема нашего урока «Природа и рукотворный мир » .)

Учитель : Абсолютно верно. Ребята, мы с вами определили тему нашего урока , давайте теперь попробуем определить задачи нашего урока . Что вам будет интересно узнать? (Мотивировать вопросами)

Учитель : Ребята, давайте посмотрим вокруг. Назовите мне предметы, которые нас окружают в классе? Так, что из названных предметов можно отнести к природе ? Так. Ребята, а как вы понимаете слово «природа » ? Что это?

Учащиеся : (Предполагают и дают определение) Природа - это то , что нас окружает, не созданное человеком.

Учитель : Так, молодец! Кто еще как думает? Смелее ребята! Проверим свои предположения. Я вывела на экран определение природы . Кто хочет озвучить нам его? Итак, ребята, ваши предположения оказались верны (или неверны) .

природа . Теперь скажите, какая бывает природа ? Ребята, почему, есть живая и неживая природа , по каким признакам можно отличить живую природу от неживой природы ? (Движение, рост, питание, размножение, смерть) .

Ребята, давайте выполним задание на определение живой и неживой природы . На слайде я разместила картинки, а перед вами лежит листочек, на котором написано «Природа » и разделено на живую и неживую природу . Объединитесь в пары, подпишите свои фамилии. Определите и запишите те предметы, которые относятся к живой природе , и те предметы, которые относятся к неживой природе . (Пройти по рядам, смотреть) . Как обменяться?*

Ребята, теперь я предлагаю Вам обменяться своими работами по партам и проверить друг друга. (Критерии оценивания) . В конце урока сдадите мне свои работы, чтобы я выставила оценки.

Ребята, мы с вами определили, что есть живая и неживая природа , а как вы думаете, есть ли между ними связь? Влияет ли неживая природа на живую ? Если да, то как? Сможете привести пример? *Солнце служит источником тепла и света для всего живого. Осенью оно поднимается над землей не так высоко, как летом. Чем ближе к зиме, тем ниже Солнце. Продолжительность дня уменьшается, холодает. Все меньше тепла и света достается Земле. *

Давайте теперь поговорим о рукотворном мире . Ребята, как вы понимаете словосочетание «рукотворный мир » ? Почему «рукотворный » ? Как образовано это слово? Какие слова спрятались с этом слове?

Так, давайте теперь сформулируем определение : «Что такое рукотворный мир

Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рукотворный мир » , теперь давайте выполним задание : перед вами листочек, на котором представлены объекты природного и рукотворного мира . Подумайте, какая может быть связь между этими объектами, и составьте пары. Подпишите цифру объекта рукотворного мира к объекту природы или соедините стрелочками. (Пройти, посмотреть)

Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверить со слайдом)

Ребята, теперь выполните самостоятельную работу : перед вами лежит табличка, которую нужно заполнить предметами, которые относятся к природе и к рукотворному миру , опираясь на описание : Например, светит : солнце (относится к природе , лампочка (относится к рукотворному миру ) . Все справились? Или кто-то затрудняется?

Ребята, кто хочет показать заполненную табличку и рассказать, какие примеры вписал? Смелее! (Поставить оценку)

Ребята, хотели бы попробовать превратить объект природы в объект рукотворного мира ?

Для работы нам понадобятся следующие материалы :

Семена тыквы;

Пластилин;

Тонкие веточки;

Немного фантазии и усидчивости.

Процесс изготовления цветов следующий :

Из пластилина скатываем шарик и формируем серединку цветка. Закрепляем его на веточке. Далее на серединке фиксируем семена тыквы, формируя цветок

Ребята, мы с вами увидели, как можно природные объекты превратить в рукотворный мир .

Ребята, превращая природный мир в рукотворный , мы должны помнить одно важное правило. Как вы думаете какое? («Не навреди» )

Давайте поговорим о нашем отношении к природе : Рассмотрите рисунке на слайде и скажите, правильно ли себя ведут ребята? Объясните, почему? Опираясь на рисунки, сформулируйте и запишите на листочек правила бережного отношения к природе .

Учитель : Ребята, вы большие молодцы! Справились с заданием! Наш урок подошел к концу ! Спасибо за урок !

Публикации по теме:

Интеграция: ребенок и окружающий мир, экология, речевое общение, родная природа. ИНТЕГРАЦИЯ: ребенок и окружающий мир, экология, речевое общение, родная природа. старший дошкольный возраст Тема: «Мой родной край» Цель:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Рукотворный мир» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание» (формирование целостной картины мира). Виды детской деятельности:.

«Урок доброты». Конспект занятия в старшей группе по программе «Добрый мир» Конспект занятия в старшей группе по программе "Добрый мир" на тему: "Урок доброты". Цель:духовно- нравственное развитие ребёнка в контексте.

КВН для родителей и детей «Мир вокруг нас. Животный и растительный мир» КВН «Мир вокруг нас» Цель: актуализировать знания родителей и детей о животном и растительном мире Ведущая: - Здравствуйте, дети! Здравствуйте,.

Мир, окружающий ребенка - это прежде всего, мир природы. " Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Тема урока: Природа и рукотворный мир

Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира, развивать внимание, память, сообразительность, воспитывать бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают, что такое природа, научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; смогут обсудить то, каким должно быть отношение людей к окружающему миру.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, Москва, Просвещение 2015 г., рабочая тетрадь для 2 класса А.А. Плешаков «Окружающий мир»карточки для проверки д.з, картинки с изображениями предметов природы и сделанных руками человека; презентация.

План урока.

    Актуализация знаний.

    Мотивация учебной деятельности

    Усвоение новых знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

1. Актуализация знаний

На парте карточки, на которых написаны характеристики: многоэтажные дома, заводы, фабрики, вокруг много лесов, подвал в доме, много видов транспорта, просёлочные дороги, чистый воздух, много кинотеатров и театров, в доме живет много семей, есть земельный участок.

Распределите карточки на две группы: жизнь в городе- жизнь в селе.

Чем город отличается от села?

Какие плюсы и минусы жизни в городе и селе вы можете назвать?

(должна получиться картинка дома городского или сельского)

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает стихи.

Всё – от старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось.

И котенок Васька небось?

Даже муха – вот это да!-

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.

О чем говорилось в стихотворении?

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь у нас на уроке?

Что хотелось бы узнать?

На странице 14 учебника прочитайте, чему мы будем учиться.

3. Усвоение новых знаний.

С нами по страницам учебника путешествуют Серёжа и Кеша. Они очень наблюдательные, часто бывают на природе и делают красивые снимки. Откройте учебники, страницы 14-15. Рассмотрите фотографии. Какие предметы вы видите? Всё это существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения. Что сделал человек?

Найдите эти предметы на фотографиях. Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?

На какие группы можно разделить эти предметы?

Вывод на странице 15

На доске прикреплены картинки, на какие группы их можно разделить?

Докажите, почему плодовые деревья и домашние животные не рукотворный мир.

Работа в рабочих тетрадях на странице 5. Зеленым карандашом подчеркнуть названия предметов, которые относятся к природе, красным – сделано руками человека.

Физкультминутка

Кто все сделал, встает. Немного поиграем, я называю предмет, если он относится к рукотворному миру – топаем, если к природе – хлопаем.

(тетрадь, кошка, яблоко, ручка, дом, груша, компьютер, трактор, корова, спутник, планета, человек, утюг, горы, камень, брюки, книга)

Работа в рабочей тетради

Подбор предметов, которые светят, гремят, блестят, плавают, летают.

Занести в таблицу на странице 6 тетради задание 3.

Задание на доске.Найти лишнее .

Откройте учебник на страницах 16-17. Прочитайте задание страница 16.

Рассуждаем о нашем отношении к увиденному. Сделайте вывод.

Чтение стихов

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся.

4. Рефлексия

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Смогли мы научиться тому, что запланировали? Какие сделали выводы? Сравните их с выводами Мудрой черепахи. В заключение послушаем песню «Не дразните собак»

5.Домашнее задание

Рабочая тетрадь страница 6, задание 4.

Использованные ресурсы

Список литературы

1. Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова «Школа России», Издательство «ВАКО», 2013 г.

2. Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», издательство «Экзамен», Москва, 2012 г.

Где мы живём?

ГБОУ гимназия 45 имени Л.И. Мильграма

Город Москва



окружающий мир

природа

рукотворный мир






Природа – это то, что нас окружает, но НЕ создано

человеком.

Солнце, воздух, вода, растения, животные – это всё объекты природы.


Рукотворный мир – это то, что нас окружает создано людьми . Разнообразные вещи, транспорт, здания – это объекты рукотворного мира.


Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отражения крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.


Подумайте и расскажите, каким должно быть

отношение человека к себе, к другим людям,

к природе, к рукотворному миру.


Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву

на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши

души сохраним,

Тогда мы на земле



Статьи по теме: