От чего бывает ветер. Почему ветры дуют? Почему возникает ветер? Значение ветра в природе. Образовательная область «Художественное творчество»

Перемещение воздуха над поверхностью Земли в горизонтальном направлении называется ветром. Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого.

Ветер характеризуется скоростью, силой и направлением .

Скорость и сила ветра

Скорость ветра измеряется в метрах в секунду или в баллах (один балл приблизительно равен 2 м/с). Скорость зависит от барического градиента: чем больше барический градиент, тем выше скорость ветра.

От скорости зависит сила ветра (табл. 1). Чем больше разность между соседними участками земной поверхности, тем сильнее ветер.

Таблица 1. Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта (на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)

Баллы Бофорта

Словесное определение силы ветра

Скорость ветра, м/с

Действие ветра

Штиль. Дым поднимается вертикально

Зеркально гладкое море

Направление ветра заметно но относу дыма, но не по флюгеру

Рябь, пены на гребнях нет

Движение ветра ощущается на лице, шелестят листья, приводится в движение флюгер

Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными

Листья и тонкие ветви деревьев все время колышутся, ветер развевает верхние флаги

Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки

Умеренный

Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев

Волны удлиненные, белые барашки видны во многих местах

Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями

Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)

Качаются толстые ветви деревьев, гудят телеграфные провода

Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные плошали (вероятны брызги)

Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно

Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру

Очень крепкий

Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно

Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра

Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу

Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость

Сильный шторм

Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко

Очень высокие волны с длиннымизагибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая

Жестокий шторм

Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко

Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море все покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая

32,7 и более

Воздух наполнен пеной и брызгами. Море все покрыто полосами пены. Очень плохая видимость

Шкала Бофорта — условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 г. и сначала применялась только им самим. В 1874 г. Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в Международной синоптической практике. В последующие годы шкала менялась и уточнялась. Шкалой Бофорта широко пользуются в морской навигации.

Направление ветра

Направление ветра определяется по той стороне горизонта, с которой он дует, например, ветер, дующий с юга, — южный. Направление ветра зависит от распределения давления и от отклоняющего действия вращения Земли.

На климатической карте господствующие ветры показаны стрелками (рис. 1). Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, очень разнообразны.

Вы уже знаете, что поверхность суши и воды нагревается по-разному. В летний день поверхность суши нагревается сильнее. От нагревания воздух над сушей расширяется и становится легче. Над водоемом в это время воздух холоднее и, следовательно, тяжелее. Если водоем сравнительно большой, в тихий жаркий летний день на берегу можно почувствовать легкий ветерок, дующий с воды, над которой выше, чем над сушей. Такой легкий ветерок называют дневным бризом (от франц. brise — легкий ветер) (рис. 2, а). Ночной бриз (рис. 2, б), наоборот, дует с суши, так как вода охлаждается гораздо медленнее и воздух над ней теплее. Бризы могут возникать и на опушке леса. Схема бризов представлена на рис. 3.

Рис. 1. Схема распределения господствующих ветров на земном шаре

Местные ветры могут возникать не только на побережье, но и в горах.

Фён — теплый и сухой ветер, дующий с гор в долину.

Бора — порывистый, холодный и сильный ветер, появляющийся, когда холодный воздух переваливает через невысокие хребты к теплому морю.

Муссон

Если бриз меняет направление два раза в сутки — днем и ночью, то сезонные ветры - муссоны — меняют свое направление два раза в год (рис. 4). Летом суша быстро прогревается, и давление воздуха над ее поверхностью надает. В это время более прохладный воздух начинает перемещаться на сушу. Зимой — все наоборот, поэтому муссон дует с суши на море. Со сменой зимнего муссона на летний происходит смена сухой малооблачной погоды на дождливую.

Действие муссонов сильно проявляется в восточных частях материков, где с ними соседствуют огромные пространства океанов, поэтому такие ветры часто приносят на материки обильные осадки.

Неодинаковый характер циркуляции атмосферы в разных районах земного шара определяет различия в причинах и характере муссонов. В результате различают внетропические и тропические муссоны.

Рис. 2. Бриз: а — дневной; б — ночной

Рис. 3. Схема бризов: а — днем; б — ночью

Рис. 4. Муссоны: а — летом; б — зимой

Внетропические муссоны — муссоны умеренных и полярных широт. Они образуются в результате сезонных колебаний давления над морем и сушей. Наиболее типичная зона их распространения — Дальний Восток, Северо-Восточный Китай, Корея, в меньшей степени — Япония и северо-восточное побережье Евразии.

Тропические муссоны — муссоны тропических широт. Они обусловлены сезонными различиями в нагревании и охлаждении Северного и Южного полушарий. В результате зоны давления смещаются по сезонам относительно экватора в то полушарие, в котором в данное время лето. Тропические муссоны наиболее типичны и устойчивы в северной части бассейна Индийского океана. Этому в немалой мере способствует сезонная смена режима атмосферного давления над Азиатским материком. С южноазиатскими муссонами связаны коренные особенности климата этого региона.

Образование тропических муссонов в других районах земного шара происходит менее характерно, когда более четко выражается один из них — зимний или летний муссон. Такие муссоны отмечаются в Тропической Африке, в северной Австралии и в приэкваториальных районах Южной Америки.

Постоянные ветры Земли - пассаты и западные ветры — зависят от положения поясов атмосферного давления. Так как в экваториальном поясе преобладает низкое давление, а близ 30° с. ш. и ю. ш. — высокое, у поверхности Земли в течение всего года ветры дуют от тридцатых широт к экватору. Это пассаты. Под влиянием вращения Земли вокруг оси пассаты отклоняются в Северном полушарии к западу и дуют с северо-востока на юго-запад, а в Южном они направлены с юго-востока на северо-запад.

От поясов высокого давления (25-30° с. ш. и ю. ш.) ветры дуют не только к экватору, но и в сторону полюсов, так как у 65° с. ш. и ю. ш. преобладает низкое давление. Однако вследствие вращения Земли они постепенно отклоняются к востоку и создают воздушные потоки, перемещающиеся с запада на восток. Поэтому в умеренных широтах преобладают западные ветры.

Элементарные вопросы чаще всего загоняют в тупик. Вроде бы понимаешь и знаешь, откуда берется ветер, но как это правильно сформулировать и красиво выразить мысль? А если спрашивает ребенок, ситуация значительно усложняется. Ведь у него еще толком не представлений об окружающем мире и познаний в области физики.

Откуда появляется ветер?

Чтобы объяснить что-то кому-то другому следует самому разобраться в вопросе. Хотя бы в упрощенном варианте:

  • Воздух на нашей планете прогревается не равномерно.
  • Разная температура может быть вызвана особенностями рельефа и изменчивой погодой.
  • С курса физики можно вспомнить, что более легкий нагретый воздух устремляется вверх.
  • Природа пустоты не потерпит, она нуждается в срочном замещении.
  • На место «ушедшего вверх» теплого воздуха приходят холодные массы из менее прогретого региона.
  • Холодный воздух движется горизонтально, вдоль земли.

Вот и выходит, что если перемещения теплого воздуха вверх мы не ощущаем, то поток холодного воздуха над землей не заметить сложно.

Конечно же, все немого сложнее, свою роль играют зону повышенного и пониженного давления , на формирование ветра и воздушных масс влияет даже солнечный ветер. Но если вдаваться в такие подробности, самостоятельно ничего понять не получится. А ведь еще кому-то «простым языком » это объяснить надо.

Что ответить ребенку на вопрос о ветре?

Конечно же, можно пойти по простому пути и использовать какую-то замену реальному описанию:

  • Так дышит земля и море, им ведь тоже надо дышать.
  • Ветер от того появляется, что Бог начинает сердито дышать.
  • Это так деревья листьями шелестят и воздух гоняют, чтобы общаться.

Но все это даже близко не отображает реальное положение дел, а местами даже подменяет причину и следствие.

Наверное, самое оптимальное объяснение: «Холодный воздух приходит в гости к теплому воздуху, оттого и дует ».

В это легко поверить, это не имеет никакого религиозного подтекста, если ребенок запомнит, то подрастя, он поймет, что родители действительно знали, как правильно и пытались ему объяснить в меру его развития.

Можно показать на элементарном примере - открыть дверь в подъезд и показать, что оттуда «тянет» холодный воздух. После объяснить, что в квартире тепло, а на лестничной площадке холодно. Оттого и образуется ветер и сквозняк, что холодный воздух идет туда, где теплее.

Любознательный малыш может поинтересоваться, куда же девается теплый воздух? Здесь уже или будьте честными до конца и пытайтесь объяснить, что он поднимается выше, или придумайте какую-то убедительную отговорку. Мол, остается там же, но замерзает из-за такого соседа.

Ветер - друг и враг человечества

На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

Положительное влияние

Негативное воздействие

Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

Сильный ветер может «выдувать» землю, снижая ее плодородность.

В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

Сквозняк и плохая погода - одна из самых распространенных причин простуды.

Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

Человек во многом смог «приручить» первобытную стихию и научился использовать многие природные явления себе на благо. Но нет никаких эффективных способов и даже теоретических наработок, которые позволили бы победить ветер. Он всегда дует куда хочет. Даже , в этом плане, оказалась куда податливее, но может, уже через пару десятилетий, мы увидим первые воздушные плотины.

Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов , но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

Как объяснить ребенку, что такое ветер?

Кстати, малышу даже сложно объяснить, что такое ветер и откуда он берется. Лучше двигаться поэтапно, начиная с наиболее простого:

  1. Ветер - движущийся воздух.
  2. Воздух движется, потому что он по-разному нагрет и всегда стремится туда, где теплее.
  3. Он может шелестеть листьями и даже гнуть деревья, потому что у него есть вес.
  4. Если кто-то идет и у него есть вес, во время движения он будет перемещать все, на что наталкивается.
  5. У воздуха слишком маленький вес, но его очень много и передвигается он сразу в большом количестве.
  6. Мы просто не видим этого, поэтому сложно поверить, что все дело в массе.

Из-за надуманных объяснений у детей может сформироваться представление, что ветер это какое-то одушевленное существо , жестокое или справедливое, наделенное своей волей.

Все это может пугать ребенка или закладывать шаткий фундамент для получения новых знаний в дальнейшем. Именно поэтому лучше научить малыша читать лет в 5-6 и купить ему пару энциклопедий, которые будут способны дать ответ на большую часть вопросов. Но это еще не гарантирует родителям хоть минуту покоя.

На самом деле, лучше ценить тот непродолжительный отрезок, когда ребенок постоянно спрашивает «почему?» , ведь он пройдет и никогда больше не повторится. И возможности побыть для ребенка всезнающим мудрецом, способным ответить на любой вопрос, может больше и не представиться.

Как образовывается ветер?

  1. Формирование ветра происходит за счет движения огромных воздушных масс.
  2. Перемещение пластов воздуха объясняется разным уровнем прогрева атмосферы, перемещением по градиенту давления и влиянием солнечного ветра.
  3. Холодный, ощущаемый нами воздух в виде ветра всегда перемещается как можно ближе к земле.
  4. Чаще всего сильный ветер возле водоема, потому что над водой воздух всегда холоднее.
  5. Грунт и даже асфальт нагреваются быстрее, чем вода. Это связано с химическими и физическими особенностями. Поэтому с моря и речки постоянно веет прохладой.

Опасен ветер в некоторых северных и приморских регионах. В той же тундре на пути холодного воздуха нет никаких естественных преград, поэтому он может развивать колоссальные скорости.

Те, кто живут недалеко от моря, знают, что такое штормовое предупреждение и прекрасно понимают, что в такую погоду на улице лучше не показываться.

Постарайтесь не запутаться в попытке объяснить ребенку, откуда берется ветер. Ведь доверие детей очень легко потерять, малыш может разубедиться во всесильности своих родителей.

Видео об источнике ветров

Взаимоотношения человека и ветра всегда были чрезвычайно тесно связаны друг с другом. Именно от этого природного явления в доисторические времена (как, впрочем, и сейчас) нередко напрямую зависела жизнь человека. С его помощью человечество смогло развить ремёсла и значительно облегчить себе жизнь, что можно наблюдать даже на таком банальном примере, как ветряная мельница. Нет ничего удивительного в том, что сколько существует человечество, столько люди задавали и по сей день задают себе и друг другу вопрос, почему дует ветер?

Эта загадка до сих пор остаётся чрезвычайно сложной не только для понимания ребёнка, но и взрослого человека. Учёные, которые изучают неживую природу, до сих пор спорят о том, почему дует ветер, откуда дует ветер и куда дует ветер.

Научно-технический энциклопедический словарь даёт определение ветру — как поток воздушных масс (смеси газов, частицы которых беспрепятственно летают в пространстве), который быстро передвигается параллельно поверхности Земли. Ещё одно толкование ветра говорит о том, что ветер – это природное явление, заставляющее воздушные массы двигаться из-за тех или иных изменений, которые происходят в окружающей среде.

Ветер зарождается из-за неравномерного распределения давления в атмосфере. Как только он появляется, он сразу же начинает двигаться от зоны высокого давления к зоне низкого. Если говорить проще, почему дует ветер, то можно смело заявить, что если бы не Солнце, суша и Мировой океан нашей планеты, то воздух через довольно-таки непродолжительное время стал бы повсюду иметь одинаковую температуру и влажность, из-за чего ветер не дул бы никогда.

Как движутся воздушные массы

На протяжении дня поверхность нашей планеты неравномерно нагревается. Это касается не только предметов, которые находятся на расстоянии друг от друга, но и тех, которые расположены совсем рядом. Например, за один и тот же период времени вещи более тёмного цвета нагреваются (впитывают тепло) намного больше, чем светлые. То же самое можно сказать, сравнивая воду с сушей (последняя отражает меньшее количество солнечных лучей).

В свою очередь, нагретые предметы неравномерно передают тепло воздуху, который их окружает. Например, поскольку земля нагревается намного больше, чем вода, то днём воздух с земли поднимается вверх, а более холодный – с моря, идёт на его место. Ночью происходит обратный процесс – тогда как земля остыла, воды моря остаются тёплыми. Соответственно, тёплый воздух над морем, уходит вверх, а воздух с суши идёт на его место.

Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дул ветер. Таким образом, возникает не только лёгкий ветерок, но и небольшие вихри, ураганы и даже смерчи.

Сам воздух всюду стремится быть одинаковым. Когда образовывается некая неоднородность (в одном месте теплее, в другом холоднее, в третьем – частичек газов больше, в четвёртом – меньше), он горизонтально перемещается, пытаясь ликвидировать «неравенство».

Подобный процесс происходит по всей территории земного шара. Наиболее тёплое место на нашей планете – это экватор. Именно здесь нагретый тёплый воздух всё время уходит вверх, а оттуда направляется или к Северному, или Южному полюсам. После этого он на определённых широтах спускается снова на землю и начинает двигаться. Куда именно ветер дует – смотря по обстоятельствам. Может, дальше к полюсам, а может – возвращаться к экватору.

Вращение Земли

На потоки движения воздушных масс действует вращение нашей планеты. Именно из-за него все ветры, которые дуют в Северном полушарии, сдвигаются в правую, а в Южном – в левую стороны.

Атмосферное давление

Наш организм, даже не зная этого, всё время ощущает на себе давление воздуха – несмотря на то, что он кажется нам абсолютно невесомым. Согласно последним научным данным, вся атмосфера нашей Земли (иначе говоря, слой газов), состоящая преимущественно из азота и кислорода, весит пять квадриллионов тонн.

Атмосферное давление в разных местах Земли – разное. Молекулы газов стремятся возместить это, и постоянно на огромной скорости двигаются в разных направлениях (эти частицы из-за силы притяжения Земли полностью к ней привязаны, и улететь в космос никак не могут).


Вот так и получается, что ветер – это перемещение огромного количества молекул атмосферных газов в одном направлении. Воздушные массы обычно перетекают из зоны повышенного давления (когда воздух холодный – антициклон) в район пониженного (когда он тёплый – циклон), заполняя тем самым пустоты разреженного воздуха.

Классификация ветров

Сильные ветры, которые имеют среднюю продолжительность (одна минута) – это шквалы. Существуют такие виды ветров:

  • Бриз – тёплый ветер возле моря, где можно наблюдать легкий ветер, дующий на побережье. Направление ветра изменяется на протяжении суток дважды. Дневной (или морской) зачастую дул с моря на берег, ночной (или береговой) – наоборот. Скорость бриза обычно составляет от 1 до 5 м/с;
  • Буря – чрезвычайно сильный ветер, скорость которого составляет от 16 до 20 м/с.
  • Шторм – возникает во время циклона, скорость – от 15 до 32 м/с;
  • Ураган – очень сильная буря, которую вызвали двигающие в разных направлениях на огромной скорости воздушные массы, скорость которых – от 32 м/с;
  • Тайфун – ураган огромной разрушительной силы, который дул и дует в основном возле восточного побережья Азии, на Дальнем Востоке, а также западной части Тихого океана.

Порывы ветра – это кратковременные (несколько секунд) и сильные (несколько часов и даже месяцев) перемещения воздушных масс. Например, для тропического климата выделяют следующие типы ветров:

  • Муссоны – ветра, характерны в основном для тропических областей, дуют несколько месяцев, иногда изменяя направление ветра. Летом – с океана на сушу, зимой – наоборот. При этом летом муссоны характеризует повышенная влажность.
  • Пассаты – такой ветер обычно дул и дует в тропических широтах на протяжении целого года, в Северном полушарии – с северо-восточного направления, в Южном – с юго-восточного. Друг от друга их отделяет безветренная полоса.

Из-за постоянного изменения давления направление ветра постоянно меняется. Но в любом случае ветер всегда перемещается из области высокого давления в область низкого.

На протяжении тысячелетий люди наблюдали за ветрами, делали определённые выводы, выдвигали гипотезы, составляли графики для того, чтобы как можно лучше использовать в своей деятельности это удивительное явление неживой природы. Так, появилась так называемая Роза ветров – чертёж, точнее сказать – диаграмма, которая изображает, как именно ветер дует в конкретной местности.

Составляют Розу ветров таким образом: из центра на расстоянии друг от друга в 45° чертят восемь прямых, на которые наносят метки длиной, пропорциональной или частоте ветров, или их скоростям. После этого концы меток соединяют и получаются две многоугольные фигуры – Роза повторяемости ветров, и Роза скорости ветров.

Роза ветров даёт возможность определить направление, силу, и продолжительность преобладающего ветра, а также частоту воздушных потоков. Розу ветров чертят как для того, чтобы определить средние показатели, так и для определения максимальных значений. Можно создать комплексный чертёж, на котором будут нанесены диаграммы, состоящие сразу из нескольких параметров, которые также будут показывать куда ветер дует.


Чертежи чрезвычайно необходимых человеку – при строительстве, для решения различных хозяйственных задач (например, в последнее время благодаря ветру появилась возможность получать электроэнергию) и т.п. Ведь ветер вполне может быть, как другом, так и врагом – если не обращать на него внимание и не учитывать его влияние на окружающую среду, он вполне способен нанести непоправимый ущерб, разрушив созданное человеком творение. Хотя ветер — это неконтролируемое человеком явление, поскольку он дул и будет дуть куда ему захочется, но теперь человечество может предсказать ориентировочное его направление и силу, что может спасти многие жизни.

Надежда Васильева

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Почему дует ветер?» для подготовительной группы

Цель:

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.

Задачи:

Образовательная область «Познание»:

Дать детям представление о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый.

Развивать умение высказывать свои предположения, аргументировать свой ответ, делать выводы.

Учить видеть положительные и отрицательные стороны одного явления (технология «ТРИЗ»)

Познакомить с понятиями «бриз», «буря», «ураган»

Развивать познавательный интерес.

Образовательная область «Коммуникация»:

Развивать объяснительную, рассудительную сторону речи

Образовательная область «Безопасность»

Напомнить правила безопасности при работе с нагревательными приборами, острыми предметами.

Продолжать формировать умение соблюдать предусмотрительность и осторожность при работе с «опасными» предметами.

Образовательная область «Социализация»

Продолжать формировать умение взаимодействовать друг с другом, слушать ответ товарища, не перебивая его.

Образовательная область «Художественное творчество»

Совершенствовать навыки работы с ножницами.

Упражнять в рисовании линии в виде спирали.

Материалы:

Электрическая плитка, коробка, кружочки красного и серого цвета (по 5 штук, картинки – подсказки (самолет, парусник, ягоды, лыжи, листик, солнце, одуванчик, воздушные шары, рисунок «Движение воздушных масс», картинки с изображением ветра разной силы, надписи к ним («ураган», «буря», «бриз», схема изготовления «змейки», подносы на каждого ребенка (в каждом: лист бумаги квадратной формы, трафарет круга (крышка, ножницы, цветные карандаши, иголка с ниткой, готовые заготовки змеек, знак «Осторожно пользоваться», колокольчик, песочные часы.

Ход НОД.

Ребята, в коробке у меня «спрятался» прибор, который поможет нам раскрыть «тайну» происхождения одного природного явления.

Вы знаете, что такое «природные явления»? (Такие явления, которые мы можем наблюдать в природе. Происходят эти явления без помощи человека, они не могут быть сделаны людьми…мы можем увидеть в разные времена года…это: снег, дождь, радуга)

Сегодня мы с вами узнаем тайну происхождения одного природного явления. А какого, вы сами догадаетесь, отгадав загадку. Готовы? Слушаем внимательно:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Какие слова или фразы вам помогли отгадать загадку?

Вот «тайну» происхождения ветра мы сегодня узнаем. Но сначала подумаем:

А хорошо или плохо, что есть в природе «ветер»?

Игра «Хорошо – плохо»

Если вы считаете, что ветер – это плохо, и объясните, почему, то я ставлю красный кружок (красный цвет опасности, а если ветер – это хорошо, то серый.

(Если дети затрудняются сами определить положительные и отрицательные стороны предложенного природного явления («ветер», им предлагаются ситуации с опорой на картинки:

Картинка «малина» (Летом пошли в лес. Много комаров. Ветер – это хорошо, сдувает комаров.);

Картинка «солнце» (Очень сильно печет, хочется, чтобы подул ветерок. Ветер – хорошо.)

Картинка «лыжи» (поехали кататься на лыжах, ветер в лицо – плохо, в спину – хорошо, помогает ехать, подгоняет.)

И аналогично разбираются другие ситуации.

Вывод: видите, оказывается иногда ветер – это плохо, он может мешать людям, а бывает – и хорошо, тогда ветер – нам помощник.

Характер у ветра бывает разный. Какой?

Показываем картинки, знакомим с названиями :

опасный ветер – ураган , он вырывает деревья с корнем и сносит дома;

сильный ветер - буря , ломает ветки у деревьев;

слабый ветер моряки называют «бриз», он шелестит листьями, полощет флаги, заставляет стелиться дым, например, у костра.

Физкультминутка «Ветер».

А сейчас мы с вами давайте попробуем «сделать» (изобразить) ветер. Если ветер слабый – «бриз», мы будем дуем чуть – чуть; если «буря», то увеличиваем силу, а если «ураган», то дуем очень сильно. Только помните, что дуть надо, не надувая щеки. Давайте попробуем.

Очень хорошо. А теперь давайте подумаем, как можно изобразить деревья, учитывая силу ветра. Если ветер слабый («бриз») - (шевелим пальчиками); если «буря» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево не сильно); если «ураган» - (туловище и руки наклоняем вправо – влево сильно). (Варианты придумывают дети.) Договорились.

Воспитатель произносит название ветра, а дети выполняют движения, соответствующие названию. Взрослый может произносить название, а показывать неправильное движение. Задача детей выполнять движения, соответствующие названию.

Молодцы. А теперь давайте подумаем, как мы «делали» наш ветер? (Вдыхали что…воздух, а потом… выдували его из себя. Мы «делали» ветер.)

А в природе… кто вдыхает, кто выдыхает?

Вот чтобы узнать, откуда ветер берется в природе нам и понадобится мой прибор.

Что это? (Электрическая плитка)

Давайте сначала вспомним, что плитка – это электрический прибор и поэтому необходимо обязательно выполнять правила безопасности. Когда она отключена, она …холодная. Если я включу ее, она…будет нагреваться. Что НЕЛЬЗЯ делать, когда плитка горячая? (Ставим знак «Осторожно пользоваться»)

А ещё у меня здесь спряталась вот такая змейка.

Приступаем к разгадке «тайны»…А вы помните, какую тайну мы должны разгадать? …происхождения ветра). Теперь давайте представим, что плитка - это земля. Земля нагревается Солнцем (в нашем случае электричеством). Я беру вот такую помощницу –

змейку, держу ее над «землей». Что-нибудь происходит? (Нет.)

Теперь я включаю плитку и продолжаю наблюдать за змейкой. Что мы видим? (Змейка начала вращаться.) Почему?

Оказывается, когда земля нагревается, она нагревает воздух, а теплый воздух легче холодного и, он начинает подниматься наверх. Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться.

Рассматриваем схему «Движение воздушных масс».

Солнце нагревает воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх, а над горами воздух холоднее, тяжелее, холодный воздух опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх, а остывший с гор снова спускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Этот поток воздуха и образует ветер.

Я предлагаю вам сделать свою змейку и повторить мой эксперимент.

А змейку вам поможет сделать схема – подсказка.

На приготовленных подносиках лежит все, что вам нужно.

Вы обведете тарелочки на квадратиках бумаги, чтобы получился круг (смотрите на схему, дальше нарисуете змейку и вырежете ее по линии, в середине змейки с помощью иголки сделаете ниточку, за которую удобно будет держать ее над плиткой.

Следите, пожалуйста, за порядком на столе. Все должно находиться на подносике, особенно следите за иголкой: она должна быть воткнута в подносик, её нельзя бросать, не уколите пальцы.

(Детям, у которых не получается нарисовать змейку, даются нарисованные заготовки или готовые змейки).

По мере выполнения работы дети подходят к плитке и экспериментируют. Меняясь, дети садятся за стол, раскрашивают свои змейки. По звоночку колокольчика все садятся на места.

Итог

Ребята, что мы сегодня с вами раскрыли «тайну» происхождения ветра. Узнали, что ветер – это движение (перемещение) воздуха. Узнали, что теплый воздух поднимается наверх, потому, что он легче холодного, а холодный воздух опускается вниз. Это перемещение воздуха образует ветер.

Молодцы ребята. Спасибо вам за работу. Дома вы можете продолжить эксперимент: попробуйте подержать змейку над батареей, над лампочкой, посмотреть, как она будет себя вести. Расскажите обязательно родителям, что вы узнали.


Меня всегда интересовали различные природные стихии. Одним из самых интересных и удивительных природных явлений для меня является ветер. Как хорош легкий освежающий ветерок в жаркий летний день, но как портит он погоду промозглой и дождливой осенью. :(

Что такое ветер

Ветер – это перемещение воздушных масс в горизонтальном направлении .

А для меня же ветер – это поток воздуха, освежающий тело в летний зной, это ощущение легкого ласкающего прикосновения морского бриза, это развевающиеся по воздуху волосы, шелест листвы на деревьях.


Откуда берется ветер

Раньше, люди думали, что ветры – могущественные существа, которые обладают великой силой. По поверьям ветры дули не просто так. Причиной сильных ветров, ураганов, бурь считался гнев этих существ.

Сейчас, наше с вами мышление несколько изменилось. Большинство из нас в существование духов уже не верит. Поэтому объясню с научной точки зрения, как образуется ветер. Возникает это явление из-за разницы в атмосферном давлении. Участки с разным давлением имеют разную температуру и плотность. Холодный воздух плотный, он весит больше теплого и давление в нем выше, поэтому он стремиться перейти в область с теплым разреженным воздухом. В результате этих процессов и возникает ветер .


Для меня ветер – это уникальное явление. О нем можно рассказать много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них:

  • Ветер может дуть в вертикальном направлении , но при этом значительно теряет в скорости.
  • Самые страшные ветра дуют в Антарктиде . Их мощь заключается в огромной скорости (только представьте, она достигает примерно 60 км в час!), сочетающейся с исключительно низкими температурами. В таких условиях я бы точно не смогла жить.
  • Ветер с самой большой скоростью – торнадо . Это природное явление длится обычно всего несколько минут и по необъяснимым причинам возникает всегда во второй половине дня. Удивительно то, что каждое торнадо уникально . Оно имеет свой эксклюзивный вид, оттенок, звук и даже запах!
  • Самая большая скорость ветра зафиксирована на планете Нептун .

Полезно1 1 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты - сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно !

Отели - не забываем проверять цены от сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это !

Аренда авто - тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем !

Сколько же ассоциаций вызывает у меня такая стихия, как ветер. Это и свобода действий, и бесконечное ощущение того, что тебе ничего не нужно делать, и могущество, так как эта стихия может быть разрушительной, и еще много чего. Как по мне, каждый человек может себя ассоциировать с ветром, так как каждая личность любит свободу, а у этой стихии нет границ, нет обязательств и ее нельзя укротить.


Из-за чего на планете дует ветер

Ветер - это движение воздуха. Двигаться его заставляет Солнце, не напрямую, а косвенно. Солнечные лучи нагревают Землю, а образовавшееся тепло нагревает воздух, из-за чего он подымается вверх. Наверху он охлаждается и опускается обратно. Также еще одной причиной движения воздуха является вращение Земли вокруг своей оси. Благодаря такой особенности нашей планеты в Северном полушарии образовываются ветры, которые двигаются вправо, а в Южном - влево.


Проверить то, как тепло влияет на воздух, можно, не выходя из своей квартиры. Для этого нужно подойти к двери, где располагается балкон, и взять с собой 2 свечи, либо салфетки или ватки. Поставить эти предметы снизу и вверху проема и посмотреть, куда они отклонятся. Если взять свечи, то нужно их зажечь и также поставить. Проверять уже можно по огню, куда он наклонится, туда и будет дуть ветер. В верхней части проема, воздух будет теплый и будет выходить наружу, а снизу будет холодный воздух, который будет перемещаться вовнутрь.

Ветер - это стихия, появление которой можно предугадать, но иногда она бывает непредсказуемой. Она является одним из факторов, которые определяют погоду на ближайшее время.


Вот некоторые интересные факты, связанные с ветром:

  1. Порт Мартин считается самым ветреным местом на Земле. Там средняя скорость ветра составляется 20 метров в секунду.
  2. Самые быстрые ветры в Солнечной системе дуют на Нептуне. Их скорость может превышать 2000 км/час.
  3. В природе встречаются вертикальные ветры. Это не длительное явление, так как они быстро теряют свою скорость.
  4. В 1999 году в штате Оклахома был зафиксирован самый быстрый ветер, который развил скорость в 512 км в час.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Одно из первых знаний, которое мне удалось приобрести в детстве, касалось как раз того, почему дует ветер. Я задал этот вопрос маме, когда мы шли по улице, а вокруг почти что бушевала стихия. Когда я стал постарше, то сам узнал подробно об этом явлении.


Причина того, что ветер дует

Перед тем, как начать рассуждать о том, почему дует ветер, необходимо понять, что собой представляет данное явление. В сущности ветер - это поток движущегося по горизонтали воздуха. Вот так просто.

Возникновение ветра обуславливается тем, что атмосферное давление по поверхности Земли распределяется неравномерно. Эта разница, в свою очередь, во многом возникает из-за различий температуры воздуха на разных участках.


Ветер дует из области, где давление высокое, в сторону, где давление низкое. Чтобы лучше понять данный принцип, можно представить себе обычный воздушный шарик. Когда он надут, на него действуют сдавливающие силы резиновых стенок. Поэтому если шарик развязать, почти весь воздух быстро уйдет из него, создав кратковременный слабый порыв.

Для справки можно привести некоторые примеры разновидностей ветров:

Подробную информацию на данную тему можно легко отыскать самостоятельно.

Почему возникают ураганы

В быту ураганом называют любой сильный ветер. Но настоящее такое явление может зарождаться в Атлантике или в восточной части Тихого океана. Ураган - это циклон, сформировавшийся в тропическом поясе.


Это явление возникает, когда определенная область океана прогревается до 26 градусов и больше. Это приводит к тому, что очень теплый и влажный воздух поднимается вверх, где конденсируется, тем самым заставляя подниматься другие воздушные массы. В процессе это все закручивается с огромной силой, что и вызывает сильный ветер. При этом ураганами принято считать явления, когда воздух движется со скоростью 130 и больше километров в час.

И обычные, и ураганные ветры имеют одинаковую природу. Но вторые приносят с собой большие разрушения.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Однажды мне стало интересно, как объяснить такое явление, как "порывы ветра". Немного поискав в интернете, наткнулся на множество информации о Древней Греции, где все происходило "благодаря силе Богов и их желаний". Однако современные ученые дали намного больше ответов, чем мифология греков.


Что движет потоком воздуха

Если откинуть множество потомков и второстепенных полубогов, то можно отметить всего несколько главных персонажей мифологии. В Древней Греции существовало 4 основных Бога ветров:

  • Борей - Северный ветер.
  • Нотус - Южный ветер.
  • Эвус - Восточный ветер.
  • Зефир - Западный ветер.

О Нотусе и Эвусе мифология умалчивает, в то время как о Борее и Зефире слагали целые сказания и закрученные мифы, которые рассказывали об их подвигах, любовных интригах, сражениях, величии и силе. Их мощью они описывали бури, порывы ветров, ненастья.

Наиболее почитали Борея, на что было несколько причин:

  • Северный ветер уничтожил флот Персов, напавших на Грецию.
  • Женой Борея была Орифия.
  • Он имел способность сокрушать врагов силой ветра.

За могущество в Афинах возводили святилища в его честь, он помогал грекам в грядущих сражениях и плодоносности кобылиц. О силе крыльев Борея складывали целые былины, в который рассказывалось, как он лишь одним взмахом сметал полки врагов.

Греки связывали порывы ветра с гневом богов, если он наносил разрушительный урон торговым кораблям или строениям. В таких случаях они приносили жертвы богам, дабы задобрить их, и надеялись на то, что ненастье прекратится.


Как дует ветер - современная версия

Почитав научные статьи, смог найти объяснение более-менее понятным языком. Солнечные лучи проходят через нашу атмосферу, при этом прогревают все ее "прослойки". И, как известно, при увеличении температуры воздух поддается расширению, но, так как свет проходит неравномерно, все участки приобретают разную температуру, соответственно, разное давление. Места, где давление начинает падать, можно сказать, "выталкивает" менее плотные участки, что дает воздуху набрать скорость.


Примерно так и выходит тот самый приятный летний ветерок, который радует нас в жаркие дни. Конечно, не особо он радует при -20 зимой, когда нос и так на пределе отмерзания...

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Сколько себя помню, я всегда не любила ветер. Сёрфингом я не занимаюсь, на парусных судах передвигаться не планирую. Лично мне ветер может быть полезен разве что в жару, когда он приносит небольшое облегчение и глоток воздуха. Но чаще всего ветер портит настроение и причёску, упорно загоняет холодный дождь под зонт, а то и выворачивает зонт шиворот-навыворот, а главное, вызывает у меня негодование и восклицания «да откуда он вообще берётся, этот ветер ?». Так как я каждый день хожу на работу пешком, последний вопрос возникает всё чаще, поэтому пришлось выудить из глубин памяти свои познания с уроков географии.


Что такое ветер и почему он появляется

Ветер - это быстрое, порывистое (именно так, порывами, мы ветер на себе и ощущаем) перемещение воздуха . Воздух перемещается из места, где его больше, туда, где его меньше. В холодных областях больше воздуха на единицу площади. Нагретый же воздух имеет меньшую плотность и, следовательно, не оказывает большого давления .


Пример: почему у водоёмов почти всегда дует ветер

С детства помню, что родители никогда не разрешали нам идти купаться в первый же жаркий июньский денёк. Они говорили: «Вода ещё не прогрелась». Действительно, вода нагревается медленнее воздуха . Значит, между водой и воздухом, пока не постоит несколько дней жаркая погода, возникает как раз-таки благоприятное пространство , где может разгуляться ветер – от более холодной поверхности воды (области высокого давления ) к прогретой суше (области низкого давления ).

Есть ветра регулярные (в зависимости от широты, они бывают западного или восточного направления), а есть те, что формируются с учетом локальных особенностей. Ветер мог бы быть ещё сильнее (боюсь себе это представить), если бы двигался беспрепятственно. Но на поверхности Земли есть препятствия, мешающие стремительному полёту воздуха:

  • горы;
  • возвышенности;
  • леса;
  • возведённые человеком строения .

Поэтому в городе между домов можно спрятаться от ветра, а в поле спрятаться негде.Ветер способен сносить на своём пути деревья и крыши зданий, а уж человек перед ним беззащитен.

Единственное, что я ценю в ветре: это возобновляемый ресурс энергии, который, к тому же, человечество уже научилось использовать.


Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Традиционно летом я с семьей выбираюсь к озерам Хакасии для отдыха от шумного города. Палатки, костер, уха, горы, закат и…ветер. Вот такая вот особенность в виде ветра присуща Хакасии, ветра там практически постоянно, хотя я в этом вижу очень большой плюс – отсутствие кровососущих насекомых. А вот почему дует ветер, стоит разобраться.


Что же такое ветер

Сам ветер представляет собой движущийся поток воздуха . Различаются ветра по силе, направлению и продолжительности. Ветер – это уникальное явление . В честь него есть праздник – День ветра , а празднуют его 15 июня. Целью создания такого праздника является привлечение внимания общества к потенциалу ветроэнергетики . Ведь как считают эксперты в этой области, ветроэнергетика помогает решать проблемы не только энергетического плана, но и экономического, а также экологического .

Почему бывает ветряно

Еще Галлей объяснил возникновение ветра , кстати, это было более 300 лет назад. Мысль его предположения была следующей: при перепаде температуры в действие вступает архимедова сила, происходит поднятие теплого воздуха и опускание холодного .

Научная точка зрения подтверждает мысли Галлея, современные ученые формулируют причину возникновение ветра следующим образом: неравномерное нагревание земной поверхности.

Самое любопытное о ветре

Наблюдать ветер можно абсолютно в разных уголках Земли. Раскрою самые любознательные факты о ветре.


Кроме множества научных разновидностей ветра, существует и классификация, данная человечеством.

  • Ветер – доктор . Так люди называют прохладный, летний морской бриз.

  • Арбузный ветер . Присутствует он на турецком побережье Эгейского моря, в период поспевания бахчи.
  • Бабий ветер. Несильный камчатский ветер, помогает женщинам быстро сушить белье.

Почему возникает ветер в горах

Вот и пришло объяснить причину возникновения ветра в горной местности республики Хакасия. Горы могут выступать как ветрообразующим фактором , так и быть преградой для него. На больших высотах в горах прогревание воздуха происходит быстрее, чем в низменностях, при этом образуется зона низкого давления , которая и приводит к ветрообразованию. Вот такое интересное явления представляет из себя ветер. А я про него расскажу своим детям у костра при следующей поездке к озерам.

Полезно0 0 Не очень

Комментарии0

Как объяснить ребенку, почему дует ветер

Скажу из личного опыта, что для детей в раннем возрасте довольно часто данное явление представляет отдельный интерес. Ребенок не может понять почему в одном месте дует ветер, а в другом его нет. Главное сказать, что холодный ветер образуется из-за низкой температуры воздуха .

Чтобы дочка все поняла, я показала ей наглядный пример. Взяла не полностью надутый воздушный шарик и начала его обдувать феном. Шар заметно увеличил свой объем и поднялся вверх . Так я дала понять, что нагретый воздух легкий , он всегда поднимается . После этого я взяла этот же воздушный шар и положила его в холодильник. Дочке начала рассказывать, что Земля огромная, поэтому в одном месте может быть холодно , а на противоположной части в это же время будет жарко . Я достала шар из холодильника, и мы увидели, что он несколько раз уменьшил свой объем .

Благодаря такому эксперименту мой ребенок понял, что холодный воздух всегда стремится занять территорию теплого. 0
Мотодельтаплан

Господство ветра на планете

В большинстве мест Земли преобладают воздушные массы и имеют определенную направленность. Обычно, на полюсах встречаются восточные ветры, в умеренном климате - западные, а в тропическом ветер снова дует в восточном направлении. Места затишья, где ветра почти не преобладают, встречаются в полярной области и субтропической зоне . Тут воздух движется, преимущественно, по вертикали , что является причиной высокого уровня влажности.


Роль ветра в жизни людей

В жизни людей ветер играет огромную роль, оказывая влияние на:

  1. конструирование транспорта;
  2. добычу энергии;
  3. отдых и спорт;
  4. увеличение разрушения .

В первый пункт входит использование ветра для передвижения на суднах с парусами или на безмоторных летательных аппаратах (например, дельтаплан). Как источник энергии ветер использовался впервые сингалами (), чтобы разжигать печи. Еще, как пример, можно привести использование ветряных мельниц как для механической обработки, так и для получения энергии. Первое упоминание о мельнице причисляется Герону , жившего в 1 веке нашей эры . В настоящее время набирает обороты ветроэнергетика (ветряные электростанции).


Ветряные электростанции

В спорте и отдыхе применяется для полетов на дельтаплане, параплане, воздушном шаре и прочее. Если говорить о разрушительном действии ветра, то он может как разрушить плохо построенный мост резкими порывами, так и повредить электролинии. Еще, ветер может усилить разгар пожара. Ветер со скоростью от 12 м/с способен повалить крупное дерево. Ветра со скоростью 35 м/с способны повредить здания, содрать краску с машины или выбить окна. А, вот, перед ветром со скоростью 90 м/с уже не способна устоять ни одна постройка в мире.


Полезно0 0 Не очень



Статьи по теме: