Всенощное пение. Во сколько начинается служба в церкви. Особенности православных богослужений. Воскресная песнь после Евангелия

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

«Аз есмь путь и истина и живот» - слова, произнесенные Тем, перед чьим Лицом умирают все вопросы, потому что Он - единственный ответ. И Он призвал нас всех к покаянию. Но можно ли придти к этому помимо Церкви? Нет! Об этом говорят все святые отцы в своих писаниях. Будем верить в истинность их слов, не взирая на доводы людей с «Богом в сердце». На вопрос о том, как жить, Господь дал однозначный ответ вопрошающему - соблюдать заповеди. Посещение Храма заповедано нам Богом. Только посещать недостаточно, присутствовать на службе необходимо осознано, участвуя в ее действе, осознавая важность каждого момента.

В древности Всенощное бдение начиналось поздно вечером и продолжалось до самого рассвета. Начало службе было положено первыми христианами для того, «чтобы отвратить народ православный от еретиков-ариан», у которых было принято молиться ночью. В то время и призвал Златоуст православных собираться на ночное бдение. В некоторых монастырях на Востоке по сей день сохранилась эта традиция.

Древние христиане молились непрестанно, совершая так называемый «дневной круг». В положенный час они собирались для молитвы в Храме. Они так и назывались: 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час. Это - служения каждого дня, которое совершается непрерывно. Сегодня часы присоединены к продолжительным службам. Всенощное бдение выходит за пределы часов, поскольку эта служба положена только накануне Великих Праздников (к ним относится и Воскресение), оставаясь однако также составляющей «дневного круга».

День церковный начинается не утром, а вечером. Так что, Всенощное бдение начинает новый день и является преддверием Божественной Литургии.

Практика ночных бдений была введена древними монахами, а впоследствии закреплена в Иерусалимском уставе. Именно по этому уставу в наше время совершаются все богослужения. Открывается же Типикон (церковный устав) Всенощным бдением, т. е именно эта служба «открывает ворота»….

Образ Всенощной

Каждая церковная служба - это и воспоминание, и настоящая реальность, утверждающая присутствие Бога в нашей жизни, живого Бога «отныне и до века». Строгие каноны и их соблюдение необходимы! Если бы прежде (на протяжении 2000 лет) кто-либо из священства позволил бы себе отступить от канона, то сегодня от православной службы в первозданном виде ничего бы не осталось. Волнение священника на службе - осознание присутствия Божия и опасение нарушения даже малости, поскольку ничто в этот момент не может быть мелочью.

У каждой службы - свой образ, есть он и у Всенощной- величественной службы, содержащей в себе вечерню и утреню. Во время Всенощной эти службы проводятся более торжественно (то, что читается на вечерне в будний день, на Всенощной поет хор и т. д.). Мало того, на Всенощной появляются дополнительные моменты - лития и полиелей. Почему каждая Всенощная повторяется и повторяется вновь? Потому что Бог присутствует в нашей жизни всегда. Служба - это не просто напоминание, это - утверждение. «Я - тот же, что был прежде». То есть, все это вновь происходит сегодня, как и распятие Христа, которого мы распинаем вновь и вновь своими сознательными грехами. Есть над чем задуматься?

Итак, две основные части Всенощной - вечерня и утреня:

  • Вечерня основана на ветхом завете, мы проходим через него в эти моменты,
  • Утреня - Завет Новый, Рождение Спасителя. Утреня - это радость, утренняя заря. Каждый момент важен и имеет свое сакральное значение.

Всенощная

Вечерня - это еще состояние ветхого Адама, начало нашего творения. Но это и предчувствие явления Мессии. Колокольный звон предваряет ее, благовест и трезвон. Накануне воскресного дня звонарь звонит в воскресный колокол, читая кафисму «непорочных» (17-я кафисма) или 50-й псалом. Завершается благовест трезвоном во все колокола, исключая колокол Праздничный. Вечерня Всенощной названа Великой, поскольку таковой и является. Священнослужители облачаются в священные одежды и совершают каждение алтаря. Громким возгласом «Востаните!» диакон обращается к народу, призывая молящихся. Потом - испрашивает благословение у священника и начинает служение.

Начало «ветхозаветной» вечерни

Вечерню всегда начинает 103 псалом , описывающий картину творения до грехопадения. Врата открыты, как прежде были открыты для Адама и Евы. Священнослужители кадят храм и молящихся, что олицетворяет благодать Божию при творении людей. Падением эти двери были закрыты, и человек просит Бога о милости, о прощении: закрываются царские врата и диакон читает великую ектению, т. е. прошение.

Псалом «Блажен муж…» словно продолжает ее, показывая путь, которым следует идти дальше. Этот же Псалом предвосхищает рождение Мессии - «яко лист Его не отпадет».

Последняя стихира «догматик» буквально предвосхищает рождение Христа. Посвящена она Деве Марии.

Далее - таинственный момент, дающий надежду: открытие Царских Врат и вход… Спасение человека - во Христе, который грядет. Диакон произносит: «Премудрость, прости!», что означает «стойте прямо!», священник благословляет вход, а хор в это время поет «Свете Тихий», ибо не в великой славе сошел на землю Господь, а в великой тихости.

Далее диакон читает прокимен и просительную ектению , следующее действо - лития , которая олицетворяет собой евангельскую историю, когда Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Лития совершается у западных дверей, куда выносят пять пшеничных хлебов, пшеницу, вино и елей. Священник благословляет их. В древности молящиеся в этом момент вкушали хлеб и вино, чтобы не изнемочь и продолжать службу дальше, уже до утра. В наших храмах хлеб с вином раздают на всенощной позже, сразу после елеопомазания.

Стихиры на стиховие - это особые стихи, которые завершает молитва праведного Симона, взявшего на руки младенца Христа «ныне отпущаеши, Владыко». Момент особенный! Он говорит о смерти старого и рождении нового, о попрании смерти. Вечерня близится к завершению. Последнее песнопение ее - «Богородице Дево радуйся», ибо свершилось, исполнилось обетование, которого ожидали более 8 тыс. лет. «Благословенье Господне на вас..»

«Новозаветная» утреня

Начинается утреня с Ангельского пения «Слава в Вышних Богу..». Теми словами, которыми встретили рождение Спасителя Ангелы. Далее читают шесть особых псалмов, называемых «шестопсалмие». Это - воспоминание Вифлеемской ночи, ожидание Рождества, образ ночи. Вот почему при чтении шестопсалмия в Храме гасят все свечи. В этот момент, пред закрытыми Царскими вратами, в темноте священник читает утренние молитвы, предвещающие Зарю.

После чтения мирной ектении диакон возглашает громко: «Бог Господь, и явися нам..», этот возглас говорит о том, что Спаситель пришел в мир, сбылось пророчество. Читаются кафисмы из Псалтири.

Полиелей, чтение Евангелия и елеопомазание - самая торжественная часть службы. Полиелей значит «много милости», в некоторых случаях слово переводят как «много масла», поскольку елей всегда считался олицетворением милости Божией. В этот момент читаются хвалебные стихи, открываются Врата, зажигаются свечи, священнослужители кадят полностью весь храм, поют праздничные тропари. Далее - читают праздничное Евангелие, «Воскресение Христово видевши» (если день воскресный) и совершают священный обряд елеопомазания, перед которым верующие подходят к Праздничной иконе, находящейся в центре храма, и к Святому Евангелию.

По окончании елеопомазания, после того, как священник произнесет «Милостью, щедротами…», начинается особое чтение канона.

Канон повествует о жизни и подвигах святых угодников Божиих. Его можно назвать молитвенным произведением, которое состоит из девяти песней. Перед 9-й песней, после каждения, диакон возглашает величание Божьей Матери, которому вторит хор «Честнейшую Херувим..»

Хвала

Она заключается в чтении псалмов, ее продолжает Великое славословие. Стихиры заканчиваются песнопением, посвященным Богородице и теми словами, которыми начиналась утреня: «Слава в вышних Богу». Утреня завершается чтением ектении и отпустом.

Всенощное бдение закончилось, но священство еще не разошлось, они читают 1-й час, который освящает наступающий день. Служба эта очень краткая. Раньше она представляла отдельный чин, теперь все часы присоединяют к длительным службам.

Длительность службы и авторство

Само название «Всенощная» говорит о времени служения: немного спустя, после захода солнца. У Всенощной нет одного автора, как у Литургии, ее порядок складывался постепенно. Первые молитвы Всенощной составлены Иоанном Златоустом. В православных храмах служба начинается в пять или в шесть часов вечера, а длится везде по-разному, но в среднем - до восьми часов вечера. Всенощная в монастырях может длиться 5 и 6 часов. В некоторых монастырях на Востоке, как и в древности, она продолжается до утра, когда первый час действительно освещает наступающий день с восходом солнца.

Отличие Воскресной Всенощной от Праздничной

Всенощная служится накануне воскресения каждую неделю. На этих службах читают тропари воскресные, как и воскресное Евангелие. Если Всенощную служат накануне большого Праздника, то воскресные тропари не читают, читают праздничные. Так же - и Евангелие. Воскресная служба торжественна особо, ведь читают воскресные тропари, Пасхальные, произнося «Христос Воскресе!» каждое воскресенье. Да, каждое воскресенье - Пасха!

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Весь жизненный путь православных христиан – это борьба с дурными помыслами, негативным настроем, плохими поступками. Обряд Всенощного Бдения, с пояснениями о сути которого стоит ознакомиться всем православным, помогает избавиться от душевных и телесных грехов, обрести спокойствие, мир, Бога в душе.

Он является символом перехода от Старого Завета к Новому, подготавливает к принятию благодати. Всенощное Бдение – что это, сколько по времени длится эта служба и в чем ее смысл?

В православии по примеру Спасителя и Святых апостолов существует обычай совершать Всенощное Бдение в церкви. Что такое Всенощное Бдение?

Это соединение вечерни или великого повечерья с утреней, а также службой первого часа. То есть одно богослужение соединяет сразу три.

Последование и общий вид этой службы формировались на протяжении долгих веков, окончательно оформились они ко времени Иоанна Златоуста.

Богословы Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, другие песнотворцы дополняли это великое богослужение красивейшими песнопениями, которые можно услышать и сейчас.

Несомненно, каждый верующий в Господа Бога должен не только знать, что это такое, но и посещать эти богослужения. Прихожане и служители некоторых приходов совершают Всенощное Бдение с чудесными песнопениями вечером, но сохранилась замечательная практика служить его ночью.

Толкование Всенощного Бдения дополняется разъяснением смысла жизни, духовного Христового света. На Всенощном Бдении верующие размышляют о наступающем дне, представляют красоту восходящего солнца.


Разъяснение смысла Всенощного Бдения Святыми Отцами заключается в следующем: мы в молитвах благодарим Бога за прошедший день, принимаем благодать дня грядущего, возносим Господу молитвы.

Что такое в Православии Всенощное Бдение – это расставание с прошлым, оставление грехов и приветствие светлого настоящего.

Верующие нередко совершают исповедь на Всенощном Бдении, приготавливаются к Таинству Евхаристии.

Само название говорит за себя, что это такое и сколько длится. Продолжается это богослужение, как правило, всю ночь, однако сейчас нередко в приходских храмах его сокращают.

Важно! Исповедь в наши дни нередко проводится на Литургии, это сделано из снисхождения к нашим немощам. Однако рекомендуется исповедоваться накануне Евхаристии ночью, чтобы прийти утром на богослужение подготовленным, очищенным.

Данное богослужение переносит нас во времена первых христиан, у которых вечерняя трапеза, возношение молитвы Господу Богу, поминовение усопших, Литургия составляли единое целое. В некоторых монастырях следы этой традиции сохранились до сих пор.

Когда и как совершается?

Всенощное Бдение – что это, сколько служб соединяет и сколько длится, мы узнали, но когда проводится эта Литургия, когда можно посетить храм? Итак, прийти в церковь на такое богослужение можно по случаю следующих праздников:

  • дней храмовых праздников;
  • воскресенья;
  • особых праздников, отмеченных знаком в Типиконе (например, в память Иоанна Богослова или Святителя Николая);
  • двунадесятых праздников.

Помимо этого, настоятель храма вправе проводить воскресное или иное Всенощное Бдение, пояснив, что такое богослужение уместно относительно местных традиций. Священное ночное богослужение имеет определенную последовательность. Состоит оно из следующих частей.

Олицетворяет создание мира, ветхозаветные времена, грехопадение человека, изгнание его из рая. Вечерня состоит из молитв о сокрушенном сердце, спасении, надежде на Иисуса, Божьей любви.

Богослужение начинается с открытия царских врат. Каждение алтаря отражает сотворение мира, он моментально наполняется клубами дыма. Вспоминаются слова о том, что Земля была пуста, только Святой Дух парил над первозданным веществом. Слов Творца еще не раздавалось, поэтому ритуал священник и дьякон проводят молча.

Далее священнослужители, встав перед престолом, славят Великую Троицу, призывают прихожан трижды поклониться Цареви нашему Богу.

Хор поет псалом о сотворении мира, напоминая, что все начало существовать только через Него.

Каждение храма священником со свечой олицетворяет пребывание первых людей в раю, когда Бог находился среди них. Блаженная, райская жизнь, когда не было преград, невзгод, тягостей бытия.

В знамение этого диакон выходит из алтаря, совершает великое прошение перед закрытыми вратами. Каждение храма дьяконом показывает бедственное положение людей. Вместе с тягой к греху у них появились нужды, страдания, недуги.

Именно сейчас верующие с сокрушенным сердцем, опущенной головой взывают к Господу Богу о помиловании!

Интересно! Распахнутые Царские врата свидетельствуют о том, что рай тогда был открыт для всех.

Ветхозаветные стихи сочетаются с новозаветными песнопениями, поются они в честь праздника, славится Богородица, излагается догмат о происхождении Сына Божия от Богородицы.

Врата открываются, происходит вечернее вхождение.

Из алтаря через северные двери выходят священнослужители, дьякон возглашает: «Премудрость прости!», что означает призыв к бодрствованию, вниманию Божьей премудрости.

Хор продолжает воспевать Господа Иисуса Христа, ведь именно он является нашим путем к спасению, тихим светом, пришедшим от Отца. Священные тексты молитв упоминают о том, что грешные уста не достойны воспевать Его светлое имя, а делать это могут только голоса Преподобных.

Вечернее вхождение говорит нам о пришествии Мессии – Сына Господа Бога; вот он явился согласно пророческим преданиям. Фимиам при каждении устремляется вверх, словно наши молитвы возносятся к Богу.

Это символизирует присутствие Духа Божия, поэтому по произволению Господа ворота в рай нам опять открываются, однако не все туда смогут попасть. Далее читается краткий стих из Священных Писаний, пророческие тексты, наставления от Святых Отцов.

Многие христиане задаются вопросом, что это Всенощное Бдение с литией? С греческого это слово означает всеобщая молитва.

Богослужения с литией проходят по великим праздникам. Это моление возносится после кратких стихов из Евангелия и сугубой ектении, то есть прошения.

Совершается церковный обряд в притворе, чтобы все пришедшие кающиеся смогли принять участие в богослужении. Нередко после этого совершается благословение, а также освящение даров.

Раньше пищу предлагали паломникам, приходившим издалека, для того чтобы они смогли подкрепиться после молитвы. Традиция освящать пять хлебов уходит в прошлое, когда, по преданиям, таким же количеством хлеба насытилось пять тысяч человек.

Конец вечери и начало утрени, полиелей

Далее поются стихи в память о прошедшем событии, затем читаются молитвы старца Семена Богоприимца, который продолжительное время ожидал пришествия Спасителя. Он, как известно, покинул сей мир только после того, как его очи увидели Младенца. Вечеря завершается Ангельским приветствием Богородицы.

Вся утренняя часть Всенощной олицетворяет новозаветный период, когда для нашего спасения явился Иисус Христос.

Начинается утреннее богослужение с чтения шести избранных Давидовых псалмов, где указывается греховное положение людей и ожидание Мессии.

Начало утренней службы воплощает Христово Рождество. Люди сейчас молятся с особым благоговением, надеясь и ожидая милость Господа.

Воскресное или праздничное богослужение продолжается произнесением великой ектении, пением стихов о явлении Божьего Сына.

Важно! Тропари – молитвы, поющиеся в честь Святого или праздника. Они следуют за великим прошением, затем читают кафизмы. Это отдельные части Псалтири, читаемые подряд, которые заставляют задуматься нас о своем греховном положении.

Во время кафизмы разрешается сидеть. После этого следует малая ектения и самый торжественный эпизод службы.

В переводе с греческого «полиелей» означает изобилие милости, освящения. Это кульминационная часть, в которой в молитвах прославляется милость Божья.


Торжественные хвалебные стихи отражают всю людскую благодарность за то, что Господь ниспослал на Землю своего Сына, этим спас людей от дьявола, смерти.

Царские врата сейчас открываются, а священнослужители, выходя из алтаря, совершают каждение.

В зависимости от праздника читаются воскресные тропари или краткие хвалебные молитвы в честь церковного события – величания.

После этого богослужение продолжается чтением ектении и прокимена.

Чтение Евангелия и канона

Читаемые главы Священного Писания относят к празднуемому событию; на воскресных службах читают тексты о Воскресении или о явлении Христа своим ученикам. После их прочтения Евангелие выносится на середину храма для поклонения верующих, они подходят и прикладываются к Святыне.

Затем они помазываются священником, им раздается хлеб, произносятся краткие молитвы.

Канон на утрени – это правило, состоящее из девяти песней. Ирмосами называют связующие тексты, а тропарями – основные. Содержание канона на всенощном бдении включает, как уже было сказано, ирмосы, где упоминаются ветхозаветные времена, а также тропари – с представленными новозаветными событиями.

Канон на утрени – прославление Божьей Матери, Спаса нашего Иисуса Христа. Составляли ценные тексты великие богословы, однако они руководствовались древними молитвами пророков Моисея, Ионы, Аввакума, Исаии, Захария, а также других. Хор воспевает Богородицу, а диакон после девятого ирмоса выходит для каждения.

После канона поются хвалебные псалмы, царские врата открываются, священник славит Господа. После великого славословия, в котором люди благодарят Господа за свет, следуют две ектении: сугубая, просительная. Завершается утреня отпустом.

Первый час – это последняя часть Всенощного Бдения, состоящая из молитв, обращений к Господу Богу, прошений услышать нас, исправить наши дела. После произношения отпуста первого часа заканчивается богослужение.

Полезное видео

Подведем итоги

По словам старцев, в век суеты, постоянных нужд мы нуждаемся в более продолжительной молитве Господу. Именно она поможет нам воссоединиться с Богом, обрести равновесие, успокоение, просветление, мир. Посещение Всенощного Бдения – это дар, который каждый из нас может принести Богу.

Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера (а в иных местах и утром) особая служба Богу, называемая обыкновенно, всенощной, или всенощным бдением.

Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, следовательно, вся предпраздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою. И в настоящее время существуют такие св. обители, где всенощное бдение продолжается около шести часов от начала оного.

Обычай христиан проводить ночное время в молитве очень древен. Апостолы, частью по примеру Спасителя, Который не раз в Своей земной жизни употреблял ночное время на молитву, частью из боязни врагов своих, имели молитвенные собрания по ночам. Первые христиане, опасаясь преследования идолопоклонников и иудеев, молились по ночам в праздники и дни памяти мучеников в загородных пещерах, или так называемых катакомбах.

Всенощная изображает историю спасения рода человеческого через пришествие на землю Сына Божия и состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа.

Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадильницею и диакон со свечою кадят св. алтарь; потом диакон говорит на амвоне: востаните, Господи благослови! Священник говорит: слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем священник призывает верующих поклониться Христу Царю и Богу нашему; певчие поют избранные места из псалма 103: Благослови, душе моя, Господа… Господи Боже мой, возвеличился еси зело (т.е. Весьма)… На горах станут воды… Дивна дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси!.. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся. Между тем, священник с диаконом, окадивши алтарь, обходят с кадилом всю церковь и кадят св. иконы и молящихся; за этим к концу пения псалма 103 входят в алтарь, и затворяются царские врата.

Это пение и действия священника с диаконом до входа их в алтарь напоминают нам творение мира и счастливую жизнь первых людей в раю. Закрытие царских врат изображает изгнание первых людей из рая за грех непослушания Богу; ектения, которую говорит диакон по закрытии царских врат, напоминает безотрадную жизнь наших праотцев вне рая и наши постоянные нужды в помощи Божией.

После ектеньи мы слышим пение первого псалма царя Давида: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых, и путь нечестивых погибнет, работайте (служите) Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом; блажени вси, надеющиеся нань (на Него). Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Избранные места из этого псалма поются для того, чтобы изобразить как горестные мысли праотца нашего Адама по случаю своего грехопадения, так и советы и увещания, с которыми прародитель наш Адам обращается к своему потомству словами царя Давида. Каждый стих из этого псалма отделен ангельским славословием аллилуия, что значит с еврейского языка хвалите Бога.

После малой ектеньи поются умилительные две молитвы к Господу Богу: Господи воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе услыши мя, Господи! (Псал. 140)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи!

Да приидет молитва моя, как фимиам пред Тобою; поднятие рук моих да будет жертвою вечернею. Услышь меня, Господи!

Это пение напоминает нам, что без помощи Божией трудно жить человеку на земле; ему постоянно нужна помощь Божия, которую мы удаляем от себя своими грехами.

Когда пропоются следующие за пением Господи воззвах молитвы, называемые стихирами, совершается вечерний вход.

Он совершается следующим образом: во время последней стихиры в честь Божией Матери отверзаются царские врата, выходят из алтаря северной дверью сначала свещеносец с горящею свечою, потом диакон с кадилом и священник. Диакон кадит св. иконы иконостаса, а священникстоит на амвоне. После пения Богородичной песни диакон становится в царских вратах и, изображая крест кадильницею, возглашает: премудрость, прости! Певчие отвечают следующею умилительною песнею священномученика Афиногена, жившего во 2 столетии по Р. Христове:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит.

Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя.

Что же знаменует вечерний вход? Вынос свечи означает явление пред пришествием Христовым св. Иоанна Предтечи, которого Сам Господь назвал светильником. Священник, во время вечернего входа, изображает Спасителя, пришедшего в мир для заглаждения пред Господом вины человека. Слова диакона: премудрость прости! Внушают нам, что мы должны с особенным вниманием, стоя наблюдать за священными действиями, моля Господа, да простит и нам все согрешения.

Во время пения Свете тихий священник входит в алтарь, лобызает св. престол и становится на горнее место, обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром, поэтому певчие вслед за пением Свете тихий поют: Господь воцарися в лепоту облечеся, т.е. Что Иисус Христос, после Своего вознесения, воцарился над миром и оделся красотою. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.

После прокимна под двунадесятые и Богородичные праздники и под праздники в честь святых угодников Божиих, особенно чтимых нами, читаются паремии, или приличные праздникам небольшие три чтения из книг ветхого и нового заветов. Пред каждою паремиею возглас диакона премудрость указывает на важное содержание читаемого, а возглашением диакона вонмем! Внушается, чтобы мы были внимательны во время чтения и мысленно не развлекались бы посторонними предметами.

Лития и благословение хлебов

За сугубою и просительною ектеньями иногда в более торжественные праздники совершается лития и благословение хлебов.

Эта часть всенощного богослужения совершается так: священник с диаконом выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поют стихиры праздника, а диакон после них молится о Государе Императоре, Государыне Императрице и о всем Царствующем Доме, о епархиальном епископе и всех православных христианах, о том, чтобы Господь сохранил всех нас от бед и напастей. Лития совершается в западной стороне храма для того, чтобы возвестить кающимся и оглашенным, обыкновенно стоящим в притворе, о празднике и вместе с ними помолиться о них. Здесь основание молиться за литиею о всякой душе христианской, находящейся в скорби и горе, нуждающейся в Божией милости и помощи. Лития также напоминает нам древние крестные ходы, которые первенствующие христиане совершали во время общественных бедствий по ночам из опасения, чтобы не подвергнуться преследованию от язычников.

За литиею после стихир, певаемых на стиховне, после предсмертной песни Симеона Богоприимца, и когда пропоется трижды тропарь праздника, совершается благословение хлебов. В первые времена христианства, когда всенощное бдение продолжалось до рассвета, для подкрепления сил молящихся священник благословлял хлебы, вино и елей и раздавал их присутствовавшим. В напоминание об этом времени и для освящения верных, и в настоящее время священник молится над 5 хлебами, пшеницею, вином и елеем и просит Бога о умножении их и отом, чтобы Господь освятил верных, вкушающих от этих хлебов и вина. Елей (масло), освященный в сие время, употребляется для помазания молящихся за всенощным бдением, а пшеница употребляется в пищу. Пять хлебов, освященных в сем случае, напоминают то чудо,которое совершил Господь во время Своей жизни на земле, когда Он 5 хлебами насытил 5000 человек.

Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

При сем бывает звон, напоминающий об окончании вечерни и о начале второй части всенощного бдения.

Или всенощная , – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. “В начале сотворил Бог небо и землю”. Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: “Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков”. Потом он трижды призывает верующих: “Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему”. Ибо “все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан. 1, 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: “Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению :

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Затем диакон возглашает малую ектению : “Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: “Господи, помилуй!” Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: “Господи воззвах:” присоединяются стихиры , т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик , так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход : из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: “премудрость прости!” (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: “Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: “Свете тихий…” поется прокимен , т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: “Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся”, а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии . Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную) ектению : “Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…”

Затем читается молитва: “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…”

После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: “Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)…”

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов .

Лития , слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.


Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются “стихиры на стиховне”. Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля”, затем чтением трисвятого и молитвою Господней: “Отче наш…”, пением Ангельского приветствия Богородице: “Богородице Дево, радуйся…” или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: “Буди имя Господне благословенно отныне и до века”, завершительным благословением священника: “Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием – всегда, ныне и присно, и во веки веков”.

Конец вечерни – молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия .

Утреня

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

Затем читается шестопсалмие , т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению .

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь , т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы , т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению , и затем совершается полиелей . Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание , т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

“Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши”

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.

Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос , что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.


Хор в это время поет песнь Богородицы:

“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную .

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час .

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная .”

В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Статьи по теме: