Матильда историческая правда или вымысел. И дольше века длится ложь – Матильда Кшесинская. А по поводу их близости

1. Александр III и Мария Феодоровна не являлись инициаторами «романа» Цесаревича Николая Александровича и М. Кшесинской.

2. Александр III и Мария Феодоровна не были противниками свадьбы своего сына на Принцессе Гессенской Алисе. Наоборот, узнав о помолвке были счастливы за сына.

3. Юношеское увлечение Цесаревичем Николаем Александровичем балериной М. Кшесинской не носило с его стороны характера «любовной страсти» и не переходило в сексуальную связь.

4. Цесаревич с ранней юности мечтал жениться на Принцессе Алисе, и никогда не собирался придавать хоть сколько-нибудь серьезный характер своим отношениям с Кшесинской. Утверждения авторов сценария, что Николай Александрович так «любил» Кшесинскую, что не хотел жениться на Принцессе Алисе, и даже был готов променять корону на брак с балериной, являются чистейшим вымыслом, ложью.

5. Крушение Императорского поезда произошло осенью 1888 г., за два года до знакомства Александра III и Цесаревича Николая Александровича с М. Кшесинской. Поэтому, они никак не могли говорить о ней. Самой Кшесинской было в 1888 г. 16 лет.

6. М. Кшесинская никогда не была на Высочайших приемах.

7. Принцесса Алиса Гессенская прибыла в Крым 10 октября 1894 г., то есть за десять дней до кончины Императора Александра III. Поэтому совершенно не понятно, почему она по сценарию одета в траурное платье и выражает Наследнику соболезнования. Кроме того, Наследник встречал Аликс в Алуште, куда она была доставлена конным экипажем, а не поездом, как это утверждается в сценарии.

8. М. Кшесинская не присутствовала на коронации Императора Николая II, и он никак не мог ее там видеть.

9. Порядок коронации и венчания российских императоров расписывался до деталей и имел вековую традицию. Откровенным вымыслом и ложью являются положения сценария, где Александра Феодоровна спорит с Марией Федоровной одевать ли ей шапку Мономаха или большую императорскую корону. А также то, что Мария Федоровна сама примеряла своей невестке корону.

10. В репетиции коронации согласно установленного порядка принимали участие не лично Император и Императрица, а придворные лица.

11. Старший сын Императора Александра II Наследник Цесаревич Николай Александрович скончался в 1865 г. в Ницце не от туберкулеза, как об этом заявляет «Мария Федоровна», а от менингита.

12. Первая киносъёмка в России, осуществлённая французской компанией «Пате», была посвящена не приезду в Симферополь «на поезде» Принцессы Алисы, как об этом утверждается в сценарии, а коронации Императора Николая II.

13. Император Николай II не падал в обморок на коронации, его корона не катилась по полу.

14. Император Николай II никогда, тем более один, не заходил за кулисы театров.

15. В списке директоров Императорского театра никогда не было человека с именем «Иван Карлович».

16. Среди врачей, лечивших Государыню Императрицу Александру Феодоровну никогда не было «доктора Фишеля».

17. Костюм балерин не одевается на голое тело, поэтому эпизод с оторванной лямкой лифа не мог иметь место в действительности.

18. Никто, кроме близкого семейного окружения, не мог говорить Царю или Наследнику «ты», тем более, этого не мог делать К. П. Победоносцев.

19. Никогда ни один русский офицер в здравом рассудке не мог броситься на Наследника престола с целью его побить или убить, из-за «поцелуя балерины».

20. Император Николай II никогда не пытался отказаться от престола, тем более не предпринимал попыток «бежать» с Кшесинской из России.

21. Коронационные подарки раздавались народу не киданием их с каких-то вышек, а в специально отведённых для этого буфетах. Давка началась за несколько часов до раздачи подарков, ночью.

22. Император Николай II никогда не приезжал на Ходынское поле и не осматривал «гору трупов», которой и не было. Так как в общее число погибших в ходе давки (1300 человек) входят и скончавшиеся в больницах. К приезду Императора и Императрицы на Ходынском поле, трупы погибших уже были увезены. Так что «обозревать» было нечего.

23. Клевета: Александр III занимается организацией блудных свиданий для своего сына, заставляя своего брата Великого князя Владимира фотографировать для этого балерин.

24. Клевета: Александр III призывает своего сына Цесаревича Николая жить блудной жизнью, «пока я жив».

25. Клевета: Александр III перед смертью благословляет М. Кшесинскую на блудное сожительство со своим сыном Цесаревичем Николаем.

26. Клевета: Александр III уверяет, что все русские императоры за последние сто лет жили с балеринами.

27. Клевета: Александр III называет балерин «породистыми русскими кобылами».

28. Клевета: Николай II рисует на фотографиях балеринам усы и бороды.

29. Клевета: Николай II не скрывает своих отношений с Кшесинской и вступает с ней в половой контакт в Большом Петергофском дворце, впадая тем самым блуд.

30. Клевета: Николай II и Александра Феодоровна участвуют в спиритических оккультных сеансах «доктора Фишеля», что является по учению Православной Церкви тяжким грехом.

26 октября на экраны выходит фильм о балерине Матильде Кшесинской и цесаревиче Николае. Насколько судьбы и образы героев картины близки к исторической правде?

Матильда Кшесинская


Прима-балерина
Матильда
Кшесинская
(1903)


Фильм В картине Алексея Учителя Матильда, которую сыграла польская актриса Михалина Ольшанска, - блестящая красавица. Неслучайно вокруг прекрасной польки бушуют такие страсти. Матильду должна была сыграть Кира Найтли, но она забеременела, и пришлось искать замену. Михалина не танцовщица, она актриса, скрипачка и певица, но стать при росте 1,65 м у девушки балетная. Кшесинской не было 18, когда в марте 1890 года она познакомилась с цесаревичем. Михалине 25, и это уместно: фильм не о романтике, а о страсти. Матильда, или Маля, как ее называли близкие, у Ольшанской волевая и своенравная. Кшесинскую действительно отличал сильный характер. Более десяти лет она царила на сцене Мариинского театра. Великие Тамара Карсавина и Анна Павлова имели статус первых балерин, но прима была одна - Кшесинская.

История Матильда не была красавицей. Крупный нос, широкие брови… В рецензиях на балеты с участием «примы-балерины ассолюта» (так называли Матильду) много сказано о ее «физическом обаянии», но комплименты в адрес внешности сдержанны. Грациозную Кшесинскую (рост балерины 1,53 м) хвалили за то, что в ней «много жизни, огня и веселости». Возможно, в этих словах кроется тайна магического очарования Матильды, которая о себе говорила: «От природы я была кокеткой». Она любила и умела жить, радоваться роскоши и окружать себя первыми мужчинами государства, во власти которых дать все, что она пожелает.

Ларс Айдингер в роли Николая

Цесаревич Николай


Юный
цесаревич
Николай
(1890)


Фильм Роль цесаревича досталась 41-летнему немецкому актеру и режиссеру Ларсу Айдингеру. На контрасте с закрепившейся за Николаем славой слабого царя Айдингер играет почти шекспировского героя, человека сильных страстей, способного ради любви на бунт. Он страдающий, стремительный и резкий. Внешне экранный герой тоже мало напоминает исторического персонажа в юные годы. Айдингер высокий (рост 1,9 м), крупный, зрелый. Возраста добавляет и окладистая борода. Перед нами не слабый нерешительный цесаревич, а личность. Будь Николай таким героем, каким его сыграл Айдингер, кто знает, как бы сложились судьбы династии и страны. Кстати, роль Николая была сначала обещана Даниле Козловскому, но, когда решение изменилось, актеру предложили сыграть графа Воронцова - персонажа, которого в реальности не существовало.

История Рыжеватый, худой, невысокого роста, короткая стрижка ежиком и спокойные серо-зеленые глаза - таким увидела цесаревича Матильда. На момент встречи с Кшесинской 22-летний будущий император носил небольшие щегольские усики, борода появилась позже. «Все всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одной из черт его характера было уметь владеть собою, - пишет о Николае Кшесинская в своих мемуарах «Воспоминания». - Для меня было ясно, что у наследника не было чего-то такого, что нужно, чтобы царствовать… Чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Он не умел настаивать на своем и очень часто уступал».

Кадр из фильма

Принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская

Фильм Экранную Алису иначе как рыжей бестией не назовешь. Немецкая актриса Луиза Вольфрам, похожая на Тильду Суинтон, создала гротескный образ. Жалкая, долговязая, нескладная, она пытается соблазнить Николая танцем и запутывается в юбках, вызывая смех. Алиса - противоположность блистательной Матильде. Невеста цесаревича интригует против балерины, устраивает спиритические сеансы, колдует на крови и носит зеленые платья в жутких розочках. Императрица и мать Николая Мария Федоровна упрекает будущую невестку в безвкусии.

История Как только в апреле 1894 года принцесса стала невестой наследника, он признался ей в увлечении Кшесинской и разорвал отношения с балериной. В ответ получил от Аликс короткое письмо: «Что было, то было и никогда не возвратится… Я люблю тебя еще сильнее после того, как ты рассказал мне эту историю». По версии авторов фильма Алисе пришлось добиваться свадьбы с цесаревичем, но на деле все было иначе. Принцесса несколько раз отказывала наследнику, не желая изменять лютеранской вере, но затем поддалась уговорам. Как отмечали современники, Алиса отличалась безупречным вкусом и красотой. «Густые волосы тяжелой короной лежали на голове, украшая ее, но большие темно-синие глаза под длинными ресницами смотрели холодно…»

Ключи от сердца

«Послушайте, как будет: это вы, а не я будете ревновать, мучиться, искать встречи и никого не сможете полюбить так, как меня…» - говорит в фильме Матильда наследнику. В действительности Матильда была заинтересована в отношениях больше, чем Николай, любила и страдала в разлуке сильнее, чем он. В июне 1893 года, когда в очередной раз не решился вопрос о помолвке наследника с принцессой Алисой, Кшесинская сняла дачу неподалеку от Красного Села, где стоял полк цесаревича. Но за лето он приехал к Матильде всего два раза. В дневниках Николая есть записи о том, что сердце и голова его в тот период были заняты только принцессой. «После помолвки он просил назначить ему последнее свидание, и мы условились встретиться на Волконском шоссе. Я приехала из города в своей карете, а он верхом из лагеря. Наедине состоялась одна-единственная встреча… Что я испытывала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою», - признавалась Матильда.
«Маля мне нравится, Аликс я люблю», - записал цесаревич в своем дневнике, и в этой фразе вся правда о любовном треугольнике - Николае, Аликс и Матильде. А вот строки из дневника царицы, которые она записала в первую брачную ночь: «Мы принадлежим друг другу навеки… Ключ от моего сердца, в котором ты заключен, утерян, и теперь тебе никогда не вырваться оттуда».

Подготовила Елена АЛЕШКИНА

К столетию Октябрьской революции, 25 октября 2017 года, на российские экраны выйдет, пожалуй, самый скандальный фильм последних лет – «Матильда» Алексея Учителя. Создатели картины уже нарекли ее «главным исторических блокбастером года».

Лента повествует о головокружительном романе одной из самых ярких пар в мировой истории: будущего императора Николая II и звезды Его Величества Императорских театров балерины Матильды Кшесинской.

Несмотря на то, что премьера еще не скоро, в сети уже появился первый трейлер «Матильды». Роскошные наряды, великолепные залы и откровенные сцены совсем не платонической любви с участием юной балерины и цесаревича Николая.

Именно эти кадры и вызвали бурю негодования у православных активистов «Царского креста». Верующие были возмущены тем, что Учитель порочит память святого (в 2000 году Николай II и его семья были признаны страстотерпцами).

Потом масла в огонь подлила депутат Наталья Поклонская , заявив, что даже «не будет мараться просмотром» ленты.

Наследники царского Дома Романовых конфликт своим вниманием не удостоили, зато потомки Матильды Кшесинской выходом провокационного фильма очень обеспокоились.

Фильм, наверно, будет неплохой, учитывая, что режиссер хороший, - поделился с «Комсомольской правдой» - Нижний Новгород » двоюродный правнук балерины Константин Севенард. - Но проблема в том, что фильм завершается коронацией Николая, и авторы утверждают, что на этом-то отношения Матильды и Николая заканчиваются. Но мы, родственники Матильды Феликсовны, располагаем совсем иной информацией. И мы хотим, чтобы к 100-летию драматических революционных событий, наконец, стала известна вся правда о Матильде Кшесинской и Николае II.

Экскурс в историю

Но начнем по порядку. В первый раз юный цесаревич Николай увидел Матильду на ее выпускном экзамене в Императорском театральном училище. Матильда – выразительная 18-летняя красавица с изумительно тонкой талией – в тот вечер была одета в нежный голубой костюм, украшенный ландышами. Тогда, 23 марта 1890 года все императорское семейство во главе с Александром III пожаловало в училище на итоговый спектакль.

Из всех выпускниц царь выделил Кшесинскую, блиставшую на сцене в «выразительном танце, исполненном лукавого кокетства».

Когда Кшесинскую представили государю, он протянул ей руку, произнеся судьбоносные для нее слова:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После приема воспитанники училища и царская семья перешли в столовую. Александр III пригласил Кшесинскую сесть подле себя, а рядом с ней будто нарочно усадил своего сына Николая. Именно этот вечер стал поворотным в жизни обоих.


Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника, - писала позже в своих дневниках Матильда. - Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече: в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета.

По воспоминаниям самой Кшесинской, пылкие встречи любовников начались только два года спустя, в 1892 году.

Свое отношение к балерине сам Николай описывал достаточно просто:

Малютка Кшесинская положительно меня занимает…

Однако недолгому счастью влюбленных вскоре приходит конец: в 1894 году состоялась помолвка Николая II с немецкой принцессой Алисой Гессенской. Будущий последний император России обрывает роман с блистательной Кшесинской и погружается в семейную жизнь и государственные дела.

Убитая горем разлуки Матильда, впрочем, вскоре находит утешение в объятиях другого члена царской фамилии - Великого князя Сергея Михайловича, а позднее выходит замуж за Великого князя Андрея Владимировича. От него же рожает своего единственного ребенка – сына Владимира.

В ночь на 17 июля 1918 года Николая и всю его семью расстреляют в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге . После кровавой расправы в живых не осталось ни одного наследника последнего российского императора.

Во всяком случае, так гласит официальная версия.

Последняя дочка Николая II

Почти сразу после трагических событий лета 1918 года в разных уголках мира, как грибы после дождя, стали появляться «спасшиеся от расстрела» лже-дети Николая и Александры. Всего история знала 28 лже-Ольг, 33 лже-Татьян, 53 лже-Марий , 34 лже-Анастасий и 81 лже-Алексея. Кроме них, добиться признания и «вернуть свои права» пытались и никогда не существовавшие, якобы тайные дочери императорской четы.

Однако позднее среди историков робко зазвучали предположения о том, что у последнего императора и впрямь могли остаться наследники. Но не от его благоверной, а совсем от другой женщины. Поскольку царь не отличался разгульным характером и любвеобильностью, единственной «подозреваемой» стала Матильда Кшесинская. Любители докопаться до истины решили, что «последней дочкой императора» могла стать Целина Кшесинская, которую до сих пор считают племянницей прославленной балерины. Долгие годы этой версии не было ни единого подтверждения, пока…

… Накануне Нового года в Нижний Новгород прибыл потомок заслуженной артистки Его Величества Императорских театров Константин Севенард. По всем документам он правнук Иосифа Кшесинского – брата Матильды Феликсовны. Считается, что именно у Иосифа Кшесинского в 1911 году родилась дочь Целина. Девушка вышла замуж за Константина Севенарда и родила ему троих детей: Лидию, Юрия и Федора. Никто из них не сомневался в своем происхождении. Лишь в конце 80-х один из внуков Целины – Константин Севенард по воле судьбы приоткрыл завесу семейных тайн и легенд Матильды Кшесинской.


Как считают потомки Кшесинской, на этом фото Матильда пытается скрыть округлившийся животик.Фото:

И вот сейчас, в Нижнем Новгороде, в семейном фотоархиве потомков балерины, Константин Севенард обнаружил несколько крайне важных снимков. Именно они, по мнению Севенарда, и способны перевернуть сложившиеся представления о царской семье. Константин Юрьевич встретился с «Комсомолкой» и показал исторические снимки.

Эта фотография сделана в 1911 году. Как видите, на ней Матильда Феликсовна далеко не в балетной форме, - Константин Севенард указывает на заметно округлившийся животик балерины. - А вот, к примеру, другой снимок, сделанный позже в том же году. Здесь мы видим уже постройневшую Матильду. Смотрите, она стоит рядом с коляской и с нежностью смотрит на маленькую спящую Целину. Мы считаем, что эти снимки полностью доказывают тот факт, что Матильда Феликсовна летом 1911 родила дочь. Но от кого?


По уверениям потомков Кшесинской, этот снимок полностью доказывает, что летом 1911 года Кшесинская родила дочь.Фото: Из личного архива героя публикации

Горячая осень 1910-го

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перенестись почти на 30 лет назад, в перестроечный Ленинград , где в 1987 году в бывшем особняке Матильды Кшесинской проводился генеральный ремонт.

Тогда строители нашли дневники Матильды Феликсовны, которые раньше не были известны публике, - начинает свой рассказ Константин Севенард. – Сам я эти дневники не видел, но люди, которым удалось их прочитать, рассказали мне то, что принципиально меняет взгляд на историю нашего государства.

Вы знаете, на протяжении своей карьеры в царской России прима-балерина Мариинского театра Матильда не однажды обращалась за помощью в разрешении театральных интриг к своему бывшему возлюбленному – Николаю II. Переписка между ними окончательно не прекращалась никогда. Николай вместе со своей супругой Александрой Федоровной (такое имя получила принцесса Алиса при принятии православия) даже посещал спектакли, в которых танцевала Кшесинская. Это все известные факты. Но мы никогда не догадывались, что Николай и Матильда после 1894 года встречались лично. А это было, причем, как минимум, дважды.

В первый раз Матильда Феликсовна и Николай встретились в октябре 1910 года. Причем, на встрече настоял сам император. Обстановка в России уже была крайне напряженная, а его положение становилось все более шатким. Более того, Николай II был человеком, который верил в мистические предсказания. По одному из таких предсказаний ему и всей его семье была предначертана мученическая смерть. Безусловно, император, как государственный деятель уже тогда задумывался о будущем своем и своей страны. После долгих раздумий он пришел к решению оставить после себя еще одного наследника, но вне царской семьи.


По мнению потомков Кшесинской, Целина - дочка Матильды и Николая II.Фото: Из личного архива героя публикации

Естественно, единственной женщиной, кроме императрицы Александры Федоровны, от которой царь хотел бы иметь наследника, была горячо любимая им Матильда. Октябрьская встреча закончилась их близостью. И, - о счастье!- Матильда Феликсовна забеременела. В июле 1911 года Матильда родила девочку. Но оставлять малышку у себя было непозволительно – пошли бы пересуды. И она отдала кроху на попечение своего брата Иосифа и его супруги.

Тайный брак в Царском Селе

Через 6 лет ситуация в стране достигла точки кипения. Неудачи в Первой мировой войне и, как следствие, недовольство жителей страны лично императором привело к массовым выступлениям петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона в феврале 1917 года. Февральская революция привела к свержению монархии. 2 марта Николай II отрекся от престола. Теперь уже бывшего императора Временное правительство арестовало в Царском Селе, где он вместе со всей семьей пробыл в заключении до августа того же года.

В апреле 1917 года Матильда добилась того, чтобы ее пустили к императорской семье в Царское Село якобы передать им подарки к Светлой Пасхе, - голос Константина Севенарда становится тверже. – Удалось ей это только благодаря тому, что князь Львов (председатель Временного правительства – прим. Авт.) был горячим поклонником балета и Матильды Феликсовны в частности. В тот день в царскосельской церкви был расторгнут брак Николая и Александры Федоровны. Почти сразу же в той же церкви Николая обвенчали с Кшесинской.

Опять же, в этой ситуации Николай руководствовался, прежде всего, государственными интересами. Весной 1917 года у императорской семьи все еще оставался шанс бежать за границу. Но для этого Николаю нужно было гарантировать, что после него не останется наследников, способных претендовать на престол. Развенчавшись с Алисой, он тем самым лишил их общих детей права престолонаследия.

А брак с Кшесинской был заключен для того, чтобы сделать наследницей ее и их общую дочь Целину (о которой Временное правительство не знало).

5 тысяч тонн золота Царской короны

- Существуют какие-либо документальные доказательства того, что вы сейчас рассказали? Я имею в виду, кроме неопубликованных дневников Матильды Феликсовны.

Конечно! – с уверенной улыбкой отвечает Константин Юрьевич. – Я лично видел оригиналы всех этих документов. И еще пару очень важных бумаг.

Дело было так. В 1989 году я вместе с однокурсниками отправился в Польшу на экскурсию в Гданьск .

После нее я решил доехать до Варшавы , посетить семейный склеп Красинских (по семейному преданию род Кшесинских ведет начало от польских графов Красинских – прим. авт.), - с блеском в глазах продолжает Константин Севенард. – На кладбище я быстро нашел склеп: у нас дома были его фотографии. Я зашел внутрь. В холодном помещении присел на массивную мраморную скамейку. Вдруг я понял, что плита сверху скамейки плохо закреплена. По наитию я приподнял эту плиту и увидел, что скамейка внутри полая. Сразу мелькнула мысль о том, что это хитроумный тайник. Я залез внутрь и нащупал несколько бумажек. Аккуратно, почти не дыша, достал их и ахнул. Прямо сверху лежал Указ Николая II, заверенный его личной подписью.

- Что это был за указ?

О престолонаследии. В нем Николай признавался, что никакого отречения не было. Кроме того, в нем он завещает наследование престола и имущества Светлейшей княгине Романовской-Красинской (этот титул принадлежал Кшесинской – прим. авт.) и ее прямым наследникам по мужской и женской линии.

Под указом лежал церковный документ о заключении союза между Николаем и Матильдой, датированный апрелем 1917 года. Под ним – признание дочери Целины.

Но на этом сюрпризы для меня не закончились. В самом низу лежали два сертификата Национального резервного банка Соединенных Штатов Америки на вклад 5 тысяч тонн золота под 6%.

- Что конкретно было сказано в этих сертификатах?

Они были составлены на двух языках: русском и английском. Один сертификат был на вклад 3200 тонн золота, другой на 1800 тонн. В сертификате было прописано, что это личный вклад Николая (не государственный!) сроком на 110 лет. После этого распоряжаться золотом могут только прямые потомки Николая. Сделан вклад был в 1913 году. Получается, в 2023 году заканчивается невозвратный период.

Также в сертификатах было прописано, что наследники Николая могут в любой момент снимать проценты в виде любой техники и вооружения, производимого в США . Кроме того, в документах были строго оговорены условия, при которых банк должен немедленно вернуть вклад с огромными процентами.

- Например?

Например, если США не вступит в войну с Японией , если Япония нападет на Россию.

- Вы забрали эти документы?

Забрать их из склепа я не мог: во-первых, потому что из-за времени и неправильных условий хранения многие бумаги буквально рассыпались при малейшем движении. Во-вторых, это доставило бы мне немало неприятностей. Фотоаппарата у меня, чтобы сделать хотя бы снимки, тоже не было.

По возвращении из Польши в Ленинград, я позвонил в Ленинградское управление КГБ и сообщил о находке. Также я попросил их снять копии с документов и отдать их мне, но эту просьбу мою так и не исполнили.

Вести из эмиграции

- Неужели ни разу за долгие годы Кшесинская не попыталась рассказать своим наследникам всю правду об их происхождении?

Матильда Феликсовна несколько раз пыталась связаться со своими потомками, но письма, приходящие от нее, сразу рвали. Видите ли, наши родители думали, что связь с такой персоной, как Кшесинская, наделает им кучу неприятностей. Но Матильда была настойчивой: в 1961 году, когда ей было уже 90 лет, она приплыла на пароходе в Одессу , чтобы лично увидеться с внуками. Но, представьте себе, в порту ей даже не позволили спуститься с парохода!

Но Кшесинская не сдалась: она решила оставить для потомков конверт с письмом и копиями всех документов. Его мне передали в том же 1989 году.

- Поразительное совпадение!

В то время я очень много разъезжал в составе разных студенческих делегаций. Почти сразу после поездки в Польшу мы отправились в Антверпен . В качестве переводчика нас там сопровождала баронесса Анна де Кастерле. Однажды мы с ней разговорились, и баронесса рассказала, что в юности посещала балетные классы Матильды Кшесинской в Париже . Когда Анна узнала, что я потомок Матильды Феликсовны, она убедила меня отправиться в Париж. Мол, там меня ждут важные новости.

Собрав денег, я поехал в Париж. Там, накануне отъезда я увиделся с князем Мещерским в его роскошном поместье на юго-западе столицы.

Князь передал мне конверт с письмом от Матильды и копиями всех тех документов, которые я уже, по воле судьбы, видел в Варшаве.

К сожалению, в начале 1990 года мою квартиру в Ленинграде ограбили. Из ценного не пропало практически ничего, кроме того самого конверта со всеми бумагами…

Генетическая экспертиза

- И что вы намерены делать сейчас? Насколько я понимаю, вы убеждены в том, что вы прямой наследник последнего российского императора. Но ведь это достаточно просто проверить.

Конечно, именно поэтому мой отец, Юрий Константинович Севенард – родной сын Целины Кшесинской – в ноябре сдал образец ДНК в Институт общей генетики им. Вавилова . Генетики сравнят его с образцом ДНК Николая II. И тогда, надеюсь, все встанет на свои места.

История, рассказанная правнуком Матильды Кшесинской, больше похожа на блестящий сценарий для очередного голливудского байопика. Здесь есть все: трагическая личность Николая II, тайный и такой запретный брак с блестящей балериной, незаконнорожденная наследница короны, тысячи тонн золота, вывезенного из страны, целый детектив с поиском секретных документов, спрятанные дневники, склепы и ограбления. Пожалуй, этого бы с лихвой хватило даже не на один фильм. И даже неважно, что в истории есть целый ряд нестыковок. Вот, например, почти невероятно представить, что документы практически мировой важности, были спрятаны в расхлябанную скамейку, где их легко мог найти случайный прохожий. Или вот еще: кажущиеся просто нереальными суммы, которые Николай якобы вывез из страны прямо накануне разрушительной Первой мировой. Почему в то самое время, когда Россия в буквальном смысле голодала, он спокойно хранил 5 тысяч тонн золота в США? К слову, весь золотой запас страны к началу войны составлял 1311 тонн золота и Российская империя по этому показателю занимала первое место в мире!

Как бы то ни было, время и генетическая экспертиза (если она состоится) все расставят на свои места. Но кто знает, быть может совсем скоро Россия все же услышит о потомках последнего царя Николая II и славы русского балета Матильды Кшесинской.

КОМПЕТЕНТНО

Федор Дроздов, кандидат исторических наук:

То, что у Николая были отношения с Матильдой Кшесинской – это факт. Но говорить об их связи после женитьбы Николая на Александре Федоровне сложно: даже если они и виделись, все это делалось максимально секретно.

Но, извините, я никогда не поверю в то, что Николай в Царском Селе завещал престол своей незаконнорожденной дочери, происхождение которой еще надо будет доказывать. Тем более что в Российской империи приоритетное право престолонаследия всегда было по мужской линии. Напомню также, что Николай отрекся от престола и за себя, и за своего сына Алексея.

Теперь что касается личного вклада Николая II в Национальный резервный банк США. Бесспорно, какие-то капиталы царской семьи за рубежом существуют. На них, кстати, и раньше претендовали лже-дети императора. Но невозможно представить себе такой колоссальный частный вклад. Пять тысяч тонн золота – это уже не частные, а государственные объемы!

Нереальности всей истории придает то, что важнейшие исторические документы были найдены на кладбище. Подобное может произойти разве что в каком-нибудь захватывающем фильме.

Тем не менее, потомки Кшесинской вполне могут проверить свое родство с Николаем II. Но я думаю, скорее всего, «наследники последнего императора» окажутся обычными мошенниками, которые просто захотели получить пиар.

x HTML-код

Потомки Матильды Кшесинской раскрыли "Комсомолке" тайны их семьи. Роман ИГНАТЬЕВ

Конфликт, в центре которого оказалась историческая мелодрама о взаимоотношениях цесаревича Николая Александровича и балерины Императорских театров Матильды Кшесинской, набирает обороты уже в течение года.

Корреспондент ТАСС посмотрел фильм накануне выхода в широкий прокат и рассказывает, насколько ожидания от картины, спровоцированные шумихой вокруг нее, совпадают с реальностью.

Любовный треугольник

Одно из неожиданных решений картины в том, что все три главные роли сыграли иностранные актеры: немец Ларс Айдингер (Николай II), полячка Михалина Ольшанская (Матильда) и немка Луиза Вольфрам (Алиса Гессенская). Их лица вряд ли знакомы широкому российскому зрителю. И в этом – безусловный плюс фильма.

Сама история добрачных отношений будущего императора и известной балерины идеально ложится на киноязык. Тем более, что и жанр картины – историческая мелодрама. А значит, режиссер знал, где попытаться выжать слезу из зрителя, где добавить страстный поцелуй, где – красивую массовую сцену из балетного спектакля, а где просто держать план на фоне мощного оркестрового саундтрека.

Это кино предназначено для тех, кто предпочитает костюмные любовные мелодрамы. И этим бы оно и ограничилось, не будь названы в качестве главных героев цесаревич Николай Александрович, принцесса Алиса Гессенская и балерина Матильда Кшесинская. О роли в истории первых двух не стоит напоминать. А вот о последней, возможно стоит – Кшесинская сделала многое не только для развития, но и для последующего распространения традиций русского балета в Европе.

Историческая правда против вымысла

У Алексея Учителя за плечами несколько биографических картин. Его первой игровой картиной была "Мания Жизели" (1995) – байопик о русской балерине Ольге Спесивцевой. Следом он снял "Дневник его жены" (2000) о писателе Иване Бунине.

И вот в 2014 он начал съемки "Матильды", которые проходили с особым размахом – в Царском Селе, во дворцах Санкт-Петербурга, в специально построенных декорациях Успенского собора. Масштабный замысел с большим бюджетом обернулся "масштабной" историей выхода в картины в прокат.

Общаясь со зрителями и журналистами до премьеры, Алексей Учитель неоднократно подчеркивал, что снимал художественный фильм, а значит, имел право на вымысел. Вымысла в картине оказалось много, и вряд ли стоит рассматривать "Матильду" с точки зрения соответствия историческим событиям. Здесь можно угодить в ловушку и начать бесконечно обсуждать вопрос "было - не было". Очевидно, что историческая правда будет не на стороне создателей картины.

Все исторические события как бы спрессованы – венчание предваряет коронацию, после которой Николай II якобы сразу отправляется на Ходынку. Будущая императрица приезжает в Москву чуть ли не одна, и так же, без видимого сопровождения передвигается по Петербургу. Накануне свадьбы роман цесаревича с балериной Кшесинской все еще продолжается. И даже в момент коронации настойчивая танцовщица умудряется прорваться в собор и в самый ответственный момент с надрывом прокричать "Ники!"

О предчувствии катастрофы

Отдельная линия картины – это то самое предчувствие катастрофы, о которой еще никто не знает, но она как бы ощущается в воздухе. Начиная с крушения поезда, в котором страдает Александр III и заканчивая подготовкой к коронации, когда будущая императрица ранится шпилькой и кровь стекает по ее лицу – все это настойчиво зрителю напоминает о том, что глобальные потрясения и большие перемены вот-вот настанут.

Ужаса добавляет и фактически вымышленный персонаж, странный немец-экспериментатор. В его то ли лаборатории то ли клинике практикуются самые изощренные пытки. Именно к нему попадает поручик Воронцов (Данила Козловский) – страстный и безумный поклонник Кшесинской, которого подозревают в покушении на царя. Молодого человека сажают в огромный аквариум, где держат, судя по всему сутками, давая изредка глотнуть свежего воздуха.

Мистикой увлекается и будущая императрица – она устраивает спиритические сеансы и пытается избавиться от соперницы, прибегая к помощи того самого немецкого врача.

О метаниях между тремя женщинами

Будущий император Николай II по версии Алексея Учителя – почти что типичный мужчина, на которого давит властная мать, он увлечен одной женщиной, а вынужден жениться на другой. Взаимоотношения героев не выходят за эту стандартную схему.

Эти главные характеры по сути ничего нового не рассказывают зрителю. Николай II безволен и мягок, Алиса – стереотипно суха, как якобы подобает немке, Кшесинская – строптива и самовольна, какой в представлении обывателя и должна быть балерина. Вряд ли несведущий зритель поймет, что Кшесинская, судя по воспоминаниям современником, действительно была выдающейся танцовщицей, обладала харизмой, а характеры будущего императора и его супруги были во много раз более интересны и многогранны.

Елена Васильева

Художнику, конечно, повышенное внимание к его произведениям обычно приятно. Но когда твой опус рассматривают с увеличительным стеклом – увольте, это уж лишнее.

В таком примерно положении оказался сейчас Алексей Учитель со своей многострадальной (без иронии) «Матильдой». Атака Натальи Поклонской, вызвавшая мутную волну агрессивных нападок со стороны «царебожников» вплоть до высказанного желания посадить режиссера на кол, с одной стороны добавили фильму популярности заранее. С другой стороны – добавили ему чисто энтомологического интереса со стороны критики, вынужденной теперь анализировать «Матильду» в свете агрессивных событий вокруг нее. И это фильму вместе с командой на пользу, конечно, не пошло.

Не будь Поклонской с ее свитой психически нестабильных – «Матильда» скромно прошла бы по обочинам кинокритических обзоров как очередное околопатриотическое кино с не слишком удачной прокатной судьбой, но и не провальное на фоне всей нашей киноиндустрии. Которую так и хочется забрать в кавычки. Но раз уж волна общественного обсуждения вынесла на поверхность – приходится перебирать по косточкам. Экспонат как-никак.

Отдадим должное Учителю: с парадной стороной фильма он поработал отменно. Костюмная историческая драма из стародавних времен, когда дамы волочили шлейфы шелковых юбок, кавалеры в бакенбардах котлетами смаковали слово «честь», а новоиспеченные императоры выкладывали круглые суммы из своего кармана семьям погибших во время их коронации, в «Матильде» сконструирована грамотно, любовно и явно с честным применением выделенного бюджета. Что, согласитесь, в наше подозрительное время уже достижение.

История, рассказанная в фильме, разворачивается на фоне парадных фасадов и в нарядных интерьерах. Здесь чувствует не только размах, но и вкус, что опять же для нашего нынешнего кино – редкость. У нас по большей части что-то одно – либо размах, либо вкус. Пышный излет 300-летнего царствования династии Романовых, который через 20 лет закончится кровавой трагедией, становится удачным фоном для драматичной истории любви между вот-вот императором Николаем Александровичем (Ларс Айдингер) и балериной Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанска). Любовь начнется с отважного эксперимента молоденькой Кшесинской на сцене – у нее случайно обнажится грудь, и вместо того чтобы стыдливо убежать за кулисы, она, завидев в ложе будущего императора, нахально глядя ему в глаза, продолжит танцевать с обнаженной грудью чем, разумеется, привлечет и увлечет юного Николая. Потом, когда Ники попытается овладеть ею в специальном шатре, Матильда влепит ему пощечину и пообещает, что он теперь будет любить ее вечно.

В венценосном семействе Романовых Кшесинскую считали чем-то вроде переходящего знамени – начав с великого князя Сергея Александровича, она займется Николаем, а когда Николай станет примерным семьянином, обратит свой взор на императорского кузена, князя Андрея, за которого впоследствии и выйдет замуж. Но Учителю не хочется знать ничего плохого про героиню – Матильда у него девица хоть и пробивная, но искренно и преданно любящая своего Ники. Польская актриса отменно хороша – свежа, черноброва и обладает той свободной сексапильностью, которой наши актрисы в основном лишены. Поэтому не надо удивляться, что героиню Учитель привез из-за границы. С императором все намного печальнее. Ларс Айдингер – выдающийся артист, на спектакли берлинского «Шаубюне» с его участием попасть практически невозможно. Что сделал с ним режиссер – сразу даже не скажешь. То ли запретил под страхом расторжения контракта играть привычно хорошо. То ли накачал снотворным. Но в любом случае смотреть на бородатого мужчину за 40, которому явно скучно изображать 22-летнего юношу, - несколько даже неловко. Диссонанс между глазами изрядно пожившего человека и юными порывами вчерашнего пубертата слишком бросается в глаза, и от этого история любви кажется заведомо фальшивой.

Хотя – и тут снова надо отдать должное режиссеру – он не настаивает на правдивости рассказанного. Он даже не уговаривает нас, что, дескать, такое ведь могло быть. Наоборот – он словно подчеркивает, что все рассказанное – выдумка от начала до конца, и для этого привлекает совершенно сказочных персонажей. Вроде князя Воронцова (Данила Козловский), неистово влюбленного в Матильду бородача, готового ради нее отправить на тот свет наследника престола. Это такой Кощей, Мальчиш-Плохиш и все демоны сразу в одном лице. Это уже смешно, но еще смешнее, когда некий люцифероподобный врач-психиатр в исполнении почему-то великого немецкого театрального режиссера Томаса Остермайера помещает Воронцова в аквариум с головой и принимается пытать. Не это ли прямой намек нам: не верьте, дорогие зрители, ни секунды не верьте!

Проблема только в том, что сам режиссер так и не понял – верить самому себе или нет. Он отчаянно мечется между жанрами, между вымыслом и реальностью, так до конца и не решив, что и зачем снимает. То ему самому кажется, что он снимает вполне патриотическое кино про ту самую хрестоматийную Россию до 1913 года, когда поросята были жирненькие, а люди верили в бога. То есть «Россию, которую мы потеряли». Не зря фильм начинается недвусмысленной метафорой – тем самым знаменитым крушением поезда, после которого здоровье государя Александра Третьего (Сергей Гармаш), долго удерживавшего крышу вагона, сильно пошатнулось, как тот поезд. Вскоре Ники стал императором.

Моментами кажется, что хитрый Учитель на самом-то деле снял комедию – кроме Воронцова и полубезумного психиатра, в фильме еще множество комических персонажей в комических обстоятельствах. Самый обаятельный из них – начальник царской сыскной полиции Власов (Виталий Кищенко). Этот зловещий тип, каким он вроде должен казаться зрителю, по сюжету несколько лет только и делает, что носится за Матильдой, пытаясь разлучить ее с будущим императором. Видимо, дела в стране с точки зрения безопасности шли очень неплохо, коль скоро главный охранник бросает все силы на девицу-балерину. Настигнув ее, Власов пытается девушку то утопить, то сжечь. Или может, наоборот – дела-то шли плохо, но сыскная полиция была занята не тем, вот все и рухнуло? Тогда, выходит, глубоко копает Учитель. А в это поверить совсем уж трудно.

Скорее всего, режиссер хотел угодить понемножку всем – патриотам (православие-самодержавие-народность), любителям массового зрелища (нарядные салоны и гонки на паромах), домохозяйкам (история несчастной любви), критикам (хорошие актеры, особенно Ингеборга Дапкунайте в роли вдовствующей императрицы, плюс простор для трактовок, которым мы и воспользовались). Но как часто и бывает в таких случаях, художник промахнулся, и единственным, кто всерьез заинтересовался фильмом, оказалась депутат Поклонская. Да и та фильм смотреть не хочет.

Кстати, в пользу комедии говорит и тот факт, что цесаревич после ночи любви с Матильдой всегда оказывается в кальсонах. Кстати, скажите кто-нибудь об этом Поклонской – может, она успокоится?

Статьи по теме: