Почему известный актёр Сергей Филиппов долгие годы отказывался от общения с родным сыном. Сергей Филиппов: жена, личная жизнь Сергей Филиппов в фильме "Карнавальная ночь"

До того как стать актёром, Филиппов в своём родном Саратове кем только ни трудился: был и столяром, и пекарем на хлебном заводе, и дворником, и садовником. Но мечта у него была одна: сцена. Правда, не драматического театра, а балетного. Сергей Филиппов окончил в Ленинграде балетное отделение эстрадно-циркового училища, педагоги ему прочили прекрасное будущее в классическом танце: благо были физические данные и рост для исполнения главных балетных героев и принцев. Но врачи сразу по окончании училища поставили ему диагноз: опухоль головного мозга. Оперировать не предлагали, но запретили серьёзные физические нагрузки строго-настрого. Так разбилась первая мечта Филиппова.

Кадр из фильма «Старый знакомый», 1969 г. Фото: РИА Новости

Несостоявшаяся звезда балета отправилась в Ленинградский театр комедии к режиссёру Акимову. Быстро выяснилось, что у Филиппова ярчайший талант комика. Позже актёр, сыграв в десятках фильмов, с горечью скажет, что режиссёры его не видят в качестве «основного блюда», а только используют его талант как «острую приправу к пресному». Согласившись участвовать в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова , Филиппов позже крайне пожалел, что сыграл этого лектора-зануду. Стоило ему появиться на публике, как сразу все вокруг начинали цитировать его героя: «Одна звёздочка, две звёздочки, три звёздочки». По воспоминаниям коллег, актёр просто трясся от негодования. Ведь мечтал он о серьёзной драматической роли. Ему хотелось сыграть в драме, трагедии, а предлагали сплошные комедии. И ладно бы он играл в них главных персонажей, так нет же, доставались ему одни эпизоды: «Иван Васильевич меняет профессию», «Укротительница тигров» и др. Когда Сергей Николаевич узнал, что роль в картине «Когда деревья были большими» досталась не ему, а Юрию Никулину , он заплакал. Чтобы как-то снять напряжение, артист начал выпивать… Потом всё больше и больше.

Согласившись участвовать в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, Филиппов позже крайне пожалел, что сыграл этого лектора-зануду. 1956 г. Кадр из фильма

Смог победить рак

Главный персонаж в картине у него был один: Киса Воробьянинов в «12 стульях» Леонида Гайдая . Но участие в этом фильме едва не стоило актёру жизни. Перед самым началом съёмок у Филиппова начались страшные головные боли. К тому времени у него уже диагностировали рак мозга. Режиссёр принял решение заменить актёра на Ростислава Плятта. Но Филиппов позвонил Леониду Гайдаю и заявил: Ипполита Матвеевича будет играть он, чего бы это ему ни стоило. Режиссёр попал в сложную ситуацию: с одной стороны, ему не хотелось обидеть Филиппова, с другой стороны, серьёзная болезнь исполнителя могла поставить съёмки под угрозу. Но, когда о страстном желании Сергея Филиппова сыграть Кису Воробьянинова узнал Плятт, Ростислав Янович позвонил Гайдаю и отказался от этой роли. По окончании съёмок Филиппову стало хуже, его срочно положили в больницу. Но, к счастью, лечение прошло успешно, артист прожил больше 20 лет. Вот только темя у него так и не заросло после операции, лишь тонкая кожа вместо кости наросла в этом месте. Но актёр даже умудрялся шутить на эту тему. Например, министр культуры Фурцева назвала его однажды дураком. После этого Филиппов всегда говорил коллегам, что зря, мол, Фурцева, его дураком считает, у него ведь всего лишь часть мозга вырезали.

Участие в фильме «12 стульев» едва не стоило актёру жизни. 1971 год. Кадр из фильма

Личная жизнь у актёра была тоже непростая. Он очень любил свою первую жену, артистку балета Алевтину Горинович , в браке родился сын Юрий. Но балерина приняла решение эмигрировать в США и поставила Филиппова перед выбором: хочешь быть вместе со мной, поезжай тоже в Америку. Для Филиппова же такой вариант сохранения семьи был неприемлем: измена родине была страшнее одиночества и потери сына.

Потом Филиппов женился повторно: нашлась женщина, которая стала его ангелом-хранителем. Живя с ней, Филиппов бросил пить. Это была Антонина Голубева, специалист по русскому фольклору, автор книг для детей и юношества о жизни революционера Сергея Кирова , статей о русской эмиграции.

Сергей Филиппов. Фото: www.globallookpress.com

Коллеги, которые заходили в гости к Филиппову, вспоминали, что человеком Антонина Георгиевна была прекрасным и очень добрым. Жили они дружно и весело, актёр жену звал Барабулькой. А вот хозяйкой Голубева была совершенно безалаберной. В доме всегда было не прибрано, а часто ещё и нечего есть. Так, одна из актрис вспоминает, что однажды увидала на Сергее Николаевиче… свитер в дырочку. Жена ножницами вырезала те места, которые побила моль. А ещё Голубева безумно ревновала Филиппова: она была на 13 лет его старше. Когда жены не стало, Сергей Филиппов не справился с ударом судьбы. Через год не стало и его. Похоронили его в Ленинграде, на Северном кладбище, рядом с Антониной Голубевой, его ангелом-хранителем Барабулькой.

24 июня 1912 года в Саратове родился Сергей Филиппов.Всю жизнь мечтавший о больших драматических ролях, актёр их так и не дождался - зато навсегда запомнился зрителям десятками эпизодических комедийных ролей...

Сергея Николаевича Филиппова по праву можно считать одним из величайших комиков не только отечественного, но и мирового кинематографа, а легенды, связанные с эпизодами жизни великого актера, рассказываются до сих пор.

Его высокая худощавая фигура и резкие черты лица сочетались с пластикой профессионального танцора, искрометная импровизация и точно выверенная буффонада — с умением точно подмечать и выразительно передавать комическое в окружающей действительности. Филиппову, снявшемуся более чем в ста фильмах, редко доставались главные роли — однако даже малый эпизод, например, прием шведского посольства в «Иване Васильевиче», становился в его исполнении настоящим шедевром.

При этом мечтой любимого актера режиссера Гайдая была роль положительного персонажа, сыграть которую ему так и не пришлось.
Сергей Филиппов появился на свет в 1912 году в семье портнихи и слесаря, и в детстве не высказывал склонностей ни к искусству, ни к науке. Зато за многочисленные проделки Сергея исключили из школы. Суровый отчим-комиссар тщетно пытался научить пасынка хоть какому-то ремеслу, но из мальчика не получилось ни пекаря, ни токаря, ни краснодеревщика. Зато однажды он заглянул в клуб на занятия балетной студии — и, несмотря на высокий рост, большие руки и ступни, в скором времени стал лучшим танцором.

Педагоги советовали Сергею профессионально заняться балетом, и в 1929 году молодой человек направился в Москву. Однако к его приезду прием в балетное училище был уже завершен, та же история повторилась и в Ленинграде. Сергею удалось стать учеником вновь открытого эстрадно-циркового техникума, и даже найти подработку в театре оперетты. Со временем преподаватели техникума, отметившие большой талант Филиппова, способствовали его переводу в Вагановское училище. К сожалению, молодой человек отличался не только хореографическими данными, но и довольно сложным характером и склонностью к комикованию, в том числе и в присутствии самой Агриппины Вагановой, которая не захотела видеть его среди своих учеников.

В 1933 году, завершив учебу в техникуме, Сергей стал танцовщиком ленинградского Театра оперы и балета и женился на бывшей соученице, танцовщице Алевтине Горинович. Первой балетной партией Филиппова должен был стать кочегар в «Красном маке», однако во время репетиций актер однажды потерял сознание. Приговор врачей был суров — балетные нагрузки слишком велики для организма. Филиппов стал работать в Театре эстрады, где выступал не только с танцевальными, но и с комедийными номерами — например, танцевал классическое па-деде на пуантах и в пачке, вызывая гомерический хохот публики. В 1935 году Филиппов перешел на работу в Театр комедии, где с блеском выступал в таких постановках, как «Страшный суд», «Простая девушка», «Лев Гурыч Синичкин» и др.

В 1937 году молодой актер впервые появился на экране — сыграл белофинна в фильме «За советскую Родину». И хотя при съемках ему пришлось несколько раз окунаться в ледяную воду, от последующих приглашений кинорежиссеров Филиппов отказываться не стал. К сожалению, талант эксцентрика, органично присущий Филиппову, оставался почти невостребованным, зато ему в изобилии доставались роли отрицательных персонажей.

На встречах со зрителями Сергей Николаевич говорил: «Меня часто спрашивают, почему я играю только отрицательные роли. Что на это ответить? Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?» .

Впрочем, актер стал очень известным, и это не лучшим образом отразилось на его и так непростом характере.

Несмотря на то, что в 1938 году у Сергея и Аделаиды родился сын Юрий, их брак фактически распался, хотя и не был расторгнут официально.


Сергей Филиппов с сыном

С началом войны Театр комедии эвакуировался в Сталинабад. Филиппов продолжал играть в спектаклях и кинофильмах. Во время войны вышли такие картины с его участием, как «Мы с Урала» (1943), «Новые похождения Швейка» (1943), "Кащей бессмертный«(1944) и др.

Очень успешными стали для актера и послевоенные годы, когда его популярность у зрителей стала просто невероятной. Самой большой ролью этого периода стал Алмазов в «Укротительнице тигров» (1954). Многие эпизодические роли Филиппова вошли не только в историю кинематографа, но и в фольклор — например, лектор в «Карнавальной ночи» (1956).

Рассказывают, что Эльдар Рязанов долго не мог подобрать актера на роль лектора. Съемки были уже в разгаре, а подходящего актера всё не было. И тут, он вспомнил про Филиппова и пригласил его на роль.

Сергей Николаевич приехал на съемки в состоянии сильного подпития. Начинающий тогда режиссер Рязанов этому даже очень обрадовался, решив, что актер пьян, и играть ему тоже пьяного и все получиться очень реалистично. Но когда начали снимать, роль у Филиппова не пошла. Сняли 13 дублей, а результата нет. Рязанов отправил Филиппова в Ленинград и продолжил съемку других эпизодов. Через несколько дней на съемочной площадке вновь появился Сергей Филиппов, но на этот раз абсолютно трезвый. Результат все видели на экране. Роль была исполнена блестяще.

Послевоенный период был связан для актера не только с большими успехами, но и с изменениями в личной жизни. Его неофициальной женой стала Антонина Голубева, малоизвестная писательница. Окружающие настороженно относились к этому союзу: Антонина была старше Сергея на 13 лет, отличалась неприспособленностью к жизни и не ладила с детьми от предыдущего брака, но при этом их отношения продолжались до смерти Голубевой в 1989 году.

Громкая слава отразилась на актере не лучшим образом: его склонность к алкоголю и скандальным выходкам усиливалась, и в 1965 году он был уволен из Театра комедии. Филиппов перешел в штат «Ленфильма» и продолжал активно сниматься, хотя к его проблемам добавилась и опухоль головного мозга, которая требовала сложной операции. Казалось, лучшие роли знаменитого комика уже в прошлом, но в 1970 году он получил приглашение на роль Воробьянинова в «12 стульях».

Успех фильма был невероятным, а сам актер после съемок удачно перенес сложнейшую операцию и спустя десять лет еще раз сыграл «предводителя дворянства» в «Комедии давно минувших дней». Актер продолжал сниматься, преимущественно в комедийных фильмах («Табачный капитан», «Не может быть», «Летучая мышь» и др.).

При этом мало кто знал, что домашняя жизнь Сергея Николаевича стала настоящим адом. После эмиграции в США первой жены и сына, Филиппов разорвал все контакты с ними, не общался практически ни с кем из прежних друзей, а его домашняя обстановка приходила в полное запустение. Последними его ролями стал пациент в «Собачьем сердце» (1988) и пенсионер в «Операции Кооперация» (1989).

Однажды актер Михаил Боярский ехал на своей машине и увидел идущего куда-то Сергея Филиппова. Он предложил подвести коллегу по актерскому цеху. Выяснилось, что народный артист, сыгравший в кино более 100 ролей, ехал на вокзал, чтобы сдать билет стоимостью 19 рублей. Расстроенный Михаил предложил Филиппову посидеть в машине, а сам отправился на вокзал. Зайдя за угол, он выбросил билет, отсчитал деньги и вернувшись в машину отдал их Сергею Николаевичу. Смущенный актер спрятал деньги и сказал:

— Миша, откладывай сейчас, потом мы никому не нужны.

После смерти жены Сергей Николаевич перестал выходить из дома, неделями голодал. В 1990 году великий комик умер от онкологического заболевания легких в невероятной нищете. Сыну не сразу стало известно о смерти отца, и похороны организовал известный актер Александр Демьяненко.

Сергей Николаевич Филиппов. Родился 11 (24) июня 1912 года в Саратове - умер 19 апреля 1990 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский актёр. Народный артист РСФСР (1974).

Сергей Филиппов родился 11 (24 по новому стилю) июня 1912 года в Саратове в рабочей семье.

Отец - слесарь.

Мать - портниха.

В школе учился плохо, в старших классах даже прослыл хулиганом. Как рассказывал актер, однажды на уроке химии в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Филиппова исключили из школы.

После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привёл его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете.

В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре. Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и, после окончания техникума, в 1933 году Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.

Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой - во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии.

В 1935-1965 годах - актер Ленинградского театра комедии, среди его работ: «Простая девушка» (1938 год, В.В. Шкваркин, реж. Эраст Гарин) - управдом Макаров; «Страшный суд» (1939 год, В.В. Шкваркин, реж. Николай Акимов и Павел Суханов) - член месткома Родионов; «Лев Гурыч Синичкин» (1946 год, Д.Т. Ленский, реж. и худ. Николай Акимов) - содержатель театра Пустославцев; «На всякого мудреца довольно простоты» (А.Н. Островский, 1946 год, реж. Борис Зон) - Крутицкий; «Ревизор» (Н.В. Гоголь, 1958 год, реж. Николай Акимов) - Осип; «Что скажут завтра» (1958 год, Д.Н. Аль и Л.Л. Раков, реж. Павел Суханов) - Брусков.

С 1965 года - актер киностудии «Ленфильм».

Высокого роста, худой и подвижный, с длинными руками и ногами, Филиппов очень хорошо двигался и танцевал. От природы был наделён грубым и очень выразительным лицом с угрюмым и зловещим выражением. Это сочеталось с блестящей актёрской интуицией, подвижностью, богатейшей мимикой и врождённым юмором, правда весьма грубым и во многих случаях неприличным.

В театре Филиппов не любил долгих репетиций, часто пропускал их, однако руководитель театра Н. П. Акимов часто прощал ему такое поведение, зная, что Филиппов способен идеально создать требуемый образ буквально с первого раза. Будучи очень наблюдательным от природы, Филиппов подмечал в людях разнообразные недостатки и воспроизводил их в своих героях очень зло, резко и метко.

На сцене и экране Филиппов воплощал людей неотёсанных, недалёких, хамоватых, наделённых многими недостатками, хитрых, изворотливых и часто надменных, играл лодырей, пьяниц, злобных неудачников. Однако несмотря на резко карикатурный стиль игры, Филиппов был органичен как артист в любом образе.

В кино снимался с 1937 года, дебютировав в картинах «За советскую Родину», «Волочаевские дни», «Выборгская сторона».

Сергей Филиппов в фильме "Выборгская сторона"

Популярность ему принесли комедийные кинороли в фильмах «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «12 стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Филиппов исполнял опасные трюки без дублёров. На киносъёмках он неоднократно падал с большой высоты на землю или в воду, входил в клетку с тиграми. Филиппов был мастером как больших и сложных ролей, так и эпизодов.

Даже в небольших эпизодах он создавал незабываемых гротескных персонажей: «Иван Васильевич меняет профессию» (Л. И. Гайдай, шведский посол), «Собачье сердце» (В. В. Бортко, богатый старик-клиент профессора Преображенского), «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» (Э. А. Рязанов, лектор и начальник), «Музыкальная история» (Г. М. Рапопорт, начальник клуба) и т.д.

Сергей Филиппов в фильме "Укротительница тигров"

Сергей Филиппов в фильме "Карнавальная ночь"

Сергей Филиппов в фильме "Зайчик"

Сергей Филиппов в фильме "12 стульев"

Сергей Филиппов в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

Сергей Филиппов в фильме "Не может быть!"

Сергей Филиппов в фильме "Собачье сердце"

В 1940-е - 1960-е годы актер был очень популярен в Ленинграде и крупных городах страны. Популярность была специфического свойства - его часто отождествляли с его глупыми и малоприятными героями, легко узнавали на улицах и в ресторанах и бурно приветствовали. Он это воспринимал как издевательство, и будучи человеком самолюбивым и нелюдимым, быстро возненавидел свою популярность и своих поклонников.

За несколько дней до смерти актер рассказал коллеге Любови Тищенко о своей несбывшейся мечте: "Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину".

Смерть Сергея Филиппова

В 1965 году у него была обнаружена опухоль головного мозга.

Последние годы своей жизни Филиппов провёл в одиночестве. Умер от рака легких 19 апреля 1990 года.

"Когда Сергей Николаевич умирал, никто из тех, кто был тогда рядом с ним, не сообщил сыну о надвигающейся потере, хотя и телефон, и адрес Юрия он хранил на прикроватном столике. Зато после смерти великого актера очень легко было растащить содержимое квартиры, а потом написать статью, что Сергей Николаевич Филиппов умер в нищете: кроме грязного белья и окурков в квартире ничего не было... А где его библиотека? Где мебель, картины? Где, наконец, его архив: фотографии, письма поклонников, статьи, кинотека? Кто может на это ответить?", - вспоминала сноха актера Татьяна Гринвич.

Похоронен Сергей Филиппов на Северном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с Антониной Голубевой. Питерская гильдия киноактёров установила на могиле бюст.

В 2009 году вышла книга сына актёра - Юрия Сергеевича Филиппова - «Сергей филиппов. Есть ли жизнь на Марсе».

В 2008 году в Пятигорске были открыты памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Бронзовый Киса имеет явное портретное сходство с Сергеем Филипповым в этой роли в гайдаевском фильме «12 стульев». Аналогичный памятник установлен в Чебоксарах (скульптор В. П. Нагорнов).

Сергей Филиппов. Короли эпизода

Рост Сергея Филиппова: 184 сантиметра.

Личная жизнь Сергея Филиппова:

Первая жена - Алевтина Ивановна Горинович, артистка балета. Вместе прожили более 10 лет, разошлись перед войной. В 1970-х эмигрировала в США, в Россию не возвращалась, отчего брак остался не расторгнут.

У них родился сын - Юрий Сергеевич Филиппов, дизайнер.

Алевтина Горинович - первая жена Сергея Филиппова

Юрий - сын Сергея Филиппова

Вторая жена - Антонина Голубева (1899-1989), детская писательница, автор книг о С.М. Кирове («Мальчик из Уржума» и др.). Была старше Филиппова на тринадцать лет.

Говорили, что актер в последние годы жил в бедности, но сын Юрий опровергал: "Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности». Он узнал о смерти отца слишком поздно и приехать на похороны не успел. По приезде обнаружил, что из квартиры Сергея Филиппова пропала антикварная мебель, драгоценности и семейный архив".

Актриса Любовь Григорьевна Тищенко, ухаживавшая за Филипповым в последние годы его жизни, вспоминала: "Мне тогда было не до того. Я занималась оформлением документов на похороны, а дочка Голубевой (вторая жена Филиппова) вывозила всё из квартиры. Сергей Николаевич даже ещё не похоронен был. Надо документы оформлять, а внучка и дочь Голубевой все вещи растаскивают в это время. Он ещё в морге лежал, а они всё хватали и вынимали... Я орала на неё: «Перестань таскать вещи!» Документы я у них всё требовала, оформлять погребение. Ничего не хотели делать, только из квартиры всё спешным порядком увозили. У меня от Сергея Николаевича не осталось ничего. Даже моя кружка, которую я ему подарила, и ту украли".

Фильмография Сергея Филиппова:

1937 - За советскую Родину («Падение Кимас-озера», «Поход Антикайнена») - белофинн
1937 - Волочаевские дни - партизан
1938 - Выборгская сторона - погромщик склада
1939 - Аринка - старый железнодорожник
1939 - Станица Дальняя - казак, счетовод в колхозе
1940 - Яков Свердлов
1940 - Член правительства - саботажник
1940 - Музыкальная история - Бабашкин
1941 - Приключения Корзинкиной - рыбак, покупающий билет на вокзале / Максимов, чтец «Умирающего гладиатора»
1942 - Железный ангел
1942 - Лесные братья
1943 - Март-апрель
1943 - Мы с Урала - Андрей Степанович
1943 - Новые похождения Швейка - немецкий ефрейтор
1944 - Кащей Бессмертный - палач
1945 - Здравствуй, Москва! - Семён Семёнович, баянист Брыкин
1946 - Беспокойное хозяйство - немецкий разведчик Краусс
1946 - Остров Безымянный
1947 - Золушка - капрал и скороход
1947 - Свет над Россией - спекулянт
1948 - Драгоценные зёрна
1949 - Константин Заслонов - Курт
1954 - Мы с вами где-то встречались - клиент в фотоателье
1954 - Укротительница тигров - дрессировщик тигров Алмазов
1954 - Запасной игрок - ревнивый муж
1955 - Двенадцатая ночь - Фабиан
1956 - - Некадилов, лектор из общества по распространению
1956 - Медовый месяц - паромщик и хозяин катерка
1956 - Разные судьбы - Костя, водитель композитора Рощина
1956 - Триста лет тому... - монах
1957 - Всего дороже
1957 - Гуттаперчевый мальчик
1957 - Девушка без адреса - Комаринский, начальник «передаточной» конторы
1957 - Ночной патруль - Семён Григорьевич Ползиков, директор магазина № 6 «Ткани»
1957 - Улица полна неожиданностей - постовой
1957 - Шторм - Виленчук
1958 - Дружок - жулик
1958 - Девушка с гитарой - дрессировщик собак Цыплаков
1958 - По ту сторону - Майба
1958 - Олеко Дундич - Иван Козырев, белый квартирьер
1958 - Шофёр поневоле - шофёр Саврасов
1958 - Ленинградская симфония
1959 - Неподдающиеся - милиционер
1959 - Сомбреро
1959 - Я Вам пишу
1959 - Не имей 100 рублей... - дежурный администратор в гостинице
1960 - Осторожно, бабушка! - лесничий
1961 - Совершенно серьёзно - ведущий альманаха; писатель в новелле Как создавался Робинзон
1961 - Наш общий друг
1961 - Чёртова дюжина - пассажир
1962 - Большая дорога - городской голова
1962 - Половодье
1962 - Черёмушки - Мылкин, сосед
1963 - Большой фитиль (новелла «Расплата») - Филиппов, неплательщик взносов / игрок в шашки
1963 - Два воскресенья - камео
1963 - Крепостная актриса - управляющий Еппидифор
1964 - Зайчик - директор театра
1964 - Приключения Толи Клюквина - бухгалтер домоуправления
1965 - Иностранка - Абдулла
1965 - Первый посетитель
1965 - Спящий лев - помощник директора учреждения
1965 - Стряпуха - жулик на рынке
1966 - Последний жулик - тюремный надзиратель
1966 - Берегись автомобиля - зритель на самодеятельности
1968 - Новые приключения неуловимых - аптекарь Кошкин
1968 - Снегурочка - Бермята
1969 - Не горюй! - парикмахер
1969 - Старый знакомый - лектор Некадилов
1970 - Пеола
1971 - 12 стульев - Ипполит Матвеевич Воробьянинов, предводитель дворянства
1971 - 32 неожиданности - Дима Курочкин
1971 - Тень - Первый министр
1971 - Большой янтарь - дирижёр, член жюри конкурса
1972 - Табачный капитан - купец Карпий Смуров
1973 - А вы любили когда-нибудь? - врач Михаил Михайлович / Ольга Васильевна
1973 - Иван Васильевич меняет профессию - шведский посол
1973 - По собственному желанию
1974 - Царевич Проша - атаман
1975 - Не может быть! - певец на свадьбе
1975 - Ау-у! - король Абабуа
1975 - Яблоко как яблоко - специалист в трёх лицах
1976 - Синяя птица - Удовольствие любить (партнёр Богданова-Чеснокова)
1976 - Весёлое сновидение, или Смех и слёзы - Унылио VII, шахматный король
1976 - Песни над облаками - бригадир комбайнёров
1976 - Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - заморский лекарь
1977 - Блокада - Василий Маркелович Губарев
1977 - Инкогнито из Петербурга - Осип
1978 - Пока безумствует мечта
1979 - Летучая мышь - лесничий
1979 - Соловей
1980 - За спичками - Хювяринен
1980 - Комедия давно минувших дней - Киса Воробьянинов, лектор Некадилов
1980 - Таинственный старик - Чикильдеев
1981 - Куда исчез Фоменко? - отец Алины
1982 - В старых ритмах - начальник уголовного розыска
1982 - Ослиная шкура - придворный
1982 - Спортлото-82 - станционный смотритель
1983 - Мера пресечения - продавец броши
1984 - И вот пришёл Бумбо... - шпрехшталмейстер
1984 - Перикола
1985 - Опасно для жизни! - деликатный
1987 - Сказка про влюблённого маляра - главный мудрец
1988 - Пусть я умру, Господи
1988 - Собачье сердце - пациент Преображенского
1989 - Частный детектив, или Операция «Кооперация» - возмущённый пенсионер

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» - эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.

Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.

Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом , забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.


Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.

Театр

После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.


Сергей Филиппов в спектакле "Страшный суд", 1939 год

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».


В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».

В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице - прохожие его узнавали, просили автограф.


В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.


Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.

Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.


Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.

Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.

Смерть

Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.


Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.

Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.

Фильмография

  • 1945 - «Здравствуй, Москва!»
  • 1954 - «Укротительница тигров»
  • 1956 - «Разные судьбы»
  • 1957 - «Девушка без адреса»
  • 1958 - «По ту сторону»
  • 1965 - «Иностранка»
  • 1971 - «12 стульев»
  • 1973 - «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1976 - «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
  • 1977 - «Инкогнито из Петербурга»
  • 1980 - «Комедия давно минувших дней»
  • 1982 - «Спортлото-82»
  • 1985 - «Опасно для жизни!»
  • 1987 - «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988 - «Собачье сердце»

Сегодня Сергею Николаевичу Филиппову исполнилось бы СТО лет !

Его по праву считают легендарным и ярчайшим комическим актером советского театра и кино.
И хотя он почти не играл главных ролей, самые знаменитые артисты страны считали за честь встретиться с ним на сценической или съемочной площадке. Его узнавали сразу. Выступая в основном в небольших отрицательных ролях, Филиппов создавал образы, запоминающиеся на десятилетия. Это Казимир Алмазов в "Укротительнице тигров", лектор в "Карнавальной ночи", Киса Воробьянинов в "Двенадцати стульях", шведский посол в "Иван Васильевич меняет профессию".

В середине XX века к традиционным вопросам "Кто виноват?" и "Что делать?" добавился еще один: "Есть ли жизнь на Марсе?"


Эта фраза стала крылатой с подачи знаменитого комика Сергея Филиппова, сыгравшего лектора в нашумевшей ленте "Карнавальная ночь".

Для актера эта эпизодическая роль стала главной в огромном послужном списке, а слава короля киноэпизода преследовала Филиппова всю жизнь. Ему было достаточно лишь появиться на экране, чтобы вся страна была в восторге от его уникальной, абсолютно антигламурной физиономии.

Но как это часто и бывает у комических актеров, жизнь Филиппова за кадром была драматичной. Сын великого артиста не любит появляться перед камерой, но для этого фильма он сделал исключение. За давностью лет стопроцентно установить некоторые факты уже невозможно, и драматичная судьба артиста в разных версиях излагается неоднозначно, ведь у каждого из многочисленного окружения Сергея Филиппова своя правда об актере.

Из дневника Сергея Филиппова. "Так как мне пришлось в большинстве играть отрицательных персонажей, то особых поисков я и не испытывал. Детство мое протекало в те бурные годы, когда противного было больше, чем хорошего. А актер - он, ведь, как губка, все впитывает в себя".

Сергей Филиппов родился в Саратове в 1912 году. Его отец Николай Георгиевич был слесарем, мама Евдокия Терентьевна - портнихой и кружевницей. Семья жила в первом этаже деревянного дома, жили небогато и родители хотели, чтобы Сережа овладел ремеслом и вырос тружеником. Мальчик подрабатывал то пекарем, то плотником, то грузчиком, пока не увлекся хореографией.

В 1929 году подошло время выбирать свой путь в жизни. 17-летний Сергей, не колеблясь, отправился в Ленинград и поступил в балетное училище. Но знаменитая Ваганова исключила Филиппова из списка студентов, потому что юный танцовщик постоянно с ней спорил. Так уже в юности проявился его характер. Однако, занятия балетом дали артисту точность движений, которыми он удивлял нас в кино.

Сергей поступил в эстрадно-цирковой техникум на Моховой улице. Ему сразу приглянулась красавица-сокурсница Алевтина Горинович, в 1932 году она стала его женой. В 1933 году Филиппов закончил эстрадно-цирковой техникум и поступил на работу в труппу знаменитого Кировского, ныне Мариинского театра. Он дебютировал в спектакле "Красный мак", но уже на четвертом спектакле артисту стало плохо. Врачи нашли у Сергея порок сердца и запретили танцевать. Филиппову пришлось снова искать себя, и он изрядно нервничал. Какое-то время артист выступал на эстраде с пародиями, а в 1934 году познакомился с художником и режиссером Николаем Акимовым. Тот мгновенно оценил внешность и талант Сергея, а возглавив в 1935 году ленинградский Театр комедии, сразу пригласил его в труппу. Филиппов тут же примчался в театр и был удивлен тем, как на его появление отреагировали некоторые артисты: "Что это за артист с лицом убийцы?" Завистников у Сергея Николаевича Филиппова было много, и для зависти были все основания. Сергей сразу стал звездой первой величины. Наконец, в семью молодого артиста пришла стабильность, на Филиппова ходили всем городом. Зрители гадали: в каком амплуа предстанет любимый артист на этот раз? Какими неожиданными эскападами их удивит?

Многочисленные поклонники внушали Филиппову, что самый быстрый путь к признанию народом лежит через собутыльников. Сергей всегда был не прочь выпить. Главный режиссер Театра комедии Николай Акимов многие годы был готов прощать ему все. Он говорил: "Мне один талантливый пьяница дороже сотни трезвых бездарей".

О своеобразном чувстве юмора великого комика до сих пор слагают легенды. Некоторые афоризмы Сергея Филиппова воспринимаются как русские народные поговорки, например, ему принадлежит известное выражение "пирожки с котятами".

В 1938 году Алевтина Горинович родила Сергею сына Юру. О карьере актрисы ей пришлось забыть. Алевтина утешала себя мыслью, что все свободное время Сергей будет проводить с ней и ребенком. Но Сергей вовсе не просиживал ночи напролет у колыбельки маленького Юры. Тогда Филиппов не мог и представить, какими непростыми будут в дальнейшем его отношения с сыном. Артиста опьянял успех, аплодисменты, его постоянно влекло в театр. В те времена он очень нравился женщинам, они были готовы на все, лишь бы получить заветный автограф кумира. Ну а молодые актрисы Театра комедии и вовсе были влюблены в Филиппова.

Звезда артиста Филиппова восходила все стремительнее, но дома этого, казалось, вовсе не ценили. Первая жена артиста Алевтина Горинович с трудом терпела успех Филиппова у многочисленных поклонниц, коим он с удовольствием пользовался. А она любила Сергея. К тому же долгожданный сын Юра родился у Филипповых только через 6 лет после свадьбы. Пристрастие артиста к алкоголю тоже не укрепляло семью. И хотя Сергей любил свою семью, успех был для него на первом месте. Он так и говорил жене: "Если вы будете мне мешать, я не посмотрю ни на тебя, ни на Юрика. Ради славы всем пожертвую, всех брошу".

В конце концов жена выставила Сергея Филиппова из дома - после почти 10 лет совместной жизни. Но извечное русское пристрастие к спиртному постоянно смещало приоритеты Филиппова. Как будто назло самому себе Сергей ушел из квартиры, где оставались его жена и двухлетний сын. Это случилось перед самым началом Великой Отечественной войны.

Первые месяцы блокады Филиппов провел в осажденном Ленинграде. Морозы стояли лютые, а голод был такой страшный, что актеры Театра комедии однажды съели кота. Филиппов успел почувствовать блокаду на себе. И когда он принял участие в одном из самых пронзительных фильмов о войне, который так и назывался "Блокада", играть артисту ничего не пришлось - он просто вспоминал.

Сергей Филиппов расстался с семьей незадолго до начала войны. Но когда Театр комедии собрался в эвакуацию, артист уговорил дирекцию театра вместе с труппой вывезти из Ленинграда его сына, бывшую жену и тещу. Перед трагедией войны все семейные передряги оказались не важны. В декабре 1941 года Театр комедии эвакуировали под Челябинск. После войны Филиппов мог вернуться к жене. Но артист не проявил должного напора.

А в 1946 году Филиппов встретил свою вторую жену, Антонину Голубеву, встретил случайно. После войны, вернувшись в Ленинград из эвакуации, некоторые артисты Театра комедии были расквартированы в гостинице "Астория". Помимо удобных номеров "Астория" славилась своим рестораном. А Филиппов - пристрастием к шумным застольям. Он накрывал стол всевозможными яствами и приглашал всех желающих разделить его трапезу. Однажды вечером разразилась пьяная драка, и Сергея Николаевича Филиппова случайно ранили в руку вилкой. В ресторане появился наряд милиции. Филиппова не задержали, но он оказался в центре скандала. Из неловкой ситуации артиста выручила известная детская писательница Антонина Голубева - она сидела за соседним столиком. Филиппов был очень удивлен, когда наутро очнулся в ее квартире.

Голубева и Филиппов составляли более чем странную пару. Она называла его "Долгоносиком", а он окрестил ее "Барабулькой". У Голубевой был непростой характер. Женщина оказалась ярой коммунисткой. Одна из версий гласит, что она запугивала Филиппова, обещая донести куда следует об антисоветских высказываниях, которые он произносил в пьяном бреду. О том, что Филиппов живет с женщиной старше себя на целых 13 лет, не сплетничал только ленивый. Долгоносик и Барабулька внешне совсем не подходили друг к другу. Она была очень маленькая, он - очень высокий. И видно было, что она много старше него.

Сын артиста Юрий утверждает, что Сергей Николаевич до конца дней любил первую жену и даже не стал выкупать свидетельство о разводе. Но внуки Голубевой предъявили и свидетельство о разводе, и свидетельство о втором браке.

На фоне запутанных перипетий своей бурной личной жизни Филиппов продолжал активно сниматься. Легендарный четвертый павильон киностудии Ленфильм, тут до революции был театр "Аквариум", тут в 1896 году состоялся первый в России киносеанс и именно тут после образования Ленфильма снимались все знаменитые картины, в том числе и те, где играл Сергей Филиппов.

В 1946 году режиссер Надежда Кошеверова пригласила его в свой фильм "Золушка". Филиппов блистательно сыграл роль сказочного капрала, а его партнершами стали Янина Жеймо, Елена Юнгер и Фаина Раневская. В 1947 году, когда "Золушка" вышла на экраны страны, Филиппов поселился в квартире своей второй жены, Барабульки, в знаменитом Писательском доме на канале Грибоедова, 9.

По свидетельствам их знакомых, Голубева относилась к Сергею как к ребенку. О нем заботилась, поправляла его одежду, давала ему платок, относила ему питье. А Филиппов относился к своей Барабульке весьма экстравагантно. Порой их отношения походили на детские игры-дразнилки. Из записок Филиппова Голубевой: "Ее сиятельству графине Барабульянц. Прочитав письмо твое, я не понял ничего. Пишешь ты, едрена курица, как... Ну, просто как писатель. Каша на диване преет и млеет, я пошел по делам и в магазин. Кющай кашу с молоком. Целую дуру крепко. С."

Много лет прохожие видели, как по вечерам, еле передвигая ноги, падая и поднимаясь, Сергей Филиппов, будучи изрядно навеселе, шел домой по Итальянскому мостику. Вредная привычка артиста была наследственной. Его отец Николай Филиппов любил крепко выпить. Это послужило одной из причин развода родителей Филиппова в 1927 году. Если свою маму Евдокию Терентьевну Сергей любил, папа был для него чужим человеком. Несмотря на это, отец Филиппова в 1952 году подал на алиментыЮ и артист был вынужден каждый месяц отправлять ему некоторую сумму денег. А вредная привычка самого Сергея с годами усугублялась. Если бы у второй жены Сергея Филиппова был личный биограф, возможно, он озаглавил бы историю этой женщины следующим образом: "Трудное счастье Антонины Голубевой". Но каким бы сложным характером она ни обладала, Барабулька ценила своего Долгоносика и хотела укрепить семью.

Она даже взяла в 1949 году мальчика из детдома, и они с Филипповым три месяца его кормили-поили, после чего Барабулька сдала ребенка обратно в детдом. Почему так случилось, теперь уже не узнать. Но после этой истории Барабулька разрешила сыну Филиппова приходить к ним в гости.

Жена Сергея Филиппова Антонина Голубева написала несколько книг, но прославилась как автор повести о детстве Сергея Кирова "Мальчик из Уржума". Эта книга была переведена на 96 языков, писательница долгие годы получала огромные авторские. А Филиппов шутил: "Меня всю жизнь кормит мальчик из Уржума". Голубева, естественно, пыталась привить любовь к литературе и юному Юре Филиппову. На этой почве начинались размолвки. Дошло до того, что Голубева стала приходить к Юре в школу и говорить, что ко нему надо применять особо тяжелые методы воспитания. В связи с этим Юрий сменил пять школ. Взаимная неприязнь росла, и в конце концов Юра стал встречаться с отцом в театре.

А собственных отпрысков Голубева на порог не пускала вообще. В 1948 году в Ленинград приехала ее дочь с мужем и крошечной девочкой. Они хотели остановиться у Барабульки. Но не тут-то было. Барабулька прекрасно понимала, что Сергей Николаевич младше ее на 15 лет и надо быть очень внимательной, и ни одна нормальная женщина не могла пересечь порог дома их, а только мужчины. Так Антонина Голубева ограждала своего Сережу от общества молодых женщин. А с пристрастием мужа к выпивке она ничего не могла поделать. Бывало, поджидала супруга у служебного входа в театр, а Филиппов ускользал через главный вход. Тогда женщина выходила на Невский и спрашивала у прохожих, не видели ли они Филиппова.

Из дневников Сергея Филиппова. "Меня спрашивают, почему я играю отрицательных персонажей? А я на это отвечаю так. Вы когда-нибудь видели секретаря обкома с таким лицом как у меня? И спрашивающие стыдливо умолкали".

В 1956 году на экраны страны вышел фильм, в котором Сергей Филиппов сыграл свою, пожалуй, самую звездную роль. Из дневника артиста: "У меня был учитель Владимир Николаевич Соловьев, необыкновенно рассеянный человек. Вот я и взял этого человека за прототип". А это знаменитое "Лю-юди! Ау? Где вы?" родилось в обеденный перерыв. Сидим мы вдвоем, оператор и я, больше никого нет. Вот я и завопил на всю площадку: "Люди! Ау? Где вы?" Оператор сразу заявил: "Ставим". И вставил эту случайную находку".

С годами Филиппов перестал терять голову от льстивых слов поклонниц. На его небольшие шалости Антонина Голубева просто закрывала глаза, поэтому второму браку артиста ничего не угрожало. При внешней несхожести Барабулька и Долгоносик стали со временем очень близки. Однажды Филиппов даже написал жене расписку: "С шести утра 1 января до первого марта 1949 года я не пью водку, ликеры, шампанское и вообще спиртных напитков. Если же я нарушу данное мною слово, то Барабуля умрет. Ежели я не исполню данного мной слова, то пусть я буду проклят во веки веков. Аминь, Филиппов. 20 декабря 1948 года". И Сергей держал слово, даже данное в шутку. Впрочем, до поры, до времени. И он, и его жена знали, что рано или поздно Филиппов, к сожалению, снова сорвется.

В своем дневнике Филиппов шутя писал: "С 1935 года я украшаю своим присутствием подмостки ленинградского Театра комедии. Это мое мнение. Дирекция придерживается обратного". Октябрьским вечером 1963 года в театре шел премьерный спектакль по пьесе Рацера и Константинова "После двенадцати". Сергей в этот вечер в спектакле занят не был. Однако, как только действие началось, в зале почувствовали: сцена застолья пошла явно не по сценарию. Когда актеры подняли рюмки, из-за кулис раздался голос: "Кто так пьет? Я сейчас войду в кадр, я покажу, как надо это делать!" Это был не первый проступок артиста. В 1947 году Сергея уже увольняли из театра за появление на спектакле в нетрезвом виде. Но он был принят обратно в труппу. На этот раз художественный руководитель Театра комедии гениальный художник и режиссер Николай Акимов занял принципиальную позицию. Он вызвал Сергея Николаевича, взял красный карандаш и вычеркнул его фамилию из труппы.

Сын Филиппова от первого брака до сих пор убежден, что именно сложные взаимоотношения со второй женой вылились в его постоянную неудовлетворенность жизнью и довели до проступка, после которого ему пришлось покинуть театр. Если у Сергея Филиппова и были мысли о возвращении в Театр комедии, то после смерти Николая Акимова в 1968 году вопрос был закрыт. Уйдя из театра, артист спасался съемками в кино.

Но театр он по-прежнему любил, и, возможно, эти переживания артиста не прошли бесследно. В 1965 году врачи обнаружили у Сергея Филиппова опухоль мозга и назначили операцию. Опухоль вырезали, потом врачи настаивали на второй операции - поставить пластину, закрывающую отверстие в черепе, но Филиппов отказался. Сергей Николаевич не позволил медикам полностью восстановить свою черепную коробку, прикрывал шрам беретом и шутил "Часть моей головы с возрастом стала мягкой".

В те времена семья Филиппова часто общалась с актером Рудольфом Фурмановым. Когда Фурманов собрался покупать кооперативную квартиру, Филиппов одолжил ему крупную сумму. Артист откладывал эти деньги, чтобы купить своей Барабульке шубу. А еще Филипповы-Голубевы и чета Фурмановых вместе встречали новый, 1969 год и даже сняли об этом любительский кинофильм. Вот только сюжет весьма печален и традиционен для Филиппова - как улизнуть из дома от Барабульки, чтобы в ресторане гостиницы "Европейская" выпить.

В 1971 году режиссер Леонид Гайдай ставит свою версию знаменитых "12 стульев" Ильфа и Петрова, В этом фильме Филиппов играет предводителя уездного дворянства Кису Воробьянинова. Новая волна его успеха грандиозна. А впереди была еще одна ярчайшая роль - острый гротеск, эпизод, но какой. И всего несколько реплик, которые до сих пор у всех на слуху. Великий комедиограф Гайдай включает Филиппова в обойму своих артистов. В 1973 году он выпускает фильм "Иван Васильевич меняет профессию", в котором актер блистательно играет шведского посла.

После триумфа артист воспрял духом. Но судьба уже готовила новые испытания. В середине семидесятых сын и первая жена Филиппова подали документы на эмиграцию из Советского Союза. Оказалось, что помимо прочих формальностей Юре нужно получить согласие отца на выезд из СССР. Однако, артист был категорически против. Еще в начале семидесятых его сын Юра, устав от бесконечных преследований Барабульки, взял фамилию матери Горинович. К тому же он наделся, что с такой фамилией ему легче будет выехать из Страны Советов. В ОВИРе составили официальный запрос на бланке и предложили Юрию при свидетелях вручить его отцу. Отсутствие ответа автоматически считалось бы согласием артиста на выезд сына. Но когда Юра приехал к отцу, дома оказалась Голубева. Она написала за мужа: "К решению моего сына выехать за границу я никакого отношения не имею, знать ничего не знаю. Желательно его сурово наказать, желательно расстрелять. А материальных претензий - не имею".

Первая жена артиста Алевтина Горинович и сын Юрий эмигрировали в США. Их связь с Сергеем Филипповым надолго прервалась. Сергей был очень обижен на сына, даже отказывался читать его письма. Сын артиста до сих пор вспоминает, что даже в эмиграции его мать Алевтина Горинович не могла забыть Сергея, а он никогда не отвечал на письма из Америки. И отец, и сын Филипповы жалели о том, как сложились их отношения. Но вслух об этом не говорили. Да и менять что-либо было уже поздно. Несмотря на актерскую востребованность и успех, многим бросалось в глаза подавленное состояние Филиппова. Видимо, тоска по сыну не отпускала его до самого конца.

Последние годы многие считали гениального комика талантливым, но сошедшим с ума пьяницей, женившимся на женщине старше себя и жившим в захламленной квартире. Отчасти это было правдой. Возможно, эти обстоятельства заставляли его играть еще пронзительнее.

В 1988 году режиссер Владимир Бортко пригласил Филиппова сняться в ленте "Собачье сердце". Это была одна из последних ролей артиста.

В восьмидесятые Филиппов редко появлялся на экране - он неважно себя чувствовал. Барабулька, будучи намного старше, тоже частенько болела. Ее не стало 20 ноября 1989 года. Они были вместе более 40 лет. А Филиппов не смог пережить ее уход. Великий русский комик Сергей Николаевич Филиппов скончался 19 апреля 1990 года. Он умер в больнице. Онкология. Ему было 78 лет.

1990 год. Ленинград. Северное кладбище в Парголово. Спустя несколько недель после установки, с могилы Сергея Филиппова был украден его памятник - бронзовый бюст весом 36 килограммов. Спрятанный в кустах памятник случайно обнаружили коллеги Филиппова и увезли в Гильдию актеров кино. Только через несколько лет, приехав из Америки, Юрий Филиппов поставил на могилу копию бюста, уже из чугуна. А бронзовый оригинал оставил дома.

Писательница Антонина Голубева и артист Сергей Филиппов похоронены почти рядом, на краю кладбища, у дороги. Кто это такие и почему на памятнике странному мужику в берете написано "Народный артист", многие, проходящие мимо люди, теперь уже не знают.



Статьи по теме: