Голубой цвет богородицы. Цвет и его значения в иконописи. рассмотреть изменение символических значений цветов и колорита икон

Византийцы считали, что смысл любого искусства - в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ. Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.

Золотой цвет

Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.

Пурпурный цвет

Пурпурный, или багряный, цвет был очень важен в византийской культуре. Это цвет царя, владыки - Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.

Красный цвет

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет

Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

Коричневый цвет

Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет

Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Символика иконы и сама икона – это удивительное и уникальное в своём роде искусство, которое не просто передаёт всю палитру духовного мира человека, но и является также одним из путей его самопоиска. Ещё со средневековых лет икона служит мостом, соединяющим реальность и духовность, земное и небесное.

Это не просто нарисованный образ, лик святого – нет, в первую очередь, каждая икона – маленькая энциклопедия, в которой всё до единой детали скрывает свой смысл и значение. Жесты, цвет, взгляд, расположение фигур, одежда, надписи – всё это играет важнейшую роль для восприятия и влияния на человека.

Всё, что изображено на иконе – имеет свою историю, сопутствующую нелёгкими периодами. Аскеты, мученики, апостолы и другие святые прошли тяжёлый путь, горечь которого мы можем прочесть в глубине их взглядов, в жестах, которых предостерегают нас от ложных действий и ошибок, которые берегут и охраняют нас, которые благословляют и тем самым наставляют на путь истинный.

Что и говорить – в этом искусстве каждый прочтёт свою философию. Но давайте поговорим о тех деталях, которые и составляют символику иконы. Уверены, что для Вас это будет очень занимательно и полезно!

Первым делом, что необходимо отметить в иконах – так это отсутствие динамики. Если всмотреться в образ святого, то Вы увидитие силу духа, спокойствие, самообладание, что и называется мудростью, жизненным опытом. Сам святой как бы говорит нам, что дабы стать святым, необходимо пройти тернистый путь и познав на этом пути и горести, и радости – остаться человеком, как гласит христианская мораль.

Вы не увидите на иконе нагих тел (кроме ангелов, которые всегда девственны и чисты), но и не думайте, что одежда – это просто одежда. В иконах это ― cимвол жизни, во всех её проявлениях. Кстати, отметим, что, чем больше изображено складок – тем старее картина. Сравните даже её со стареющим человеком – чем больше лет – тем больше морщин, и каждая это переживания, чувства, события.

Икона Андрея Первозванного

Обратите внимание на нимб вокруг образов Спасителя, Матери Божьей и других святых. Это и есть светом, чистотой души, возлиянием с Божественной силой. Нимб – это признак идеала, к чему и стремится каждая религия. Ведь идеал – это и есть Бог.

Не менее интересным моментом в иконах есть отсутствие теней. Почему так, как Вы думаете? А потому, то всё изображённое на иконе излучает свет, являясь его источником и ни в коем разе не представлено освещаемым.

Поговорим глубже о символике жестов. Что же означает каждый из них на иконе?

Прижатая рука к груди – сердечное сочувствие.

Поднятая вверх рука призывает к исповеди.

Протянутая вперёд раскрытая ладонь обозначает повиновение.

Две руки, поднятые вверх просят небеса о мире.

Руки, поднятые вперёд призывают к молитве о помощи.

Руки, прижатые к щекам означают скорбь.

Не редко на иконах вы увидите различные вещи, которые обязательно должны завладеть Вашим вниманием.

Дуб – дерево жизни.

Дом – символ созидания.

Гора – символ возвышенного, духовного восхождения.

Красный крест – символ мученичества и возрождения.

Анемон – знак скорби Марии, матери Иисуса Христа.

Посох у ангела – символ небесного посланничества.

Юноша с трубой – ветер.

Пеликан – символ чадолюбия.

Золотой венец – символ духовной победы.

Два-три дерева ― лес.

Луч с небес – символ Святого духа.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что всё происходит внутри.

Люди, понимающие Святое писание смогут растолковать также такие изображенные символы:

Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь.

Книга – дух мудрости.

Золотой подсвечник – дух разума.

Евангелие – дух совета.

7 золотых рогов – дух крепости.

7 золотых звезд – дух ведения.

Громовые стрелы – дух страха Божьего.

Лавровый венок – дух радости.

Голубица с ветвью в клюве – дух милосердия.

А вот, что же означают таинства, описываемые иконами?

Сосуд, наполненный водой – таинство крещения.

Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.

Чаша – таинство причащения.

Два глаза – таинство исповеди.

Благословляющая рука – таинство священства.

Рука в руке – таинство венчания.

Сосуд с елеем – таинство елееосвящения (соборования).

И наконец – поговорим о цветовой гамме икон.

Икона Спасителя на состаренной доске

Наша жизнь полна красок, тёплых и холодных, радостных и грустных. Мы говорили неоднократно, что икона – это жизнь, человеческий опыт, сила, чувства, переживания. Всё это рассказывается цветами, чтобы Вы смогли прочувствовать энергетику иконы, услышали её таким образом.

> Золотой означает радость, Божественную силу, самого Бога. Это то, чем обладает каждый из нас, но только не каждому под силу найти в себе источник света.

> Желтый (охра) – цвет идентичен золотому, им обладают в основном ангелы.

> Пурпурный (багряный) присущий только небесному владыке. Цвет одежды, сапог, чернила, переплёты – всё, что запрещалось другим, но разрешалось одному ему. Тем не менее данный цвет Вы можете увидеть в одежде Богоматери – Небесной царицы.

> Красный – это цвет жизни, любви, страсти, энергии, победы, вечности… Красный цвет универсален и динамичен. Им изображаются фоны икон, что обозначает бессмертие, красный присутствует на крыльях ангелов-серафимов. Одновременно красный цвет – цвет мучения, крови, страданий, жертвы, но без этого жизнь была бы не насыщенной и пресной.

> Белый цвет – характерен Божественному свету. Белый – это чистота, простота, святость, праведность, добро… Это цвет ангелов. Его можно увидеть в одежде умерших хороших людей, младенцев, невинных девушек, святых и праведников.

> Синий, голубой ― цвета неба, спокойствия, покоя, душевной гармонии и безграничности.

> Зеленый цвет – весна, оживление, надежда, вера, обновление, юность….Этот цвет успокаивает и освежает, как утренняя оросившаяся трава

> Коричневый – тяжелый цвет. Цвет земной жизни, голой земли, праха. Он таит в себе смерть и тленность человеческой плоти.

> Серый ― цвет, отсутствующий в иконах. Так, как он смешал в себе и белое, и черное – для иконописцев он остаётся неясным и грязным, чему не место в лучезарных иконах.

> Черный – цвет зла, бездны и смерти. Всепоглощающий цвет. И не зря им символизировали отказа от обыкновенной жизни, от её удовольствий и маленьких радостей – одним словом то, что можно назвать смертью при жизни.

5.00 5 1

Глядя на икону, мы обращаемся к тому, кто на ней изображен. Мало кто из нас обращает внимание на детали , которые изображаются на иконах. А ведь каждая из этих деталей несет особый символичный смысл. Давайте узнаем, какой именно.

Символика цвета

Прежде всего, стоит поговорить о цветах , которые присутствуют на иконе.

Белый цвет – символ чистоты, Божественного света, святости.

Золотой (желтый) цвет – цвет Божественной Славы, солнца, этим цветом возвещается радость.

Пурпурный цвет – считается царским цветом, он символизирует Господа как Царя Небесного, также этот цвет присутствует в одеждах Богоматери - Царицы Небесной.

Красный цвет – символ Воскресения. Но в то же время красный - цвет крови, мучений, огня. В красных одеждах изображаются мученики, а также красным огнем горят крылья шестикрылых серафимов, наивысших ангелов, приближенных к Богу. Кстати, «серафим» в переводе с древнееврейского и значит «огненный»,т.к. именно в облике огненных фигур они явились пророку Исайе.

Голубой и синий цвет означают небо. Также этот цвет считается богородичным, потому что Матерь Божия как бы соединила в себе земное и небесное.

Зеленый цвет – цвет жизни, природы, обновления, символ Святого Духа.

Коричневый цвет – символ земли, праха, тлена. Этот цвет напоминает нам о том, что человеческая плоть подвластна смерти.

Черный цвет символизирует зло, смерть, адскую бездну.


Черный цвет в одеяниях монахов означает отказ от всего земного, как подобие смерти при земной жизни.

Символы святости

На каждой иконе присутствуют символы святости .

Нимб над головой в форме круга означает сияние Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.

Примечательно, что только лишь в нимбе Спасителя есть крест, его еще называют «крестчатый нимб» . Крест в нимбе указывает на Крестную жертву Господа.

Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.


Храм Софии Премудрости Божией

Значение образов и символов на иконе

Давайте теперь обратимся к образам и символам , которые изображаются на иконах (о христианских символах также можно в наших предыдущих ).

Голубица, держащая во рту ветвь - символ мира и Божией милости.

Гора олицетворяет духовно-нравственное восхождение человека.

Громовые стрелы означают гнев Божий.

Дом - символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, обителей Рая, созидания.

Дуб символизирует древо жизни. Это тот самый Мамврийский дуб - дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога в образе трех Ангелов, когда Господь сообщил ему радостную весть о скором рождении сына.

Золотой венец - символ духовной победы.

Книга , с которой изображаются святые, это Евангелие – Книга Жизни.

Копье в руках святого означает победу над темными силами.

Лестница - символ духовного восхождения и устремления к Богу.

Пещера , изображаемая черными красками, часто символизирует преисподнюю.

Указующий перст десницы , нисходящей с неба - Божественный промысел.

Посох у ангела - символ небесного вестника, посланника (с древнегреческого "ангел" и означает вестник). Также ангелы изображаются с трубой (небесное воинство трубит в трубы на Страшном Суде), зерцалом (зеркало изображается как небесная сфера, символизирующая мироздание), свитками в руках (на этих свитках записаны песнопения, приветствия, хвалебные гимны).


Фигура святого – центр композиции иконы

Конечно, центром любой иконы является изображаемый святой. В первую очередь, иконописец выделяет в ликах взгляд, позу, жесты рук и одеяние.

Одеяние

Одежда на святом подчеркивает статус того, кто изображен. Мантия является атрибутом князей и царей, плащ – воинов, митра (головной убор архиереев) и омофор (длинная широкая лента, украшенная крестами) - атрибут святителей, клобук (монашеская шапка) и монашеская мантия указывает на то, что изображаемый святой был монахом. Чаще всего у святых мы можем увидеть хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща).


Жесты рук

Коротко расскажем о жестах рук.

Рука, прижатая к груди - означает сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – это призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вперед - моление.


Святители обычно изображаются с благословляющей десницей

Поза

Чаще всего святые изображаются прямо или на три четверти повернувшимися. Тем самым они словно обращены к нам, молящимся.

Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.

Но приход к радости возможен только через аскетизм – нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм – взаимодополняющие темы, где первое – цель, второе – средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма – условные, символические фигуры и лики святых.

Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.

Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Символика жестов

Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание.


Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию.


Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности.


Две руки, поднятые вверх – моление о мире.


Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.


Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.

Символика вещей

Дуб – древо жизни.

Дом – символ домостроения, созидания.

Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.

Юноша с трубой – ветер.

Пеликан – символ чадолюбия.

Золотой венец – символ духовной победы.

Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.

Два-три дерева символизируют лес.

Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.


Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:

Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.

Книга – дух премудрости.

Золотой подсвечник – дух разума.

Евангелие – дух совета.

Семь золотых рогов – дух крепости.

Семь золотых звезд – дух ведения.

Громовые стрелы – дух страха Божия.

Лавровый венок – дух радости.

Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.

Изображение церковных таинств

Сосуд с водой – таинство крещения.


Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.


Чаша и дискос – таинство причащения.


Два глаза – таинство покаяния (исповеди).


Рука благословляющая – таинство священства.


Рука, держащая руку – таинство венчания.


Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).

Символика цвета в иконе

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в сво¬ем месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда ви¬ден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.

Желтый , или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.

Пурпурный, или багряный , цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.

Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор и синий или темно-синий хитон. Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий. И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий - это Небесный цвет (символ Неба) . Темно-красный цвет одежд Богородицы - символ Богоматеринства. У Спасителя синий гиматий - символ Его Божественности, а темно-красный хитон - символ Его человеческой природы. Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень

Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца - это "Свет", знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист - графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение. До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон - это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир. Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан. Кстати, отец Флоренский писал: "Все иконописные образы рождаются в море благодати и они очищены потоками божественного света. С золотом творческой красоты иконы начинаются и с золотом освященной красоты иконы заканчиваются. Написание иконы повторяет главные события Божественного творчества: от абсолютного небытия к Новому Иерусалиму, священному творению".

Вы можете подробнее ознакомиться с символикой цвета в иконописи, прочитав фрагмент очерка князя Е.Н.Трубецкого «Два мира в древнерусской иконописи» .

Прошлое и будущее и иконе

Часто икона показывает события нескольких дней

или даже целой жизни святого. Во время молитвы люди успевали подумать над ними, пережить их в своем сердце. Так, например, икона «Кирик и Улита» подробно и постепенно рассказывает историю христианских мучеников, матери и сына. В 305 г. по приказу римского правителя города Тарса их пытали, а потом казнили. Сложив руки в молитве, мученики кротко обращаются к небу, где на золотом троне среди облаков восседает Христос. Слева, среди арок и колонн (а значит, внутри зданий), представляют сцены их подвигов и чудес. Вот Кирика и Улиту приводят на суд, потом бьют плетьми, бросают в котел с кипящей смолой, а они остаются невредимыми. После этого они даже исцеляют руку жестокого правителя, которая попала в котел. Один из злодеев пинает Кирика ногой и тут же падает замертво. В центре иконы палач отрубает окруженную нимбом голову Улиты. Так икона показывала прошлое и будущее, при этом даже самые простые люди понимали, что чудесные события происходят в другом, неземном времени и пространстве.

Обратная перспектива

Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте. В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью. В иконописи это называется обратной перспективой. Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном "из мира горнего в мир дольний". Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы. Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь. Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него.

Небо и земля в иконе

Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.

Круг в иконописи

Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Введение

Икона является своего рода окном в духовный пир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак - символ, обозначающий нечто большее, чем он сам. При помощи знаковой системы икона передает информацию так же, как письменный или печатный текст передает информацию, используя алфавит, который тоже не что иное, как система условных знаков. Язык иконы постичь не намного труднее, чем любой из существующих языков, например, иностранный, но современному человеку он кажется более сложным в силу того, что на наше эстетическое восприятие сильное влияние оказали реализм и кинематограф, с их тотальной иллюзорностью. Искусство иконы полностью противоположно этому - икона аскетична, сурова и совершенно антииллюзорна. Икона - это откровение о новой твари, о новом небе и новой земле, поэтому она всегда тяготела к принципиальной инаковости, к изображению иноприродности преображенного мира.

Символизм иконы

Слово "символ" имеет древнегреческое происхождение и первоначально обозначало не только средство выражения, но и тайну бытия. Символ раскрывает предмет через образ и подобие, указывающее на нечто, превышающее самый образ; подразумевает большее, чем его очевидное и непосредственное значение, выходящее за его границы.

Символ нельзя понять до конца и рационально осмыслить, в однозначной логической форме. Символ можно только интерпретировать, и сама интерпретация останется символом, чуть более рационализированным.

Специфика христианского символа, как считает С.А. Аверинцев, в том, «что он есть знамение, требующее веры, и одновременно "знамя", требующее верности как ответ на призыв Бога». Богословие церковного искусства рассматривает символику иконы как проявление мистического реализма, поскольку символ не указывает на какую-то действительность, но есть сама эта действительность. Он не обозначает какие-то вещи, но сам есть эта явленная и обозначенная вещь. Символические изображения в раннехристианской живописи, барельефе и скульптуре, в предметах прикладного назначения послужили определенной ступенью в развитии художественного языка священных изображений. Само понятие символ, помимо своего основного значения определяется и как соединение, связь, как часть предмета или понятия, дополняющая его до целого. Поэтому можно сказать, что раннехристианские символические изображения - связующее звено церковного искусства первых веков со священными изображениями нашего времени; именно символические изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописании будет осознано как образ и первообраз. Как уже было сказано, с позиции христианской эстетики икона является указанием на самую высшую небесную красоту, которая не может быть адекватно передана через линии и краски, но присутствует и звучит в символах.

Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.

Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.

Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.

Но приход к радости возможен только через аскетизм - нет радости без мучений, Воскресения без Креста.

Радость и аскетизм - взаимодополняющие темы, где первое - цель, второе - средство достижения цели; аскетизм подчинен радости.

Способ выражения аскетизма - условные, символические фигуры и лики святых.

Икона - не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества.

Поэтому икона дает лишь символическое его изображение.

Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует.

Зато особыми средствами передается движение духа - позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное - глазами.

Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.

Одежда на иконах - не средство для прикрытия телесной наготы, одежда - символ.

Она - ткань из подвигов святого.

Одна из важных деталей - складки.

Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы.

В VIII-XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XV-XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.

Нимб - это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

На иконах отсутствуют тени.

Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем.

Мир горний - это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней.

Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Каждый предмет в иконе-символ:

Дуб - древо жизни.

Дом - символ домостроения, созидания.

Гора - символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест - символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона - знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела - символ небесного вестничества, посланничества.

Юноша с трубой - ветер.

Пеликан - символ чадолюбия.

Золотой венец - символ духовной победы.

Правая и левая сторона на иконе или фреске - тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа - девы неразумные, справа - разумные.

Два-три дерева символизируют лес.

Луч с небесных сфер - символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.

Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:

Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.

Книга - дух премудрости.

Золотой подсвечник - дух разума.

Евангелие - дух совета.

Семь золотых рогов - дух крепости.

Семь золотых звезд - дух ведения.

Громовые стрелы - дух страха Божия.

Лавровый венок - дух радости.

Голубица, держащая во рту ветвь - дух милосердия.

На иконах могут быть изображены церковные таинства:

Сосуд с водой - таинство крещения.

Алавастр (особый сосуд) - таинство миропомазания.

Чаша и дискос - таинство причащения.

Два глаза - таинство покаяния (исповеди).

Рука благословляющая - таинство священства.

Рука, держащая руку - таинство венчания.

Сосуд с елеем - таинство елеоосвящения (соборования).

Статьи по теме: