Для чего создан ес. Европейский Союз. История становления. Европейский союз - региональная интеграция европейских государств

Евросоюз - мировая организация, имеющая в наше время значимость в политическом и экономическом мире. Интерес к Евросоюзу проявляют все государства и все слои населения, ведь функции и цели этой организации затрагивают самые актуальные темы и проблемы. Масштабность, широкий функционал, а также полномочия в международных отношениях делают Евросоюз влиятельной мировой организацией уже длительное время.

Страны-участники ЕС

Евросоюз начал свою деятельность в 50-х годах 20 века. На сегодня организация объединяет 28 стран-участниц западной и центральной Европы. Ежегодно прослеживается заинтересованность Евросоюзом, а соответственно, процесс расширения не стоит на месте. Однако и спорные ситуации не обходят союз стороной, есть определенные недовольства единой политикой и экономическими проблемами.

Страны, которые входят в Евросоюз:

Страна Год вступления
Франция 1957
Нидерланды 1957
Люксембург 1957
Италия 1957
Германия 1957
Бельгия 1957
Великобритания 1973
Ирландия 1973
Дания 1973
1981
Испания 1986
Португалия 1986
Австрия 1995
1995
Швеция 1995
Чехия 2004
2004
Польша 2004
Словакия 2004
Словения 2004
Мальта 2004
Литва 2004
Латвия 2004
Кипр 2004
Венгрия 2004
Болгария 2007
Румыния 2007
Хорватия 2013

Для всех стран Евросоюза действует единый рынок. Валюта Евросоюза (евро) используется в 17 странах, создавая тем самым еврозону. Кроме того, эти страны обладают правом выпуска монет и банкнот евро.

Как серьезная и масштабная организация, Евросоюз имеет определенные институты:

  1. Европейский совет - им определяется основная политическая линия развития ЕС. Во главе Европейского совета стоит председатель, избираемый главами государств на срок 2,5 года.
  2. Совет Евросоюза - чаще всего включает министров иностранных дел, либо же соответствующих должностных лиц при возникновении каких-либо отраслевых вопросов. Занимается вопросами по всем направлениям деятельности.
  3. Европейская комиссия - руководит единой политикой ЕС, своего рода правительство. Занимается законодательной и нормативной документацией, а также ее соблюдением.
  4. Европейский суд - формирует европейское права, контролирует его верное толкования. Кроме того, рассматриваются дела физических и юридических лиц, проводятся проверки отчетов о доходах и расходах ЕС.
  5. Европейский центральный банк - управление резервами Европейской системы Центральных Банков, устанавливает валютную политику ЕС, а также определяет ключевые процентные ставки.

История создания Евросоюза

Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

1993 году - вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт - создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

Вступление в ЕС

Расширение Евросоюза не останавливается, по актуальным данным на 2018 год, претендентами на членство в ЕС выступают такие страны: Албания, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Кроме того, на вступление в ЕС претендуют и страны с других континентов, которые ранее подписывали соглашение про ассоциацию: Египет, ЮАР, Израиль, Ливан, Чили, Мексика и другие.

Говоря о претендентах на членство в Евросоюзе, нельзя не сказать и о масштабном выходе из ЕС, которое планируется на март 2019 года. Великобритания провела референдум о выходе из ЕС, на котором 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС.

Вступление новых стран в ЕС происходит с тщательным отбором. Существуют определенные критерии, страна-кандидат должна им соответствовать. Перечень и правила таких критериев собраны в отдельном документе под названием «Копенгагенские критерии». Особое внимание уделяется таким вопросам:

  1. Принципы демократии.
  2. Права человека.
  3. Развитие конкурентоспособности экономики.

После прохождения проверки на соответствие критериям, принимается решение о принятии страны в ЕС или же о том, что необходимо еще подождать. Если ответ о членстве в ЕС отрицательный, то стране-кандидату обязательно предоставляется перечень параметров и критериев, которые она должна привести в норму в установленный для этого срок.

Членство в ЕС для любой страны - престижный и показательный фактор состоятельности. Единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, свобода внутреннего передвижения, общее экономическое пространство, единые социальные стандарты - все это привилегии членов Евросоюза.

Польское влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Европы – достаточно велико. В то же время, далеко не все обыватели знают подробности об этой стране. Многих из тех, кто собирается туда на учебу, работу или просто в качестве туриста, интересует, входит ли в Польша Евросоюз или нет.

Подробнее про Европейский союз

Для начала следует коротко сказать о том, что же представляет собой эта организация. Итак, ЕС – это объединение суверенных государств, которые выработали для себя определенные общие правила в сфере экономики, политики и в других аспектах международной жизни. Многие законы и другие законодательные акты также скоординированы и работают для проведения объединенной политики в таких сферах, как промышленность, связь, сельское хозяйство, торговые отношения, судебная политика, культурный обмен, образование, рынок труда и многое другое.

На заметку! В ЕС даже проводятся общие выборы, в том числе, в Европарламент и другие наднациональные органы власти.

Страны-участники

Какие-то государства вступили в это объединение раньше, какие-то – позже, а некоторые и вовсе, совсем недавно. Сегодня членами ЕС являются следующие страны:

Великобритания пока еще формально остается в составе евро, однако после известного референдума был запущен процесс так называемого «Брексита», в результате которого страна должна выйти из состава Европейского союза.

Важно знать! Нельзя путать ЕС и еврозону, которая является международным валютным объединением, в рамках которого 19 стран используют евро в качестве национальной валюты.

Кроме того, Шенгенское соглашении – это также другое объединение. «Шенген» предполагает взаимодействие ряда стран в вопросах визовой политики, а также пересечения границ (фактическая их ликвидация). Некоторые люди, которые не до конца владеют ситуацией, могут перепутать все эти понятия. А, тем временем, следует их разделять, поскольку все это – разные вещи. Справедливости ради следует отметить, что в значительной степени эти организации связаны друг с другом, а их страны-члены во-многом «пересекаются», то есть, одновременно состоят во всех трех, или, как минимум, в двух.

Сегодня имеется несколько стран-кандидатов на членство (Сербия, Турция, Черногория, Македония). Однако все они имеют совершенно разные перспективы.

Членство Польши

На сегодняшний момент Польша входит в Евросоюз. Она вступила туда 01 мая 2004 года, когда произошло очередное расширение этой организации. Одновременно с ней членство получили несколько других стран, преимущественно, восточноевропейских. Несмотря на то, что вступление в ЕС многими было воспринято с оптимизмом, у страны имеются некоторые сложности в отношениях с другими государствами-участниками. Это, в частности, касается некоторых торговых аспектов, иммиграции, ситуации с беженцами и других вопросов. Несмотря на то, что ряд стран выступал и продолжает выступать против некоторых аспектов польской политики, речи о ее выходе из состава ЕС не идет.

Помимо этого, Польша является членом Шенгенского соглашения, которое предусматривает согласованную выдачу виз, действующих на всей его территории. Наряду с этим, сохраняются и национальные визы. Например, они могут выдаваться в временных и постоянных сотрудников, которые прибывают туда для работы. Сами же поляки могут беспрепятственно работать на всей территории Евросоюза, а также в ряде других стран, например, в Норвегии.

Сегодня большинство европейских держав объединены в единое сообщество, получившее название «Еврозона». На их территории действуют: единый товарный рынок, безвизовый режим, введена общая валюта (евро). Чтобы разобраться, какие страны на сегодняшний день входят в Евросоюз, и каковы тенденции его развития, необходимо обратиться к истории.

Сейчас в ЕС входят (в скобках указан год вступления):

  • Австрия (1995)
  • Бельгия (1957)
  • Болгария (2007)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004)
  • Германия (1957)
  • Греция (1981)
  • Дания (1973)
  • Ирландия (1973)
  • Испания (1986)
  • Италия (1957)
  • Кипр (2004)
  • Латвия (2004)
  • Литва (2004)
  • Люксембург (1957)
  • Мальта (2004)
  • Нидерланды (1957)
  • Польша (2004)
  • Словакия (2004)
  • Словения (2004)
  • Португалия (1986)
  • Румыния (2007)
  • Финляндия (1995)
  • Франция (1957)
  • Хорватия (2013)
  • Чехия (2004)
  • Швеция (1995)
  • Эстония (2004)

Карта Европейского Союза на 2020 год. Кликните для увеличения.

Исторические факты

Впервые, предложения о европейской интеграции были озвучены еще в XIX веке (1867 г) на Парижской конференции. Но из-за глубоких и принципиальных противоречий между державами дело до практической реализации дошло почти через 100 лет. За это время европейским государствам пришлось пройти через множество локальных и 2 мировые войны. Только после окончания Второй Мировой войны, эти идеи опять стали обсуждать и постепенно внедрять в жизнь. Объясняется тем, что страны участники ЕС поняли, что быстрое и эффективное восстановление национальных экономик, а также дальнейшее их развитие может осуществляться исключительно при объединении ресурсов и усилий. Об этом наглядно свидетельствует хронология развития Евросообщества.

Стартом создания нового объединения стало предложение Р. Шумана (глава Министерства Иностранных Дел Франции) об его организации в области использования и производства стали и угля, объединяя природные запасы Германии и Франции. Это произошло 09.05.1950 г. В 1951 г. в столице Франции подписывается документ про создание ЕОУС. Кроме вышеупомянутых держав его подписали: Люксенбург, Нидерланды, Бельгия, Италия.

В начале 1957-го года державы, входящие в состав ЕОУС, подписали еще два договора про учреждение европейских сообществ ЕвроАтом, а также ЕЭС. Через 3 года была также создана ассоциация ЕАСТ.

1963 г. — закладывается фундамент ассоциированных отношений между самим сообществом и Африкой. Это позволило 18 республикам континента в полной мере пользоваться на протяжении 5 лет всеми преимуществами кооперации с ЕЭС (финансовая, техническая, торговая).

1964 г.- создание единого аграрного рынка. В это же время начинает деятельность ФЕОГА — для поддержки аграрного сектора.

1968 г. — окончание формирования Таможенного Союза.

Начало 1973 года — список стран ЕС пополняется: Великобританией, Данией, Ирландией.

1975 г. — ЕС и 46 государств из разных уголков земного шара подписывают конвенцию в области торгового сотрудничества, получившей название Ло-Мейская.

1979 г. — введение ЕВС.

1981 г. — вступление в ЕС Греции.

1986 г. — к составу присоединяются Испания и Португалия.

В 1990 г. — принятие Шенгенского соглашения.

1992 — подписание Маастрихтского договора.

01.11.1993 г. — официальное переименование в Евросоюз.

1995 г. — вступление Швеции, Финляндии, Австрии.

1999 г. — введение безналичного евро.

2002 г. — вводят евро для расчетов наличными.

2004 г. — очередное расширение ЕС: Кипр, Мальта, Эстония, Литва, Латвия, Словения, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша.

2007 г.- присоединились Румыния и Болгария.

2013 г. — 28-м членом ЕС становится Хорватия.

Процесс развития Еврозоны не все время проходил и проходит гладко. Например, в конце 1985 года из нее вышла Гренландия, которая ранее вступила в составе с Данией, но после получения независимости, граждане государства приняли соответствующее решение. В 2016 году, на территории Великобритании прошел референдум, на котором большинство населения (почти 52%) проголосовало за прекращение членства. На момент написания статьи британцы находились в начальной стадии выхода из союза.

Сегодня на карте Еврозоны можно увидеть государства и острова, которые территориально не относятся к Европе. Это объясняется тем, что они автоматически были присоединены вместе с другими государствами, к которым они относятся.

Как показывает сложившаяся ситуация в мире, страны входящие в Евросоюз на сегодняшний день имеют различные взгляды на свое членство в нем и вообще перспективы развития, особенно в свете последних событий, связанных с решением Великобритании.

Критерии вступления

Страны Европы не входящие в Евросоюз, но желающие стать его членами, должны учитывать, что существуют определенные критерии, которым они должны соответствовать. Узнать более подробную информацию о них можно из специального документа, который называют «Копенгагенские критерии». Важное внимание здесь уделяется:

  • принципам демократии;
  • правам человека;
  • развитию конкурентоспособности экономики.

Все важные политические решения, принимаемые государствами-членами ЕС, в обязательном порядке согласовываются.

Чтобы вступить в данное сообщество, каждый претендент, проходит проверку на соответсвие «Копенгагенским критериям». Исходя из результатов проверки принимается решение про готовность державы пополнить данный список или еще подождать.

Если решение отрицательное, то обязательно составляется список параметров и критериев, которые следует привести в норму в установленный срок. За выполнением предписаний осуществляется постоянный контроль. После приведения параметров в норму, проводится еще одно исследование и затем подводится итог, готова или нет держава к членству.

Единой валютой на территории Еврозоны считается евро, но не все члены ЕС на 2020 год приняли его на своей территории. Из 9 стран, Дания и Великобритания имеют специальный статус, Швеция также не признает евро своей государственной валютой, но может в ближайшее время изменить такое отношение, а еще 6 держав только готовятся к введению.

Претенденты

Если посмотреть, какие страны входят в Евросоюз, и кто на текущий момент является кандидатом на пополнение его рядов, то вполне можно ожидать расширение объединения, на сегодняшний день официально заявлено о 5 претендентах: Албания, Турция, Сербия, Македония, и Черногория. Среди потенциальных можно выделить Боснию и Герцеговину. Существуют претенденты и среди государств расположенных на других континентах, которые ранее подписывали соглашение про ассоциации: Чили, Ливан, Египет, Израиль, Иордания, Мексика, ЮАР и другие.

Экономическая деятельность и ее основные принципы

Нынешняя экономическая деятельность на территории Евросоюза в целом складывается из экономик отдельных государств, которые входят в состав объединения. Но несмотря на это каждая страна на международном рынке является самостоятельной единицей. Общий ВВП складывается из внесенных долей каждой державы-участника. дает право на жизнь и работу на всей территории содружества.

Наибольший процент дохода, за прошедшие годы, приносили такие страны, как Германия, Испания, Великобритания, Италия и Франция. Основными стратегическими ресурсами являются нефтепродукты, газ, а также уголь. По запасам нефтепродуктов, ЕС занимает 14 место в мире.

Еще одна существенная статья доходов — туристическая деятельность. Этому способствует безвизовый режим, оживленные торговые отношения и единая валюта.

Анализируя, какие государства входят в Евросоюз и кто является претендентом на вступление, можно строить различные прогнозы. Но в любом случае интеграция экономик в ближайшее время будет продолжаться и скорее всего задействованы больше будут державы расположенные на других континентах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В мозги всем внушено марксистское понимание политики, как продолжения экономики. На самом деле политика – это прежде всего ЦЕННОСТИ.

Ценности меняются со временем. Постоянное обвинение Исторической России в империализме людьми, просто не знающими или не понимающими исторический процесс, в «экспансии» или прочих грехах – сравнимо примерно с обвинением Средних веков в том, что люди тогда были грязные и даже не пользовались гигиеническими салфетками.

Время было другое. Все, абсолютно все страны истории, если могли, становились империями, а империи, в свою очередь – все без исключения. стремились к максимальной экспансии.

Россия была в этом не лучше, но и не хуже других европейских держав: Испании, Англии, Голландии, Франции или Португалии.

Когда наступил Новый век и Новые Ценности, которые навсегда оставили «имперское мышление» как стандарт и очевидность в прошлом? Даже больше – «национальные интересы» как императив любого государства – поставили под сомнение?

Этим новым началом стало окончание Второй Мировой Войны. Коль скоро Первая Мировая ничему не научила, то европейские политики, самые продвинутые из которых говорили о «Соединенных Штатах Европы» вообще давно, решили создать железный механизм, навсегда делающий войну в Европе невозможной.

Для этого надо так завязать экономику всех стран друг на друга, что война просто физически станет бессмыслицей.

Поэтому возникает «Европейское Объединение угля и стали» из 6 государств: Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса.

Однако, наличие страшного Коммунистического Фашизма на Востоке Европы всё больше и больше ставило в центр Европейского Интеграционного процесса и ЦЕННОСТИ: свободы, демократии, прав человека и правового государства.

Основой именно этого тренда стало, конечно, примирение двух вековых врагов: Франции и Германии, осуществленное двумя визионерами, католиками и билингвами: канцлером Аденауэром (он с Рейна, почти французской, по ментальности, Германии) и Президентом Де Голлем, бывших друзьями.

Франко-Германский тандем был основой мощного и стремительного увеличения Евросоюза, тогда называвшегося «Европейское Сообщество», выросшего к 2016-му году до 28-ми государств и 5 – стоящих в очереди.

Смыслом его является не только выгодная совместная экономика, но и преданность единым Ценностям, среди которых одной из центральных является принцип СОЛИДАРНОСТИ, то есть отказа от своего эгоизма ради Общих Интересов. Ради помощи более слабым участникам и внутри общества и среди государств Европы.

Преданность ценностям уже исключает всякое давление в их реализации, так что нелепейшее на свете сравнение ЕС с СССР делает любого такого чела просто клоуном.

С какого то момента стало ясно, что только ценностей и экономики – просто мало, интеграция потребовала и финансового и политического союза для её координации.

Вплоть до последнего времени по ВСЕМ вопросам в ЕС должен был быть консенсус, то есть ВСЕ страны обладали по всем вопросам правом вето. Изменили это (для некоторых случаев) на квалифицированное большинство, только в наши дни, в силу огромности и числа тем и самого союза. Изменили тоже – ЕДИНОГЛАСНО и ради ЗДРАВОГО смысла, а не желания «править миром».

Тем не менее и политическая интеграция понималась как минимум в трех очень отличающихся моделях.

Верная своей Федеративности и принципам Эрхарда о минимальном вмешательстве правительства в экономику, Германия хотела создания либерального и рыхлого союза стран, типа Швейцарской Конфедерации, постоянно идя на все возможные уступки своих национальных интересов ради Общего дела: так, Германия, при 85 миллионах имеет тот же политический вес в ЕС, что и Франция или Италия – с 55-65 млн. Германия же платит львиную долю в кассу Евросоюза, превышающую её экономический вес.

Французы, с времен Королей привыкшие к максимальной централизованности и огромной роли Правительства во всех делах, в том числе и экономике, видят ЕС в будущем как гигантское Супер-Государство с единым правительством, активно диктующем экономике правила игры.

Пока Британия, вынужденная кризисом экономики и вопреки возражениям Де Голля (уже бывшего не удел) не вошла в ЕС, эти две концепции постоянно спорили, но всегда находился компромисс – именно в силу уже не «примирения», а подлинной ДРУЖБЫ французов и немцев.

Британия же понимала ЕС по- третьему: «нам нужен с Европой единый Общий Рынок (как и называли ЕС долгое время), всё остальное – факультатив и вынужденная необходимость».

Увязка уже ТРЕХ видений ЕС проходила сложно, кроме прочего в силу слишком быстрого роста ЕС на Восток и введения единой валюты. Поэтому Британия всегда и везде в ЕС создавала сложности – впрочем всегда в итоге, получив льготы и скидки, оговорки и исключения, присоединяясь к ЕС в принципиальных вещах.

Если отбросить откровенный популизм, то сторонники Брекзита пробили именно это понимание Европы.

Строго говоря, ничего страшного в этом нет, Европа уже сейчас является «Европой разных скоростей»:

1. Страны-основатели и богатые страны, присоединившиеся позже, которые платят, а не получают (например, Австрия или Финляндия). Интеграция тут полная, гармония тут полная. Они имеют схожие экономики и большинство из них имеют ЕВРО.

2. Страны Юга и Востока, которые догоняют их, будучи ПОЛУЧАТЕЛЯМИ помощи. Интеграция там не совсем стопроцентная, масса популистов и тормозов. Многие из них не имеют ЕВРО.

3. Страны высокоразвитые, но без ЕВРО: Швеция или Дания.

4. Страны Европы, вообще не входящие в ЕС, но живущие на 70-90% по его правилам и де-факто в него по многим параметрам входящие: Норвегия, Швейцария, Монако, Исландия и др.

5. Страны – ассоциированные члены ЕС, например, Турция, тоже во всех областях жизни ориентированная до сих пор на европейские стандарты.

Выход Британии из ЕС вернет её на медленную скорость европейской интеграции, к стадии «Общего Рынка», что, возможно, и неплохо, ибо отказ от необходимости вписывания Британского видения мира в Ценности ЕС, может сделать его гораздо более динамичным и ещё более успешным. Согласовать немецкую ПОСТ-национальную и французскую ЕВРОПЕЙСКУЮ модели легче, чем еще и английскую - всё еще НАЦИОНАЛЬНУЮ.

Потому то и требует ЕС немедленной подачи официального заявления Великобритании из ЕС после Референдума – демократия и Европа гибки и динамичны и всегда найдут самое лучшее решение, особенно, если им не мешают. «Насильно мил не будешь». Или, как говорят немцы: «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас».

Это станет и отличным поводом для целого ряда реформ внутри ЕС, делающих его еще более успешным и демократичным, процветающим и свободным. В интересах каждой страны и каждого европейца.

Объединенная Европа всегда была мечтой для жителей континента. Много раз, начиная со средневековья, ее «собирали» военным путем. Но настал момент, когда страны континента объединились добровольно, желая создать политическую общность, ведущую к экономическому процветанию.

Основание нового союза было заложено Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Францией и Голландией. Затем к ним добавились англичане, датчане, ирландцы, а вскоре и греки. Но история не стояла на месте и возможность стать частью нового сообщества была использована Португалией, Австрией, Испанией, затем Венгрией. Вскоре, двумя северными государствами – Финляндией и Швецией – также было принято решение о присоединении к Евросоюзу.

В начале 21 века в состав ЕС попало сразу десять государств. Одобрение на вхождение было дано всем трем государствам Прибалтики, а также Польше, Мальте, Чехии, Словакии, Кипру. Болгары и румыны стали следующими, кто пополнил ряды народов объединенных под синим флагом, украшенным золотыми звездами.

Перечисленные процессы происходили с 1957 по 2013 год. Последним участником союза стала Хорватия.

А в 2016 была предпринята первая в истории попытка покинуть ЕС. Английское правительство организовало всеобщее голосование: народ высказался за то, чтобы разорвать отношения с ЕС. Начало процесса отделения планируется на конец марта 2019, но до этого времени Великобритания остается полноценной составляющей европейской общности. Поэтому сейчас Соединенное Королевство обладает теми же привилегиями и обязанностями, что и другие страны Евросоюза.

Какие страны уже не входят в состав Евросоюза

На европейском континенте совсем немного государств, которым не удалось попасть в Евросоюз. Швейцария планировала присоединиться, но заявка была заморожена после проведения внутри страны всеобщего голосования. Швейцарский референдум дал отрицательный результат. Практически по той же причине нельзя увидеть в списках ЕС и Норвегию. Здесь дважды проводился референдум, и оба раза народ голосовал против вступления.

Восточноевропейские государства, которые не вошли в Евросоюз, сделали это по разным причинам. Если Украине и Республике Молдове придется приводить свои законы, экономику к соответствию нормам ЕС, то Россией и Белоруссией не было выражено желание попасть в число участников единой Европы. А с 2014 года Евросоюз поддерживает введение санкций против РФ из-за ситуации вокруг Украины и Крыма.

Косово, Приднестровье, Грузия, Молдавия, Босния не могут оказаться в ЕС по политическим причинам. Речь идет о неурегулированных территориальных спорах. Данные государства не могут претендовать на равноправное членство, пока не решат свои насущные проблемы.

Страны, вышедшие из состава ЕС

К 2019 году государств, которые бы покинули ЕС, еще нет. Возможно, только Гренландия может считаться такой страной. Она была в Евросоюзе как часть Дании, но в 1985 году вышла, потому что рыболовов сурового северного острова не устроили низкие нормы на добычу рыбы.

Полноценный же прецедент создаст Великобритания, которая начинает процесс расставания с Европейским Союзом уже весной этого года. Вслед за Соединенным Королевством, организацию могут покинуть другие государства. Сколько стран в Европе готовы это сделать? Аналитики из Америки называют шесть государств, которые могут последовать примеру Англии. Во-первых, это Швеция и Дания. Они выступают за усиление пограничного контроля.

Греция связывает свои экономические проблемы с ограничениями, которые ей приходится соблюдать из-за требований Евросоюза. Из Афин – столицы государства – неоднократно раздавались голоса, заявлявшие о своем желании покинуть ЕС.

Проблема беженцев также сильно повлияла на общественное мнение в Голландии, Венгрии и Франции. Евроскептиками стало уже большинство жителей этих стран.

Претенденты на вступление в ЕС

Желающих пополнить ряды Европейского союза достаточно много. Но официальными кандидатами могут считаться не более пяти из всех возможных претендентов. Как о готовых к вступлению можно говорить о Турции, Сербии, Черногории, Македонии, Албании. Еще два государства рассматриваются как потенциальные ассоциированные члены ЕС – Косово, Босния и Герцеговина.

Государством, чьи перспективы попасть в Евросоюз оцениваются, как наилучшие, называют Турцию. Она уже более 20 лет ведет переговоры с ЕС о вступлении. А ассоциированным членом является с 1964 года. История попыток Турции попасть в состав союза полна противоречий.

У страны много сторонников внутри организации. Они считают, что Турция усилит позиции ЕС в регионе. Конечно, есть и противники, но несмотря на это, возможно уже скоро Турция будет обозначаться на картах как часть Европейского союза.

Македония, Сербия, Черногория всего пару десятков лет назад были частями одной страны – Югославии. Они образовались как самостоятельные государства совсем недавно. Поэтому процесс присоединения к странам ЕС ведут довольно короткое время.

На объединение с Сербией сам ЕС тратит огромные деньги и большие усилия, но позиция этой страны по ряду политических вопросов заставляет сомневаться, что присоединение возможно в ближайшем будущем. Гораздо ближе к вступлению находится сейчас Черногория. Македония же из-за политической нестабильности может и вовсе оказаться «за бортом».

Требования к странам-претендентам

Список требований ко всем, кто хочет стать частью объединенной Европы, отражен документом, который был составлен в Копенгагене в 1993 году. Согласно ему, строгой проверке подвергается каждое государство, подавшее заявку на вхождение в Евросоюз. Критерии таковы:

  • следование демократическим принципам. Государство должно не только на словах придерживаться их, но и уметь успешно применять при проведении внутренней и внешней политики;
  • важнейшими качествами европейского государства, имеющего право попасть в ЕС, считаются практическая поддержка на государственном уровне таких демократических процедур, как защита личности и отстаивание приоритета юридического права;
  • страна должна успешно развивать собственную экономику, увеличивать ее конкурентоспособность;
  • должна соблюдаться корреляция принципов и задач политики страны-кандидата с курсом Евросоюза.

Если государству отказывают по результатам проверки, то ему обязательно предоставляется полный перечень причин такого решения, чтобы оно имело возможность их устранить и заново подать заявку.

Градация европейских стран по годам вступления в ЕС

Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее. Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.

В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.

Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.

Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.

История становления ЕС

Несмотря на глубокие корни, историю ЕС принято отсчитывать от 1948 года, когда был подписан Брюссельский пакт о сотрудничестве стран в сфере безопасности. Через три года состоялось подписание документа о формировании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Под договором поставили свои подписи немецкие, французские, итальянские представители, а также дипломаты стран Бенилюкса. Штаб-квартира союза расположилась в Брюсселе. В Европе наметилась тенденция к объединению.

Отношения между государствами развивались. В дополнение к широкому экономическому сотрудничеству было создано единое полицейское и судебное пространство, были заложены основы единой внешней политики и военной безопасности. Лиссабонское соглашение сформировало Евросоюз в его современном виде.

Одним из основополагающих документов, позволивших не формально, а реально стереть границы с карты Европы, стало соглашение, подписанное недалеко от небольшой люксембургской деревеньки Шенген. Документ позволил отменить визы при перемещении внутри Европы и тем самым создать безвизовую зону, которая почти сразу была названа Шенгенской.

История расширения

Расширялись и формы сотрудничества, и список государств, проявивших желание совместно работать по новым правилам. Конечно, поначалу их было всего шесть: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Германия и Франция. Понадобилось долгих 16 лет, чтобы произошло первое расширение. Это случилось в 1973 году и участников стало девять.

Самым крупным приростом членов ЕС стало пятое расширение. Документ о присоединении был подписан в 2003 году. Членами «европейской семьи» стали десять государств. К пятому расширению относится и присоединение к европейскому объединению болгарского и румынского народов в 2013 году.

Чиновники Европарламента обещают, что к 2025 году список стран снова пополнится.

Управление ЕС

Главный политический институт Евросоюза, осуществляющий управление, – Европейский совет. На съездах Совета принимаются все важные резолюции, определяющие текущую политику ЕС. Здесь собираются лидеры всех стран, входящих в ЕС. Именно они и выносят все решения, которым затем следуют все национальные государства. Здесь не только формируют политические «пожелания», но и создают нормативные документы, имеющие юридическую силу и обязательные для выполнения всеми подчиненными структурами и Евросоюза, и национальных государств.

Валюта в Евросоюзе

Евро – официальная валюта Европейского союза. Она имеет хождение в девятнадцати странах. Три государства, являясь членами Евросоюза, все равно продолжают использовать собственную валюту. Зато Андорре, Черногории, Ватикану, Монако совершенно не мешает еще одна валюта, и евро там используется как официальное платежное средство.

Контролем над выпуском, курсом евро занимается Европейский центральный банк. Другая его задача – определение финансово-экономической политики объединения. Впервые выпустив на валютный рынок свои новые деньги в 1999 году, банк Евросоюза обеспечил им долгую жизнь и большую популярность. Сегодня евро – о дна из мировых резервных валют, данный статус она получила благодаря Дойче Банку, расположенному в Берлине, и высокому статусу немецкой марки, фактическим наследником которой она стала.

Экономическая деятельность

Она направлена, во-первых, на устранение преград внутри ЕС и, во-вторых, на отстаивание интересов как союза, так и отдельных его членов на международных торговых площадках. Бюджет Евросоюза контролируется Европейской счетной палатой, штаб-квартира которой расположена в Люксембурге.

Объединив таких мировых лидеров промышленного производства, как Германия, Франция, Италия, Британия, Европейский союз может по праву считаться одним из мощнейших экономических конгломератов. ВВП Евросоюза оценивается как 22% от мирового объема. Обходят его только Китай и США.

Также Евросоюз является одним из мировых лидеров по ВВП на душу населения: средний показатель составил около 35 тысяч евро в год. В еврозоне по величине зарплат лидирует Германия, а одни из самых низких доходов у граждан Эстонии.

Правовая система

Уникальная система права, появившаяся в Европейском союзе, базируется на общем и функциональном праве. Именно эти два столпа являются основой юриспруденции объединенной Европы.

Функциональное право – это совокупность двух замечательных принципов, которые дополняют друг друга. Это принципы верховенства и прямого действия. Первый из них объявляет приоритет законов союза над правовыми актами государств, состоящих в ЕС. Второй позволяет структурам ЕС применять законы не только к государственным образованиям, но и к резидентам – физическим, юридическим лицам, что ранее не использовалось никакими надгосударственными структурами.

Создан в 1952 году как суд при ЕОУС. Сейчас является постоянно действующим институтом Европейского союза. Основой его работы является разрешение и рассмотрение дел в рамках его юрисдикции. Принимает решения по правовым вопросам. Деятельность регламентируется Уставом суда, который определяет формирование, работу, пределы компетенций.

Обращаться в суд ЕС могут государства-члены, структуры ЕС, физические и юридические лица. Его решение обязательно для всех национальных судов. Большая часть дел, разбираемых судом, касается толкования законов ЕС, разрешение споров между членами ЕС.

В Страсбурге находится еще один важный элемент европейской правовой системы. Это суд, который занимается делами, связанными с нарушением прав человека. Его юрисдикция распространяется на всех, кто подписал конвенцию о защите основных свобод.

Политическое устройство

После подписания Лиссабонского договора в 2007 году, политическое устройство ЕС поменялось. Исполнительная, судебная, законодательная власть приобрели ряд дополнительных функций и полномочий.

Исполнительная власть ЕС имеет две составляющие:

  • Европейский Совет;
  • Европейская комиссия.

Законодательная власть представлена:

  • Европейским парламентом;
  • Советом Европейского Союза.

Судебная власть представляет собой систему, состоящую из трех звеньев:

  • Суд первой инстанции;
  • Специальные судебные палаты.

Европейский союз имеет приоритет перед государствами-членами союза при заключении международных соглашений, касающихся таможенных правил, условий торговой конкуренции, общей торговой политики, денежной политики, защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.

Политическое устройство государств ЕС чрезвычайно разнообразно. Форма правления некоторых стран не изменилась со времен средневековья, там установлена монархия. Конечно, уже давно нет никаких следов абсолютизма, и короли существуют только номинально, а по своей сути все эти европейские страны давно являются парламентскими или президентскими республиками.

Перспективы в политике

Считается, что сейчас ЕС переживает кризис. Последние годы на союз обрушилось множество проблем, которые государства Европы пытались решить совместно. Тяжелыми испытаниями стали украинский кризис и ситуация вокруг Крыма, которые привели к осложнениям отношений с Российской Федерацией и появлению военной напряженности на территориях, расположенных практически в центре Европы. Также актуальны проблемы государств Северной Африки, Ближнего Востока, которые стали причиной появления сотен тысяч беженцев.

Единство стран, входящих в ЕС, пошатнулось, и стало расти влияние евроскептиков. Особенно сильным ударом стал референдум в Великобритании, который привел к выходу страны из Евросоюза. Но внешние и внутренние политические вызовы множатся, непрерывно тестируют на прочность «европейскую семью». Так ли она цельна и едина в 2018-2019 годах? Скорее всего, только совместные усилия всех членов союза смогут привести к счастливому разрешению всех сложных проблем, возникающих ежедневно перед ЕС.

Основные политические партии

Европартии действуют сразу в нескольких государствах-членах ЕС. Они финансируются из средств Евросоюза и взаимодействуют как с чиновниками Евросоюза, так и с представителями отдельных государств.

Самая старая зарегистрированная партия – Европейская народная, она существует с 1976 года. Представители позиционируют себя как консерваторы либерального толка. Она является самым влиятельным политическим объединением ЕС.

Стоит отметить такие партии, как:

  • Европейская партия зеленых (1984);
  • Европейский свободный альянс (1989);
  • Партия европейских социалистов (1992);
  • Партия европейских левых (1998);
  • Европейская демократическая партия (2004).

Остальные политические объединения более молодые, они еще не успели приобрести достаточное политическое влияние.

Коррупция в ЕС

Коррупция регулярно становится бичом всех крупных государственных образований, если контроль над деятельностью финансовых институтов недостаточен, а управление сложно, даже запутано. Подобные практики взяточничества не только подрывают авторитет демократических институтов, но и создают благоприятную почву для развития организованной преступности.

Согласно докладам различных ведомств ЕС, потери от коррупции 2018 года составили порядка 900 миллиардов евро. Главной проблемой называют недостаточный контроль над соблюдением закона в некоторых государствах- членах союза. Для борьбы с этими явлениями было предложено составить «коррупционный рейтинг» государств ЕС, чтобы он мог влиять на распределение денег Евросоюза.

Вооруженные силы ЕС

Единых вооруженных сил ЕС не имеет. В его рамках были созданы различные механизмы взаимодействия между военными национальных государств. Но в основном политика находится в рамках полномочий стран-участников ЕС.

Основным военным объединением в Европе на сегодня остается НАТО. В него входят 27 европейских государств, 22 из которых являются членами ЕС.

Тем не менее Договор о Европейском Союзе, новая редакция которого начала действовать с 2009 года, предусматривает существенное взаимопроникновение военных структур различных государств-членов ЕС. Но воинский контингент, подчиненный напрямую ЕС, практически отсутствует. Из-за разногласий в Европейском совете пока не найдена оптимальная форма военной интеграции.

Население Евросоюза

В 28 странах-участницах Евросоюза на площади около 4,5 миллионов квадратных километров численность жителей составляет более 500 миллионов человек. Самыми крупными по населению государствами являются Германия – 81 миллион человек, а также Франция – 65 миллионов человек. Национальный состав Европы не менялся веками. Различные нации, живущие бок о бок, давно «притерлись» друг к другу, и знают все о привычках и этнических особенностях своих соседей. Плотность населения в Европе очень высока.

Другой проблемой Европы является высокий средний возраст населения. С каждым годом уменьшается процент трудоспособных европейцев и увеличивается количество иждивенцев.

Казалось бы, беженцы могут помочь, заняв свободные рабочие места, но большинство из них живет на пособия, которые достаточно велики, чтобы не возникала необходимость работать. Многие даже не пытаются выучить язык или получить гражданство приютившей их страны. Пока не выработаны действенные механизмы решения этих демографических проблем.

Отношения ЕС с другими странами

Ответственность за связи с государствами вне ЕС несет человек, занимающий должность Верховного представителя Союза. Сейчас на этом посту находится Федерика Могерини. Многие страны ЕС являются постоянными членами совета безопасности ООН и принимают активнейшее участие в международной политике.

У Евросоюза есть действующие договоры о сотрудничестве, торговле с зарубежными соседями. Алжиру, Марокко, Египту, Ливану, Иордании, Тунису, Турции, Израилю удалось стать хорошими торговыми партнерами Европейского союза.

ЕС является одним из важнейших торговых партнеров России и главным потребителем российского газа и нефти. Географическое положение стран ЕС позволяет быстро получать энергоносители, доставляемые по суше с помощью трубопроводов.

ЕС активно ведет не только торговую внешнюю политику. Дипломатические представительства Евросоюза работают по всему миру. Они есть в Нью-Йорке, в Африканском союзе и даже в Афганистане.



Статьи по теме: