Что такое реэкспорт, примеры его применения. Таможенная процедура реэкспорта. Таможенный кодекс Таможенного союза Вывоз реэкспорт продуктов переработки предусмотрен таможенной процедурой

Для возврата ввезенных из-за рубежа товаров (оборудования) с выявленными впоследствии скрытыми дефектами российским таможенным законодательством предусмотрена процедура реэкспорта. Данная процедура выгодна и интересна налогоплательщику тем, что таможенные пошлины и налоги в отношении реэкспортируемых товаров уплате не подлежат и, кроме этого, ему возвращается уплаченный при ввозе НДС. Что это за таможенная процедура? В каких случаях она применяется, а в каких - невозможна? Какие условия нужно соблюсти российскому покупателю, чтобы реэкспортировать некачественный товар и при этом возвратить «таможенный» НДС? Об этом пойдет речь в данной статье.

Реэкспорт как таможенная процедура

Реэкспорт - это один из видов таможенной процедуры, при котором товары, ранее ввезенные на территорию таможенного союза (далее - территория ТС), вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 202, 296 ТК ТС ).
Особенностью перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, является то, что они вывозятся без уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов (п. 6 ст. 300 ТК ТС ).
Под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии со ст. 297 ТК ТС могут помещаться не все ввезенные товары, а только:

Иностранные товары, находящиеся на территории ТС;
-  товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если они возвращаются по причине не-исполнения условий внешнеэкономической сделки (в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке).

При наступлении последнего из перечисленных случаев (возврат ввезенных товаров по причине неисполнения условий договора поставки) реэкспортировать товары возможно, соблюдая ряд условий.

Во-первых, не должно пройти более одного года со дня, следующего за днем выпуска товаров для внутреннего потребления.

Во-вторых, таможенному органу должны быть представлены доку-менты согласно перечню, установленному ст. 299 ТК ТС .

В-третьих, товары не должны были использоваться и ремонтироваться на территории ТС, за исключением случаев, когда их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших их возврат.

И в-четвертых, товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Обратите внимание:
Если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта (Письмо УФНС по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/113543 ).

Порядок налогообложения

Особенности налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ закреплены в ст. 151 НК РФ . Данная норма яв-ляется специальной по отношению к ст. 146 НК РФ и устанавливает порядок налогообложения в зависимости от избранного таможенного режима при пересечении таможенной границы РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта налог не уплачивается.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с иными таможенными режимами по сравнению с указанными в пп. 1- 3 п. 2 ст. 151 НК РФ освобождение от уплаты налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Соответственно, по смыслу указанной нормы товары, вывозимые в таможенных режимах, указанных в этих подпунктах, от НДС освобождены.

При вывозе товаров за пределы территории РФ (в отличие от ввоза) возникает лишь один объект НДС - реализация товаров. При этом таможенный режим реэкспорта указан в пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ . Следовательно, вывоз товара за пределы территории РФ в таможенном режиме реэкспорта НДС не облагается.

Кроме того, при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ (пп. 2 п. 2 ст. 151 НК РФ ).

Таким образом, при вывозе товаров в режиме реэкспорта налогоплательщик не только освобождается от уплаты налога- ему возвращаются суммы «ввозного» НДС.

Процедура возврата налога

Согласно ст. 301 ТК ТС в отношении товаров, реэкспортируемых по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, возврат (зачет) уплаченных сумм налога производится в соответствии с гл. 13 ТК ТС .

Согласно ст. 90 ТК ТС возврат ранее уплаченного «ввозного» НДС осуществляется только в отношении фактически вывезенных с территории ТС товаров и в порядке, установленном законодательством государства- члена ТС, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств- членов ТС.

Итак, согласно ст. 356 ТК РФ законодатель выделил отдельные (иные) случаи возврата таможенных пошлин и установил специальный срок их возврата. К ним, в частности, относится случай, когда при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ предусмотрен возврат уплаченных при ввозе налогов (пп. 5 п. 1 ст. 356 ТК РФ ).
С учетом того, что при вывозе иностранных товаров с территории РФ в режиме реэкспорта предусмотрен возврат «таможенного» НДС, данный режим подпадает под отдельные (иные) случаи возврата налога, перечисленные в ст. 356 ТК РФ .

В соответствии с п. 2 данной статьи возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в п. 1 данной статьи , производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.

Для возврата уплаченного «таможенного» НДС ст. 356 ТК РФ установлен специальный срок - один год.

Таким образом, для возврата «таможенного» НДС реэкспортеру необходимо подать соответствующее заявление до истечения годичного срока, исчисляемого со дня, следующего за датой фактического вывоза товара, помещенного под таможенный режим реэкспорта.

В этой связи хотелось бы затронуть вопрос, который может стать предметом налогового спора в ситуации, когда товары ввозятся на территорию РФ через один таможенный пост, а реэкспортируются через другой. В таких случаях следует иметь в виду, что заявление на возврат «таможенного» НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию РФ, должно направляться в адрес того таможенного поста, на счет которого были перечислены суммы налога. В подтверждение сказанного приведем Постановление ФАС МО от 18.05.2010 № КА-А40/4416-10 , в котором была рассмотрена следующая ситуация.
Российская организация произвела на одной из российских таможен (далее - таможня № 1) таможенное оформление груза, ввозимого на территорию РФ. Ранее на счет таможни № 1 была внесена денежная сумма в качестве авансового платежа.

После таможенного оформления груза у части товара были выявлены производственные дефекты. В этой связи с иностранным партнером (поставщиком) было заключено соглашение о предоставлении нового товара взамен бракованного, который, в свою очередь, был возвращен поставщику в режиме реэкспорта, но через другую российскую таможню (далее - таможня № 2). При этом за ввоз товара, поставленного взамен бракованного, организация внесла авансовый платеж на счет таможни № 2, а после вывоза товара в режиме реэкспорта направила в ее адрес заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и НДС. В ответ таможня № 2 вернула организации заявление о возврате денежных средств, указав, что ГТД на ввоз всей партии товара, в том числе и бракованного, оформлялась таможней № 1, поэтому нужно обращаться с данным заявлением туда, что и было сделано.

В итоге организация получила от таможни № 1 отказ с резолюцией, что заявление о возврате таможенной пошлины и НДС поступило к ней по истечении срока, установленного п. 2 ст. 356 ТК РФ , то есть по истечении года со дня фактического вывоза бракованного товара в режиме реэкспорта. Не согласившись с отказом в возврате таможенной пошлины и НДС, организация обратилась в суд.

ФАС МО, несмотря на то что заявление на возврат было получено таможней № 2 до истечения срока, на который ссылаются таможенные органы в своем решении, постановил, что действия таможенных органов правомерны.

Восстанавливать налог или нет?

Предположим, что декларант обнаружил некачественный товар и вывозит его после того, как согласно пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС, уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления. Нужно ли в этом случае восстанавливать налог?

По мнению Минфина, на основании положений ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию РФ реэкспортируемых товаров, принятые к вычету налогоплательщиками, подлежат восстановлению (Письмо от 08.08.2008 № 03 07 08/197 ).
Московские налоговики придерживаются той же позиции: если ввезенные на территорию РФ товары не использовались налогоплательщиком в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и возвращены иностранному продавцу, то суммы НДС, уплаченные таможенным органам и принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет (Письмо от 28.10.2009 № 16-15/113543 ).

В каком налоговом периоде следует восстанавливать налог? По мнению ФНС, это нужно сделать в том налоговом периоде, на который приходится фактический вывоз реэкспортных товаров с территории РФ (см. Письмо от 10.05.2006 № 03 4 03/892 ).

Пример.
Налогоплательщик по контракту с иностранной фирмой при приобретении импортного оборудования (станков) для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, произвел уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Сумма налога, уплаченная таможенным органам при ввозе оборудования на территорию РФ, правомерно отражена в налоговых вычетах в декларации за III квартал 2010 г. в полном объеме. По условиям контракта покупателю гарантируется, что продаваемое имущество будет иметь надлежащее качество, в противном случае оборудование заменяется.

В процессе эксплуатации оборудования выявлен скрытый дефект одного из станков. Его возврат в режиме реэкспорта осуществлен в ноябре 2010 г.

Если учесть разъяснения Минфина и ФНС, то налогоплательщик при возврате поставщику станка ненадлежащего качества должен восстановить к уплате в бюджет в налоговой декларации за IV квартал 2010 года сумму налога, ранее правомерно принятую к вычету по декларации за III квартал того же года, в части суммы налога, приходящейся на возвращаемый станок.

Ситуации из арбитражной практики

Как показывает практика, несмотря на выполнение четырех перечисленных выше условий помещения товаров под режим реэкспорта, таможенники могут вынести решение о невозможности применения этого таможенного режима. В таких случаях право поместить вывозимые товары под процедуру реэкспорта приходится отстаивать в суде.

Так, в Постановлении ФАС ДВО от 30.04.2010 № Ф03-2678/2010 рассмотрен случай отказа таможенными органами в помещении под процедуру реэкспорта запчастей на основании того, что реэкспортером не представлены доказательства несоответствия товаров условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. В рассматриваемом случае суд установил: из акта, письма-претензии от покупателя к иностранному поставщику, ответа поставщика о согласии на замену поставленных запчастей следует, что запасные части, поступившие в адрес общества, не подходят для замены. В подтверждение того, что указанный выше товар не эксплуатировался, не устанавливался и не ремонтировался, декларант представил письмо.

При изложенных обстоятельствах ФАС ДВО посчитал, что общество доказало право на применение режима реэкспорта в соответствии с требованиями, установленными ст. 240 ТК РФ .

Тем же судом в Постановлении от 10.03.2010 № Ф03-1048/2010 рассмотрена следующая спорная ситуация.

Во исполнение внешнеторгового контракта купли-продажи товаров, заключенного между иностранной компанией (Япония) и обществом, последнее ввезло на таможенную территорию РФ товар - три самоходных крана КАТО на колесном ходу (бывшие в употреблении).
По грузовым таможенным декларациям товар оформлен на общую сумму 86 835 долларов США и выпущен в свободное обращение.
В ходе приемки названных транспортных средств независимым экспертом было выявлено, что поставленный товар имеет дефекты. Это нашло отражение в соответствующих экспертных заключениях о техническом исследовании транспортного средства, в соответствии с которым сделан вывод о том, что самоходные краны находятся в неисправном техническом состоянии и не пригодны для эксплуатации по своему назначению.

С учетом полученных экспертных заключений общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о помещении в силу ст. 242 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта поступивших вышеупомянутых самоходных кранов. Таможенный пост заявления общества удовлетворил и применил к рассматриваемым товарам таможенный режим реэкспорта путем принятия решений о выпуске товаров, заявленных в указанных ГТД.

Общество в порядке п. 2 ст. 242 ТК РФ обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей, однако таможенный орган отказал в этом, указав, что обществу необходимо представить документы, подтверждающие, что товары, выпущенные для свободного обращения, имели дефекты либо по иным основаниям не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки на день пересечения таможенной границы, а также подтвердить, что товары не использовались и не ремонтировались в РФ либо что их использование было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров.

Одновременно таможня указала, что в отношении товаров, оформленных в режиме реэкспорта, будет производиться проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.
Сопроводительным письмом общество представило в таможню недостающие документы, в том числе оригиналы ГТД с отметками таможни, переписку с поставщиком товара из Японии, оригиналы экспертных заключений.

Между тем таможенный орган в порядке ведомственного контроля проверил правомерность решений таможенного поста о принятии и выпуске указанных товаров и пришел к выводу о несоответствии таких решений нормам таможенного законодательства. Этим же решением отделу таможенных платежей таможни было предписано отказать обществу в возврате денежных средств (ввозных таможенных пошлин).
В ответ на заявление общества о несогласии с решением таможенного органа ФАС ДВО указал: обстоятельства дела свидетельствуют о том, что факт наличия у импортированных товаров дефектов подтвержден в надлежащем порядке и зафиксирован экспертными заключениями. Доказательствами суд признал: заключения экспертов; письмо, направленное обществом иностранному партнеру с просьбой подтвердить, что техника возвращена в том же состоянии, в каком была отправлена из Японии в Россию, а самоходные краны не использовались и не ремонтировались на территории РФ; письмо от иностранной компании- продавца (Япония) с подтверждением получения самоходных кранов и признанием того, что краны не использовались и не ремонтировались в России и на момент отправки из Японии имели технические неисправности. При этом разница в показаниях счетчика (моточасы) объяснялась необходимостью проведения экспертиз в России для обнаружения технических неисправностей.

С учетом сказанного ФАС ДВО поддержал выводы арбитражного и апелляционного судов об отсутствии у таможни правовых оснований для признания необоснованным произведенного обществом возврата товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. В итоге решение таможни об отказе в возврате таможенных платежей признано незаконным.

Вместо заключения

При разрешении возникающих в процессе работы вопросов в отношении применения «реэкспортного» НДС часто используются электронно-правовые базы, журналы и т. п. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателя на следующее. Независимо от таможенного реэкспорта в терминологии внешнеэкономической деятельности существует такое понятие, как реэкспортные операции. Поэтому при всяком упоминании о реэкспорте следует уточнять, о чем идет речь, поскольку обычно реэкспортные операции осуществляются без ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

(далее - ТК союза) в самостоятельном разделе 6 .
ТК союза содержит перечень таможенных процедур, которые определяют требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории союза или за ее пределами. Каждая процедура характеризуется своими требованиями и условиями.
Реэкспорт является одним из составляющих перечень процедур, который взаимодействует с другими процедурами. Такое взаимодействие позволяет завершить некоторые другие процедуры. Например, реэкспортом завершаются процедуры переработки на таможенной территории союза, временного ввоза (допуска), таможенного склада.
Необходимо отметить, что достаточно часто возникает необходимость возврата товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза. Такие случаи связаны с ввозом товаров, которые запрещены к их ввозу или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, когда иностранный партнер при наличии договорных связей ошибочно отправляет лицу Таможенного союза какой-либо груз или обнаруживается несоответствие по количеству, качеству и т.д.
С точки зрения таможенного законодательства при таких обстоятельствах возможен возврат груза с использованием таможенной процедуры реэкспорта.
Указанная процедура регулируется положениями, содержащимися в гл. 40 ТК союза. Следует отметить, что в данную главу включен ряд новых норм, отсутствовавших в Таможенном кодексе Российской Федерации.
Статья 296 ТК союза определяет реэкспорт как таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования .
Как видно из содержания процедуры реэкспорта, возврат в реэкспорте допускается не только в отношении товаров, ранее ввезенных, но и в отношении продуктов переработки.
Отдельно нужно остановиться на нетарифных мерах регулирования, которые представляют собой комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В свою очередь, меры нетарифного регулирования являются частью запретов и ограничений, включающих в себя помимо мер нетарифного регулирования меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, процедура реэкспорта требует соблюдения иных запретов и ограничений, кроме мер нетарифного регулирования.
Общие положения, регулирующие соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, содержатся в ст. 152 ТК союза, в соответствии с которой перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запрет может вводиться на ввоз каких-либо товаров, в таком случае товары, запрещенные к ввозу, но прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Так, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, запрещает к ввозу озоноразрушающие вещества и ряд других товаров. Вывоз указанных товаров является обязанностью перевозчика или их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При ввозе товаров, ограниченных к ввозу, и непредставлении документов, подтверждающих соблюдение ограничений (лицензий, разрешений и т.д.), действует правило, согласно которому такие товары должны быть немедленно вывезены перевозчиком или собственником. Список ряда товаров, ограниченных к перемещению, содержится в указанном Едином перечне, например химические средства защиты растений, опасные отходы и т.д.
В обоих случаях вывоз товаров возможен в процедуре реэкспорта.
При помещении товаров под процедуру реэкспорта необходимо соблюдение ряда условий, которые содержатся в ст. 297 ТК союза. Причем эти условия весьма разнообразны. Прежде всего условия предусматривают перечень товаров, которые могут быть помещены под рассматриваемую процедуру.

Новеллами в условиях помещения товаров под реэкспорт являются срок, в течение которого товары могут быть реэкспортированы (один год вместо шести месяцев), представление дополнительных документов .
Анализ ст. 297 ТК союза показывает, что она во многом повторяет ст. 296 ТК союза, в которой уже указаны товары с возможным помещением их под реэкспорт. По существу, условия, перечисленные в ст. 297 ТК союза, относятся к товарам, помещенным под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Обращает на себя внимание формулирование условий реэкспорта, когда такие условия включают в себя неисполнение условий внешнеэкономической сделки с выставлением еще ряда самостоятельных условий, т.е. условия содержат другие условия, что вряд ли можно признать удачным.
Как уже указано выше, реэкспорт товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления, должен быть подтвержден, для чего следует представить документы об обстоятельствах ввоза товаров, вытекающих из внешнеэкономической сделки; о неисполнении условий сделки иностранным партнером (например, коммерческий акт); о помещении этих товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (декларация на товары); об использовании товаров после выпуска для внутреннего потребления.
Свои особенности имеет перевозка товаров, помещенных под реэкспорт, которая заключается в том, что товары вывозятся с соблюдением положений, регулирующих процедуру таможенного транзита.
ТК союза более детально регулирует отношения, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов. По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров, помещаемых под реэкспорт, возникает у декларанта с момента регистрации таможенной декларации.
В случае невывоза товаров, помещенных под реэкспорт, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов будет считаться день регистрации таможенной декларации для процедуры реэкспорта. Невывоз товаров может быть вызван их уничтожением вследствие аварии или действия непреодолимой силы, естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, при таких обстоятельствах декларант освобождается от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что товар утрачивается безвозвратно.
Сумма ввозных таможенных пошлин, налогов при невывозе товаров должна соответствовать суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При невывозе продуктов переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории союза, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в сумме, которая соответствует размеру ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под процедуру переработки, использованных для изготовления продуктов переработки с учетом норм их выхода.
При возврате товаров в реэкспорте декларант освобождается от уплаты вывозных таможенных пошлин. При вывозе товаров, помещавшихся под процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются в соответствии с условиями, предусмотренными ст. 297 ТК союза, производится возврат или зачет уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
Внешняя простота содержания процедуры реэкспорта не исключает вопросов при его использовании.
Основные вопросы, которые возникают при выборе рассматриваемой процедуры, относятся к ошибочно поставленному товару, и в частности к определению лица, которое может выступать в качестве декларанта при реэкспорте, и соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное законодательство устанавливает порядок и правила, при соблюдении которых происходит перемещение товаров через таможенную границу. ТК союза содержит требования, которым должен отвечать декларант, т.е. лицо, заявляющее сведения о товарах либо от имени которого такие сведения заявляются.
Статья 186 ТК союза устанавливает круг лиц, которые могут быть декларантами. При этом следует учитывать, что декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, за исключением некоторых случаев, когда декларантом могут быть иностранные лица.
Из положений, содержащихся в ст. 186 ТК союза, следует, что декларантом может быть, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной лицом государства - члена Таможенного союза, таковое лицо:
1) которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
2) или от имени;
3) либо по поручению которого эта сделка заключена.
Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Процедуру реэкспорта может заявить иностранное лицо, в частности организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза.
При ошибочной поставке товары поступают без заключения внешнеэкономической сделки в отношении такой поставки товара, поэтому подтвердить права владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами не представляется возможным. В соответствии с нормами ТК союза лицо не обладает достаточными полномочиями для совершения юридически значимых действий (подача декларации на товары) от собственного имени с данными товарами. Таким образом, лицо, в адрес которого поступили такие товары, не может выступать в качестве декларанта.
Как уже указывалось, ст. 152 ТК союза принятие мер по вывозу товаров возлагает на перевозчика или на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, перевозчик может выступать в качестве декларанта, если он отвечает требованиям ст. 186 ТК союза о декларанте. При этом возникает вопрос: можно ли обязать перевозчика к возврату товаров, если его обязательства по перевозке исполнены и товар передан на склад временного хранения, который известил получателя товара о его поступлении, а получатель установил ошибку в поставке?
Практика применения ТК РФ прошлых лет в части реэкспорта сводилась к тому, что, по мнению таможенных органов, требуется заключение внешнеэкономической сделки с иностранным поставщиком для того, чтобы лицо приобрело указанные выше права или могло совершать определенные действия, в противном случае иностранный партнер должен принять необходимые меры для возврата ошибочно поставленного товара.
Следует отметить, что ошибка в поставке груза обнаруживается при проверке документов о поступлении груза, поэтому все последующие вопросы с решением его приема или возврата должны быть рассмотрены в течение сроков временного хранения, установленного таможенным законодательством.
В соответствии со ст. 170 ТК союза срок временного хранения составляет два месяца. По письменному запросу лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок до четырех месяцев, который является предельным. В отношении некоторых товаров срок временного хранения может быть более или менее указанного срока в случаях, указанных в ТК союза или решениях Комиссии Таможенного союза.
Если поступают товары, которые запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, то срок хранения таких товаров таможенными органами составляет трое суток (п. 2 ст. 146 ТК союза).
Таким образом, решение о приемке или возврате груза должно быть принято в достаточно сжатые сроки.
При выборе таможенного режима реэкспорта необходимо учитывать положение, содержащееся в п. 1 ст. 152 ТК РФ, в соответствии с которым перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
ТК союза содержит ряд положений, исключающих соблюдение некоторых ограничений. Так, помещение товаров под процедуры таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, временного ввоза (допуска), временного вывоза, реимпорта и некоторых других допускается без применения мер нетарифного регулирования, но в то же время действуют иные ограничения, например ограничения, вводимые исходя из национальных интересов, меры технического регулирования и др.
Как уже указано выше, при реэкспорте к вывозимым товарам не применяются меры нетарифного регулирования. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" количественные ограничения и иные запреты и ограничения экономического характера являются методами нетарифного регулирования.
Нетарифное регулирование включает в себя запреты и количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, лицензирование, исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
Названный Закон предусматривает возможность введения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, исходя из национальных интересов. Такие меры не носят экономического характера и применяются самостоятельно наряду с экономическими. Рассматриваемые меры могут вводиться, если они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; применяются для защиты культурных ценностей и т.д.
Запреты и ограничения внешней торговли товарами содержатся в ряде законов, в связи с чем в каждом конкретном случае необходимо обращаться к соответствующему закону.
К числу рассматриваемых законов можно отнести Федеральный закон "Об оружии", который регулирует ввоз и вывоз оружия. В частности, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия осуществляется по разрешениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" устанавливает, что ввоз (вывоз) таких товаров осуществляется при наличии разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов и сертификата на право ввоза (вывоза).
Необходимо иметь в виду особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле. Например, Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" одним из методов осуществления государственного регулирования устанавливает лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения.
При ошибочной поставке российскому участнику внешнеторговой деятельности товаров, ввоз (вывоз) которых лицензируется, возникают вопросы о порядке вывоза таких товаров в режиме реэкспорта. Таможенные органы требуют представления лицензии на вывоз товаров, в то время как лицензия не может быть оформлена, поскольку товар перемещен на таможенную территорию Российской Федерации вне контракта на его поставку. Так, в соответствии с п. 6 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", для получения лицензии организация-заявитель представляет наряду с другими документами копию контракта или выписку из контракта с иностранным заказчиком (поставщиком). При отсутствии контракта на поставку ошибочно перемещенного через таможенную границу товара в выдаче лицензии будет отказано.
Обращает на себя внимание содержание п. 2, 4, 5 ст. 152 ТК союза.
Пункт 2 ст. 152 ТК союза требует немедленного вывоза товаров, запрещенных к ввозу. Пункт 4 той же статьи определяет порядок действий с товарами, ограниченными к ввозу, последние должны быть вывезены, как и товары, запрещенные к ввозу, т.е. немедленно. О немедленном вывозе указанных товаров отмечается и в п. 5. В связи с этим возникает вопрос: когда должны быть вывезены товары, ограниченные к ввозу (сразу после ввоза, когда устанавливается, что ограничения не соблюдены или в процессе временного хранения)? Формулировки п. 2, 4, 5 позволяют сделать вывод о том, что ввоз товаров, на которые распространяются ограничения, возможен при наличии разрешительных документов (например, лицензии). Ранее сформировавшаяся практика позволяла ввозить такие товары без разрешительных документов, которые затем оформлялись в течение срока временного хранения.
Существующие неопределенности в положениях, регулирующих реэкспорт, могут привести к спорным ситуациям.

Внешнеэкономическая деятельность подразумевает постоянные операции с таможней. Когда груз пересекает государственную границу, необходимо подумать об оптимизации затрат и правильном оформлении ввоза и вывоза. К числу оптимизирующих процедур относят реимпорт и обратную ей – реэкспорт.

В этой статье мы уточним понятия реэкспорта/реимпорта, объясним, как проходят эти процедуры, напомним о необходимой документации и корректном бухгалтерском и налоговом учете.

«Туда» и «обратно»: что такое реимпорт и реэкспорт

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что владелец экспортируемых товаров, уже вывезший их за границу, должен вернуть груз обратно. Причина может быть в обнаруженном неудовлетворительном качестве, утрате возможности оплатить товар заказчиком или в других факторах.

То же может произойти с товарами, которые уже ввезены в страну (импортированы) и предназначены для свободной продажи.

Иногда иностранные партнеры договариваются о сделке через посредника, когда товар продается сначала ему, а затем поставляется покупателю в другую страну, при этом он может заходить на территорию страны посредника, а может и миновать ее «транзитом».

Такие операции оформляются на таможне как реимпорт и реэкспорт.

Реимпорт – один из видов таможенного режима, предусматривающий ввезение в зону таможенного влияния Российской Федерации товаров, которые были ранее вывезены из нее. Реэкспорт – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию России, снова вывозятся за границу.

Особенности этих таможенных режимов

Все нюансы прохождения груза через госграницу предусмотрены Таможенным кодексом (ТК) Таможенного Союза (ТС), членом которого является РФ. Режимы реимпорта/реэкспорта регламентированы ст. 202 и 242 ТК ТС. Чем характеризуются данные процедуры?

  1. В обоих режимах груз дважды пересекает государственную границу.
  2. Все необходимые таможенные платежи уже были внесены ранее и не платятся повторно, а если были уплачены, возвращаются.
  3. Товар в реэкспортирующей (реимпортирующей) стране не должен подвергаться значительным изменениям: переработке, усовершенствованию, исправлению и т.п. Если внесенные перемены можно оценить более, чем в 50%, реэкспорт (реимпорт) уже невозможен.
  4. Допустим неизбежный износ, связанный с транспортировкой грузов.

СПРАВКА! К изменениям относится радикальная смена характеристик товара, после чего он даже может поменять наименование. Для сохранения возможности реимпорта/реэкспорта разрешено менять упаковку, маркировку и т.п., если этого требует другая сторона, то есть вносить изменения, не влияющие на функциональность и название груза.

Реимпортируемые товары

Чтобы попасть под режим реимпорта, товары должны быть:

  • ранее вывезены из РФ без нарушений требований экспорта;
  • российского или иностранного производства в свободной продаже – до того, как их вывезли;
  • в практически неизмененном состоянии с момента вывоза.

К ремпортным чаще всего относят такие товары:

  • различные предметы, которые не продались на аукционах;
  • товары, которые не удалось реализовать с консигнационных складов;
  • продукты с истекшим сроком годности;
  • товары, которые забраковал получатель.

К СВЕДЕНИЮ! Если даже за границей товар использовался в предпринимательских целях, это не является препятствием для его реимпортирования.

Сроки реимпорта

При реимпорте критичны сроки: с момента первичного вывоза продукции не должно пройти больше 10 лет. Пошлины и налоги, уплаченные при экспорте, можно получить обратно, если еще не прошло 3 лет. Для отдельных категорий (специальное оборудование и пр.) этот срок может быть продлен по мотивированному запросу с предоставлением соответствующих документальных подтверждений. Запрос нужно подать не позднее месяца до дня декларирования товаров. Рассматривать его будут не дольше 30 дней, причем, если потребуются дополнительные сведения или документы, их запросят через 15 дней. Отказ мотивируется.

Документы для ремпорта

Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта необходима следующая сопроводительная документация:

  • таможенная декларация, которая составлялась при первичном вывозе с территории ТС;
  • подтверждение даты первого пересечения товарами госграницы;
  • если с товарами за пределами ТС производились какие-то манипуляции (ремонт, смена маркировки, переупаковка и т.п.), нужны подтверждающие бумаги.

Реэкспорт: особенности и примеры

Чтобы стать реэкспортируемыми, товары должны обладать следующими характеристиками:

  • изначально быть иностранными по происхождению;
  • нужно получить разрешение на реэкспорт, которое подпишет председатель Государственного таможенного комитета России.

Самым ярким примером реэкспорта служит транзит газа. Прямой реэкспорт требует оформления ввоза товара в страну-посредник, косвенный – только оформления самой сделки. По очевидным экономическим выгодам чаще применяется косвенный.

Документы на реэкспорт

Чтобы получить право реэкспортировать товары, необходимо оформить следующую документацию:

  • контракты на ввоз и вывоз товаров – это подтвердит транзитную цель попадания товаров в страну;
  • платежные документы по налогам и другим сборам;
  • заявление на получение разрешения реэкспортировать груз.

Налоги при реимпорте/реэкспорте

Режим реэкспорта предусматривает специфический подход к налоговому учету. Такой товар не облагается налоговыми платежами и таможенными пошлинами на ввоз и вывоз. Если эти платежи были произведены, они должны быть возвращены. Это возможно при соблюдении следующих условий, при которых товары находились в зоне действия Таможенного Союза под соответствующим режимом:

  • не эксплуатировались и не ремонтировались (исключение – случаи, когда использование товара стало причиной обнаружения несоответствия качеству);
  • со дня выпуска товаров для внутреннего потребления до даты их вывоза прошло менее года;
  • товары могут быть идентифицированы таможенной службой;
  • реэкспортируемые товары не использовались для получения дохода.
  • требуемая документация в порядке.

Какие товары запрещены к реэкспорту/реимпорту

Запрет на данные таможенные режимы в отношении определенных групп товаров вытекает из основного требования: товары в какой-то момент должны иметь статус свободно обращающихся на территории Российской Федерации. Если товары по закону не могут реализовываться свободно, естественно, их нельзя реимпортировать или реэкспортировать без разрешения контролирующих органов. К такой продукции относятся:

  • драгметаллы и камни, изделия из них;
  • ядерные материалы, в том числе уран;
  • военная продукция (техника, взрывчатые материалы, оружие, ракетные комплексы);
  • стратегическая продукция;
  • отдельные группы техники (рентгеновская, шифровальная, космическая);
  • секретная информация, проекты;
  • наркотики, яды;
  • этиловый спирт;
  • некоторые лекарства;
  • отходы, содержащие драгоценные или редкоземельные элементы.

Остальные запреты понятны из логического обоснования таможенных процедур.

Реимпортными не могут быть товары:

  • иностранного производства;
  • сделанные в России, но вывезенные не в качестве экспортных;
  • те, в отношении которых просрочен период для введения реимпорта;
  • запрещенные к ввозу и вывозу по законам РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Товары, вывозимые на выставки, форумы и подобные мероприятия, и потом возвращаемые обратно, не могут попадать под режим реимпорта.

Осторожно, реимпорт после экспорта!

Если российские товары были экспортированы, а затем возвращаются по режиму реимпорта, это чревато рядом сложностей.

  1. Сложно подтвердить неизменность. При экспорте товары не освидетельствуются с документальным подтверждением соответствия товаров казанным в таможенной декларации характеристикам. А для реимпорта необходимо, чтобы товары не подвергались изменениям, что должно отражаться в документах (те же артикулы, серийные номера и т.п.).
  2. Что делать: при реимпорте самостоятельно провести досмотр до начала процедуры декларирования, уточнив:

  • соответствие описанию в декларации;
  • комплектацию (наличие всех задекларированных элементов и отсутствие незадекларированных);
  • совпадение серийных номеров с указанными в декларации; при отсутствии номера, заявленного в декларации, нанести маркировку.
  • Нет времени на справку. Для возврата уплаченных при экспорте налогов и пошлин, который предусматривает процедура реэкспорта, надо подтвердить факт уплаты таких пошлин. Для этого в налоговой нужно получить справку об отсутствии возврата НДС реимпортеру после вывоза товара. Такую справку дадут по запросу за месяц до обратного ввоза. Но иногда товар возвращается неожиданно, приходится хранить его на временном складе, это затратно и неудобно.
  • Что делать: постараться получить справку из ИНФС заблаговременно, хотя это по объективным причинам не всегда возможно, тогда готовиться к дополнительным издержкам.

    Всем организациям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, не понаслышке знаком термин "реэкспорт". Это особый случай экспорта ранее ввезённых из-за границы товаров, который отменяет уплату таможенных взносов. Попробуем разобраться в особенностях проведения этой таможенной процедуры.

    Понятие реэкспорта

    Реэкспорт товаров — это завершающий подразумевающий вывоз с территории нашей страны ранее импортированных объектов на особых основаниях, а именно:

    • Отмена обязанности уплаты получателем таможенных пошлин как на ввоз, так и на вывоз. Оплата таможенных расходов за ввезённые товары производится в обычном порядке, по завершении режима реэкспорта её сумма может быть возвращена.
    • К предмету реэкспорта не применяются какие-либо экономические ограничения и запреты.

    Следует отметить, что добиться введения такого льготного режима непросто ввиду сложности таможенного оформления. Существует альтернативный вариант вывоза его из страны, такой как экспорт обыкновенный. В этом случае получателю груза вернуть ранее оплаченные ввозные таможенные налоги и пошлины уже не удастся. В качестве предмета реэкспорта могут выступать любые не запрещённые к ввозу на территорию РФ товары, чаще всего сырьевые, например цветные металлы, кожа, шерсть, продукты питания и другие.

    Для чего может понадобиться введение такого режима?

    В работе компаний - участников международной торговли возникают обстоятельства, при которых к товару, приобретённому у иностранных продавцов, может быть применён режим реэкспорта. Это чаще всего следующие случаи:

    • Закупленный иностранный товар возвращается продавцу, поскольку имеет брак или не соответствует условиям заключённого договора.
    • В случае проведения трёхсторонних сделок, когда российская фирма перепродаёт иностранный товар торговым партнёрам из других стран по их просьбе. Такая ситуация может сложиться, например, при существовании запрета на торговое взаимодействие между двумя государствами.

    Второй вариант в большинстве случаев предполагает не прямой, а косвенный реэкспорт. Это ситуация, при которой импортированные объекты не будут ввезены на территорию РФ, а отправятся напрямую к конечному покупателю. Кроме того, реэкспорт может быть использован в качестве таможенного режима, завершающего действия других: беспошлинной торговли, временного ввоза или хранения, переработки на таможенной территории или под её контролем и др.

    Товары, которые способны стать предметом реэкспорта

    Под этот таможенный режим могут попасть как объекты, подлежащие реэкспорту напрямую, так и ранее выпущенные в обращение и находящиеся под таможенным контролем. Законодательством РФ регламентировано, что процедура реэкспорта предполагает соответствие подлежащих отправке за рубеж товаров следующим основным требованиям:

    • Не выпущенные в обращение, ожидающие завершения какого-либо таможенного режима.
    • Выпущенные во внутренне потребление, возвращаемые продавцу по причине наличия дефектов или несоответствия заявленным в договоре параметрам.
    • Не эксплуатированные и не подвергавшиеся ремонту объекты, кроме случаев, когда это было необходимо для выявления дефектов и нарушений, служащих причинами для возврата.
    • Наличие уточняющей информации, серийных номеров или артикулов и их абсолютное соответствие прилагаемой таможенной декларации.
    • Срок отправки на реэкспорт товаров, выпущенных в обращение, — 1 год.

    Особые условия для отдельных видов товаров

    Существуют некоторые на которые накладываются специфические требования при попадании под реэкспорт. Это, прежде всего, касается объектов двойного назначения. Для использования в отношении них особого таможенного режима необходимо согласование с наделённым соответствующими полномочиями ведомством. В России эти функции выполняет Министерство экономического развития и торговли, отдел Кроме того, не существует возможности реэкспорта товаров двойного применения в третьи страны без письменного согласия на то государства-экспортёра.

    Что касается подакцизных объектов, то они имеют следующие нюансы проведения данной таможенной процедуры:

    • Если товары заявлены как предназначенные исключительно для реэкспорта, маркировка в таком случае не применяется.
    • Если товары уже были ввезены с наличием атрибутов акцизного контроля, перед вывозом все марки должны быть повреждены особым способом, чтобы исключить возможность их вторичного применения.
    • Немаркированные, отправленные при ввозе на территорию таможенных складов могут быть помещены под режим реэкспорта.

    Помещение товара, выпущенного во внутреннее потребление, под режим реэкспорта

    Таможенная процедура реэкспорта допускает тот или иной объект к данному режиму исключительно при наличии соответствующего разрешения от уполномоченного на то таможенного органа, принявшего декларацию при его импорте. С целью получения такого разрешения лицу, планирующему переправить товары за границу таким образом, следует предоставить следующий пакет документов:

    • Подтверждающие ввоз на территорию РФ и, если нужно, их выпуск во внешнее потребление.
    • Обосновывающие обстоятельства ввоза груза на территорию РФ.
    • Свидетельствующие о неисполнении условий внешнеторгового договора.
    • Содержащие сведения об использовании товара после выпуска его во внешнее потребление.
    • Заявление на получение разрешения с указанием контактных данных заявителя.

    Таможенный орган, принявший заявление, рассматривает его вместе с приложенными документами и принимает решение о применении режима реэкспорта для товара заявителя.

    Процедура реэкспорта товара, предназначенного исключительно для этих целей

    Ввозимые на территорию нашей страны объекты могут быть заявлены таможенными органами как предназначенные непосредственно для реэкспорта. Их же решением партия, готовящаяся к вывозу, может быть передана на временное хранение получателю. В таком случае по закону отправка за рубеж должна быть произведена не позднее чем через шесть месяцев с момента импорта.

    Действующая таможенная процедура реэкспорта требует обязательного наличия перечня сопроводительных документов для таких товаров:

    • Разрешение на допуск к данному режиму, уточняющее сроки вывоза с территории РФ.
    • Договор, на основании которого товар должен покинуть страну: импортный, экспортный, трёхсторонний.
    • Сопроводительная документация.
    • получателя на территории РФ о его вывозе в течение полугода.

    Такие же правила, исключая последний пункт, действуют и для объектов, перемещаемых на реэкспорт из прочих таможенных режимов.

    Возврат таможенных платежей

    Реэкспорт — это особый таможенный режим, отменяющий для получателя товара любые таможенные налоги и пошлины. Однако при его осуществлении все сборы взимаются в общем порядке: отдельно при импорте, экспорте или перемещении товара на склад таможни.

    Когда вывоз партии, находящейся под действием режима реэкспорта, с территории РФ произошёл, оплаченные ранее суммы депозитов могут быть возвращены плательщику по письменному разрешению представителей таможенных органов. При перемещении товара из режимов переработки на таможенной территории или временного ввоза, возврат ранее уплаченных средств возможен при выполнении следующих требований:

    • Реэкспорт производится не позднее чем через два года после ввоза объекта на территорию РФ.
    • Товары, подлежащие вывозу, во время пребывания на территории РФ не являлись инструментом для получения прибыли.

    Реэкспорт в России предусматривает, что возвращаемые депозиты не могут облагаться процентами или индексироваться.

    У нас есть готовые решения по таможенному оформлению любых грузов. Это сэкономит Ваши деньги и время при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, во время декларирования. При необходимости, можем предложить выход из любой ситуации, в том числе изменить таможенную процедуру под которую помещен Ваш груз.

    Временный ввоз вывоз

    Описание таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза товаров.

    Временный вывоз Экспорт 23

    Ограничения: по нетарифному контролю (товары, запрещенные к ввозу и вывозу). Сроки не ограничиваются.

    Условие выпуска: обязательство по обратному ввозу, с денежным обеспечением по месту использования.

    Способ идентификации: физический (описание, фото, штамп, маркировка, взятие проб и образцов), за исключением оборотной тары и запчастей при поломке машин.

    Процедура применяется:

    • с пользованием без изменения состояния и поддержанием в нормальном работоспособном состоянии (техобслуживание, мелкий ремонт без модернизации);
    • для исследований, испытаний, тестирования;
    • для целей передачи в пользование другому лицу (аренда, лизинг);
    • как транспорт для международных перевозок.

    При передаче прав собственности другому Российскому лицу происходит смена процедуры на Экспорта 10.

    Временный ввоз (допуск) Импорт 53

    Условие помещения товаров под таможенную процедуру:

    • ограничение, нельзя 3 категории товаров: товары, запрещенные к ввозу; отходы, в том числе промышленные; расходные материалы (за исключением ввозимых товаров в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах);
    • идентификация - возможность идентификации товаров при помещении их под завершающие процедуры (тождественность - вывозится тот же самый товар, за исключением установленного международным договором условия, что временно ввезенный товар может быть заменен подобным при обратном вывозе, например многооборотная тара, запасные части к транспортным средствам);
    • гарантии по соблюдению законодательства , предоставление обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
    • обязательство об обратном вывозе таких товаров (заявление), но напрямую в законодательстве это не установлено;
    • срок временного ввоза устанавливается таможенным органом по заявлению декларанта исходя из целей и условий ввоза (подтверждение срока документально), предельно 2 года или 24 месяца. Комиссия вправе в отношении отдельных категорий товаров устанавливать более короткие или длинные сроки (например - для транспортных средств, которые являются основными производственными средствами, находящимися в собственности иностранного лица и используемые российским лицом, в отношении которых предоставлено полное или частичное освобождение, срок может быть определен до 34 месяцев (в данном случае речь идет о лизинге).

    *при неоднократном помещении товаров под процедуру Импорт 53, даже при смене собственника, общий суммарный срок процедуры не может превышать предельный срок временного ввоза - 2 года.

    Статус товара (ограничения по пользованию или распоряжению товаров) - иностранный, ограничено пользование и распоряжение - товар находится под таможенным контролем,

    Допустимые операции с товарами:

    • пользование согласно целям ввоза при условии неизменности состояния товаров при обратном вывозе, исключая естественный износ и убыль;
    • операции по сохранности и поддержанию товара в нормальном и рабочем состоянии, 32 процедуры: техническое обслуживание и мелкий ремонт;
    • проведение исследований , испытаний, тестирования, проверок в качестве объекта и организации мероприятий (311 ФЗ - коммерческие и научные образцы, с особенностями помещения и завершения действия процедуры - уничтожения);
    • передача прав пользования другому лицу , ТК ТС и 311ФЗ определяют случаи когда такая передача осуществляются по простому уведомлению таможенного органа (хранение, техническое обслуживание, мелкий ремонт, и т.д.). В иных случаях требуется получение разрешения таможенного органа (например субаренда);
    • транспортные средства могут использоваться за пределами таможенной территории ТС в качестве транспортных средств международной перевозки.

    Применение таможенных пошлин и налогов:

    I. Полное условное освобождение - случаи, условия и срок определяются комиссией Таможенного союза, общий принцип - не коммерческое использование данных товаров.
    1 случай - многооборотная тара: поддоны, контейнеры при международной перевозке товаров.
    2 случай - товары, временный ввоз которых содействует развитию международных связей (выставочные товары, товарные образцы - товар подпорчен, не функционален, рекламные печатные товары, исследования, испытания, проверки, профессиональное оборудование и инструменты - использующиеся строго иностранным лицом на некоммерческой основе, за исключением гастролей;
    3 случай - использование культурных и научных связей между государствами (без извлечения прибыли) - спорт, наука, культура, кино, фото - только иностранному лицу;
    4 случай - ликвидация последствий стихийных бедствий с подтверждением от МЧС,
    5 - иное, например: живые животные при разных действиях или транспортные средства: воздушные, морские, речные, большегрузные только в международных перевозках или средствами массовой информации: телевиденье, радио, пресса.

    СРОК ПОЛНОГО условного освобождения до 1 года, может быть применен только на территории России, так как условное освобождение от налогов дается по национальному признаку (на территории государства выпуска).

    II. Частичное условное освобождение - 2 случай:
    - когда условия не попадают под I случай;
    - происходит продление на сроки свыше 1 года;
    - установлено нарушение условий пользования товарами.
    При частичном условном освобождении за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в процедуре временного ввоза допуска - Импорт 53, взимается 3% от суммы ввозных таможенных пошлин налогов, которые подлежали бы уплате, если бы временно ввезенные товары могли быть помещены под таможенную процедуру ИМ40. Уплачиваются при помещении под процедуру ИМ 53 за весь установленный срок или по желанию декларанта, периодически, но не реже чем раз в 3 месяца. Или уплачиваются ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, до начала периода, за который произведена их оплата, - срок уплаты последний день месяца за который произведена оплата.

    Завершения действия таможенной процедуры:

    • при завершении действия процедуры, уплаченные проценты возврату не подлежат;
    • необходимо предоставление всех запретов и ограничений + банковский процент за отсрочку платежа по ставке рефинансирования ЦБ РФ+ суммы таможенных платежей, недоплаченные как при процедуре Импорт 40.


    Статьи по теме: