Марийское народное творчество. Педразвитие. Пословицы и поговорки


Устное народное творчество марийцев богато по содержанию, разнообразно по видам и жанрам. Возникшее в глубокой древности, оно выражало думы и чаяния людей, их практический ум и смекалку. В нем нашли отражение реальные исторические события, эпические сюжеты, обычаи и обряды, мифологические представления и многие другие стороны жизни народа.

В легендах и преданиях (тошто ой ) нашли отражение различные моменты этнической и социально-политической истории: расселение и миграции, взаимоотношения с соседними племенами и народами, сражения с чужеземцами, деятельность и подвиги героев и богатырей, основание городищ, поселений и городов, происхождение и появление различных форм и видов хозяйства и культуры, социальных явлений, участие в общественно-политических событиях в различные периоды и другое. Сказки (йомак, шая ) в аллегорической форме повествуют о социальной жизни народа, бытовых взаимоотношениях людей, восхваляют положительные и высмеивают отрицательные их качества и поступки, выражают торжество добра над злом.

Значительное место в устном народном творчестве марийцев занимал обрядовый фольклор. Обрядовый фольклор был тесно связан с различного рода торжествами: календарными праздниками, свадебными церемониями, похоронно-поминальными обрядами, проводами на военную службу и т.п. Эти события сопровождались специально приуроченными для них песнями, плясками, музыкой, заклинаниями. Обрядовые песни исполнялись под особую, в каждом случае определенную мелодию, нередко в музыкальном сопровождении.

Песни (муро, мыры ) - самый распространенный и наиболее самобытный жанр марийского фольклора. В них народ поэтично воспевал родной край и его природу, выражал чувства радости, надежды и горя. Песни сопровождали трудовую деятельность, праздничные торжества, игры и развлечения, семейные обряды. Различаются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские, рекрутские, поминальные, песни-раздумья и другие. Характерной особенностью марийских песен является двухчастное построение образных выражений на основе сравнения или противопоставления: за изображением природного явления воспроизводится выражение чувства, состояния души или действия личности.

Особенно богаты и разнообразны по репертуару и мелодике свадебные песни, как и весь свадебный фольклор. Во время свадьбы свадебные чины должны были исполнять песни, посвященные конкретным лицам, участникам и гостям со стороны невесты. Основную песенную нагрузку несли женщины-участницы обряда (сÿан-вате ) со стороны жениха. В своих песнях они извещали о цели приезда, описывали путь следования, песнями выкупали место за столом, выражали благодарность хозяевам и их родне за прием, угощение и воспитание невесты, отдавали должное ей самой. Они непременно воздавали хвалу своей округе и деревне, жениху, его родителям и их хозяйству, выражали пожелания здоровья, счастья, достатка и многочисленного потомства молодоженам.

Строю народной песни соответствуют марийские музыкальные инструменты. Наиболее распространенными из них были: из духовых - свирель (шиялтыш ), деревянные трубы, обмотанные берестой (пуч ), волынка с пузырем (шÿвыр ), глиняные свистульки (шун шÿшпык ); из струнных щипковых - гусли (кÿсле, карш ), скрипка (ковыж ), из ударных - барабан (тÿмыр ). В XIX веке получили распространение гармони .

Инструментальная музыка марийцев была тесно связана с семейной и религиозной обрядностью, с песенно-танцевальным творчеством. Под волынку в сопровождении барабана наигрывали песенные и танцевальные мелодии во время праздников и свадеб, ритуальные - на поминках, во время осмотра всходов после посева. Волынщики (шÿвыро ) считались самыми дорогими и почетными лицами на праздниках и обрядах, выполняющими общественный долг, за что награждались вышитыми рубашками или полотенцами. Особенно престижным считалось участие волынщика в качестве свадебного чина. Наиболее популярные волынщики за свою жизнь играли на десятках свадеб, чему свидетельством была масса свадебных полотенец.

Песенно-танцевальные мелодии исполнялись также на гуслях, на них играли и женщины. Во время молений в священных рощах гусли использовались для наигрывания ритуальных мелодий. Трубы являлись сигнальным инструментом охотников, пастухов, лесорабочих. Во время праздников Сÿрем и Угинде игра на трубе приобретала ритуальный характер. Среди луговых марийцев известны были девичьи трубы, в которые в свободные от работ летние вечера трубили невесты на выданье. Оригинальным способом исполнения было воспроизведение женщинами и девушками песенных и плясовых мелодий губами с помощью древесного листа или тонкой кожицы бересты.

К устному народному творчеству можно отнести заговоры и заклинания, представляющие собой средства магического воздействия на окружающий мир посредством особого рода словесных формул. Они имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота), а также противоположного к ним действия. Словесные изречения заговоров и заклинаний облекаются в тонкие эпитеты и сравнения. Например, чтобы предохранить от порчи {локтыш ) или кратковременности жизни, обеспечить долгий век личности, произносили длинный монолог над заговариваемым предметом (еда, напиток): "Когда колдун сможет укоротить век Бога, только тогда пусть возьмет душу (данной личности)". Далее следует перечисление других природных объектов - земли, моря, молнии, радуги, ветра, облаков, одновременно 77 видов птиц и деревьев, 77 людей, вечное бытие и жизнь которых колдун должен будет суметь отнять, чтобы обречь на преждевременную смерть конкретно заговариваемого человека. Завершается заговор пожеланием: "Как тает масло, лед, растворяется мед, рассеиваются и тают облака, радуга, иней... пусть так же тает, уходит, не достигает успеха порча, насылаемая колдуном".

Многочисленные словесные формулы произносились при заговорах на любовь, чтобы "присушить" душу и сердце, обеспечить взаимные чувства конкретных партнеров действиями одного из них или третьим лицом. Суть формулы выражалась в перечислении набора образных явлений или предметов, сравниваемых с чувством симпатии и любви. Так, в одном из заговоров произносились следующие изречения: "Как разгорается огонь, занимается заря, светит солнце... пусть так же разгорается (светит) чувство его любви ко мне". В другом случае приводятся следующие сравнения: "Как солнце (луна) вращается вокруг земли, как хмель обвивается вокруг жерди, колесо вращается вокруг оси, мельничный жернов крутится относительно другого, как молоко (вода) закипает и обращается внутри котла, так и его душа, сердце пусть вращаются, обвиваются вокруг меня, прикипают ко мне". Используются и такие формулы: "Как 77 видов цветов расцветают, 77 видов плодов зреют, как чело, печи и лавка, пара столбов изгороди... обращены друг к другу, пусть так же и его чувства расцветают (зреют), его душа и сердце пусть будут обращены ко мне". При произнесении заговора каждая формула выговаривается полностью отдельным предложением.

В послеоктябрьское время фольклор получил развитие в форме художественной самодеятельности. Наиболее популярным остается обрядовый фольклор с его традиционным песенно-танцевальным репертуаром в разнообразном музыкальном сопровождении. Наряду с песнями, популярными стали частушки в сопровождении гармони и баяна. В последние десятилетия при сельских и городских Домах культуры, в различных производственных коллективах и учебных заведениях возникли фольклорные ансамбли, в репертуаре и исполнении которых развиты и возрождены традиционные песни, пляски, игры и музыкальные инструменты. Первый в республике фольклорный ансамбль "Марий памаш " ("Марийский родник") проложил дорогу и за пределы страны, ознакомил с марийским народным творчеством и искусством ряд европейских стран от Финляндии до Испании. Вслед за ним в Венгрии, Финляндии и Эстонии побывали и другие фольклорные коллективы.

С образованием марийской автономии были созданы условия для развития профессиональной культуры и искусства: печати и литературы, театра и музыки, живописи, скульптуры и архитектуры.

Устное народное творчество составляло неотъемлемую часть повседневной жизни марийцев. Оно в специфической форме отражало объективный мир, историческое прошлое народа, выражало его художественно-эстетические и этические идеалы. Сказки, мифы, легенды и предания, песни, пословицы и поговорки, загадки, молитвы, заклинания, созданные народом, содержали значимые истины о смысле жизни, судьбе народа, его предназначении.

Загадки

Древнейшей составной частью поэтического творчества марийцев являются загадки (тушто, тышты ). Уменье говорить загадками и разгадывать их осознавалось марийцами как признак ума, догадливости и мудрости. Основной круг марийских народных загадок отражает трудовую и хозяйственную, общественную и личную жизнь крестьян. Большое количество загадок создано о домашних животных, диких зверях и птицах, природе. Марийские загадки по своему складу очень поэтичны, они отличаются яркой образностью, метафоричностью, четко выражают суть мысли. Отдельные образцы загадок вошли в песенные и сказочные жанры фольклора. Они утверждались и как один из элементов праздничного обряда. Их загадывали в основном во время святочных вечеров. Загадывание загадок имело магический характер, загадывать разрешалось лишь в зимнее время, когда природа находилась в спячке. Нельзя было развлекаться ими при болезни близких, во время отела коров, окота овец.

Приметы

Приметы (пале-влак, палымаш ) использовались марийцами как народный календарь, который был выработан на основе тщательных повседневных наблюдений за окружающей природой. По приметам крестьяне-земледельцы определяли сроки земледельческих и других сельскохозяйственных работ, урожайность полей, предугадывали погоду. Марийцы и сейчас обращаются к ним как к проверенному опыту предков. В прошлом крестьяне отмечали все явления, происходящие в природе: прилет птиц, первое пение соловья, распускание почек на деревьях, расцветание отдельных видов цветов. Значительное количество примет основано на наблюдениях за небесными светилами - солнцем, луной, звездами. Немало народных примет, где физической основой являются даты народного и церковного календарей (На праздник Шорыкйол на деревьях иней - к урожаю; на Николу дождь - к урожаю).

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют в народе тоштыеҥ мут - изречение древних людей или туныктен ойлымо мут - поучающие советы. Они очень точно передают смысл этих коротеньких внешне простейших жанров народного фольклора. В них заложена глубокая народная мудрость, свод многовековых наблюдений крестьян за окружающим миром: бытом, общественной и трудовой деятельностью, религиозными воззрениями людей. Пословицы и поговорки учили человека понимать жизнь, давали ему направление жизненного поведения, осуждали негативные явления в нем - жадность, глупость, болтливость, леность. Пословицы и поговорки марийцев, передаваясь из поколения в поколение, постоянно пополнялись, обновлялись, но сохранялись и древние изречения.

Марийские сказки

Марийские сказки (йомак, шоя, нуж ) сохранили отголоски народных мифов. Это видно в сказках о животных, волшебных сказках. В них встречаются мотивы превращения человека в животное, животного - в человека, перевоплощение девушки-красавицы в лебедя и утку, женщины-матери - в лосиху, мужа и жены - в медведя и медведицу и т.д.

Сказки о животных - древнейшие из сказок. Порождены они были стремлением человека к познанию животного мира и имели практическое значение. В большинстве марийских сказок о животных их образы воспринимаются как аллегорическое изображение людей. В составе животных часто выступают дикие животные - лиса, волк, медведь, заяц, реже встречаются домашние животные и птицы.

Волшебные сказки марийцев связаны с реальной жизнью. В них отражены семейные, родовые и другие социальные конфликты (в более позднее время - классовые), борьба с силами природы. Действующими образами выступают мачеха и падчерица, сиротка, разные чудовища; положительный герой, который спасает попавших в беду, в затруднительное положение сиротку, невесту или жену, проходя через различные препятствия. Присутствуют в волшебных сказках и образы Дубового (Тумо патыр ), Соснового (Пÿнчо патыр ), Елового (Кож патыр ), Каменного (Кÿ патыр ), Тестяного (Нöнчык патыр, Лашка патыр ), Железного (Кÿртньö патыр ) богатырей, великаны, простые люди. Они наделены положительными качествами, являются любимыми и уважаемыми народом персонажами.

Бытовые сказки не теряют связи с волшебными. В них также развиваются действия в реальном быту иногда с фантастическими элементами, герои - обычные люди. К бытовым сказкам относятся и новеллистические, сказки-небылицы и анекдотические устные рассказы (сайыр, потике, масак ). Они в острой, шуточной форме, правдиво отражали сложившиеся в обществе настроения, установившиеся традиции семейной, общественной жизни, представления о добре и счастье. Шутки, как считали марийцы, выражают правду и могут спасти человека от ранней старости.

Былички

Былички (ужмо-колмо ) об увиденном и услышанном, страхи (лÿдыкш ), рассказы о встречах с лешими (таргылтъш нерген ойлымаш ), рассказы о встречах с чертом (ия ужмо нерген ойлымаш ) имели большую популярность у марийцев. Они связаны с традиционным мировоззрением, мифологическими представлениями народа. Марийские былички как мифологические рассказы возникли в связи со стремлением людей понять и объяснить таинственные явления в окружающем мире, встречи человека с различными сверхъестественными существами. В них наиболее полно отражены народные верования и представления об окружающих людей земных или подземных таинственных сверхъестественных силах, душах преждевременно умерших людей (колышын шÿлыш ), домовых (пöрт оза ), банных (монча оза ) и полевых (пасу оза ) духах, чертях (ия ) и т.д..

Заговоры и заклинания

Сведения о древних мифологических воззрениях марийцев содержатся в заговорах и заклинаниях. Заговоры имели различную направленность: предохранительную (от порчи), лечебно-целительную (от болезни), любовную (для приворота и, наоборот - для отворота). Они применялись марийцами для достижения желаемого в виде особых словесных формул во время традиционных ритуальных обрядов, молений, при болезни людей.

Предания

Хранилищем исторических знаний марийского народа являются предания (тоштымарий шомак, тоштымары шая ), рассказы о давно прошедших событиях. Важное место в устном народном творчестве марийцев занимают легенды (тоштыеҥ ой, тоштышая ). Древняя легенда о великане Онаре - наиболее распространенная среди них.Много легенд связано и с другими известными в народе богатырями - Чоткаром , Чумбылатом (Горный Великий человек или Кугурак). Они являлись символами исполинской силы и мужества, используемыми в борьбе со всякого рода поработителями. Марийские предания отражают историческую, национальную, социальную, бытовую жизнь прошлых веков. Они дают своеобразную информацию о наиболее значимых исторических событиях большого периода времени. В многочисленных преданиях сохранились мотивы о переселении предков со стороны Нижегородского, Костромского краев, в них показана и встреча предков с лесным племенем овда (предания об Овде), о марийско-булгарских, марийско-удмуртских, марийско-чувашских контактах. Предания освещают также историю появления топонимов, генеалогию некоторых родов, историю происхождения этнических групп марийцев. В преданиях сохранились воспоминания о нашествии Чингисхана, о совместной борьбе марийцев и русских за присоединение Марийского края к Московскому государству, о черемисских войнах. Цикл преданий, связанных с войнами против Казанского ханства, запечатлел образы горномарийских князей Акпарса, Аказа , луговомарийских - Йыланды, Болтуша, Пашкана, Тотара - отважных предводителей народа. Сохраняются предания, посвященные участию марийцев в антифеодальной борьбе под руководством Степана Разина, в крестьянской войне, возглавляемой Емельяном Пугачевым.

Песни

Особое развитие в фольклоре марийского народа получил жанр песни. Народные песни развивались в тесной связи с национальными особенностями истории, быта и культуры народа. Они хранили информацию о прошлой жизни народа, пережитки древних поверий, служили заклинанием и оберегом человека, величали и развлекали его. Марийским народом создано множество мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались его лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю. Песни сопровождали трудовые процессы, праздники, игры, танцы, семейные обряды. Древние образы ритуальных песен не полностью дошли до настоящего времени. Сохранились лишь фрагменты в виде речитативов-приговоров, заклинаний, сопровождавшие отдельные магические приемы.

Песенный фольклор марийцев делится на две большие группы - обрядовый и необрядовый. В древние времена в песенной форме исполнялись легенды, сказки (муро йомак ). Бытовали исторические песни «Песня о малмыжском князе Болтуше», «Песня об Акпарсе», «Рознега» и др.

Обрядовые песни были тесно связаны с календарными народными праздниками, семейно-родовыми торжествами. Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенное время года, регламентированное аграрным календарем. Особенностью их являлось присутствие образов, связанных с плодородием, с пожеланием благополучия в хозяйстве, с трудовой деятельностью человека. Со временем пласт этих песен претерпел значительные изменения, и постепенно они были вытеснены массовыми необрядовыми песнями.

Более устойчивыми оказались песни, сопровождавшие семейные обряды и обычаи. До настоящего времени сохраняются в быту колыбельные песни (аза малтыме муро ).

Много песен исполнялось на празднике инициации девушек Девичьем пиру (Ӱдыр сии ). Песни Девичьего пира по содержанию самые архаические. Они сохранили мифологические образы богинь Юмын ÿдыр (дочь бога), Пиамбар ÿдыр (дочь бога Пиамбар), которые являлись покровителями праздника, Вÿд Ава (богиня Матери воды), Мланде Ава (богиня Матери земли).

Богатством поэтических сравнений, жанровой спецификой отличались свадебные песни (сÿан муро ) марийцев. В состав свадебной поэзии входили различные ритуальные песни: исполняемые во дворе жениха, по пути к дому жениха, в его доме. Песни невесты напоминали по содержанию и тематике сиротские песни.

Поминальные песни (колышым ужатыме муро ) исполнялись во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Они напоминали плачи. В песнях-плачах выражалась скорбь, грусть, тоска.

Большое развитие в марийском фольклоре получили необрядовые песни. Среди них выделяются трудовые, бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, разбойничьи, шуточные песни, песни-раздумья и т.д.

В народной лирике довольно большое место заняли любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: переживания первой любви, ожидание первого свидания, горечь разлуки, восхищение природой. В конце XIX - начале XX веков эта лирика нашла продолжение в частушках (такмак , лудышмуро ). Частушки часто сопровождали игры (мурен модмаш ) и пляски (мурен куштымаш ).

Повсеместное распространение получили песни-раздумья о жизни, празднично-гостевые или застольные песни.

Инструментальная музыка

С песенно-танцевальным исполнительством марийцев, с праздничной обрядностью тесно связана инструментальная музыка. Волынка, барабан, гусли, разного рода свирели, а с XIX века, вошедшая в состав национальных инструментов, гармоника сопровождали все праздники и обряды, молодежные гулянья и увеселения. В начале XX века и последующие годы распространение получают балалайки, гитары, скрипки, баяны. Инструментальная музыка имела издавна и самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в религиозных языческих обрядах и ритуалах. Например, на гуслях исполнялась ритуальная мелодия в священных рощах кÿсото во время языческих молений. В настоящее время народные музыкальные инструменты, кроме гармони и барабана, почти не используются в быту. Но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Игре на древних марийских инструментах обучают сегодня в Республиканском колледже культуры и искусств им. И.С. Палантая, во многих музыкальных школах республики открыты классы по обучению игре на гуслях.

Народная драма

В фольклоре марийского народа значительное место занимает народная драма. Она сформировалась на основе древнего театра масок животных и ярко проявлялась в играх в святочные дни. К ранним театрализованным представлениям относились сцены охоты, рыбной ловли, выделки кожи, прядения, косьбы и другие. Существовало два основных типа театрализованных представлений: ритуальные (календарные, свадебные, поминальные драматизированные обряды) и неритуальные, светские народные драмы, в которых отображалась реальная жизнь марийского народа. В народной драме получили развитие такие виды драматических произведений, как комедия, интермедия, дивертисмент, сатирические песни-монологи, рассчитанные на игру одного актера. В них обличались пороки судопроизводства, бездушие и произвол армейских офицеров, высокомерие землеустроителей, жадность служителей церкви, скупость, леность, склонность к пьянству и курению табака.

Народный фольклор сыграл большую роль в развитии марийской литературы, культуры, искусства. Основоположники марийской литературы С.Г. Чавайн, Н.С. Мухин, М. Шкетан, В.М. Васильев, Г. Микай и другие заимствовали из фольклора и манеру повествования, и целые произведения, сюжеты. На основе фольклора были созданы такие произведения, как героическая драма С.Г. Чавайна «Акпатыр », музыкальная драма С.Н. Николаева «Салика », роман Н.В. Игнатьева «Савик », поэма Олыка Ипая «Волк » и др.

Фольклор оказывает значительное влияние на различные виды профессионального искусства. Народными песнями обогащены оперы Э. Сапаева «Акпатыр », И. Молотова «Элнет », Э. Архиповой «Алдиар », легендарными мотивами овеяны балеты А. Луппова «Лесная легенда», А. Яшмолкина «Живой камень». Благотворно его влияние и в изобразительном искусстве. На основе легенд создали героические образы художники И.А. Михайлин, А.И. Бутов, Б.С. Пушков, И.В. Ефимов; образ счастливой крестьянской жизни утверждается в графике З.Ф. Лаврентьева, в полотнах И.М.Ямбердова, Н.В.Токтаулова. В их творчестве фольклорные мотивы и образы используются для выражения идей единства человека с природой, гармонии в мире, человечности, добра и справедливости. Фольклорные традиции присущи современной музыке и песенному творчеству композиторов. А. Яшмолкин,В. Алексеев, Ю. Евдокимов, В. Захаров, С. Маков, и другие развивают народное песенное творчество, воспроизводя и сохраняя лучшие традиции народной лирики.

Подлинными хранителями фольклорных традиций стали народные фольклорные коллективы. Возрождение фольклорных традиций на концертной сцене вызывает всплеск зрительских эмоций. Фольклорно-этнографический коллектив «Марий памаш » (Марийский родник), организованный в середине 70-х годов прошлого века, стал первым коллективом, который ознакомил с марийским народным творчеством зрителей многих европейских стран. Вслед за ним возникли другие фольклорные коллективы. Сегодня народное искусство пропагандируют известные на всю республику фольклорные ансамбли «Марий памаш », «Пеледыш » (Цветок), «Эрвел марий » (Восточные мари), «Чодра сем » (Лесные напевы), «Эреҥер », «Аршаш » (Венок), «Марий сем » (Марийские напевы), «Мурсескем » (Песенные россыпи), «Шанавыл » (Радуга) и другие. Плодотворно работают детские фольклорные коллективы «Изи памаш » («Родничок», РНМЦ НТ и КДД), «Узоры » (Центр образования №18 г.Йошкар-Олы), «Гармонь » (Дом творчества юных г. Йошкар-Олы), «Шÿшпык » (Соловушка) (Большелумарский дом культуры Новоторъяльского района), «Эрвий » (Юность) (Карайский центр досуга Волжского райна) и др. Они исполняют марийские народные песни, танцы, воспроизводят на сцене забытые детские игры. Эти коллективы являются лауреатами республиканских и Всероссийских фольклорных конкурсов и фестивалей, смотров детского народного творчества.

Старший научный сотрудник
Антонова Д.А.

Губина Мария Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная и исполнительская специфика марийского музыкального фольклора
Дата публикации: 19.12.2017
Раздел: среднее профессиональное

МУЗЫКАЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СПЕЦИФИКА

МАРИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Выполнила преподаватель МБУ ДО Тазовская школа искусств

Губина М.В.

формирование

музыкальной

культуры

марийского

воздействие, как финно-угорские корни, так и контакты с другими этносами.

Важнейшее

музыкальном

фольклоре

занимает

обрядный

фольклор. В нем почти не сохранилось в системном виде календарно-обрядного

песенного фольклора. Древнейшими пластами национального фольклора являются

семейно-обрядные

свадебные,

поминальные

старинным архаическим пластам относятся также песни в сказках, песни-сказки,

ритуальные

фольклор.

локальны, специфичны для каждого музыкально-этнического диалекта. К образцам

старинного

традиционного

марийского

фольклора

относятся

празднично-гостевой традиции (застольные, величальные, благодарственные).

Для мелодики марийских песен характерны тенденция графичности линии и

преобладание принципа торжественно повторности в развитии. Кроме того, налицо

силлабичность песенной структуры, незначительность распевов. Все это придает

марийской мелодике строгую простоту и сдержанность.

Одной из особенностей марийской народной песни является отсутствие

внутрислогового

характерно

фольклора

(русского, татарского и т.д.). Безусловно, с внутрислоговым распева достигают

определенного развития. Например, сиротская песня луговых мари (Л. Викар 1966).

Марийская инструментальная музыка с давних пор была тесно связана с

обрядами,

вокальным

исполнительством.

музыкальные

инструменты,

напоминается

источниках XVIII

(волынка), тумыр (барабан), кусле (гусли), ковыж (варган), Приложение Б, рис. 1, 2,

3). В этнографической литературе XIX в. Мы находим упоминания в описании

других национальных инструментов – сурем пуч (урожайная труба), шыже пуч

(свирель)

(Приложение

половины XIX столетия среди марийского населения (в начале у горных, затем у

луговых) широкое распространение получает гармоника .

Инструментальная

марийцев

использовалась

сопровождение

народным

самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в

религиозных языческих обрядах и ритуалах (использование сурем пуч, кусле в

религиозных обрядах).

Так же с марийским фольклором тесно связаны и танцы. Они сопровождают

своими изящными движениями марийские обряды и песни.

Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка,

россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских

плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда

исполнители

выбивают

движения

спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более

подвижны. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и

подчеркивает эмоциональное содержание.

различаются

характеру

исполнения,

композиционной выстроенности и лексическо основе и поэтому они делятся на

этнические группы: луговые, горные и восточные.

Говоря о восточных марийцах, сегодня можно сказать, что в танцах данной

этнической группы мало сохранилось хореографической лексики но в это же время

богатство

композиционного

«Кандыра»

(«Веревочка»),

«Кандаше»

(«Восьмерка»),

«Латкокыт»

(«Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.

Горномарийский же народный танец вполне композиционный построения –

«Горномарийская

круговая»

«Сормовская

Горномарийский

чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек»,

притопов, каблучных движений и т.д. Он по своему образу легкий, воздушный,

грациозный.

Лугомарийский

наиболее

сохранил

древнемарийский

исполненные

горделивости.

Грациозности,

игривости,

плавности,

изяществом и красотой, и разнообразием танцевальной лексики и композиционного

построения.

марийской

пентатоника

(пятизвучные

бесполутоновые звукоряды), которая встречается и у других народов, например у

татар, башкир, чуваш и др. .

основном

марийской

используются

пятизвучного

бесполутонового звукоряда:

Так же используются звукоряды, построенные на звукоряде с полутоном:

На шестиступенном звукоряде неполной диатонической гаммы:

марийской

самостоятельных

звукорядов.

Песни марийцев в силу особых историко-географических условий можно

разделить на три основных характерных групп:

горно-марийскую;

луго-марийскую

Йошкар-Олинскую,

Моркинскую,

Сернурскую);

восточно-марийскую.

Песни этих групп имеют различные в ладовом, ритмическом отношениях,

различны по форме, по диапазону и т.д.

Песни горных мари (Горно-Марийский район, расположенный на правом

берегу Волги) строятся на звукорядах:

И имеют в основном двух частичную куплетную форму, состоящую из двух

периодов, где вторая часть обычно является тональным ответом, построенным

квинтой ниже или квартой выше.

Для лирико-повествовательных горных напевов мари свойственны широта и

распевность,

диапазон

достигающий квартдецимы.

В этих напевах преобладают размеры 2/4 и 4/4, встречаются 3/8, 6/8, часто

встречаются смешные размеры. Ритмический рисунок разнообразии. Танцевальные

мелодии горных мари строятся шестиступенном звукоряде с четким двухдольным

размером :

Не смотря на то, что песня луговым мари делятся на несколько групп по

территориальному принципу, но наряду с этим имеют свои отличительные черты.

Так для протяжных песен Йошкар-Олинской группы характерна 2-х частная

строением

периодом,

является

повторением первого. Такое строение расширяет ее диапазон до децимы.

Песни Йошкар-Олинской группы построены на звукоряде:

ритмического

протяжных

свойственны

Для плясовых характерен четкий ритм и 2-х дольный размер (Приложение

В луговых песнях преобладает бестерцовая пентатоника в пределах сексты

типа c-d-f-g-a (Йошкар-Олинские, Моркинско-волжские мари). Так же встречается

пентатонная мелодия мажорного наклонения, основанная на звукоряде c-d-e-g-a.

Моркинской

(Моркинский,

Сотнурский,

Волжский,

Звениговский районы) во многом схожи с предыдущей группой марийцев, но они

отличаются по ритму. Для них характерны 3-х и 6-ти дольные размеры. Особенно

распространены свадебные песни с четким ритмом и размером 6/8.

Сернурской

(Ронгинский,

Сернурский,

Торьяльский, Куженерский, Мари-Турекский и прилагающие районы Кировской

области) широко бытуют звукоряды:

Каждый из этих звукорядов тяготеет к определенному району (например: 1-

й к бывшему Косолаповскому, 2-й Сернурскому и Торьяльскому, 3-й к районам

Кировской области), но их можно встретить повсеместно.

Песни этой группы не широки по объему. В них преобладают 2-х, 3-х и 4-х

дольные размеры.

марийцев

Кировской

ритмическое строение (Приложение А, № 2).

Песни восточных марийцев (Белебеевский, Краснокамский, Мишкинский,

Калтасинский

Башкирской

населенные

марийцами

Свердловской и Пермской областей) находятся под влиянием башкирской музыки.

У восточных марийцев часто встречаются мелодии песен, основанные на

пентатонике с мажорной (c-d-e-g-a) и минорной (a-c-d-e-g) окраской. Композитор и

фольклорист

восточных

мажорного наклонения, что происходит, очевидно, под влиянием окружающих их

башкир» .

Мелодика восточно-марийских песен формируется из трихордовых попевок

преимущественно прямого движения на основе кварто-квинтового строя.

Наиболее часто встречаются звукоряды:

По форме песни восточных мари куплетны. Наиболее распространена 2-х

частная форма с повтором второй части. Диапазон песен в большинстве случаев не

превышает октавы.

Песни отличаются свободным и многообразным ритмическим строением

(часты размеры 4/4, встречаются 2/4, ¾, 7/4, 3/8, 5/8 и др.).

В старинных песнях часто встречаются смешанные размеры, в позднейших

– стремление к единой метрической структуре.

большинства

марийских

пятиступенная ладовая система (ангемитоника). Но наряду с этим для певческого

музыкального фольклора характерна и диатоника.

характерными

особенностями

марийского

музыкального

фольклора являются: синкретический характер исполнения – синтез вокального,

инструментального,

хореографического

изложения мелодики марийских народных песен. В современном исполнительском

творчестве

коллективы

народно-певческой

направленности

(профессиональных,

самодеятельных)

интерпретируют

марийской

традиционной

вокальной

изложения

(хоровых,

исполнения: однородные (мужские, женские) и смешанные.

ПРИМЕЧАНИЯ

Своеобразие

марийской

пентатоники

А. Т. Тимиркаев // Ончыко. – 2010. – № 10. -192с.

Марийские

народные

музыкальные

инструменты

[Электронный

ресурс] // Козьмодемьянск РМЭ.

Народный танец луговых мари [Электронный ресурс] // ГБУК РМЭ

«Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-

досуговой деятельности».

Резников Б. Марийская хоровая культура / Б. Резников. – Йошкар-Ола:

Мар. книж. изд-во, 1960. – 293 с.

Физические и духовные силы народа были раскрепощены, марийцы запели вдохновенные песни о счастье свободного труда, о строительстве новой жизни.
С созданием в 1921 году Марийской Автономной области, а позже — Марийской АССР, стала быстро расти политическая активность широких масс трудящихся. Советская власть обеспечила все условия для полного раскрытия творческих сил марийского народа. Расцвела новая культура, национальная по форме и социалистическая но содержанию.
Коренное изменение в политическом и экономическом положении марийского народа привело к большим переменам и в устном художественном творчестве. Теперь не найдешь уже ни одного колхоза в республике, где бы не работал драматический или хоровой кружок.
Ежегодные смотры художественной самодеятельности в Марийской АССР не только показывают общий рост коллективов, но и выявляют много высокоодаренных актеров, певцов, танцоров, музыкантов. При царизме эти народные таланты оставались безвестными, а большинство их просто гибло, задавленное ужасающими условиями жизни.

Художественная самодеятельность стала почетным, общенародным делом.
Собирание и изучение марийских народных песен поставлено в исключительно благоприятные условия. Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (МарННН) систематически организует экспедиции для записи и собирания фольклора. Институт располагает большим фондом фольклорного материала, превышающим десять тысяч текстов.
Материалы экспедиций многократно публиковались. В республиканском и центральных издательствах вышло в свет большое количество отдельных сборников песен.
В экспедициях Марийского научно-исследовательского института принимали участие студенты Марийского пединститута, учителя, поэты, писатели и композиторы. Большую помощь в организации фонозаписи оказывали председатели колхозов, бригадиры и сельская интеллигенция. В этой помощи советской общественности видны забота и признание важности научно-исследовательской работы и выражение любви к своему народному искусству
Особо надо отметить работу старейших фольклористов, собирателей-энтузиастов: В. М. Васильева, отдавшего более полувека этому благородному делу; известных композиторов И. С. Палантая, Я. А. Эшпая, молодого композитора К.Смирнова, — горячих пропагандистов марийской народной песни.
В советское время произошли значительные перемены в бытовании песен и в их тематике.
В песнях советского периода отразились все этапы развития экономики и культуры мари. Нет ни одного значительного события в общественно-политической и культурно-хозяйственной жизни народа, которое не нашло бы отражения в тематике народных песен. Марийский народ слагал песни о советской власти, давшей ему свободу и равноправие, о раскрепощении женщины, о культурной революции. Примером может послужить песня «Ой ты, речка Желтая», в которой ярко выражено отношение к происшедшим социальным переменам:

Ой ты, власть Советская,
Если б тебя не было,

Разве мы тогда могли б учиться?
Ой, Октябрь ты наш, Октябрь,
Если б тебя не было,
Где была бы наша волюшка?
Где была бы наша волюшка?

Темы строительства социализма в деревне нашли широкое отражение в народном творчестве—созданы песни о новом отношении людей к труду, о людях, овладевающих техникой. Когда колхозы укрепились в организационно-хозяйственном отношении и труд колхозников дал реальные результаты, народ запел о счастливой зажиточной жизни.
В 1941 году гитлеровские орды напали на нашу родину, и парод мари вместе с великим русским народом и другими народами Советского Союза поднялся на защиту социалистического отечества. Великая Отечественная война нашла свое достойное отражение в устном творчестве марийцев.
С марийскими песнями теперь знаком весь советский народ, они исполняются с эстрады, звучат по радио.
Говоря о песне, нельзя не упомянуть о марийских народных музыкальных инструментах, почти всегда сопровождающих песню, — это гусли, волынка, «пузырь» (духовой инструмент, состоящий из пузыря, волынки и рога), своеобразная скрипка, барабан, гармошка. У горных мари также весьма распространены как музыкальные инструменты гребешок и катушка, на отверстие которой накладывается тонкая береста. Надо отметить еще один довольно любопытный «инструмент», пользующийся у молодежи особым признанием, — это обыкновенный лист черемухи или клена. С помощью листа марийские девушки и женщины насвистывают любую мелодию и довольно часто импровизируют. Бывает так, что весной в сумерки после работы одна или две девушки-подруги срывают листы черемухи, растущей под окнами дома, и начинают насвистывать своп любимые песни. II звуки мелодии в тихую вечернюю пору слышны далеко-далеко. Очень часто в ответ на другом конце деревни раздастся такой же свист, в этот своеобразный хор включается все больше и больше исполнителей, и на некоторое время вся деревня наполняется мелодичным свистом.
Каким бы ни было самобытным развитие марийской народной песни, оно никогда не отгораживалось от развития русской песни и песен народов Поволжья. Влияние русской песни можно легко проследить на многих песнях мари.
Вот, скажем, горно-марийская песня «Кабы раньше знал»:

... Ухажера ум
Кабы знала я,
До полуночи
Не гуляла бы.

Безусловно, на песни марийцев, живущих в селениях, смежных с татарскими, оказали влияние и татарские песни, особенно на короткие песни восточных марийцев.
Русские композиторы, например такие, как Балакирев, Глазунов, Ляпунов, интересовались музыкальным фольклором мари и в какой-то мере использовали его в своем творчестве. Нельзя пройти мимо такого интересного факта, имевшего место в середине девятнадцатого столетия, как опубликование квартета «Волга», созданного русским композитором Н. Я. Афанасьевым на основе мелодии одной горно-марийской песни и гусельного плясового наигрыша. Квартету «Волга» тепло принятому музыкальной общественностью, была присуждена в 18С0 году первая премия Русского музыкального общества. Марийские мотивы звучат и в некоторых произведениях советских композиторов: Шебалина, Ракова, Шехтера и других.
Современное песенное творчество представляет собой очень большое и сложное явление в культурной жизни народа.
Такого массового подъема песенного творчества, как в настоящее время, еще не знала и не могла знать история марийского народа в прошлом. Мариец в первых песнях советского периода запел о своих гражданских правах, а женщина-марийка — о правах женщины. Эти песни никто не писал, они сами собой рождались в душе еще неграмотных людей.
Марийские трудящиеся под руководством партии вместе со всеми народами СССР активно участвуют в строительстве коммунистического общества. Сознание этого качественно изменило и содержание песен, творцом которых главным образом является молодежь, особенно девушки.

В новых песнях девушка требовала, чтобы любимый был не только внешне красив, но чтоб он стал грамотным, учащимся, комсомольцем (см. песни «Яблони ветка», «Соловей», «Зелены в лесу берез кусты» и т. д.). А в позднейшее время она потребовала, чтобы любимый был передовым в труде, ударником, трактористом.
Основным жанром современного устного творчества у мари является теперь массовая лирическая песня. Сейчас совсем не слышно песен похоронных, сиротских, рекрутских, о трудной женской доле. Песни праздничные, гостевые еще остались в быту марийца, особенно свадебные, поскольку современный свадебный обряд еще сохранил некоторые черты старинного, хотя в самом содержании свадебных песен звучат новые темы, соответствующие новым семейно-брачным отношениям и новой коммунистической морали.

Если можно говорить определенно об изменении содержания современных песен, то нельзя сказать этого в отношении формы, то есть ритма, рифмы, традиционных поэтических приемов, построения и расположения строк и строф, параллелизмов. Это происходит потому, что строй современных песен крепко связан со старой традиционной формой и внутренними законами самого марийского языка.
Теперь действительно нет в песенном репертуаре колхозной деревни ни сиротских, ни рекрутских песен. Они отжили свой век, но эти песни, высоко стоящие в поэтическом отношении, оказали очень сильное влияние на развитие современной лирической песни. Это сказывается на форме, на поэтических приемах, а иногда встречаются и переделки старого содержания на новый лад.
На развитие поэтики колхозных песен большое влияние оказывает современная художественная литература, песни советских композиторов, пропагандируемые среди населения коллективами художественной самодеятельности. В то же время марийская песня оказывает влияние на творчество марийских поэтов и композиторов.

В предлагаемой вниманию читателей книге представлена лишь небольшая часть марийских народных песен, наиболее характерных их образцов.
Эта книга ознакомит советского читателя с поэтическим творчеством марийского народа.
Кандидат филологических паук К. Четкарев

Основная масса марийцев в прошлом была неграмотной: до Великой Октябрьской революции грамотных мужчин было около 16%, женщин- 2%. Марийцев с высшим образованием насчитывалось 10 человек. Одна школа приходилась на 900 жителей. Образование было доступно главным образом детям зажиточных марийцев. Дело народного образования находилось в руках духовенства, хотя среди учителей были и передовые люди, приобщавшие марийцев к культуре русского народа. Изданием марийской литературы занималось миссионерское общество в Казани. Первой книгой на марийском языке, вышедшей в 1821 г., было напечатанное русскими буквами евангелие, в 1827 г. появилась грамматика горномарий- скрго наречия, правда, еще далеко не совершенная, так как она почти не выявляла специфики марийского языка. Последующие издания составляли книги религиозного содержания, но и их было немного: за 100 лет, с. 1821 по 1921 г., вышло в свет всего 112 названий.

Среди неграмотной массы марийцев было распространено так называемое добуквенное письмо. Знаки собственности - тамги (тамга) - служили и родовыми знаками. Их ставили на деревьях в охотничьих угодьях, на бортях, орудиях промысла, на утвари. Эти знаки в ряде случаев служили также распиской. В документе 1872 г. подписи марийских крестьян были представлены родовыми знаками. Кроме того, применялись бирки - податные, налоговые, пастушьи, красильные и т. п. В них наряду со знаками домохозяев обозначались зарубками счетные единицы- деньги, скот и т. ц.

До 1870 г. для приглашения на общественные моления служили дощечки, на которых вырезались условные изображения той или иной священной рощи.

В советское время марийский народ добился крупных успехов в развитии культуры. С первых же дней революции началась работа по организации просвещения народных масс. Яркой иллюстрацией победы ленинской национальной политики было создание новой, советской школы с обучением детей на родном языке. С 1930 г. в республике введено всеобщее начальное обучение. Теперь в республике достигнута сплошная грамотность населения.

Ежегодное плановое расширение сети школ, рост числа учащихся в полных средних школах - яркий показатель роста культуры марийского народа. К 40-летию республики (июнь 1961 г.) функционировало 785 общеобразовательных школ, в которых обучалось более 110 тыс. детей, и 13 школ-интернатов с 3500 учащимися. Кроме того, несколько тысяч человек училось в техникумах и других средних специальных учебных заведениях. В соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью» в республике созданы общеобразовательные школы с производственным обучением.

В Марийской АССР на тысячу жителей приходится 181 учащийся. Это на 31 человека больше, чем в Англии, и на 37 человек больше,"чем во Франции.

В крае, где до революции население не имело возможности получить даже начальное образование, работают теперь два высших учебных заведения: Марийский государственный педагогический институт им.Н. К. Крупской и Поволжский лесотехнический институт им. А. М. Горького. Кроме того, марийцы-студенты обучаются в вузах Москвы, Ленинграда, Горького и других городов. На каждые 10 тыс. жителей в республике приходится 80 студентов.

В Марийской АССР работают 472 массовые библиотеки, 504 клуба, 302 киноустановки, 535 красных уголков. В городах - три театра, два музея, филармония. При некоторых школах открыты школьные музеи.

Марийцы имеют возможность смотреть кинофильмы, дублированные на их родной язык.

Недоступные в прошлом книжные знания народ восполнял познаниями, приобретаемыми опытом. О природной сметливости и наблюдательности марийцев свидетельствуют изобретенные ими простейшие метеорологические приборы (в частности, гигрометр с использованием черемухового или можжевелового прутика). Они владели также обширным запасом эмпирических знаний в области фенологии.

Теперь метеорология в колхозах поставлена на научную основу; в ряде колхозов работают метеорологические и опытные станции.

Росту культуры марийского народа способствует развитие печати. В республике издается 3 журнала, 27 различных газет. Марийское книжное издательство выпускает ежегодно около 700 тыс. экз. книг. Марийцы читают на родном языке произведения классиков марксизма-ленинизма, русской и мировой литературы, книги советских писателей.

Одновременно с ростом культуры и народного просвещения в Марийской АССР развивается и наука. Руководящим научным учреждением республики в области гуманитарных наук является Марийский научно-исследовательский институт в Йошкар-Оле. Он ежегодно организует экспедиции - археологические, фольклорные, диалектологические, этнографические, собирающие большой материал по истории, языку, быту и культуре марийского народа.

В республике созданы условия для подготовки научных кадров, особенно из"числа марийцев. В лесотехническом и педагогическом институтах открыта аспирантура. Большое пополнение Марийская АССР получает из Москвы, Ленинграда, Казани и других городов, в вузах которых учатся марийцы. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях работает более 300 марийцев научных сотрудников и преподавателей вузов, среди них 100 человек с учеными степенями и званиями.

Фольклор и литература

До революции марийский народ не имел своей национальной художественной литературы. Свои мысли, чувства, художественные дарования и возможности он выражал в устном народном творчестве. Значительное место в фольклоре марийцев занимали песни: лирические, бытовые, свадебные, рекрутские, гостевые, плясовые. Излюбленными были лирические песни, близкие к плачам. В них зачастую была отражена тяжелая жизнь марийского народа. Существовал даже особый жанр - «песни печали».

Кроме песен, широко распространены были сказки, а также устные предания и легенды. Почти в каждом селении до настоящего времени можно услышать от стариков рассказы о далеком прошлом Марийского края, о его первых насельниках, о легендарных марийских героях, боровшихся за независимость и счастье марийского народа.

Возникновение марийской художественной литературы относят к периоду первой русской революции 1905-1907 гг. Однако большинство поэтических произведений этих лет, преследовавших в основном просветительные цели (авторы С. Г. Чавайн, М. С. Герасимов, Г. Микай), увидели свет лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

С первых же лет после революции начала развиваться массовая печать, стали выходить газеты на марийском языке, где и публиковались первые произведения марийских писателей.

Наибольшее развитие в марийской художественной литературе получила поэзия. Первыми представителями марийской поэзии были Н. Мухин и Г. Микай. Из выступающих в настоящее время можно назвать немало имен талантливых поэтов: М. Казаков, Г. Матюковский, В. Чалай, М. Майн, Н. Ильяков, И. Осьмин, А. Вик и др. В их произведениях последних лет преобладают темы мирного труда, коммунистического воспитания советского человека. Эти темы находят отражение и в лирике, и в эпических произведениях.

Значительное внимание уделяют марийские поэты переводам на родной язык произведений великих русских поэтов - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и советских авторов - В. В. Маяковского, К. М. Симонова и др. Лучшие стихи марийских поэтов переводятся на русский язык. В 1950 г. был издан на русском языке сборник стихов и поэм М. Казакова «Поэзия - любимая подруга» (на русском языке), отмеченный Государственной премией.

Основателем марийской художественной прозы был М. Шкетан. Он создал первый роман в марийской литературе «Эренгер». В этом произведении отражена жизнь марийского народа в первые годы коллективизации. Теперь в марийской литературе есть немало произведений, затрагивающих широкий круг проблем современной жизни. Описывается и прошлое марийского народа. В романах, повестях и рассказах Н. Лекайна, Д. Орая, Н. Ильякова, А. Эрыкина, 3. Катковой и других отражены темы, характеризующие пробуждение марийских трудящихся в годы революционного подъема и создание новой национальной интеллигенции в период коллективизации деревни, борьбу советских людей во время Великой Отечественной войны и мирный созидательный труд в настоящее время. В области марийской драматургии плодотворно работают писатели С. Н. Николаев, Н. Арбан, продолжающие традиции первых марийских драматургов - А. Ф. Конакова, М. Шкетан и др.

Произведения марийских писателей переведены не только на русский язык, но и на языки других братских народов нашей страны. Многие из них стали известны в странах народной демократии.

В июле 1956 г. Союзом писателей СССР были организованы вечера марийской поэзии с выступлениями поэтов Марийской АССР перед трудящимися Москвы. В порядке культурного обмена марийские писатели весной 1961 г. выступали в братской Татарии, а в ноябре того же года в Йошкар-Оле была организована неделя татарской литературы и искусства.

Изобразительное искусство

До Октябрьской революции у марийцев не было профессионального изобразительного искусства. Однако их бытовое орнаментальное искусство говорит о талантливости и художественном вкусе его творцов.

Среди других видов народного прикладного искусства наибольшее распространение в прошлом имела вышивка, применявшаяся для орнаментации одежды. Марийская старинная вышивка отличалась гармоничностью форм, расцветки, композиции. В ужасающих жилищных условиях, при свете лучины, в курной избе марийские женщины создавали поразительные по красоте произведения.

Орнамент вышивки на одежде разных локальных групп имел свои характерные особенности. Одежда луговых мариек украшалась широкими массивными полосами вышивки с крупным узором, горные марийки вышивали узкие полоски мелким геометрическим рисунком. Для вышивки марийцев, живущих в Башкирии, характерно преобладание в расцветке черного, темно-синего и коричневого цветов. Выполнялась вышивка без канвы, по счету ниток; нередко она была двусторонней. Сначала обшивался черными или синими нитками контур узора, а потом заполнялся фон. Вышивание сложного и мелкого узора требовало большой затраты времени. Так, на отделку женской рубахи, например, уходило не менее месяца.

Любовь к вышивке марийские женщины пронесли через века. Образцы современной вышивки на одежде свидетельствуют о большом мастерстве марийских женщин. Если для старинной марийской вышивки были характерны геометрический узор, сильная стилизация животного и слабое применение растительного орнамента, то в новой преобладают растительные узоры: цветы, листья, гирлянды. Нередко включается в орнамент советская эмблематика. Появляются округлые линии, чему способствует освоение новой техники ^тамбур, гладь). Характер вышивки напоминает татарскую, иногда имеет сходство с украинской.

На предприятиях местной промышленности под руководством худож- ника-прикладника JL А. Орловой марийскими вышивальщицами создаются прекрасные образцы современной вышивки, которые экспонируются и на международных выставках. Только в 1958 г. изделия марийских вышивальщиц демонстрировались на девяти выставках - в Брюсселе, Дамаске, Познани, Кабуле, Загребе, Измаиле, Лейпциге, Осаке и, наконец, в Москве. Вышивка теперь не безымянна. Имена вышивальщиц Зайцевой, Фазлеевой, Бабушкиной, Куклиной, Новоселовой становятся известными не только в нашей стране, но и за ее пределами,

У марийцев была развита также художественная обработка дерева. Резьбой украшали предметы хозяйственного назначения, жилище, утварь, ее широко применяли для орнаментации культовых предметов. Распространены были деревянные резные черпаки для разливания пива и браги. В орнаменте ковшей горных марийцев преобладала фигура коня, у луговых - изображение медведя и птиц.

Художественная обработка дерева у горных марийцев приобрела характер промысла. В деревнях нынешнего Горномарийского района - Шындырьял, Носелы, Шелаболки, Чермышево-было развито кустарное производство выжженных тростей и плетеных черемуховых изделий. Эти традиционные виды изобразительного народного искусства марийцев существуют у них и в настоящее время.

Из среды народных мастеров-резчиков выросли профессионалы, использующие искусство обработки дерева в скульптуре. К числу их надо отнести мастера-самоучку Ф. П. Шабердина. Его деревянные скульптуры - «Марийская девушка», «Среброзубая Пымпалче» (фольклорный сюжет), «Народные музыканты», а также ряд бюстов для памятников писателям республики составляют ценный вклад в изобразительное искусство марийцев. Народному мастеру Ф. П. Шабердину присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

Первым марийским художником-профессионалом был А. В. Григорьев, один из организаторов АХРРа; он многое сделал для воспитания национальных кадров художников в Марийской республике в первые годы ее становления.

Развитию художественной культуры в республике способствовало открытие в двух ее городах-Йошкар-Оле и Козьмодемьянске-краеведческих музеев с большими коллекциями картин. В картинной галерее при Козьмодемьянском музее (открыт в 1919 г.) наряду с работами местных художников были выставлены картины крупных русских живописцев - Кустодиева, Врубеля, Шишкина, Бенуа, Головина, Малявина, Жуковского и др.

В музее г. Йошкар-Олы (открыт в 1924 г.) экспонируются лучшие произведения первых марийских художников - Горбунова, Атлашкиной, Добрынина и др. В 30-е годы активно работало творческое объединение (филиал АХРРа) художников Поволжья, среди которых были В. К. Тимофеев, П. А. Радимов, Г. А. Медведев, Е. Д. Атлашкина, К. Ф. Егоров, П. Т. Горбунов, И. М. Пландин и др. Их произведения тех лет отражали новую жизнь в молодой Марийской республике и тяжелое прошлое народа («Агитатор из города» Горбунова, «Сбор ясака» Медведева и др.).

Произведения марийских художников, созданные в годы Великой Отечественной войны, запечатлели участие марийцев в защите Родины: «Отправка подарков на фронт» П. Добрынина, «Сдача серебра в фонд обороны Родины» Б. Осипова.

В настоящее время в марийском изобразительном искусстве представлены все жанры: живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация.

Неоднократно проводившиеся республиканские художественные выставки свидетельствуют о значительных успехах, достигнутых марийскими художниками. Их произведения экспонировались также и на выставках в Казани и Москве. Широкой известностью пользуются картины: «Подписание декрета об организации Марийской автономии» и «Проводы комму- нистов-добровольцев на фронт» В. М. Козьмина, «Пугачев в марийской деревне» Е. Д. Атлашкиной, «Народный певец» и «Настройке» И. И. Мамаева, «Академик Мосолов среди колхозников» Д. А. Митрофанова и др.

Театр

Первый марийский передвижной театр был создан в 1919 г. на основе самодеятельного коллектива.

Ядро театра составляли основоположник мариискои литературы М. Шкетан, учителя Беляев, Белков и др. Для подготовки актеров в г. Йошкар- Оле (тогда Краснококшайск) были организованы трехмесячные курсы. В 1926 г. было построено здание театра и организована студия для повышения квалификации работников театра и подготовки кадров.

В 1929 г. из окончивших театральную студию был организован Марийский государственный театр. В 1930 г. его коллектив уже участвовал во Всесоюзной олимпиаде искусств в Москве.

Большим успехом пользуются у зрителей пьесы из жизни марийцев, такие как «Салика» и «Айвика» С. Н. Николаева, «В родном селе» А. Волкова и др. В музыкальном сопровождении таких пьес используются марийские мелодии. Художественное оформление пьес ярко отражает национальные особенности культуры и быта, изучению которых театр уделяет большое внимание. Театр работает также над постановкой пьес русских классиков и советских драматургов.

Музыка

У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли (кусле), пузырь ("ьиувыр), барабан (тумур) и различные трубы (пуч)-берестяные, роговые, деревянные.

Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии.Струны делали из овечьих кишок или жил, настраивали в пятитонном звукоряде. У луговых марийцев яа гуслях играли только мужчины, у горных - преимущественно женщины, причем невеста должна была обязательно играть на своей свадьбе. На пузыре (род волынки) играли большей частью на свадьбах в сопровождении барабана; он считался специально мужским инструментом.

Трубы имели ритуальное значение. Берестяные трубы (сурем пуч) употребляли для изгнания злого духа на летнем празднике. В жатвенные трубы трубили за неделю до снятия урожая. В осенние трубы (гиыже пуч) трубили девушки, достигшие совершеннолетия.

В ряде районов музыкальные инструменты изготовлялись кустарями марийцами на продажу.

На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка.

Интересно отметить, что русские композиторы-Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. Так, в середине Х1Хв. русским композитором Афанасьевым был создан квартет «Волга» на основе мелодии одной горномарийской песни и гусельного плясового наигрыша. Этому квартету, тепло принятому музыкальной общественностью, в 1860 г. была присуждена первая премия Русского музыкального общества. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор - И. С. Палантай (Ключников, умер в 1926 г.) Он создал свыше 50 произведений. Большинство из них - обработки народных мелодий для хора. Палантай заложил основы многоголосого хорового пения в марийской музыке. Он проявил себя также и на музыкально-педагогическом поприще как руководитель хора национальной песни.

Заслуженный деятель искусств Марийской АССР, старейший марийский композитор Я. А. Эшпай (умер в 1963 г.) является одновременно и теоретиком марийской музыки. Ему принадлежит монография «Музыкальная культура народа мари».

Музыкальные и песенные произведения марийских композиторов Я. А. Эшпая, К. А. Смирнова, А. И. Искандарова, Н. А. Сидушкина и других разнообразны, но всех их роднит органическая связь с марийской национальной музыкой. В 1963 г. в Марийском оперном театре была подготовлена постановка первой марийской оперы композитора Э. Сапаева «Акпатыр».

Большую роль в развитии марийской хоровой культуры и пропаганде марийской музыки сыграл хоровой коллектив Радиокомитета, а также ансамбль песни и танца Марийской государственной филармонии. Широко развернули работу по подготовке кадров марийских музыкантов Йошкар- Олинское училище им. И. Палантая и музыкальная школа для детей им. П. И. Чайковского. Открыты музыкальные школы и в ряде районов Марийской республики.

В настоящее время значительное развитие в Марийской АССР получило народное самодеятельное искусство. В колхозах, на предприятиях, в учебных заведениях создаются сотни коллективов художественной самодеятельности. Систематически проводятся смотры, праздники песни, фестивали, отчетные концерты и т. п. В республике имеется около 2 тыс. кружков художественной самодеятельности, охватывающих до 25 тыс. участников. На смотрах художественной самодеятельности нередко участники ее играют на национальных музыкальных инструментах. Марийский ансамбль гусляров дважды завоевал право выступать в Москве на Всероссийском смотре художественной самодеятельности (в 1948 и 1954 гг.).



Статьи по теме: