Откровения иоанна богослова вавилон.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. О том, как истолковал ему Ангел виденную тайну

1. " И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящую на водах многих..."

15. "И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди, и народы, и племена, и языки".

18. "Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями".

Перефразируя эти слова, получаем, что Ангел сказал Иоанну: "Пойди, я покажу тебе суд над великим городом, царствующим над земными царями, а также многими народами, племенами и языками". Таким образом очевидно, что в 17 главе откровения идет речь о столице великой империи и многонационального государства.

В переносном (духовном) смысле слово блудница в Библии употребляется в книге пророка Исайи, который с удивлением восклицает: "Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь убийцы... Князья твои законопреступники и сообщники воров, все они гоняются за мздою и любят подарки" (Ис. 1: 12-23) . Также в книге судей: . Из контекста Библии видно, что слова пророка Исайи относятся к древнему Иерусалиму. Значит, история новозаветной "вавилонской блудницы" должна быть подобна истории Иерусалима: она тоже когда-то жила по законам Божиим, но в последствии развратилась, отступив от евангельского учения.

Отцы церкви, жившие в III в. Н. Э. считали, что зверь багряный - это Римская империя, а блудница, сидящая на звере - это Рим. Однако со временем эта точка зрения стала не актуальна, потому что Римская империя была сокрушена варварами и рим утратил былое могущество.

Тем не менее в XVI в. Мартин Лютер снова обращает свой взор в сторону Рима. Это мнение не лишено здравого смысла, потому что в 9 ст. написано: "Семь голов - суть семь гор, на которых сидит жена". Т. о. получается, что Рим, утративший своё превосходство и силу, вновь возраждается, но только теперь не в образе сильной светской империи, а в образе религии, господствующей над этим миром.

Стих 6: " Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых..." - пророчество о инквизиции. Она названа "Женою". Это слово указывает на церковь. В послании Ефесянам святого апостола Павла, 5 гл., 31-32 ст. дается расшифровка слова "жена": "Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепиться к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви". Т. о. что под женой подразумевается церковь, но в Откровении показана жена, которая не верна своему мужу, т. е. Христу. "... ходили блудно вслед других богов и поклонялись им..." (Суд.2, 17) . На эту тему очень интересно писал один русский публицист Лев Тихомиров в 1907 г.: "... в истории церкви всегда существует два элемента:

1. Чистая и светлая невеста Христова, которая ни кого не любит, кроме своего Небесного Жениха и всегда верна Ему.

2. Другой элемент - любодеица, которая обмирщилась, изменяет Христу для мира, любодействует с царями земными..." - согласно такому толкованию речь идет не только о католической церкви, но и о многих других церквях. Потому что если посмотреть, каково духовное состояние многих деноминаций - то можно прийти к выводу, что все они подходят под образ "блудницы Вавилонской".

Описание вавилонской блудницы поражает своим контрастом. С одной стороны говориться: "Жена обличена в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями и жемчугом" , - что указывает на материальное благополучие и видимое глазами богатство. С другой стороны сказано, что жена держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блудодейства её , - видимо, то что твориться в церкви блудницы - является отвратительно пред Господом, и поэтому Он не может иметь общение с ней.

Слова "Вавилон великий" ракрывают ещё одну особенность церкви отступницы - она во многом подобна древнему Вавилону. В 11 главе книги Бытие рассказывается, что после потопа люди стали строить высокую башню, с целью сделать себе имя; Вавилон был сосредоточием языческих верований и суеверий, а также местом пленения евреев Навуходоносором в течении 70 лет (Иер.25). Возможно, Вавилон символизирует современную антихристианскую культуру и цивилизацию, а также множество тайных обществ, готовящих пришествие антихриста.

Стих 6: "Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим" . Начиная от Стефана и до наших дней было много христиан, которые отдали жизнь свою за Христа. Им приходилось терпеть гонения и со стороны фарисеев и со стороны Императоров Римской империи, а затем от инквизиции римского папства, от мусульман, от атеистического правительства СССР. И сегодня в некоторых странах продолжаются гонения на христиан.

Стих 8: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится" . Этот зверь похож на зверя, который описан в 13 главе книги Откровение, а также на зверей, описанных в книге Даниила 7 гл. Во всех этих местах Писания мы сталкиваемся с тремя образами: лев, медведь и барс, а затем выходит ещё один зверь. Согласно древним толкованиям - это древнии империи, сменяющие одна другую: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Рим - последняя и самая ужасная империя. Понятно, что древнии иудеи, а также отцы церкви могли опираться только лишь на те исторические события, которые уже произошли. И мы не можем этого отвергать, т. к. описание зверей Даниилом сходится с этими империями, но очевидно, что апостол Иоанн на острове Патмос видел зверя, который ещё должен прийти. Ключ к разгадке кроится в словах: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его... и явится". Видимо в последнее время должны восстать царства, похожие на Вавилон, Персию, Древнюю Грецию и Римскую империю. И возможно, что они уже существуют. Россия, Европейский союз и Америка — это пожалуй сильнейшие государства последнего времени, которые очевидно и будут этими зверями.

Стих 9: "Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена... Известно, что Рим был построен на семи холмах. Геннадий Макеев писал, что Константинополь стал вторым Римом, а русские назвали Москву третьим Римом. Т. о. поиск "великого города" сильно сужается. Все эти города были или являются центрами мировых религий: Рим - Католическая церковь, Москва - православная церковь, Константинополь раньше был центром православной религии, Иерусалим - город трех религий: христианство, мусульманство и иудаизм. Однако из вышесказанного можно сделать вывод, что больше всего подходит Рим, а точнее Ватикан. Сегодня все больше набирает силу экуминистическое движение - объединение всех религий в одно. И видимо папа римский возглавит эту объединившеюся религию.

В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона — великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного рода драгоценные товары, а с другой, радостью на небе по поводу справедливого суда Божия. Некоторые современные толкователи полагают, что этот Вавилон действительно будет каким-то громадным городом, мировым центром, столицею царства антихриста, который будет отличаться богатством и вместе с тем крайней развращенностью нравов, чем вообще всегда отличались большие и богатые города. И по си́хъ ви́дѣхъ (после этого я увидел) и́на Ангела сходя́ща съ небесé, имýща о́бласть вéлiю (власть великую), и земля́ просвѣти́ся (осветилась) от слáвы егó . Казалось бы, приближаются Божьи Суды и мрак отчаяния должен окутать землю. Но мы видим великий свет. Вот этот великий свет, который озаряет мир перед сокрушением царства Вавилона, — это последний призыв Евангельской проповеди, который прозвучит перед разрушением всемирного Вавилона. В Священном Писании говорится о том, что перед кончиной мира будет последнее великое свидетельство о Христе, то есть проповедь Евангелия в последний раз наполнит всю нашу планету. Поэтому великий свет надо понимать как свет просвещения. Обычно, перед тем как тучам сгуститься, небо становится ярким, и потом контраст все начинает резко темнеть, и наступает мрак. Словосочетание «иной Ангел» очень часто встречается в Книге Откровение. По мнению богословов, Ангелы приходят с каким-то одним поручением. И потом их сменяют другие Ангелы, каждый из которых имеет свое собственное поручение от Бога. И возопи́ въ крѣ́пости (сильно), глáсомъ вéлiимъ (громким) глагóля: падé, падé (пал) Вавилóнъ вели́кiй, и бы́сть (сделался) жили́ще бѣсóмъ и храни́тель (пристанище) вся́кому дýху нечи́сту, и храни́лище всѣ́хъ пти́цъ нечи́стыхъ и ненави́димыхъ (отвратительных) я́ко от винá я́рости любодѣя́нiя своегó напои́ вся́ язы́ки. Словосочетание «пал, пал» свидетельствует о падении неких святынь Вавилона. Любое Божье пророчество по-своему очень актуально, то есть оно имеет значение к тем текущим событиям современной истории, которые мы переживаем. Оно имеет значение и для прошедших событий, то есть в каждом поколении христиане видели свое сокрушение Вавилона. И в таком глобальном смысле каждое пророчество имеет особое отношение к окончательному свершению того, о чем оно свидетельствует. В истолковании святого Андрея Кесарийского сказано: «Подобное же пророчествовал Исаия о Вавилоне, столице халдеев, взятой Киром и персами, что он будет в запустении и наполнится зверями и нечистыми духами ибо зверям и нечистым духам свойственно стремление в пустыню». Начало 18 главы Книги Откровение это некая панихида по Вавилону, но панихида в таком саркастическом смысле. В Писании содержится описание гибели тех царств, которые реально погибли, царства Едома, царства Вавилона, царства Ниневии, но все эти характеристики в то же время относятся и к гибели последнего царства. Того последнего бастиона сил зла, которые противостанут Богу, но будут уничтожены в огне Армагеддона. Христос обращал внимание на то или иное событие современности и всегда старался давать духовное истолкование тем или иным событиям.

«Ярость блудодеяния» — вот это словосочетание свидетельствует о неистовстве извращений в последние времена. Как Варсонофий и Иоанн пишут, особенно яростным будет всплеск содомских извращений в последние времена. Но, с другой стороны, «ярость блудодеяния» в духовном смысле это ярость религиозных заблуждений. Блуд это неверность жены к жениху, это неверность Церкви своему Небесному Жениху. Блудница в Книге Откровения это неверная религиозная система, которая отступает от истин Православия и отождествляется со всемирным Вавилоном. Мы отходим от магистральной, системной линии классического богословия, которое сформулировалось в XIX веке. Поэтому, если у вас стоит вопрос, по каким книгам изучать богословие, отдавайте предпочтение дореволюционным книгам, их переиздают, особенно в монастырях. Эти дореволюционные авторы более чисты, более целомудренны в вопросах веры, к тому же цензура очень внимательно, ревностно относилась к каким-то частным мнениям и выхолащивала их из работ этих авторов. Так что «яростное вино блудодеяния» это не только те сексуальные революции, которые сотрясали западный мир, а теперь сотрясают Россию, но это и всевозможные богословские мудрствования. И цáрiе зéмстiи съ нéю любы́ дѣ́яша, и купцы́ зéмстiи от си́лы пи́щи ея́ (от великой роскоши ее) разбогатѣ́ша . Все эти «цари земные», которые брали взаймы у этого торгового Вавилона, и все «купцы земные» то есть какой-то международный экономический центр, этот падший Вавилон, все они в печали. Св. Андрей Кесарийский пишет: «Этот город вследствие избытка своего неправедного богатства, пребывая в роскоши, гордости и пренебрежении к излишнему, сам был причиной обогащения земных купцов». Неправедное богатство это, прежде всего, те средства, которые люди получают от ростовщичества. И слы́шахъ глáсъ и́нъ съ небесé, глагóлющь: изыди́те изъ нея́, лю́дiе Мои́, да не причаститéся (не соучаствовать) грѣхóмъ ея́ и от я́звъ ея́ да не вреди́теся, я́ко прилѣпи́шася (дошли) грѣси́ ея́ дáже до небесé, и помянý Бóгъ непрáвды ея́ . Призыв к выходу из Вавилона, это доминирующая тема всей 18 главы. «Выйди от нее», то есть от вавилонской блудницы. Сначала звучит призыв выйти из Вавилона, никак не отождествлять себя с этой лукавой системой вещей, отделиться от них, чтобы не получить вместе с ними воздаяние, чтобы не испить вместе с ними чашу гнева. И когда призыв к исходу прозвучал, говорится: Воздади́те éй, я́ко и тá воздадé вáмъ, и усугýбите éй сугýбо (вдвое) по дѣлóмъ ея́: чáшею, éюже черпá вáмъ [вино], черпли́те éй сугýбо. Ели́ко прослáвися и разсвирѣ́пѣ (роскошествовала), толи́ко дади́те éй мýкъ и рыдáнiй: я́ко въ сéрдцы своéмъ глагóлетъ, я́ко сѣжý цари́цею, и вдовá нѣ́смь, и рыдáнiя не и́мамъ ви́дѣти . Св. Андрей Кесарийский так объясняет словосочетание «вдвое воздайте ей по делам ее»: «Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиной большего наказания своих мучителей». Этот призыв «воздайте» обращен к тем, которые много уже претерпели от этого всемирного Вавилона. Вавилонская блудница сидит и говорит: «я не вдова», то есть она как бы имитирует религиозность и говорит: «Я не вдова, у меня есть Небесный Жених». Но она вдова, потому что Бог «умер» в западном мире. Они, точнее, умерли для Бога. Если проанализировать западное богословие, то мы уйдем в мертвое богословие. Там понятие Бога изгоняется из жизни. Сначала они отказываются от веры в чудеса, потом они отказываются от исповедания нравственных начал в догматах. И все это кончается тем, что религиозность умирает. Сегó рáди (за то, то есть вот за эту самоуверенность) во еди́нъ дéнь прiи́дутъ я́звы (казни) éй, смéрть и плáчь и глáдъ, и огнéмъ сожженá бýдетъ, я́ко крѣ́покъ Госпóдь Бóгъ судя́й éй (судящий ее). Они уже чувствуют, что это к ним приближается, они опасаются ядерного терроризма. Вспомним опять пророка Исайю (см.: Ис. 50: 11). И далее мы читаем о том, как рыдают, видя гибель торгового центра, этого всемирного Вавилона, разные люди: И возрыдáютъ и восплáчутся ея́ цáрiе зéмстiи, любы́ дѣ́явшiи съ нéю и разсвирѣ́пѣвшiи (роскошествовавшие), егдá ýзрятъ ды́мъ запалéнiя (от пожара) ея́, издалéча стоя́ще за стрáхъ мýкъ ея́ (от страха мучений ее), глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй Вавилóнъ, грáдъ крѣ́пкiй, я́ко во еди́нъ чáсъ прiи́де сýдъ твóй . В один час, пал, пал, все гибнет, все сокрушается, все уничтожается. Св. Андрей Кесарийский поясняет: «Мы думаем, что царями земными называются начальники». Начальники, то есть люди, которые начальники в своих странах, которые завязаны на торговых системах всемирного Вавилона. И купцы́ зéмстiи возрыдáютъ и восплáчутся о нéмъ, я́ко бремéнъ (товаров) и́хъ никтóже купýетъ ктомý , торговый центр не перепродает уже товаров, никто не покупает ничего: бремéнъ злáта и сребрá, и кáменiя драгáго и би́сера, и ви́сса и порфи́ры, и шéлка и червéни (торговый процесс остановился во всем мире), и вся́каго дрéва Ѳии́нна (благовонного), и вся́каго сосýда изъ кóсти слонóвыя, и вся́каго сосýда от дрéва честнáго, и мѣ́дяна и желѣ́зна и мрáморна, и кори́цы и ѳимiáма, и ми́ра и Ливáна, и винá и елéа, и семидáла и пшени́цы, и скотá и овéцъ, и кóней и колесни́цъ, и тѣлéсъ и дýшъ человѣ́ческихъ . Какая-то товарно-сырьевая биржа, всё перепокупают, всё перепродают, и вдруг все это рушится. Те люди, которые привыкли делать себе капитал на этих биржах, вдруг понимают, что они остались ни с чем. Все эти спекулянты, которые наживаются на эксплуатации людей, потерпят полное фиаско. Далее сказано, чем еще торгует этот Вавилон: «и коней и колесниц, и тел и душ человеческих». Оказывается, не только колесницы, машины, на которых перемещаются люди, станут товаром, но и тела человеческие, человеческие души. Андрей Кесарийский, живший в очень древние времена пишет об этих колесницах и конях: «Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне. Колесницы это всякого рода экипажи, потому что латинское слово redium означает повозку». Всякого рода экипажи. Андрей Кесарийский тоже, похоже, был в пророческом духе, он видел эти автомобили всякого рода и даже ссылается на латинское слово «redium», чтобы показать, что будет что-то такое неожиданное, то есть необычные какие-то колесницы. И продажа тел и душ человеческих. Сейчас существует международный банк человеческих органов. И овóщи похотéй (плодов, угодных для) души́ твоея́ отидóша (удалилось) от тебé, и вся́ тýчная и свѣ́тлая (блистательное) отидóша от тебé, и ктомý не и́маши обрѣсти́ и́хъ. Купцы́ си́ми обогáщшеся от нея́, издалéча стáнутъ за стрáхъ мучéнiя ея́, рыдáюще и плáчущеся, и глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй, облечéнный ви́ссомъ и порфи́рою и червлени́цею, и позлащéный злáтомъ и кáменiемъ драги́мъ и би́серомъ я́ко во еди́нъ чáсъ поги́бе толи́ко богáтство. И вся́къ кóрмчiй, и вся́къ плáваяй въ кораблéхъ, и вся́къ ели́къ въ мóри дѣ́лаяй (на море торгующие), издалéча стáша . Видите, те, которые как вампиры обогащались за счет страданий других, будут сокрушены гневом Бога. Мы видим, что эта столица Вавилона находится на берегу моря, и все корабли становятся вдали, наблюдают, что там происходит. И вопiя́ху, ви́дяще ды́мъ раждежéнiя (от пожара) егó, глагóлюще: кíй (какой город) подóбенъ грáду вели́кому? А какой сейчас самый великий город? Нью-Йорк. Огромный город. Самый богатый город мира. Но это не значит, что всемирный Вавилон - обязательно Нью-Йорк. В свое время это был Рим, в свое время это был тот самый Вавилон, который так и назывался Вавилоном. Ниневия была всемирным Вавилоном, Едом был всемирным Вавилоном. Египет был всемирным Вавилоном. Если наши времена не последние, не дай Бог, чтобы Москва стала всемирным Вавилоном, это было бы очень печально. И положи́ша пéрсть (посыпали пеплом) на главáхъ свои́хъ, и возопи́ша плáчущеся и рыдáюще, глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй, въ нéмже обогати́шася вси́ имýщiи корабли́ въ мóри, от чéсти (богатства) егó: я́ко еди́нѣмъ часóмъ запустѣ́ . «Опустел в один час». А далее говорятся радостные слова, это уже слова, обращенные к верующим людям: Весели́ся о сéмъ, небо, и святíи апóстоли и прорóцы, я́ко суди́ Бóгъ сýдъ вáшъ от негó (ибо совершил Бог суд ваш над ним; Откр. 18:20). То есть для верующих это будет духовное веселье. Духовное веселье это не злорадство. Это, прежде всего, радость за себя, что смог выжить в лукавые, тяжелые времена, но это и радость о том, что справедливость все-таки восторжествовала. Те люди, которые торговали телами, человеческими органами, человеческой непорочностью, целомудрием, которые всех обобрали, получат жестокое, но заслуженное наказание. То есть, это будет торжество справедливости Божьих судов, Божьих законов, Божьих уставов и постановлений. Пророки будут веселиться, потому что изреченное ими исполнилось, апостолы будут веселиться, потому что всё, что они изрекли над Вавилоном, исполнилось, и все увидят, как точно Откровение Библии, которое мы избрали для себя мерилом, относительно которого и оцениваем все происходящее на земле. В последних стихах этой главы (21‒23) указывается на внезапность кары Божией, которая постигнет этот город: И взя́тъ еди́нъ Ангелъ крѣ́покъ кáмень вели́къ я́ко жéрновъ и вéрже въ мóре, глагóля: тáко стремлéнiемъ ввéрженъ бýдетъ Вавилóнъ грáдъ вели́кiй, и не и́мать обрѣсти́ся ктомý . Гибель его произойдет так же быстро, как жернов погружается в море, и гибель эта будет столь поразительна, что от города не останется ни малейших следов, на что образно указывается в словах: и глáсъ гудéцъ и мусикíй, и пискáтелей и трýбъ не и́мать слы́шатися ктомý въ тебѣ́: и вся́къ хитрéцъ вся́кiя хи́трости не обря́щется ктомý (и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и трубящих трубами уже не слышно будет) въ тебѣ́, и шýмъ жéрновный не бýдетъ слы́шанъ въ тебѣ́, и свѣ́тъ свѣти́лника не и́мать свѣти́ти въ тебѣ́ ктомý, и глáсъ женихá и невѣ́сты не и́мать слы́шанъ бы́ти въ тебѣ́ ктомý . Самые страшные слова «голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе», то есть диалога Церкви со своим Женихом Христом уже не будет слышно во всемирном Вавилоне. Общество станет абсолютно безблагодатным. Храмы будут, но в них не будет никакой благодати. Священники будут служить, но голоса Невесты и Жениха уже никто не услышит. Это будут мертвые церкви, мертвые религиозные системы, это будет умерший для Бога мир. Это самое страшное когда не будет слышно голоса Жениха и Невесты. А то, что все их трубы, музыкальные программы перестанут играть, звучать так слава Богу, что весь этот цирк закончится!.. Они хотят, чтобы святая Россия превратилась в некое Лимпопо, в банановую республику. Тут будут ходить люди совершенно деградировавшие, по западному образцу. Тут будет звучать музыка, заглушающая совесть, она окончательно заглушит остатки морали в душах людей. И у нас будет страшный мир, если Россия пойдет по такому пути. Но Россия должна восстать. Россия будет маленькая, как святые Отцы предсказывали, но она будет духовно богатая. Духовно богатая. То есть материально мы с вами вряд ли поднимемся, но вот духовное богатство будет. Когда последний великий свет воссияет, он воссияет и благодаря России. Каждый православный народ сыграет свою роль. Просто Россия должна сыграть свою роль в этом регионе, евразийском, и мы должны, каждый, начиная с себя, выполнить ту миссию, которую Господь нам поручает, без всякой гордости национальной и национального превозношения. Яко (ибо) купцы́ твои́ бѣ́ша вельмóжи зéмстiи . Это было написано в I веке. Купцы были в Риме самые презренные люди. «Вельможи земли», владыки земли были императоры, аристократы. Когда купцы стали властелинами земли? Ну, скажем так, в западном мире: конец XVII - начало XVIII века, а в России, значит, где-то конец XVIII - начало XIX века. А здесь это предсказано Иоанном Богословом: торгаши, купцы станут вельможами земли, возникнет новая аристократия, новое экономическое дворянство. Дворяне не по по происхождению, а дворяне по кошельку; у кого больше денег, тот и более знатный, более благородный, а как он эти деньги заработал уже никого не волнует. Яко волхвовáнiи твои́ми прельщéни бы́ша вси́ язы́цы. То есть оккультизмом. Это будет религия, грядущая религия антихриста. Антихрист будет оккультный мессия. Поэтому старайтесь не участвовать ни в каких оккультных движениях, дистанцируйтесь от них решительно, выступайте против оккультизма, потому что оккультизм это религия последних времен, бесовская религия. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что въ нéмъ крóвь прорóческа и святы́хъ обрѣ́теся (найдена) и всѣ́хъ избiéнныхъ (убитых) на земли́ . Вавилон будет нести персональную ответственность за убийство святых, пророков проповедников, апостолов Христа, апостолов последних времен, и всех народов. Вот, «всех убитых на земле» во всех тех войнах, которые будет вести всемирный Вавилон не только против святых и пророков, но и против всех народов. Ради своих экономических интересов, нефтяных интересов, они будут нападать, они уже нападают на целые страны. И они будут уничтожать множество людей. Почему их убьют? Потому что эти люди, живя в Вавилоне, духовно выйдут из него. «Выйти из Вавилона» не значит уехать из Нью-Йорка, «выйти из Вавилона» это не уехать из Москвы. Выйти из Вавилона это значит, живя в миру, быть совершенно чуждым греховному миру. Находясь среди волков, оставаться овцою Христа, как Господь говорил: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10: 16). Выход из Вавилона это единственная благоприятная альтернатива в деле нашего спасения. И другого выхода у нас нет. То есть, мы должны дистанцироваться от культуры всемирного Вавилона их музыки, их литературы, поэзии, прозы, от их научных гипотез, от религии Вавилона, от этой оккультной религии, от всего этого мы должны дистанцироваться. Мы должны стараться наших детей отгородить от тлетворного влияния Вавилона. И чтобы этого достичь, нам надо опираться на народ Божий. Пожилые люди хранители веры. Молодые просто как мухи слетаются на всякие ереси, это совершенно очевидно. Люди пожилого поколения теперь хранители веры в России. Надо прямо сказать, что мы не сберегли веру в той чистоте, в которой бы нам хотелось. Это предсказывал Игнатий Брянчанинов, он говорил, что в последние времена духовничества практически не будет. «Спасайтесь по книгам», то есть читайте книги святых отцов и по ним спасайтесь. Вы несете знание веры как священную хоругвь. Ваша старость, ваши седины вот истинное украшение Церкви.

8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Трудность при толковании этих слов заключается в том, что в 17-ой главе Откровения слово зверь заключает в себе два значения. С одной стороны слово зверь означает восьмого царя (антихриста), который был одним из семи царей и должен снова вернуться к власти: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (строка 11). А с другой стороны, слово зверь означает богопротивное государство, на котором сидит блудница, которое также изображается в виде железного царства в 7-ой главе Книги пророка Даниила. Это царство должно быть разрушено при десяти царях, однако потом восстановится в составе трех (четырех) государств: «Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним» (Дан. 7: 8).

Ипполит Римский:

В приложении к истории СССР эти слова означают, что седьмой царь Михаил Горбачев должен снова вернуться к власти, когда будет восстановлен разрушенный СССР в составе России, Белоруссии, Украины и, может быть, Казахстана. Об этом же говорится в 13-ой главе Откровения: «И я видел, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» (Откр. 13: 3).

«Московские Новости» N 4, 1993:

«В интервью журналу «Шпигель» Михаил Горбачев заявил, что он готов вновь вернуться в политику... Какое же новое место видит для себя Горбачев? Если судить по интервью в «Шпигеле», пока экс-президент не нашел той политической партии, которая могла бы сыграть для него роль локомотива для рывка в современную политическую жизнь. Горбачев лишь критикует ныне действующую власть. И только. Но вспомним: в свое время его товарищу по партии Борису Ельцину хватило этого, чтобы вернуться в политику. В их судьбах слишком много связного, чтобы пренебречь этой параллелью. Как знать, может быть, Михаил Горбачев и сохраняет шанс вернуться в большую политику до тех пор, пока ее делает Борис Ельцин?»

Первую попытку вернуться к власти Михаил Горбачев предпринял на президентских выборах в России в 1996 году.

«Советская Россия», 14.01.1995:

«В последнее время появился ряд публикаций, из которых явствует, что Михаил Сергеевич Горбачев всерьез готовится принять участие в президентских выборах. По-человечески понять его можно: свой политический ресурс он еще не выработал, энергия в нем еще клокочет, здоровья не занимать. Можно сказать, политик в самом расцвете сил – и вдруг не у дел. Его можно понять даже и в том случае, если он намерен просто использовать предвыборную трибуну для того, чтобы выговориться, объясниться с народом, чего ему не дали сделать, лишив в одночасье должности президента СССР. По-моему, его мучает один вопрос: что народ считает ельцинские реформы прямым продолжением и следствием горбачевской перестройки, а ему не хотелось бы этого, он сейчас повсюду доказывает, что ничего подобного ни в мыслях, ни в планах у него не было. Сам факт, что Горбачев считает для себя возможным снова претендовать на лидерство, говорит о неадекватности его представлений о самом себе, о своей роли в российской истории и об отношении народа к собственной персоне. Трудно сказать, на что именно он рассчитывает,– может, на то, что после Ельцина грехи Горбачева покажутся избирателям не столь уж чудовищными, что сравнение двух давних соперников будет в его пользу. Не знаю. Знаю другое: немного найдется в России людей (если вообще найдутся), которые захотят поверить ему еще раз. В лучшем случае его могут пожалеть, как всегда жалеют на Руси отторгнутых. Но избрать президентом, это, по-моему, исключено. Странно, что он этого не понимает.»

Участие Горбачева в президентских выборах 1996 года, действительно, подтвердило его низкую популярность в России. За него проголосовало всего лишь 0,51 процента. Но, не смотря на свое поражение, М.С.Горбачев зарегистрировал в 2000 году свою новую объединенную социал-демократическую партию (РОСДП).

«Партия Горбачева получила свидетельство о регистрации... Учредительный съезд партии прошел 11 марта 2000 года в Московской области. В работе учредительного съезда приняли участие 220 человек из 70 регионов страны. Основной задачей партии, определил съезд, является борьба за власть, и поэтому партия будет выдвигать своих кандидатов на будущих парламентских выборах.»

Не смотря на то, что партия Горбачева не смогла даже выставить кандидатов на парламентских выборах 2004 и 2007 года, Михаил Горбачев намерен участвовать в парламентских выборах 2011 года.

Горбачёв основал новое политическое движение: Российские социал-демократы во главе с Михаилом Горбачёвым проводят учредительный съезд своей организации. Так они начали готовиться к парламентским выборам, но не 2007, а 2011 года, передает НТВ. Приверженцы социально-демократических взглядов не исключают, что к следующей избирательной кампании станут партией. Бывший глава СССР Горбачёв уточнил, с чем будет бороться этот пока общественный союз.

Михаил Горбачёв: «Страна ведет реформы в рамках капиталистической направленности, и нам не надо воевать с этими реформами. Нам надо выступать против нарушений принципов социальной справедливости. Мы должны действовать в рамках государства».

Журналистов интересовал вопрос: собирается ли Горбачёв участвовать в президентских выборах в марте 2008 года. На это бывший советский лидер коротко ответил: «Нет».»

«Бывший президент СССР Михаил Горбачев и бывший депутат Госдумы Александр Лебедев намерены создать партию и участвовать в парламентских выборах 2011 года. Как заявил Лебедев в интервью The New York Times, рабочее название партии - Независимая демократическая партия России. В Союзе социал-демократов, возглавляемом Михаилом Горбачевым, подтвердили наличие таких планов.»

Предсказать результаты голосования за партию Горбачева в 2011 году также не очень сложно. Эта партия не пройдет в Гос. Думу именно благодаря Горбачеву, деятельность которого на посту президента СССР всем давно хорошо известна. Естественно возникает вопрос: зачем Михаил Горбачев тратит свое личное время, здоровье и, кстати, немалые деньги на дело заведомо безнадежное? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно принять во внимание деятельность Горбачева на международной арене. Так мало кому известно, что находящийся в Сан-Франциско на Западном побережье США американский филиал Фонда Горбачева, получивший в 1995 году название Мировой Форум, в настоящее время является главным масонским плацдармом по созданию Мирового правительства.

«Известия», 09.05.1992:

«Выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне, где 46 лет назад Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь о «железном занавесе», Михаил Горбачев призвал к созданию «всемирного правительства» усилив ООН и изменив структуру этой организации. По его словам, в новой эпохе это позволит влиять на события и обеспечить продолжительный и устойчивый мир»


«Горбачев выдвигает идею консенсуса между будущим мировым правительством и национальными государствами, предлагая последним отказаться от своего суверенитета в пользу международных законов, которые будут диктовать всем жителям Земли «общие верования, ценности, стандарты, образ жизни», сформулированные группой мировых лидеров...

Согласно планам членов Мирового Форума, персональный состав мирового правительства будет определяться не народами нашей планеты, а на секретных заседаниях таких мондиалистских структур, как Бильдербергский клуб, Совет по международным отношениям и Трехсторонняя комиссия».

Другим "достижением" Горбачева является создание в 1995 году Организации Объединенных Религий, которая призвана взять под контроль все религии мира. Именно Фонд Горбачева (США) поставил в 1993 году вопрос о необходимости создания международной организации, которая, по сути, является прототипом будущей церкви антихриста, а в 1995 году Фонд Горбачева провел в Сан-Франциско встречу на тему: «Мировые религии и намечающаяся глобальная цивилизация». Главная мысль встречи: «контроль над мировыми религиями - контроль над человечеством».

«Разработка и рабочие обсуждения проекта Организации Объединенных Религий осуществлялись в американской резиденции Фонда Горбачева, располагающейся в Сан-Франциско, на территории бывшей военной базы США Президио. Именно здесь в сентябре 1995 года собрался первый Всемирный форум Фонда Горбачева, на котором было заявлено, что его главной целью является положить начало пятилетнему процессу изложения «фундаментальных приоритетов, ценностей и действий, необходимых для руководства человечеством на пути развития первой глобальной цивилизации». Разрушитель великой страны Горбачев выступил с идеей "глобального мозгового треста" - элитного предводительства - для обеспечения руководства человечеством».

Притом, что М.С.Горбачев намерен объединить под своим крылом практически все религии, религиозные взгляды самого Горбачева представляются очень странными. Он, с одной стороны, постоянно сравнивает себя с Господом Иисусом Христом, а, с другой стороны, заявляет, что является атеистом.

«Советская Россия», 18.06.1992:

«ИЗРАИЛЬСКАЯ печать встретила Михаила Горбачева такими словами: «Самый великий человек в мире посетил израильскую землю не считая Моисея. Но он же оказался самым незамеченным, поскольку история оставила его позади себя». Свое путешествие по Израилю Горбачев, одетый в костюм «сафари», как отмечает Би-би-си, начал с весьма символического посещения церкви на озере Киннерет, той самой церкви, где Иисус накормил хлебом пять тысяч страждущих. «Я пошел той дорогой, которую избрал наш великий предшественник,– сказал Горбачев корреспонденту радио,– Я – последний коммунист, который воздал дань уважения первому коммунисту Иисусу Христу».

Создание Мирового правительства невозможно себе представить без участия в нем России. Но добровольный отказ России от государственного суверенитета или, проще сказать, от свободы возможен лишь под прикрытием восстановления СССР. Поэтому вектор своих усилий М.С.Горбачев направил на воссоздание СССР в составе четырех государств:

М.С.Горбачев, 5.07.1994:

«Моя позиция и оценка таковы. Союз и необходим и возможен. В пользу этого говорят стратегические, экономические, культурные факторы. Страна жива, несмотря на то, что уже два с половиной года ее рвут на куски. Да, началось это еще раньше, в те времена, когда я был Президентом страны. Я уже об этом не раз говорил – моя ответственность огромна. Больше того – это моя самая большая боль, и никто уже меня не сможет освободить от ответственности за все произошедшее. Это мой крест до конца жизни. И я имею в виду не только Союз, но и все реформы. Я лично считаю, что сейчас реальна постановка и выдвижение идеи плотного союза четырех государств: трех славянских и Казахстана. Пусть СНГ живет по своим правилам и своим законам. Но надо сразу решительно заявить: «Вот плотный, настоящий союз. Вот форма сотрудничества этих государств. Вот ядро». Политологи, с которыми я встречаюсь ежемесячно, десять месяцев подряд делают опросы в четырех республиках; славянских и в Казахстане и 72-75 процентов опрошенных выступают за возрождение Союза.» (Из выступления М.С.Горбачева на парламентских слушаниях 5 июля 1994 года)


Об этом же твердил А.И.Солженицын:

«Как я писал в «Обустройстве»; наилучшее решение вопроса – это государственный Союз трех славянских республик и Казахстана. И в Беловежском соглашении, судя по прессе, Кравчук и обещал коллегам реальный неразрывный Союз, «прозрачные» границы, единую армию и валюту. Но все это оказалось лишь кратковременным обманом.»

А поскольку для Горбачева остается возможность вернуться к власти на волне восстановления СССР, ему просто необходимо оставаться в российской публичной политике до тех пор, пока сами стечения обстоятельств не дадут ему такой шанс. Поэтому выступая по санкт-петербургскому телевидению (26.04.1994) с критикой политики, проводимой исполнительной властью в России, Михаил Горбачев предложил им уйти в отставку. По мнению Горбачева «сроки, отпущенные на то, чтобы решать социально-экономические проблемы, стоящие перед страной, в рамках демократического процесса, уже прошли». В заключение сказал Горбачев: «С распадом страны смириться нельзя»,– и следует говорить о восстановлении («реинтеграции») нового Союза. О своей роли в этом процессе Горбачев сказал буквально следующее:

Михаил Горбачев:

«О моей роли? Я готов добавить к тому, что я делаю в пользу налаживания сотрудничества, ибо начнут взрываться такие мины, что потрясут все пространство СНГ и Европы и мир! Это очень все серьезно! И я готов участвовать в этом процессе. Я не ждал и не собираюсь ждать. Я буду действовать. Как действовал, так и буду. Потому что я не снимаю с себя моральную ответственность за все то, что происходит в нашей стране и вокруг нее. И, более того, меня заботит и европейский процесс и все остальное.»

Нам сегодня уже очевидно, что те самые взрывы мин, которые, по словам Горбачева, «потрясут все пространство СНГ и Европы и мир», это - давно уже запланированный «мировой закулисой» мировой экономический кризис, который в итоге заставит правительства России, Украины, Белоруссии и Казахстана снова собраться в Союз, однако не на добровольной основе, а для того, чтоб войти принудительно в состав Мирового правительства. Именно этот сценарий восстановления СССР в составе трех (четырех) государств предсказан нам в Книге пророка Даниила: «Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7: 8).

Ипполит Римский:

«Даниил говорит: рассмотрел зверя того, и десять рогов у него, из них же выйдет другой малый рог, и три рога, которые перед ним, исторгнет. Сим показывается никто другой, как антихрист... Ибо это есть четвертый зверь, которого глава поражена и опять исцелена: потому что эта империя имеет разрушиться, или хотя придет в уничижение и разделится на десять царств,– тогда этот антихрист, на все будучи хитр, как бы уврачует ее и возобновит.»


«Советская Россия» - 31.12.1992:

«Выступая в пред- новогодней передаче «Итоги» в декабре 1992 года, Михаил Горбачев заявил: «Все мы живем в эпоху Горбачева, для которой не настал даже полдень. Все еще впереди!»,– без тени смущения и с пафосом восклицал Михаил Горбачев.»

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809)

На красном драконе воссядает великая блудница (по пророчествам святых православных Отцов — лжецерковь). Вавилонская блудница изображается как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке.

В образе вавилонской блудницы (Откр. гл. 17) изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Некоторые богословы рассматривают Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви (Католическая церковь). Епископ Александр (Милеант) считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия антихриста.

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления. Поэтому богатство и красота блудницы не вечные — она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который «пойдёт в погибель».

Суд над блудницей

После суда над блудницей наступит ликование (Откр.19:1-2). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда.

Армагеддон


Армагеддо́н — место последней битвы добра со злом в конце времён, которая затронет каждого живущего на Земле. В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр.16:14—16). Цари Земли с их войсками будут собраны, чтобы воевать с Сидящим на коне и его войском - с Иисусом Христом (Откр.19:19). Армагеддон — это война между Богом и дьяволом. Диавол соберет великие орды вражеских государств, а Господь их всех истребит, а затем наступит время для последней, "седьмой язвы".

Богословы считают, что слова Откровения: «Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... ... на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:14-16) означают войну всех народов против Израиля. Слово «Армагеддон» означает «гора Мегиддо», которая находится в 10 км от г.Афула на севере Израиля. Согласно исламу, местом Армагеддона является Дамаск.

Второе пришествие

20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен.

Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной.


По мнению Отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение Креста. Появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15:51-52), изменится весь мир (2 Пет. 3:13), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить.

Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф. 22:30).

В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Страшный Суд

Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых . Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно — со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд , который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир.

Это будет общий суд — суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность.

Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Новый Иерусалим

Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных . Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф. 13:43), и вечные муки уготованы для злых (Мф. 25:41-42). Но не нужно понимать это примитивно.

Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего — это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего.

И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие — Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Мы, несомненно, увидим, что это трудная и шокирующая книга; но, в то же время, в высшей степени целесообразно изучать ее до тех пор, пока она не даст нам свое благословение и не раскроет своих богатств.

Это пророчество гибели Рима. Во всем Откровении Рим называется Вавилоном. В древности пророки представляли себе Вавилон воплощением власти, похоти, роскоши и греха; в представлении первых христиан-иудеев, Вавилон, казалось, возродился в похоти, роскоши и безнравственности Рима.

Падение Вавилона перед войсками персидского царя Кира было одним из самых потрясающих событий древней истории. Сами слова, которые употребляет автор Откровения, являются эхом слов, которыми древние пророки предсказывали падение Вавилона. «Пал, пал Вавилон, — говорил Исаия, — и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21,9). «Внезапно пал Вавилон, — говорил Иеремия, — и разбился» (Иер. 51,8).

Здесь сказано, что Вавилон напоил все народы яростным вином блуда своего. В этой фразе слились воедино две ветхозаветные идеи. В Иер. 51,7 сказано о Вавилоне: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшего всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали». Идея сводится к тому, что Вавилон был разлагающей, развращающей силой, завлекшей все народы в какую-то безумную безнравственность. Подразумевается под этим картина блудницей, спаивающая мужчину, чтобы совратить его, чтобы он уже не мог противостоять ее уловкам. Таким же был Рим, подобный блестящей блуднице, совращающей весь мир. А вторая картина — чаши гнева Божия. Иов говорит о порочном человеке: «Пусть он сам пьет от гнева Вседержителя» (Иов. 21,20). Псалмопевец говорит о нечестивцах, которые должны пить из чаши, полной смешения, что в руке у Господа (Пс. 74,9). Пророк Исаия говорит о Иерусалиме, который выпил из рук Господа чашу ярости Его (Ис. 51,17). Бог наставляет Иеремию взять из руки Его чашу с вином ярости Его и напоить из нее все народы (Иер. 25,15).

Можно перефразировать это и сказать, что Вавилон напоил народы вином, которое совращает людей к блудодеянию и влечет за собой гнев Божий.

А за всем этим стоит извечная истина, что народ или человек, которые оказывают дурное влияние, не избегут карающего гнева Божия.

ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА, ОТРЕКШЕГОСЯ ОТ СВОЕГО ГОСПОДА

Уже предупреждены все о силе зверя и о начертаниях и знаках, которые зверь стремится поставить на людях (гл. 13). А теперь предупреждение тем, кто в эпоху испытаний изменит и собьется с пути истинного.

Замечательно, что это самое неистовое предупреждение из всех. Страшнее всех смертей и осуждений, говорит Откровение, смерть и осуждение за отступничество. Дело в том, что в тот момент Церковь боролась за самое свое существование. Чтобы Церковь могла пребывать, каждый христианин должен был быть готов встретить любые страдания и испытания, темницу и смерть. Если уступит каждый христианин, Церковь погибнет. И нынче каждый христианин все еще очень важен, но нынче он не всегда должен быть готовым умереть за нее, но он должен агитировать за нее своей хорошей жизнью.

Осуждение и гибель отступников представляется в самых ужасных картинах, какие только могли себе когда-либо представить люди на этой земле — в картинах гибели Содома и Гоморры. «Вот дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт. 19,28). Иоанн вторит словам пророка Исаии, описывающего день мщения Господа: «И превратятся реки его [Едома] в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою. Не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34,8-10).

ВЕРНЫЙ ОСТАТОК

После жутких пророчеств грядущих ужасов и страшных предупреждений неверным, идет милосердное обетование.

Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Идея смерти в Господе встречается в Новом Завете не один раз. Так, Павел говорит о мертвых во Христе (1 Фес. 4,16) и умерших во Христе (1 Кор. 15,18). Значение этих фраз таково: те, кто обрел свою смерть, тем не менее пребывают в единении со Христом. Все стремились разъединить человека с Христом, но величайшее ожидает тех, кто обрел свой конец, будучи нераздельным с возлюбленным своим Господом.

Им обещан покой. Они отдохнут от своих трудов. Покой слаще всего именно после напряженного труда.

Дела их идут вслед за ними. На первый взгляд может показаться, что Откровение проповедует спасение через дела.

Но надо подходить осторожно к тому, что Иоанн понимает под делами. Он говорит о делах ефесян — труд и терпение (2,2); о делах фиатирян — любовь, служение, вера, терпение (2,19). Под делами он имеет в виду характер. Он, в действительности, говорит: «Когда вы покидаете эту землю, вы можете зять с собой лишь себя. Если вы, придя к концу, все еще одно с Христом, вы возьмете с собой характер, проверенный и испытанный, подобный золоту; характер, в котором отражается Сам Христос; и, если вы возьмете с собой в потусторонний мир такой характер — вы блаженны».

ЖАТВА ПРАВОСУДИЯ

Глава заканчивается видением суда, нарисованном в хорошо знакомым иудеям картинах.

Видение начинается с картины победоносной фигуры подобного Сыну Человеческому, которая восходит в Дан. 7,13.14: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему».

Суд описан в символах жатвы. Когда пророк Иоиль хочет сказать, что суд близок, он говорит: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил. 3,13). «Когда же созреет плод, — говорит Иисус, — немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мар. 4,29); и в притче о пшенице и плевелах Иисус прибегает к картине жатвы, говоря о суде (Мат. 13,24-30.37-43).

В видении Иоанна суд представлен как сбор урожая винограда и точило — устройство для давления винограда, которое состоит из двух корыт, соединенных друг с другом лотком для стока. Корыта делаются из большого куска камня, или из обожженного кирпича. Виноград закладывали в корыто, которое находится несколько выше, и давили ногами, а сок стекал по лотку в нижнее корыто. В Ветхом Завете суд Божий часто сравнивается с давлением винограда. «Всех сильных моих Господь низложил среди меня… как в точиле истоптал Господь деву, дочь Иуды» (Плач. 1,15). «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои» (Ис. 63,3).

Таким образом, здесь суд обрисован в двух хорошо знакомых картинах урожая и точила. И к этому добавлена еще одна знакомая картина. Давление винограда будет происходить за пределами города, то есть Иерусалима. И в Ветхом Завете и в написанных между двумя Заветами книгах проходит мысль, что язычники будут приведены к Иерусалиму и там будет произведен над ними суд. У пророка Иоиля есть такая картина: все народы будут собраны в долину Иосафата и там Бог произведет над ними суд (Иоил. 3,2.12). У пророка Захарии тоже есть картина последнего приступа язычников на Иерусалиме, где будет произведен последний суд (Зах. 14,1-4).

В этом отрывке есть два трудных места. Во-первых, жатву совершает и некто, подобный Сыну Человеческому, и один ангел. В подобном Сыну Человеческому мы можем видеть Воскресшего и Победоносного Господа, собирающего Своих людей, а ангел с острым серпом собирает жатву среди тех, кто будет осужден.

Далее, говорится, что кровь поднялась до узд конских и растеклась на тысячу шестьсот стадий. Этому еще никто не нашел сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Наиболее удовлетворительным является объяснение, что тысяча шестьсот стадий почти соответствуют протяженности Палестины с севера на юг, а это значит, что прилив суда перехлестнет через край и распространится на всю землю. В таком случае это будет символизировать полноту суда.



Статьи по теме: