Россия в глобальной политике. Системная история международных отношений Системная история международных отношений

Четырехтомник представляет первую после распада СССР попытку комплексного исследования истории международных отношений последних восьми десятилетий ХХ века. Нечетные тома издания посвящены анализу событий мирополитической истории, а четные - содержат основные документы и материалы, необходимые для того, чтобы получить более полное представление об описываемых событиях и фактах.
Второй том составлен как документальная иллюстрация к истории международных отношений и внешней политике России и СССР с заключительного этапа Первой мировой войны до победы Объединенных Наций над Германией и Японией в 1945 г. В сборник включены документы, в разные годы публиковавшиеся в Советском Союзе в открытых изданиях и подборках ограниченного распространения, а также материалы зарубежных публикаций. В последнем случае приводимые тексты даны в переводе на русский язык, выполненном А.В.Мальгиным (документы 87, 94-97). Издание адресовано научным сотрудникам и преподавателям, студентам, аспирантам гуманитарных ВУЗов и всем, кто интересуется историей международных отношений, дипломатии и внешней политики России.

Раздел I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

1. Декларация России, Франции и Великобритании о незаключении сепаратного мира, подписанная в Лондоне 23 августа (5 сентября)
1914 г.1
[Уполномоченные: России - Бенкендорф, Франции - П.Камбон, Великобритании - Грэй.]
Нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные своими правительствами, делают следующую декларацию:
Правительства России, Франции и Великобритании взаимно обязуются не заключать отдельного мира в течение настоящей войны.
Три правительства соглашаются, что, когда наступит время обсуждения условий мира, ни одна из союзных держав не поставит каких-либо условий мира без предварительного согласия каждого из других союзников.

2. Нота министра иностранных дел Временного российского правительства П.Н.Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны, врученная через российских представителей союзным державам
27 марта сего года временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взглядов правительства свободной России на задачи настоящей войны. Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания.

Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные слухи, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.п.
Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, - всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче - отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.

Раздел I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Раздел II. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ (1919 - 1922)
Раздел III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Раздел IV. СТАТУС-КВО И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (1922 - 1931)
Раздел V. НАРАСТАНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ (1932 - 1937)
Раздел VI. РАЗРУШЕНИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА
Раздел VII. КРИЗИС И РАСПАД ВЕРСАЛЬСКОГО ПОРЯДКА (1937 - 1939)
Раздел VIII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ОСНОВЫ ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Основные использованные публикации

1-2. Бреттон-Вудсские соглашения.

[Соглашения были выработаны на Конференции Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Они представляли собой два крупных документа - Статьи соглашения Международного банка реконструкции и развития и Статьи соглашения Международного валютного фонда. Открыты для подписания 22 июля 1944 г. Вступили в силу 27 декабря 1945 г.
30 октября 1947 г. эти два соглашения были дополнены многосторонним Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), которое фактически образовало с ними единое целое. В 1995 г. соглашение ГАТТ было заменено соглашением о создании Всемирной торговой организации (ВТО).
Советский Союз участвовал о выработке Бреттон-Вудс-ских соглашений, но затем отказался от их ратификации.
Россия вступила в Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд 1 июня 1992 г.]

1. Соглашение Международного валютного фонда. Бреттон-Вудс (США). 22 июля 1944 г.
(В извлечении)
Статья I. Цели

Цели Международного валютного фонда:
I) способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами:

II) способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

III) содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и набегать использования девальвации валки в целях получения преимущества в конкуренции;

IV) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующнх росту мировой торговли:

V) за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий придавать их действиям уверенность, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

VI) в соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ МИРОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ 0ТНОШЕНИЙ (1945 - 1955)
А. ПЕРВИЧНОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
В ЕВРОПЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Б. «РАСКОЛ ЕВРОПЫ» И ФОРМИРОВАНИЕ ДВУХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПОДСИСТЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В. ПРОЦЕССЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСОЛИДАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕРИФЕРИЙНЫХ ЗОНАХ МИРА
Г. СТАНОВЛЕНИЕ САН-ФРАНЦИССКОГО ПОРЯДКА В ТИХООКЕАНСКОЙ АЗИИ
Раздел III. КРИЗИСЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА (1955 - 1962)
А. ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ
Б. ПОЛОСА КРИЗИСОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ
Раздел IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОНФРОНТАЦИОННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (1963 - 1974)
А. ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ
Б. ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЗРЯДКИ
В. ГЛОБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗРЯДКИ И СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Г. ВЫТЕСНЕНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НА ПЕРИФЕРИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ
Политизация ПРОБЛЕМЫ «Севера и Юга»
Ситуация в АТР
Конфликт на Ближнем Востоке
Раздел V. КУЛЬМИНАЦИЯ И КРИЗИС ГЛОБАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ (1974 - 1979)
А. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПО ЕВРОПЕЙСКИМ И ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Б. ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРИФЕРИИ
Раздел VI. РАСПАД БИПОЛЯРНОГО МИРА (1980 - 1991)
А. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ СССР И США И ЕЕ ИТОГИ
Б. НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КООПЕРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БИПОЛЯРНОСТИ
В. ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА В ЕВРОПЕ
Г. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИТИКИ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА МИРОВУЮ ПЕРИФЕРИЮ
Д. РАСПАД СССР
Раздел VII. КРИЗИС МИРОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ «ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ОДНОПОЛЯРНОСТИ» (1992 - 2003)
А. СТРАТЕГИЯ «РАСШИРЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ,
Б. МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Г. «МЯГКАЯ» БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК
Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные использованные публикации


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Системная история международных отношений, Том 4, Документы, Богатуров А.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Четырехтомный труд под редакцией профессора А.Д.Богатурова представляет собой первое в нашей стране за 15 лет комплексное исследование истории международных отношений. Авторы приводят многочисленные документы и объективно описывают события, связанные с международной политикой 1918–2003 годов, старательно избегая идеологизированного подхода, характерного для многих советских и западных ученых времен биполярного мира.

Сделав заявку на изучение «системности» международных отношений ХХ века, создатели четырехтомника определили процесс развития этой системы как во многом сознательный и целенаправленный. Если прежде международная система складывалась по большей части стихийно, случайно, то в XX столетии проявляется очевидное стремление к построению разумной и реалистической структуры мира, в которой можно было бы минимизировать риски и обеспечить стабильность. Это обусловлено тем, что в прошлом веке целенаправленные процессы (военно-технический прогресс, формирование мирового рынка, поиски оптимальной модели международной организации и т. д.) доминировали, в связи с чем накопился определенный опыт.

Первый том рецензируемого труда содержит авторский анализ процесса формирования системы международных отношений в период от Версаля до окончания Второй мировой войны. Здесь критически осмысливаются достоинства и перспективы Версальской системы, рассматриваются проблемы, связанные с исключением из этой системы таких важных игроков, как Россия и Германия, а также вызванные выходом США из Лиги Наций. Незавершенность системы, ее жесткая ориентация исключительно на консервацию итогов Первой мировой войны, неспособность разглядеть и проконтролировать будущее – все эти черты Версаля привели к кризису 1939-го. Во втором томе собраны все ключевые документы того периода.

Третий том исследует дальнейшую эволюцию системы до нынешнего этапа (в четвертом томе представлены документы). Самое интересное здесь не в том, что система была расколота на противостоящие группировки (это как раз типично для человеческого сообщества), а в том, что стороны сумели преодолеть разногласия без войны. Взамен прежней структуры они попытались выстроить нечто совершенно новое и способное закрепить стабильность.

Заслуживает внимания то, как авторы освещают Карибский кризис 1962 года (т. 3, с. 270–273). В подавляющем большинстве западных публикаций и в работах, появившихся в нашей стране в конце прошлого века, описание этих событий начинается, по существу, с момента доставки советских ракет на Кубу и обнаружения их американской разведкой. В рецензируемом же четырехтомнике детально рассматриваются вопросы, связанные с размещением в конце 1950-х американских ракет «Юпитер» на территории Турции и болезненной реакцией советских руководителей на данную угрозу (ракеты могли поражать цели практически на всей европейской части нашей страны).
Из возможных различных уровней международных отношений авторы выбрали уровень государства, на котором и сконцентрировали основное внимание. Такой подход дал возможность избежать ненужной полемической заостренности.

Весьма позитивным оказалось применение нетрадиционного для подобных работ приема – выбора горизонтального временнЧго среза, тогда как другие ученые, как правило, предпочитают делить материал на большие блоки, исходя из макропроблем. Читатель легко перемещается по тексту – от правозащитного движения в Советском Союзе ко второму этапу западноевропейской интеграции, затем совершает путешествие в Азию (к «черному сентябрю» в Иордании), возвращается в СССР (XXIV съезд КПСС) и вновь устремляется в Азию (индийско-пакистанская война 1971 года и американо-китайское сближение).

Выбранный уровень анализа условно можно назвать мезоуровнем, если считать макроуровнем функционирование всей мировой системы. Авторы редко выходят за пределы мезоуровня, но вряд ли это является недостатком. Бесконечное дробление элементов и построение все новых иерархий системы несравнимо усложнили и расширили бы объект исследования.

Вместе с тем введение микроуровня (дипломатические подробности и детали тех или иных событий и ситуаций), как, например, в «Истории дипломатии» под редакцией Владимира Потемкина две трети века назад, необыкновенно расцветило бы работу. В какой-то степени эту задачу выполняют два тома документов (составители – А.В. Мальгин и А.А. Соколов). Проделана огромная работа, тщательно отобраны интереснейшие источники, в том числе и малоизвестные.

Включение в четырехтомник документов не только решает задачу выхода на микроуровень, но и позволяет отметать существующие мифы и показывать объективную картину истории. В развитых странах, по сути, отказались от исторического метода. «Золотой век» Севера насчитывает не более трех столетий, и там не желают ни погружаться в глубь веков, ни объективно рассматривать произошедшее в более позднее время. Мифы здесь часто просто насаждаются, причем, к сожалению, они нередко имеют идеологическую направленность. Кроме того, многие западные теории стремятся свести всю историю к прогрессирующей унификации экономических и политических изменений, ориентированной на заданную европоцентристскую «идеальную модель».

По-видимому, именно российское обществоведение способно сейчас к проведению наиболее фундаментальных исследований, а наши историки призваны выйти на новый, самый высокий в мире качественный уровень. Переписывать историю приходится соотечественникам не в первый раз, но только сейчас появилась возможность сделать это не под давлением новых политических и идеологических установок, а на основе объективности и научности.

В прошлом веке мировая система прошла через три этапа. В первой половине существовала мировая иерархическая система, состоявшая из дюжины подсистем: во главе находилась та или иная европейская метрополия, которая контролировала группу стран с различной степенью подчиненности (колонии, доминионы, протектораты, косвенно управляемые территории, страны, входившие в зоны влияния, и пр.). Возник специфический тип многополюсности, когда подсистемы были крайне слабо связаны друг с другом, а каждая метрополия полностью управляла политическими, экономическими и культурными процессами в собственной подсистеме. Страны, не входившие в эти подсистемы, во многом были изолированы. Это касается не только некоторых независимых государств типа Сиама или латиноамериканских стран, но и Советского Союза и даже Соединенных Штатов. Доля последних в мировой экономике сто лет назад была практически такой же, как сейчас (разница составляет 1–2 %), но Америка во многом была маргиналом и не играла особой роли в мировой системе почти до начала Второй мировой войны. Ее доступ в подсистемы, возглавляемые той или иной европейской державой, был резко ограничен. Слишком высокие оценки роли США в межвоенный период связаны либо с обратной экстраполяцией влияния Соединенных Штатов после Второй мировой войны, либо с работами американских исследователей, которые стремятся к возвеличиванию своей страны. В подобную ловушку регулярно попадают виднейшие обществоведы, такие, как, например, Иммануил Валлерстайн, считающий, что вся первая половина XX века прошла под знаком борьбы США и Германии за мировую гегемонию. Надо отметить, что в рецензируемом труде в целом достаточно взвешенно рассматриваются данные вопросы.

Результаты Второй мировой войны привели к краху иерархической системы и возникновению биполярного устройства мира. Два главных победителя в войне, США и СССР, превратившиеся в сверхдержавы, не играли существенной роли в предыдущей глобальной системе и приложили все усилия для трансформации мира. По всей видимости, именно с этих позиций можно рассматривать распад колониальной системы, получение независимости доминионами и освобождение от иностранного влияния стран, сохранявших формальную независимость. Произошел и реальный «закат Европы», которая была центром мировой системы в течение последних трех веков. На смену ей пришли, став основными полюсами, неевропейская Америка и псевдоевропейский Советский Союз.

Распад многополюсной системы происходил в обстановке начала холодной войны и возникновения двух конфронтационных военно-идеологических блоков, а суверенитет стран, входивших в те блоки, ограничивался формально или фактически. Именно поэтому мир приобрел такую четкую двухполюсную конфигурацию.

Крушение социалистического лагеря и распад Советского Союза резко изменили конфигурацию мировой системы, которую авторы определили как «плюралистическую однополярность». Анализируя процесс становления формально монополярной системы, они принимают во внимание факт сокращения относительной мощи единственной сверхдержавы, США, по всем показателям – экономическим (доля в мировом ВВП), военным (расползание атомного оружия и ракетной техники), политическим (процессы регионализации). В работе подробно раскрывается направленность внешнеполитической стратегии Соединенных Штатов.

Надо отметить, что последние разделы четырехтомника особенно богаты теоретическими материалами. Их автор, Алексей Богатуров, ставит перед собой труднейшую задачу переосмыслить процессы трансформации мировой системы. Не со всеми его постулатами можно согласиться, но предложенный новый взгляд на происходящее в современной действительности вызывает значительный интерес.

Авторы в целом не поддались искушению рассматривать историю международных конфликтов исключительно через призму взаимоотношений европейских государств, США и Японии, и им отнюдь не свойствен европоцентристский (американоцентристский) подход к мировой системе. Темы, связанные с развивающимися странами, заняли достойное место в работе. Вместе с тем следует сказать, что в последних главах развивающиеся государства практически выпадают из поля зрения авторов.

Возможно, впрочем, что это отражает реальности сегодняшнего дня. США не в состоянии управлять всей системой, в которую входят порядка 200 стран, и, по существу, выталкивают из нее государства, имеющие для них второстепенное значение. На Юге появилась зона, за которую основные мировые центры (в первую очередь США) не желают (либо не могут) брать никакой ответственности. С начала эпохи географических открытий подобная ситуация наблюдается впервые; особенно она контрастирует с тем, что происходило во времена биполярной системы, когда, к примеру, за любую лагуну Индийского океана развертывалась борьба между сверхдержавами. Мировое сообщество сейчас уклоняется от воздействия на внутриполитические события в зоне неприоритетных стран (прежде всего это Африка, а также ряд азиатских государств). Так, мировые средства массовой информации вообще не заметили международной войны в Конго (Заире), где в 1998–2001 годах в ходе сражений пяти иностранных армий погибло более 2,5 млн человек. К сожалению, авторы рецензируемой работы также не сочли нужным обратить на это внимание. Зона вооруженных конфликтов, видимо, надолго переместилась на Юг, где происходит 30–35 крупных конфликтов в год (при этом численность потерь превышает 1 000 человек), но, как правило, без какого-либо вмешательства со стороны мировых держав.

После 11 сентября ситуация несколько изменилась. США пришлось ввести войска в Афганистан, но это пока принесло очень мало дивидендов, и ситуация в стране остается неопределенной.
По мнению большинства исследователей, через десять лет Китай опередит США по объему экономики, а Индия – Японию (в том случае, если подсчеты будут вестись по паритету покупательной способности). Только эти страны, в первую очередь Китай, смогут в обозримом будущем бросить вызов США. Западная Европа минимум четверть века (а скорее всего, много дольше) будет занята поглощением Восточной Европы. Япония не трансформировала свою экономическую мощь в политическую, когда для этого существовали все условия, а теперь, вероятно, это уже и не удастся сделать. В каком-то смысле история повторяется: соперники появляются на периферии (полупериферии). Реализуется ли сценарий превращения азиатских гигантов в сверхдержавы, сказать трудно, но они – главные кандидаты на статус второй (третьей) сверхдержавы.

Системность видения истории, в том числе международных отношений, важна не столько потому, что позволяет сформировать целостное представление о планетарной организации и осознать ее достоинства и недостатки. Это еще и возможность по-иному взглянуть на грядущий этап развития, на котором глобализация и построение общечеловеческой (а не общегосударственной) системы отношений займут центральное место. И в этом заключается главное достоинство рецензируемого труда.

Россия находится в трудном положении: она должна принимать сложные судьбоносные решения, касающиеся в том числе ее исторической ориентации и связей с окружающим миром. В такой обстановке, как правило, больше ценится не добросовестное и углубленное изучение международной системы и роли России в ней (это могут по достоинству оценить только специалисты), а бойкие мифы, «возвышающий обман», который поможет политикам увлечь простодушную публику. Так что четырехтомник не у всех вызовет одинаково положительную реакцию.
Системный подход заставляет считаться с действительностью (для России это слабость ресурсной базы внешней политики), понимать, «кто есть кто» (США остаются пока единственной сверхдержавой), помнить о шлейфе не всегда приятных обязательств, которые наша страна приняла на себя и как постоянный член Совета Безопасности ООН, и в качестве партнера других стран. Системность понимания, как следует из материалов четырехтомного труда, – это именно то средство формирования политики, которое помогает оставаться на твердой почве реальных фактов и одновременно оценивать возможные перспективы.

Четыре тома, посвященные истории международных отношений, под редакцией профессора А.Д. Богатурова – это новаторский труд, ценный не только с академической точки зрения. Со временем он может помочь направить практическую деятельность дипломатии в более рациональное русло. Есть все основания сказать, что в отечественную науку о международных отношениях внесен выдающийся вклад.

В.А. Кременюк – д. и. н., профессор, лауреат Государственной премии СССР.

Транскрипт

1 Научно-образовательный форум по международным отношениям Системная история международных отношений в двух томах Том второй. События годов Под редакцией доктора политических наук, профессора А.Д.Богатурова 2-е издание Москва 2009

2 ББК 66.4(0)-6*63.3 С34 Редакционная коллегия академик Г.А.Арбатов, член-корреспондент РАН В.Г.Барановский, д.пол.н. А.Д.Богатуров, член-корреспондент РАН А.А.Дынкин, д.ф.н. А.Ю.Мельвиль, д.и.н. М.Г.Носов, академик Н.А.Симония, член-корреспондент РАН А.В.Торкунов, д.пол.н. И.Г.Тюлин, д.пол.н. Т.А.Шаклеина, д.пол.н. М.А.Хрусталев, академик А.О.Чубарьян Авторский коллектив к.и.н.в.и.батюк (гл. 1, 10, 11), А.Д.Богатуров (введ., гл. 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 13, закл.), к.пол.н. Т.В.Бордачев (гл. 10,11), д.и.н. В.Г.Коргун (гл. 3, 9, 11), д.и.н. В.Б.Княжинский (гл. 1), д.и.н. С.И.Лунев (гл. 3, 7), д.пол.н. Б.Ф.Мартынов (гл. 7, 10), к.пол.н. Д.В.Поликанов (гл. 7, 9), П.Е.Смирнов (гл. 1, 2, 5, 10), д.пол.н. Т.А.Шаклеина (гл. 10, 11), д.пол.н. М.А.Хрусталев (гл. 3, 6, 7, 8), д.и.н. А.А.Язькова (гл. 9) Хронология составлена к.пол.н. Ю.В.Устиновой и к.ф.н. А.А.Соколовым Именной указатель составлен А.А.Соколовым С34 Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д.Богатурова. Том второй. События годов. Изд. 2-е. М.: Культурная революция, с. ISBN Настоящее издание представляет собой двухтомную версию одноименного четырехтомника, изданного в годах и давно завоевавшего признание читателей. Это первая после 1991 г. попытка комплексного исследования истории международных отношений последних восьми десятилетий ХХ века. Во втором томе рассматривается период с завершения Второй мировой войны до середины первого десятилетия XXI века. Особое внимание уделяется становления и эволюции ялтинско-потсдамского порядка, возникновения «конфронтационной стабильности» в гг., международным последствиям распада СССР и формирования нового миропорядка. В книге рассматриваются вопросы международных отношений в региональных подсистемах в Европе, Восточной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Издание адресовано специалистам и широкому кругу читателей преподавателям, научным сотрудникам, студентам, магистрантам и аспирантам гуманитарных ВУЗов и всем, кто интересуется историей дипломатии и внешней политики России. А.Д.Богатуров, 2000, 2006 Культурная революция, 2009

3 Оглавление с Предисловие Введение. Смена порядков в международной системе Раздел I. Попытка создания общемирового порядка и ее провал Глава 1. Противоречия послевоенного урегулирования () Создание основ мироэкономического регулирования на завершающем этапе Второй мировой войны. Бреттон-Вудсская система (25). Позиция Советского Союза в отношении Бреттон-Вудсской системы (27). Договорно-правовые основания отношений между великими державами (29). Сан-Францисская конференция 1945 г. и создание ООН (30). Особенности функционирования ООН (30). Соотношение возможностей США и СССР (31). Особенности послевоенной обстановки в Западной Европе (32). Советские и американские представления о потенциальных военных угрозах (37). Особенности международных решений по германскому вопросу в 1945 г. (38). Вызревание противоречий в вопросах урегулирования в отношении Германии (40). Ситуация вокруг Австрии (42). Вопрос о бывших итальянских колониях (42). Спор из-за Триеста (43). Зарождение концепции «сдерживания» СССР. «Длинная телеграмма» Кеннана (45). Обострение вопроса о пребывании советских войск в Иране (47). Попытки ограничения роли ядерного фактора в международных отношениях (48). «План Баруха» и срыв работы комиссии ООН по атомной энергии (49). Греческий вопрос в отношениях между великими державами (51). Дипломатический конфликт СССР с Турцией (52). Вопрос о дипломатическом признании восточноевропейских стран (54). Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы (55). Положение в советской Прибалтике (61). Разногласия в связи с выработкой мирных договоров с европейскими союзниками Германии. Парижская конференция 1946 г. (62). Вопрос об итало-югославской границе и завершение работы по проектам мирных договоров с германскими союзниками (64). Обострение разногласий по германскому вопросу (66). Расхождения среди западных стран по проблемам германской политики (66). Глава 2. Начальный этап формирования биполярности () Предпосылки для трансформации политических режимов в восточноевропейских странах (69). Поражение некоммунистических сил на все-

4 4 Оглавление общих выборах в Польше 19 января 1947 г. и его последствия (71). Подписание мирных договоров с бывшими германскими союзниками (72). Территориальные изменения в Европе на базе решений гг. (73). Дюнкеркский пакт Франции и Великобритании (79). Оглашение «доктрины Трумэна» и активизация международной политики США (80). «План Маршалла» (81). Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) (84). Значение «плана Маршалла» (84). Перелом ситуации в Восточной Европе и образование Коминформа (85). Образование в Салониках правительства «Свободной Греции» (87). Германский вопрос на сессиях СМИД в 1947 г. (88). Государственный переворот в Чехословакии (88). Возникновение советско-югославского конфликта (90). Подготовка и заключение Брюссельского пакта (92). Европейская идея в международных отношениях 40-х годов (94). Сепаратное совещание шести западных держав по Германии в Лондоне (94). Обострение германского вопроса и первый берлинский кризис (96). Подписание Дунайской конвенции (98). Формирование системы перекрестных договоров восточноевропейских стран (99). Внутриполитическая обстановка в СССР и странах Восточной Европы в конце 40-х годов и ее влияние на международные отношения (100). Создание СЭВ (104). Вашингтонская конференция 1949 г. и образование НАТО (104). Внешнеполитические взгляды американской элиты и идеологизация советско-американского противостояния (106). Активизация международных общественных движений антивоенной направленности (107). Создание Совета Европы (108). Подготовка к созданию сепаратного западногерманского государства и провозглашение ФРГ (108). Международная обстановка к осени 1949 г. и превращение СССР в ядерную державу (109). Образование ГДР и завершение политического раскола Германии (110). Выход Югославии из дипломатической изоляции и зарождение югославской политики неприсоединения (110). Глава 3. Распространение биполярного противостояния на Восточную Азию и периферию международной системы () Ситуация в Восточной Азии по окончании Второй мировой войны (113). Подходы СССР и США к региональной ситуации (114). Политика ведущих держав в вопросах мирного урегулирования с Японией (115). Гражданская война в Китае и дестабилизация восточноазиатской подсистемы (117). Конфликт вокруг провозглашения независимости Индонезии (120). Возникновение коммунистического анклава во Французском Индокитае и начало революционно-освободительной войны против Франции в Северном Вьетнаме (122). Предоставление Соединенными Штатами независимости Филиппинам (123). Ситуация в Малайе (124). Раскол Кореи (124). Образование КНР и раскол Китая (126). 2. Международное положение Индии к моменту завершения мировой войны (130). Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии (131). Первая индийско-пакистан-

5 ская война (132). Становление и особенности внешнеполитической ориентации Индии (133). Китайско-индийские противоречия в Тибете (134). 3. Ситуация на Среднем Востоке (135). Внешнеполитическая ориентация Ирана после вывода иностранных войск из страны (136). Становление иранской политики «позитивного национализма» (138). Особенности афганского нейтралитета после Второй мировой войны (140). 4. Сдвиги в ближневосточной подсистеме и консолидация арабских стран на национально-государственной основе (141). Палестинская проблема после Второй мировой войны (143). Первая арабо-израильская война (145). Обострение отношений Египта с Великобританией и переворот «Свободных офицеров» (147). 5. Межамериканские отношения в конце 40-х годов. Подписание «Пакта Рио» и создание ОАГ (148). Особенности отношений латиноамериканских стран с США (149). 6. Корейский вопрос в отношениях между ведущими державами (150). Начало корейской войны (151). Вступление КНР в войну и «ультиматум Макартура» (153). Внерегиональные аспекты корейской войны (154). 7. Активизация американской политики мирного урегулирования с Японией (156). Заключение договора АНЗЮС (157). Подготовка Сан-Францисской мирной конференции и ее проведение (158). Заключение союзного договора между Японией и США (160). Завершение формирования сети гарантийных договоров против Японии (160). Образование Сан-Францисского порядка и его особенности (161). Глава 4. Структурное оформление двублоковой системы () Международно-политическая ситуация в Западной Европе в годы корейской войны (164). Проблема «возвращения» Германии в Европу (166). Ужесточение подходов США к международной политике (168). Изменение политики НАТО в отношении Испании и американская политика «укрепления флангов» (171). Зарождение западноевропейской интеграции и создание Европейского сообщества (объединения) угля и стали (173). Проект создания единой европейской армии («План Плевена») (174). Подписание Боннского договора о прекращении оккупационного статуса Германии и Парижского договора о Европейском оборонительном сообществе (176). Смена политического руководства в СССР (178). Принятие республиканской администрацией США концепции «отбрасывания коммунизма» (178). Начало десталинизации в Восточной Европе и антиправительственные выступления 1953 г. в ГДР (181). Начало мирного дипломатического наступления СССР (183). Активизация национально-освободительных процессов на периферии международной системы (185). Американская доктрина «домино» (185). Падение монархии в Египте (186). Китайско-индийский компромисс в Тибете (187). Эскалация вьетнамского конфликта (188). Женевская конференция по Индокитаю и Корее и ее итоги (189). Вмешательство США в Гватемале (191). Провал проекта Европейского оборонительного со- 5

6 6 Оглавление общества (192). Подготовка и заключение Манильского пакта (194). Подготовка к принятию ФРГ в военно-политические структуры Запада (196). Подписание Парижских протоколов 1954 г. о вступлении ФРГ в Западный союз и НАТО (197). Концепция «двойного сдерживания» (197). Начало войны в Алжире (198). Создание Багдадского пакта (199). Бандунгская конференция стран Азии и Африки (200). Подписание Варшавского договора (202). Разрешение австрийской проблемы (203). Нормализация отношений СССР с Югославией (204). Конференция стран ЕОУС в Мессине (205). Женевский саммит (206). Нормализация отношений Советского Союза с ФРГ (207) Раздел II. Балансирование на грани войны Глава 5. Противоречия «конкурентного сосуществования» () Внешнеполитическая программа «мирного сосуществования» (210). Десталинизация и «кризисы надежды» в «социалистическом содружестве» (212). Роспуск Коминформа и разногласия в «социалистическом лагере» по вопросу о критике И.В.Сталина (214). Конфликт в Польше (214). Вмешательство СССР в Венгрии (216). Модернизация советской политики в Восточной Европе (219). Восстановление дипломатических отношений СССР с Японией (220). «Суэцкий кризис» на Ближнем Востоке (221). Позиции СССР и США в отношении ситуации вокруг Суэцкого канала (222). «Доктрина Эйзенхауэра» (224). Обострение афгано-пакистанских противоречий и усиление влияния СССР в Афганистане (225). Усиление интеграционных тенденций в Западной Европе и образование ЕЭС (227). Испытания МБР в Советском Союзе и изменение глобальной военно-стратегической обстановки (230). Размещение американского ядерного оружия в Европе (232). Обострение германской проблемы (233). Образование ОАР и ливанский кризис (234). Тайваньский кризис (236). Попытка реорганизации колониальной империи Франции (239). Ужесточение позиции СССР по Западному Берлину (240). Ситуация в Юго-Восточной Азии во второй половине 50-х годов (241). Глава 6. Смещение конфликтности в зону международной периферии () Революция на Кубе (245). Попытки компромисса в германском вопросе (246). Нарастание разногласий между СССР и КНР (248). Подготовка и проведение первой советско-американской встречи на высшем уровне (248). Новый конфликт КНР и Индии в Тибете (250). Обострение советско-японских отношений (251). Подготовка Парижской конференции на высшем уровне и ее срыв (252). Распространение антиколониальной волны на Африку (253). Возникновение конфликта в Конго (254). Вопросы деколонизации в деятельности ООН (258). Формирование конфликтного узла на Ближнем Востоке вокруг Ирака (258). Разработка в

7 США концепции «гибкого реагирования» (260). Расхождения между США и странами Западной Европы по военно-политическим вопросам (262). Советско-американская встреча в Вене и «второй берлинский кризис» (264). Возникновение Движения неприсоединения (266). Советско-албанский политический конфликт (267). Становление двух подходов к европейской интеграции (267). Урегулирование конфликта в Алжире (267). Попытки нормализации ситуации в Индокитае и подписание Женевских соглашений по Лаосу (269). Конфликт в Йемене (270). Карибский кризис (271). Дискуссия о «многосторонних ядерных силах» и «пакт Нассау» (274) Раздел III. Конфронтационная стабильность Глава 7. Становление политики рязрядки () Попытка формирования франко-западногерманской «оси» и ее неудача (279). Модернизация внешнеполитических установок СССР и США (281). Доктрина взаимно гарантированного уничтожения (282). Заключение Договора об ограничении испытаний ядерного оружия (283). Обострение конфликта на Кипре (286). Образование ЮНКТАД (287). Нарастание напряженности вокруг Вьетнама и начало вьетнамо-американского конфликта (288). Переход советско-китайских разногласий в открытое противостояние (289). Начало войны США во Вьетнаме (292). Стабилизация ситуации в Конго (293). Индо-пакистанская война (294). События в Индонезии (296). Противоречия в процессе углубления западноевропейской интеграции и «люксембургский компромисс» (298). Выход Франции из военной организации НАТО (300). Советско-французское сближение (302). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (303). «Авторитарная волна» в Латинской Америке и заключение «договора Тлателолко» (304). Борьба против апартеида на юге Африки (307). Конфликт в Нигерии (309). Обострение ситуации на Ближнем Востоке. «Шестидневная война» (311). Проблема арабского народа Палестины (314). Советско-американская встреча в Гласборо (315). Подход стран ОВД и НАТО к ситуации в Европе (316). Образование АСЕАН (318). Попытка урегулирования во Вьетнаме и нарастание антивоенных протестов в США (318). Всемирная волна левых протестных настроений («мировая революция 1968 года») и ее влияние на международные отношения (321). Заключение Договора о нераспространении ядерного оружия (323). Попытки внутренних реформ в Венгрии и Чехословакии и их последствия (324). Доктрина «социалистического интернационализма» (326). Срыв советско-американской встречи в верхах (328). Глава 8. Стабилизация международной системы () Обострение советско-китайских отношений (330). Зарождение общеевропейского процесса (332). «Гуамская доктрина» Р.Никсона (333). Кульмина-

8 8 Оглавление ция советско-китайского противостояния (335). Становление «новой восточной политики» ФРГ (336). Кризис Бреттон-Вудсской системы (338). Правозащитное движение в СССР и его влияние на международные отношения Советского Союза (339). Второй этап западноевропейской интеграции (341). Международно-правовое закрепление послевоенных границ Германии (343). Конфликт вокруг ООП в Иордании (345). Легализация политики разрядки на XXIV съезде КПСС (347). Формирование системы консультативных пактов СССР с несоциалистическими странами (348). Образование Бангладеш и индо-пакистанская война (349). Нормализация американо-китайских отношений (351). Новое соотношение силовых возможностей СССР и США и формирование концепции «стратегического паритета» (352). Советско-американское сближение (353). Нормализация отношений КНР с Японией (358). Подписание Парижских соглашений по Вьетнаму (358). Развитие Хельсинкского процесса (361). Положение с обеспечением прав человека в СССР (362). Становление идейно-политического течения «трехсторонности» (363). Ситуация в Латинской Америке (364). Свержение правительства «Народного единства» в Чили (364). Советско-японский саммит (366). «Октябрьская война» на Ближнем Востоке (366). Первый «нефтяной шок» (371). Глава 9. Противоречия разрядки и ее кризис () Координация внешних политик индустриальных государств в условиях «энергетического кризиса» (374). Обострение ситуации на Кипре (375). Выдвижение идеи «нового международного экономического порядка» ГА ООН (377). Возникновение «паузы» в советско-американских отношениях и нарастание разногласий по вопросам прав человека (378). Возникновение сети партнерских отношений СССР со странами Африки (380). Подписание Хельсинкского акта (384). Падение диктатуры в Испании (387). Становление нейтрализма в Юго-Восточной Азии (387). Объединение Вьетнама и новое обострение ситуации в Индокитае (389). Обострение советско-американских геополитических противоречий (391). Становление «еврокоммунизма» и его международно-политическая роль (392). Проблематика прав человека в международных отношениях (393). Белградская встреча СБСЕ и принятие новых конституций в «социалистических странах» (395). Углубление советско-американских противоречий в Африке и война на Африканском Роге (397). Проблема Родезии (398). Заключение японо-китайского договора о мире и дружбе (399). Возникновение проблемы Камбоджи и китайско-вьетнамский конфликт (400). Становление «треугольных» отношений СССР, США и КНР (402). Ирано-американский конфликт и второй «нефтяной шок» (403). Проблема обращения нефтедолларов в международных отношениях (405). Советско-американские переговоры «ОСВ-2» (407). Ситуация в Латинской Америке (409). Возникновение новых очагов нестабильности на Ближнем Востоке (411). Проблема «евроракет» и «двойное решение» НАТО (414). Начало войны СССР в Афганистане и срыв политики разрядки (416).

9 Глава 10. Возобновление биполярной конфронтации () Внешнеполитические стратегии СССР и США (420). Афганский вопрос в международных отношениях (423). Всемирный кризис задолженности (424). Польский кризис (425). «Стратегия санкций» (428). Попытка создания американо-китайского квази-союза (429). Возникновение центральноамериканского конфликта и его интернационализация (430). Ирано-иракская война (421). Начало Мадридской встречи СБСЕ (433). Советско-американские отношения после смены администрации в США и создание блока переговорных систем по вопросам контроля над вооружениями (434). Фолклендский кризис (436). Обострение конфликтов вокруг ООП в Ливане и Сирии (438). Становление политики «равноудаленности» в КНР (441). Размещение американских ракет средней дальности в Европе и кульминация советско-американского противостояния (442). Завершение Мадридской встречи СБСЕ и созыв Стокгольмской конференции по мерам доверия (444). Расширение масштаба конфликта в Афганистане (445). Экономическое истощение и подрыв внешнеполитических ресурсов Советского Союза (446). Доктрина «нового глобализма» в США (448). Смена руководства в СССР и возобновление диалога с Западом (450). Антиядерные тенденции в южной части Тихого океана и подписание «договора Раротонга» (452). Становление экономического регионализма в ЮВА (453). Развитие западноевропейской интеграции и подписание Единого европейского акта (455). Глава 11. Распад ялтинско-потсдамского порядка () Доктринальные основания новой внешнеполитической стратегии Советского Союза (458). Обострение экологических проблем международной безопасности (460). Политико-психологическая обстановка в мире во второй половине 80-х годов (461). Завершение Стокгольмской конференции по мерам доверия и созыв Венской встречи ОБСЕ (462). Урегулирование центральноамериканского конфликта (463). Советско-американские отношения в военно-политической области и подписание Вашингтонского договора о ракетах средней и меньшей дальности (466). Международно-правовое урегулирование ситуации вокруг Афганистана (468). Прекращение иностранного вмешательства в Анголе (470). Завершение Венской встречи СБСЕ и изменение политики СССР в отношении прав человека (472). Новая политика СССР в Восточной Азии и прекращение вмешательства Вьетнама в Камбодже (474). Нормализация отношений Советского Союза с КНР (476). Ослабление напряженности в Корее (478). «Доктрина невмешательства» М.С.Горбачева (479). Антикоммунистические «революции» в странах Восточной Европы (480). Интервенция США в Панаме (484). Усиление регионалистских тенденций в Латинской Америке и восстановление демократии в Чили (485). Возникновение центробежных тенденций и угрозы распада в СССР (488). Объединение Германии (492). Подписание Договора об ограничении 9

10 10 Оглавление обычных вооруженных сил в Европе (495). Парижская хартия для новой Европы (496). Трансформация режима апартеида в ЮАР (497). Эволюция ближневосточного конфликта и война в Персидском заливе (497). Начало Мадридской конференции по Ближнему Востоку (501). Углубление политического кризиса в СССР (501). Распад ОВД (503). Заключение Шенгенской конвенции (503). Подписание Московского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) (504). Попытка государственного переворота в СССР (505). Саморазрушение СССР и образование Содружества Независимых Государств (506). Распад Югославии (507) Раздел IV. Глобализация Глава 12. Распад биполярной структуры () Кризис и реформы в странах Центральной и Восточной Европы (514). Начало войны в Югославии (517). Трансформация российско-американских отношений и подписание договора СНВ-2 (519). Проблема ядерного наследия СССР (522). Становление СНГ и вопрос обеспечения безопасности на его пространстве (523). Армяно-азербайджанская война из-за Нагорного Карабаха (527). Международные аспекты противостояния в Афганистане (529). Таджикский конфликт (531). Война в Приднестровье (534). Этно-территориальные конфликты в Грузии (538). Проблема прав некоренного населения стран Прибалтики (545). Заключение Маастрихтского договора и создание Европейского Союза (548). Укрепление интеграционных группировок в Восточной Азии, Северной и Латинской Америках (551). Американская концепция «расширения демократии» (556). Кризис системы ООН и укрепление механизмов неформального регулирования международных отношений (558). Гуманитарная интервенция в Сомали (560). Нормализация ситуации в Камбодже (561). Ситуация на Ближнем Востоке и попытки примирения Израиля с Иорданией и ООП (561). Положение на Корейском полуострове и «ядерная тревога» 1994 г. (563). Становление Вишеградской группы и Центральноевропейской инициативы (565). Третье расширение ЕС (566). Конфликт в Боснии и первая интервенция НАТО на Балканах (568). Подписание договора о создании безъядерной зоны в Африке (570). Тайваньский «ракетный кризис» и поворот Китая к сближению с Россией (571). Развитие отношений в СНГ и формирование Союзного государства России и Белоруссии (574). Подготовка к расширению НАТО (575). Глава 13. «Плюралистическая однополярность» () Глобализация и перерастание международных отношений между государствами в систему мирополитических отношений (580). Первая очередь расширения НАТО (562). Изменение внешнеполитических приоритетов Ирана (584). Нормализация российско-украинских отношений (585). Национальное примирение в Таджикистане (586). Проведе-


811В НатЬигд А/521017 Научно-образовательныйГфорум по международным отношениям Системная история международных отношений в двух томах Том второй. События 1945~ 2ОО 3 годов Под редакцией доктора политических

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Приложение 2 Вопросы государственного итогового экзамена по направлению подготовки 41.03.04 «Международные отношения» (квалификация «Бакалавр») 1. Парижская мирная конференция:

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение...3 Глава 1. Мир в начале ХХ в....9 1.1. Европоцентризм мировой истории...9 1.2. Социально- экономическое и политическое развитие великих держав к началу ХХ в.... 10 1.3. Отношения

Вопросы к вступительным экзаменам в магистратуру РУДН по направлению «Международные отношения» специализация «Мировая политика: концептуальные основы и межкультурное взаимодействие». Общие вопросы. 1.

Министерство образования Ульяновской области областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Димитровградский технический колледж» «Утверждаю» Первый

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор СИМОР д. полит. н., профессор О.В. Дубровина «12» сентября 2016 г. Программа по истории для проведения вступительных испытаний

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет» -ТО ОБ; ; «у т в е р

Внешняя политика СССР в 1964-1985 1985 гг. Преподаватель Киященко А.А. Основные задачи внешней политики в 1964-1985 1985 гг. Нормализация отношений между Востоком и Западом (разрядка международной напряжённости)

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ: Декан ГФ Рубанов В.Г. (подпись) 2004

История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова, Э.Г. Соловьева. - М.: Логос, 2007.- 712 с. Освещается история международных отношений. В отличие от

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ Утверждаю Директор Института Сорбонна-Казахстан Нурлихина Г.Б. 2016 ж. Программа вступительного

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс п/п урока в теме Тема урока Введение. Индустриальное общество в начале ХХ в. Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Колво часов Дата проведения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 171» Принято на заседание педагогического совета Протокол 1 От 30.08. 2017 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Дзебоева Л.В. Финансовый Университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), Владикавказ, Россия Научный руководитель: д.э.н.,

6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 2 7. Структура теста Раздел 1. Страны Европы и США в 1918 1939 гг. 9 заданий (18 %). Раздел 2. Советское государство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Формат титульного листа должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении) (1) Составлена в

Раздел 1. ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Тема 1.1. Международное положение. Международные организации. Тема занятия: Создание НАТО, ОВД, СЭВ, ОЕЭС. ПЛАН 1. Создание НАТО. 2. Создание СЭВ и ОВД. 3. Конфронтация

Политика Беларуси в отношении Германии в 1990 2015 гг.: основные итоги А.В. Русакович, кандидат исторических наук, доцент, Белорусский государственный университет Последовательная и сбалансированная многовекторная

Класс: 9 Часов в неделю: 3 Всего часов:102 (34+68) I триместр. Всего недель 11, всего часов 33 4. Тематическое планирование Предмет: История п/п Раздел. Тема урока. Раздел 1. Новейшая история. Первая половина

Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. Монография. М.: МГИМО, 2004. - с. Стержнем деятельности французской дипломатии на протяжении веков является борьба за

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Новейшая история зарубежных стран» для класса ориентирована на учебник А.А. Улуняна, Е.Ю. Сергеева (под редакцией А.О. Чубарьяна) «Новейшая история зарубежных

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реализация государственной политики в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации Заместитель начальника Военной

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ. 9 КЛАСС. 102 ЧАСА Учитель: Барсуков М.С. Тема урока Количество часов Дата проведения 1 Индустриальное общество в начале ХХ 1 1.09 века: введение 2 Индустриальное общество

Перечень тем семинарских занятий Часть I Тема 1. Основы теории международных отношений 1. Понятие международных отношений проблемы дефиниции, подходы, школы. 2. Международная политика как категория теории

Внешняя политика СССР в 1945-1953 1953 гг. Начало «холодной войны» Преподаватель Киященко А.А. Повышение роли СССР в мире 1. После победы над Германией СССР располагал самой большой и сильной армией в

Противоречия политики мирного сосуществования Преподаватель Киященко А.А. Основные направления внешней политики СССР Отношения с США и НАТО Отношения с «социалистическим лагерем» Отношения со странами

КисловА.К., Фролов А.В. РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОРУЖИЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА Москва 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 РАЗДЕЛ I СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННО- ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ЭКСПОРТА

Класс: 9 Часов в неделю: 3 Всего часов:102 (32+70) I триместр. Всего недель 11, всего часов 33 4. Тематическое планирование Предмет: «История» п/п Раздел. Тема урока. 1. Тема 1. Новейшая история. Первая

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Cодержание ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ВОСТОК В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА КОЛОНИАЛИЗМА (СЕР. XIX СЕР. XX ВВ.) Глава 1. Колониализм на традиционном Востоке Период колониализма на Востоке Истоки колониализма Генезис европейского

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1» Г.БОЛОГОЕ, ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ 1»: Г.П.Серова Приказ от 2016г. «Согласовано» с заместителем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 города Гвардейска» 238210, Калининградская область, тел/факс: 8-401-59-3-16-96 гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е mail: [email protected]

Домашнее задание для группы 15-24: Составить развёрнутый конспект по теме «Мировая система социализма и её противоречия», ответить на вопросы к 32 (32, стр. 261-268, В.П. Смирнов, Л.С. Белоусов, О.Н.

Календарно-тематическое планирование по истории в 9 классе п/п 1 Государство и российское общество в к.xix - н. XX в. Изучение и решение проекта демоверсии ОГЭ 2018 Тема урока Календарные сроки Д/З план

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА. «ИСТОРИЯ (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)» В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «История (всеобщая история)» составлена в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования муниципального общеобразовательного

Итоговая контрольная работа по всеобщей истории 11 класс. Вариант 1 Часть А 1. Даты первой мировой войны 1) 1914-1917 2) 1914-1918 3) 1915-1918 4) 1914-1919 2.В августе 1945 года СССР объявил войну: 1)

Выписка из календарно-тематического планирования уроков истории антикоррупционной направленности за 2014 2015 учебный год 5 класс Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н.э. Римские

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министра образования Республики Беларусь 03.12.2018 836 Билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования по учебному

Б1.Б.8 «Политическая история зарубежных стран» Цели и задачи дисциплины (модуля): Основной целью освоения дисциплины Б1.Б.8 «Политическая история зарубежных стран» является подготовка студентов высшей

Пояснительная записка Учебная программа предмета «История» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования для обучающихся 11 «А»,11 «Б» классов разработана в соответствии с требованиями: федерального

КТП по истории 9 класс 1. Мир к началу ХХ в. Новейшая история: понятие периодизация. 2. Мир в 1900-1914гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. 3. Положение основных групп

Министерство образования и наук Красноярского края краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский

Аннотация рабочей программы дисциплины Б3.В.ДВ.11.1 «Международные отношения в Европе в период холодной войны» Направление подготовки 031900.62 «Международные отношения» Профиль «Международные отношения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по Новейшей истории зарубежных стран (9 класс) Образовательная область «Общественные дисциплины. История» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного

(102 часа). 3 часа в неделю. Учебник: 1) Н.В. Загладин Всеобщая история конец XIX начало XXI в. Учебник для 11 класса. М.: «Русское слово» 2014 год. 2) Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А.

2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) История для 9 класса на 208-209 учебный год Ф.И.О. Чудинова Людмила Ефимовна Калининское 208 Требования к уровню подготовки Должны знать: даты основных событий,

Индустриальное общество и политическое развитие в начале ХХ века Какая идеология своими основными ценностями провозглашала традиционализм, порядок и стабильность? 1) либерализм 2) консерватизм 3) национализм

Программа учебной дисциплины «История» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по подготовке специалистов среднего звена Коммерция и примерной программы,

А/454310 Основные факты об Организации Объединенных Наций Книга издана для и от имени ООН ВЕСЬ" МИР Издательство Москва 2005 _ ; ^СОДЕРЖАНИЕ; ^ [ ;_._ 1^-. ] Сайты Организации Объединенных Наций в сети

Согласовано на заседании МО «Согласовано» 201_г «Утверждено» 201_г Протокол от Руководитель МО: / / Заместитель директора по УВР: /Лаптева И.В./ Директор МБОУСОШ N106: /Боровская О.С./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Итоговая контрольная работа по всеобщей истории 1. Дайте определение понятиям: Пацифизм это Фашизм это Аншлюс это Милитаризм это Колония это 2. Назовите два или более событий (процессов), произошедших

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ В результате изучения истории на базовом уровне среднего (полного) образования ученик должен: - знать/понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Башкирский институт социальных технологий (название филиала) Кафедра Истории государства и права и конституционного

СПЕЦИФИКАЦИЯ теста по учебному предмету «Всемирная история» (новейшее время) для проведения централизованного тестирования в 2018 году 1. Назначение теста объективное оценивание уровня подготовки лиц,

Пояснительная записка Рабочая программа курса всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ

Календарно-тематическое планирование по истории России и Новейшей истории. 9 класс, 68 часов Дата Содержание Общее кол-во ч. по разделу Раздел. Россия в конце XIX начале XX в. 4.09 Социально-экономическое

1 ТЕМЫ КАНДИДАТСКОГО МИНИМУМА ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ Австрия 1. Австрийская монархия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм. 2. Революция 1848 г. в Австрии. 3. Политический кризис Австрийской

Перечень дисциплин, включенных в программу вступительного экзамена 1. история международных отношений; 2. внешняя политика Республики Казахстан; 3. введение в регионоведение Цель проведения вступительного

Молодяков В. Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. XX век. - М.: ИВ РАН; Крафт+, 2007. - 528 с. Коллективный труд ведущих российских японоведов является первым за много лет в отечественной

Рабочая программа по истории 11 класс Базовый уровень Пояснительная записка Рабочая программа по истории (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Международная экономическая интеграция (2014 г, 2 сем Русский, автор Расулова Саодат Касымовна) Автор: Расулова Саодат Касымовна 1. Заключение преференциальных торговых соглашений между несколькими государствами

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия 69 имени С. Есенина г. Липецка Рассмотрена Утверждена приказом на заседании кафедры социальных дисциплин МАОУ гимназии 69 г. Липецка Протокол

Документ № 4

Из предложений Союза ССР по созданию в Европе системы коллективной безопасности, одобренных ЦК ВКП(б)

1) СССР согласен на известных условиях вступить в Лигу Наций.

2) СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги Наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.

3) СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным уча­стием Франции и Польши...

5) Независимо от обязательств по соглашению о взаимной защите, участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и, по возможности, материаль­ную помощь также в случае военного нападения, не предусмотрен­ного самим соглашением, а также воздействовать соответствующим образом на свою прессу.

6) СССР вступит в Лигу Наций лишь при выполнении сле­дующих условий: а) СССР имеет серьезные возражения против 12 и 13 статей
Статуса Лиги, предусматривающих обязательное третейское раз­бирательство. Идя навстречу предложению Франции, СССР со­гласен, однако, снять эти возражения, если ему будет разрешено при вступлении в Лигу сделать оговорку о том, что арбитраж для него обязателен будет лишь по спорам, которые возникнут из кон­фликтов, событий и действий, которые будут иметь место после вступления Союза в Лигу. б) Исключить вторую часть 1-го пункта ст. 12, санкционирую­щей войну для разрешения международных споров... в) Исключить ст. 22, дающую право на мандатное управление чужими территориями, не настаивая на обратном действии исклю­чения этого пункта, т.е. на отмене существующих мандатов. г) Включить в ст. 23 пункт об обязательности для всех членов Лиги расового и национального равноправия. д) СССР будет настаивать на восстановлении с ним нормаль­ных отношений всеми остальными членами Лиги или, в крайнем случае, на включении в устав Лиги или на проведении собранием Лиги постановления о том, что все члены Лиги считаются восста­новившими между собой нормальные дипломатические отношения и взаимно признавшими друг друга.

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д. Богатурова. Том второй. Документы. 1918-1945. М., 2004. С. 118-119.

Документ № 5

Конвенция об определении агрессии

Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется признавать в своих взаимоотношениях с каждой из ос­тальных, начиная со дня вступления в силу настоящей конвенции, определение нападающей стороны, разъясненное в докладе Коми­тета по безопасности от 24 мая 1933 г. (доклад Политиса) на Конференции по разоружению, сделанном на основании предло­жения советской делегации.



Статья 2. В соответствии с этим будет признано нападающей стороной в международном конфликте, с учетом соглашений, действующих между вовлеченными в конфликт сторонами, государство, совершившее первым одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение вооруженных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение сухопутных, морских или воздушных вооружен­ных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию, мор­ские или воздушные силы другого государства;

4) морская блокада берегов или портов другого государства;

5) помощь вооруженным бандам, образованным на собственной
территории и вторгающимся на территорию другого государства,
или отказ, несмотря на требования подвергшегося нападению государства, принять на собственной территории все возможные меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

Статья 3.Никакие соображения политического, военного, эко­номического или другого порядка не могут служить извинением или оправданием нападения, предусмотренного в статье второй...

Мир между войнами. Избранные документы по истории международных отношений 1910-1940 годов / Под ред. А.Д. Богатурова. М., 1997. С. 151-152.

Документ № 6

Резолюция онарушении Германией военных условий Версальского договора, принятая Советом Лиги наций

Совет, считая,

1.Что неукоснительное уважение всех договорных обяза­тельств является основным правилом международной жизни и
первоочередным условием поддержания мира;

2. Что существенным принципом международного права явля­ется то, что каждая держава может освободить себя от договор­ных обязательств или изменить их условия только по соглашению с другими договаривающимися сторонами;



3. Что обнародование германским правительством военного закона 16 марта 1935 г. противоречит этим принципам;

4. Что это одностороннее действие не могло создать каких-ли­бо прав;

5. Что это одностороннее действие, внося в международное
положение новый элемент беспокойства, не могло не представить
угрозы европейской безопасности;

Считая, с другой стороны,

6. Что Британское правительство и Французское правительство
в согласии с Итальянским правительством еще 3 февраля 1935 г.
представили Германскому правительству программу всеобщего раз­оружения путем свободных переговоров в целях организации без­
опасности в Европе и проведения всеобщего ограничения воору­жений при режиме равноправия, обеспечивая в то же время ак­тивное сотрудничество Германии в Лиги наций;

7. Что вышеуказанное одностороннее действие Германии не только несовместимо с этим планом, но и произведено в то время, когда велись переговоры;

I. Объявляет, что Германия не соблюла лежащей на всех чле­нах международного сообщества обязанности уважения принятых
на себя обязательств, и осуждает всякое одностороннее отклонение международных обязательств;

II. Приглашает правительства, являющиеся инициаторами программы 3 февраля 1935 г., или те, которые к ней присоединились,
продолжать начатые ими переговоры и, в частности, добиваться
заключения в рамках Лиги наций соглашений, которые, учитывая
обязательства Пакта, представлялись бы необходимыми для достижения цели, указанной в этой программе в видах обеспечения поддержания Лиги;

III. Считая, что одностороннее отклонение международных обязательств может создать опасность для самого существования Лиги наций в качестве учреждения, на которое возложено обеспечить поддержание мира и организовать безопасность,

Что без ущерба для применения положений, уже предусмотренных в международных соглашениях, такое отклонение должно, когда дело будет идти об обязательствах, интересующих безопас­ность народов и поддержание мира в Европе, повлечь со стороны Лиги и в рамках Пакта все необходимые меры;

Поручает Комитету, составленному из..., предложить в этих целях положения, которые делали бы Пакт Лиги наций более эффективным в отношении организации коллективной безопасности и, в частности, уточнить те экономические и финансовые меры, ко­торые могли бы быть применены в случае, если в дальнейшем ка­кое-либо государство, член или не член Лиги наций, поставило бы мир в опасность путем одностороннего отклонения международных обязательств.

Статьи по теме: