Роль оон в урегулировании региональных конфликтов кратко. Роль оон в урегулировании и предотвращении международных конфликтов. Основные факторы неэффективности механизма ООН в урегулировании международных кризисов и перспективы развития ООН

Роль ООН в решении региональных проблем

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

В эпоху биполярного противостояния на международной арене эффективность деятельности ООН часто оказывалась невысокой. Политическая, военная и идеологическая конфронтация двух сверхдержав и их союзников нередко оказывала парализующее воздействие на деятельность основных структур и институтов ООН. С окончанием холодной войны возник мощный импульс для активизации ООН и ее превращения в действенный механизм организации международной жизни.

Особое значение приобрели усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции. Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих) из более чем 70 стран. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).

Однако прекращение холодной войны не только открыло новые возможности для ООН, но и рельефно высветило присущие ей недостатки, которые ранее находились на заднем плане. С одной стороны, речь идет об издержках существования огромного бюрократического аппарата ООН, его неповоротливости и неэффективности процесса принятия решений, перегруженности организации многочисленными структурами и их параллелизме. С другой стороны, ставится вопрос об адаптации ООН к серьезному изменению международно-политического ландшафта, происшедшему за пять с лишним десятилетий ее существования. Наконец, остаются непроясненными многие концептуальные вопросы деятельности ООН (какой должна быть система ее приоритетов, при каких условиях ее функции могут быть делегированы региональным организациям или коалициям государств, каковы условия и пределы вмешательства ООН во внутренние дела суверенных государств, как добиться оптимального сочетания демократизма и оперативности в функционировании ООН, как совместить принцип ее универсальности с особым статусом постоянных членов Совета Безопасности, и т.п.).

В развернувшейся широкой дискуссии о реформе ООН выявились глубокие расхождения между участниками этой организации по вопросам очередности реформ, степени их радикальности и самого содержания преобразований. В самом общем плане можно выделить несколько основных тем, связанных с обсуждаемой проблемой:

обеспечение большей эффективности ООН при обращении к вопросам международной безопасности и совершенствование инструментария миротворчества и кризисного регулирования,

расширение возможностей вовлечения ООН во внутренние дела государств в связи с политической нестабильностью, нарушением прав человека, экологическими или гуманитарными катастрофами;

повышение роли ООН в «нетрадиционных» областях (экология, миграция, регулирование информационных потоков и т.п.);

изменение порядка финансирования деятельности ООН и принципов использования ее финансовых ресурсов;

модификация роли Генеральной Ассамблеи с целью повысить ее способность принимать действенные решения;

более четкое определение статуса Генерального Секретаря ООН и радикальная перестройка работы Секретариата ООН;

уточнение функций и роли специализированных учреждений ООН, координация их деятельности, расширение полномочий Международного Суда;

повышение эффективности работы Совета Безопасности и изменение его состава.

Последняя из отмеченных выше тем стала предметом особого внимания в дискуссиях о реформировании ООН. Существует более или менее широкое согласие относительно необходимости увеличить число членов Совета Безопасности и сделать его состав более репрезентативным. Значительно более сложным является вопрос о категориях членства в Совете Безопасности. Наиболее очевидными кандидатами на включение в число постоянных членов являются Германия и Япония, однако при этом неизбежны притязания на аналогичный статус со стороны ряда развивающихся стран- Индии, Бразилии или Мексики. Кроме того, расширение круга стран, обладающих правом вето, способно парализовать работу Совета Безопасности. Вместе с тем сам вопрос о праве вето является одним из центральных. Хотя отмена этого института (по мотивам преодоления неравенства стран-членов) практически нереальна, внесение в него определенных корректировок представляется вполне возможным .

В целом же предпосылки для радикальной трансформации ООН в настоящее время выглядят не очень значительными как по причине несовпадающих взглядов государств-членов (и нежелания многих из них пойти на слишком крутые перемены), так и ввиду отсутствия необходимых финансовых ресурсов (из-за чего уже сегодня приходится идти на определенное свертывание миротворческой деятельности). Однако эволюционная адаптация организации к меняющимся условиям настоятельно необходима. От этого будет зависеть расширение возможностей ООН в плане ее воздействия на международную жизнь и эффективного выполнения функции важнейшего многостороннего механизма pe гулирования международных отношений.

Особенно актуальной эта проблема стала в связи с возникновением опасной тенденции использования военной силы против суверенных государств в обход ООН. Военные действия НАТО против Югославии, начатые в марте 1999 г. без санкции Совета Безопасности, явственно обозначили возможность эрозии роли ООН как центрального элемента современной международно-политической системы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/

Сравнение провозглашенного в Уставе ООН с реализованным на деле, высоких и благородных стремлений с реальными методами и способами их реализации, а также результаты и последствия многих акций ООН не могут не вызывать смешанных чувств. Обобщенный показатель эффективности деятельности ООН за 55 лет таков: в конце ХХ в. прожиточный минимум более 1,5 млрд человек составлял менее 1 доллара в день. Более 1 млрд. взрослых людей, преимущественно женщины, не умели читать и писать; 830 млн. человек страдали от недоедания; 750 млн. человек не имели доступа к надлежащему жилью или медико-санитарному обслуживанию.

Организация Объединенных Наций, безусловно, сыграла заметную роль в истории и оставит в ней более яркий след, чем ее предшественница – Лига Наций. Образно говоря, ООН сыграла роль своеобразной международной конституционной ассамблеи по согласованию норм права, ставших общими не только для отдельных людей, но и для целых государств. И в этом качестве сделано немало.

Несомненным достижением является уже само объединение всех народов и государств планеты под общим знаменем обеспечения международного мира и безопасности. Безусловным достижением является также признание принципа суверенного равенства всех государств и всеобщее обязательство не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Благодаря всемирной организации значительно сократились доля и роль тайной дипломатии, мир стал более открытым, а человечество – более информированным о происходящем в нем. Ежегодные сессии Генеральной Ассамблеи, собирающие вместе руководящих деятелей почти всех государств мира, дают каждому государству возможность обратиться к международному сообществу со своими проблемами и тревогами, а жителям планеты – своевременно узнать, что в первую очередь тревожит человечество в целом.

При активном участии ООН разработаны и приняты важные международные правовые акты, в известном смысле определившие ход мировой политики во второй половине ХХ в. Достаточно отметить, что уже первая резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 24 января 1946 г., касалась проблем мирного использования атомной энергии и ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения.

Продолжая традиции Лиги Наций, ООН организовала работу своего постоянного органа – международной Конференции по разоружению в Женеве. На ней обсуждались основные идеи договоров о запрещении испытаний ядерного оружия: сначала в атмосфере, под землей и под водой (подписан в 1963 г.), а затем и над морями и океанами (1971 г.). Здесь же обсуждались основные идеи договора о нераспространении ядерного оружия, согласно которому ядерные державы обязывались не предоставлять ядерное оружие другим странам, а государства, не еще обладающие таким оружием – не разрабатывать и не производить его. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний принят ГА ООН 10 сентября и открыт для подписания с 24 сентября 1996 г., т. е. более полувека спустя после принятия первой резолюции ГА ООН о ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения. В 1972 г. подписан договор о запрете на разработку, производство и хранение бактериологического оружия, а еще через 20 лет (в 1992 г.) – аналогичный документ в отношении химического оружия. В 1990 г. удалось добиться заключения договора о сокращении обычных вооруженных сил в Европе.

Человечество давно пользуется богатствами морей и океанов, но пока всего лишь малой толикой того, что они могут дать людям. Земля, реки и озера уже поделены между народами и государствами, принадлежа тем, кто живет на соответствующих территориях. Огромные богатства находятся на дне морей и океанов, являющихся международными. Как ими пользоваться и на основании какого права?

В 1958 г. государства-члены ООН подписали Конвенцию о континентальном шельфе, согласно которой шельф международно-согласованной ширины делится между всеми прибрежными государствами. В 1982 г. была заключена международная Конвенция по морскому праву. В связи с началом освоения космического пространства встал вопрос о принадлежности объектов космоса и их природных богатств. После продолжительных дискуссий в 1979 г. было подписано соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Эти соглашения и Конвенция о континентальном шельфе провозгласили космос, глубоководное морское дно и его минеральные ресурсы общим наследием человечества .

Согласно этим международным соглашениям, было установлено, что:

1) сфера общего наследия человечества не подлежит какому бы то ни было присвоению государствами, физическими и юридическими лицами;

2) при использовании ресурсов общего наследия человечества должны учитываться интересы всего международного сообщества;

3) государства обязаны следить, чтобы деятельность их организаций и отдельных лиц в районах общего наследия человечества осуществлялась в строгом соответствии с международными правилами;

4) при освоении ресурсов в данных районах должны приниматься необходимые меры по охране окружающей среды.

Другим важным полем деятельности ООН является ее содействие процессу ликвидации колониальной зависимости и обретения народами Африки, Азии и бассейнов Тихого и Атлантических океанов государственной независимости. Исключительно важную роль в этом процессе сыграла принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» . В соответствии с ней более 60 бывших колоний получили государственную независимость и стали членами ООН. Ко дню 50-летия ООН (в 1995 г.) в мире оставались еще 17 самоуправляющихся территорий. Юбилейная сессия генеральной Ассамблеи объявила 2000 год годом конца колониализма. Определенный позитивный вклад внесла ООН и в процесс урегулирования политических и этнических конфликтов в отдельных странах.

Особенно значима роль ООН в выработке международного кодекса прав человека. О неотъемлемости и не отчуждаемости прав человека говорится уже в самом Уставе ООН. Там же сказано о миссии ООН, которая состоит в необходимости «…осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» . Непреходящее значение имеют Всеобщая декларация прав человека и принятые ГА ООН в 1966 г. и вступившие в силу в 1976 г. «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и «Пакт о гражданских и политических правах» . Подписавшие их государства обязывались создать у себя все необходимые условия для реализации провозглашенных здесь прав и свобод человека. В развитие Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека ООН приняты многие десятки деклараций и конвенций о правах и свободах различных слоев и групп населения. К достижениям ООН относится и рассматривавшаяся выше деятельность специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и др.)

Наибольших успехов ООН добивалась в тех сферах деятельности, где слабее проявлялось соперничество ведущих держав мира. Хотя нельзя отрицать, что именно ведущие державы мира вносили в этот успех самый весомый вклад. Как ни странно, именно соперничество США и СССР и олицетворявшихся ими систем общественных отношений сыграли человечеству добрую службу, и значительно продвинуло его по пути прогресса. Так, за 85 лет ХХ столетия, несмотря на две разрушительные мировые войны, мировое производство товаров и услуг увеличилось более чем в 50 раз. 80 % этого колоссального роста приходятся на период самого острого противостояния двух систем – с 1950 по 1985 г. В этот период темпы экономического роста в мире были самыми высокими за всю историю человечества – около 5 % ежегодно. Безусловно, подобное развитие стало возможным благодаря множеству факторов, в том числе и научно-технической революции. В условиях острого соперничества между собой государства стремились использовать их с максимальной для себя выгодой. Все это вместе взятое позволило добиться самых высоких темпов экономического роста и самого продолжительного цикла бескризисного развития мира. Заслуги ООН и его специализированных учреждений в этих успехах значительны. В 1990-х гг., после распада СССР, «конфликты по идеологическим соображениям и разногласия биполярного мира сменились этнической и религиозной нетерпимостью, политическими амбициями и жадностью, и часто усиливается нелегальной торговлей оружием, драгоценностями и наркотиками». Значительно снизились также и темпы экономического роста.

Краткое описание

Основной целью данного реферата является рассмотрение понятия «международный конфликт», деятельности ООН как гаранта международного мира и безопасности, механизмов ООН, используемых для урегулирования конфликтных ситуаций и совокупность факторов, влияющих на эффективность и неэффективность деятельности ООН.

Введение
1. Что такое международный конфликт?
2. Роль и методы ООН в урегулировании и предотвращении международных конфликтов.
3. Новые вызовы и угрозы современности.
4. Основные факторы неэффективности механизма ООН в урегулировании международных кризисов.
Заключение
Список использованной литературы и источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Еще одна проблема связана с тем, что введение санкций наносит ущерб не только экономике той страны, в отношении которой они вводятся, но и экономике государства, вводящего санкции. Так бывает особенно в тех случаях, если до введения санкций у этих стран были тесные экономические и торговые связи и отношения.

  1. Новые вызовы и угрозы современности.

В сегодняшних реалиях мировой политики возникли новые угрозы и конфликты, которые в новых условиях процесса глобализации подрывают безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.
За последнее десятилетие XX в. произошло качественное изменение природы конфликтов. Они стали носить не столько межгосударственный, сколько внутригосударственный характер. Это преимущественно гражданские конфликты между группами населения, которые различаются главным образом по признакам этнической принадлежности, расы, религии или культуры. Именно такие различия и формирующиеся новые групповые интересы являются причинами возникновения новых и эскалации старых конфликтов и войн.

В традиционном понимании международной безопасности упор делается на два, во многом взаимоисключающие, момента. Во-первых, на задачу физического выживания государства и на его право и возможность вести себя в международной системе руководствуясь прежде всего своим суверенитетом. На практике это стимулирует сильного к нарушению международной безопасности в пользу собственных интересов. Во-вторых, на задачу гарантированного поддержания мира в отношениях между государствами в пределах некоего политического пространства. При этом не ставится вопрос о том, на какой объективной основе, кроме стремления участников, будет поддерживаться мир и как он может быть гарантирован на протяжении длительного времени.

Ещё в начале 70-х годов XX столетия многие исследователи отмечали появление и возрастание роли негосударственных акторов международных отношений при одновременном относительном снижении роли отдельных суверенных национальных государств. Сторонники неолиберальных взглядов обращали внимание на позитивный, с их точки зрения, характер подобных процессов. Между тем, сегодня выявилась их негативная сторона. Благодаря техническому и технологическому прогрессу, развитию средств коммуникации неправительственные международные организации террористического толка, к которым, несомненно, относится и «Аль-Каида», получили невиданные раньше для подобных структур возможности. Эти организации в новых условиях способны бросить вызов даже самым сильным в экономическом и военном отношении государствам, создать прямую угрозу для их безопасности. Государства же, как выяснилось, оказались слабо подготовленными к новым вызовам и уязвимыми по отношению к опасности, исходящей от противников, обладающих значительно меньшими ресурсами. Следовательно, можно сделать вывод о том, что вопросы безопасности приобретают новое измерение как на национальном, так и на международном уровнях. Это весьма важно учитывать в теории и практике международных отношений.

В современном мире все большее значение приобретают экономические и информационные аспекты обеспечения безопасности. Экономические кризисы в условиях глобализации мировой экономики могут в считанные часы дестабилизировать народное хозяйство, расположенных друг от друга за тысячи километров. Трудно представить себе и возможные последствия сбоев в функционировании информационных сетей, поскольку информация становится важным экономическим, политическим и социальным ресурсом. Нерешенные глобальные проблемы современности - экологическая, энергетическая, продовольственная - также наполняют новым содержанием понятие международной безопасности.

Изменились и общественно- политические условия, в которых должны решаться принципиально новые задачи в системе международных отношений в целом и в сфере международной безопасности. Если раньше у государства были две четко разграниченные области деятельности - внутренняя и внешняя, и безопасность в них обеспечивалась весьма различными способами, то на рубеже XX и XXI веков эта грань размывается. Раньше государство, добившись внутренней стабильности, было вполне уверено, что сможет постоять за себя и вовне. В наше время международная сфера может в принципе сломать любое, внутренне сколь угодно стабильное государство, даже не обнаруживающее никаких признаков внешней агрессивности (например, в случае мировой ядерной катастрофы были бы «попутно» уничтожены десятки нейтральных стран). С другой стороны, международная сфера может стать мощным фактором внутренней безопасности государства, не достижимой по каким-либо причинам иными средствами.

Возможности международного сообщества предотвращать конфликты все еще довольно ограничены. Эти ограничения вытекают из «структурного наследия «холодной войны», ограничивающего многостороннюю деятельность, тогда как растущее число случаев вмешательства отражает рост числа смертоносных внутренних конфликтов». Рост числа внутренних вооруженных конфликтов снижает роль государств в предотвращении конфликтов; традиционные стратегические средства государств, такие как дипломатия сдерживания и меры принуждения, становятся значительно менее пригодными.

  1. Основные факторы неэффективнос ти механизма ООН в урегулирова нии международных кризисов.

На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи. В последние годы ООН, региональные организации, государственные и неправительственные организации участвуют в осуществлении регулярного анализа «полученных уроков» и «лучшего опыта» в связи с неудачными миссиями или упущенными возможностями. Кроме того, в многочисленных и хорошо освещаемых и финансируемых исследовательских проектах и в специальных докладах даются рекомендации относительно политики, которые направляются непосредственно тем лицам, которые принимают решения на самом высоком уровне, в ООН и других организациях.

Однако, несмотря на все это, по-прежнему не ясно, как предупредить конфликт. Конфликты продолжают возникать, и многие из них приобретают насильственный характер. Только в 1990-х гг. около 5,5 миллионов человек погибли почти в 100 вооруженных конфликтах. Эти смертоносные конфликты привели к крупномасштабным опустошениям и нестабильности в регионах, а также к появлению большого числа беженцев. Международное сообщество по-прежнему неспособно предотвратить войны, а сфера деятельности многих организаций сводится к ограничению негативных последствий насилия.

Основным источником озабоченности международного сообщества является его неспособность достоверно и точно предсказывать конфликты, которые грозят приобрести насильственный характер, и быстро на них реагировать. Это происходит как из-за сложной динамики внутренних, этнических и религиозных конфликтов, так и из-за нежелания государств предпринимать усилия, связанные с большим риском и затратами. Тем не менее, нарастающее присутствие международных организаций, а также государственных и негосударственных организаций в зонах, чреватых конфликтами, дает надежду на то, что увеличение числа сторон, участвующих в предупреждении конфликтов, сможет снизить в будущем количество упущенных возможностей.

Отрезвляющий опыт, полученный ООН и всем мировым сообществом в Сомали, Руанде и Югославии, привел начиная с середины девяностых годов к осознанию того, что существует явная потребность в переоценке роли ООН и других международных организаций в предупреждении конфликтов и управлении конфликтами. Это осознание основывалось на признании факта, что для предупреждения конфликтов нужно хорошо понимать их и понимать связь между их возникновением и «несостоятельными» государствами и государственным становлением, а также нужен институт, который мог бы быстро и последовательно выполнять политические решения.

В результате, в конце девяностых годов научное сообщество и независимые комиссии экспертов приступили к разработке важных исследовательских проектов и стратегических рекомендаций, касающихся жертв внутренних конфликтов и жизнеспособности и полезности превентивной дипломатии. Ряд исследований был посвящен конкретно ООН, ее реформированию и ее способности реагировать на конфликты и сложные чрезвычайные ситуации. Наконец, публикация в конце 1999 г. докладов о миссиях ООН в Сребренице и Руанде дает исчерпывающее представление об уроках, полученных в случаях, когда ООН упускала возможность предотвратить переход смертоносного насилия в тотальный геноцид.

Недавние уроки событий в Руанде и Сребренице позволяют увидеть, что очень ценно, как можно улучшить подход ООН к ситуациям разворачивающихся конфликтов и смертоносного насилия. Ключевыми являются вопросы применения силы, командования и контроля, а также подготовки и экипировки миротворческих сил ООН. Существенным вопросом остается то, как государства, предоставляющие контингенты, связаны с миротворческой операцией и какова при этом роль Совета Безопасности.

Как в Руанде, так и в Боснии, ООН не смогла предотвратить геноцида. В каждом из этих случаев многое предупреждало о надвигающихся массовых убийствах, но ООН действовала совершенно неправильно в обоих случаях. Два доклада с анализом этих ситуаций были наконец опубликованы в конце 1999 г. Учитывая, что Кофи Аннан был специальным докладчиком по массовым убийствам в Сребренице и одним из основных лиц в ООН, на которых частично ложится вина за проведение неудачной миссии во время геноцида в Руанде, эти доклады находятся в центре внимания мировой общественности и могут оказать существенное влияние на выработку политики предотвращения конфликтов и управления конфликтами в будущем.

Глава VI Устава ООН призывает стороны, между которыми возникли разногласия, стараться разрешить их мирным путем, прибегая к самым разнообразным дипломатическим средствам. Статья 99 Устава наделяет Генерального секретаря правом докладывать Совету Безопасности «о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Однако эффективность этих средств ограничивается нежеланием государств-участников ООН и особенно постоянных членов Совета Безопасности предоставить большие полномочия Генеральному cекретарю и его организации. Многие годы отклонялись предложения о создании сил быстрого реагирования ООН, являющихся важным элементом предотвращения конфликтов, несмотря на то, что за них выступали видные политики и эксперты, такие как Брайан Эркарт.

В связи с этими и многими другими проблемами в урегулировании международных конфликтов Уркварт в своей статье предлагает различные меры реформирования ООН, которые должны помочь стать ООН «состоятельным и действенным инструментом миропорядка». Эти меры включают в себя:

  • необходимо создать эффективную систему раннего предупреждения, основанную на экономической, социальной, а так же политической информации;
  • создать специальный форум ООН, где лидеры этнических и других притесняемых групп могли бы изложить свои проблемы и получить рекомендации по их разрешению у экспертов;
  • необходимо расположить Совет Безопасности в пользу превентивных мер, что потребует со стороны правительств большую готовность принимать содействие ООН;
  • необходимо провести реорганизацию Совета Безопасности с целью сделать его более представительным и тем самым придать ему большую легитимность;
  • нужно развить правовую базу для операций ООН с перспективой перерастания ее в общепринятую международную правовую и конституциональную систему с соответствующим мониторингом и, при необходимости, механизмом принуждения;
  • необходимо создать условия при которых под воздействием общественного мнения и международных организаций правительства всех стран приложили бы усилия по решению проблем, связанных с контролем над вооружением;
  • необходимо создать постоянную, хорошо обученную и морально подготовленную группу быстрого реагирования, не зависящей от согласия правительств предоставит войска.

Так же Уркварт предлагает и некоторые другие меры реформирования. Но, несмотря на все перечисленные недостатки ООН в сфере урегулирования конфликтов, ее роль как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных конфликтов очень велика. И именно эта организация осуществляет различные комплексные операции связанные с установлением и поддержание мира и оказывает различную гуманитарную помощь.

Заключение.

На протяжении всего периода своего существования (1944-2005гг.) ООН была и остается ведущей и наиболее авторитетной и влиятельной международной организацией в мире. Она накопила огромный миротворческий опыт с учетом позиций всех государств-участников и реально способствовала формированию нового миропорядка, демократизации и расширению интеграционных процессов.

В начале XXI века отмечается значительный всплеск активности в мировой политике, определивший, во-первых, необходимость новой системы международных отношений на основе ненасилия, толерантности, соблюдения международного права и уважения прав человека, во- вторых, необходимость перехода к новой философии, в которой приоритетным будет ненасильственное разрешение споров, конфликтов. Параллельно идет интенсивный поиск путей и форм укрепления международной безопасности.

Тенденции, происходящие в мире, закрепили роль ООН в формировании новой философии, выступающей за ненасильственные методы урегулирования конфликтов. ООН стала одним из центров приложения усилий по борьбе с современными угрозами и вызовами, прежде всего международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, нелегальной миграцией и т.д.

В дополнение к новым угрозам безопасности ситуацию ухудшают региональные конфликты, конфликты - затяжные, со множеством жертв и беженцев, в которых, как правило, переплетаются терроризм, экстремизм, национализм, организованная преступность. В связи с этим, необходимо больше внимания уделять фундаментальным, базовым вопросам обеспечения безопасности и развития сотрудничества, так как на рубеже XX-XXI века в работе ООН появился ее риск превращения из универсального механизма, вырабатывающего коллективную волю государств-членов, в инструмент воздействия на отдельные государства, нарушающий нормы международного права. Одновременно необходимо всемерно наращивать возможности ООН по реагированию на угрозы и вызовы в сфере безопасности.

Осуществление совокупности этих мер означает, в сущности, реформирование ООН. Задача любой реформы - это, прежде всего, устранение недостатков за счет модернизации в соответствии требованиями времени. В частности, необходимо выделить реформирование СБ ООН, так как именно на этот орган возложена главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. На основе изучения и анализа практической деятельности Совета Безопасности представляется, что наиболее важным и основным вопросом будущей реформы должно стать не изменение структуры или порядка принятия решений и укрепления главной роли СБ ООН в вопросах обеспечения международного мира и безопасности, а повышение его стратегической роли для более эффективного реагирования на угрозы современности. Вызывает сомнение, что увеличение числа постоянных членов Совета Безопасности ООН повысит авторитет данной организации в глазах мирового сообщества или эффективность ее деятельности. Возможно, что увеличение числа постоянных членов Совета ООН, наоборот, снизит эту эффективность, так как при большем числе его постоянных членов, во-первых, трудней будет прийти к общему решению, и, во-вторых, гораздо чаще будет использоваться право вето.

Наиболее значимую роль в системе международных отношений на современном этапе играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как - Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) - договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не применялись в военных целях.

Основы деятельности ООН её и структура разрабатывались в годы Второй мировой война ведущими участниками Антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции проходившей с апреля по июнь 1945 года. Согласно ему, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН. У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или по требованию большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Состоит из 5 региональных комиссий для Европы, Африки и т.д.

Местопребыванием Международного Суда, учрежденного Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, является Гаага, Нидерланды. Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, обладающие правом вето), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Каждое из перечисленных структурных подразделений ООН имеет вспомогательные органы по различным специализированным вопросам (учебные и научно-исследовательские институты, агентства, комитеты, комиссии, рабочие группы, трибуналы, специализированные учреждения).

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

МОТ (Международная Ассоциация Труда);

МВФ (Международный Валютный Фонд);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

Международный суд.

Реформа ООН. Начиная с 2006 года (после Всемирного саммита 2005) представлены ряд докладов по реформированию ООН. Основными проблемами реформирования ООН являются:

1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран.

2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

3. Необходимость разрешения финансовых проблем Организации с единственным выходом - предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности.

Реформа Совета Безопасности является одним из ключевых и остродискуссионных направлений реформы ООН. Достаточно долго переговоры по данному пункту не могли сдвинуться с мертвой точки, но с появлением «двадцатки», которая все успешнее отвоевывает у «большой восьмерки» зоны влияния, у сторонников дипломатических нововведений открылось второе дыхание.

Вопрос также стоит о радикальности реформирования СБ. Большинство существующих предложений реформирования СБ можно свести к двум группам.

Во-первых, различные идеи, касающиеся повышения эффективности работы Совета.

Сторонники радикальной реформа СБ считают, что он узурпировал власть в ООН, присвоил ее себе, совету ограниченного состава, контролируемому пятью его постоянными членами, обладающими правом вето. Вследствие чего т.н. «малые страны», не обладающие таким правом, не могут доверять СБ.

Одним из весомых аргументов является отсутствие применения санкций положения статьи VII Устава ООН к США и Великобритании после событий в Ираке, Афганистане, Югославии. В связи с этим сторонники радикальной реформы СБ требуют передачи полномочий Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, что обеспечит более демократический порядок принятия решений: применение положений главы VII Устава ООН должно стать прерогативой Генеральной Ассамблеи, ей должно принадлежать право принимать обязательные резолюции, Совет Безопасности должен стать инструментом для осуществления резолюций Генеральной Ассамблеи. В этом случае, Генеральная Ассамблея ООН, выполняющая функции всемирного парламента останется главным «законодательным органом и СБ не сможет диктовать свои условия, оставаясь одним из исполнительных органов.

Во-вторых, предложения об изменении состава СБ.

При этом следует учитывать интересы и влиятельность различных стран и регионов.

Страны «Юга»: у них отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на СБ, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов СБ. Эти страны предъявляют требования большего участия в процессе принятия решений ООН, расширения числа постоянных членов до 11 стран на основе соблюдения принципа равного географического представительства, всего СБ должен состоять из 26 стран.

Cтраны регионального значения такие, как Италия, Испания, Турция, Малайзия и некоторые скандинавские и латиноамериканские страны, хотят формализовать свой статус путем отмены запрета на членство в СБ.

Высокоразвитые страны (Германия, Япония), а также представители всех трех региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан, Индонезия в Азии; Египет, Нигерия, ЮАР в Африке; Бразилия Аргентина в Латинской Америке) претендуют на звание постоянных членов СБ.

Наконец, пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето.

США всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон ещё в 70-е годы выдвинул идею «квикфикс» - включения в СБ Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 1990-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет «квикфикс» на формулу «2+3» (Германия, Япония, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация, Билла Клинтона согласилась на расширение СБ до количества более 23 членов.

Позиция России неоднозначна. Первоначально, исходя из обязательств, данных Японии и Германии Ельциным, поддерживались только эти две кандидатуры. Впоследствии позиция России заключалась в том, что СБ должен включать как промышленно развитые, так и развивающиеся страны. Число членов расширенного СБ, по мнению России, не должно превышать 20-21.

В перспективе реформирование ООН должно касаться:

1. освобождения его от политической конъюнктуры и бюрократических пут,

2. резкого увеличения оперативности реагирования на кризисы и конфликты,

3. переноса основной организационной работы, прежде всего Департамента по миротворческим операциям, из Нью-Йорка «в поле».

Примером взвешенного решения в рамках реформирования ООН является судьба Комиссии по правам человека: утратив доверие, она была расформирована. Комиссия была слишком политизирована и использовалась государствами для избирательной критики друг друга, а не для решения реальных проблем. На смену комиссии пришел Совет по правам человека, 47 членов которого избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. В том числе, декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН.

С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди. В средневековой Европе, до того, как были образованы национальные государства, важнейшую роль в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов играл папа римский. Выполняя функции скорее судьи, чем посредника, он решал, как должен закончиться спор. Однако позже роль римского папы в урегулировании конфликтов значительно снизилась.

Национальные государства с момента своего формирования и по настоящее время очень активно выступали и выступают в качестве третьей стороны при урегулировании конфликтов, так как конфликты, особенно вооруженные, всегда самым непосредственным образом затрагивали их интересы. Однако мир стал сложнее, поэтому в нем наряду с государствами третьей стороной могут быть и нередко бывают группы государств, объединенных для урегулирования конкретного конфликта; международные универсальные и региональные организации; церковь; неофициальные (неправительственные) институты и организации, а в некоторых случаях - отдельные лица, предпринимающие усилия по мирному урегулированию конфликта. Причем, надо заметить, что роль иных, неправительственных, участников урегулирования конфликтов в современном мире возрастает.

Одним из таких посредников на современном этапе выступает Организация Объединенных наций. Еще в 1945 году Устав ООН предназначил будущей организации высокую роль в поддержании международного мира и безопасности. Изначально она заключалась в том, чтобы рассматривать угрозы миру, акты агрессии, споры и конфликты между государствами. Совет Безопасности, опираясь на консенсус и военную мощь своих пяти постоянных членов, должен был осуществлять мирное решение споров, устранить, подавить угрозы миру и акты агрессии или противопоставить им силу. Общие принципы международного мира и безопасности, включая принципы руководства разоружением и контролем над вооружениями, должны были быть предметом рассмотрения на Генеральной Ассамблее и рекомендаций, обращенных к государствам членам или Совету Безопасности.

За 55 лет своего существования ООН накопила немало опыта в урегулировании вооруженных конфликтов. Однако в 90-х годах ХХ века характер вооруженных конфликтов изменился. Подавляющее большинство столкновений в настоящее время носит внутренний характер. Урегулирование внутригосударственного конфликта сталкивается с суверенитетом отдельных государств, зачастую не желающих постороннего вмешательства в свою национальную политику. Поэтому уже с середины 90-х годов на основе опыта урегулирования конфликтов начинается разработка стратегии предотвращения вооруженных конфликтов.

Но каждый конфликт уникален по своей природе, поэтому на данном этапе пока не удается создать универсальной системы раннего предупреждения. Однако создание такой системы, которая будет располагать данными о социально-экономической обстановке в различных странах, является одним из наиболее важных направлений деятельности исследовательских научных центров ООН.

Выявление самых первых признаков возникновения вооруженного конфликта сегодня зиждется на мониторинге ситуации непосредственно на региональном уровне. В данной сфере ООН опирается на своих представителей в различных странах по всему миру, региональные организации, НПО и гражданское общество. Кроме того, согласно статье 35 Устава Организации Объединены Наций, как любой Член ООН, так и заинтересованное государство, не являющееся Членом Организации, могут довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям и вызвать спор.

Но, к сожалению, по мнению некоторых авторов, ООН показала себя слабо подготовленной к предотвращению конфликтов. Как указывает Уркварт Б. в своей статье, «к новой организации объединенных наций» «всем было известно, что Югославия после смерти Тито не была стабильным государством…», «так же наперед было известно о большинстве нынешних конфликтов. И, однако, несмотря на все разговоры о желательности превентивных действий, никаких превентивных усилий не было предпринято». Как указывает автор, действия предпринимающиеся ООН были реактивными и мотивированными критикой со стороны СМИ и общественности, так же они были медленными и неадекватными. А это совершенно не вписывается в концепцию ООН о предотвращении конфликтов.

Если же конфликт переходит на следующий этап вооруженного столкновения, то ООН проводит различные операции по поддержанию и восстановлению мира, например, вводятся миротворческие силы. К помощи вооруженных сил ООН ("голубых касок") довольно часто прибегают в случае возникновения вооруженного конфликта. Они представляют собой многонациональные формирования, создание которых на основе решения Совета Безопасности предусмотрено Уставом ООН. Идея об использовании вооруженных сил под эгидой ООН была выдвинута при урегулировании Суэцкого кризиса в 1956 г. канадским министром иностранных дел Л. Пирсеном (за что он получил Нобелевскую премию мира) и поддержана тогдашним генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Впоследствии войска ООН участвовали в миротворческих операциях в Африке, Азии, Европе, Центральной Америке. Так, в 1973 г. войска ООН были оперативно размещены на Ближнем Востоке, что позволило снизить напряженность, вызванную продвижением израильских войск вглубь египетской территории. Вооруженные силы ООН выполняли также миротворческие функции на Кипре, в Ливане и во многих других "горячих точках" планеты. Миротворческие силы могут находиться в зоне конфликта долго, оставаясь там и после достижения договоренностей, как это было, к примеру, на Кипре, где их задача заключалась в недопущении столкновений между представителями греческой и турецкой общин. На Кипре они выступали гарантом того, что не начнется новый виток вооруженного противостояния.

Использованию миротворческих сил ООН предшествовала деятельность военных наблюдателей, получившая затем довольно широкую практику. Группа военных наблюдателей ООН присутствовала в Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке. Задача военных наблюдателей (и в этом их отличие от "наблюдателей за ходом переговоров") сводится в основном к наблюдению за выполнением перемирия, выявлению фактов его нарушения и предоставлению докладов Совету Безопасности ООН.

Одновременно с введением миротворческих сил часто создается буферная зона с тем, чтобы развести вооруженные формирования противоборствующих сторон. Практикуется также введение зон, свободных от полетов, для того чтобы предотвратить нанесение бомбовых ударов с воздуха одним из участников конфликта. В частности, такие зоны были введены в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 781 от 9 октября 1992 г., а в марте 1993 г. в развитие этой резолюции Совет Безопасности принял новую резолюцию. Согласно которой было санкционировано использование всех необходимых мер в случае дальнейшего нарушения воздушного пространства.

В некоторых конфликтах на военных возлагаются дополнительные функции, в то числе доставка гуманитарной помощи гражданским лицам (эта функция активно реализовывалась, в частности, в Боснийском конфликте), обеспечение проведения свободных выборов (как, например, в Намибии).

Однако наряду с позитивными моментами использование вооруженных подразделений имеет целый ряд ограничений и негативных моментов.

Прежде всего, миротворческие войска не всегда могут быть введены. Государства, на территорию которых они вводятся, должны дать согласие на их размещение. Страны могут отказаться принять миротворческие войска, рассматривая введение последних как вмешательство в их внутренние дела. Довольно остро стоит проблема нейтральности вооруженных формирований: насколько они воспринимаются противоборствующими сторонами как нейтральные, а не поддерживающие ту или иную сторону в конфликте. Нередко они подвергаются нападкам с обеих сторон, которые обвиняют их в необъективности, предвзятости.

Проблема нейтральности может быть частично решена путем одновременного введения различных войск (коллективных миротворческих сил). Подобные действия позволяют до некоторой степени повысить "степень объективности", хотя не снимают полностью проблемы: и при одновременном введении различными странами миротворческих войск они могут обвиняться в необъективности. Кроме того, при введении коллективных миротворческих сил нередко возникает еще одна проблема - несовпадение оценки ситуации у различных субъектов миротворческого процесса. В этом случае под вопросом оказывается эффективность их действий. Кроме того, возникает опасность конфликта между теми странами, чьи войска были введены.

Еще один путь, который позволяет несколько повысить уровень восприятия вводимых войск как нейтральных, - следование принципу ООН, согласно которому страна, находящаяся в охваченном конфликтом регионе и прямо или косвенно заинтересованная в том или ином его исходе, обычно не участвует в урегулировании. По этой же причине доминирующая в регионе держава не должна иметь никаких преимуществ в проведении миротворческих акций. Однако на практике этот принцип трудно выполним. Аргументом здесь, как правило, является защита национальной безопасности и обеспечение прав своих граждан, находящихся в зоне конфликта.

И, наконец, самая большая проблема заключается в том, что введение миротворческих сил не заменяет политического урегулирования конфликта. Этот акт может рассматриваться только как временный - на период поиска мирного решения.

Другое распространенное средство воздействия третьей стороны на участников конфликтов, имеющее ограничительный и принудительный характер, - это введение санкций. Санкции довольно широко используются в международной практике. Они вводятся государствами по собственной инициативе или по решению международных организаций. Введение санкций предусматривается Уставом ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии со стороны какого-либо государства.

В отличие от введения миротворческих сил, санкции не предполагают согласия того, в отношении кого они вводятся. Существуют разные виды санкций. Торговые санкции касаются импорта и экспорта товаров и технологий, причем особое внимание уделяется тем из них, которые могут использоваться в военных целях. Финансовые санкции включают в себя запрет или ограничения на предоставление займов, кредитов, а также на инвестиции. Используются и политические санкции, например исключение агрессора из международных организаций, разрыв с ним дипломатических отношений.

Как указывает Лебедева М.М., аргументами за применение санкций к воюющим сторонам обычно служат следующие соображения:

  • * «развитие отношений с государством, которое не стремится к мирному урегулированию противоречий, означает политическую и экономическую поддержку конфликта;
  • * многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности, могут быть использованы участниками конфликта в военных целях, что в еще большей степени усилит конфликт;
  • * если иностранные фирмы или иностранный капитал играют значительную роль в экономике конфликтующих стран, то их вывод ослабит режим властей, а это может способствовать изменению его политического курса в отношении конфликта».

Наряду с положительными моментами, санкции, как и введение вооруженных сил, третьей стороной, чреваты многими негативными последствиями. Прежде всего, сами по себе санкции не решают проблемы политического урегулирования конфликта. Предпринимаемые для того, чтобы побудить участников прекратить конфликт, санкции приводят к изоляции этих стран от внешнего мира. В результате возможность влиять на конфликт извне с целью поиска его разрешения мирными средствами оказывается ограниченной.

Еще одна проблема связана с тем, что введение санкций наносит ущерб не только экономике той страны, в отношении которой они вводятся, но и экономике государства, вводящего санкции. Так бывает особенно в тех случаях, если до введения санкций у этих стран были тесные экономические и торговые связи и отношения.

В связи с этими и многими другими проблемами в урегулировании международных конфликтов Уркварт в своей статье предлагает различные меры реформирования ООН, которые должны помочь стать ООН «состоятельным и действенным инструментом миропорядка». Эти меры включают в себя:

  • 1. необходимо создать эффективную систему раннего предупреждения, основанную на экономической, социальной, а так же политической информации,
  • 2. создать специальный форум ООН, где лидеры этнических и других притесняемых групп могли бы изложить свои проблемы и получить рекомендации по их разрешению у экспертов,
  • 3. необходимо расположить Совет Безопасности в пользу превентивных мер, что потребует со стороны правительств большую готовность принимать содействие ООН,
  • 4. необходимо провести реорганизацию Совета Безопасности с целью сделать его более представительным и тем самым придать ему большую легитимность,
  • 5. нужно развить правовую базу для операций ООН с перспективой перерастания ее в общепринятую международную правовую и конституциональную систему с соответствующим мониторингом и, при необходимости, механизмом принуждения,
  • 6. необходимо создать условия, при которых под воздействием общественного мнения и международных организаций правительства всех стран приложили бы усилия по решению проблем, связанных с контролем над вооружением,
  • 7. необходимо создать постоянную, хорошо обученную и морально подготовленную группу быстрого реагирования, не зависящей от согласия правительств предоставит войска.

Так же Уркварт предлагает и некоторые другие меры реформирования. Но, несмотря на все перечисленные недостатки ООН в сфере урегулирования конфликтов, ее роль как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных конфликтов очень велика. И именно эта организация осуществляет различные комплексные операции, связанные с установлением и поддержание мира и оказывает различную гуманитарную помощь.

международный политический глобализация

Статьи по теме: